Родился:
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632— 1677) родился в семье еврейских эмигрантов1 в Амстердаме.
Учился Окончил семиклассное еврейское училище, где изучал древнееврейский язык, Библию и Талмуд, затем поступил в школу Франциска ван-ден-Эндена,
Главные события жизни: познакомился с работами Дж. Бруно, Фр. Бэкона, Т. Гоббса, особое впечатление на него оказали труды Р. Декарта, учеником (картезианцем) которого он себя в дальнейшем считал.
Несоблюдение религиозных иудейских обрядов привело к тому, что он был подвергнут малому отлучению2 от синагоги (на месяц). Однако наказание не сломило Спинозу. Тогда раввины предложили ему ежемесячную пенсию, если он, хотя бы для вида, будет посещать богослужения, но Спиноза отказался. В 1656 г. Совет раввинов подверг его великому отлучению (навечно) и проклятию. Спиноза стал зарабатывать себе на жизнь, сначала помогая ван-ден-Эндену в преподавании, а затем (и до конца жизни) — шлифовкой оптических стекол3. Раввины подали на Спинозу жалобу в городской магистрат с требованием изгнать его как опасного атеиста. Спиноза был вынужден покинуть Амстердам. Сначала он скитался по разным селам, а затем в 1670 г. переехал в Гаагу.
Публикация первой работы («Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей») сразу же принесла ему славу. В 1673 г. Спинозе предложили занять кафедру в Гейдельбергском университете при условии, что он не будет нападать на официальную религию, но он отказался. В том же году от имени короля Франции ему пообещали пенсию, если он посвятит королю одно из своих сочинений, на что он ответил: «Я свои сочинения посвящаю только истине». Умер Спиноза в 1677 г. от туберкулеза.
1 Семья бежала из Португалии, спасаясь от преследований инквизиции, так как, приняв для видимости христианство, сохранила прежнюю веру (иудаизм).
2 Отлучение означало, что никто из правоверных евреев не имеет права с ним общаться — ни в каком виде на протяжении всего срока отлучения.
3 Голландия в это время стала центром изготовления оптических приборов (телескопов, микроскопов). Стекла шлифовали вручную.
309
Основные труды. «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей» (1663), «Богословско-политический трактат» (издан анонимно в 1670 г.), «Этика» (издана посмертно в 1677 г.), «Политический трактат» (издан посмертно в 1677 г.).
Онтология Спинозы: Исходным пунктом философии Спинозы является учение о субстанции, которое он изложил в первой части «Этике»,названной «О Боге». Вопрос о субстанции- это главным образом вопрос о бытие, составляющем ядро метафизики. « В природе нет ничего,кроме субстанции и её проявлений». Критикуя дуализм декарта, он приходит к выводу,что двух субстанций быть не может в природе вообще. Субстанция только одна и философ называет её Богом. Субстанцией отождествляется у Спинозы Бог. Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие. Но Бог Спинозы не стоит над природой,он находится в ней, как её имманентная причина. Философ растворяет Бога в природе. Являясь причиной самой себя,субстанция вечна и бесконечна. Её вечное бытие вытекает из её сущности. Таким образом, Спиноза снимает вопрос о творении природы и о Боге,как её творце.Он отвергает личного Бога и понимает его как универсальную причину мира.
Бог Спинозы- не творит по свободному выбору нечто отличное от себя . Субстанция Спинозы проявляет себя в атрибутах,вечных и неотъемлемых свойствах.Поскольку она бесконечна ,то и атрибутов у нее много и каждый из низ «должен пониматься сам по себе». Но человек из этого множества познает только два:протяженность и мышление. Эти два атрибута составляют неизменные формы бытия субстанции. Субстанция будучи бесконечной и совершенной исключает какое-либо движение, какое-либо ее изменение,так же и атрибуты, являясь проявлением ее сущности, не подлежат изменениям. Они как и субстанция вечны. От субстанции и её атрибутов необходимо отличать отдельные вещи, которые конечны и находятся в постоянном изменении. Их спиноза называет Модусами. Их существование обусловлено «внешней причиной», и характерезуются не только конечностью, но и изменением движения. Движение находит своё основание и источник в субстанции, но осуществляется лишь в единичных,временных, конечных вещах, конечных модусах субстанции. Поскольку субстанция вечна и неизменна, движение не является ее атрибутом. Субстанция не имеет никакого отношения и ко времени, ибо в вечности нет ни прежде ни после.
Спиноза говорит о природе творящей и природе сотворенной. Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, харатерезуемые ,как модусы,-природой сотворенной. В мире (в сфере субстанции) не происходит ничего случайного.
Люди потому то называют случайным,что они не знают причин его возникновения и его существования.
Гносеология. Спиноза считал, что в принципе мир познаваем, но происходит это не потому, что в нашем сознании есть некие врожден-
ные идеи (как полагал Декарт), и не потому, что в наше сознание попадают впечатления от вещей внешнего мира (как считал Фр. Бэкон, Гоббс и многие другие).
Человеческое сознание и все мысли (конечные модусы) есть результат проявления модуса «бесконечный разум», а последний, в свою очередь, — атрибута «божественное мышление». Аналогично все конкретные явления и вещи и в том числе человеческое тело (конечные модусы) через посредство бесконечных модусов «движение и покой» восходят к атрибуту «протяженность». Сами по себе атрибуты не воздействуют друг на друга и никак не связаны между собой. Таким образом, две области конечных модусов — «мыслей» и «вещей или явлений» — оказываются полностью изолированными друг от друга. Тогда каким же образом наши мысли могут содержать знание о вещах и явлениях?
Решение проблемы коренится в понимании сущности атрибутов: каждый атрибут в равной степени, а именно полностью, выражает Божественную субстанцию (Бог = Природа), а значит, все модусы одного атрибута должны совершенно соответствовать модусам другого атрибута. Следовательно, наши человеческие мысли (конечные модусы) должны соответствовать другим конечным модусам — вещам и явлениям: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» («Этика». Ч. II. Теорема 7).
Отсюда следует несколько парадоксальный вывод о том, что в принципе нет ложных мыслей и идей, и можно различать только более или менее адекватные. Соответственно, Спиноза выделяет четыре вида познания, трактуя их как различные степени познания: 1. Мнение; 2. Чувственное познание (воображение); 3. Рациональное познание; 4. Интуитивное познание (табл. 62). Высшим является интуитивное познание, в котором происходит видение вещей, исходящих от Бога = Природы.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.