Административные процедуры - это установленные актами законодательства регламентные нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, а также обжалования и пересмотра решений по административным делам.
Содержание административных процедур включает следующие элементы: цель административных процедур; их правовая регламентация; принципы административных процедур; порядок осуществления управленческих действий; рассмотрение и разрешение административных дел; исполнение решений, принятых по административным делам.
Основная цель формирования административных процедурных правоотношений — установление административного правового порядка осуществления управленческих действий; реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций; обеспечение законности публичного управления; установление гарантий справедливости и обоснованности принятия административных актов или совершения управленческих действий; совершение юридически значимых действий в отношении заявителей.
Принципы:
Принцип приоритетности прав и свобод человека предполагает обязанность администрации в каждом конкретном случае исходить именно из наиболее приемлемого для человека решения.
Принцип законности и обоснованности деятельности администрации, или принцип связанности администрации законом либо запрета на произвольную деятельность администрации, имеет универсальный характер в правовом государстве и распространяет свое действие не только на органы системы исполнительной власти, но и на органы, принадлежащие к законодательной или судебной ветвям государственной власти.
Принцип равенства всех заявителей перед законом и администрацией исходит из конституционного принципа равенства всех перед законом в рамках административной процедуры. Он призван создать равные условия для реализации прав заявителей независимо от их пола, расы, национальности происхождения и т.п., а также от организационно-правовой формы и формы собственности. Действительно, нормой должно стать правовое равенство заявителей.
Принцип доступности административных процедур предполагает: во-первых, отсутствие запрета на непосредственное (а не обязательное участие например, адвоката) обращение в администрацию в связи с конкретным делом любого заявителя (субъектный и объектный элементы); во-вторых, существование правил, регулирующих вопросы претензионной, "общепроцедурной" давности и протяженности административной процедуры как таковой (темпоральный элемент); в-третьих, формирование института безвозмездности административной процедуры (финансовый элемент); в-четвертых, правила свободного обращения с жалобой на первичный административный акт (жалобный элемент).
Принцип транспарентности административных процедур (или их открытости, прозрачности) призван реализовать в рамках этого вида деятельности Российского государства более общий принцип - прозрачность и открытость государства в целом. Элементами данного принципа являются: свобода получения информации о той или иной административной процедуре (транспарентность процедурного законодательства); свобода получения информации о правовом статусе (включая вопросы компетенции) той или иной администрации; свобода получения информации об имеющейся практике по аналогичным делам и т.п.
Принцип соразмерности предполагает необходимость сопоставления предпринимаемых администрацией мер (по степени, объему и др.) и реально существующих обстоятельств. Он распространяется на все стадии административной процедуры, в том числе на процесс доказывания.
презумпция достоверности, т. е. поданные заявителями сведения о фактических обстоятельствах рассматриваемого административным органом административного дела считаются достоверными и подлинными во всех случаях до того момента, пока обратное не будет доказано должностными лицами административного органа;
запрет злоупотребления правом, т. е. применение административным органом всякого правового акта только в строгом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его смыслом и главной целью. Недопустимо злоупотреблять пробелами или неясностями действующего законодательства в процессе деятельности административных органов;
запрет произвола, т. е. безусловное исключение из административной практики проявлений неравного подхода в оценке одних и тех же фактических обстоятельств дела в одинаковых правовых ситуациях;
запрет бюрократического формализма, т. е. запрет для административных органов обременять заинтересованных лиц обязанностями или отказывать им в предоставлении права исключительно в целях соблюдения их внутриорганизационных правил и требований. В случае если рассматриваемое административное дело может быть разрешено без соблюдения указанных правил, то административным органам запрещено использовать во вред заинтересованным лицам факт несоблюдения ими внутриорганизационных правил и требований;
право быть выслушанным. Административный орган вправе принять административный акт только при условии, что лицу, права или законные интересы кᴏᴛᴏᴩого ограничиваются данным актом, была предоставлена возможность выразить ϲʙᴏе мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для законного и правильного разрешения дела;
беспристрастность. Должностные лица административного органа обязаны обеспечить беспристрастное рассмотрение и разрешение административного дела;
обоснованность каждого административного решения или действия. На административном органе лежит обязанность всестороннего и глубокого исследования всех обстоятельств, имеющих значение для законного разрешения дела;
Принцип экономии административных процедур заключается в формировании и соблюдения правила: административная процедура осуществляется наименее затратным путем - по времени, по используемым ресурсам, по затрачиваемой энергии и пр. Следствием реализации этого принципа на практике являются, например, институт объединения процедур по субъектному или объектному критерию, институт комплексного рассмотрения заявлений, институт активности администрации и т.п.
ОТЛИЧИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОТ ПРОИЗВОДСТВА!!!!!!
53. Административно-юрисдикционное производство - деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению административно-правовых споров в сфере государственного управления.
Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:
-в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
-в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.
Общие черты административно-юрисдикционного производства:
- является составным элементом (частью) административного процесса;
- регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
- направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;
- выступает средством реализации охранительной функции административного права;
- характеризуется множественностью субъектов осуществления;
- состоит из определенных административных производств;
- результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.
Виды административно-юрисдикционных производств:
- производство по делам об административных правонарушениях -это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, основанная на совокупности административно-процессуальных норми направленная на достижении задач, которые поставлены перед ними КоАП РФ. Данный вид административно-юрисдикционного производства наиболее полно юридически регламентирован в современном законодательстве;
- дисциплинарное производство - это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти, по применению дисциплинарных взысканий;
- производство по жалобам - разрешение спорной ситуации, возникшей в виду обращения гражданина или коллективного субъекта, ставящего под сомнение правомерность действий и правовых актов органов исполнительной власти (должностных лиц);
- исполнительное производство - это деятельность Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов предназначенных для правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и иных документов;
- производство по реализации института материальной ответственности -это деятельность органов и должностных лиц направленная на решение вопросов о возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 501.