Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Актуальность темы исследования. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг, торговля. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи и т.п.

В развитых странах признается приоритетность интересов потребителей по сравнению с другими субъектами рынка. В условиях насыщенности рынка товарами и услугами современный потребитель имеет все возможности для того, чтобы поднять уровень своих требований к товарам, услугам и качеству обслуживания. Торговля, являясь посредником между изготовителями и потребителем, призвана защищать интересы потребителей, предъявляя к изготовителям, продавцам требования в отношении качества и безопасности товаров, предоставления необходимой информации, упаковки, обеспечивая одновременно торговое их обслуживание.

Разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей своих граждан, защите их интересов являются не только социально-экономической, но и политической функцией государства. За последние годы в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, регулирующих процессы торгового обслуживания. Совокупность всех правил и составляет те нормы, которые устанавливают обязанность и ответственность торговой организации, индивидуального предпринимателя - продавцов перед потребителем и защищают его права. Но его недостаточно знают сами продавцы, потребители и контролирующие органы. Производители и торговые предприятия зачастую пытаются навязать потребителям выгодные для себя и не выгодные для него условия приобретения товаров. Значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасной для жизни и здоровья людей. В наши дни рынок наводнен подделками и продукцией низкого качества. В погоне за большой прибылью изготовители забывают о потребностях человека в качественном товаре, продавая некачественную продукцию по цене продукции хорошего качества. Поэтому для каждого потребителя необходима поддержка государства, которое законодательно отстаивает права граждан-потребителей, заставляя производителей выпускать товары высокого качества. Такое законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяя права потребителей и механизм их реализации.

Защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и других отраслей права.

Основными нормативно-правовыми регулирующими отношения в сфере защиты прав потребителя в Российской Федерации являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон "О защите прав потребителей". Существует еще ряд нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в этой сфере, о которых будет упомянуто в данной дипломной работе позже.

Степень научной разработанности. Вопросы защиты прав потребителей рассматривали такие ученые как А.В. Селянин, Е.Б. Козлова, Е.А. Копыстыринский, Л.В. Мелихова, В.Н. Ткачев, С.П. Гурская, И.В. Зыкова, П.П. Богдан, Э.Г. Корнилов, Я.Е. Парций, А.Н. Распонин, В.П. Смолянинов и многие другие.

Объект исследования - являются общественные отношения, возникающие области защиты прав потребителей.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

нормы гражданского и смежного законодательства;

практика реализации норм, предусматривающих применение защиты прав потребителей в торговом обслуживании.

Целью данной работы является:

формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей;

выработка умений применения правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров;

выявление недостатков в законодательстве по защите прав потребителей;

совершенствование законодательной базы в этой области права.

В данной работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть и проанализировать основные права потребителей в торговом обслуживании, закрепленные законодательством Российской Федерации;

изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;

выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.

Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.



Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отменить: принятие закона "О защите прав потребителей" стало важной гарантией основных прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.

Но, несмотря на все недостатки в законодательстве, в настоящее время потребитель имеет реальную возможность защитить нарушенное право в сфере торгового обслуживания. Механизм защиты права потребителя четко отрегулирован законодателем. Определен ряд органов как содействующих потребителю в защите его прав, так и охраняющих его основные права.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия. Оно адаптировано к рыночным условиям, но требует некоторого видоизменения.

Проведенное исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

1. Необходимо усовершенствовать некоторые конструкции понятийной базы законодательства о защите прав потребителей, внеся изменения в преамбулу рассматриваемого Закона:

а) Расширить понятие "потребитель", включив в число потребителей юридических лиц, ограничив возможности применения в отношении них данного Закона также сферой личного потребления,

б) Сузить понятия "продавец", "изготовитель" и "исполнитель", уточнив, что таковыми являются не просто лица, изготавливающие или реализующие товары, оказывающие услуги и выполняющие работы для потребителей, а лишь те, которые делают это систематически, в отношении широкого круга потребителей.

2. Необходимо исключить из текста Закона упоминания об "организациях, выполняющих функции продавца (изготовителя)", избавив его тем самым от неработающей правовой конструкции.

3. Необходимо законодательно закрепить возможность внесудебного порядка компенсации морального вреда, причиняемого потребителям.

4. Требуется введение в текст Закона положений об обязанностях потребителей (например, надлежаще использовать и не злоупотреблять своими потребительскими правами; бережно и по назначению использовать приобретенные товары, работы и услуги; соблюдать правила эксплуатации; использовать предоставляемую информацию о товаре, работе, услуге во избежание невозможности их использования) и санкций за их нарушение.

5. Реклама является способом и средством доведения до потребителя информации о товаре вообще и необходимой информации, предусмотренной Законом "О защите прав потребителей", в частности. Поэтому реклама должна в максимальной степени удовлетворять всем условиям, перечисленным в ст.10 Закона "О защите прав потребителей", поскольку рекламная информация, по сути, является публичной офертой (т.е. приглашением на заключение сделки с потребителем), что означает, что рекламная информация должна соответствовать всем указанным требованиям. В связи с этим, необходимо включить рекламу в п.3 ст.10 Закона "О защите прав потребителей" в качестве способа доведения информации до потребителей.

6. В целях устранения пробелов, существующих в действующем законодательстве в сфере защиты прав потребителей и рекламном законодательстве, необходимо внести следующие изменения и дополнения в нормативные акты, регулирующие указанные сферы правоотношений. В преамбулу Закона "О защите прав потребителей" внести определение понятия "необходимая информация". Под ней следует понимать любые сведения о потребительских свойствах товара (работы, услуги), интересующие потребителя в целях использования приобретаемого товара (работы, услуги), а также продавце (изготовителе, исполнителе), доступные для восприятия потребителя и необходимые для реализации и защиты им своих прав. Кроме того, необходимо выделить понятие "обязательная информация". Предусмотренный ст.9, 10 Закона "О защите прав потребителей" перечень сведений, которые исполнитель обязан предоставить потребителю, следует рассматривать в качестве информации "обязательной", являющейся составной частью информации "необходимой".

7. Необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей. То есть следует внести дополнения в ст.44 Закона "О защите прав потребителей", дополнить права органов местного самоуправления правом на проведение экспертиз и правом на привлечение к административной ответственности продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.

8. Законом предусмотрена обязанность продавца, изготовителя предоставлять достоверную информацию о товарах на русском языке. При импорте товаров случаются ситуации, когда неверный перевод инструкции на русский язык влечет за собой предоставление недостоверной информации о товаре. Об этом потребитель узнает не сразу, как следствие он лишается возможности правильной эксплуатации товара, чем нарушаются его права, поэтому следует обязать импортеров следить за достоверностью переводов информации о товарах на русский язык и утверждать их в специализированных органах. Не обязательно создавать такой орган. Право утверждения переводов, возможно, предоставить университетам, институтам, академиям, имеющим факультеты иностранных языков. Необходимо внести дополнения в ст. ст.9, 10 Закона "О защите прав потребителей", где ст.9 необходимо дополнить п.4 следующего содержания: "Обязать изготовителя, продавца утверждать правильность перевода информации о продавце, изготовителе в институтах, академиях, университетах, имеющих факультеты соответствующих иностранных языков", ст.10 дополнить п.4 следующего содержания: "Обязать изготовителя, продавца утверждать правильность перевода информации о товаре в институтах, академиях, университетах, имеющих факультеты соответствующих иностранных языков". При этом следует утвердить порядок подтверждения правильности перевода информации о товарах, изготовителях, продавцах соответствующим постановлением Правительства РФ.

9. Необходимо установить ответственность продавца и изготовителя за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей. Например, продавец вывешивает у себя в магазине объявление о том, что товары, на которые он установил скидку возврату и обмену не подлежат. Хотя, каких либо оговорок о товарах проданных со скидкой в законодательстве не найдено. Законодатель не различает товары на проданные со скидкой и без таковой. Можно привести следующий пример, продавец также вывешивает объявление о том, что в соответствии со ст.18 Закона "О защите прав потребителей" требование о расторжение договора купли-продажи относительно технически сложных товаров не предъявляется. Потребитель не имеет специального образования, чтобы различать достоверную информацию от недостоверной. Поэтому необходимо внести дополнения в Закон "О защите прав потребителей", где отдельной статьей установить гражданскую ответственность продавца и изготовителя перед потребителем за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей.



Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Текст]: офиц. текст // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон № 51 - ФЗ: принят 30.11.1994, по сост.26.06.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федер. закон № 14-ФЗ: принят 26.01.1996, по сост.26.06.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст.410.

4. Налоговый кодекс (часть вторая) [Текст]: [федер. закон № 117-ФЗ: принят 05.08.2000, по сост.08.11.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - ст.3340.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138 ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Полный сборник кодексов РФ по состоянию на 01.03.2005г. Сиб. Универ. Изд-во, 2005.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20.12.2001. (в редакции от 30.12.2004 № 219 ФЗ) // Полный сборник кодексов РФ по состоянию на 01.03.2005г. Сиб. Универ. Изд-во, 2005.

7. О защите прав потребителей [Текст]: [закон № 2300-1: принят 07.02.1992, по сост.25.10.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - ст.140.

8. О техническом регулировании [Текст]: [федер. закон № 184-ФЗ: принят 27.12.2002, по сост.01.12.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 52 (ч.1). - ст.5140.

9. О некоммерческих организациях [Текст]: [федер. закон № 7-ФЗ: принят 12.01.1996, по сост.01.12.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - ст.145.

10. Об общественных объединениях [Текст]: [федер. закон № 82-ФЗ: принят 19.05.1995, по сост.02.02.2006] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - ст. 1930.

11. О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон № 271-ФЗ: принят 30.12.2006, по сост.02.06.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1 (1 ч). - ст.34.

12. О рекламе [Текст]: [федер. закон № 38-ФЗ: принят 13.03.2006, по сост.01.12.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - ст.1232.

13. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст]: [указ Президента № 314: принят 09.03.2004, по сост.24.09.2007] // Собрание законодательства РФ. - №50. - 2004. - ст.945.

14. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти [Текст]: [указ Президента № 649: принят 20.05.2004, по сост.24.09.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 21. - ст. 2023.

15. Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Текст]: [Пост. Правительства № 322: принято 30.06.2004, по сост.14.12.2006] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 28. - ст.2899.

16. Об утверждении Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы и Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению [Текст]: [Пост. Правительства № 720: принято 16.06.1997, по сост.10.05.2001] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 4. - ст.482.

17. Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 55, от 19.01.1998 г., по состоянию на 27.03.2007] // СЗ РФ. - 1998. - № 4. - Ст.482.

18. Об утверждении правил продаж отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации [Текст]: [Пост. Правительства № 55: принято 19.01.1998, по сост.27.03.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 4. - ст.482.

19. Об утверждении правил продажи товаров по образцам [Текст]: [Пост. Правительства № 918: принято 21.07.1997, по сост.27.02.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - ст.3657.

20. О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации [Текст]: [Пост. Правительства № 872: принято 31.12.2005, по сост.10.10.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 4. - ст.381.

21. О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти [Текст]: [Пост. Правительства № 30: принято 19.01.2005, по сост.15.10.2007 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 4. - ст.305.

22. О мерах по обеспечении наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке [Текст]: [Пост. Правительства № 1037: принято 15.08.1997] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 34. - ст.3981.

23. Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требование потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков [Текст]: [Пост. Правительства № 575: принято 13.05.1997] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 20. - ст.2303.

24. О некоторых вопросах, связанных с применением закона РФ "О защите прав потребителей" [Текст]: [Приказ № 160: принято 20.05.1998, по сост.11.03.1999] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 2.

25. О полномочиях органов местного самоуправления [Текст]: [Письмо Роспотребнадзора № 0100/4939-05-32: принято 29.06.2005] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 2.

26. О полномочиях общественных объединений потребителей [Текст]: [Письмо Роспотребнадзора № 0100/4938-05-32: принято 29.06.2005] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 2.

27. О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара [Текст]: [Письмо Роспотребнадзора № 0100/2569-05-32: принято 08.04.2005] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 2.

28. О разъяснении отдельных положений действующего законодательства [Текст]: [Письмо № 0100/2473-06-32: принято 07.03.2006] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 4.

29. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" // Коммерческий вестник. - 1989. - № 7,8. - С.1 - 13.

Научная и учебная литература

30. Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей [Текст]. // Законность. - 2005. - № 9. - С.15.

31. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг [Текст]. // Юрист. - 2003. - № 7. - С.26.

32. Богдан В.В. Роль местного самоуправления в защите прав потребителей [Текст]. // Российская юстиция. - 2003. - № 7. - С.13.

33. Богдан В.В. Охрана прав покупателей в советском праве: историко-правовые аспекты гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты (1917 - 1990 гг.) [Текст]. // Безопасность бизнеса. - 2007. - № 2. - С.29.

34. Большаков А. Проверка качества товара // ЭЖ-Юрист. - 2006. - № 38. - С.34.

35. Большой юридический словарь [Текст]. Под. ред.А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., Норма, 2004. - 1020 с.

36. Гражданское право [Текст].: учеб.: в 3т. Т.1 - 6-е издание; перераб. и доп. /Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. Ред.А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 920 с.

37. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав [Текст].М., Статут. 2001. - 132 с.

38. Гусева Т., Дяченко П. Если нет информации о продавце // ЭЖ-Юрист. - № 4. - 2004. - С.5.

39. Журбин Б. Потребитель в законе [Текст]. // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 7. - С.3.

40. Иванов В.М. К вопросу о размере компенсации морального вреда [Текст]. // Российский судья. - 2000. - № 4. - 12.

41. Клетченкова М.М. Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей [Текст]. // Журнал российского права. - 2007. - № 8. - С.45.

42. Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Комментарий к Федеральному закону "О защите прав потребителей" (постатейный) [Текст]. М.: ПРИОР, 2006. - 99 с.

43. Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей [Текст]. // Хозяйство и право. - 1999. - № 11. - С.69.

44. Корнилов Э.Г. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей [Текст]. // Хозяйство и право. - 1999. - №4. - С.68.

45. Корнилов Э.Г. Закон о защите прав потребителей в развитии [Текст]. // Право и экономика. - № 8. - 1998. - С. 20.

46. Мелихова Л.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]. Учебное пособие. Ростов н/д: Феникс, 2001. - 222 с.

47. Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. Телемагазины под контролем [Текст]. // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 42. - С.5

48. Новицкий И.Б., Петерский И.С. Римское частное право [Текст]. Учебник. М.: Новый Юрист, 1997. - 456 с.

49. Орешкина О.В. Дистанционная торговля товарами [Текст]. // Внешнеторговое право. - 2007. - № 1. - С.34.

50. Парций Я.Е. Закон РФ "О защите прав потребителей". Постатейный комментарий [Текст]. М.; Правовая культура, 1996. - 122 с.

51. Попова М. Потребитель волеизъявляет, продавец исполняет [Текст]. // Бизнес-адвокат. - 2003. - № 18. - С.40.

52. Прокш М. Ответственность за нарушение прав потребителей [Текст]. // Законность. - 2003. - № 10. - С.14.

53. Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя [Текст]. Новосибирск: Издательство ЮКЭА, 2000. - 90 с.

54. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ ч.2 (постатейный) [Текст]. Изд.3-е испр. и доп.; М.: Инфра-М. 1998. - 908 с.

55. Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав, их классификация [Текст]. // Хозяйство и право. - 1999. - №1. - С.40.

56. Селянин А.В. Защита прав потребителей [Текст]. Учебное пособие для ВУЗов.М. 2005. - 190 с.

57. Сметанников А.Е. Проблема доказывания убытков при передаче товара ненадлежащего качества [Текст]. // Российская юстиция. - 2007. - № 5. - С.22.

58. Сметанников А.Е. Последствия передачи товара ненадлежащего качества [Текст]. // Законодательство. - 2007. - № 4. - С.16.

59. Советское гражданское право [Текст]. / Под ред. В.Ф. Маслова и А.А. Пушкина. В 2-х ч. Харьков, Госиздат, 1983. Ч.1 - 724 с.

60. Тархов В.А. Гражданское право. [Текст]. Общая часть. Курс лекций. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1997. - 450 с.

61. Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации [Текст]. Учебн. пособие. М.: изд. дом Городец, 2005. - 126 с.

62. Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования [Текст]. // Адвокат. - 2005. - № 7. - С.34.

63. Четкина О. Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей [Текст]. // Арбитражный и гражданский процесс. - 2007. - № 6. - С.13.

64. Швалева О.В. Правовое регулирование экспертизы качества товара [Текст]. // Юрист. - 2006. - № 11. - С.34.

65. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права [Текст]. М.: Спарк, 1994. - 842 с.

66. Шугаибов З.Ш. Правоотношения в сфере рекламы и их отраслевое регулирование [Текст]. // Юрист. - 2006. - № 4. - С.34.

67. Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научно-практическое пособие [Текст]. М.: изд-во БЕК, 1998. - 244 с.

Материалы юридической практики

68. О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей [Текст]: [Постановление Пленума Верховного суда РФ № 11: от 29.09.1994] // Российская газета № 230, 26.11.1994.

69. Некоторые вопросы о применении законодательства о компенсации морального вреда [Текст]: [Постановление Пленума Верховного суда РФ № 10: от 20.12.1994] // Российская газета № 29, 08.02.1995.

70. Извлечение из определения Президиума Самарского областного суда # 0706/275 от 20.05.2004 [Текст]. // Судебная практика. Самара. - 2005. - № 4. - С.7.

71. Извлечение из постановления Президиума Самарского областного суда № 0706/566 от 25.08.2005 [Текст]. // судебная практика. Самара. - 2006. - № 2. - С.6.

72. Извлечение из определения судебной коллегии по гражданским делам от 04.02.04 [Текст]. // Судебная практика. Самара. - 2005. - № 3. - С.4.

 


[1] Корнилов Э.Г. Закон о защите прав потребителей в развитии [Текст].//Право и экономика.- № 8.- 1998.- С.20.

[2] Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право [Текст]. Учебник. М.: Новый Юрист, 1997. – С. 407.

[3] Клетченкова М.М. Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей [Текст].//Журнал российского права.- 2007.- № 8.- С.45.

[4] Богдан В.В. Охрана прав покупателей в советском праве: историко-правовые аспекты гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты (1917 - 1990 гг.) [Текст].//Безопасность бизнеса.- 2007.- № 2.- С.29.

[5] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» [Текст].// Коммерческий вестник. - 1989. - № 7, 8. - С. 1 - 13.

[6] Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации [Текст]. Учебн. пособие. М.: Городец, 2005. – С.5.

[7] Ткачев В.Н. Указ. раб.- С. 5.

[8] Селянин А.В. Защита прав потребителей [Текст]. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2005. - С. 10

[9] Шугаибов З.Ш. Правоотношения в сфере рекламы и их отраслевое регулирование [Текст].//Юрист.- 2006.- № 4.- С.34.

[10] Козлова Е.Б., Копыстыринский Е.А. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав потребителей» (постатейный) [Текст]. М.: ПРИОР, 2006 . – С. 7.

[11] Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей [Текст].// Хозяйство и право. 1999.- №4.- С.68

[12] Чикин И.Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие [Текст].//Юрист.- 2005.-№ 12.- С.40.

[13] Собрание законодательства РФ. -1996. - № 3.- ст. 140.

[14] Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей [Текст].// Хозяйство и право. - 1999.- №4. - С.68.

[15] Мелихова Л.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 154.

[16] Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Указ. раб.-  С.8.

[17] Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права [Текст]. М.: Спарк, 1994. – С.284.

[18] Собрание законодательства РФ. -2007. - № 1 (1 ч.). - ст. 34.

[19] Гражданское право [Текст]: учеб.:в 3т. Т.1 – 6-е издание; перераб. и доп./Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой – М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - С. 335

[20] Тархов В.А. Гражданское право [Текст]. Общая часть. Курс лекций. г. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1997. - С. 269.

[21] Советское гражданское право [Текст]./ Под ред. В.Ф. Маслова и А.А. Пушкина. В 2-х ч. Харьков, Госиздат, 1983. Ч.1 - С.248.

[22] Гражданское право: учеб.:в 3т. Т.1 –С. 336.

[23] Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Указ. раб.- С. 15

[24] Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей [Текст].//Законность. – 2005.- № 9.- С.15.

[25] Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Указ. раб. – С.15.

[26] Собрание законодательства РФ. -1997.- № 30.- ст. 3657.

[27] Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Указ. раб. – С.16.

[28] Большаков А. Проверка качества товара [Текст].//ЭЖ-Юрист.- 2006.- № 38.- С.34.

[29] Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования [Текст].// Адвокат.- 2005.- № 7.- С.34.

[30] Ткачев В.Н. Указ. раб. – С.29.

[31] Собрание законодательства РФ. -2002. - № 52 (ч. 1).- ст. 5140.

[32] Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Указ. раб. - С. 25; Попова М. Потребитель волеизъявляет, продавец исполняет [Текст].//Бизнес-адвокат.- 2003.- № 18.- С.40.

[33] Журбин Б. Потребитель в законе [Текст].//ЭЖ-Юрист.- 2005.- № 7.- С.3.

[34] Гусева Т., Дяченко П. Если нет информации о продавце [Текст].//ЭЖ-Юрист.- № 4.-2004.- С.5.

[35] Ткачев В.Н. Указ. раб. – С.31.

[36] Там же.

[37] Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. Телемагазины под контролем [Текст].//ЭЖ-Юрист.- 2007.- № 42.- С.5; Орешкина О.В.Дистанционная торговля товарами [Текст].//Внешнеторговое право.- 2007.- № 1.- С.34.

[38] Собрание законодательства РФ.- 2006.- № 4.- ст. 381.

[39] Собрание законодательства РФ.-1997.- № 34.- ст. 3981.

[40] Большой юридический словарь [Текст]. Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., Норма, 2004. - С. 661.

[41] Гражданское право: учеб.:в 3т. Т.1 - С. 240.

[42] Прокш М. Ответственность за нарушение прав потребителей [Текст].//Законность.- 2003.- № 10.- С.14.

[43] Гражданское право: учеб.:в 3т. - С. 240.

[44] Швалева О.В.Правовое регулирование экспертизы качества товара [Текст].//Юрист.-2006.- № 11.- С.34.

[45] Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав [Текст]. М, Статут. 2001.- С. 117, 132.

[46] Тархов В.А. Гражданское право. Общая часть. .- С.101.

[47] Гражданское право: учеб.:в 3т. Т.1 - С. 240.

[48] Свердлык Г.; Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав, их классификация [Текст].//Хозяйство и право.- 1999.- №1.- С. 40.

[49] Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ ч.2 (постатейный) [Текст]. Изд. 3-е испр. и доп.; - М., Инфра-М. 1998.- С.445.

[50] Сметанников А.Е. Проблема доказывания убытков при передаче товара ненадлежащего качества [Текст]. //Российская юстиция.- 2007.- № 5.- С.22.

[51] Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя [Текст]. Новосибирск: Издательство ЮКЭА, 2000.-  С. 80.

[52] Собрание законодательства РФ.-1997.- № 20.- ст. 2303.

[53] Извлечение из определения Президиума Самарского областного суда N 0706/275 от 20.05.2004 [Текст].// Судебная практика. Самара.- 2005.- № 4.-С.7.

[54] Собрание законодательства РФ.-1998.-  № 4.- ст. 482.

[55] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 1999. -№ 2.

[56] Собрание законодательства РФ.-1998.-  № 4.- ст. 482.

[57] Ткачев В.Н. Указ. раб. – С.43

[58] Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг [Текст].// Юрист.-  № 7.- 2003. - С. 26.

[59]  Извлечение из определения судебной коллегии по гражданским делам от 04.02.04 [Текст].//Судебная практика. Самара.- 2005.- № 3.- С.4.

[60] Извлечение из постановления Президиума Самарского областного суда № 0706/566 от 25.08.2005 [Текст].// судебная практика. Самара.- 2006.- № 2.- С.6.

[61] Российская газета № 230, 26.11.1994

[62] Иванов В.М. К вопросу о размере компенсации морального вреда [Текст].// Российский судья.- 2000.- № 4.- С.12.

[63] Парций Я.Е. Закон РФ «О защите прав потребителей». Постатейный комментарий [Текст]. М.; Правовая культура. 1996.- С. 56.

[64] Ткачев В.Н. Указ. раб. – С.44

[65] Российская газета № 29, 08.02.1995.

[66] Ткачев В.Н. Указ. раб. – С.44

[67] Иванов В.М. К вопросу о размере компенсации морального вреда [Текст].// Российский судья.- 2000.- № 4.- С.26.

[68] Иванов В.М. К вопросу о размере компенсации морального вреда [Текст].// Российский судья.- 2000.- № 4. – С.26.

[69] Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания [Текст]. Научно-практическое пособие. М.: Изд-во БЕК,1998.-С.45.

[70] Сметанников А.Е. Последствия передачи товара ненадлежащего качества [Текст].//Законодательство.- 2007.- № 4.- С.16.

[71] Собрание законодательства РФ.- 2000.- № 32.- ст. 3340.

[72] Четкина О. Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей [Текст].//Арбитражный и гражданский процесс.- 2007.- № 6.- С.13.

[73] Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей [Текст].// Хозяйство и право.- 1999.- № 11.- С. 69.

[74] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2005. -№ 2.

[75] Собрание законодательства РФ. - №50. - 2004.- ст. 945.

[76] Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Указ. раб. - С. 124.

[77] Собрание законодательства РФ.- 2004.- № 28.- ст. 2899.

[78] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2006. -№ 4.

[79] Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Указ. раб. - С. 126.

[80] Собрание законодательства РФ.- 2004.-№ 21 .-ст. 2023.

[81] Собрание законодательства РФ. -2005.- № 4.- ст. 305.

[82] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2005. -№ 2.

[83] Собрание законодательства РФ.-1996.- № 3.- ст. 145.

[84] Собрание законодательства РФ.-1995.- № 21.- ст. 1930.

[85] Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Указ. раб.- С. 139.

[86] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2005. -№ 2.

[87] Богдан В.Роль местного самоуправления в защите прав потребителей [Текст].// Российская юстиция.- 2003. - № 7.- С.13.


Введение

 

Актуальность темы исследования. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг, торговля. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи и т.п.

В развитых странах признается приоритетность интересов потребителей по сравнению с другими субъектами рынка. В условиях насыщенности рынка товарами и услугами современный потребитель имеет все возможности для того, чтобы поднять уровень своих требований к товарам, услугам и качеству обслуживания. Торговля, являясь посредником между изготовителями и потребителем, призвана защищать интересы потребителей, предъявляя к изготовителям, продавцам требования в отношении качества и безопасности товаров, предоставления необходимой информации, упаковки, обеспечивая одновременно торговое их обслуживание.

Разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей своих граждан, защите их интересов являются не только социально-экономической, но и политической функцией государства. За последние годы в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, регулирующих процессы торгового обслуживания. Совокупность всех правил и составляет те нормы, которые устанавливают обязанность и ответственность торговой организации, индивидуального предпринимателя - продавцов перед потребителем и защищают его права. Но его недостаточно знают сами продавцы, потребители и контролирующие органы. Производители и торговые предприятия зачастую пытаются навязать потребителям выгодные для себя и не выгодные для него условия приобретения товаров. Значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасной для жизни и здоровья людей. В наши дни рынок наводнен подделками и продукцией низкого качества. В погоне за большой прибылью изготовители забывают о потребностях человека в качественном товаре, продавая некачественную продукцию по цене продукции хорошего качества. Поэтому для каждого потребителя необходима поддержка государства, которое законодательно отстаивает права граждан-потребителей, заставляя производителей выпускать товары высокого качества. Такое законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяя права потребителей и механизм их реализации.

Защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и других отраслей права.

Основными нормативно-правовыми регулирующими отношения в сфере защиты прав потребителя в Российской Федерации являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон "О защите прав потребителей". Существует еще ряд нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в этой сфере, о которых будет упомянуто в данной дипломной работе позже.

Степень научной разработанности. Вопросы защиты прав потребителей рассматривали такие ученые как А.В. Селянин, Е.Б. Козлова, Е.А. Копыстыринский, Л.В. Мелихова, В.Н. Ткачев, С.П. Гурская, И.В. Зыкова, П.П. Богдан, Э.Г. Корнилов, Я.Е. Парций, А.Н. Распонин, В.П. Смолянинов и многие другие.

Объект исследования - являются общественные отношения, возникающие области защиты прав потребителей.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

нормы гражданского и смежного законодательства;

практика реализации норм, предусматривающих применение защиты прав потребителей в торговом обслуживании.

Целью данной работы является:

формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей;

выработка умений применения правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров;

выявление недостатков в законодательстве по защите прав потребителей;

совершенствование законодательной базы в этой области права.

В данной работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть и проанализировать основные права потребителей в торговом обслуживании, закрепленные законодательством Российской Федерации;

изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;

выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.

Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.



Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 245.