Родился: (1588-1679) в семье сельского священника вблизи города Мальсбери на юго-востоке Англии.
Учился: 15 лет-студент Оксфордского университета
События жизни: Стал наставником сына барона Кавендиша, сначала как домашнего учителя, затем как личного секретаря.Перед началом первой английской революции был сторонником монархии и в 1640 г. эмигрировал во Францию; в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля вернулся в Англию, где пытался идеологически обосновать эту диктатуру. В период Реставрации (при Карле II) выступил с критикой парламента, ранее боровшегося с Карлом I.
Основные труды. «Элементы законов, естественных и политических» (1640), Трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Самая известная его работа — «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).
Понятие,предмет,структура философии.Филофия-как попытка синтеза идей двух основных течений новоевропейской философии английского эмпиризма(Бэкон) и континентального рационализма(Галилей,Декарт). Основой синтеза стал номинализм(фундаментальная философская позиция, возникшая в античности (киники и стоики) на основе решения проблемы общих понятий-универсалий)) и механицизм (познавательный принцип, в силу которого все многообразие явлений объясняется через взаимодействие элементарных частиц бытия). Это два общеметодологических принципа.Итак на этих двух принципах стоит философия Гоббса.
Философия-познание ,достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее явления из познаваемых нами причин.
Предмет философии- всякое тело, возникновение которого мы можем постичь посредством размышления и которое мы можем сравнить с другими телами.
Всякое иное знание, полученное вне логического рассуждения ,должно быть исключено из философии.(исключение знания основанного на восприятии и памяти-так как знание даётся непосредственно природой).
Философия исключает теологию(отличие и по предмету и по методу познания, пример с Верой-ее нельзя логически обосновать).
Тело-центральное понятие для философии Гоббса.
Тело- то,что не зависит от нашего мышления и совпадает с частью пространства, имеет равную протяженность.
Тело объединяет, прежде всего, природные тела (человеческое тело), но и духовное, наделенное сознанием и речью.
Философия так же распадается на естественную и гражданскую.
Онтология. Гоббс (в вопросе этого нет,но пусть будет)— создатель первой в истории философии концепции механического материализма. С его точки зрения, природа
(материя) представляет собой совокупность протяженных материальных тел, которые различаются между собой величиной, фигурой, положением и движением. Материя не создается и не уничтожается, она существует вечно. Движение присуще самой материи (и никакой перводвигатель для его объяснения нам не нужен). Движение он понимал как чисто механическое, т.е. как перемещение тел. От одного тела к другому движение передается за счет «толчков».
Фундаментальное свойство любого тела — занимать некоторое пространство и простираться вместе с ним. Но при этом протяжённость нельзя путать с протяженным телом; аналогично движущееся или покоящееся тело не есть само движение или покой. Протяженность (пространство), движение и покой — это акциденции, т.е. «формы нашего восприятия тела», а не свойства самих тел.
Теория познания Гоббса.
В принципе разделяет основную формулу сенсуализма, что без ощущений нет представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Но знание фактов для обыденной жизни не достаточно. Научное знание образует различные теоретические утверждения. Его достоверность невозможно почерпнуть ни в каком опыте-главное положение методологии Гоббса в рационалистическом ключе опираясь На Галилея и Декарта.
Образцом достоверного знания была математика.
Развивает знаковую концепцию языка, отождествляя фактически язык и мышление, говоря о том, что язык составляет другую разновидность опыта, источником которого выступает разум. Но он считал искусственным любой язык, рассматривая его как результат человеческого соглашения (Имена-есть слово, произвольно выбранное нами в качестве метки,имена метки становятся в дальнейшем именами –знаками -результат соглашения группы людей придающие меткам общезначимое содержание). Человек-творец своего языка.
У Декарта исходные основания знания-это интуиция,как некие непосредственные устмотрения человеческого ума. У Гоббса не может быть интуиций,но должны быть дефениции,точные определения слов.
Первостепенное значение в методологии-умение составлять точные определения.Дать определение значит снабдить применяемое слово значением. При соединение слов возникает предложение.Оно состоит из конкретного имени в функции субъекта и одного абстрактного- в функции предиката,соединенных связкой.(Человек-есть живое существо).Процесс рассуждения представляет собой связывание названий в соответсвии с правилами,.
Гоббс –сенсуалист и номиналист.Он счита,что все существующие вещи только единичны.
Аналитический или разъединительный метод состоит в разложении чувственных восприятий и в нисхождении к самым общим принципам, последним элементам природы, опираясь на которые можно объяснить максимальное количество явлений. Дальше Соединительный метод восхождения от вывяленных принципов к постижению реальных вещей. –позиции методологического дуализма.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 198.