Лицензирование отдельных видов деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция

Экономика фирмы

Общая характеристика фирмы

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей и получения прибыли.

После государственной регистрации получает статус юридического лица. Как юридическое лицо предприятие действует на основании устава, либо учредительного договора, либо устава и учредительного договора.

Предприятия входят в состав фирм.

Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решения о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская единица, включающая, как правило, несколько предприятий.

Отличия фирмы от предприятия:

1. Предприятие – субъект экономических отношений в рамках, как правило, общего капитала (индивидуального и коллективного). Фирма – субъект экономических отношений между различными автономными капиталами (предприятия, фирмы, концерны).

Фирма представляет собой корпорацию (с точки зрения концентрации капитала) со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.

2. Фирмы имеет многоотраслевую структуру, т.е. работает как концерн, объединяющий предприятия различных отраслей экономики.

Формы организации экономической деятельности.

Существует две основные формы организации экономической деятельности: стихийный и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Данные формы организации обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. В первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором – путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

Рынок предполагает обособление средств производства, а фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Если рыночный механизм является достаточно эффективным, тогда чем обусловлено появление фирм? Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между различ­ными владельцами факторов производства.

Виды контрактов

1. Классический контракт – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.

2. Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в ус­ловиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.

3. Отношенческий (имплицитный) контракт – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.

Природа фирмы. В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов (факторов производства).

Виды ресурсов

1. Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.

2. Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

3. Интерспецифические ресурсы – это взаимодополняемые ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.

Основу фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам получать экономическую прибыль. Такое понимание природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм.

Виды фирм. Понятие фирмы не идентично понятию предприятие. Предприятие – это обособленная единица по производству товаров и услуг. Фирма – это организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. Границы фирмы и предприятия редко совпадают, так как современные фирмы, как правило, состоят не из одного предприятия.

С точки зрения экономической организации основными видами пред­приятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее рас­пространенными из них являются частнопредпринимательская фирма, партнерства и корпорации.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам, т. е. является субъектом неограниченной ответственности.

Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Контролирует поведение всех остальных работников фирмы. Поэтому он получает весь остаточный доход – всю прибыль за вычетом всех издержек.

Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного интерспецифического ресурса (например, физический или человеческий капитал).

Достоинства частнопредпринимательской фирмы:

– простота организации (учреждения, управления);

– свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений);

– экономический стимул, заключающийся в получении всей прибыли.

Недостатки частнопредпринимательской фирмы:

– ограниченность финансовых и материальных ресурсов;

–отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций;

– существование неограниченной ответственности (риск потерять не только вложенный капитал, но и личную собственность).

Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Права разделены между всеми партнерами. Они осуществляют контроль за деятельностью друг друга. В ряде случае возникают партнерства с ограниченной ответст­вен­ностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (ограниченная ответственность).

Преимущества партнерства:

– простота организации и управления;

– применяется разделение труда и специализация;

– возможность привлечения финансовых средств для начала и про­должения деятельности.

Недостатки партнерства:

– недостаточность финансовых средств;

– несогласованность действий между партнерами в результате раз­деления труда;

– вероятность прекращения деятельности в результате возникающих действий между партнерами.

Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Владельцы акций получают часть дохода (дивиденд) и рис­куют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций.

Корпорация – это специфический тип предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (юридическое ли­цо). Корпорация существует независимо от ее владельцев – акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свои акции, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию.

Преимущества корпорации:

– более глубокая специализация;

– большая вероятность привлечения высококвалифицированных кадров;

– широкое внедрение достижений научно-технического прогресса;

– обновление ассортимента выпускаемой продукции;

– относительная стабильность.

– возможность концентрации крупных капиталов, что позволяет решать самые сложные хозяйственные проблемы;

– ограниченная ответственность акционеров.

Недостатки корпорации:

– организационные и финансовые сложности учреждения;

– возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления;

– не все акционеры обладают достаточной информацией;

– происходит размывание прав собственности и появляется вероятность оппортунистического поведения;

– двойное налогообложение.

Регулируемая (государственная) фирма. Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т. е. регулирует остаточный доход. Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.

Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государственная собственность означает отсутствие прав на свободную продажу имеющихся правомочий. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ. Формы предпринимательства в Российской Федерации определены в Гражданском кодексе. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Другие формы предпринимательской деятельности должны регистрироваться как юридические лица.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам за это иму­щество, может от своего имени приобретать и осуществлять иму­щественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. К юридическим лицам, соглас­но Гражданскому кодексу РФ, относятся: хозяйственные товарищества и общества; производственные и потребительские кооперативы; государственные и унитарные предприятия; общественные и религиозные объединения; благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы.

Товарищество – объединение физических или юридических лиц для совместной экономической деятельности. Различают полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью (далее – общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкла­дам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью опла­тившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости при­надлежащих им акций. Общество, акции которого распределяются толь­ко среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созда­ны только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Необходимо различать коммерческие организации от некоммерческих. Некоммерческой организацией является организация, не имею­щая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, на­уч­ных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, на­прав­ленных на достижение общественных благ.

Формы собственности фирмы:
• частная
• государственная
Частными собственниками могут быть единоличные собственники, группа собственников и арендаторы.




Структура БП:

1. Титульный лист;
2. Резюме;
3. История бизнеса;
4. Описание продуктов (услуг);
5. Описание дел в отрасли, на товарном рынке;
6. Описание конкурентов, оценка и выбор конкурентной стратегии;
7. Производственный план;
8. План маркетинга;
9. Организационный план;
10. Финансовый план;
11. План исследований и разработок;
12. Приложение.

Титульный лист:

Название и адрес предприятия, юридический статус. Директор, контакты. Имена учредителей. Наиболее крупные достижения компании за 1-2 года. Суть проекта. Стоимость проекта и предполагаемые источники финансирования.
Весь объем не более 25 строк.

Оглавление:
Структура БП с нумерацией страниц.

Резюме:

Изложение содержательной части проекта. Примерно 2 стр., но не более 4-5 страниц. Обычно пишут тогда, когда БП уже составлен. Состоит из 3-х частей:

-введение (цель плана, коротко выраженная суть проекта),

-основное содержание (сжатое описание всех ключевых элементов БП и его основных частей),

-заключение (суммируются факторы будущего успеха предприятия)).

Описание продуктов (услуг):

1) Конкретное описание товара и способов его применения (свойства товаров должны быть совмещены с потребностями потенциального покупателя);

2) Тенденции применения выбранного товара (будет ли с течением времени возрастать или уменьшаться применение товаров);

3) Какой диапазон подобных продуктов, предлагаемых предприятиями

4)Каков уровень защиты товара (патент, права);

5) Уровень цены на товар;

6) Возможности послепродажного обслуживания

Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии:
Конкурентные силы:

-Компании-конкуренты уже закрепившиеся на отраслевом рынке;

- Проникающие в отрасль новые конкуренты, выпускающие подобные товары,

-Угроза со стороны товаров-заменителей,

-Воздействие продавцов (поставщиков),

Воздействие покупателей (клиентов).

Конкурентные стратегии, которые позволяют бороться со всеми конкурентными силами:

-Преимущество в издержках,

-Дифференциация (созданием компанией продукта или услуги с уникальными характеристиками, закрепленными торговой маркой),

3) Фокусирование (сосредоточение внимания на одном сегменте рынка, на определенной группе товаров и т.п.).

В БП должны быть описаны конкурентные стратегии и их конкретное применение.

План производства:

Включает техническое описание производства и экономические расчеты его издержек. Краткий, ясный, не рекомендуется использовать технический «жаргон».

План производства должен включать экономические расчеты издержек производства. Кроме того, должны быть даны ответы на следующие вопросы:

-Каковы основные методы производства и технологии?

Какова общая структура производственного процесса, операций по выпуску продукции?

Возможно ли достижение преимущества в операциях?

Структуру производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков.

Какое сырье и материалы необходимы?

Кто основные поставщики фирмы (имена адреса)?

Выявлены ли критические факторы («Узкие места»)?

Какие мощности необходимы для реализации производства?

Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы их расширения, затраты, время?

Может ли предприятие рассчитывать на эффект масштаба производства?

Какова предполагаемая структура издержек?

Насколько часты непредвиденные ситуации при выполнении производственных операций?

Как осуществляется контроль качества?

Описание оборудования как существующего, так и необходимого и его поставщики.

Где будет расположено производство (требования к производству со стороны месторасположения и географических условий)?

Какова рабочая сила необходима для ведения производственного процесса сегодня и в будущем?

Соответствует ли квалификация работников необходимым требованиям? и др.

Организационный план:

Необходим для описания формы собственности предприятия и указания партнеров для организации дела.

Здесь указываются:

Форма собственности;

Величина уставного капитала;

Основные собственники по долям вклада;

Организационная структура управления фирмой;

Краткая характеристика кадров, партнеров по бизнесу;

Графики реализации инвестиций по времени освоения бизнеса, распределение инвестиций между субподрядчиками, графики, отражающие по времени получение промежуточных и конечных результатов реализации проекта, графики финансирования проекта и возврата кредитных ресурсов.

Маркетинговый раздел:
Данный раздел описывает основные шаги фирмы по созданию эффективного рынка для своего товара.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Каковы основные сегменты данного отраслевого рынка?
2) Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку и т.д. можно выделить?
3) На какой из сегментов рынка ориентируется предприятие?
4) Какую долю рынка намерена захватить фирма?
5) Рассчитывает ли она потеснить конкурента или попытается найти свою нишу?
6) Какова основная методика расчета цены на товар?
7) Какой чистый доход обеспечит фирму выбранный уровень цены?
8) Предусмотрены ли системы скидок/льгот?
9) Какие каналы сбыта своей продукции будет использовать фирма? Будут ли привлекаться посредники или фирма рассчитывает реализовывать продукцию напрямую (через собственную сеть)?
10) Какие методы стимулирования сбыта намерена применить фирма?
11) Как будет определяться бюджет для финансирования продвижения товаров?
12) Намерена ли фирма организовать послепродажное обслуживание?

Финансовый раздел:

Обобщает материалы предыдущих разделов и представляет их в стоимостном выражении.

Первый подраздел финансового плана включает:

Прогноз объемов реализации - составляется на 3 года вперед. Для первого года данные приводятся помесячно, второго - поквартально, для третьего - общая сумма продаж за год. Объем продукции определяется в стоимостном и в натуральном выражении. Здесь целесообразно рассчитать точку безубыточности.

Сводный прогноз доходов и расходов (на первых 3 года с помесячной разбивкой за 1-ый год).

Задача: показать, как будет формироваться и меняться прибыль предприятия.
Прогноз включает следующие показатели:


- объем продаж,
- себестоимость реализуемой продукции,
- суммарная прибыль от реализации,
- общепроизводственные издержки по видам,
- прибыль до уплаты налогов,
- налог на прибыль,
- чистая прибыль.

 

Прогноз денежной наличности - строится на основании плана денежных поступлений и выплат и позволяет определить необходимую сумму денежных средств для реализации проекта с разбивкой во времени.
Задача: проверить синхронность поступления и расходования денежных средств. Если что-то не сходится, берут обычно краткосрочные кредиты.
Приток денежных средств формируется за счет реализации продукции, имущества, вкладов в уставный капитал, кредитов.

 Сводный баланс активов и пассивов предприятия (составляется на начало и конец первого года реализации проекта).

Второй подраздел финансового плана представляет собой стратегию финансирования. Здесь необходимо ответить на следующие вопросы:


1) Сколько нужно средств для реализации проекта?
2) Каковы источники этих инвестиций?
3) Какова структура этих инвестиций?
4) На какие цели будут израсходованы инвестиции?
5) Каким образом использование инвестиций повысит прибыльность предприятия?
6) Когда будет получена первая прибыль?
7) Какова прибыльность инвестиций?
В этом же подразделе рассчитываются показатели финансового анализа деятельности предприятия. Для финансового анализа предприятия используются следующие группы показателей:
• ликвидности,
• рентабельности,
• деловой активности,
• финансовой устойчивости,
• рыночной активности.




















































Доход фирмы

В общем виде прибыль – это разность между общей выручкой от реализации продукции и суммарными издержками. Если зат­раты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разность между вы­ручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль. Если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность меж­ду совокупной выручкой и альтернативными (явными и неявными) издержками дает экономическую прибыль. Явные издержки совпадают с бухгалтерскими, поэтому бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (внутренних) издержек.

Бывает так, что по бухгалтерским меркам предприятие вполне благо­получно. Оно получает прибыль, выплачивает владельцам дивиденды, пла­тит налоги и т. п. Но экономическая прибыль оказывается отрицательной. Это означает, что ресурсы и деньги были вложены не лучшим образом. Занявшись иным видом бизнеса, фирма получила бы большую прибыль.

Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) – это альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы.

Сопоставим размеры всех трех показателей прибыли. Чтобы получать бухгалтерскую прибыль, фирме достаточно добиться превышения доходов над явными издержками. Чтобы предприниматели оставались в данном деле, величина бухгалтерской прибыли должна хотя бы равняться нормальной (т. е. покрывать неявные издержки). Так как экономическая прибыль возникает лишь у того предприятия, доход которого больше суммы явных и неяв­ных издержек, то о предприятии, приносящем нормальную прибыль, мож­но сказать, что оно получает нулевую экономическую прибыль.

Зная структуру издержек фирмы, мы можем приступить к решению вопроса о том, каким должен быть оптимальный объем производства, если фирма ставит задачу максимизации прибыли.

Очевидно, для этого нужно знать, прежде всего, цену, по которой фирма может продать тот или иной объем произведенной продукции. Зная цену и объем, можно определить доход фирмы. Максимизация же прибыли достигается при мак­симизации разницы между совокупным доходом и совокупными издержками. Для более детального анализа экономической деятельности фирмы введем понятия общего, среднего и предельного дохода.

Общий доход (Т R ) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного ко­личества блага:

TR = P × Q,

где ТR – общий доход;

Р – цена за единицу продукции;

Q – проданное количество благ.

Средний доход (А TR ) – доход, приходящийся на единицу продан­ного блага.

ATR =

где ТR – общий доход;

Q – проданное количество благ.

В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыноч­ной цене:

АTR = Р,

где AТR – средний доход;

P – цена за единицу продукции.

Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода. Это приращение получи­ло название предельного дохода.

Предельный доход (М R) – это прираще­ние дохода, вызванное продажей дополнительной единицы продукции.

MR =   или MRn = TRn – TRn–1.

где ∆TR – изменение общего дохода;

∆Q – изменение проданного количества благ;

MRn – предельный доход, приходящийся на n-ю единицу проданного блага;

TRn – общий доход от продажи n-го объема благ;

TRn–1 – общий доход от продажи n–1-го объема благ.

Более точным способом определения оптимального размера произ­водства является сравнение предельного дохода (МR) и предельных издер­жек (МС).

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль только в том слу­чае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превыша­ет издержки производства данной единицы, то есть, если МR > МС. Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы про­дукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода (МR < МС), то, произведя соответствующую единицу товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки.

Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль (или минималь­ные убытки) будет достигнута при том объеме производства, когда пре­дельные издержки сравняются с предельным доходом. Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом МR = МС. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельного дохода и предельных издержек.

 

 

Лекция

Экономика фирмы

Общая характеристика фирмы

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей и получения прибыли.

После государственной регистрации получает статус юридического лица. Как юридическое лицо предприятие действует на основании устава, либо учредительного договора, либо устава и учредительного договора.

Предприятия входят в состав фирм.

Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решения о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская единица, включающая, как правило, несколько предприятий.

Отличия фирмы от предприятия:

1. Предприятие – субъект экономических отношений в рамках, как правило, общего капитала (индивидуального и коллективного). Фирма – субъект экономических отношений между различными автономными капиталами (предприятия, фирмы, концерны).

Фирма представляет собой корпорацию (с точки зрения концентрации капитала) со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.

2. Фирмы имеет многоотраслевую структуру, т.е. работает как концерн, объединяющий предприятия различных отраслей экономики.

Формы организации экономической деятельности.

Существует две основные формы организации экономической деятельности: стихийный и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Данные формы организации обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. В первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором – путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

Рынок предполагает обособление средств производства, а фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Если рыночный механизм является достаточно эффективным, тогда чем обусловлено появление фирм? Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между различ­ными владельцами факторов производства.

Виды контрактов

1. Классический контракт – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.

2. Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в ус­ловиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.

3. Отношенческий (имплицитный) контракт – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.

Природа фирмы. В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов (факторов производства).

Виды ресурсов

1. Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.

2. Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

3. Интерспецифические ресурсы – это взаимодополняемые ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.

Основу фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам получать экономическую прибыль. Такое понимание природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм.

Виды фирм. Понятие фирмы не идентично понятию предприятие. Предприятие – это обособленная единица по производству товаров и услуг. Фирма – это организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. Границы фирмы и предприятия редко совпадают, так как современные фирмы, как правило, состоят не из одного предприятия.

С точки зрения экономической организации основными видами пред­приятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее рас­пространенными из них являются частнопредпринимательская фирма, партнерства и корпорации.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам, т. е. является субъектом неограниченной ответственности.

Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Контролирует поведение всех остальных работников фирмы. Поэтому он получает весь остаточный доход – всю прибыль за вычетом всех издержек.

Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного интерспецифического ресурса (например, физический или человеческий капитал).

Достоинства частнопредпринимательской фирмы:

– простота организации (учреждения, управления);

– свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений);

– экономический стимул, заключающийся в получении всей прибыли.

Недостатки частнопредпринимательской фирмы:

– ограниченность финансовых и материальных ресурсов;

–отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций;

– существование неограниченной ответственности (риск потерять не только вложенный капитал, но и личную собственность).

Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Права разделены между всеми партнерами. Они осуществляют контроль за деятельностью друг друга. В ряде случае возникают партнерства с ограниченной ответст­вен­ностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (ограниченная ответственность).

Преимущества партнерства:

– простота организации и управления;

– применяется разделение труда и специализация;

– возможность привлечения финансовых средств для начала и про­должения деятельности.

Недостатки партнерства:

– недостаточность финансовых средств;

– несогласованность действий между партнерами в результате раз­деления труда;

– вероятность прекращения деятельности в результате возникающих действий между партнерами.

Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Владельцы акций получают часть дохода (дивиденд) и рис­куют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций.

Корпорация – это специфический тип предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (юридическое ли­цо). Корпорация существует независимо от ее владельцев – акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свои акции, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию.

Преимущества корпорации:

– более глубокая специализация;

– большая вероятность привлечения высококвалифицированных кадров;

– широкое внедрение достижений научно-технического прогресса;

– обновление ассортимента выпускаемой продукции;

– относительная стабильность.

– возможность концентрации крупных капиталов, что позволяет решать самые сложные хозяйственные проблемы;

– ограниченная ответственность акционеров.

Недостатки корпорации:

– организационные и финансовые сложности учреждения;

– возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления;

– не все акционеры обладают достаточной информацией;

– происходит размывание прав собственности и появляется вероятность оппортунистического поведения;

– двойное налогообложение.

Регулируемая (государственная) фирма. Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т. е. регулирует остаточный доход. Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.

Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государственная собственность означает отсутствие прав на свободную продажу имеющихся правомочий. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ. Формы предпринимательства в Российской Федерации определены в Гражданском кодексе. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Другие формы предпринимательской деятельности должны регистрироваться как юридические лица.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам за это иму­щество, может от своего имени приобретать и осуществлять иму­щественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. К юридическим лицам, соглас­но Гражданскому кодексу РФ, относятся: хозяйственные товарищества и общества; производственные и потребительские кооперативы; государственные и унитарные предприятия; общественные и религиозные объединения; благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы.

Товарищество – объединение физических или юридических лиц для совместной экономической деятельности. Различают полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью (далее – общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкла­дам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью опла­тившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости при­надлежащих им акций. Общество, акции которого распределяются толь­ко среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созда­ны только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Необходимо различать коммерческие организации от некоммерческих. Некоммерческой организацией является организация, не имею­щая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, на­уч­ных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, на­прав­ленных на достижение общественных благ.

Формы собственности фирмы:
• частная
• государственная
Частными собственниками могут быть единоличные собственники, группа собственников и арендаторы.




Лицензирование отдельных видов деятельности

В РФ предприятия и предприниматели имеют право заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом, при условии, что отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых не влечет за собой нанесение вреда или ущерба здоровью, жизни, правам, нравственности граждан, обороне и безопасности страны.
Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Срок действия лицензии – не менее 3х лет. По истечение этого срока лицензия получается в том же порядке, что и изначально. Лицензирование осуществляет комитет лицензирования города.

В лицензирующий орган необходимо предоставить следующие документы:
• Заявление на получение лицензии;
• Копия учредительных документов;
• Копия свидетельства о государственной регистрации;
• Справка о постановке на учет в налоговом органе;
• Справка об оплате услуг за рассмотрение заявления (пошлина);
• Сведения о квалификации работников-соискателей лицензии.









Дата: 2019-07-30, просмотров: 271.