Стиль руководства и стиль разрешения конфликтов реализуются с помощью средств делового общения. Неправильный выбор средств сводит на нет все усилия по выбору эффективного способа поведения. Мы определяем в какой степени кандидат умеет выбирать наиболее эффективные средства делового общения с помощью приведенных ниже тестов.[37]
Тест 1
Ответьте “да” и “нет” на приведенные ниже вопросы
1. Когда Вы беседуете, объясняете что-либо, внимательно ли вы следите за тем, чтобы слушатель вас понял?
2. Подбираете ли вы слова, соответствующие его подготовке?
3. Обдумываете ли вы указания, распоряжения, прежде чем их высказать?
4. Если вы высказали новую мысль и подчиненный не задает вопросов, считаете ли вы, что он понял ее?
5. Следите ли вы за тем, чтобы ваши высказывания были как можно более определенными, ясными, краткими?
6. Обдумываете ли вы предварительно свои идеи, предложения, чтобы не говорить бессвязно?
7. Поощряете ли вы вопросы?
8. Вы считаете, что знаете мысли окружающих; задаете вопросы, чтобы это выяснить?
9. Различаете ли вы факты и мнения?
10. Ищете ли все новые возражения против аргументов собеседника?
11. Стараетесь ли вы, чтобы ваши подчиненные во всем соглашались с вами?
12. Всегда ли вы говорите ясно, четко, полно, кратко и вежливо?
13. Делаете ли вы паузы в речи, чтобы и самому собраться с мыслями, и слушателям дать возможность обдумать ваши предложения, задать вопросы?
Этот тест позволяет оценить свое умение говорить и слушать.
Оценка результатов
Если вы, не задумываясь, ответите “да” на все вопросы, кроме 4, 8, 10 и 11-го, можно считать, что вы владеете приемами грамотного общения, умеете излагать свои мысли и слушать собеседника. [38]
Чтобы проконтролировать полученные результаты, предлагаем Вам еще один тест на коммуникативную компетентность.
Тест 2
Инструкция
Прочитайте готовые ответы на вопрос: как вы обычно (чаще всего) слушаете собеседника? Если ответ соответствует особенностям вашего поведения, то напишите рядом с ним “да”, если не соответствует, то – “нет”.[39]
1. Обычно я быстро понимаю, что мне хотят сказать, и дальше слушать уже неинтересно.
2. Я терпеливо жду, когда собеседник закончит рассказ.
3. Мое внимание полностью сосредоточено на рассказе.
4. Я стараюсь понять, что собеседник при этом хочет скрыть от меня и почему.
5. Я перебиваю собеседника, чтобы уточнить детали, интересующие меня факты.
6. Если тема мне неинтересна, я стараюсь перевести разговор в другое русло.
7. Я невольно отмечаю ошибки в речи и поведении говорящего.
8. Не каждый человек заслуживает моего внимания.
9. Я стараюсь из каждой беседы извлечь максимум информации.
10. Я могу спокойно выслушать до конца мнение, с которым категорически не согласен.
11. Когда понял суть рассказа, я начинаю обдумывать то, что я скажу в свою очередь.
12. Мне трудно слушать до конца длинные и подробные объяснения.
13. Я стараюсь запомнить важную информацию и необходимые подробности.
14. Чаще всего я слушаю из вежливости.
15. Я ставлю себя на место говорящего, чтобы понять его чувства и намерения.
16. Услышав противоположную точку зрения, я обязательно высказываю свою.
17. В разговоре я чаще говорю собеседнику “да” (выражая понимание), чем “нет”.
18. Обычно я прямо отвечаю на вопросы, стараясь не уклоняться от ответа.
19. Люди охотно беседуют со мной.
20. Выслушав собеседника, я обязательно выскажу свое мнение.
21. Я избегаю вступать в разговор с незнакомым, даже если он стремиться к этому.
22. Большую часть времени я смотрю в глаза рассказчику.
23. Я всегда помню, что у меня и моего собеседника могут быть разные взгляды на одни и те же проблемы.
24. Большую часть времени я делаю вид, что слушаю, а сам думаю о своих проблемах и заботах.
25. Обычно решение проблемы приходит мне в голову гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить.
26. Я всегда помню, что я и мой собеседник можем по-разному понимать смысл одних и тех же слов.
27. Я поправляю ошибки в речи хорошо знакомого мне собеседника (ударения, термины, вульгаризмы).
28. Я не буду слушать человека, которого не уважаю или считаю глупым, некомпетентным, слишком молодым.
29. Обычно я получаю удовольствие от общения с людьми, даже малознакомыми.
30. Обычно я больше слушаю других, чем говорю.
Оценка результатов
Подсчитайте сумму баллов, используя ключ.
Вы получаете по 1 баллу за ответ “да” на вопросы: 2, 3, 4, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 29, 30 и за ответ “нет” на вопросы: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 20, 21, 24, 25, 27, 28.
Оцените свой результат:
25 – 50 баллов. Вы просто идеальный слушатель. Вы до тонкостей постигли это сложное искусство, и у вас есть, чему поучиться. Надеемся, вы объективно и честно оценили свое умение слушать.
20 – 24 балла. Вы - хороший слушатель, но допускаете отдельные ошибки (сравните свои ответы с оценками ключа). Желаем успехов в овладении этим искусством.
15 – 19 баллов. Вероятно, вы считаете себя хорошим слушателем, но вас можно, скорее, отнести к числу посредственных. Вы допускаете довольно много ошибок, которые раздражают других людей и мешают вам овладеть искусством слушания.
10 – 14 баллов. Вас следует отнести к людям, плохо умеющим слушать. Кое-что вы делаете правильно, и это позволяет вам не быть в полном одиночестве. Но гораздо больше вы делаете неправильно, и это отталкивает ваших собеседников.
Меньше 9 баллов. Вы не умеете слушать других людей. Советуем внимательно проанализировать свои ошибки, сверяя свои ответы с оценками ключа. Неумение слушать лишает вас величайшего удовольствия в жизни, мешает сделать карьеру и может привести к одиночеству. Не лучше ли измениться?
Подведем общий итог
Если по результатам тестов вы получили наивысшие баллы, с высокой долей вероятности можно считать, что вы способны эффективно выбирать и использовать разнообразные средства делового общения. В противном случае ваша недостаточная коммуникативная компетентность будет накладывать ограничения на реализацию выбранного способа поведения.[40]
Наши рекомендации
Сила воздействия высказываний повышается, если при их формулировании учитываются следующие правила:
o информация, адресуемая собеседникам, должна быть простой и точной;
o высказывание должно содержать доказательства, понятные собеседникам;
o сообщение должно быть по возможности кратким и лаконичным;
o следует избегать демонстрации отношения превосходства или неуверенности;
o высказывание должно быть построено в корректной форме без формулировок, не свойственных деловой речи;
o аргументация своей позиции должна быть высказана своевременно.
Для усиления убеждающего воздействия следует отвечать на замечания и возражения собеседника с тем, что развеять его сомнения.
Повысить свою способность слушать собеседника можно, если соблюдать некоторые правила. В процессе слушания выделяют несколько фаз: поддержка высказывания, уяснение, комментирование. В фазе поддержки высказывания, когда собеседник формулирует свою точку зрения, нельзя перебивать говорящего, отвлекаться на посторонние предметы, сосредоточиваться на частностях. Необходимо демонстрировать свое внимание и уважение к собеседнику, стимулировать высказаться наиболее полно при помощи ответных сигналов неречевого характера или междометий (кивание, угу-поддакивание, побуждающие выражения типа “ну и…”).
В фазе уяснения необходимо выявить сущность позиции собеседника с помощью вопросов, повторения мыслей собеседника своими словами без попыток развивать их или трактовать по-своему. В фазе комментариев следует выразить свою реакцию на сообщение: одобрение, согласие или несогласие, сомнения в его справедливости, дать его анализ или интерпретацию.[41]
Типичная ошибка слушания – это пропуск фаз. Чаще всего пропускают фазу уяснения. Однако неразумно соглашаться или возражать, если нет полной уверенности в понимании позиции собеседника. Нельзя также пропускать фазу комментариев, поскольку молчание может быть воспринято как понимание и согласие, что в последствии может стать причиной недоразумения или конфликта.[42]
В процессе переговоров люди чаще всего хотят:
o добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы;
o достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов, не разрушая при этом отношения.
Переговорный процесс является разновидностью коммуникативных процессов, следовательно, его успешность зависит от соблюдения правил эффективной коммуникации. В общем виде они сводятся к обеспечению передачи информации с максимальной точностью, а также приема ее без искажений. В этих целях следует очень точно и, по возможности, коротко выражать свои цели и идеи. Бывает полезно просить оппонента показать, насколько точно он понял смысл высказываний, задавая вопросы и частично повторяя сказанное участниками, необходимо стремиться к полному пониманию их суждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе были рассмотрены психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом, была выявлена гипотеза необходимости обладания некоторыми психологическими качествами для осуществления предпринимательской деятельности, а также проведен анализ отбора кандидатов для обучения предпринимательскому делу согласно основным выявленным качествам, проводимый на курсах «Успех».
В ходе работы было выявлено, что предпринимательство — является новаторской деятельностью людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.
В заключении дипломной работы подведем итоги по выявлению психологических критериев, необходимых для обучения предпринимательскому делу, проводимых на наших курсах «Успех»
1. Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности То, что движет поступками людей, что определяет направленность их поведения сильно различается. Для руководителя особенно важно, чтобы он четко сознавал свои ценности и цели. Чрезмерная рискованность при ориентации на успех делает предприятие не надежным. Но чрезмерная ориентация на избегание неудач, излишняя осторожность также не способствует успеху.
2. Готовность стать стратегическим лидером. Люди различаются не только тем, к чему они стремятся, но и тем насколько далеко во времени они склонны простирать свои планы. Одни - не считают нужным заглядывать даже в завтрашний день, другие - стремятся предвидеть так далеко, что само это предвидение лишается всякого смысла, поскольку ничего не дает для принятия сегодняшних решений. Нужно обратится к рекомендованной литературе, освоить основные идеи стратегического планирования и соединить их со своей интуицией и своим опытом.
3. Готовность к выполнению функций руководителя, Предприниматель, открывающий предприятие в сфере малого бизнеса, должен быть готов к тому, что ему придется в той или иной форме выполнять функции руководителя по отношению к его сотрудникам, даже если их не более двух-трех человек, и все они – близкие родственники. Каждому предпринимателю важно уметь руководить людьми.
4 Умение рационально разрешать конфликты. Начальным шагом по формированию способа управления конфликтом должно стать изучение своих собственных эмоций, их причин и возможности их преодоления. В конфликтологии это называется "освобождение от эмоций".
5. Обладание достаточной стрессоустойчивостью. Способом избавления от негативных эмоций может стать прямое высказывание своих претензий, что называется "выпустить пар". Однако сделать это необходимо таким образом, чтобы не усугубить и без того напряженную ситуацию, не вызвать со стороны оппонента или случайного собеседника реакции защиты или агрессии.
6. Необходимо обладание достаточной коммуникативной компетентностью
Руководителю следует овладеть умением слушать оппонента, не перебивая его, не выражая враждебности, даже в случае несогласия.
Сегодня уже разработаны эффективные техники делового общения, с которыми можно ознакомится в рекомендованной литературе. Задача лишь в том, чтобы осваивать эти техники на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань. 2002.
2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землинская Е.В. Психология управления. – Харьков: ООО «Фортуна – пресс», 1998, с.217.
3. Брушлинский А.В. «Общая психология» Москва , Просвещение , 2000
4. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 28
5. Веренко И.С. «Конфликтология» Москва , концерн Swiss ,1999
6. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента Издательство Московского Университета ,2002
7. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//Со-циологические исследования, 2002, №5.
8. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 2001
9. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1999.
10. Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.
11. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху. – М., 1995.
12. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М. 1990.
13. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 2001, с. 72.
14. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд-во ПИУУ, 2000. С. 89-91.
15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С-Пб., 2001.
16. Ершов А.А. Личность и коллектив. – М.1999.
17. Каверин С.Б. Мотивация труда. – М., 1998.
18. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям/Под редакцией В.Е. Хруцкого. – М.: Политиздат, 2001.
19. Конфликт и пути его разрешения. Методическое пособие. – Куйбышев. 1990.
20. Корнелиус Х.,Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М. 2002.
21. Кричевский Р.Д., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2001.
22. Кричевский P. Л., Дубовская Е..М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. — В кн.:Психология межличностного познания. Под ред. А. А. Бодалева. – М., 2000.
23. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. – М.: Дело, 2001, с. 345.
24. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. – Вильнюс,1999.
25. Кулиев Т.А., Мамедов В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие.– М. 2000.
26. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 2000. С. 97-112;
27. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М., 1999.
28. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – Москва - Новосибирск, 1999.
29. Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. – Симферополь, 1996
30. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М., 1998.
31. Мургулец В. М. Социально-психологическая диагностика личности. - СПб, 2000;
32. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. – Воронеж, 2001
33. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1999
34. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 1998, с. 631 – 632
35. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,2001.
36. Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.– 2002. Т.14 - №5, с. 98 – 99.
37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.,2001.
38. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу “Менеджмент”. – М. 2000.
39. Скотт Д. Способы разрешения конфликтов. – Киев. 2001.
40. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – С-Пб., 2000.
41. Сирополис Николас К.. Управление малым бизнесом. – М.: ДЕЛО, 2000.
42. Сперанский В. И. Основные виды конфликтов; проблемы клас-сификации.//Социально-политический журнал, 1998, № 4.
43. Сухарев В. А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 1999
44. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. – М. 2002.
45. ШейновВ.П. Управление конфликтными ситуациями. – Минск.2001.
46. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2000.
47. Честара Дж. Деловой этикет. – М., 2001
48. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпри-нимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.167.
49. Энкельман Н.Б. Власть мотивации. Харизма. Личность. Успех. – М., 1999.
50. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. Под ред. А Карелина., М.,2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица – Вопросы к тесту
Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Когда необходимо принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно | |||||
2. Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни | |||||
3. Моя работа и личные цели во многом взаимно дополняют друг друга | |||||
4. При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения | |||||
5. Моя работа вносит важный вклад в получение удовольствия от жизни | |||||
6. Для меня важно чувство успеха | |||||
7. У меня хорошее взамопонимание с коллегами по работе | |||||
8. У меня есть четкое представление о том, чего я хочу добиться в своей работе | |||||
9. Я обсуждаю с сотрудниками свои долгосрочные планы | |||||
10. Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица – Список качеств
1 | 2 | 3 |
1. смелый | бдительный | предприимчивый |
2. кроткий | робкий | упрямый |
3. осторожный | решительный | пессимистичный |
4. непостоянный | бесцеремонный | внимательный |
5. неумный | трусливый | недумающий |
6. ловкий | бойкий | предусмотрительный |
7. хладнокровный | колеблющийся | удалой |
8. стремительный | легкомысленный | боязливый |
9. незадумывающийся | жеманный | непредусмотрительный |
10. оптимистичный | добросовестный | чуткий |
11. меланхоличный | сомневающийся | неустойчивый |
12. трусливый | небрежный | взволнованный |
13. опрометчивый | тихий | боязливый |
14. внимательный | неблагоразумный | смелый |
15. рассудительный | быстрый | мужественный |
16. предприимчивый | осторожный | предусмотрительный |
17. взволнованный | рассеянный | робкий |
18. малодушный | неосторожный | бесцеремонный |
19. пугливый | нерешительный | Нервный |
20. исполнительный | преданный | авантюрный |
21.предусмотрительный | бойкий | отчаянный |
22. укрощенный | безразличный | небрежный |
23. осторожный | беззаботный | терпеливый |
24. разумный | заботливый | Храбрый |
25. предвидящий | неустрашимый | добросовестный |
26. поспешный | пугливый | беззаботный |
27. рассеянный | опрометчивый | пессимистичный |
28. осмотрительный | рассудительный | предприимчивый |
29. тихий | неорганизованный | боязливый |
30. оптимистичный | бдительный | беззаботный |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица – Эмоциональные факторы
Вопросы теста | Редко | Иногда | Часто |
1 | 2 | 3 | |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе 2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров 3. Я постоянно переживаю за качество своей работы 4. Я бываю настроен агрессивно 5. Я не терплю критики в свой адрес 6. Я бываю раздражителен 7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно 8. Меня считают человеком настойчивым и напористым 9. Я страдаю бессонницей 10. Своим недругам я могу дать отпор 11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность 12. У меня не хватает времени на отдых 13. У меня возникают конфликтные ситуации 14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя 15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом 16. Я все делаю быстро 17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу) 18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки |
[1] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 20
[2] Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 2001, с. 72.
[3] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 28
[4] Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 232 с.
[5] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 76
[6] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 35
[7] Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 265 с.
[8] Состояние фрустрации возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели.
[9] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 57
[10] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 45
[11] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 56
[12] Депривация — процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп
[13] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 43
[14] Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.– 1993. Т.14 - №5, с. 98 – 99.
[15] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 65
[16] Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.– 1993. Т.14 - №5, с. 127.
[17] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.167.
[18] Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.– 1993. Т.14 - №5, с. 154.
[19] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 76
[20] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.167.
[21] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.167.
[22] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 46
[23] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 2000, с. 354
[24] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 2000, с. 356
[25] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.197
[26] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 2000, с. 371
[27] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 93
[28] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.124
[29] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.68
[30] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 2000, с. 243.
[31] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.67
[32] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 2000, с. 287
[33] Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань. 2002.- с.68
[34] Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань. 2002.- с.85
[35] Как добиться успеха. Практические советы деловым людям/Под редакцией В.Е. Хруцкого. – М.: Политиздат, 2001. – с.75
[36] Как добиться успеха. Практические советы деловым людям/Под редакцией В.Е. Хруцкого. – М.: Политиздат, 2001. – с.84
[37] Как добиться успеха. Практические советы деловым людям/Под редакцией В.Е. Хруцкого. – М.: Политиздат, 2001. – с.95
[38] Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С-Пб., 2001. – с.42
[39] Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. – Воронеж, 2001.- с. 88
[40] Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С-Пб., 2001.- с.56
[41] Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. – Воронеж, 2001.- с. 75
[42] Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. Пер. с англ. М., 2002.- с.98
Дата: 2019-07-30, просмотров: 192.