— Что вы записали? (Предложение.) Докажите, что это предложение. (Предложение состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)
Правильно, ребята. А на нашем пути снова препятствие — бревно. Чтобы убрать его с дороги, мы должны найти записанные на нем предложения.
— Предложения под номерами 2 и 4, так как в них выражается законченная мысль. (Предложения прочитываются.)
А почему вы решили, что записанное под номерами 1 и 3 не является предложением? (Там мысль не завершена. Они требуют продолжения.)
Так давайте же продолжим их так, чтобы получились предложения. (Там дует ветер. Самолёт летит очень высоко.)
Запишите предложение под номером 2 с комментированием.
Прежде чем дать характеристику этого предложения, давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.)
С какой целью мы пользуемся повествовательными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы просто о чем-то сообщить. Предложения: Светит солнце. Идёт урок.)
С какой целью мы пользуемся вопросительными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы о чем-то спросить. Например: Ты пойдёшь в лес?)
С какой целью мы пользуемся побудительными предложениями? Приведите примеры. (Чтобы побудить к действию. Например: Встаньте!.)
Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)
А чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных? (Восклицательные предложения произносятся с сильным чувством. В конце такого предложения ставится восклицательный знак.)
Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (Да. Например: Умойся сейчас же!)
А восклицательным побудительное предложение может быть? (Да. Например: Иди спать.)
Вы совершенно правы. И эта таблица этому подтверждение.
Вывешивается таблица, которой дети уже пользовались раньше.
Предложение.
По цели высказывания:
• повествовательное
• вопросительное
• побудительное
По интонации:
• восклицательное
• невосклицательное
— А теперь дайте характеристику записанного вами предложения. (Оно повествовательное, невосклицательное.)
Эти данные указываются в тетради.
В любом предложении есть его основа. Это главные члены предложения. Что вы о них знаете? (Подлежащее — это главный член, который говорит, о ком или о чем предложение. Сказуемое — это главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем.)
Найдите в предложении, над которым мы работаем, подлежащее и сказуемое. (Это предложение о ветре. Что? Ветер. Это подлежащее. Ветер что делал? Дул. Это сказуемое. Подлежащее и сказуемое выделяются.)
Давайте вспомним, как обозначаются на схеме подлежащее и сказуемое. (Подлежащее обозначается красным прямоугольником, а сказуемое — синим.)
Найдите среди этих схем ту, которая соответствует предложению, записанному в тетради.
Учащимся предлагаются следующие схемы, которые записаны на другой стороне бревна.
— Предложению Вчера дул сильный ветер соответствует вторая схема.
— Правильно. А почему первая схема не соответствует предложению? (Потому что в предложении сначала идет сказуемое, а потом — подлежащее. В схеме 1 наоборот.)
А в третьей схеме что не соответствует предложению? (В предложении слово сильный, поясняющее подлежащее, идет до него. В схеме 3 стрелка от подлежащего направлена вниз. Это неправильно.)
Совершенно верно. Вы преодолели это препятствие.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.