Б |
арьерный бег требует определённой подготовленности опорно-двигательного аппарата спортсмена, достаточной силы, быстроты, подвижности в суставах с учётом специфики бега на различные дистанции. Это является одним из предварительных условий обучения технике вида. К упражнениям, развивающим группы мышц, которые непосредственно участвуют в барьерном беге, следует отнести упражнения, способствующие развитию мышц передней и задней поверхности бедра, голени, стопы, туловища. Особо необходимо выделить упражнения, увеличивающие степень подвижности в тазобедренных суставах. Недостаток подвижности в суставах приводит к появлению многих ошибок в технике. Развитие силы мышц, окружающих тазобедренный сустав, от которых зависит величина амплитуды движений и мощность усилий при преодолении барьеров, также составляет часть специальной подготовки барьериста. Средства такой подготовки – подводящие упражнения, которые можно выполнять на месте и в движении, с барьерами и без них.
Задача 1. Создать у занимающихся представление о правильной технике барьерного бега.
Средства. Наглядный пример – бег барьериста высокой квалификации, показать видеозаписи, киносъемки с обязательной демонстрацией целостного бега, а не отдельных фиксированных его положений.
Рис. 22. Специальные упражнения барьериста
Методические указания. Преподаватель должен обратить внимание на самые важные моменты; высокую скорость и динамичность бега между барьерами, т. е. на шаговое движение через барьер, общую координацию движений.
Задача 2. Научить правильному переходу через барьер.
Средства. Специальные упражнения барьериста на месте (рис. 22) и в движении на дорожке. 1. Стоя на толчковой ноге перед барьером на расстоянии 30 – 40 см, поднять бедро маховой ноги до горизонтального положения, подняться на носок опорной ноги и, выпрямляя маховую ногу, опустить её за барьер. Одновременно быстро перенести согнутую в колене толчковую ногу через барьер параллельно его планке и, сразу же выведя колено вперёд, сделать шаг за барьером. 2. Пройти через 4 – 5 барьеров, удалённых друг от друга на 2 – 3 м, и выполнить это упражнение в ходьбе и беге с высоким подниманием бедра, перенося толчковую ногу через барьер, как и в первом упражнении. Высота барьеров подбирается индивидуально.
Методические указания. Следить за синхронностью действий маховой и толчковой ноги, за активным продвижением таза вперёд. Акцентировать внимание на выполнении загребающего движения при опускании маховой ноги. Руки работают, как при обычном беге.
При опускании маховой и выносе вперёд толчковой ноги выводится вперёд противоположная рука, согнутая так, чтобы локоть её приблизился к колену толчковой ноги. Это действие приучает к правильному выносу вперёд толчковой ноги и в то же время к сохранению наклона туловища.
Задача 3. Научить ритмичному бегу с барьерами.
Средства. Бег с барьерами в 3 шага при их сближенной расстановке – для бегунов на 110 и 100 м, в 5, 7, 10, 12 шагов – для бегунов на 400 м. 1. С 6 – 7 шагов разбега пробежать через 3 – 4 барьера. Высота барьера занижена, расстояние между барьерами подбирается индивидуально. 2. Выполнить то же упражнение с 7 – 8 шагов разбега через 4 – 5 барьеров с постепенным их повышением до стандартной высоты и увеличением расстояния между ними.
Методические указания. Важно следить за тем, чтобы спортсмены не отталкивались близко к барьеру, не прыгали высоко через них, естественно соединяли пробегание через барьеры и бег между ними. Необходимо своевременно изменять расстояние между барьерами, уменьшая его для слабых и неуверенных спортсменов и увеличивая для более сильных и смелых.
Далее необходимо последовательно обращать их внимание и основные моменты техники: активный вход на барьер без раннего наклона туловища; полное выталкивание на барьер без раннего распрямления маховой ноги; недопустимость поспешного подтягивания толчковой ноги; непрерывность перехода в бег после схода с барьера без откидывания плеч назад; отсутствие прыжкообразного бега между барьерами.
Как только будут хорошо усвоены основы барьерного бега, почти все занятия надо проводить на высокой скорости.
Задача 4. Научить бегу со старта.
Средства. Бег с высокого и низкого старта через 2 – 3 барьера. Осваивать разбег при несколько сближенных расстояниях в 7 – 8 шагов – для бегунов на 110 и 100 м, в 21 – 24 шага – для бегунов на 400 м.
Методические указания. Чтобы не было близкого подхода к 1-му барьеру, рекомендуется положить отметку у места отталкивания и добиться убыстрения последних шагов перед отталкиванием (можно с помощью подсчёта для ускорения темпа бега). С возрастанием скоростно-силовой подготовленности следует постепенно приблизиться к обычной линии старта.
Задача 5. Научить технике барьерного бега в целом и совершенствовать её.
Средства. Выполнить разные варианты бега с барьерами на сокращённой, стандартной и увеличенной дистанциях. 1. Бег с низкого старта через 2 – 4 барьера на сближенном и нормальном расстоянии для отработки старта и стартового разбега. Высота барьеров может быть пониженной или стандартной. 2. Бег с высокого старта с 18 – 22 м разбега через 5 – 6 барьеров для освоения более быстрого стартового разбега и ритма на повышенной скорости (для бегунов на 110 и 100 м). 3. Бег с высокого или низкого старта (13, 13,72 м) через 7 – 12 барьеров нормальной или пониженной высоты с несколько приближёнными последними барьерами для развития специальной выносливости (для бегунов на 110, 100 м). 4. Различные эстафеты с включением барьерного бега. 5. Групповые старты барьеристов. 6. Групповые старты барьеристов со спринтерами. 7. Участие в соревнованиях.
Методические указания. На каждом занятии следует выполнять специальные упражнения барьериста с целью более точной отработки деталей техники.
При обучении технике барьерного бега следует обратить внимание занимающихся на типичные ошибки.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 222.