Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Арбитражная юстиция представляет собой отдельную форму судебной вла­сти. Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в су­дебную систему РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных су­дов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "Об Арбитраж­ных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, горо­дов федерального значения, автономной области, автоном­ных округов, т. е. субъектов РФ (см. Прилож. № 11[169]).

    Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим вопросам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:

- между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

-  между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами РФ. (п. 1 ст. 22. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации).

К экономическим спорам относятся, в частности споры:

- о разногласии по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

- об изменении условий или расторжении договоров;

- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

- о признании права собственности;

- о возмещении убытков;

- о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

-  другие вопросы.

Деятельность арбитражных судов в Российской Феде­рации строится на основе принципов законности, независи­мости судей, равенства организаций и граждан перед зако­ном и судом, состязательности и равноправия сторон, глас­ности разбирательства дел.

Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат ис­полнению на всей территории Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назна­чается на должность Советом Федерации Федерального Со­брания по представлению Президента РФ. Заместители Пред­седателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда на­значаются на должность Советом Федерации по представ­лению Президента РФ, основанному на представлении Пред­седателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нару­шающих права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федераци­ей и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Суд также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации и пересматри­вает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Беря во внимание изученное и проанализированное Постановление Конституционного Суда от 3 февраля 1999 г. по проверке соответствующих статей Арбитражно-процессуального кодекса, Одайник А. И. отметил, что положения этих статей о том, что поста­новления Президиума являются окончательными и не подлежат пересмотру именно в порядке надзора, не может рассматривать­ся как лишающее граждан права на судебную защиту. В случае, если Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по резуль­татам рассмотрения дела в порядке надзора постановление уже вынесено, а нарушенные или оспариваемые права и законные интересы предприятии, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности тем не менее арбитражным судом в результате судебной ошибки не защищены, пересмотр такого судебного решения Президиу­мом возможен на дополнительной стадии — по вновь открывшим­ся обстоятельствам. Данная стадия, имеющая исключительный (чрезвычайный) характер, позволяет устранить допущенные су­дебные ошибки, которые не были или не могли быть выявлены ранее [170] .

Правовая позиция, согласно которой окончательный характер постановлений надзорной инстанции не может рассматриваться как препятствие к возможности их пересмотра в дополнительной стадии — по вновь открывшимся обстоятельствам, в случае су­дебных ошибок, которые ранее не были или не могли быть выяв­лены, уже была выражена Конституционным Судом РФ в Поста­новлении от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституци­онности соответствующей статьи Уголовно-процессуального ко­декса РСФСР. Данная правовая позиция сформулирована в связи с рассмотрением соответствующих механизмов уголовного судо­производства в случаях судебной ошибки.

Вместе с тем такая же позиция применима и к оценке процедур, которые могут быть в аналогичных случаях использованы при пересмотре постановле­ний Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Автор работы считает, что судебное ре­шение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защита — полной и эффективной, если допущена су­дебная ошибка, так как статья 14 (пункт 6) Международного пакта предусматривает, что судебное решение подлежит пересмотру, если "какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки".

Отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту, что недопустимо. Поэтому, считает автор работы, законодатель, устанавливая порядок осу­ществления правосудия, обязан предусмотреть механизм (проце­дуру) исправления таких ошибок, в том числе на стадии пере­смотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Консти­туции РФ статью Арбитражного процессуального кодекса постоль­ку, поскольку она служит основанием для отказа в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений Президи­ума Высшего Арбитражного Суда РФ в тех случаях, когда су­дебный акт принят в результате судебной ошибки, которая не была или не могла быть выявлена ранее.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникаю­щих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникаю­щих из административных правоотношений.

Пленум решает важнейшие вопросы деятель­ности арбитражных судов в Российской Федерации. Он дей­ствует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражно­го Суда РФ. В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие чле­ны Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, по решению Пле­нума в состав Президиума могут быть введены судьи Высше­го Арбитражного Суда. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, Председа­тель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместите­ли председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

В Высшем Ар­битражном Суде создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда. Эти коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, пре­дусмотренные регламентом арбитражных судов.

В судебных коллегиях образовываются судебные соста­вы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Они формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Он организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных су­дов в Российской Федерации, созывает Пленум и Президи­ум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные Федеральным конституционным законом к их ведению, исполняет другие функции.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ являются судьями и осуществляют процессуальные пол­номочия, установленные Арбитражным процессуальным ко­дексом РФ. Они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Суда, системы арбитражных судов в Российской Федерации.

При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбит­ражных судов в составе Председателя Высшего Арбитраж­ного Суда РФ и председателей арбитражных судов Россий­ской Федерации. Заседания Совета проводятся по мере не­обходимости.

Опыт работы арбитражных судов сви­детельствует о тенденции значительного роста споров, вытекающих из административно-право­вых отношений. По данным статистики, число та­ких дел систематически увеличивается. Харак­терны в этом отношении данные за 2000 г., в пер­вом полугодии которого по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. их число выросло на 93.2% [171]. При этом самый значительный рост дали споры коммерческих организаций с налого­выми органами [172].

Специфика рассмотрения арбитражными су­дами экономических споров, вытекающих из административно-правовых отношений, в опреде­ленной мере отражена в Арбитражном процессу­альном кодексе РФ, но, по-видимому, анализ практики судов в этой сфере потребует более тщательного учета административно-процессу­альных особенностей рассмотрения таких дел и обусловит внесение необходимых изменений и дополнений в АПК РФ.

 

 

3. 2. Прокуратура РФ – важнейший независимый орган правоохраны

Дата: 2019-07-30, просмотров: 226.