ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: "Работа со схемами при обучении грамоте"
Пахрудинова Маржанат
Педагогическое отделение
Специальность 050709
«Преподавание в начальных классах»
Курс IV, группа 10 ПН
Форма обучения: очная
Руководитель:
Убайдуллаева Елена Омаровна,
преподаватель русского языка и
литературы
Кизляр
2006
Оглавление
Введение
Глава 1. Графическая наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника
1.1 Обзор методической литературы
1.2 Методика работы со схемами предложений на уроках русского языка в начальных классах
1.3 Методика использования таблиц по обучению грамоте
1.4 Роль дидактических игр при обучении грамоте
Глава 2. Практическая часть
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Единство развития и обучения — основной принцип современного школьного образования. Определяя языковое образование школьника, академик Т.Г. Рамзаева отмечает, что как категория лингвометодическая оно «представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа — носителя данного языка».
Использование графической наглядности на уроках русского языка, бесспорно, обладает большими развивающими возможностями. Объясняется это тем, что при речевом акте и при использовании условных графических средств левое и правое полушария головного мозга включаются в совместную работу по-разному. При переводе информации из вербальной в графическую систему (и наоборот) попеременное смещение активности из одного полушария в другое обеспечивает:
а) развитие мыслительных операций (кодирования, перекодирования, обобщения, переноса и др.);
б) обобщенность и систематизированность знаний за счет их многократной переработки.
Для эффективного достижения названной двуединой цели необходимо:
- во-первых, многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием;
- во-вторых, усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности ее применения, наличие начальных знаний, которые и будут моделироваться в графическом и вербальном видах.
Предмет исследования: использование графической наглядности и схем на уроках русского языка в начальных классах.
Объект исследования: младшие школьники.
Гипотеза исследования: правильный подход в методике применения схем при обучении грамоте на уроках русского языка повысит эффективность процесса обучения.
Цели и задачи исследования:
1. Изучение и конспектирование литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучение и описание педагогической практики по вопросам методики использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе.
3. Разработка уроков по русскому языку в начальных классах.
3. Формирование и развитие умений и навыков исследовательской и творческой деятельности.
Методы исследования:
- изучение и анализ учебной литературы;
- изучение опыта;
- изучение документов;
- наблюдение;
- беседы;
- анкетирование;
- анализ;
- синтез и т.д.
Глава 1. Графическая наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника
I класс
1. Составление схемы прочитанного предложения.
У Тани кот.
После составления схемы учениками (у каждого есть индивидуальный набор карточек для составления схем) следует анализ. (Сколько слов в предложении, сколько больших слов и маленьких (предлогов), заглавная буква в словах, знаки препинания в конце предложения.)
2. Выбор схемы для предложения.
У Оли куклы.
3. Игра «Собери предложение».
Детям дается набор карточек со словами и карточка со схемой предложения. Они должны «собрать» предложение, накладывая на схему карточки со словами. Преднамеренно дается большее число слов, чем это нужно. Это делается для того, чтобы дети занимались этой работой осмысленно.
4. Составление предложений по данной схеме.
5. Поиск в тексте предложения, соответствующего данной схеме.
II класс
Во II классе изучается основа предложения, поэтому вид схемы меняется. Теперь в схеме прямоугольник, который является подлежащим, закрашивается в красный цвет, а прямоугольник, который является сказуемым, — в синий. На доске схемы составляются на наборном полотне или там же чертятся цветными мелками. Дети составляют такие же схемы на парте из своего набора карточек. Этот этап является подготовительным к составлению более сложных схем в III-IV классах.
Можно использовать все виды упражнений со схемами, которые предлагались для I класса, лишь немного изменив сами схемы. Это составление схемы предложения (после нахождения его основы); выбор схемы, соответствующей предложению; составление предложений по схеме устно и по типу игры «Собери предложение»; поиск в тексте предложений, соответствующих схемам.
Если учащиеся испытывают затруднения в составлении предложений по данным схемам, то нужно им показать, что сначала они находят подлежащее, т.е. думают, о ком или о чем будет предложение, затем подбирают к подлежащему сказуемое, т.е. узнают, что будет делать кто-то или что-то, и в конце уже добавляют столько слов, объясняющих подлежащее и сказуемое, сколько требуется по схеме.
Подбираем подлежащее (солнышко).
Подбираем сказуемое (солнышко — что сделало? — улыбнулось).
Распространяем предложение. (Ласковое солнышко улыбнулось нам.)
Во II классе можно уже ввести такой вид упражнения, как составление предложения по схеме, которая дана в контексте. Это упражнение хорошо использовать при изучении текста, потому что при его выполнении детям приходится решать две задачи: во-первых, составленное предложение должно соответствовать схеме, во-вторых, оно должно вписываться в контекст, т.е. учащиеся должны установить связь между этим предложением и другими в заданном контексте.
Наша дача была у леса.
Мой товарищ поймал два леща. Я поймал жирную щуку.
Вставляется предложение Утром мы пошли на речку.
III класс
Схемы, используемые в III классе, оформляются в виде подвижной таблицы, разделенной по горизонтали на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Главные члены размещаются в средней, центральной частях таблицы. В верхней ее части располагаются те второстепенные члены, которые, поясняя подлежащее или сказуемое, находятся в предложении перед ними. Нижняя часть таблицы отведена для второстепенных членов, занимающих положение после подлежащего или сказуемого. Если в разбираемом предложении имеется прямой порядок слов, т.е. подлежащее предшествует сказуемому, то состав подлежащего размещается в левой части таблицы, а состав сказуемого — в правой. При наличии обратного порядка левую часть таблицы занимает состав сказуемого, а правую — состав подлежащего. Например:
Белокрылые чайки низко кружились над синим морем.
Из травы глядят беленькие глазки земляники.
К видам упражнений со схемами, аналогичным тем, которые предлагались выше для I и II классов, можно добавить еще один вид упражнений — распространение предложения по указанной схеме, например:
Подлежащее — ветер. Сказуемое — дует. Составляется предложение:
Тёплый ветер дует в лицо.
Такими схемами удобно пользоваться при изучении не только темы «Предложение», но и словосочетаний. В III классе перед тем как начертить схему предложения учащиеся сначала проводят синтаксический анализ предложения. Назовем ее условно словесная схема. Вот как она выглядит при анализе предложения
Крупная морковь выросла в огороде.
На словесной схеме хорошо видны два словосочетания (они соединены вертикальными стрелками). Можно сразу определить, какое слово является главным (в словосочетании) и какой вопрос задан от него к зависимому слову. Детям можно задать вопрос: «А слова, соединенные горизонтальной стрелкой, являются словосочетанием? Почему?» Таким образом, эта схема облегчает поиск словосочетаний в предложении и учит третьеклассников уже сейчас устанавливать связи между главными и второстепенными членами предложения, что поможет им при изучении темы «Второстепенные члены предложения» в III классе.
IV класс
В IV классе изучаются однородные члены предложения, что, в свою очередь, тоже влияет на вид схем предложения. Если в одном предложении однородные подлежащие, то после составления словесной схемы чертится обычная схема, в которой несколько красных прямоугольников (в зависимости от того, сколько однородных подлежащих). Например:
Коля, Миша и Женя пошли в лес за ягодой.
Запятая и союз между однородными членами предложения проставляются на схеме, так как этот материал изучается. Предлоги можно показывать на схеме, если учащиеся еще допускают ошибки в правописании предлогов со словами. Объяснив детям, что предлог со словом является одним членом предложения, можно не выделять его на схеме.
Вот пример предложения с однородными сказуемыми.
Я лежу на траве, вдыхаю запах леса.
Предложение с однородными второстепенными членами предложения:
Юные натуралисты побывали на лугу, в лесу, на речке.
Если такая работа проводится систематически, то составление схем не вызывает у детей трудностей. Напротив, такой вид работы вносит оживление, поскольку, прочитав предложение, дети уже начинают делать предположения о том, какой будет схема. Нужно дать им возможность начертить «свои» схемы. А после анализа определить, кто же был прав.
Все виды упражнений со схемами, которые были предложены для других классов, имеют место для использования в IV классе
Можно использовать упражнение такого вида, как составление предложения по одной схеме, а затем распространение его до другой схемы
Например, задание: составьте предложение по схеме 1, дополните его однородными членами так, чтобы оно соответствовало схеме 2
Были составлены следующие предложения.
1. Красивые хризантемы цвели на клумбе
2. Красивые хризантемы и гладиолусы цвели на клумбе
Хочется отметить, что работа со схемами на уроках русского языка оказывает большое влияние на развитие младших школьников, пробуждает у них интерес к урокам русского языка и особенно к такой теме, как «Предложение», которая является одной из сложных тем, изучаемых в курсе начальной школы.
Методика использования схем смотрите в плане-конспекте урока (Приложение 2).
Глава 2. Практическая часть
Исследования по данной теме мы проводили в средней школе №__ г. Кизляра в 3 классе.
Изучив и проанализировав рассмотренные выше методики, попробуем выявить пути формирования знаний на уроках русского языка посредством применения схем при обучении грамоте и их эффективность.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе – констатирующий эксперимент: при помощи тестирования на уроке русского языка выявили уровень знаний учащихся по теме «Состав слова», качество усвоения знаний учащимися и провели анализ полученных результатов эксперимента.
На втором этапе – формирующий эксперимент, повторение указанной темы в виде индивидуальных заданий - таблиц.
На третьем этапе – контролирующий эксперимент: проведение еще одного тестирования, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент
Цель: выявление реального уровня знаний по теме «Состав слова» в контролируемом классе.
Содержание эксперимента:
Эксперимент проводился в форме тестирования по теме «Состав слова». Задания были подобраны в соответствии со следующими требованиями:
1) Задания д.б. понятны ребенку, т.е. должны содержать понятную ему лексику;
2) Материал должен быть интересным;
3) Морфемы, над которыми будет идти работа, должны быть известны учащимся;
4) Содержание тестов должно соответствовать возрастным особенностям детей и рассчитано на средний уровень ученика;
5) При выполнении заданий должны совершенствоваться умственные, аналитические операции.
Показателями качества усвоения знаний учащихся является:
- процент качества знаний;
- процент успеваемости учащихся;
- средний балл – средняя отметка учащихся, показывающая средний уровень успеваемости в классе. Результаты тестового обследования приведены в таблице 1 и на диаграмме 1.
Таблица 1
Кол-во уч-ся | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач-ва | % усп. | ср.балл |
25 | 3 | 12 | 10 | - | 60 | 100 | 3,7 |
Диаграмма 1
% учащихся получивших отметку | 60 | |
50 | ||
40 | ||
30 | ||
20 | ||
10 | ||
0 | ||
5 4 3 |
Вывод:
В ходе проведения эксперимента было установлено:
Уровень знаний учащихся находится:
а) приблизительно на одном уровне;
1) % качества – 60%;
2) % успеваемости 100%;
б) средний балл равен – 3,7.
Анализ ученических работ показал, что следует поработать над следующими подтемами:
- родственные (однокоренные) слова;
- лексическое значение слов;
- морфемный анализ слова;
- словообразование.
Формирующий эксперимент
Цель: 1) закрепить знание понятий «Состав слова», «Корень», «Приставка», «Суффикс», «Окончание», «Однокоренные слова»;
2) сформировать умение разбирать слово по составу;
3) развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов;
4) правильно писать корни и приставки;
5) используя элементы словообразования, уточнять лексические значения слов, при этом расширяя и обогащая активный словарный запас ребенка.
Содержание эксперимента:
В ходе данного эксперимента в протестированном классе нами целенаправленно и систематически применялись индивидуальные занятия с различными видами упражнений, занимательного, обучающего, аналитического характера, объяснение материала.
Занятия наши начались со сказки про части слова, которая заинтересовала учащихся и дала стимул детям для дальнейшей работы по теме «Состав слова».
На последующих уроках мною были подготовлены разноуровневые упражнения по данной теме.
Контрольный эксперимент
Цель: сравнить результаты среза с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.
Содержание эксперимента:
Контрольный срез проводился в виде тестирования с аналогичными заданиями констатирующего эксперимента.
Форма и требования к проведению контрольного тестирования совпадают с указанными для констатирующего эксперимента.
Результаты тестового обследования приведены в таблице 2 и на диаграмме 2.
Таблица 2
Кол-во уч-ся | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач-ва | % усп. | ср.балл |
25 | 6 | 16 | 3 | - | 88 | 100 | 4,1 |
Диаграмма 2
% учащихся получивших отметку | 60 | |
50 | ||
40 | ||
30 | ||
20 | ||
10 | ||
0 | ||
5 4 3 |
Сопоставим результаты полученные в результате проведенных экспериментов: констатирующего и контрольного.
Таблица 3
Кол-во уч-ся | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач-ва | % усп. | ср.б. | |||||||
25 | 3 | 6 | 12 | 16 | 10 | 3 | - | - | 100 | 100 | 60 | 88 | 3,7 | 4,1 |
Диаграмма 1
% учащихся получивших отметку | 60 | |
50 | ||
40 | ||
30 | ||
20 | ||
10 | ||
0 | ||
5 4 3 |
Результаты
Анализируя практический эксперимент с использованием индивидуальных занятий, разнообразных заданий, было установлено:
В 4 классе уровень знаний учащихся повысился, благодаря систематической индивидуальной работе учителя и учащихся.
- Средний балл по результатам контрольного эксперимента увеличился на 0,4 по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.
- Процент качества увеличился на 28 по сравнению с показателями процента качества констатирующего эксперимента.
- Успеваемость составляет 100% в обоих случаях.
Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что учащиеся успешно усваивают и применяют на практике.
Заключение
Анализируя материал данной дипломной работы могу делать некоторые выводы.
В условиях развивающего обучения формирование познавательной деятельности и овладение предметными знаниями сливаются в единый процесс. Одним из условий, способствующих осознанию учащимися системы понятий и своей мыслительной деятельности, является использование систематизирующей наглядности.
Одна из целей применения наглядности на уроках русского языка — формирование грамматических понятий. В преподавании языка наглядностью служит сам язык, а грамматические термины, лингвистические определения выступают как обобщения. В графической форме возможно отражение только обобщений, общих закономерностей языка, отвлечение от несущественных признаков, конкретных значений, поэтому графичность (изобразительность) можно считать отличительным признаком обобщающей и систематизирующей языковые связи наглядности.
Таким образом, графические средства соответствуют словесным формулировкам языковых обобщений и обобщенность графической наглядности именно при изучении языка является ее существенным признаком.
Как было указано выше к графической наглядности традиционно относят таблицы, схемы, условные рисунки, использование цвета, особого шрифта, сочетание названных средств. Все перечисленные наглядные средства (и их элементы) могут быть объединены в одну группу, что следует из определений этих пособий, принятых в дидактике.
Большей степенью абстракции, символизма и обобщенности характеризуются схемы. «Схема — это условное обозначение какого-либо предмета или явления, передающее только основные, наиболее существенные его признаки, исключающее все внешнее и второстепенное... При помощи схемы в условной графической форме могут быть показаны и отвлеченные категории». Именно на этой особенности схем основывается их всестороннее и частое использование при изучении теории языка
Элементы таблиц и схем могут находиться в разных отношениях. Схемы могут включаться в таблицы или, напротив, их включать. Одно и то же явление может быть изображено в виде схемы и в виде таблицы. Дополнительное перекодирование понятия способствует дополнительному переосмыслению его признаков и операций, направленных на усвоение его признаков и способов оперирования ими.
Кроме схем и таблиц к графической наглядности относят использование схематических рисунков, которые передают не столько чувственный образ, сколько определенный сигнал, знак, выражающий обобщенное значение, использование цвета, необычного шрифта как сигналов особого рода.
И в заключении хотелось бы отметить тот факт, что умелое и методически оправданное применение схем и других видов наглядности на уроках обучения грамоте приведет к положительным результатам.
Список литературы
1. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 1988.
4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.//Литература в школе. - 1996. - № 5.
5. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс. – М., 1984.
6. Глинская Е.А. , Титова В.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. - 1980.
7. Грановская P.M. Элементы практической психологии. – М., 1988.
8. Грищенко Н.В. Интегрированный урок русского языка и природоведения. // Начальная школа. - 1995.
9. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе. - М.: Педагогика. - 1981.
10. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. //Начальная школа. - 1989. - №9.
11. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000.
12. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. -
М.: Просвещение. - 1984.
13. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т.А. – М., 1991.
14. Полякова А.В. Русский язык. Методические указания. –М., 1996.
15. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.
16. Рализаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1989.
17. Рамзаева Т.Г Русский язык III класс — М.: Просвещение, 1989.
18. Рамзаева Т.Г Языковое образование и его реализация в программе по русскому языку. СПб., 1997.
19. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.
20. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. С-Пб, 1998.
21. Розенберг Л.А, Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. - № 2 – 1995. – с. 25-28.
22. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. - 1990. - №5.
23. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. –М., 1993.
24. Торецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. — Азбука. — М., 1995.
25. Шабалина З.Л. На пути обновления начальной школы. Нужны ли интегрированные уроки? // Начальная школа. - 1983. -№ 7.
Приложение 1
Задание 1
Найдите родственные слова, выделите в них корень.
1. На опушке леса рос раскидистый дуб. Дубовая кора крепкая и прочная.
2. У школы посадили большой фруктовый сад. Садовник переходил от яблони к яблоне.
3. Мой отец рабочий. Он работает на заводе.
Задание 2
Подберите однокоренные слова к слову:
Зима
Задание 3
Замените одним словом выделенные сочетания слов. Полученные слова разобрать по составу.
Участок при школе - ….
Экскурсия за город - ….
Календарь, который висит на стене - ….
Лодка, которая может плавать под водой - ….
Задание 4
От данных глаголов образовать существительные мужского рода.
Строить - ….
Учить - ….
Писать - ….
Читать - ….
Водить - ….
Задание 5
Образуйте новые слова, используя приставки.
Ходить вы-, в-, под, от-, об-, за-, пере-.
Возит за-, у-, при-, пере-, до-, от-.
Задание 6
Разделите слова для переноса.
Приморский, подписка, ноги, лесник, летать, прочитал, сахарница, солдатский.
Задание 7
К данным словам припиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.
Развязать - …. Раздвинуть - …. Разлепить - …. Разложить - ….
Вбежать - …. Внести - …. Вползти - …. Вскочить - ….
Задание 8
Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу.
Выдели окончания.
Ценить что? (книга, забота)
Дорожить чем? (коллектив, честь)
Радоваться чему? (праздник, подарок)
Интересоваться чем? (работа, дело)
Удивляться чему? (природа, талант)
Приложение 2
План-конспект урока в III классе
Ход урока
I . Организационный момент
Сообщение целей урока
— Здравствуйте — (говорит учитель)
— Я очень рада снова встретиться с вами. Сегодня мы отправимся в путешествие, во время которого повторим все, что изучали о предложении и напишем небольшую контрольную работу. А теперь... Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели… тучку. Какая неприятность. Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте прочитаем их.
На доске:
Что вы можете сказать об этих словах?
— Это слова разных частей речи: на — предлог, солнце и небе — существительные, ласковое — прилагательное, а сияет — глагол.
— В некоторых словах есть орфограммы (солнце — непроизносимая согласная, сияет — не проверяемая гласная в корне).
— Из этих слов можно составить предложение
На небе сияет ласковое солнце.
Предложение записывается с комментированием.
На доске вместо тучки появляется солнышко.
По цели высказывания:
• повествовательное
• вопросительное
• побудительное
По интонации:
• восклицательное
• невосклицательное
— А теперь дайте характеристику записанного вами предложения. (Оно повествовательное, невосклицательное.)
Эти данные указываются в тетради.
В любом предложении есть его основа. Это главные члены предложения. Что вы о них знаете? (Подлежащее — это главный член, который говорит, о ком или о чем предложение. Сказуемое — это главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем.)
Найдите в предложении, над которым мы работаем, подлежащее и сказуемое. (Это предложение о ветре. Что? Ветер. Это подлежащее. Ветер что делал? Дул. Это сказуемое. Подлежащее и сказуемое выделяются.)
Давайте вспомним, как обозначаются на схеме подлежащее и сказуемое. (Подлежащее обозначается красным прямоугольником, а сказуемое — синим.)
Найдите среди этих схем ту, которая соответствует предложению, записанному в тетради.
Учащимся предлагаются следующие схемы, которые записаны на другой стороне бревна.
— Предложению Вчера дул сильный ветер соответствует вторая схема.
— Правильно. А почему первая схема не соответствует предложению? (Потому что в предложении сначала идет сказуемое, а потом — подлежащее. В схеме 1 наоборот.)
А в третьей схеме что не соответствует предложению? (В предложении слово сильный, поясняющее подлежащее, идет до него. В схеме 3 стрелка от подлежащего направлена вниз. Это неправильно.)
Совершенно верно. Вы преодолели это препятствие.
IV . Физкультминутка
V . Контрольная работа (с поуровневой дифференциацией)
— А сейчас перед нами последнее, но самое трудное испытание — гора. Сможет преодолеть ее только тот, кто справится со всеми заданиями в карточке.
На доске наборное полотно в виде горы.
Дети делают задания в карточке. Сделав первое задание, ученики выходят к доске, ставят кружки со своими номерами у цифры 1 на горке; сделав второе задание — переносят свои кружки к цифре 2; сделав третье задание — к цифре 3. Учитель по ходу работы проверяет правильность выполненных заданий: К концу урока в зависимости от того, до какого уровня дошел ученик, выставляются соответствующие оценки.
Карточка 1
• Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Составь схему предложения
Птицы летели над морем.
• Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Найди схему, которая подходит к предложению
На дорожке прыгали молодые воробышки.
• Составь предложение по схеме. Запиши его.
Карточка 2
• Спиши предложение. Найди подлежащее и сказуемое. Составь схему предложения
На полях лежит снег.
• Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Найди схему, которая подходит к предложению
Скоро наступят зимние холода.
Составь предложение по схеме. Запиши его.
Приложение 3.
Таблицы по обучению грамоте
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: "Работа со схемами при обучении грамоте"
Пахрудинова Маржанат
Педагогическое отделение
Специальность 050709
«Преподавание в начальных классах»
Курс IV, группа 10 ПН
Форма обучения: очная
Руководитель:
Убайдуллаева Елена Омаровна,
преподаватель русского языка и
литературы
Кизляр
2006
Оглавление
Введение
Глава 1. Графическая наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника
1.1 Обзор методической литературы
1.2 Методика работы со схемами предложений на уроках русского языка в начальных классах
1.3 Методика использования таблиц по обучению грамоте
1.4 Роль дидактических игр при обучении грамоте
Глава 2. Практическая часть
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Единство развития и обучения — основной принцип современного школьного образования. Определяя языковое образование школьника, академик Т.Г. Рамзаева отмечает, что как категория лингвометодическая оно «представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа — носителя данного языка».
Использование графической наглядности на уроках русского языка, бесспорно, обладает большими развивающими возможностями. Объясняется это тем, что при речевом акте и при использовании условных графических средств левое и правое полушария головного мозга включаются в совместную работу по-разному. При переводе информации из вербальной в графическую систему (и наоборот) попеременное смещение активности из одного полушария в другое обеспечивает:
а) развитие мыслительных операций (кодирования, перекодирования, обобщения, переноса и др.);
б) обобщенность и систематизированность знаний за счет их многократной переработки.
Для эффективного достижения названной двуединой цели необходимо:
- во-первых, многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием;
- во-вторых, усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности ее применения, наличие начальных знаний, которые и будут моделироваться в графическом и вербальном видах.
Предмет исследования: использование графической наглядности и схем на уроках русского языка в начальных классах.
Объект исследования: младшие школьники.
Гипотеза исследования: правильный подход в методике применения схем при обучении грамоте на уроках русского языка повысит эффективность процесса обучения.
Цели и задачи исследования:
1. Изучение и конспектирование литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучение и описание педагогической практики по вопросам методики использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе.
3. Разработка уроков по русскому языку в начальных классах.
3. Формирование и развитие умений и навыков исследовательской и творческой деятельности.
Методы исследования:
- изучение и анализ учебной литературы;
- изучение опыта;
- изучение документов;
- наблюдение;
- беседы;
- анкетирование;
- анализ;
- синтез и т.д.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 273.