СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом. 5
1.1.Обзор научных разработок в психологии поведения. 5
1.2. Психология поведения предпринимателя. 7
1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя. 11
1.3.1. Психологические качества предпринимателя. 11
1.3.2. Специфические особенности психологии российского предпринимателя при сравнении с зарубежным. 14
2. Гипотеза психологических качеств успешного предпринимателя. 21
3. Анализ критериев отбора кандидатов для обучения предпринимательству 25
3.1. Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности. 25
3.2. Готовность стать стратегическим лидером. 33
3.3. Готовность к выполнению функций руководителя. 36
3.4. Умение рационально разрешать конфликты.. 39
3.5. Обладание достаточной стрессоустойчивостью.. 42
3.6. Обладание достаточной коммуникативной компетентностью.. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 58
ВВЕДЕНИЕ
Темой дипломной работы является выявление психологических аспектов отбора кандидатов для обучения предпринимательству
Предметом исследования дипломной работы является процесс отбора кандидатов для обучения предпринимательскому делу
Объектом исследования будут кандидаты для обучения предпринимательскому искусству на курсах «Успех».
Цель: выявить и изучить особенности личностных психологических качеств, способствующих лучшему и более продуктивному, выгодному осуществлению предпринимательской деятельности.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой предпринимательская деятельность соответствует потребностям симпатотоников наличием большого количества напряженной работы и изобилием «пиковых ситуаций», стимулирующих привычный выброс в кровь катехоламинов (в частности адреналина), вызывающих состояние радостного возбуждения и подъема сил. Человек ощущает себя смелым, способным преодолеть любую преграду для достижения поставленной цели. Он чувствует надежность, уверенность в себе. Такие ощущения позволяют брать на себя ответственность, самостоятельно принимать оптимальные решения в любых опасных ситуациях, которыми изобилует предпринимательская деятельность.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы я предлагаю последовательное решение в рамках дипломной работы следующих задач:
1. Проанализировать литературные данные по проблемам психологических основ осуществления успешной предпринимательской деятельности в России и за рубежом.
2. выявить, изучить и проанализировать характеристики личности, которые являются критериями для отбора кандидатов для обучения предпринимательству.
3. Предложить некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приемов психологического отбора кандидатов для обучения предпринимательскому делу.
Методы исследования:
Наблюдение, экспериментальный анализ, психолого-педагогическое и методическая литература, анализ проведения успешной предпринимательской деятельности и др.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в ней на основании проведенной опытно экспериментальной работы, предлагается ряд практических псиологических рекомендаций для людей, желающих стать предпринимателем.
Решив открыть свое дело, предприниматель принимает всю ответственность за его ход и все риски, с ним связанные, на себя. Следовательно, он должен быть готов к тому, чтобы осуществлять управление своей фирмой. Эффективность управления обусловливается умением решать следующие задачи:
1. Постановка целей функционирования и развития предприятия;
2. Планирование деятельности и развития предприятия;
3. Анализ результатов работы предприятия;
4. Распределение обязанностей и ответственности между подчиненными;
5. Стимулирование продуктивной работы персонала;
6. Организация контроля работы персонала;
7. Оценка работы персонала;
8. Поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
9. Оценка целесообразности внедрения конкретных новшеств;
10. Организация внедрения новшеств;
11. Стимулирование инновационной активности персонала.
Степень эффективности, с которой решаются данные задачи, определяет уровень управленческой компетентности предпринимателя и его способностей. Сама же компетентность зависит от знаний основ и методов управления, а также от ориентированности предпринимателя. Недостаток знаний можно восполнить, пройдя соответствующий курс обучения, или посредством самообразования. Однако для того, чтобы применить полученные знания в практике деятельности своего предприятия, необходимо желание, уверенность в успехе, готовность на затраты времени и сил, стремление к обновлению, экспериментированию. Не секрет, что разные люди различным образом воспринимают новые знания. Кто-то сразу готов внедрять все, чему удалось научиться, другой постоянно сомневается в успехе, опасается навредить с трудом налаженному делу, а иной уверен, что его собственные знания и опыт стоят всех наук вместе взятых. В основе различной ориентированности предпринимателей лежат индивидуальные особенности людей. Они проявляются в выборе преимущественного способа деятельности, путей реализации этого способа и эмоциональной оценке ситуации.
Случается, что индивидуальные особенности человека препятствуют эффективному решению управленческих задач. В этой ситуации говорят о наличии у него определенных ограничений. Выявить существующие ограничения можно заранее до того, как станет очевидным, что предприниматель не справляется с функциями руководителя. Полученная при этом информация послужит для выбора направления коррекции неэффективного поведения и предупреждения возможных ошибок и проблем.
Рис. 1.
Классификация типов поведения на основании энергии и нравственности — социальная ориентация
Попытка создать развернутый формализованный портрет предпринимателя принадлежит А. И. Агееву[18] (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2.
Тест 1
В Приложении 1 приведены 10 утверждений. Оцените, как часто эти высказывания соответствуют Вашим действиям, желаниям, чувствам.
1 – никогда или очень редко;
1. редко;
2. примерно в половине случаев;
3. часто;
4. всегда или очень часто.
Обработка результатов
1. Подсчитайте сумму баллов по всей таблице.
2. Разделите полученную сумму на 50. Это будет коэффициент четкости Ваших личных целей.
Если он окажется не очень близким к 1, то нужно заняться работой по уточнению того, к чему Вы стремитесь.
Каждая деятельность предъявляет некоторые общие требования к ориентациям тех, кто ее осуществляет. Поэтому для успеха деятельности важно, чтобы целевые ориентации ее субъектов соответствовали предъявляемым ею требованиям.
Также мы предлагаем оценить кандидату, в какой мере его сегодняшние целевые ориентации соответствуют характеру предпринимательской деятельности по тесту2[24].
Тест 2
Ответьте, “да” или “нет” в соответствии с Вашим согласием или несогласием с приведенными ниже утверждениями.
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспосабливаться друг к другу.
3. Болезнь – дело случая: уж если суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10.Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, настроения учителя, чем от моих собственных усилий.
11.Когда я строю планы, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12.То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13.Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14.Если люди не подходят друг другу, то как бы они не старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
15.То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16.Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17.Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18.Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19.Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20.В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21.Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22.Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23.Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24.Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25.В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27.Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28.На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29.То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
30.Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31.Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
32.Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33.В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34.Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35.В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
36.Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая и везения.
37.Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было зависит от счастье моей семьи.
38.Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39.Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40.К сожалению, заслуги человека часто остаются не признанными несмотря на все его старания.
41.В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42.Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43.Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44.Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.
Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми событиями в своей жизни. Выделяют два полярных типа такой локализации: внешний и внутренний. Человек с внешней локализацией контроля полагает, что происходящие с ним события являются действием внешних сил – случая, других людей и т.д. и от него не зависят. Человек с внутренней локализацией контроля считает происходящие с ним события результатом своей собственной деятельности.[25]
Между этими двумя полюсами возможно множество разных позиций.
Высокий показатель по приведенному тесту соответствует высокому уровню внутренней локализации контроля над любыми значимыми ситуациями.[26] Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют ответственность за свою жизнь и судьбу.
Низкий показатель по шкале УСК соответствует внешней локализации. Люди этого типа не видят связи между своими поступками и значимыми для них событиями в их жизни, не считают себя способными контролировать развитие этих событий и полагают, что большинство их являются результатом случая или действия других людей.[27]
Для предпринимателя важно быть ближе к полюсу внутреннего контроля. Он должен сознавать, что внешние обстоятельства – это лишь условия, в которых он действует. Они могут быть лучше или хуже, но если он в них не может действовать эффективно, то это обусловлено ЕГО качествами.
Оценка результатов:
Баллы по шкале внутреннего субъективного контроля начисляются:
если дан ответ “да” на следующие вопросы: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44,
если дан ответ “нет” на следующие вопросы: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43. Максимальный балл – 44.
Но люди различаются не только по типу локализации контроля над обстоятельствами своей жизни, но и по тому чего они стремятся достичь, и в какой мере они склонны прикладывать к этому усилия. Эти различия определяем с помощью теста 3
Тест 3
Ответьте “да” и “нет” в зависимости от Вашего согласия или не согласия с приведенными ниже утверждениями.
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. По отношению себе я более строг, чем по отношению к другим.
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
11. Усердие – это не основная моя черта.
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
17. У меня легко вызвать честолюбие.
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
Этот тест, разработан для диагностики, того в какой мере человек ориентирован на достижение успеха.
Ключ:
Вы получили по 1 баллу за ответы “Да” на следующие вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15. 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы “Нет” на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.
Результат:
От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;
От 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
От 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;
Свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Предпринимателю нужно быть “ориентированным на успех”, но чрезмерная мотивация опасна для дела, также как и низкая.
Чтобы дополнить и уточнить предыдущую оценку, полезно пройти следующий тест.
Тест 4
Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке (смотреть Приложение 2). В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас характеризует и отметьте его.
Этот тест оценивает степень ориентированности человека на избегание неудач.
Люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. Людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.[28]
Ключ:
Вы получаете по 1баллу за следующие выборы, приведенные в ключе. Первая цифра (перед дефисом) означает номер строки, вторая цифра (после дефиса) – номер столбца, в котором находится нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – “бдительный”. Другие выборы баллов не получают.
Ключ подсчета:
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 13/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите.
От 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
От 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
Свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Чрезмерная рискованность при ориентации на успех делает предприятие не надежным. Но чрезмерная ориентация на избегание неудач, излишняя осторожность также не способствует успеху.
Обработка результатов
1. Припишете балл 1 за ответы “да” на утверждения - 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 16, 17.
2. Припишите балл 1 за ответы “нет” на утверждения - 1, 5, 8, 11, 12, 13, 14, 15
3. Подсчитайте сумму баллов по всем утверждениям и разделите ее на 17. Это будет коэффициентом вашей готовности быть стратегическим лидером своего предприятия.
Если коэффициент окажется не высоким, нужно пересмотреть свои стратегические установки. Стратегическое планирование вещь необходимая, но трудоемкая и дорогостоящая. Малые предприятия не могут себе позволить привлечь вы внешних консультантов, поэтому руководители должны сделать то, что возможно и что кроме них никто сделать не сможет. Для этого нужно обратится к рекомендованной литературе, освоить основные идеи стратегического планирования и соединить их со своей интуицией и своим опытом.
Тест 1.
Инструкция
Ответьте “да” или “нет” на следующие вопросы.
1. Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?
2. Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?
3. Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?
4. Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?
5. Доверяют ли вам подчиненные?
6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т. д.?
7. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить
предложения и замечания?
8. Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?
9. Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания?
11. Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?
12. Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?
13. Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?
14. Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?
15. Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
17. Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?
18. Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?
19. Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?
20. Доверяете ли вы своим подчиненным?
21. Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?
22. Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?
23. Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ?
24. Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере, на один год вперед?
25. Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с требованием времени?
26. Читаете ли вы регулярно специальную литературу?
27. Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?
28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?
29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
30. Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работ?
31. Знаете ли вы, какие качества работников должны быть в центре внимания при приеме на работу?
32. Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?
33. Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?
34. Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?
35. Вы уверены в себе?
36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
37. Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?
38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?
39. Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?
40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?
Этот тест на оценку потенциальной эффективности руководства.
Обработка результатов.
Подсчитайте количество ответов “да” и “нет”. Оцените свой результат.
40 “да” - результат идеального, наивысшего управленческого потенциала: все 40 вопросов являются критериями успешного руководства и поэтому предполагают правильный ответ “да”. Как всякий идеал, он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.
Важно отметить, сколько вы дали ответов “нет”, и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места.
Какой результат – соотношение “да” и “нет” - считается оптимальным?
Это зависит от уровня ваших требований к себе.
Количество ответов больше 33 “да” характеризует хороший потенциал руководителя.
Тест 1
Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает, что Вы ведете себя так всегда, а оценка 5, что для вас не характерно такое поведение.
Таблица 3.1
Позиции в конфликте
№п/п | Позиция | Оценка |
1 | Критически оцениваю партнера | 1 2 3 4 5 |
2 | Приписываю ему низменные или плохие намерения | 1 2 3 4 5 |
3 | Демонстрирую знаки превосходства | 1 2 3 4 5 |
4 | Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру | 1 2 3 4 5 |
5 | Игнорирую интересы соперника | 1 2 3 4 5 |
6 | Вижу все только со своей позиции | 1 2 3 4 5 |
7 | Уменьшаю заслуги партнера | 1 2 3 4 5 |
8 | Преувеличиваю свои заслуги | 1 2 3 4 5 |
9 | Задеваю “больные точки” и уязвимые места партнера | 1 2 3 4 5 |
10 | Выдвигаю перед партнером множество претензий | 1 2 3 4 5 |
11 | Раздражаюсь, перехожу на крик, повышение голоса | 1 2 3 4 5 |
Обработка результатов
Отклонение вправо от оценки “З” по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.
Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.
Подведем общие итоги
Если вы способны рационально вести себя в условиях конфронтации, не обладаете повышенной конфликтностью, то можно считать, что вы свободны от ограничений, связанных со способом поведения в конфликтных ситуациях. У вас есть все возможности для выбора и реализации наиболее эффективного пути управления конфликтами. Все будет зависеть от вашего желания.
Если вы выявили наличие отклонений от оптимальных оценок по результатам тестирования, то, скорее всего, у вас есть ограничения, которые будут препятствовать эффективному поведению в конфликтах.
Наши рекомендации
Выбор эффективной стратегии при управлении конфликтом основывается на умении анализировать сложившуюся конфликтную ситуацию.
Прежде всего, необходимо выявить участников конфликта. Если вы оказались в числе участников, то эмоциональная напряженность, сопровождающая конфликтное взаимодействие, распространяется также на вас и затрудняет подлинную оценку ситуации.[34]
Тест 1
Вопросы теста приведены в приложении 3
Оценка результатов
Подсчитайте суммарное число баллов, которое Вы набрали и определите, каков уровень Вашей стрессоустойчивости по таблице 3.2.
Таблица 3.2
Уровень стрессоустойчивости
Суммарное число баллов | Уровень Вашей стрессоустойчивости |
51-54 53-50 49-46 45-42 41-38 37-34 33-30 29-26 18-22 | 1 – очень низкий 2 – низкий 3 – ниже среднего 4 – чуть ниже среднего 5 – средний 6 – чуть выше среднего 7 – выше среднего 8 – высокий 9 – очень высокий |
Чем меньше число (суммарное число) баллов Вы набрали, тем выше Ваша стрессоустойчивость, и наоборот.
Если у Вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоусточивости, то Вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
Наши рекомендации
Если вы оказались в острой стрессовой ситуации, то можно использовать некоторые приемы аутогенной тренировки.
Первое и главное правило гласит: не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, а также аварии, когда речь идет о спасении жизни).
Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.
Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте очень медленно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.[36]
Постарайтесь расслабиться.
Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.
Найдите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно рассмотрите его.
Представьте себе, что все отрицательные эмоции, как молния, проходят сквозь тело в землю, не оставляя следа.
Кроме того, необходимо уметь организовывать свой отдых во внерабочее время таким образом, чтобы избавляться от накапливаемого напряжения и получать заряд бодрости. Это может быть прогулки по лесу, различного рода увлечения. Универсальным успокаивающим средством является отдых у движущейся воды /реки, водопада, аквариума/ или у огня /костер, свеча/.
Каждый человек в соответствии со своими предпочтениями и возможностями в состоянии найти для себя способ наиболее эффективного отдыха. Владение методами избавления от отрицательных эмоций помогает быть в постоянной готовности реагировать на любую возникшую ситуацию.
Тест 1
Ответьте “да” и “нет” на приведенные ниже вопросы
1. Когда Вы беседуете, объясняете что-либо, внимательно ли вы следите за тем, чтобы слушатель вас понял?
2. Подбираете ли вы слова, соответствующие его подготовке?
3. Обдумываете ли вы указания, распоряжения, прежде чем их высказать?
4. Если вы высказали новую мысль и подчиненный не задает вопросов, считаете ли вы, что он понял ее?
5. Следите ли вы за тем, чтобы ваши высказывания были как можно более определенными, ясными, краткими?
6. Обдумываете ли вы предварительно свои идеи, предложения, чтобы не говорить бессвязно?
7. Поощряете ли вы вопросы?
8. Вы считаете, что знаете мысли окружающих; задаете вопросы, чтобы это выяснить?
9. Различаете ли вы факты и мнения?
10. Ищете ли все новые возражения против аргументов собеседника?
11. Стараетесь ли вы, чтобы ваши подчиненные во всем соглашались с вами?
12. Всегда ли вы говорите ясно, четко, полно, кратко и вежливо?
13. Делаете ли вы паузы в речи, чтобы и самому собраться с мыслями, и слушателям дать возможность обдумать ваши предложения, задать вопросы?
Этот тест позволяет оценить свое умение говорить и слушать.
Оценка результатов
Если вы, не задумываясь, ответите “да” на все вопросы, кроме 4, 8, 10 и 11-го, можно считать, что вы владеете приемами грамотного общения, умеете излагать свои мысли и слушать собеседника. [38]
Чтобы проконтролировать полученные результаты, предлагаем Вам еще один тест на коммуникативную компетентность.
Тест 2
Инструкция
Прочитайте готовые ответы на вопрос: как вы обычно (чаще всего) слушаете собеседника? Если ответ соответствует особенностям вашего поведения, то напишите рядом с ним “да”, если не соответствует, то – “нет”.[39]
1. Обычно я быстро понимаю, что мне хотят сказать, и дальше слушать уже неинтересно.
2. Я терпеливо жду, когда собеседник закончит рассказ.
3. Мое внимание полностью сосредоточено на рассказе.
4. Я стараюсь понять, что собеседник при этом хочет скрыть от меня и почему.
5. Я перебиваю собеседника, чтобы уточнить детали, интересующие меня факты.
6. Если тема мне неинтересна, я стараюсь перевести разговор в другое русло.
7. Я невольно отмечаю ошибки в речи и поведении говорящего.
8. Не каждый человек заслуживает моего внимания.
9. Я стараюсь из каждой беседы извлечь максимум информации.
10. Я могу спокойно выслушать до конца мнение, с которым категорически не согласен.
11. Когда понял суть рассказа, я начинаю обдумывать то, что я скажу в свою очередь.
12. Мне трудно слушать до конца длинные и подробные объяснения.
13. Я стараюсь запомнить важную информацию и необходимые подробности.
14. Чаще всего я слушаю из вежливости.
15. Я ставлю себя на место говорящего, чтобы понять его чувства и намерения.
16. Услышав противоположную точку зрения, я обязательно высказываю свою.
17. В разговоре я чаще говорю собеседнику “да” (выражая понимание), чем “нет”.
18. Обычно я прямо отвечаю на вопросы, стараясь не уклоняться от ответа.
19. Люди охотно беседуют со мной.
20. Выслушав собеседника, я обязательно выскажу свое мнение.
21. Я избегаю вступать в разговор с незнакомым, даже если он стремиться к этому.
22. Большую часть времени я смотрю в глаза рассказчику.
23. Я всегда помню, что у меня и моего собеседника могут быть разные взгляды на одни и те же проблемы.
24. Большую часть времени я делаю вид, что слушаю, а сам думаю о своих проблемах и заботах.
25. Обычно решение проблемы приходит мне в голову гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить.
26. Я всегда помню, что я и мой собеседник можем по-разному понимать смысл одних и тех же слов.
27. Я поправляю ошибки в речи хорошо знакомого мне собеседника (ударения, термины, вульгаризмы).
28. Я не буду слушать человека, которого не уважаю или считаю глупым, некомпетентным, слишком молодым.
29. Обычно я получаю удовольствие от общения с людьми, даже малознакомыми.
30. Обычно я больше слушаю других, чем говорю.
Оценка результатов
Подсчитайте сумму баллов, используя ключ.
Вы получаете по 1 баллу за ответ “да” на вопросы: 2, 3, 4, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 29, 30 и за ответ “нет” на вопросы: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 20, 21, 24, 25, 27, 28.
Оцените свой результат:
25 – 50 баллов. Вы просто идеальный слушатель. Вы до тонкостей постигли это сложное искусство, и у вас есть, чему поучиться. Надеемся, вы объективно и честно оценили свое умение слушать.
20 – 24 балла. Вы - хороший слушатель, но допускаете отдельные ошибки (сравните свои ответы с оценками ключа). Желаем успехов в овладении этим искусством.
15 – 19 баллов. Вероятно, вы считаете себя хорошим слушателем, но вас можно, скорее, отнести к числу посредственных. Вы допускаете довольно много ошибок, которые раздражают других людей и мешают вам овладеть искусством слушания.
10 – 14 баллов. Вас следует отнести к людям, плохо умеющим слушать. Кое-что вы делаете правильно, и это позволяет вам не быть в полном одиночестве. Но гораздо больше вы делаете неправильно, и это отталкивает ваших собеседников.
Меньше 9 баллов. Вы не умеете слушать других людей. Советуем внимательно проанализировать свои ошибки, сверяя свои ответы с оценками ключа. Неумение слушать лишает вас величайшего удовольствия в жизни, мешает сделать карьеру и может привести к одиночеству. Не лучше ли измениться?
Подведем общий итог
Если по результатам тестов вы получили наивысшие баллы, с высокой долей вероятности можно считать, что вы способны эффективно выбирать и использовать разнообразные средства делового общения. В противном случае ваша недостаточная коммуникативная компетентность будет накладывать ограничения на реализацию выбранного способа поведения.[40]
Наши рекомендации
Сила воздействия высказываний повышается, если при их формулировании учитываются следующие правила:
o информация, адресуемая собеседникам, должна быть простой и точной;
o высказывание должно содержать доказательства, понятные собеседникам;
o сообщение должно быть по возможности кратким и лаконичным;
o следует избегать демонстрации отношения превосходства или неуверенности;
o высказывание должно быть построено в корректной форме без формулировок, не свойственных деловой речи;
o аргументация своей позиции должна быть высказана своевременно.
Для усиления убеждающего воздействия следует отвечать на замечания и возражения собеседника с тем, что развеять его сомнения.
Повысить свою способность слушать собеседника можно, если соблюдать некоторые правила. В процессе слушания выделяют несколько фаз: поддержка высказывания, уяснение, комментирование. В фазе поддержки высказывания, когда собеседник формулирует свою точку зрения, нельзя перебивать говорящего, отвлекаться на посторонние предметы, сосредоточиваться на частностях. Необходимо демонстрировать свое внимание и уважение к собеседнику, стимулировать высказаться наиболее полно при помощи ответных сигналов неречевого характера или междометий (кивание, угу-поддакивание, побуждающие выражения типа “ну и…”).
В фазе уяснения необходимо выявить сущность позиции собеседника с помощью вопросов, повторения мыслей собеседника своими словами без попыток развивать их или трактовать по-своему. В фазе комментариев следует выразить свою реакцию на сообщение: одобрение, согласие или несогласие, сомнения в его справедливости, дать его анализ или интерпретацию.[41]
Типичная ошибка слушания – это пропуск фаз. Чаще всего пропускают фазу уяснения. Однако неразумно соглашаться или возражать, если нет полной уверенности в понимании позиции собеседника. Нельзя также пропускать фазу комментариев, поскольку молчание может быть воспринято как понимание и согласие, что в последствии может стать причиной недоразумения или конфликта.[42]
В процессе переговоров люди чаще всего хотят:
o добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы;
o достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов, не разрушая при этом отношения.
Переговорный процесс является разновидностью коммуникативных процессов, следовательно, его успешность зависит от соблюдения правил эффективной коммуникации. В общем виде они сводятся к обеспечению передачи информации с максимальной точностью, а также приема ее без искажений. В этих целях следует очень точно и, по возможности, коротко выражать свои цели и идеи. Бывает полезно просить оппонента показать, насколько точно он понял смысл высказываний, задавая вопросы и частично повторяя сказанное участниками, необходимо стремиться к полному пониманию их суждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе были рассмотрены психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом, была выявлена гипотеза необходимости обладания некоторыми психологическими качествами для осуществления предпринимательской деятельности, а также проведен анализ отбора кандидатов для обучения предпринимательскому делу согласно основным выявленным качествам, проводимый на курсах «Успех».
В ходе работы было выявлено, что предпринимательство — является новаторской деятельностью людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.
В заключении дипломной работы подведем итоги по выявлению психологических критериев, необходимых для обучения предпринимательскому делу, проводимых на наших курсах «Успех»
1. Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности То, что движет поступками людей, что определяет направленность их поведения сильно различается. Для руководителя особенно важно, чтобы он четко сознавал свои ценности и цели. Чрезмерная рискованность при ориентации на успех делает предприятие не надежным. Но чрезмерная ориентация на избегание неудач, излишняя осторожность также не способствует успеху.
2. Готовность стать стратегическим лидером. Люди различаются не только тем, к чему они стремятся, но и тем насколько далеко во времени они склонны простирать свои планы. Одни - не считают нужным заглядывать даже в завтрашний день, другие - стремятся предвидеть так далеко, что само это предвидение лишается всякого смысла, поскольку ничего не дает для принятия сегодняшних решений. Нужно обратится к рекомендованной литературе, освоить основные идеи стратегического планирования и соединить их со своей интуицией и своим опытом.
3. Готовность к выполнению функций руководителя, Предприниматель, открывающий предприятие в сфере малого бизнеса, должен быть готов к тому, что ему придется в той или иной форме выполнять функции руководителя по отношению к его сотрудникам, даже если их не более двух-трех человек, и все они – близкие родственники. Каждому предпринимателю важно уметь руководить людьми.
4 Умение рационально разрешать конфликты. Начальным шагом по формированию способа управления конфликтом должно стать изучение своих собственных эмоций, их причин и возможности их преодоления. В конфликтологии это называется "освобождение от эмоций".
5. Обладание достаточной стрессоустойчивостью. Способом избавления от негативных эмоций может стать прямое высказывание своих претензий, что называется "выпустить пар". Однако сделать это необходимо таким образом, чтобы не усугубить и без того напряженную ситуацию, не вызвать со стороны оппонента или случайного собеседника реакции защиты или агрессии.
6. Необходимо обладание достаточной коммуникативной компетентностью
Руководителю следует овладеть умением слушать оппонента, не перебивая его, не выражая враждебности, даже в случае несогласия.
Сегодня уже разработаны эффективные техники делового общения, с которыми можно ознакомится в рекомендованной литературе. Задача лишь в том, чтобы осваивать эти техники на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань. 2002.
2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землинская Е.В. Психология управления. – Харьков: ООО «Фортуна – пресс», 1998, с.217.
3. Брушлинский А.В. «Общая психология» Москва , Просвещение , 2000
4. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 28
5. Веренко И.С. «Конфликтология» Москва , концерн Swiss ,1999
6. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента Издательство Московского Университета ,2002
7. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//Со-циологические исследования, 2002, №5.
8. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 2001
9. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1999.
10. Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.
11. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху. – М., 1995.
12. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М. 1990.
13. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 2001, с. 72.
14. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд-во ПИУУ, 2000. С. 89-91.
15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С-Пб., 2001.
16. Ершов А.А. Личность и коллектив. – М.1999.
17. Каверин С.Б. Мотивация труда. – М., 1998.
18. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям/Под редакцией В.Е. Хруцкого. – М.: Политиздат, 2001.
19. Конфликт и пути его разрешения. Методическое пособие. – Куйбышев. 1990.
20. Корнелиус Х.,Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М. 2002.
21. Кричевский Р.Д., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2001.
22. Кричевский P. Л., Дубовская Е..М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. — В кн.:Психология межличностного познания. Под ред. А. А. Бодалева. – М., 2000.
23. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. – М.: Дело, 2001, с. 345.
24. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. – Вильнюс,1999.
25. Кулиев Т.А., Мамедов В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие.– М. 2000.
26. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 2000. С. 97-112;
27. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М., 1999.
28. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – Москва - Новосибирск, 1999.
29. Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. – Симферополь, 1996
30. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М., 1998.
31. Мургулец В. М. Социально-психологическая диагностика личности. - СПб, 2000;
32. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. – Воронеж, 2001
33. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1999
34. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 1998, с. 631 – 632
35. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,2001.
36. Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.– 2002. Т.14 - №5, с. 98 – 99.
37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.,2001.
38. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу “Менеджмент”. – М. 2000.
39. Скотт Д. Способы разрешения конфликтов. – Киев. 2001.
40. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – С-Пб., 2000.
41. Сирополис Николас К.. Управление малым бизнесом. – М.: ДЕЛО, 2000.
42. Сперанский В. И. Основные виды конфликтов; проблемы клас-сификации.//Социально-политический журнал, 1998, № 4.
43. Сухарев В. А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 1999
44. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. – М. 2002.
45. ШейновВ.П. Управление конфликтными ситуациями. – Минск.2001.
46. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2000.
47. Честара Дж. Деловой этикет. – М., 2001
48. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпри-нимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.167.
49. Энкельман Н.Б. Власть мотивации. Харизма. Личность. Успех. – М., 1999.
50. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. Под ред. А Карелина., М.,2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица – Вопросы к тесту
Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Когда необходимо принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно | |||||
2. Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни | |||||
3. Моя работа и личные цели во многом взаимно дополняют друг друга | |||||
4. При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения | |||||
5. Моя работа вносит важный вклад в получение удовольствия от жизни | |||||
6. Для меня важно чувство успеха | |||||
7. У меня хорошее взамопонимание с коллегами по работе | |||||
8. У меня есть четкое представление о том, чего я хочу добиться в своей работе | |||||
9. Я обсуждаю с сотрудниками свои долгосрочные планы | |||||
10. Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица – Список качеств
1 | 2 | 3 |
1. смелый | бдительный | предприимчивый |
2. кроткий | робкий | упрямый |
3. осторожный | решительный | пессимистичный |
4. непостоянный | бесцеремонный | внимательный |
5. неумный | трусливый | недумающий |
6. ловкий | бойкий | предусмотрительный |
7. хладнокровный | колеблющийся | удалой |
8. стремительный | легкомысленный | боязливый |
9. незадумывающийся | жеманный | непредусмотрительный |
10. оптимистичный | добросовестный | чуткий |
11. меланхоличный | сомневающийся | неустойчивый |
12. трусливый | небрежный | взволнованный |
13. опрометчивый | тихий | боязливый |
14. внимательный | неблагоразумный | смелый |
15. рассудительный | быстрый | мужественный |
16. предприимчивый | осторожный | предусмотрительный |
17. взволнованный | рассеянный | робкий |
18. малодушный | неосторожный | бесцеремонный |
19. пугливый | нерешительный | Нервный |
20. исполнительный | преданный | авантюрный |
21.предусмотрительный | бойкий | отчаянный |
22. укрощенный | безразличный | небрежный |
23. осторожный | беззаботный | терпеливый |
24. разумный | заботливый | Храбрый |
25. предвидящий | неустрашимый | добросовестный |
26. поспешный | пугливый | беззаботный |
27. рассеянный | опрометчивый | пессимистичный |
28. осмотрительный | рассудительный | предприимчивый |
29. тихий | неорганизованный | боязливый |
30. оптимистичный | бдительный | беззаботный |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица – Эмоциональные факторы
Вопросы теста | Редко | Иногда | Часто |
1 | 2 | 3 | |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе 2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров 3. Я постоянно переживаю за качество своей работы 4. Я бываю настроен агрессивно 5. Я не терплю критики в свой адрес 6. Я бываю раздражителен 7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно 8. Меня считают человеком настойчивым и напористым 9. Я страдаю бессонницей 10. Своим недругам я могу дать отпор 11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность 12. У меня не хватает времени на отдых 13. У меня возникают конфликтные ситуации 14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя 15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом 16. Я все делаю быстро 17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу) 18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки |
[1] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 20
[2] Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 2001, с. 72.
[3] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 28
[4] Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 232 с.
[5] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 76
[6] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 35
[7] Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 265 с.
[8] Состояние фрустрации возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели.
[9] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 57
[10] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 45
[11] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 56
[12] Депривация — процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп
[13] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 43
[14] Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.– 1993. Т.14 - №5, с. 98 – 99.
[15] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 65
[16] Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.– 1993. Т.14 - №5, с. 127.
[17] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.167.
[18] Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.– 1993. Т.14 - №5, с. 154.
[19] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 76
[20] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.167.
[21] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.167.
[22] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 46
[23] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 2000, с. 354
[24] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 2000, с. 356
[25] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.197
[26] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 2000, с. 371
[27] Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999, с. 93
[28] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.124
[29] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.68
[30] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 2000, с. 243.
[31] Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 2001. Т. 19 - №1, с.67
[32] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 2000, с. 287
[33] Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань. 2002.- с.68
[34] Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань. 2002.- с.85
[35] Как добиться успеха. Практические советы деловым людям/Под редакцией В.Е. Хруцкого. – М.: Политиздат, 2001. – с.75
[36] Как добиться успеха. Практические советы деловым людям/Под редакцией В.Е. Хруцкого. – М.: Политиздат, 2001. – с.84
[37] Как добиться успеха. Практические советы деловым людям/Под редакцией В.Е. Хруцкого. – М.: Политиздат, 2001. – с.95
[38] Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С-Пб., 2001. – с.42
[39] Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. – Воронеж, 2001.- с. 88
[40] Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С-Пб., 2001.- с.56
[41] Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. – Воронеж, 2001.- с. 75
[42] Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. Пер. с англ. М., 2002.- с.98
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом. 5
1.1.Обзор научных разработок в психологии поведения. 5
1.2. Психология поведения предпринимателя. 7
1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя. 11
1.3.1. Психологические качества предпринимателя. 11
1.3.2. Специфические особенности психологии российского предпринимателя при сравнении с зарубежным. 14
2. Гипотеза психологических качеств успешного предпринимателя. 21
3. Анализ критериев отбора кандидатов для обучения предпринимательству 25
3.1. Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности. 25
3.2. Готовность стать стратегическим лидером. 33
3.3. Готовность к выполнению функций руководителя. 36
3.4. Умение рационально разрешать конфликты.. 39
3.5. Обладание достаточной стрессоустойчивостью.. 42
3.6. Обладание достаточной коммуникативной компетентностью.. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 58
ВВЕДЕНИЕ
Темой дипломной работы является выявление психологических аспектов отбора кандидатов для обучения предпринимательству
Предметом исследования дипломной работы является процесс отбора кандидатов для обучения предпринимательскому делу
Объектом исследования будут кандидаты для обучения предпринимательскому искусству на курсах «Успех».
Цель: выявить и изучить особенности личностных психологических качеств, способствующих лучшему и более продуктивному, выгодному осуществлению предпринимательской деятельности.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой предпринимательская деятельность соответствует потребностям симпатотоников наличием большого количества напряженной работы и изобилием «пиковых ситуаций», стимулирующих привычный выброс в кровь катехоламинов (в частности адреналина), вызывающих состояние радостного возбуждения и подъема сил. Человек ощущает себя смелым, способным преодолеть любую преграду для достижения поставленной цели. Он чувствует надежность, уверенность в себе. Такие ощущения позволяют брать на себя ответственность, самостоятельно принимать оптимальные решения в любых опасных ситуациях, которыми изобилует предпринимательская деятельность.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы я предлагаю последовательное решение в рамках дипломной работы следующих задач:
1. Проанализировать литературные данные по проблемам психологических основ осуществления успешной предпринимательской деятельности в России и за рубежом.
2. выявить, изучить и проанализировать характеристики личности, которые являются критериями для отбора кандидатов для обучения предпринимательству.
3. Предложить некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приемов психологического отбора кандидатов для обучения предпринимательскому делу.
Методы исследования:
Наблюдение, экспериментальный анализ, психолого-педагогическое и методическая литература, анализ проведения успешной предпринимательской деятельности и др.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в ней на основании проведенной опытно экспериментальной работы, предлагается ряд практических псиологических рекомендаций для людей, желающих стать предпринимателем.
Решив открыть свое дело, предприниматель принимает всю ответственность за его ход и все риски, с ним связанные, на себя. Следовательно, он должен быть готов к тому, чтобы осуществлять управление своей фирмой. Эффективность управления обусловливается умением решать следующие задачи:
1. Постановка целей функционирования и развития предприятия;
2. Планирование деятельности и развития предприятия;
3. Анализ результатов работы предприятия;
4. Распределение обязанностей и ответственности между подчиненными;
5. Стимулирование продуктивной работы персонала;
6. Организация контроля работы персонала;
7. Оценка работы персонала;
8. Поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
9. Оценка целесообразности внедрения конкретных новшеств;
10. Организация внедрения новшеств;
11. Стимулирование инновационной активности персонала.
Степень эффективности, с которой решаются данные задачи, определяет уровень управленческой компетентности предпринимателя и его способностей. Сама же компетентность зависит от знаний основ и методов управления, а также от ориентированности предпринимателя. Недостаток знаний можно восполнить, пройдя соответствующий курс обучения, или посредством самообразования. Однако для того, чтобы применить полученные знания в практике деятельности своего предприятия, необходимо желание, уверенность в успехе, готовность на затраты времени и сил, стремление к обновлению, экспериментированию. Не секрет, что разные люди различным образом воспринимают новые знания. Кто-то сразу готов внедрять все, чему удалось научиться, другой постоянно сомневается в успехе, опасается навредить с трудом налаженному делу, а иной уверен, что его собственные знания и опыт стоят всех наук вместе взятых. В основе различной ориентированности предпринимателей лежат индивидуальные особенности людей. Они проявляются в выборе преимущественного способа деятельности, путей реализации этого способа и эмоциональной оценке ситуации.
Случается, что индивидуальные особенности человека препятствуют эффективному решению управленческих задач. В этой ситуации говорят о наличии у него определенных ограничений. Выявить существующие ограничения можно заранее до того, как станет очевидным, что предприниматель не справляется с функциями руководителя. Полученная при этом информация послужит для выбора направления коррекции неэффективного поведения и предупреждения возможных ошибок и проблем.
Психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом
Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.