Гипотеза психологических качеств успешного предпринимателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве гипотезы выделено два вида культурных факторов, определяющих развитие предпри­нимательства в России. Первый вид имеет сквозной исторический характер, так как наблюдается практически на всех этапах развития, а второй проявля­ется только на отдельных этапах. Это можно объяснить следующим образом. Существуют как общенациональные черты характера, присущие представите­лям всех сословий, независимо от социального статуса, так и черты характера отдельных сословий, проявляющиеся в их культурных особенностях. В раз­ные периоды развития предпринимательства менялись как сословные черты, так и соответствующие социокультурные стереотипы.

Начиная с возникновения социальной группы предпринимателей, их занятия (с позиции других сословий и их собственных) оставались делом малопре­стижным.

Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она содержит цели — будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, по­буждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.[19]

Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение при­были как главной цели, это самостоятельность, ответственность, неопределен­ность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность.

Предпринимательство — новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обла­дают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличи­тельных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли. [20]

Поскольку предпринимательская деятельность является массовой, поиско­вая активность становится фактором выживания системы, особенно ярко проявляющейся в периоды запретов на ее существование. Согласно мнению А, Г. Щедровицкого, любая деятельность не может исчезнуть по желанию от­дельного человека или группы людей, если является объективно существую­щей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традициям, нормам, которые нужно знать и соблюдать для достиже­ния желаемых и общественно полезных результатов.

Для восстановления предпринимательской деятельности, особенно в ситуа­циях нарушения принципа непрерывности традиций, необходимо пользовать­ся ее особыми средствами, называемыми образцами-эталонами. Ими могут быть орудия труда, предметы, люди и организации людей. Предпринимательство — это особая деятельность, где главными средствами ее воспроизводства служат люди.

Когда культура подвергается уничтожению, она остается «жить» в «сверну­том» опыте. Этот опыт запечатлен в мифах, сказках, символах, языке, сохра­няющих в латентном (спящем) состоянии обряды, обычаи, ритуалы, тради­ции, нормы, ценности данной культуры.

Имеется два вида безболезненного контакта с предпринимательством. Пер­вый заключается в налаживании партнерских отношений между государ­ственными и предпринимательскими институтами, а второй — в создании условий для развития этой деятельности.

Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступ­ков, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в про­цессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлен установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступке предпринимательского характера в случае наличия потребности и ситуации ее удовлетворяющей. [21]

Изменение установок, препятствующих предпринимательскому поведении дело крайне трудное. Современные психологи придают смене установок большое значение.

Психологический портрет предпринимателя выделяет личностные черты, отличающие его от других людей. Зарубежные и отечественные авторы един душны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя. Это творческая экономическая активность, принятие риска, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и др. Имеется и ряд отличий, позволяющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества т. п. Подобная информация может быть полезна, во-первых, для профессиональной ориентации — сравнения собственных качеств, полученных с помощью теста Р. Кеттелла, с приведенными выше. Это близость собственных параметров к рамкам типового портрета, которая может укрепить в мысли заняты предпринимательством. Во-вторых, для получения представления о психичес­ких особенностях современного российского предпринимателя.[22]

Опыт малого бизнеса в различных странах мира показывает, что открыть свое дело легче, чем закрепиться на рынке и обеспечить устойчивое развитие предприятия. Даже там, где созданы благоприятные условия для предпринимательства, по данным Всемирного банка, около 50% вновь создаваемых малых предприятий становятся банкротами в течение первого года работы. В России, где условия для бизнеса более жесткие, созданному малому предприятию выжить еще труднее. В то же время, практически в любом регионе и в любой отрасли существуют малые предприятия, которые успешно преодолевают трудности, стабильно функционируют и даже развиваются.

Исследования причин прекращения деятельности малых предприятий свидетельствуют о том, что: 44% банкротств происходит вследствие общей некомпетентности предпринимателей (нечеткая предпринимательская идея, слабое владение навыками ее реализации, незнание основ предпринимательской деятельности, неготовность к самостоятельному ведению дел и т.п.); 17% предприятий прекращают свою деятельность из-за управленческой некомпетентности предпринимателей (неумение организовать деятельность предприятия, незнание основ менеджмента, неготовность выполнять управленческие функции и т.п.); 16% фирм губит дисбаланс компетентности предпринимателей (хорошая осведомленность в некоторых областях бизнеса при недостатке знаний в области финансового менеджмента, маркетинга и др.); 10% предприятий закрылись по тому, что предприниматели уделяли им недостаточно времени. Только в 6% случаев банкротств их причинами были объективные внешние факторы.

Среда малого предпринимательства в нашей стране становится все более благоприятной, поэтому для эффективности каждого предприятия решающим фактором будет что и как делают их руководители.

Одна из главных особенностей малого бизнеса состоит в том, что здесь неизбежен низкий уровень специализации управленческих функций. В отличие от руководителей крупных предприятий, предприниматель вынужден принимать на себя исполнение всех основных управленческих функций. Но подавляющее большинство начинающих предпринимателей в прошлом не были управленцами и оказываются слабо подготовленными к решению связанных с этой работой задач. Более того, они не осознают своих слабостей и, терпя неудачи, объясняют их внешними причинами.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.