Основным методом исследования стал констатирующий эксперимент. В ходе эксперимента использовался следующий пакет диагностических методик:
1) Опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Предназначен для решения научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.
Опросник содержит 105 вопросов, требующих ответа в форме «да» или «нет», и позволят получить значения по восьми темпераментальным шкалам, на основании которых могут быть получены темпераментальные индексы и типы. Каждая шкала представлена 12 вопросами (пунктами) различной степени трудности и имеет значения от 0 до 12 балов. В опроснике имеется также контрольная шкала, оценивающая уровень социальной желательности.
Время заполнения опросника не более 20 минут. Обработка проводится с помощью стандартного шаблона – ключа.
Опросник включает следующие шкалы:
1) предметная эргичность – характеризует жизненный тонус, стремление к умственному и физическому труду, активность, работоспособность;
2) социальная эргичность – характеризует социальную активность, трудность или легкость в общении, общительность;
3) предметная пластичность – характеризует гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к монотонной работе;
4) социальная пластичность – показывает легкость вступления в новые социальные контакты, набор коммуникативных программ, расторможенность в общении;
5) предметный темп – характеризует темп поведения, легкость движений, скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности;
6) социальный темп – характеризует легкость и плавность речи, речедвигательную активность;
7) предметная эмоциональная чувствительность – показывает чувствительность к расхождению между задуманным действием и результатом этого действия, чувствительность к неудачам, ощущение уверенности в себе при выполнении любого дела;
8) социальная эмоциональная чувствительность – характеризует чувствительность к неудачам в общении, уверенность в процессе социального взаимодействия, эмоциональную ранимость;
9) контрольная шкала – показывает адекватность восприятия своего поведения.
Каждая из восьми шкал (кроме контрольной) рассматривается как континцум темпераментального свойства и может быть охарактеризована биполярно по крайним значениям континуума: 0 – 3 балла – низкое значение, 9 – 12 баллов – высокие значения свойства.
Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами, автор предлагает 10 индексов темперамента человека:
1) индекс общей эмоциональности,
2) индекс эмоционального дисбаланса,
3) индекс общего темпа,
4) индекс уровня готовности к предметной деятельности,
5) индекс уровня готовности к социальной деятельности,
6) индекс предметной активности,
7) индекс социальной активности,
8) индекс общей активности,
9) индекс активности дисбаланса,
10) индекс адаптивности. [33]
2) Методика диагностики темперамента Я. Стреляу. Методика представляет собой опросник, направленный на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Текст содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».
Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится тупеем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. [27, с. 22-29]
3) Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана. Представляет собой опросник, предназначенный для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям. Содержит 16 вопросов на каждый из которых дается два варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать вариант ответа: «а» или «б». Оценка производится по степени совпадения ответов испытуемого с ключом.
Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущениях. [27, с. 79-81]
4) Методика «Оценка потребности в одобрении». Разработана американскими психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Для выявления потребности в одобрении ими была разработана шкала мотивации одобрения, позволяющая определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей.
В нашей работе был использован русский вариант опросника, разработанный Ю.Л. Ханиным (1974). Методика содержит 20 вопросов, на которые предлагается отвечать «да», либо «нет». За совпадение полученных данных с ключом проставляются баллы. Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают суммированием всех полученных баллов. Чем он выше, тем больше потребность в одобрении.
5) Методика Г. Айзенка EPQ. Представляет собой опросник, предназначенный для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра – интроверсии и психотизма.
Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да», либо «нет».
Полученные результаты ответов сопоставляются с ключом. Полученные баллы суммируются.
Методика содержит четыре шкалы:
1. экстраверсия – интроверсия – характеризует общительность и обращенность индивида внутрь себя или вовне, необходимость в контактах, импульсивность, эмоциональность.
2. нейротизм – эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).
3. психотизм- эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, эгоистичности, равнодушию.
4. шкала искренности-показывает, насколько адекватно человек оценивает свое поведение.
Сочетание результатов по параметрам экстраверсия – интроверсия и нейротизм позволяют выделить четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. [27, с. 121-131]
6) Методика экспресс – диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильича (теппинг - тест). Тест основан на изменении по времени максимального темпа движений кистью. Испытуемые в течение 30 сек. Стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 сек. И по шести получаемым точкам строится кривая изменения темпа движений кистью.
Вначале обследуемому дается возможность выявить, какой у него максимальный темп движений кистью. Для этого он 5-10 сек. Старается максимально часто стучать карандашом на бумаге. Затем начинается эксперимент. Испытуемому дается лист бумаги, разделенный на шесть расположенных в два ряда квадратов. Он должен карандашом или шариковой ручкой поставить в каждом квадрате за отведенное на каждый квадрат время (5 сек) как можно больше точек. Переход из одного квадрата в другой (по часовой стрелке) производится по команде экспериментатора, следящего по секундомеру, через каждые 5 сек., не прерывая работы. Обследуемому дается задание работать обязательно с максимальной частотой в течение 30 сек., даже если он заметит, что рука устала.
На основании полученных данных строится кривая, в которой за исходную (нулевую) точку берется темп движения за первые 5 сек. По типу кривой можно делать вывод о выраженности силы нервной системы. Выделено четыре типа кривых:
- выпуклый тип, присущ индивидам с сильной нервной системой;
- ровный тип, свидетельствует о наличии у испытуемого средней силы нервной системы;
- нисходящий тип, свидетельствует о слабости нервной системы;
- вогнутый тип, говорит о слабости нервной системы.
Таким образом, данную методику возможно использовать для диагностики силы – слабости нервной системы.
7) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. Используется для выявления степени выраженности социально – психологических установок. Методика представляет собой опросник, состоящий из двух частей:
1. методика выявления социально – психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»;
2. методика выявления социально – психологических установок, направленных на «свободу - власть», «труд - деньги».
Каждая часть состоит из 40 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». При обработке каждой из методик подсчитывается количество баллов, совпавших с ключом (к каждой методике прилагается свой ключ) и выявляется социально – психологическая установка обследуемого.
Основным методом математико – статистической обработки полученных данных стал метод анализа средних.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.