Социально-политические взгляды Гоббса.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Этика. Гоббс считает, что существует единая и универсальная «при­рода человека». Естественными законами этой природы и объясняются в первую очередь все человеческие поступки. В природе человека ле­жит стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствиям. Поэтому «благом» для человека является предмет жела­ния и влечения, «злом» — предмет отвращения и ненависти. Добродетели и пороки — это то, что при разумном понимании может быть оценено, соответственно, как способствующее или мешающее достижению блага.

Поскольку гражданский мир является величайшим благом, то граж­данские добродетели, способствующие ему, соответствуют естествен­ным законам нравственности. Таким образом, социальные законы ко­ренятся в природе человека, которая есть часть природы в целом. Отсюда основа социальных законов вытекает из естественных законов.

Социальная философия. Великие географические открытия эпохи Возрождения позволили европейцам обнаружить, что значительная часть населения Земли живет вне государственного устройства (в усло­виях первобытного строя). Этот факт со всей остротой поставил перед учеными проблему происхождения государства. А революции Нового времени, и прежде всего первая английская революция, значительно по­дорвали веру в божественное происхождение королевской власти.

Гоббс определял государство не как божественное установление, а как «искусственное тело», созданное людьми. В истории человечества он выделял две основные стадии: догосударственную («естественное состояние») и государственную. В естественном состоянии люди живут разобщенно и находятся в состоянии войны «каждого против всех» (по принципу «человек человеку — волк»). Рассматривая воп­рос о происхождении государства, Гоббс закладывает основы теории «общественного договора», получившей широкое распространение и развитие в эпоху Просвещения.

Государство возникло в результате добровольного договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности. При этом граждане сами ограничили свою свободу и отдали часть своих прав государю и государственным органам. На правителя (государя) возлагается обя­занность охраны мира и всеобщего благоденствия. Благо народа — это высшая цель государства; для этого государство должно быть цен­трализованным и единым. Лучшая форма правления — монархия.

Судьба учения. Идеи Гоббса оказали большое влияние на философию эпохи Просвещения: как на развитие материализма, так и на ста­новление учения о государстве

 

Теория познания Локка.

Родился : Джон Локк (1632—1704) — англий­ский философ. Родился в семье адвоката, Учился ::в Оксфорде, где по­лучил степень магистра, затем там же преподавал греческий язык и риторику.

Главные события в жизни: Недовольный полученным образованием (в основном это был схоластический перипатетизм), стал изучать медицину, физику и химию. В 1668 г. избран членом Лондонского королевского обще­ства. В 1672 г. стал домашним врачом, домашним воспитателем, а за­тем и секретарем лорда Эшли (будущего графа Шефтсбери), который был видным политическим деятелем и лидером оппозиции эпохи Ре­ставрации. В это время Локк активно включился в политическую де­ятельность. В 1675 г. после отставки лорда Эшли с поста лорд-канц­лера Локк отправился во Францию, где изучал картезианство; в 1679 г. возвратился в Англию и продолжил сотрудничество с лордом Эшли. В 1682 г. лорд Эшли был вынужден бежать в Голландию, в 1683 г. Локк последовал за ним. Вернулся в Англию он только после «Слав­ной революции» в 1689 г. и оставшуюся часть жизни посвятил науч­ным занятиям.

В центре внимания Локка — проблемы гносеологии и социальной философии (политики, этики и педагогики).

Основные труды. «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпи­мости» (1691), «Мысли о воспитании» (1693).

 Теория познания Локка:

Главная  особенность философской системы Локка заключается в смещении его проблематике в сторону гносеологии.

Основным вопросов в философском творчестве мыслителей 17 века является вопрос об источнике человеческих знаний. В Решении этого вопроса Локк выступает продолжателем идей Гоббса и Гассенди, развивая и углубляя линию сенсуализма. Основополагающий принцип сенсуализма заключается в том, что « нет ничего в уме, чего прежде не было в ощущении». Непреклонное следование данному принципу выразилось у Локка в обстоятельной критике влиятельных в то время представлений об априорности, внеопытности по крайне мере основных наших знаний, иными словами, представлений о врожденности идей. Критики теории врожденных идей посвящена первая книга « Опыта о человеческом разумении». Локк подвергает критическому анализу не только представление о том, что человек от рождения располагает некими идеями, но и представления о том, что существуют врожденные принципы, «некие первичные понятия», которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Локк считает необходимым указать путь каким мы приходим ко всякому знанию.

Философ считает, что «идеи и Понтия так же мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки». Знание и общие принципы только кажутся нам врожденными ,в действительности же за ними скрывается опыт.

 Философ так же решительно отвергает врожденность идеи Бога.

На вопросы о том , как душа получает знание и идеи, Локк отвечает –из опыта. « На опыте основывает все наше знание, от него в конце концов оно происходит». Жизненный опыт, Локк называет внешним опытом . Внешний опыт даёт человеку ощущения, то есть впечатления , получаемые посредством зрения, слуха.. Все знания о внешнем мире, по Мысли Локка происходят из ощущений. Наряду с внешним, Локк выделяет и внутренний опыт, или рефлексию. При этом Локк обращается к Осмыслению человеческого сознания и его внутренней специфике. Он считает, что человек может не только получать знания о внешнем мире с помощью органов чувств, но и наблюдать, осознавать « внутренние действия нашего ума», получая знания «о своей собственной деятельности внутри себя». Особенности внутреннего опыта по мысли философа, объясняют такое важное свойство человеческого сознания, как наличие в нём определенных задатков.

Существенным элементом гносеологии Локка является Теория Первичных и вторичных качеств. Первичные качества- неотъемлемые ни при каких обстоятельствах свойства всех без исключения тел: величина, форма, число, положение, движение или покой. К этим объективным свойствам тел, признаваемых и всеми рационалистами, Локк прибавлял плотность(непроницаемость).

Вторичные качества – это всегда изменчивые, возникающие и исчезающие свойства, всегда доводимые до нашего сознания органами наших чувств: цвета,запахи,звуки…Они возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия на наши органы чувств невидимых частиц.

Локк полагает,что человеческое сознание из внешнего и внутреннего опыта преобретает содержание. Это содержание философ называет «идеями».,подразделяя из на простые и сложные.

К простым идеям, черпаемым во внешнем опыте, относят например идея протяженности,движения,покоя,теплого,холодного. Простые идеи, возникающие в процессе рефлексии,- это прежде всего идеи мышления(разума и воли).

Сложные идеи- всегда комбинации простых идей.(пример идея «друг»).

Главный способ-способ абстрагирования(отвлечения тех простых идей,признаков объекта), которые являются общими для всех совокупностей идей ( для всех предметов) данной группы.

В Философско гносеологическом учении Локка важно место занимает вопрос об истине и о видах человеческого знания. В « Опыте о человеческом разумении» философ рассматривает проблемы границ познания, природы истины и соотношения разума и веры. Философ выделяет по степени точности 3 вида познания.

Высшим уровнем познания Локк считает интуитивное. Интуиция даёт человеку самое точное знание, состоящее из самоочевидных истин. Интуитивное познание имеет место тогда, когда человеческий разум воспринимает «соответствие или несоответствие двух идей,непосредственно через них самих,без вмешательства каких-нибудь других идеё».

Вторым видом познания считается демонстративное, то есть происходящее посредством умозаключений, познания. Когда оказывается познание путём интуиции.

Третий уровень познания- чувственное, или сенситивное познание. Сенситивное познание, по Локку, есть познание « существования отдельных внешних предметов через наше восприятие и осознание того, что мы действительно получаем от них идеи».

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 211.