Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.
Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин, и быть результатом достаточно разных форм поведения.[14] На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:
• простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте, но при этом сумел не упустить шанс);
• активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;
• компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;
• получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;
• использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.
Предпринимательское поведение может иметь и период пассивности, но обычно предприниматель активен, хотя бы на стадии «уторговывания» цены за нечто, чем он обладает.
Из определения понятия следует, что предприниматель должен иметь представление о рыночной конъюнктуре и уметь ею пользоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно только в случае, если сравнение происходит в соответствии с теми или иными формами и направлениями реализации множества моделей предпринимательского поведения. На Западе их несколько.
• Инвестиционная модель — разработка и внедрение «на свой страх и риск» венчурных инвестиционных проектов, что в наше время в России не кажется оправданным.
• Инвенторная модель — продвижение или продажа «ноу-хау» (собственного или клиента).
• Организационная модель — организация осуществления каких-либо идей, нестандартных решений, обеспечение проекта нужными видами ресурсов, обеспечение коммуникаций, взаимодействия.
• Посредническая модель — выступление в роли арбитра, посредника с получением комиссионных (на основе уникальной информации о потребностях и возможностях сторон).
• Аквизиционная модель — аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время.
• Коммерческая модель — создание новых каналов обмена для товаров, услуг, информации.
• Консалтинговая модель — обеспечение профессиональной поддержкой по широкому кругу проблем.
• Конъюнктурно-игровая модель — манипулирование, комбинирование ценовой и иной конфиденциальной информацией.
Рекомендуем тем, кто обдумывает возможность начать свое дело, внимательно перечитать строки, относящиеся к предпринимательскому поведению, и определить свои ресурсы и возможные направления активности. Добавим к этому совместную точку зрения российского и американского специалистов в сфере бизнеса на мотивы и набор профессиональных качеств предпринимателя.[15] Мотивы:
• желание быть хозяином своей судьбы;
• стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;
• желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно, улучшить свое материальное положение.
Приведем качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф:[16]
1. Предпочитает принимать решения самостоятельно.
2. Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.
3. Открыт для конструктивной критики и похвал.
4. Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счастлив в небольшой организации.
5. Любит быстрое развитие и нововведения.
6. В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде.
7. Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.
В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения зависит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности. Нравственная составляющая деятельности — это критерий, согласно которому общество отделяет приемлемые действия от неприемлемых. По нравственной составляющей потенциала предпринимателей их можно разделить на «акул» и «дельфинов».[17] На основе комбинации двух параметров — энергии и нравственной ориентации — можно получить классификацию типов поведения в жизни. В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической деятельности. По сути, потенциал включает несколько профессиональных и личностных характеристик работника, состав которых определяется требованиями участия в производственном процессе. Параметрическое определение потенциала можно считать укрупненным профессиональным и личностным профилем работника. В этом смысле определение потенциала работников следует рассматривать в ряду других методов построения их профилей
Соцориентация Альтруизм Эгоизм | «рыба» | «дельфин» |
«рак» | «акула» | |
Min Max |
Рис. 1.
Классификация типов поведения на основании энергии и нравственности — социальная ориентация
Попытка создать развернутый формализованный портрет предпринимателя принадлежит А. И. Агееву[18] (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 204.