Анализ финансовой отчетности – это процесс, при помощи которого оценивается прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации.
Бухгалтерская "финансовая" отчетность является информационной базой финансового анализа, так как в классическом понимании финансовый анализ - это анализ данных финансовой отчетности. Финансовый анализ проводится по-разному, в зависимости от поставленной задачи. Он может: использоваться для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; служить для оценки деятельности руководства организации; быть использован для выбора направлений инвестирования капитала, наконец, выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.
Финансовый анализ, как часть экономического анализа, представляет «систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации и ее финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных финансовой отчетности» [16, с. 21].
Содержание финансового анализа определяется его целями, объектами исследования и предметом и, по существу, дает ответ на вопросы: что исследуется, как и для чего проводится анализ.
Целью анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является «получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия» [19, с. 101]. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач.
Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.
Объект анализа - это то, на что направлен анализ. В зависимости от поставленных задач объектами анализа финансовой отчетности могут быть: финансовое состояние организации, или финансовые результаты, или деловая активность организации и т.д.
Финансовый анализ решает следующие задачи: 1) оценивает структуру имущества организации и источников его формирования; 2) выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов; 3) оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.; 4) оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала; 5) оценивает влияние факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов организации; 6) осуществляет контроль за движением финансовых потоков организации, соблюдением норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.
При анализе используются общенаучные и специальные методы. Методика анализа – это «…система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода. В совокупности метод и методика представляют методологическую основу экономического анализа. Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные)» [38, с. 7].
К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции: метод сравнения; метод построения систем аналитических таблиц; метод построения систем аналитических показателей; метод экспертных оценок; метод сценариев; психологические и морфологические методы.
Количественные (формализованные) методы - это приемы, использующие математику. Их можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические методы анализа, экономико-математические.
К наиболее часто используемым методам финансового анализа бухгалтерской отчетности относятся: метод абсолютных, относительных и средних величин; метод сравнения; вертикальный анализ; горизонтальный анализ; трендовый анализ; факторный анализ; анализ с помощью финансовых коэффициентов; метод экспертных оценок.
Метод сравнения – самый древний, логический метод анализа. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами. Выделяют четыре основных характеристики шкал: описание; порядок; расстояние; наличие начальной точки.
Описание предполагает использование единственного дескриптора – опознавателя измеряемой характеристики объекта для каждой градации в шкале. Например, такими объектами могут быть: «да или нет»; «есть или отсутствуют»; «количество рублей» [39, с. 5].
Порядок характеризует относительный размер дескриптора, например: «больше, чем», «меньше, чем», «равен» [39, с. 6].
Расстояние – это характеристика шкалы, показывающая абсолютную разницу между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах.
Начальную точку шкала имеет в том случае, если имеется единственное начало.
Вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением изменения каждой позиции по сравнению с предыдущим периодом. Выделяют две основные черты вертикального анализа: переход к относительным показателям, который позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик; относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.
Горизонтальный (временной) анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Это сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией в предыдущем периоде или за более длительный промежуток времени. В зависимости от вкладываемого смысла горизонтальным анализом также называют сравнение статей актива и пассива баланса и сравнительный анализ статей форм отчетности одного предприятия с другими предприятиями данной отрасли.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Это «сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией ряда предыдущих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов» [35].
С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем. Тренд определяется на основе анализа временных рядов и позволяет решать следующие задачи: 1) изучить структуру временного ряда, включающую тренд – закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания; 2) изучить причинно- следственные взаимосвязи между процессами; 3) построить математическую модель временного ряда.
Факторный анализ - это «анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических методов исследования. Он может быть прямым (собственно анализ) и обратным (синтез). Различают следующие типы факторного анализа: функциональный и вероятностный, прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный), одноступенчатый и многоступенчатый, статический и динамический, пространственный и временной, ретроспективный и перспективный» [24, с. 315].
Основные этапы факторного анализа: 1) отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели; 2) классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода; 3) определение формы зависимости между факторами и результативными показателями; 4) моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами; 5) расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя; 6) практическое использование факторной модели для управления экономическими процессами.
Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.
Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы: платежеспособность; прибыльность, или рентабельность; эффективность использования активов; финансовая (рыночная) устойчивость; деловая активность. Метод коэффициентов имеет ряд преимуществ: возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей; простота и оперативность расчета; возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия; возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприятий; устранение искажающего влияния инфляции.
Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладают субъективные начала. Сложность объектов экономических измерений способствовала широкому распространения экспертных оценок в качестве метода измерения. Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный.
Динамический метод – является основополагающим для всех экономических наук. Он предполагает рассмотрение любого процесса и явления как целенаправленного процесса, находящегося в динамике и взаимосвязи с другими явлениями. В анализе содержания отчетности важную роль играет «метод детализации – метод последовательного раскрытия комплексных статей и показателей через частные» [20, с. 112]. Кроме этого в анализе отчетности применяется и дедуктивный метод исследования, когда анализ начинается с обобщающих показателей деятельности хозяйствующих субъектов: вначале изучение деятельности проводится в пределах отдельных подразделений, а затем материалы обобщаются по всей экономической системе. Анализу отчетности свойственен системный комплексный подход, он проводится с помощью разного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями отчетности. Можно выделить три основных типа моделей, которые используются в финансовом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные.
Дескриптивные модели - это модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним можно отнести построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, систему аналитических коэффициентов, аналитические записи к отчетности.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – это расчет соотношений отдельных показателей, позиций отчета с позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Относительные показатели подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.
Коэффициенты распределения применяются в том случае, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей.
Коэффициенты координации используются для выражения соотношений разных по существу абсолютных показателей или линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.
Сравнительный анализ – это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Анализ начинается с предварительного изучения отчетности, составления ее экономической модели. Цель этого этапа – установить внутренние и внешние связи системы, определить характер осуществляемых ею процессов и их причинно-следственную зависимость от разных факторов.
Методика анализа финансовой отчетности организации должна состоять из трех больших взаимосвязанных блоков: 1) анализа финансового положения и деловой активности; 2) анализа финансовых результатов; 3) оценки возможных перспектив развития организации.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 242.