Специфические особенности психологии российского предпринимателя при сравнении с зарубежным
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же иссле­дования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социаль­ного неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и по­следовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве глав­ного стремления человека тягу к успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предпринима­тель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и мно­гообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вслед­ствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин, и быть результатом достаточно разных форм поведения.[14] На достижение предприниматель­ского успеха могут повлиять:

• простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте, но при этом сумел не упустить шанс);

• активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием ме­тода проб и ошибок;

• компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального вариан­та на основе теоретических изысканий;

• получение и использование в благоприятное время конфиденциальной ин­формации или ресурса другого вида;

• использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентно­сти в качестве товара, дающего доход.

Предпринимательское поведение может иметь и период пассивности, но обычно предприниматель активен, хотя бы на стадии «уторговывания» цены за нечто, чем он обладает.

Из определения понятия следует, что предприниматель должен иметь представ­ление о рыночной конъюнктуре и уметь ею пользоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно только в случае, если сравнение происходит в соответствии с теми или иными формами и направле­ниями реализации множества моделей предпринимательского поведения. На Запа­де их несколько.

• Инвестиционная модель — разработка и внедрение «на свой страх и риск» венчурных инвестиционных проектов, что в наше время в России не кажется оправданным.

• Инвенторная модель — продвижение или продажа «ноу-хау» (собственного или клиента).

• Организационная модель — организация осуществления каких-либо идей, не­стандартных решений, обеспечение проекта нужными видами ресурсов, обес­печение коммуникаций, взаимодействия.

• Посредническая модель — выступление в роли арбитра, посредника с получе­нием комиссионных (на основе уникальной информации о потребностях и возможностях сторон).

• Аквизиционная модель — аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время.

• Коммерческая модель — создание новых каналов обмена для товаров, услуг, информации.

• Консалтинговая модель — обеспечение профессиональной поддержкой по широкому кругу проблем.

• Конъюнктурно-игровая модель — манипулирование, комбинирование цено­вой и иной конфиденциальной информацией.

Рекомендуем тем, кто обдумывает возможность начать свое дело, внимательно перечитать строки, относящиеся к предпринимательскому поведению, и определить свои ресурсы и возможные направления активности. Добавим к этому совместную точку зрения российского и американского специалистов в сфере бизнеса на моти­вы и набор профессиональных качеств предпринимателя.[15] Мотивы:

• желание быть хозяином своей судьбы;

• стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от ос­тальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

• желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно, улучшить свое материальное положение.

Приведем качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф:[16]

1. Предпочитает принимать решения самостоятельно.

2. Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.

3. Открыт для конструктивной критики и похвал.

4. Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счаст­лив в небольшой организации.

5. Любит быстрое развитие и нововведения.

6. В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде.

7. Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.

В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения зависит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности. Нравственная составляющая деятельности — это критерий, согласно которому общество отделяет приемлемые действия от неприемлемых. По нравственной составляющей потенциа­ла предпринимателей их можно разделить на «акул» и «дельфинов».[17] На основе комбинации двух параметров — энергии и нравственной ориентации — можно получить классификацию типов поведения в жизни. В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической дея­тельности. По сути, потенциал включает несколько профессиональных и личностных характеристик работника, состав которых определяется требованиями участия в производственном процессе. Параметрическое определение потенциала можно считать укрупненным профессиональным и личностным профилем работника. В этом смысле определение потенциала работников следует рассматривать в ряду других методов построения их профилей

Соцориентация

Альтруизм

 Эгоизм

«рыба»   «дельфин»  
«рак» «акула»

 Min                                          Max

 

Рис. 1.

Классификация типов поведения на основании энергии и нравственности — социальная ориентация

Попытка создать развернутый формализованный портрет предпринимателя при­надлежит А. И. Агееву[18] (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 204.