Персонал - весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.
Трудовые ресурсы предприятия характеризует его потенциальную рабочую силу.
Под кадрами предприятия понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия или организации.
Состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.
Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т.е. занятые основной производственной деятельностью, представляют промышленно-производственный персонал. К нему относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций и лабораторий, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств своего предприятия.
Работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия, относятся к непромышленному персоналу предприятия.
Работники промышленно-производственного персонала подразделяются на:
Рабочие
- руководители - лица, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение. Они подразделяются на:
a. линейных, возглавляющих относительно обособленные хозяйственные системы;
б. функциональных, возглавляющих функциональные отделы или службы.
- специалисты - работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности.
- Служащие - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и др.). Работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату, т. е. фиксированный заработок.
Бизнес-план: назначение, структура, краткая характеристика разделов
Бизнес-план (БП) – план развития, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.
Основная цель разработки БП – планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Функции БП:
-возможность использования БП для разработки стратегии бизнеса, выработки новых направлений деятельности;
-планирование, позволяющее оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы;
-возможность привлечение со стороны финансовых ресурсов;
-возможность привлечения со стороны потенциальных партнеров и др.
Требования БП: ясность, краткость, логичность, объективность, четкая структура.
Структура БП:
1. Титульный лист;
2. Резюме;
3. История бизнеса;
4. Описание продуктов (услуг);
5. Описание дел в отрасли, на товарном рынке;
6. Описание конкурентов, оценка и выбор конкурентной стратегии;
7. Производственный план;
8. План маркетинга;
9. Организационный план;
10. Финансовый план;
11. План исследований и разработок;
12. Приложение.
Титульный лист:
Название и адрес предприятия, юридический статус. Директор, контакты. Имена учредителей. Наиболее крупные достижения компании за 1-2 года. Суть проекта. Стоимость проекта и предполагаемые источники финансирования.
Весь объем не более 25 строк.
Оглавление:
Структура БП с нумерацией страниц.
Резюме:
Изложение содержательной части проекта. Примерно 2 стр., но не более 4-5 страниц. Обычно пишут тогда, когда БП уже составлен. Состоит из 3-х частей:
-введение (цель плана, коротко выраженная суть проекта),
-основное содержание (сжатое описание всех ключевых элементов БП и его основных частей),
-заключение (суммируются факторы будущего успеха предприятия)).
Описание продуктов (услуг):
1) Конкретное описание товара и способов его применения (свойства товаров должны быть совмещены с потребностями потенциального покупателя);
2) Тенденции применения выбранного товара (будет ли с течением времени возрастать или уменьшаться применение товаров);
3) Какой диапазон подобных продуктов, предлагаемых предприятиями
4)Каков уровень защиты товара (патент, права);
5) Уровень цены на товар;
6) Возможности послепродажного обслуживания
Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии:
Конкурентные силы:
-Компании-конкуренты уже закрепившиеся на отраслевом рынке;
- Проникающие в отрасль новые конкуренты, выпускающие подобные товары,
-Угроза со стороны товаров-заменителей,
-Воздействие продавцов (поставщиков),
Воздействие покупателей (клиентов).
Конкурентные стратегии, которые позволяют бороться со всеми конкурентными силами:
-Преимущество в издержках,
-Дифференциация (созданием компанией продукта или услуги с уникальными характеристиками, закрепленными торговой маркой),
3) Фокусирование (сосредоточение внимания на одном сегменте рынка, на определенной группе товаров и т.п.).
В БП должны быть описаны конкурентные стратегии и их конкретное применение.
План производства:
Включает техническое описание производства и экономические расчеты его издержек. Краткий, ясный, не рекомендуется использовать технический «жаргон».
План производства должен включать экономические расчеты издержек производства. Кроме того, должны быть даны ответы на следующие вопросы:
-Каковы основные методы производства и технологии?
Какова общая структура производственного процесса, операций по выпуску продукции?
Возможно ли достижение преимущества в операциях?
Структуру производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков.
Какое сырье и материалы необходимы?
Кто основные поставщики фирмы (имена адреса)?
Выявлены ли критические факторы («Узкие места»)?
Какие мощности необходимы для реализации производства?
Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы их расширения, затраты, время?
Может ли предприятие рассчитывать на эффект масштаба производства?
Какова предполагаемая структура издержек?
Насколько часты непредвиденные ситуации при выполнении производственных операций?
Как осуществляется контроль качества?
Описание оборудования как существующего, так и необходимого и его поставщики.
Где будет расположено производство (требования к производству со стороны месторасположения и географических условий)?
Какова рабочая сила необходима для ведения производственного процесса сегодня и в будущем?
Соответствует ли квалификация работников необходимым требованиям? и др.
Организационный план:
Необходим для описания формы собственности предприятия и указания партнеров для организации дела.
Здесь указываются:
Форма собственности;
Величина уставного капитала;
Основные собственники по долям вклада;
Организационная структура управления фирмой;
Краткая характеристика кадров, партнеров по бизнесу;
Графики реализации инвестиций по времени освоения бизнеса, распределение инвестиций между субподрядчиками, графики, отражающие по времени получение промежуточных и конечных результатов реализации проекта, графики финансирования проекта и возврата кредитных ресурсов.
Маркетинговый раздел:
Данный раздел описывает основные шаги фирмы по созданию эффективного рынка для своего товара.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Каковы основные сегменты данного отраслевого рынка?
2) Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку и т.д. можно выделить?
3) На какой из сегментов рынка ориентируется предприятие?
4) Какую долю рынка намерена захватить фирма?
5) Рассчитывает ли она потеснить конкурента или попытается найти свою нишу?
6) Какова основная методика расчета цены на товар?
7) Какой чистый доход обеспечит фирму выбранный уровень цены?
8) Предусмотрены ли системы скидок/льгот?
9) Какие каналы сбыта своей продукции будет использовать фирма? Будут ли привлекаться посредники или фирма рассчитывает реализовывать продукцию напрямую (через собственную сеть)?
10) Какие методы стимулирования сбыта намерена применить фирма?
11) Как будет определяться бюджет для финансирования продвижения товаров?
12) Намерена ли фирма организовать послепродажное обслуживание?
Финансовый раздел:
Обобщает материалы предыдущих разделов и представляет их в стоимостном выражении.
Первый подраздел финансового плана включает:
Прогноз объемов реализации - составляется на 3 года вперед. Для первого года данные приводятся помесячно, второго - поквартально, для третьего - общая сумма продаж за год. Объем продукции определяется в стоимостном и в натуральном выражении. Здесь целесообразно рассчитать точку безубыточности.
Сводный прогноз доходов и расходов (на первых 3 года с помесячной разбивкой за 1-ый год).
Задача: показать, как будет формироваться и меняться прибыль предприятия.
Прогноз включает следующие показатели:
- объем продаж,
- себестоимость реализуемой продукции,
- суммарная прибыль от реализации,
- общепроизводственные издержки по видам,
- прибыль до уплаты налогов,
- налог на прибыль,
- чистая прибыль.
Прогноз денежной наличности - строится на основании плана денежных поступлений и выплат и позволяет определить необходимую сумму денежных средств для реализации проекта с разбивкой во времени.
Задача: проверить синхронность поступления и расходования денежных средств. Если что-то не сходится, берут обычно краткосрочные кредиты.
Приток денежных средств формируется за счет реализации продукции, имущества, вкладов в уставный капитал, кредитов.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия (составляется на начало и конец первого года реализации проекта).
Второй подраздел финансового плана представляет собой стратегию финансирования. Здесь необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Сколько нужно средств для реализации проекта?
2) Каковы источники этих инвестиций?
3) Какова структура этих инвестиций?
4) На какие цели будут израсходованы инвестиции?
5) Каким образом использование инвестиций повысит прибыльность предприятия?
6) Когда будет получена первая прибыль?
7) Какова прибыльность инвестиций?
В этом же подразделе рассчитываются показатели финансового анализа деятельности предприятия. Для финансового анализа предприятия используются следующие группы показателей:
• ликвидности,
• рентабельности,
• деловой активности,
• финансовой устойчивости,
• рыночной активности.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.