Учение о бытие и познании Б.Спинозы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Родился:

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632— 1677) родился в семье еврейских эмигрантов1 в Амстердаме.

Учился Окончил семиклассное еврейское училище, где изучал древнееврейский язык, Библию и Талмуд, затем поступил в школу Франциска ван-ден-Эндена,

Главные события жизни: познакомился с работами Дж. Бруно, Фр. Бэкона, Т. Гоббса, особое впечатление на него оказали труды Р. Декарта, учеником (картезианцем) которого он себя в даль­нейшем считал.

Несоблюдение религиозных иудейских обрядов привело к тому, что он был подвергнут малому отлучению2 от синагоги (на месяц). Однако наказание не сломило Спинозу. Тогда раввины предложили ему еже­месячную пенсию, если он, хотя бы для вида, будет посещать богослу­жения, но Спиноза отказался. В 1656 г. Совет раввинов подверг его великому отлучению (навечно) и проклятию. Спиноза стал зарабаты­вать себе на жизнь, сначала помогая ван-ден-Эндену в преподавании, а затем (и до конца жизни) — шлифовкой оптических стекол3. Раввины подали на Спинозу жалобу в городской магистрат с требованием из­гнать его как опасного атеиста. Спиноза был вынужден покинуть Ам­стердам. Сначала он скитался по разным селам, а затем в 1670 г. пере­ехал в Гаагу.

Публикация первой работы («Принципы философии Декарта, изло­женные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей») сразу же принесла ему славу. В 1673 г. Спинозе предложи­ли занять кафедру в Гейдельбергском университете при условии, что он не будет нападать на официальную религию, но он отказался. В том же году от имени короля Франции ему пообещали пенсию, если он по­святит королю одно из своих сочинений, на что он ответил: «Я свои сочинения посвящаю только истине». Умер Спиноза в 1677 г. от ту­беркулеза.

1 Семья бежала из Португалии, спасаясь от преследований инквизиции, так как, при­няв для видимости христианство, сохранила прежнюю веру (иудаизм).

2 Отлучение означало, что никто из правоверных евреев не имеет права с ним об­щаться — ни в каком виде на протяжении всего срока отлучения.

3 Голландия в это время стала центром изготовления оптических приборов (теле­скопов, микроскопов). Стекла шлифовали вручную.

309

Основные труды. «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей» (1663), «Богословско-политический трактат» (издан анонимно в 1670 г.), «Этика» (издана посмертно в 1677 г.), «Политический трактат» (издан посмертно в 1677 г.).

 

Онтология Спинозы: Исходным пунктом философии Спинозы является учение о субстанции, которое он изложил в первой части «Этике»,названной «О Боге». Вопрос о субстанции- это главным образом вопрос о бытие, составляющем ядро метафизики. « В природе нет ничего,кроме субстанции и её проявлений». Критикуя дуализм декарта, он приходит к выводу,что двух субстанций быть не может в природе вообще. Субстанция только одна и философ называет её Богом. Субстанцией отождествляется у Спинозы Бог. Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие. Но Бог Спинозы не стоит над природой,он находится в ней, как её имманентная причина. Философ растворяет Бога в природе. Являясь причиной самой себя,субстанция вечна и бесконечна. Её вечное бытие вытекает из её сущности. Таким образом, Спиноза снимает вопрос о творении природы и о Боге,как её творце.Он отвергает личного Бога и понимает его как универсальную причину мира.

Бог Спинозы- не творит по свободному выбору нечто отличное от себя . Субстанция Спинозы проявляет себя в атрибутах,вечных и неотъемлемых свойствах.Поскольку она бесконечна ,то и атрибутов у нее много и каждый из низ «должен пониматься сам по себе». Но человек из этого множества познает только два:протяженность и мышление. Эти два атрибута составляют неизменные формы бытия субстанции. Субстанция будучи бесконечной и совершенной исключает какое-либо движение, какое-либо ее изменение,так же и атрибуты, являясь проявлением ее сущности, не подлежат изменениям. Они как и субстанция вечны. От субстанции и её атрибутов необходимо отличать отдельные вещи, которые конечны и находятся в постоянном изменении. Их спиноза называет Модусами. Их существование обусловлено «внешней причиной», и характерезуются не только конечностью, но и изменением движения. Движение находит своё основание и источник в субстанции, но осуществляется лишь в единичных,временных, конечных вещах, конечных модусах субстанции. Поскольку субстанция вечна и неизменна, движение не является ее атрибутом. Субстанция не имеет никакого отношения и ко времени, ибо в вечности нет ни прежде ни после.

Спиноза говорит о природе творящей и природе сотворенной. Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, харатерезуемые ,как модусы,-природой сотворенной. В мире (в сфере субстанции) не происходит ничего случайного.

Люди потому то называют случайным,что они не знают причин его возникновения и его существования.

 

Гносеология. Спиноза считал, что в принципе мир познаваем, но происходит это не потому, что в нашем сознании есть некие врожден-

ные идеи (как полагал Декарт), и не потому, что в наше сознание попа­дают впечатления от вещей внешнего мира (как считал Фр. Бэкон, Гоббс и многие другие).

Человеческое сознание и все мысли (конечные модусы) есть ре­зультат проявления модуса «бесконечный разум», а последний, в свою очередь, — атрибута «божественное мышление». Аналогично все кон­кретные явления и вещи и в том числе человеческое тело (конечные модусы) через посредство бесконечных модусов «движение и покой» восходят к атрибуту «протяженность». Сами по себе атрибуты не воз­действуют друг на друга и никак не связаны между собой. Таким обра­зом, две области конечных модусов — «мыслей» и «вещей или явле­ний» — оказываются полностью изолированными друг от друга. Тогда каким же образом наши мысли могут содержать знание о вещах и яв­лениях?

Решение проблемы коренится в понимании сущности атрибутов: каждый атрибут в равной степени, а именно полностью, выражает Бо­жественную субстанцию (Бог = Природа), а значит, все модусы одного атрибута должны совершенно соответствовать модусам другого атри­бута. Следовательно, наши человеческие мысли (конечные модусы) должны соответствовать другим конечным модусам — вещам и явле­ниям: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» («Эти­ка». Ч. II. Теорема 7).

Отсюда следует несколько парадоксальный вывод о том, что в прин­ципе нет ложных мыслей и идей, и можно различать только более или менее адекватные. Соответственно, Спиноза выделяет четыре вида по­знания, трактуя их как различные степени познания: 1. Мнение; 2. Чув­ственное познание (воображение); 3. Рациональное познание; 4. Интуи­тивное познание (табл. 62). Высшим является интуитивное познание, в котором происходит видение вещей, исходящих от Бога = Природы.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.