Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных проблемам обеспечения безопасности в Российской Федерации, в теории и до настоящего времени не выработано единого подхода к определению системы органов безопасности и не определен исчерпывающим образом перечень ее элементов.
Правовым актом, положившим начало формированию системы органов безопасности России, является Закон РФ “О безопасности”[193], действующий и до настоящего времени. Конечно, после принятия в 1993 г. Конституции РФ многие его положения требуют корректировки. Однако, некоторые положения комментируемого Закона, к сожалению, не получили дальнейшего развития в теории и в законодательстве[194]. Речь идет о закреплении в норме права одного из принципов — соблюдении баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. не приоритет, а паритет лежит в основе обеспечения прав и законных интересов личности, общества и государства. Пожалуй, это один из немногочисленных (если не единственный) правовых актов, в котором закреплена идея равного обеспечения интересов личности, общества и государства.
Основными функциями системы органов безопасности являются:
- выявление и прогнозирование внутренних и внешних yгроз жизненно важным интересам объектов безопасности;
- осуществление комплекса оперативных и долговременны мер по их предупреждению и нейтрализации;
- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
- другие функции.
Общее руководство деятельностью органов безопасности осуществляет Президент РФ.
Буквальное толкование ст. 2 Закона РФ “О безопасности” позволяет относить к системе органов безопасности практически все государственные органы, независимо от их принадлежности к ветвям власти, общественные организации и объединения, и даже отдельных физических лиц. Как подметил ведущий научный сотрудник Российской правовой академии при Министерстве юстиции РФ, кандидат юридических наук Фоков А. П., указанная норма нуждается в корректировке путем приведения ее в соответствие с формирующейся российской системой права[195].
В перечень системы органов безопасности не могут быть включены органы законодательной власти и судебные органы хотя бы потому, что Президент РФ не осуществляет никакого руководства указанными органами, что является недопустимым в правовом государстве[196]. Кроме того, констатирует он, для органов законодательной и судебной ветвей власти обеспечение безопасности не является приоритетным (основным) направлением деятельности. Органами безопасности могут являться лишь некоторые органы исполнительной власти. К органам безопасности можно отнести следующие:
- органы федеральной службы безопасности;
- органы внешней разведки;
- органы пограничной службы и пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ (ФПС РФ);
- федеральные органы правительственной связи и информации;
- федеральные органы государственной охраны.
Рассмотрим эти органы вкратце.
Правовую основу организации и деятельности органов федеральной службы безопасности составляет Федеральный закон РФ от 22.02.1995 г. “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федераций”[197].
В соответствии со ст. 2 указанного Закона органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:
- Федеральная служба безопасности РФ;
- управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
- управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).
Автор данного исследования, проанализировав приведенные нормы права, считает, что система органов федеральной службы безопасности соответствует федеративному устройству и административно-территориальному делению Российской Федерации, а также ее военно-административному делению. Он обращает внимание, что управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ поименованы в Законе территориальными органами безопасности. Управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления поименованы как органы безопасности в войсках.
Высшим звеном в системе органов федеральной службы безопасности является Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ст. 3 Закона). Основными задачами ФСБ России являются:
- руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными им предприятиями, организациями, учебными заведениями, научно-исследовательскими, экспертными и военно-медицинскими учреждениями и подразделениями, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки, подразделениями специального назначения, а также организация их деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;
- другие задачи.
Структурными элементами ФСБ РФ являются следующие:
- Руководство;
- Департамент контрразведки;
- Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;
- Департамент экономической безопасности;
- Департамент анализа, прогноза и стратегического планирования.
- Департамент организационно-кадровой работы;
- Департамент обеспечения деятельности;
- Управление военной контрразведки;
- Следственное управление;
- Управление собственной безопасности;
- Управление делами;
- Договорно-правовое управление.
Существует внешняя и внутренняя разведка.
Для осуществления разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставлены следующие полномочия:
- установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие [198] ;
- осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
- использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки;
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны;
В перечень системы органов безопасности входят органы пограничной службы и пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС РФ). Базовым нормативным актом, регулирующим организацию охраны Государственной границы, а также полномочия органов ее обеспечивающих, является Закон РФ от 01.04.1993 г. “О Государственной границе Российской Федерации”[199] с изменениями и дополнениями.
Федеральная пограничная служба РФ возглавляет единую централизованную систему, включающую в себя:
- органы пограничного контроля;
- орган внешней разведки;
- оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности системы ФПС РФ;
- органы пограничной стражи и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством;
- пограничные войска ФПС РФ;
- военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС РФ.
Основными функциями ФПС РФ являются:
- участие в разработке и реализации государственной пограничной политики РФ и федеральных пограничных программ;
- участие в подготовке законодательных актов и разработка нормативно-правовых актов по вопросам защиты Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ;
- др.
Автор настоящей работы, проанализировав приведенные нормы, пришел к выводу, что в основе системе федеральных органов правительственной связи и информации лежит федеративное устройство Российской Федерации и ее территориально - административное деление.
Высшее звено этой системы - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.
Государственная охрана в Законе определена как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Государственная охрана осуществляется путем:
- предоставления объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности;
- осуществления в соответствии с федеральным законодательством оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности;
- проведения охранных и других мероприятий.
В настоящее время единственным органом, осуществляющим государственную охрану, является Федеральная служба охраны РФ.
Основными задачами ФСО РФ являются:
- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
- обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
- выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;
- другие задачи.
В области обороны и безопасности в число федеральных органов исполнительной власти также входят: Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба железнодорожных войск РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности. Сложный характер функций некоторых из этих органов позволяет рассматривать их и в других группах министерств и ведомств.
Государственная таможенная служба РФ
Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:
1. На уровне Государственного Таможенного Комитета России - Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в себя:
- отдел организации дознания;
- отдел таможенных расследований;
- отдел расследования уклонений от таможенных платежей;
- отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;
- отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
- отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран;
- информационно-аналитический отдел;
- отряд быстрого реагирования.
2. На уровне Региональных Таможенных Управлений созданы:
- Отдел таможенных расследований;
- Отдел дознания;
- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;
- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
3. На уровне таможен созданы:
- Отдел таможенных расследований;
- Отдел дознания;
- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;
- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков.
Особое положение в структуре таможенных органов занимают отделы собственной безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение.
Все указанные структурные подразделения имеют горизонтально-вертикальное подчинение.
Нормативным актом, определившим основы организации и деятельности таможенных органов, является Таможенный кодекс Российской Федерации[200] (ТК РФ) с изменениями и дополнениями от 19.05.1995 г.[201], от 27.12.1995 г.[202], от 18.06.1997 г.[203], от 23.12.1998г.[204] Большинство положений ТК РФ вступило в действие с момента его опубликования, т. е. с 05.08.1993 г.3
В ТК РФ определено, что таможенные органы, являющиеся правоохранительным органом, составляют единую систему, включающую в себя следующие элементы:
- Государственный таможенный комитет;
- региональные таможенные управления;
- таможни;
- таможенные посты.
Это единственная из рассмотренных систем, которая в наименьшей мере соответствует федеративному устройству Российской Федерации и ее административно-территориальному делению.
Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:
- участвуют в разработке таможенной политики и реализуют эту политику;
- обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
- взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;
- обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, др. [205].
Органы налоговой полиции России
Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. при Государственной налоговой службе России было создано Главное управление налоговых расследований - налоговая полиция.
Однако самостоятельным правоохранительным органом она стала после вступления в силу Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” (от 15 июля 1993 г.), определившего правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, а также полномочия налоговой полиции.
В соответствии с данным законом федеральным органам налоговой полиции вменяется в обязанность:
- выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.
- обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств, при исполнении служебных обязанностей;
- предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
1.Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах Государственного комитета Российской Федерации;
2. Органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (управления, отделы - территориальные органы);
3. Органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции (местные органы налоговой полиции).
В федеральных органах налоговой полиции в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться организации, необходимые для обеспечения их деятельности.
Общее руководство деятельностью Федеральной службы налоговой полиции осуществляет директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (в ранге председателя Государственного комитета Российской Федерации), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению председателя правительства Российской Федерации.
Общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов осуществляет директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Первый заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции (в ранге первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации) и заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции, назначаются на должность и освобождаются от должности правительством Российской Федерации по представлению директора Федеральной службы налоговой полиции РФ.
Начальники управлений Федеральной службы налоговой полиции по республикам назначаются на должность и освобождаются от нее директором Федеральной службы налоговой полиции России по согласованию с правительствами республик в составе Российской Федерации.
В Федеральной службе налоговой полиции и управлениях налоговой полиции по республикам, в качестве совещательного органа – образуются коллегии, персональный состав и порядок работы которых по представлению соответственно директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и начальников управлений Федеральной службы налоговой полиции по республикам, утверждаются соответственно правительством Российской Федерации и директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Министерство внутренних дел РФ
Это Министерство наряду с другими обеспечивает выполнение общих задач, сформулированных в Законах РФ "О безопасности", "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О милиции", в практической деятельности опирается на Положение о МВД РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г.
Министерство подчиняется Президенту РФ и возглавляет систему органов внутренних дел по всей стране.
Министерство внутренних дел участвует в выполнении федеральных и региональных программ борьбы с преступностью, осуществляет оперативно-розыскную деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, организует розыск лиц, совершивших преступление, проводит проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, осуществляет борьбу с организованной преступностью и терроризмом, обеспечивает охрану важных государственных объектов, руководит Государственной автомобильной инспекцией и Государственной противопожарной службой, организует деятельность по решению вопросов гражданства, въезда и выезда из РФ, выбора места жительства, осуществляет руководство внутренними войсками, отрядами милиции особого назначения и милиции общественной безопасности и др.
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [206] на МВД России возложены следующие основные задачи:
- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
- другие задачи.
Деятельность МВД Российской Федерации строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействия с другими государственными органами и общественными объединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, средствами массовой информации.
Во главе системы органов внутренних дел стоит Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ), городские, районные органы внутренних дел (ГОВД, РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах).
Кроме того, в структуру МВД входят также Главное управление исполнения наказаний (ГУИН), Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТ и ВС), учебные заведения (Академия, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел.
В систему МВД Российской Федерации входят внутренние войска.
Три крупные структурные составляющие МВД Российской Федерации заслуживают более подробного освещения:
1. Следственный комитет МВД Российской Федерации обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений, осуществляет ведомственный процессуальный контроль за производством предварительного следствия, организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам. Возглавляет следственный комитет начальник, который подчиняется непосредственно министру внутренних дел, являясь одновременно заместителем министра.
В составе следственного комитета существуют подразделения зонального контроля и методического обеспечения предварительного следствия. Кроме них функционирует также следственная часть (на правах управления). В составе следственного комитета в его следственной части создаются специализированные подразделения (например, для расследования уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, организованных преступных формирований и др.). Деятельность следственного комитета осуществляется по предметно-зональному принципу на основе перспективных и текущих планов. Основными задачами следственного комитета являются:
- обеспечение в пределах компетенции защиты личности, ее прав и свобод, собственности, а также прав предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств путем всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, правильного применения закона и привлечения к законной ответственности виновных;
- совершенствование следственной работы на основе внедрения в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм организации и методов предварительного следствия;
- осуществление контроля за соблюдением законности на предварительном следствии; обеспечение процессуальной самостоятельности следователей;
- подбор, расстановка и воспитание кадров: повышение профессионального мастерства следственных работников, оказание помощи в социально-бытовом обеспечении сотрудников.
Аналогично построена и организована работа следственных управлений (следственных отделов) в МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей — субъектов Российской Федерации. Начальник следственного управления (отдела) подчиняется непосредственно начальнику соответствующего органа внутренних дал, являясь одновременно его заместителем, а также начальнику следственного комитета МВД Российской Федерации.
2. Главное управление Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации (ГУГПС) — самостоятельное структурное подразделение МВД Российской Федерации, возглавляет систему Государственной противопожарной службы. ГУГПС является высшим органом государственного пожарного надзора в Российской Федерации, федеральным органом лицензирования и центральным органом сертификации в области пожарной безопасности, а также государственным заказчиком на пожарную технику и пожарно-техническую продукцию.
Основными задачами ГУГПС являются:
- руководство системой Государственной противопожарной службы;
- организация и осуществление разработки государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности; государственного пожарного надзора в Российской Федерации; единой научно-технической политики в области пожарной безопасности; лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности; взаимодействия противопожарных служб министерств и ведомств, а также международного сотрудничества в области пожарной безопасности;
- организация тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; профессиональной подготовки кадров для Государственной противопожарной службы;
- другие задачи.
3. Главное управление исполнения наказаний Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУИН) является центральным органом управления единой уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации, обеспечивающим организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Основными задачами ГУИН являются следующие:
- организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;
- организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах (СИЗО), безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны объектов уголовно-исполнительной системы;
- обеспечение надлежащих условий отбывания наказания, охраны здоровья осужденных и заключенных;
- другие задачи.
В соответствии с возложенными задачами МВД организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность; экспертно-криминалистическую работу органов внутренних дал; расследование преступлений по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел МВД, непосредственно руководит криминальной милицией, милицией общественной безопасности, следственными подразделениями, оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, др.
Милиция, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Российской Федерации, является одним из основных структурных подразделений правоохранительных органов внутренних дел. Правовой статус милиции, ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве определены принятым 18 апреля 1991 года Законом РСФСР “О милиции”, в котором в определенной мере реализована идея деуниверсализации милиции, что позволило оставить за ней решение всего пяти задач, сформулированных в ст. 2 Закона:
- обеспечение личной безопасности граждан;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
Милиция в соответствии с Законом “О милиции” подразделяется на криминальную милицию (или федеральную милицию) и милицию общественной безопасности (или муниципальную милицию).
Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, или, другими словами, наиболее опасных преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
В целях решения указанных задач в составе криминальной милиции созданы и функционируют оперативно-розыскные подразделения: подразделения уголовного розыска и подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики; экспертно-криминалистические подразделения. В состав криминальной милиции входят также специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью: Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУОП) в составе МВД Российской Федерации и Региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП) в соответствующих регионах Российской Федерации. Компетенция этих подразделений смешанная, они осуществляют борьбу с преступлениями как по линии уголовного розыска, так и по линии БЭП. В составе криминальной милиции имеются подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
К числу основных задач, решаемых милицией общественной безопасности, относятся:
- обеспечение личной безопасности граждан;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- другие задачи.
Численность милиции общественной безопасности в составе милиции составляет примерно 60%. В нее входят: дежурные части, подразделения Государственной автомобильной инспекции с дорожно-патрульной службой, патрульно-постовой службой, участковые инспектора милиции, подразделения охраны объектов по договорам, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу (ИВС), отряды милиции особого назначения (ОМОН), подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (бывшие инспекции по делам несовершеннолетних), специализированные подразделения дознания, подразделения паспортно-визовой службы и некоторые другие.
К иным правоохранительным органам можно отнести Федеральные органы юстиции, которое в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г., подверглось существенному реформированию, некоторые другие.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 204.