В качестве гипотезы выделено два вида культурных факторов, определяющих развитие предпринимательства в России. Первый вид имеет сквозной исторический характер, так как наблюдается практически на всех этапах развития, а второй проявляется только на отдельных этапах. Это можно объяснить следующим образом. Существуют как общенациональные черты характера, присущие представителям всех сословий, независимо от социального статуса, так и черты характера отдельных сословий, проявляющиеся в их культурных особенностях. В разные периоды развития предпринимательства менялись как сословные черты, так и соответствующие социокультурные стереотипы.
Начиная с возникновения социальной группы предпринимателей, их занятия (с позиции других сословий и их собственных) оставались делом малопрестижным.
Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она содержит цели — будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, побуждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.[19]
Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение прибыли как главной цели, это самостоятельность, ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность.
Предпринимательство — новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли. [20]
Поскольку предпринимательская деятельность является массовой, поисковая активность становится фактором выживания системы, особенно ярко проявляющейся в периоды запретов на ее существование. Согласно мнению А, Г. Щедровицкого, любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы людей, если является объективно существующей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традициям, нормам, которые нужно знать и соблюдать для достижения желаемых и общественно полезных результатов.
Для восстановления предпринимательской деятельности, особенно в ситуациях нарушения принципа непрерывности традиций, необходимо пользоваться ее особыми средствами, называемыми образцами-эталонами. Ими могут быть орудия труда, предметы, люди и организации людей. Предпринимательство — это особая деятельность, где главными средствами ее воспроизводства служат люди.
Когда культура подвергается уничтожению, она остается «жить» в «свернутом» опыте. Этот опыт запечатлен в мифах, сказках, символах, языке, сохраняющих в латентном (спящем) состоянии обряды, обычаи, ритуалы, традиции, нормы, ценности данной культуры.
Имеется два вида безболезненного контакта с предпринимательством. Первый заключается в налаживании партнерских отношений между государственными и предпринимательскими институтами, а второй — в создании условий для развития этой деятельности.
Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлен установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступке предпринимательского характера в случае наличия потребности и ситуации ее удовлетворяющей. [21]
Изменение установок, препятствующих предпринимательскому поведении дело крайне трудное. Современные психологи придают смене установок большое значение.
Психологический портрет предпринимателя выделяет личностные черты, отличающие его от других людей. Зарубежные и отечественные авторы един душны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя. Это творческая экономическая активность, принятие риска, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и др. Имеется и ряд отличий, позволяющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества т. п. Подобная информация может быть полезна, во-первых, для профессиональной ориентации — сравнения собственных качеств, полученных с помощью теста Р. Кеттелла, с приведенными выше. Это близость собственных параметров к рамкам типового портрета, которая может укрепить в мысли заняты предпринимательством. Во-вторых, для получения представления о психических особенностях современного российского предпринимателя.[22]
Опыт малого бизнеса в различных странах мира показывает, что открыть свое дело легче, чем закрепиться на рынке и обеспечить устойчивое развитие предприятия. Даже там, где созданы благоприятные условия для предпринимательства, по данным Всемирного банка, около 50% вновь создаваемых малых предприятий становятся банкротами в течение первого года работы. В России, где условия для бизнеса более жесткие, созданному малому предприятию выжить еще труднее. В то же время, практически в любом регионе и в любой отрасли существуют малые предприятия, которые успешно преодолевают трудности, стабильно функционируют и даже развиваются.
Исследования причин прекращения деятельности малых предприятий свидетельствуют о том, что: 44% банкротств происходит вследствие общей некомпетентности предпринимателей (нечеткая предпринимательская идея, слабое владение навыками ее реализации, незнание основ предпринимательской деятельности, неготовность к самостоятельному ведению дел и т.п.); 17% предприятий прекращают свою деятельность из-за управленческой некомпетентности предпринимателей (неумение организовать деятельность предприятия, незнание основ менеджмента, неготовность выполнять управленческие функции и т.п.); 16% фирм губит дисбаланс компетентности предпринимателей (хорошая осведомленность в некоторых областях бизнеса при недостатке знаний в области финансового менеджмента, маркетинга и др.); 10% предприятий закрылись по тому, что предприниматели уделяли им недостаточно времени. Только в 6% случаев банкротств их причинами были объективные внешние факторы.
Среда малого предпринимательства в нашей стране становится все более благоприятной, поэтому для эффективности каждого предприятия решающим фактором будет что и как делают их руководители.
Одна из главных особенностей малого бизнеса состоит в том, что здесь неизбежен низкий уровень специализации управленческих функций. В отличие от руководителей крупных предприятий, предприниматель вынужден принимать на себя исполнение всех основных управленческих функций. Но подавляющее большинство начинающих предпринимателей в прошлом не были управленцами и оказываются слабо подготовленными к решению связанных с этой работой задач. Более того, они не осознают своих слабостей и, терпя неудачи, объясняют их внешними причинами.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.