Административно-правовые отношения между федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

28 .Виды государственной службы, должностей государственной службы по действующему законодательству. Реестры должностей государственной службы. Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

Государственная служба РФ делится на следующие виды:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба;

федеральная государственная служба.

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности федеральной государственной службы иных видов.

1. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

перечни типовых воинских должностей;

перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 262-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации.

3. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

29. Государственная служба: понятие, принципы, правовые основы. Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

 Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу.

30. Государственные служащие: классификация, права, обязанности, ответсвенность. Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, состоящий на государственной должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством о государственной службе, и получающий денежное вознаграждение за счет федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Классификация российских государственных служащих:

 

1. По уровням государственной власти:

• федеральные государственные служащие;

• государственные гражданские служащие субъектов РФ.

2. По ветвям государственной власти:

• государственные служащие законодательной власти;

• государственные служащие исполнительной власти;

• государственные служащие судебной власти и прокуратуру;

• государственные служащие иных высших органов государственной власти.

3. По видам государственной службы:

• гражданский служащий;

• военнослужащий;

• служащий правоохранительных органов.

4. По условиям прохождения службы:

• карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;

• государственные служащие, замещаемые должности государ­ственной службы по контракту на определенный срок.

5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, ди­пломатическим рангам.

В современном российском законодательстве определено Четы­ре вида классификации государственных служащих.

Проходящим федеральную государственную службу РФ, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражда­нам, при­сваиваются:

• классные чины;

• дипломатические ранги;

• воинские звания;

• специальные звания.

Проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются только класс­ные чины.

Государственный служащий имеет право:

- на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,

- на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,

- на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

- на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,

- участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

- на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

- знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,

- на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,

- на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,

- на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,

- на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,

- вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан:

- обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,

- добросовестно исполнять должностные обязанности;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

- в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

- соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

- поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполне­ние либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей (должностной проступок). Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, ины­ми нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:1) замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»— «г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ 11понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ12). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

 Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

31 .Должностное лицо: понятие и виды.  Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Категории должн. лиц:

1)Должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов. Это работники соответствующих органов, наделенные юридически властными полномочиями, без которых невозможно представлять государственную власть в ее любом проявлении (законодательную, исполнительную, судебную, прокурорскую).

Юридически властные полномочия этих должностных лиц реализуются в отношении лиц, не находящихся в их служебном подчинении (или служебной зависимости), а также государственных. и негосударственных организаций, ведомственно им не подчиненных. Например, такие должностные лица полномочны предъявлять названным лицам и организациям основанные на законе требования, давать обязательные к исполнению указания, применять предусмотренные законодательством меры внесудебного (административного) принуждения, включая меры административной ответственности.

2) Должностные лица, непосредственно реализующие внутри-организационные (внутрисистемные) полномочия государственных органов. Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу.

Их полномочия включают, например, право издавать юридически обязательные акты, действующие в системе данного министерства, данной подведомственной государственному органу сфере деятельности; приостанавливать или отменять неправомерные акты подведомственных им иных государственных органов и должностных лиц; распоряжаться вверенным данному государственному органу государственным имуществом; назначать и освобождать от должностей нижестоящих работников; поощрять их, а в необходимых случаях и наказывать и т.д.

3) Должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспечению деятельности государственных органов. Каждый орган имеет свою организационную структуру и штаты (совокупность государственных должностей, составляющих аппарат данного органа).

Какова роль этих служащих, составляющих рабочий костяк каждого государственного органа? Они также являются должностными лицами с определяемым должностными инструкциями комплексом служебных обязанностей и прав и, конечно, компетенцией (включая и полномочия).

Но характер их полномочий своеобразен. Во-первых, они не всегда имеют четко выраженный юридически властный характер Во-вторых, они всегда связаны с организацией работы внутри аппарата данного органа. В-третьих, они в той или иной степени, не обязательно связаны с созданием условий, необходимых для обеспечения эффективной работы по реализации полномочий двух первых видов должностных лиц.

32. Ответсвенность служащих за служебные проступки и её виды. Дисциплинарные взыскания. Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей (должностной проступок). Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, ины­ми нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:1) замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»— «г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

33. Прекращение служебных отношений (основания и порядок). Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службыи увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативегражданского служащего(статья 36настоящего Федерального закона);

4) расторжение служебного контракта по инициативепредставителя нанимателя(статья 37настоящего Федерального закона);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2и3 статьи 28настоящего Федерального закона)

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта (статья 39настоящего Федерального закона);

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должностигражданской службы(статья 40настоящего Федерального закона);

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренныхстатьей 17настоящего Федерального закона;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (часть 7 статьи 27настоящего Федерального закона).

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

1) в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

34. Противодействие коррупции административно-правовыми стредствами в системе государственной службы. Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

1. по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

2. по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

3. по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

К числу административно-правовых средств противодействия коррупции можно отнести:

• административные запреты, связанные с режимом государственной службы;

• средства урегулирования конфликта интересов на государственной службе;

• четкий должностной регламент государственного служащего;

• конкурсное замещение должности государственной службы;

• установление и обязательное использование кадрового резерва в системе государственной службы;

• обязательное установление альтернативы при выборе кандидатов при назначении на должность;

• испытание при поступлении на государственную службу;

• механизм согласования с подразделениями собственной безопасности кандидатур при назначении на ответственные должности государственной правоохранительной службы;

• определение статуса должности государственной службы, которая связана с коррупционными угрозами;

• социальные гарантии, связанные с режимом и статусом государственного служащего;

• аттестация государственных служащих;

• поощрения и награждения государственных служащих;

• определение примерных этапов карьерного роста государственного служащего;

• отстранение от занимаемой должности государственной службы в случаях возникновения "конфликта интересов";

• квалификационный экзамен;

• режим служебной дисциплины на государственной службе;

• административный контроль за служебной деятельностью государственных служащих;

• налоговый контроль за имущественным положением государственного служащего и членов его семьи;

• дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих;

• механизм предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего;

• оплата труда государственных служащих;

• ротация кадров в системе государственной службы и др.

35. Формы управленческой деятельности: понятие и сущность. Форма управленческой деятельности — это внешнее, постоянное, типизированное выражение практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций. Это также способ внешнего выражения всей совокупности способов, приемов и методов работы, применяемых субъектом управления для достижения поставленных целей. По формам можно судить о том, как и с помощью каких инструментов государство реализует свою управленческую компетенцию.

(Формами управленческой деятельности являются способы выражения ее содержания, система внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления, определенное внешнее выражение конкретных управленческих действий как части управленческой деятельности.)

Формы государственного управления подразделяют на правовые и неправовые. С помощью правовых форм закрепляются принимаемые субъектом государственного управления властные решения, которые непосредственно влекут правовые последствия.

Правовые формы государственного управления в административном праве классифицируются по содержанию и способу выражения.

По содержанию административно-правовые формы государственного управления можно разделить на правотворческую и правоприменительную.

Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности.

Правоприменительная форма государственного управления в свою очередь подразделяется на издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права), а также совершение действий юридического характера.

Издание индивидуальных правовых актов управления осуществляется субъектом государственного управления тогда, когда по обстоятельствам дела этот субъект в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта.

Совершение действий юридического характера осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта и он совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия (например, составление протокола об административном правонарушении, выдача документов, удостоверяющих личность, подготовка заключения по материалам служебной проверки и др.).

В зависимости от характера реализуемых правовых предписаний правоприменительные формы государственного управления подразделяются на регулятивные и правоохранительные.

Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и др.).

Правоохранительная форма используется при применении мер административного принуждения к лицам, нарушающим нормы права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.

По способу выражения правоприменительные формы государственного управления подразделяются на письменные и устные.

Основной формой государственного управления является письменная форма. Эта форма используется при решении управленческих вопросов, требующих письменного оформления действий субъекта государственного управления, что порождает юридические последствия.

Устная форма государственного управления применяется в предусмотренных правовыми нормами случаях при решении вопросов оперативного характера и состоит в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые также влекут юридические последствия.

От правовых форм государственного управления необходимо отличать неправовые, которые сами по себе не влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений для лиц, к которым они обращены. Юридическим результатом в этих случаях является сам факт осуществления этих форм.

В неправовых формах выражаются действия организационного характера и материально-технические операции, которые также используются в процессе государственного управления.

К формам организационного характера относятся административно-организационные мероприятия (совещания, слушания, заседания различных комиссий, развод на службу и т.д.), обучение персонала, внедрение научной организации труда и другой организационной работе в органе исполнительной власти, общественно-организационные мероприятия (конференции, круглые столы, презентации и т.д.).

Эти действия направлены на своевременное доведение необходимой управленческой информации до субъекта управления, обсуждение и выработку управленческих решений, организацию повседневного взаимодействия между субъектом и объектом государственного управления.

Материально-технические операции призваны обеспечить работу органов исполнительной власти. К этим операциям относятся, к примеру: прием и обработка корреспонденции, ведение различного рода картотек и других технических средств учета движения документации, архивное хранение документов, письменные и графические работы, обслуживающие те или иные управленческие функции, прием и отправление служебной корреспонденции, журнальный или компьютерный учет движения товарно-материальных ценностей, составлении отчетов.

36 . Правовой акт управления: понятие, признаки … Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное требование органов власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение административно-правовых норм, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов государственного управления (в первую очередь, органов исполнительной власти).

Классификация правовых актов:

По юридическим свойствам:

-Нормативные, т.е. правоустанавливающие;

-Индивидуальные, т.е. правоприменительные.

По юридическим последствиям:

-Обязывающие;

-Запрещающие;

-Наделяющие полномочиями;

-Поощряющие;

Содержащие отказы.

По времени вступления в силу:

-С момента принятия;

-С момента подписания;

-С момента официального опубликования;

-С момента включения в национальные и иные реестры;

-Со специально предусмотренного в правовом акте срока;

-С даты, специально определенной для некоторых категорий правовых актов.

По действию в пространстве:

-Республиканские;

-Местные (действующие в конкретной административно территориальной единице).

По действию во времени:

-Постоянные (бессрочные);

-Временные (срочные).

-По порядку принятия:

-Коллегиальные;

-Единоличные.

По виду госоргана, издающего правовой акт:

-Акты президента (декреты, указы, директивы и распоряжения);

-Акты правительства (постановления, протоколы совещаний);

-Акты министерств, госкомитетов, департаментов (приказ, постановления, инструкции, стандарты, уставы, методические правила, положения, программы);

-Акты органов местного управления и самоуправления – исполкомы, местная администрация, советы депутатов (решения);

-Акты руководителей государственных органов, организаций, предприятий, учреждений (приказ, распоряжения, инструкция).

По характеру компетенции государственного органа:

-Акты общей компетенции (исполкомами, местными советами депутатов);

-Акты отраслевой компетенции (органами здравоохранения, связи и т.д.);

-Акты специальной и межотраслевой компетенции (органами кредита и т.д.);

-Акты с административной санкцией (советами депутатами, президентом, исполкомами);

По объему полномочий государственных органов:

-Дискреционные акты – это акты, предполагающие широкий выбор вариантов управленческих решений;

-Акты, изданные на альтернативной основе, т.е. предполагающие 2 взаимоисключающих варианта управленческих решений;

-Акты «связанного администрирования» (управления), т.е. предполагающий один возможный вариант управленческого решения.

По степени сложности акта:

-Простые;

-Сложные;

-Уникальные.

По целям принятия:

-Оперативно-исполнительные (регулятивные);

-Правоохранительные.

По форме принятия:

-Словесные (устные, письменные);

-Конклюдентные акты, т.е. акты, выражающие намерения лица или государственного органа, проявляющиеся в системе знаков, символов, жестов.

-Признаки нормативных и индивидуальных нормативных актов.

Основным юридическим свойством правовых актов является их нормативный или индивидуальный (нерегламентарный) характер.

Признаки нормативных актов:

-Конкретизирует правовые нормы актов более высокой юридической силы.

-Определяет типовые правила поведения в сфере государственного управления.

-Адресованы неопределенному кругу лиц.

-Рассчитанные на неоднократные применения.

-Содержат запреты и ограничения.

-Устанавливают правовой статус государственных органов и должностных лиц.

-Обеспечивают реализацию прав и свобод граждан.

-Обеспечивают охрану установленного правопорядка в сфере государственного управления.

Юридическое значение правовых актов управления проявляется в том, что они устанавливают права и обязанности участников отношений, выступают в качестве юридических фактов, на основе которых возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения.

Требования:

1) правовой акт управления не должен противоречить Конституции РФ, Федеральным законам и нормативным указам Президента РФ;

2) правовой акт не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан, организаций, общественных и иных объединений и ассоциаций;

3) правовой акт должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции на основе и во исполнение закона;

4) правовой акт управления должен учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти и основываться на конституционном принципе разграничения предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Административный договор – это соглашение, заключаемое на основе норм административного права с участием в качестве хотя бы одной из сторон субъекта исполнительной власти (государственного управления) и имеющее своим предметов отношения общественно значимого характера. С договорами в частном праве (гражданским, трудовым) его роднит добровольный характер заключения, двусторонность или многосторонность, а отличает, прежде всего, публичная направленность, связанность со сферой государственного управления.

Основными чертами административного договора являются: 1) административный договор имеет организационное содержание, его целью является достижение общественно значимых результатов; 2) он выступает как правовая форма деятельности субъекта исполнительной власти (государственного управления); 3) неисполнение договора, как правило, не влечет применения имущественных санкций; 4) нормативно-правовой базой для административного договора являются нормы административного права.

По содержанию различают договоры: 1) о компетенции (делегировании, разграничении полномочий и предметов ведения); 2) договоры в сфере управления государственной собственностью; 3) договоры о выполнении госзаказов, обеспечивающих государственные нужды; 4) контракты с государственными служащими и военнослужащими; 5) финансовые и налоговые соглашения; 6) договоры о взаимодействии и сотрудничестве; 7) инвестиционные соглашения; 8) договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги).

37. Действие правовых актов управления: юридическая сила, её утрата, приостановление исполнения. Действие актов управления — это правовой режим их практического применения: они начинают устанавливать, изменять или прекращать правоотношения; они применяются при разрешении споров и иных индивидуальных дел в управлении; на них ссылаются при рассмотрении различных дел; они используются в качестве юридических документов и доказательств в государственных органах. Действие правового акта управления (т.е. применение его при разрешении споров и регулировании общественных отношений) возможно лишь при наличии у него юридической силы.

Юридическая сила показывает способность акта управления выступать в роли нормативного регулятора управленческих отношений. Она обеспечивает необходимость обязательного исполнения данного акта всеми субъектами, которым он адресован. В случае неисполнения или нарушения акта управления государство и его органы вправе требовать от этих субъектов исполнения данного акта, причем в некоторых случаях могут применяться и меры принудительного воздействия.

В государственном управлении существуют принципы презумпции законности актов управления (его соответствие требованиям и положениям законов, издание в рамках предоставленной компетенции, соблюдение процессуальных правил), а также презумпции их правильности и обоснованности, т.е. предполагается, что акт управления издан с соблюдением всех юридических требований и обязателен для всех лиц, которым он адресован. Правовые акты управления начинают действовать, т.е. приобретать юридическую силу, с момента их издания (принятия, утверждения) или опубликования в установленном порядке и действуют до момента их официальной отмены (или изменения); они утрачивают силу в связи с истечением срока их действия. В некоторых случаях устанавливаются специальный порядок вступления его в силу (например, с конкретной даты или устанавливаются иной срок и порядок вступления его в силу).

Российское законодательство и соответствующие административно-правовые нормы определяют, что утрата юридической силы акта управления происходит в случае его отмены в порядке, установленном нормативными актами. Отмена правового акта управления может быть осуществлена как органами (должностными лицами), которые приняли данный акт управления (а также вышестоящими органами или должностными лицами), так и органами, имеющими право отмены акта управления в случае обнаружения его несоответствия принципу законности.

Правовой акт утрачивает юридическую силу, когда он:

1) признан судом (Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом) не соответствующим Конституции РФ и иным федеральным законам или признан незаконным (недействительным, недействующим);

2) отменен органом, его издавшим или уполномоченным вышестоящим органом. Органы исполнительной власти имеют право пересмотра принятых ими административных актов, их изменения и отмены в связи с их незаконностью, необоснованностью, отсутствием позитивного действия, нецелесообразностью.

Основаниями для отмены акта управления или для внесения в них изменений и дополнений являются: незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства); практическая нецелесообразность; отсутствие положительных результатов действия актов управления; необходимость замены устаревшего акта управления новым; истечение срока действия акта управления.

Приостановление акта управления  ‑ официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т.е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например:

1) Президент РФ приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (актов высшего должностного лица субъекта РФ или акта органа исполнительной власти субъекта РФ) в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина ‑ до решения этого вопроса соответствующим судом;

2) суд общей юрисдикции приостанавливает действие оспариваемого решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации;

3) прокурор приносит протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (что приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста).

38. Правовая природа административного регламента исполнения государственной функции и административного регламента оказания государственной услуги. Административный регламент — это официальный документ, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие с физическими или юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

Административный регламент исполнения государственных функций — обязательный для исполнения порядок действий (решений) органа исполнительной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий в процессе исполнения государственных функций.

Административный регламент исполнения государственной функции также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа исполнительной власти и должностными лицами, взаимодействие органа исполнительной власти с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции

Административные регламенты исполнения государственных функций, как и другие регламенты, имеют форму административных актов (приказ, постановления) органа исполнительной власти, к компетенции которого относится исполнение соответствующей функции. Наименование административного регламента исполнения государственной функции определяется органом исполнительной власти, ответственным за ее исполнение по своему усмотрению. При этом должна учитываться формулировка соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена данная государственная функций.

Как и все административные акты нормативного характера, административные регламенты исполнения государственных функций представляются органами исполнительной власти на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ и его территориальные органы.

СТРУКТУРА административных регламентов исполнения государственных функций. Административный регламент исполнения государственной функции включает в себя следующие элементы: общие положения; требования к порядку исполнения государственной функции; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе выполнения административных процедур в электронной форме; порядок и формы контроля над исполнением государственной функции; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также должностных лиц государственных служащих.

ТРЕБОВАНИЯ к административным регламентам исполнения государственных функций.

Центральный юридически значимый элемент содержания административных регламентов - это процедуры исполнения государственной функции. Требования к определению процедуры включают в себя:

-указание на юридические факты, являющиеся основанием для начала административного действия;

-указание на должностное лицо (или конкретную должность), ответственное за выполнение административного действия, входящего в состав административной процедуры;

-содержание административного действия, входящего в состав административной процедуры, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения; условия, порядок и срок приостановления исполнения государственной функции;

-критерии принятия решений;

-результат админ. действия и порядок передачи результата (который может совпадать с юридическим фактом, являющимся основанием для начала исполнения следующего административного действия;

-способ фиксации результата выполнения административного действия (в том числе в электронной форме).

Важным элементом содержания регламентов является определение процедуры информирования об исполнении государственной функции и сроков исполнения, а также указание сведений о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого осуществляются процедуры по исполнению государственной функции.

Процедура информирования об исполнении государственной функции включает в себя следующие требования: информация о местах нахождения и графиках работы органов исполнительной власти, их структурных подразделений, организаций, участвующих в исполнении государственной функции; порядок связи, адреса официальных сайтов; порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции.

Под "сроком исполнения государственной функции" имеется в виду общий срок ее исполнения.

Принципиальное значение для административных регламентов исполнения государственных функций имеет детальное описание полноты (исчерпывающего) состава последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур.

Административный регламент предоставления государственной услуги - это нормативный правовой акт органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий органа исполнительной власти, осуществляемых по запросу физического или юридического лица в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

Для услуги как функции управления характерны следующие ПРИЗНАКИ: она обеспечивает деятельность общезначимой направленности и реализует публичные интересы; адресована неопределенному кругу лиц; реализуется органом, обязанным предоставлять услуги непосредственно либо другим уполномоченным субъектам; основывается как на публичной, так и частной собственности; предоставляется заявителям бесплатно либо за плату в случаях устанавливаемых законодательством РФ.

Органы исполнительной власти обеспечивают опубликование перечня государственных услуг, оказываемых бесплатно и на платной основе, цен на услуги, а также требований к качеству и доступности государственных услуг. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти

Субъекты, обязанные реализовывать административный регламент оказания государственной услуги, - это государственный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, наделенный соответствующими государственными полномочиями; организация, уполномоченная оказывать государственную услугу на основании правового акта органа исполнительной власти или договора о выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд. Значительную часть услуг (публичные услуги в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и т.д.) органы исполнительной власти и органы местного самоуправления оказывают не непосредственно, а через профильные государственные учреждения.

СТРУКТУРА административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг.

: -общие положения;

-стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;

-состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур,

-требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;

-формы контроля за исполнением административного регламента;

-досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Стандарт предоставления государственной услуги должен содержать следующие элементы: наименование государственной услуги; наименование органа исполнительной власти непосредственно предоставляющего государственную услугу. В регламенте государственных услуг ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ:

- порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги;

- порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги, включая информацию о методиках расчета такой платы;

- максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги, услуги организации, участвующей в предоставлении государственной услуги, и при получении результата предоставления таких услуг;

- срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, услуги организации, участвующей в представлении государственной услуги;

- требования к помещениям, к местам ожидания и приема заявителей, размещению информации о порядке предоставления государственной услуги;

- показатели доступности и качества государственных услуг

ФОРМА: административный регламент – это нормативный акт, подлежит официальному опубликованию. По своей природе это акт подзаконный – издается органами публичной администрации, т.е. ОИВ или исполнительно-распорядительными ОМС.

-На федеральном уровне издаются либо федеральными министерствами, либо службами и агентствами (либо предоставлено право нормотворчества, либо если напрямую подчинены Президенту или Правительству). Принимает центральный аппарат.

-На региональном уровне – органы исполнительной власти специальной компетенции (МинФин, МинЗдрав)

-На муниципальном уровне регламенты принимает Администрация.

Предоставление нормотворческой функции публичной администрации, с одной стороны положительный момент, с другой стороны - отрицательный, поскольку нормы создает тот, кто их принимает.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ административных регламентов 1. Проект разрабатывает профильный орган ПА 2. размещение для обсуждения и экспертизы, в том числе в Интернете (ar.gow.ru) 3. проведение независимой экспертизы, а также учет поступивших замечаний и предложений. Некоторые регламенты подвергаются на этой стадии изменению. 4. утверждение, регистрация в МинЮсте (если федеральный регламент), в специальном регистре (муниципальные, региональные регламенты) 5. Опубликование.

39. Метод государственного управления: понятие, признаки и виды. Под методом государственного управления понимается способ воздействия органа государственной власти на хозяйство территории, коллективы людей или отдельных их членов как объектов управления для достижения цели управления.

Виды:

В зависимости от формы закрепления (выражения) методы могут быть:

-административно-правовыми,

-административно-организационными.

В зависимости от содержания методы рассматриваются в качестве:

-обязывающих,

-управомочивающих,

-запрещающих, поощряющих.

В зависимости от юридических свойств выделяют:

-нормативные методы,

-индивидуальные методы.

В зависимости от способа регулирования методы могут быть:

-императивными,

-поручительными,

-рекомендательными.

Признаки методов государственного управления:

• Применяются органами исполнительной власти.

• Порядок их применения нормативно определен.

• Используются в пределах осуществления управленческой деятельности.

• Зависят от субъективных факторов, хотя носят объективный характер.

• Выбор конкретного метода обусловлен особенностями объекта управления.

• Выражают публичный интерес.

• Отражают характер юридической связи между субъектом и объектом управления.

40. Дисциплинарная ответственность: понятие, основания, порядок применения. Дисциплинарная ответственность — это юридическая ответственность, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Состав дисциплинарного проступка включает два элемента:

-объективно противоправное поведение работника, которое выражается в самом факте неисполнения или ненадлежащего исполнения им трудовых обязанностей и может состоять как в действии (например, появление на работе в состоянии алкогольного опьянения), так и в бездействии (например, неявка на работу) (объективная сторона дисциплинарного проступка);

-вину работника в неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих трудовых обязанностей (субъективная сторона дисциплинарного проступка).

Указанные элементы необходимы и вместе с тем достаточны для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Материальный ущерб и причинная связь между ним и противоправными нарушением трудовой дисциплины в состав дисциплинарного проступка не входят и могут влиять лишь на выбор вида дисциплинарного взыскания или служить, в совокупности с другими условиями, основанием для материальной ответственности работника.

Дисциплинарная ответственность состоит в применении работодателем к работнику одного из следующих видов дисциплинарного взыскания:

-замечание;

-выговор;

-увольнение.

41. Государственный контроль и его виды в системе государственного управления. Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Виды государственного контроля:

1.В зависимости от объема и содержания:

а)общий контроль (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта);

б)специальный контроль (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу — финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

2.В зависимости от направленности и организационно-правовых форм:

а) внешний контроль (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу);

б) внутренний контроль (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).

3.В зависимости от стадий осуществления контрольной деятельности:

а) предварительный контроль;

б) текущий контроль;

в) последующий контроль.

4.В зависимости от временного режима контрольной деятельности:

а) постоянный (систематический);

б) временный (периодический).

5. В зависимости от субъекта контрольной деятельности:

- контроль, осуществляемый Президентом Российской Федерации (президентский контроль);

- контроль, осуществляемый органами представительной власти (парламентский контроль);

- контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

- судебный контроль.

Президентский контроль. Президентский контроль в государственном управлении состоит в том, что в соответствии с полномочиями, предоставленными Конституцией и федеральными законами. Президент Российской Федерации осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, а также при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации, назначении и отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации осуществляет функции контроля в процессе обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также руководства рядом федеральных органов исполнительной власти. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

Контрольные функции парламента, по мнению ряда исследователей, могут проявляться уже непосредственно в его законотворческой деятельности: депутаты и комитеты в ходе разработки и принятия законов обсуждают сложившееся положение, существующие проблемы и дают оценку работе ответственных органов государственной власти[1]. Однако в целях осуществления парламентского контроля законодательный орган, как правило, наделяется рядом особых полномочий и использует специальные процедуры. Обязанность отчитываться перед парламентом также может быть конституционно закреплена за правительством и иными государственными учреждениями.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

Субъектами контроля в системе исполнительной власти являются Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

В процессе контрольной деятельности Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановке действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случаях их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации при нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Судебный контроль. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора.

42 .Меры административного предупреждения: понятие, виды, правовые основания. Административно-предупредительные меры - это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

 Административно-предупредительные меры направлены на предупреждение правонарушений и устранение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

(Основанием применения этих мер является не правонарушение, а возможность, наличие условий его совершения, а также обстоятельства, угрожающие общественной и личной безопасности граждан, в том числе стихийные бедствия, массовые беспорядки, эпидемии и др.)

Основанием применения мер административного предупреждения могут быть реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, противоправное действие; возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан при стихийных бедствиях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и другие чрезвычайные ситуация, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Виды мер административного преупреждения:

— введение карантина, т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией;

— закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массового мероприятия;

— принудительное выселение из домов, грозящих обвалом; реквизиция имущества, т.е. временное изъятие имущества в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий;

— технический осмотр транспортных средств;

— принудительное медицинское освидетельствование; санитарный осмотр грузов;

— пожарный надзор;

— досмотр транспортных средств;

— досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.