Глава 1 Развитие агротуризма в мире
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

Глава 1. Развитие агротуризма в мире............................................................. 6

1.1. Классификация средств размещения туристов.......................................... 6

1.2. Агротуризм – сектор современной туриндустрии.................................. 12

1.3. Российский агротуристический рынок как часть мирового рынка агротуризма.......................................................................................................................... 28

Глава 2. Развитие агротуризма в России........................................................ 38

2.1. История развития агротуризма в России................................................ 38

2.2. Факторы и условия развития сельского туризма в Калининградской области.......................................................................................................................... 42

2.3. Потенциал развития агротуризма в Курской области........................... 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 59

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................. 64

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................... 67

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Структуру рынка размещения определяют, наряду с предприятиями гостиничного хозяйства, так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и стремительно развиваются в течение последних 30-40 лет, успешно конкурируют с традиционным гостиничным хозяйством и даже создают определенную угрозу его существованию.

Основным отличительным признаком предприятий традиционного гостиничного бизнеса является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению, питанию гостей, обслуживанию их пребывания в гостинице.

Дополнительные (нетрадиционные) средства размещения предполагают, как правило, только возможность размещения. Питание, обслуживание по пребыванию туриста (уборка номеров, дополнительные услуги) или полностью отсутствуют и обеспечиваются туристом самостоятельно или могут быть заказаны за дополнительную плату.

Существенно отличаются оба эти сектора дополнительных средств и по форме правовых отношений с клиентом. В предприятиях гостиничного хозяйства турист является гостем, заказчиком услуг, в отношении дополнительных средств размещения турист выступает либо как собственник, либо как арендатор.

Быстрое развитие сектора дополнительных средств размещения в первую очередь обусловлено такими факторами как:

- рост благосостояния и увеличение дохода отдельных слоев общества;

- вложение гражданами свободных средств;

- повышение степени мобильности общества, особенно в странах Европы;

- изменение в психологии и поведении потребителя туристских услуг;

- индивидуализация туристского спроса и углубление его сегментации и т.д.

Таким образом, мы видим, что проблема дополнительных (нетрадиционных) средств размещения достаточно актуально.

Агротуризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и её специфики для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки).

Неправильно рассматривать агротуризм исключительно как фермерский и связывать его с наличием фермерского слоя: это занятие фермеров в тех странах, где они есть и хотят заниматься туристическим бизнесом. Где их нет или мало, агротуризмом занимаются владельцы средств размещения – сельских усадеб, пансионов, небольших гостиниц. Есть ещё один вариант, когда частные дома не имеют возможности принимать туристов, но имеется исключительный турпотенциал, практикуют иной подход – в сельской местности вне курортных зон создаются крупные туристские центры (культурные центры, «национальная деревня», «дома охотника/ рыбака).

Целью выпускной квалификационной работы является выявить тенденции мирового развития агротуризма и возможности его развития в регионе.

Задачи исследования:

1. Дать описание дополнительных (нетрадиционных) средств размещения.

2. Выявить мировые тенденции развития агротуризма.

3. Провести анализ развития агротуризма в России на примере Калининградской области.

4. Выявить возможности развития агротуризма в Курской области.

Объект исследования: агротуризм как сектор современной туриндустрии.

Предмет исследования: основные тенденции агротуризма.

Методы исследования: анализ экономической и страноведческой литературы и Интернет-ресурсов; аналитический, картографический, моделирования; сравнительного анализа и т.д.

Практическая значимость работы состоит в том, что сделана попытка анализа возможностей развития агротуризма в Курской области.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Агротуризма

Практика показывает, что спрос на агротуризм в Европе достаточно высок: бронирование сельских домов и отелей осуществляется заранее, как правило, не менее, чем за месяц, а на "высокий сезон" – за три месяца до поездки. В Италии спрос желающих отдохнуть в сельской местности превышает предложение. Однако в России агротуризм как вид отдыха, в том числе за рубежом, пока недостаточно известен. Более того, агротуризм не входит в основные турпродукты, которые европейские лидеры туротрасли продвигают на российском рынке.

На российском рынке пока мало компаний работает в секторе агротуризма. Так, из ориентированных на выездной туризм московских туркомпаний в секторе агротуризма работают единицы и не более 4-5 лет:

"Интурлюкс" - в Испании (работает 4 года),

"Хит Вояж" - в Италии "Тройка Сайпрус трэвел энд турс" - на Кипре.

Компании работают не напрямую, а покупают турпродукт у туроператов страны назначения. Стоимость недельного агротуристического тура, например, в Италии вместе с авиаперелетом от USD 600. Культурно-развлекательную программу туристы организуют самостоятельно на местах, где предлагается широкий выбор возможностей.

Контингент туристов: а) молодежь, б) очень богатые и много путешествовавшие люди, в) знатоки, интересующиеся историей и культурой конкретной страны.

Можно сделать вывод, что российский рынок выездного агротуризма пока не развит и спрос россиян малоизучен, у зарубежных лидеров туристической отрасли специальной политики продвижения своего агротуристического продукта на российском рынке пока нет.

Некоторые замечания о перспективах российского внутреннего агротуристического рынка.

Существенным фактором в развитии зарождающегося российского агротуристического рынка является то, что он строится "снизу" - практически без участия центральных структур. Отсутствует четко артикулированное политическое решение о поддержке агротуризма, соответственно, нет общегосударственной программы и финансового обеспечения (системы льготного кредитования, налоговых и др. льгот и т. д.).

Инициаторами и пропагандистами агротуризма выступают высшие учебные заведения, руководство музеев-заповедников и национальных парков, общественные организации и т. п. Многое делается в рамках международных проектов (например, в Калиниградской, Ярославской, Иркутской областях). Однако для формирования сектора современной туриндустрии этого явно недостаточно.[16]

Вместе с тем, российский бизнес уже обратил внимание на наличие пока "не разработанного" в России направления, которое в перспективе может вырасти в доходный и эффективный сектор. Появляются первые компании, напрямую работающие с агротуристическими хозяйствами, которые действуют в этом секторе, фактически, как монополисты.

В ряде мест отмечен первый опыт создания агротуристических порталов с базами данных по агротуристическим хозяйствам. В нескольких регионах России делались попытки создания сетей агротуристических хозяйств на основе ассоциации производителей турпродукта.

В ряде регионов поддержку агротуризму оказывают областные власти. Интересен опыт Калиниградской области, где при поддержке властей региона и с использованием международного опыта создана сеть из примерно 60 агротуристических хозяйств.

В России уже имеется опыт организации агротуристических предприятий по моделям типа "пансион", "тур с проживанием в кочевом традиционном жилище", "национальная деревня", "VIP-деревня", "сельская гостиница" и др. Однако работа в агротуристическом секторе только начинается и ее масштабы, способы организации и объемы финансирования пока не позволяют говорить о развертывании агротуризма в сектор современной туриндустрии.

По показателю цена-качество российский агротуристический продукт пока не может конкурировать на международном рынке. Основная ориентация для российского агротуристического сектора показана на внутренний туризм, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для внешнего рынка. Международный опыт говорит, что во многих странах Европы, где агротуризм получил достаточно большое развитие, это в основном сектор внутреннего туризма, хотя доля зарубежных туристов постепенно растет (например, Италия, Франция, Германия).

Об оценке потенциального платежеспособного спроса на агротуристический продукт на внутреннем российском рынке и некоторых проблемах российской туриндустрии

Главные вопросы для развития нового агротуристического сектора:

· имеется ли платежеспособный спрос?

· как превратить неорганизованных туристов в клиентов туристической отрасли?

· как переориентировать платежеспособный спрос с внешнего на внутренний турпродукт?

В России ориентированные на отдых в сельской местности люди обычно имеют собственные дачи. Однако, по мере роста нового среднего класса (он появился в России в конце 90-х гг.) эта ситуация скорее всего будет меняться. Практически нигде в мире средний класс не живет "на два дома", как в России. Это обусловлено его образом жизни, который регламентируется напряженным темпом и жестким графиком работы. Последнее, кстати, очень затрудняет организацию "группового отдыха" (экскурсионно-групповой туризм). Средний класс в развитых странах выбирает индивидуальный отдых со свободным временным графиком. Новое поколение российского среднего класса, вероятнее всего, будет все больше ориентироваться при организации отдыха и досуга не на "грядки" на даче, а на покупку комплексного и индивидуально подобранного пакета услуг.[17] Агротуризм как вид индивидуального отдыха удовлетворяет запросы различных групп среднего класса, предполагая независимость передвижения, индивидуальную организацию досуга и экскурсионной программы.

Как уже говорилось, потенциальный клиент агротуризма – средний класс. Сейчас в России к нему относят семьи с душевым доходом от $ 450 в месяц. Платежеспособность спроса доказывает бурное развитие выездного туризма. Например, только Турцию за 2002 г. посетило более 500 тыс. российских туристов. Однако при выездном туризме основные прибыли остаются за рубежом, маржа российских турфирм – только на продаже и дороге. Большие прибыли туротрасли начнутся тогда, когда будет по-настоящему развит внутренний и въездной (иностранный) туризм.

Спрос на туристические ресурсы (но не турпродукт!) российской провинции имеется, об этом говорит поток неорганизованных туристов в ряде популярных мест средней полосы.

Однако все концепции и программы развития туризма будут сродни шаманским заклинаниям, не способным переориентировать платежеспособный российский спрос на внутренний турпродукт, пока соотношение "цена-качество" не будет удовлетворять запросов более требовательного нового российского клиента.

Принципиально новый российский клиент:

· Уже много видел, имеет возможность сравнить с условиями за рубежом, предъявляет более высокие требования к качеству туруслуг

· Более мобилен и автономен

· Стремится к независимому времяпрепровождению

· Требует индивидуализации туруслуг (по срокам, по маршруту, по условиям проживания, по характеру развлечений и досуга и т. д.)

Свой выбор клиент делает, оценивая соотношение "цена-качество". Даже самый простой анализ показывает, что по цене многие предлагаемые сегодня на рынке российские турпродукты уже подошли к пределу конкурентоспособности (находятся в зоне международной конкуренции), однако показатель качества пока не на должном уровне. Сильная сторона составляющих российской цены – дешевый труд и относительно дешевая дорога, определяющие себестоимость турпродукта, но на сегодня маржа турфирм "съедает" эти преимущества. Определяющим фактором для российского турпродукта становится качество.

Без повышения качества услуг - избегая при этом значительного роста цен на них - проблему переориентации платежеспособного спроса на внутренний туризм не решить.

О необходимости новой концепции турпродукта для российской провинции

Новый характер спроса диктует необходимость поиска новых форм турпродукта. Ориентация на групповой туризм, на "массовые заезды" - не отвечает сегодняшним требованиям. Передовой зарубежный опыт говорит о мировой тенденции к индивидуализации турпродукта. Это требует:

· новых форм организации туротрасли

· открытия новых направлений (секторов) туриндустрии

· новых видов турпродуктов

И агротуризм отвечает вышеперечисленным требованиям.

Проблема сегодняшнего дня российской туриндустрии еще и в том, что старые марки турпродуктов (например, брэнд "Золотое кольцо") морально устарели. Они были ориентированы на групповой (автобусный) туризм и не учитывают запросов и специфики образа жизни современного среднего класса. С другой стороны, они равно не учитывают возможности и потенциал малых городов, поскольку изначально ориентированы на несколько крупных "отлакированных" туристических центров.

Пример "Золотого кольца": турпродукт создавался в 70-е гг. с ориентацией, прежде всего, на въездной иностранный туризм и получение инвалютной выручки. Внутренний турист изначально рассматривался как "второсортный" на периоды межсезонья или с проживанием в гостиницах "не интуристовского" класса. На сегодня это недопустимо. Маршрут, как правило, недельный, и в него входило проживание в трех отобранных городах – Владимир, Суздаль, Ярославль (с вариантами Кострома, Углич). В остальных городах - остановка и в лучшем случае экскурсия (Ростов Великий, Переславль и др.). Учитывая это, городам, планирующим развитие туротрасли, нет смысла встраиваться в этот устаревший турпродукт: в недельном туре для них не остается места, в лучшем случае их ждет получасовой заезд группы. Кроме того, турпродукт "Золотого кольца" ориентирован на групповые заезды, а корпоративный туризм в России практически сошел на нет (с уходом в прошлое профкомов советских организаций с ними ушли и заказы на 2-дневные автобусные экскурсии). Новая программа строительства гостиниц в городах "Золотого кольца" не учитывает интересов "транзитных" городов.

Опираясь на мировой опыт современной туриндустрии, следует создавать новую форму турпродукта, учитывающую возможности малых городов и сельских муниципалитетов, с одной стороны, и современные запросы и потребности среднего класса - с другой. Перспективным для малых городов может стать развитие индивидуального или малогруппового туризма, а также создание принципиально нового турпродукта, спецификой которого стало бы посещение именно малых городов и достопримечательностей сельской местности (маршруты по выбору туриста). На местах необходимо формировать такой пакет туруслуг, который позволил бы клиентам оставаться в пунктах нового маршрута в течение минимум 2 дней (одна или две ночевки). Малые города и сельские туробъекты стали бы "опорными пунктами" при свободном формировании маршрутов туристами.

Разработка концепции развития агротуризма для российской провинции, с учетом региональной, национальной и прочей специфики, и активное развитие этого нового сектора могли бы помочь в решении задач, стоящих перед туристической отраслью. Активными субъектами этого процесса могут и должны стать муниципальные образования, располагающие соответствующим туристическим потенциалом.

Структуризация туристического рынка (Имеет ли место "муниципальный туризм"?)

Туристический рынок уже достаточно давно "рынок покупателя", а не "рынок продавца" (монопольный). А значит, структуризация туристического бизнеса подчиняется естественным законам рынка и идет на региональной, а затем межрегиональной (общенациональной, особенно если туризм въездной) основе. Причина объективная: клиент (покупатель турпродукта) находится в региональных или расположенных вблизи промышленных центрах, а также мегаполисах (если они находятся в радиусе доступности). Другими словами, если местная ("муниципальная") турфирма выходит на туристический рынок со своим предложением (турпродуктом), ее деятельность автоматически получает минимум региональный характер (конкуренция за клиента идет на уровне минимум региона). В этом смысле туризм как сектор туриндустрии не может быть "муниципальным". Можно говорить о муниципальном туризме только как о секторе городской экономики, но деятельность ориентированных на внутренний туризм муниципальных турпредприятий все равно имеет минимум региональный масштаб. Выходя на рынок со своим турпродуктом, они должны быть готовы к региональной конкуренции по показателю цена-качество. Никакое механическое учреждение "муниципальных турфирм" при поддержке властей проблемы не решит: либо они станут конкурентоспособны на региональном и выше уровнях, либо этот рынок будет захвачен (если рынок представляет интерес) региональными (и выше) конкурентами.

Попытки решить проблему конкуренции внерыночными (протекционистскими) методами приведут к уходу внешнего (регионального и выше) капитала из этого сектора (прекратится поток туристов). Однако, у "муниципальных" турфирм скорее всего не хватит ресурсов, для того, чтобы вывести свой турпродукт (высокие затраты на промоушн, рекламу) на региональный и выше рынок и конкурировать с другими турпродуктами по показателю цена-качество. Всегда нужно помнить о том, что на туристическом рынке очень быстро начинается зона международной конкуренции – в мире богат выбор дешевых, доступных и качественных турпродуктов.

Следовательно, решение проблемы развития агротуризма лежит на региональном уровне. На уровне отдельных фирм или муниципалитетов задачу развития муниципального туризма как сектора муниципальной экономики в целом и агротуризма в частности решить нельзя.

В плане развития агротуристического сектора необходимо решить следующие задачи:

· создание координационных центров по организации агротуристических хозяйств;

· создание региональных и межрегиональных баз данных, предназначенных для клиентов и турагентств.

Подходы к решению проблемы могут быть разные. Исходя из международного опыта это могут быть:

· либо общественные ассоциации агротуристических хозяйств (региональная кооперация),

· либо специально созданные при поддержке властей региона агротуристические центры с отделениями в МО (регистрация агротуристических хозяйств, создание и ведение баз данных, информационное обеспечение, сертификация, микрокредитование и т. д.; в перспективе они должны быть коммерческимипродажа информации клиентам и турагентствам);

· либо государственные агентства - объединения сельского туризма (как в Венгрии, где есть государственная политика поддержки агротуризма).

В наших условиях на первом этапе возможно создание региональных (а затем и более крупных - межобластных или на уровне федерального округа) координационных центров с филиалами в МО. Они необходимы на этапе становления агротуристического бизнеса (информационная поддержка и консалтинговые услуги).

В этом случае агротуризм получит "зеленый свет" и будет развиваться как сектор современной туриндустрии.

Существенным фактором в развитии зарождающегося российского агротуристического рынка является то, что он строится "снизу" - пока при минимальном участии центральных структур. Долгое время отсутствовало четко артикулированное политическое решение на правительственном уровне о поддержке агротуризма. В Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 г." сформулирована задача организации агротуризма (раздел 3.6). Предусматривается "формирование территориальной сети информационно-консультационных центров", пропаганда агротуризма, "обучение сельского населения по организации несельскохозяйственных видов деятельности в целях развития альтернативной занятости в сельской местности". Вместе с тем, пока не разработана концепция развития агротуризма в России, не решен вопрос о правовом обеспечении (не разработаны соответствующие законы и положения) и финансовом обеспечении процесса (система льготного кредитования, налоговых и др. льгот и т. д.).

Соответственно, отсутствуют четкие инструкции по организации агротуристических объектов (а они должны отличаться от соответствующих положений, ГОСТов, СНиПов и т. д. по гостиничному хозяйству в силу специфики агротуризма как индивидуального вида туризма, с одной стороны, и малого семейного бизнеса - с другой). Не разработана классификация агротуристических хозяйств, а также процедура лицензирования этого вида деятельности и многое другое, что требуется для функционирования агротуризма как сектора современной туриндустрии, а не кустарного промысла.

 

 

Калининградской области

 

При этом российский бизнес уже обратил внимание на наличие пока "не разработанного" в России направления, которое в перспективе может вырасти в доходный и эффективный сектор. Появляются первые компании, напрямую работающие с агротуристическими хозяйствами, которые пока действуют в этом секторе, фактически, как монополисты со всеми вытекающими плюсами и минусами.

В ряде мест отмечен первый опыт создания агротуристических порталов с базами данных по агротуристическим хозяйствам. Они организуются, как правило, при прямой поддержке региональной администрации (как в Калининградской области) или по инициативе соответствующих международных проектов на базе действующих ИТ-компаний. Однако слабым местом этих ИТ-центров является то, что они не являются естественным порождением объединений агротуристических субъектов и потому не выполняют необходимых функций: а) продвижение агротуристического продукта на рынок; б) координация индивидуального маркетинга и, главное, в) создание централизованных интерактивных баз данных по агротуристическим хозяйствам, напрямую продающих турпродукт в информационной форме (в том числе и турагентствам).

В нескольких регионах России отмечены попытки создания сетей частных сельских гостевых домов - как зародыш межмуниципальных ассоциаций производителей турпродукта (например, в Гагаринском и Вяземском районах Смоленской области, в селах Национального парка "Смоленское Поозерье"). Однако больших масштабов эта деятельность пока не получила, поскольку для такого развития событий при инициативе "снизу" обязательна еще и поддержка "сверху" - минимум от региона, но лучше в виде специальной программы из центра.

В ряде регионов поддержку агротуризму оказывают областные администрации. Интересен опыт Калининградской области, где при поддержке властей региона и с использованием международного опыта создана сеть из примерно 60 агротуристических хозяйств. Этот опыт заслуживает тщательного изучения и – с учетом специфики Калининградской области как эксклава и особого исторического региона - применения в областях Центральной России.

В 1997 г. рекреационная деятельность была названа одним из шести приоритетных направлений развития Калининградской области (Основные положения о развитии ОЭЗ). Такое решение было принято неслучайно, поскольку туризм позволяет обеспечить высокую прибыль при сохранении экологической безопасности территории, то есть отвечает требованиям устойчивого развития.[20]

Изменения общей социально-экономической ситуации, возникновение новых условий хозяйствования, возрастание экологических требований вызывают к жизни необходимость развития на территории Калининградской области развитого рекреационного комплекса. Его создание сможет решить целый ряд проблем, стоящих в настоящее время перед регионом.

Калининградская область является одним из наиболее посещаемых иностранцами (после Москвы и Санкт-Петербурга) регионом России. Этим она обязана не только своему географическому положению, но и благоприятным природным условиями.

Основой туристско-рекреационного потенциала области являются:

· природно-ресурсный потенциал как база для развития агротуризма, лечебно-оздоровительного туризма и туризма на природе;

· культурно-историческое наследие как основа развития культурно-познавательного туризма;

· научно-производственный потенциал как база для развития бизнес- и конгресс туризма;

· туристско-рекреационная инфраструктура.

Калининградская область обладает многообразным и в значительной мере уникальным как для России, так и для других европейских стран природно-ресурсным потенциалом.

Сочетание морского климата, прекрасных пляжей, лечебных грязей (торф, ил, гитиевые глины и т.д.) и минеральных вод (хлоридно-гидрокарбонатно-натриевых с присутствием брома) с обилием лесных и садовых насаждений способствовало тому, что еще до 1940 года расположенные здесь курорты Раушен (ныне Светлогорск), Кранц (ныне Зеленоградск) были одними из лучших в Европе. И после войны, и в настоящее время эти курорты продолжали выполнять свою лечебно-оздоровительную функцию. Летом, в выходные дни на Калининградском взморье отдыхает до 250 тыс. человек, включая жителей и гостей Калининграда. В марте 1999 года постановлением Правительства РФ от 29.03.99 г. №359 г. Светлогорск – пос. Отрадное и г. Зеленоградск получили статус курортов федерального значения.

На Калининградском взморье размещена большая часть рекреационных учреждений области (санаториев, пансионатов, оздоровительных лагерей и баз отдыха). Основные объекты рекреационного комплекса сосредоточены в пяти зонах (табл. 3).

 

Таблица 3

Распределение средств размещения по основным рекреационным зонам

Калининградского взморья

Рекреационные зоны

Количество

средств размещения

Количество

мест в средствах размещения

Общее в т.ч. круглогодичного действия Общее в т.ч. круглогодичного действия
г. Светлогорск – пос. Отрадное 36 29 4396 3858
г. Зеленоградск 11 9 1021 683
Куршская коса 17 7 1186 454
г. Пионерский 2 2 326 326
г. Балтийск 3 2 191 131
Итого: 69 49 7120 5452

 

Наряду с Калининградским взморьем и его курортами значимым природным факторам для развития туризма и рекреации области является наличие разветвленной озерно-речной системы, охватывающей практически всю территорию региона и связывающую ее внутренними водными путями со многими зарубежными странами (Литвой, Польшей, Германией, Беларусью и т.д.).

В целом, как показывают результаты анализа природно-ресурсного потенциала Калининградской области, на его базе наиболее перспективно развивать следующие виды въездного туризма: лечебно-оздоровительный, водный, экотуризм, агротуризм, охота, рыбалка.

В настоящее время Калининградская область в туристском отношении освоена неравномерно. Наиболее посещаемы: Калининград, курортная зона Светлогорска, Зеленоградска, Куршская коса, отчасти Советск и Черняховск. Число иностранных граждан, прибывших с туристскими целями, составило в 1994 г. 36 тыс. человек, что на 6 тыс. больше, чем в 1993 г. Данный вид поездок составил 59 % от общего числа. Преобладает "ностальгический" и деловой туризм из Германии (60 %) и приграничный (в основном "коммерческий") туризм из Польши (30%).

Калининградское морское побережье (около 140 км) обладает потенциальными возможностями размещения на этой территории до 500 тыс. отдыхающих одновременно. Однако экологические ограничения снижают эту цифру до 280 тыс. человек, экономические ограничения - еще более жесткие - 16 тыс. мест. Причина, прежде всего в том, что объем предоставляемых услуг очень низок. Помимо возможности проживания мало что еще может быть предложено туристам. Поэтому очень важно, что новое строительство отелей сочетается с развитием обслуживающей отдыхающих инфраструктуры.[21]

Неравномерность освоения территории области может быть компенсирована развитием туристской инфраструктуры во внутренних районах (ресторанов, баров, автостоянок, бассейнов, оздоровительных центров). Уже имеют место примеры создания в районных центрах небольших - на 10-20 мест- гостиниц, практикующих принцип семейного пансиона. Это может и должно способствовать развитию нетрадиционных видов туризма, например, экотуризма и сельского туризма.

Сельский туризм – туризм в сельской местности, часто с участием в сельских работах, приобщением к сельской жизни. Сельский туризм считается проявлением разновидности экологического туризма.

Сельский туризм популярен у людей любого возраста, так как дает возможность побыть на воздухе и сменить образ активности. Участие в сельскохозяйственных работах частично компенсирует плату за жилье и еду. Устоявшийся уклад деревенской жизни, экологически чистые продукты питания и дешевизна отдыха способствуют снятию стрессов и рекреации городского населения.

В настоящее время администрация Калининградской области уделяет большое внимание сельским территориям, и определила фермерский туризм как одно из приоритетных направлений.

Развитие фермерского туризма в Калининградской области позволит обеспечить сельских жителей работой и достаточным уровнем дохода, а городских жителей - доступным и качественным отдыхом. Кроме того, Калининградская область обладает достаточным природным и культурно-историческим потенциалом и выгодным географическим положением, необходимыми для привлечения иностранных туристов. Одновременно развитие сельского туризма на территории Калининградской области способно сместить значительную нагрузку с побережья Балтийского моря во внутренние районы. Фермерские хозяйства могут стать при этом не только поставщиками продуктов, но и обеспечить туристов жильем.

К положительным факторам также можно отнести то, что состояние природной среды в сельской местности остается на достаточно высоком уровне, что повышает ценность этой территории для отдыха.

Для Калининградской области отдых на селе - новое направление, находящееся в стадии становления и позволяющее горожанам активно провести время на свежем воздухе, питаться экологически чистыми продуктами, общаться с животными и природой и дающее альтернативу развития сельским районам.

Сегодня в области более 60 усадеб, готовых принять гостей.

Выходные, праздники, каникулы, отпуска всей семьей или в компании друзей хорошо провести на лоне удивительно девственной природы, с разнообразной развлекательной программой. Можно снять напряжение в настоящей русской бане, на берегу реки половить рыбу, заняться несложными хозяйственными работами, совершить конные прогулки, покататься на велосипеде, ознакомиться с окрестностями, Вечером посидеть у камина или у костра, попеть караоке, поучаствовать в конкурсе бардовской песни или народных танцев, а ночью можно предпочесть сеновал, пройти ненавязчивый курс фитотерапии, подложив под голову подушку из мяты, хмеля или ромашки. Можно поселиться в деревянном летнем домике, палатке, трейлере или в доме хозяина, познакомиться с жизнью села, его традициями, угощением, фольклором. Деревня органично сплетается с лесом, рекой, лугом, полем, и здесь можно найти спокойное местечко и любителям тишины, и любителям активного отдыха.

Есть два основных вида организации такого отдыха горожан своего региона и жителей других местностей или иностранных туристов путем:

· сдачи в найм небольших домиков или квартир или комнат в небольших сельских отелях или коттеджах, устроенных в живописных местностях;

· организации проживания отдыхающих на ферме в сельском доме непосредственно в семье. Это позволяет гостям ближе войти в стиль деревенской жизни, познакомиться с новыми людьми, узнать интересные обычаи, принять посильное участие в хозяйственных работах, питаться за одним столом и др. Разумеется, это создает определенные неудобства и хлопоты хозяевам, не всегда гости бывают достаточно коммуникабельны, но это действо приносит в дом необходимые деньги и некоторое разнообразие в рутину фермерского бытия. Для гостей специально выделяются одна или несколько комнат, они надлежаще убираются, предоставляется постельное белье и необходимые вещи, питание.

Кроме всего прочего, такой вид отдыха при участии организаторов туризма приносит государству доход в виде налогов и сокращения наличного оборота.

Сегодня основными мотивами для выбора такого вида отдыха можно определить следующие:

· отсутствие средств для отдыха на дорогом фешенебельном курорте. В общем случае, априори можно утверждать, что проживание в деревне будет значительно дешевле, чем в курортной зоне или модном туристском центре. Этот мотив является часто превалирующим при выборе данного вида отдыха;

· устоявшийся образ жизни в сельской местности у определенной категории людей независимо от достатка средств, например, в силу семейных или иных традиций;

· необходимость оздоровления в данных климатических условиях, рекомендованных врачом;

· близость к естественной природе и возможность большое время проводить на свежем воздухе в лесу, на озере и др.;

· возможность питаться экологически чистыми и дешевыми продуктами;

· реальная возможность приобщиться к сельскохозяйственным работам в свое удовольствие;

· насущная необходимость в спокойной размеренной обстановке жизни;

· возможность приобщения к другой культуре и обычаям, участия в местных праздниках и развлечениях, общения с людьми иной общественной формации.

Таким образом, мотивация деревенского отдыха – единение с природой, чистый воздух, экологически чистые продукты питания, смена обстановки, меньшее количество людей, отсутствие скученности населения, иной образ, распорядок и культура жизни, возможность участия в сельскохозяйственных работах и садоводстве, уход за животными, участие в сборе даров природы (ягод и грибов) и, разумеется, что немаловажно, дешевизна отдыха. Это – кардинальная смена обстановки, позволяющая снять стресс, накопившийся за год работы в напряженных городских условиях, получить свою пайку здоровья и психологическую разгрузку. Одно дело – доить коров три раза ежедневно всю жизнь – это тяжелый фермерский труд, а другое дело десяток раз, на отдыхе и в виде развлечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В России уже отмечен опыт организации агротуристических предприятий по моделям типа "пансион", "тур с проживанием в кочевом традиционном жилище", "национальная деревня", "VIP-деревня", "сельская гостиница" и др. Однако работа в агротуристическом секторе только начинается и ее масштабы, способы организации и объемы финансирования пока не позволяют говорить о развертывании агротуризма в сектор современной туриндустрии.

По показателю цена-качество российский агротуристический продукт вряд ли сможет сейчас конкурировать на международном рынке. Основная ориентация для российского агротуристического сектора показана на внутренний туризм, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для внешнего рынка. Международный опыт говорит, что во многих странах Европы, где агротуризм получил значительное развитие, это в основном сектор внутреннего туризма, хотя доля зарубежных туристов постепенно растет (например, Италия, Франция, Германия).

По сравнению с Европой, где спрос на агротуризм достаточно высок, в России агротуризм как вид отдыха, в том числе за рубежом, пока недостаточно известен. Более того, агротуризм не входит в основные турпродукты, которые европейские лидеры туротрасли продвигают на российском рынке.

В России в секторе агротуризма пока работает мало компаний. Так, из занимающихся выездным туризмом московских туркомпаний в нем действуют единицы и не более 4-5 лет: "Интурлюкс" - в Испании (работает 4 года), "Хит Вояж", "Анитарис", "Италиатур" - в Италии, "Тройка Сайпрус трэвел энд турс", "Айс Нат", "Каравелла", "Тесис Тур" - на Кипре. В российской провинции в секторе выездного агротуризма пытаются работать единицы. На сайтах туркомпаний предлагается реклама агротуров. Компании работают не напрямую, а покупают турпродукт у туроператов страны назначения. Стоимость недельного агротуристического тура, например, в Италии вместе с авиаперелетом от USD 600. Культурно-развлекательную программу туристы организуют самостоятельно на местах, где предлагается широкий выбор возможностей. Контингент туристов: а) молодежь; б) очень богатые и много путешествовавшие люди; в) знатоки, интересующиеся историей и культурой конкретной страны.

Помимо турагентств стали предлагать информацию по агротуризму за рубежом специализированные туристические информационные системы: "Спутник Тревел Клаб" предоставляет желающим данные по Германии, Франции, Испании, "Мега ТИС" также заявляет агротуризм как одно из направлений. Однако по мощности их базы данных по агротуризму не могут сравниться с действующими в Европе интерактивными порталами.

Можно сделать вывод, что российский рынок выездного агротуризма пока не развит и спрос россиян малоизучен, у зарубежных лидеров туристической отрасли специальной политики продвижения своего агротуристического продукта на российском рынке пока нет. Таким образом, популяризация агротуризма как вида отдыха – внутренняя задача, которую необходимо решить для развертывания агротуризма в масштабный сектор российской туриндустрии.

Вместе с тем, рассматривая спрос россиян на агротуристические услуги на внешних рынках как относительный показатель популярности агротуристического сектора в целом, необходимо понимать, что контингент, ориентированный на отдых в сельской местности за рубежом, и контингент потенциальных российских агротуристов лишь отчасти совпадают. Поэтому платежеспособный спрос на российский агротуристический продукт необходимо изучать специально.

В России ориентированные на отдых в сельской местности люди обычно имеют собственные дачи. Однако, по мере роста нового среднего класса (он появился в России в конце 90-х гг.) эта ситуация скорее всего будет меняться. Практически нигде в мире средний класс не живет "на два дома", как в России. Это обусловлено его образом жизни, который регламентируется напряженным темпом и жестким графиком работы. Последнее, кстати, очень затрудняет организацию "группового отдыха" (экскурсионно-групповой туризм). Средний класс в развитых странах выбирает индивидуальный отдых со свободным временным графиком и маршрутом. Новое поколение российского среднего класса, вероятнее всего, будет все больше ориентироваться при организации отдыха и досуга не на "грядки" на даче, а на покупку комплексного и индивидуально подобранного пакета услуг. Агротуризм как вид индивидуального отдыха удовлетворяет запросы различных групп среднего класса, предполагая независимость передвижения, индивидуальную организацию досуга и экскурсионной программы.

Как уже говорилось, потенциальный клиент агротуризма – средний класс. Сейчас в России к нему относят семьи с душевым доходом от $450 в месяц. Платежеспособность спроса доказывает бурное развитие выездного туризма. Например, только Турцию за 2002 г. посетило более 500 тыс. российских туристов. Однако при выездном туризме основные прибыли остаются за рубежом, маржа российских турфирм – только на продаже и дороге. Большие прибыли туротрасли начнутся тогда, когда будет по-настоящему развит внутренний и въездной (иностранный) туризм.

Спрос на туристические ресурсы (но не турпродукт!) российской провинции имеется, об этом говорит поток неорганизованных туристов в ряде популярных мест средней полосы.

Однако никакие концепции и программы развития туризма не помогут переориентировать платежеспособный российский спрос на внутренний турпродукт, пока соотношение "цена-качество" не будет удовлетворять запросов более требовательного нового российского клиента.

А в России появился принципиально новый российский клиент:

Он уже много видел, имеет возможность сравнить с условиями за рубежом, предъявляет более высокие требования к качеству туруслуг

Более мобилен и автономен

Стремится к независимому времяпрепровождению

Требует индивидуализации туруслуг (по срокам, по маршруту, по условиям проживания, по характеру развлечений и досуга и т. д.)

И свой выбор клиент делает, оценивая соотношение "цена-качество". Даже самый простой анализ показывает, что по цене многие предлагаемые сегодня на рынке российские турпродукты уже подошли к пределу конкурентоспособности (находятся в зоне международной конкуренции), однако показатель качества пока не на должном уровне. Сильная сторона составляющих российской цены – дешевый труд и относительно дешевая дорога, определяющие себестоимость турпродукта, но на сегодня маржа турфирм "съедает" эти преимущества. Определяющим фактором для российского турпродукта становится качество.

Без повышения качества услуг - избегая при этом значительного роста цен на них - проблему переориентации платежеспособного спроса на внутренний туризм не решить.

Новый характер спроса диктует необходимость поиска новых форм турпродукта. Ориентация на групповой туризм, на "массовые заезды" - не отвечает сегодняшним требованиям. Передовой зарубежный опыт говорит о мировой тенденции к индивидуализации турпродукта. Это требует:

новых форм организации туротрасли

открытия новых направлений (секторов) туриндустрии

новых видов турпродуктов

Проблема сегодняшнего дня российской туриндустрии еще и в том, что старые марки турпродуктов (например, брэнд "Золотое кольцо") морально устарели. Они были ориентированы на групповой (автобусный) туризм и не учитывают запросов и специфики образа жизни современного российского среднего класса. С другой стороны, они равно не учитывают возможности и потенциал малых городов и сельской местности, поскольку изначально ориентированы на несколько крупных "отлакированных" туристических центров.

Опираясь на мировой опыт современной туриндустрии, следует создавать новую форму турпродукта, учитывающую возможности малых городов и сельских муниципалитетов, с одной стороны, и современные запросы и потребности среднего класса - с другой. Перспективным может стать развитие индивидуального или малогруппового туризма, а также создание принципиально нового турпродукта, спецификой которого стало бы посещение именно малых городов и достопримечательностей сельской местности (маршруты по выбору туриста). Малые города и сельские туробъекты стали бы "опорными пунктами" при свободном формировании маршрутов туристами. Перспективной формой могло бы стать создание специализированных "агротуристических деревень", реализуемых как комплексные туристические бизнес-проекты в рамках региональных программ развития туризма. Кроме того, при тщательном изучении существующего международного опыта для России могут быть подобраны и иные варианты агротуристических проектов.

Разработка национальной концепции развития агротуризма для российской провинции, с учетом региональной, национальной и прочей специфики, и активное развитие этого нового сектора могли бы помочь в решении задач, стоящих перед российской провинцией в целом, с одной стороны, и перед туристической отраслью – с другой. Возглавить эту работу должны уполномоченные федеральные ведомства, а ее активными субъектами могут и должны стать располагающие соответствующим туристическим потенциалом муниципальные образования, региональные власти, деловые круги и заинтересованные общественные организации.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алтухов И.А., Деветкина Л.Н. Становление фермерства в России. //Аграрная наука. № 8, 2000 г.

2. Бакетт М. Фермерское производство: организация, управление, анализ /Пер. с англ. А.С.Каменского, предисл. В.Ф. Башмачникова. – М.: Агропромиздат, 1989 г.

3. Белоусов Н., Головин А. Фермерское хозяйство – достойный конкурент крупного производства. //АПК, экономика, управление, №1 1998 г.

4. Головин А.А. Конкурентоспособность фермерских хозяйств в переходной экономике. – Курск: Изд-во ГуКурский ЦНТИ, 2001 г.

5. Грядов С., Дозорова Т. Мониторинг развития фермерских хозяйств. //Международный с/х журнал № 2, 2001 г.

6. Грядов С., Дозорова Т. Кооперирование фермерских хозяйств. // Экономика сельского хозяйства России, № 3, 1999 г.

7. Грядов С., Дозорова Т. Эффективность производства в фермерских хозяйствах. //АПК: экономика, управление. № 6, 1998 г.

8. Демченко А.Ф., Демченко Е.А. Менеджмент в АПК: Учебное пособие. – Воронеж: ВГАУ, 1999 г.

9. История крестьянства СССР: с древнейших времен до Великой Отечественной Социалистической революции: в 5 т. /Ред. кол.: В.И. Буганов и др., АН СССР, Ин-т истории СССР. – М.: Наука, 1987 г.

10. История советского крестьянства: в 5 т. /Ред. кол. Шерстобитов В.П. и др.; АН СССР, Ин-т истории СССР. – М.: Наука, 1986 г.

11. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 – 1990 гг.: Учебное пособие. /Под ред. А.А. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995 г.

12. Казакбаев Р. Факторы, обслуживающие место фермерства в обществе и пути кооперации фермерских хозяйств. // Международный с-х журнал – 1999 № 5.

13. Количество крестьянских хозяйств в России (Гомкомстат России сообщает) //АПК: экономика, управление – 2006 № 6.

14. Крестьянство Европы в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. – 1986 г.

15. Кудряшов В.И. Проблемы развития фермерства. //Экономика с-х и перерабатывающих предприятий. 2005 № 2.

16. Кудряшов В.И., Миндрин А.С., Родин В.Е. Показатели и факторы эффективности фермерских хозяйств. //АПК: экономика, управление – 2006, № 9.

17. Маркин Б. Размеры фермерских хозяйств и урожайность. //Экономика сельского хозяйства России. – 2005, № 8.

18. Минаков И.А. Развитие коопераций фермерских хозяйств. //Достижения науки и техники АПК. – 2004, № 2.

19. Организация технического сервиса фермерских хозяйств. //Экономика сельского хозяйства России – 1996, № 11.

20. Паронин А.С. Трудовые ресурсы аграрного сектора бассейна Курской магнитной аномалии: формирование, использование. – Курск: Изд-во Арендное предприятие Курск; 1994 г.

21. Петренко И.Я., Чужинов П.И., Исмулатов С.Б. Экономика крестьянского хозяйства. –М.: Интерпракс, 2005 г.

22. Попов Н. Крестьянские (фермерские) хозяйства //АПК: экономика, управление – 2006, № 5.

23. Развитие фермерских хозяйств в 1996 – 2000 годы. //Экономика сельского хозяйства России – 2001, № 8.

24. Револьд Трикоз, Ирина Ратушная. Экономика крестьянского (фермерского) хозяйства. //Экономика сельского хозяйства России – 2000, № 8.

25. Савельев П.И. Русское фермерство в его исторической ретроспективе. //Отеч. история – 1998, № 6.

26. Сазонова Д. Результаты деятельности крестьянских хозяйств в современных условиях. //Экономика с-х и перераб. предп. 2001, № 5.

27. Сазонов С. Организационно-экономические проблемы развития фермерского движения в России. // Международный с-х журнал – 1995, № 5.

28. Строкова О. Проблемы развития фермерских хозяйств. //АПК: экономика, управление, 2005, № 2.

29. Фермерское предпринимательство в условиях преодоления кризиса. /Под ред. д.э.н., проф. К.С. Терновых. – Воронеж: Изд-во ВГАУ, 1998 г.

30. Хэджес Т. Организация хозяйства на фермах. //АПК: экономика, управление. – 1991, № 4.

31. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации. – М., 1919 г.

32. Щербакова Э. Состояние фермерства в Курской области. //АПК: экономика, управление, 2004, № 1.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

АВСТРИЯ

 

"Отдых на ферме в Зальцбурге" - одна из самых известных австрийских фирм, занимающихся деревенским туризмом.

На ее сайте http://www. tiscover.at /salzburg-bauernhof можно выбрать подходящую ферму, сделать заказ он-лайн. Достаточно много ссылок, но все они на немецком языке.

Кроме таких приятных составляющих отдыха в деревне, как свежий воздух и близость к природе, австрийцы предлагаю поучаствовать в повседневной жизни фермы. Сена накосить, на охоту сходить, ягод набрать… Тамбовская губерния какая-то.

Адрес: Schwarzstrasse, 19 A-5024 Зальцбург, Австрия

Тел: +43 (662) 870571248 + 43 (662) 870571341

E-mail: uab@lk-salzburg.at

 

БЕЛЬГИЯ

Ферма-отель http://www .fermedelhoste. com/ предлагает деревенский отдых близ Брюсселя. Причем, фотографий на сайте столько, что в итоге вы поедете в Бельгию, как в дом родной. (тем более, что дорожная карта на сайте тоже имеется) Если полная изоляция вам вдруг надоест - недалеко от фермы находится известный парк развлечений "Six Flags".

Базовые цены за ночь (завтрак включен в стоимость):

Комната на одного или двух - 50-65 евро

Комната на троих-четверых - 65-80 евро

Дети до двух лет - бесплатно.

Заказ можно сделать он-лайн

Тел: +32 (0) 10 23 93 10

Факс: +32 (0) 10 23 93 13

Еще одна бельгийская ферма

- http://www.airbois.com/Anglais/Gite/CountryLodging.htm

 

ВЕНГРИЯ

 

Венгры решили не ограничиваться "точечными" предложениями деревенских каникул. И организовали целый тур по молочно-говяжьим фермам страны. Но не стоит думать, что всю поездку вы проведете по колено в отходах коровьей жизнедеятельности. Напротив. В программу тура входит путешествие на лодке по озеру Балатон, винная дегустация в Бадаскони (Badascony) (северная часть озера), а также посещение музея сельскохозяйственной техники. Для обмена опытом, наверное.

http://www.agroservice. hu/dairy1.htm

Еще несколько ссылок по фермам Венгрии:

http://www.somogytourism.hu/english/eng-falusi-turizmus.html - много предложений частных деревенских домов

http://www.datanet.hu/ftur/pact2_a.html (на венгерском языке) - список ферм

 

ГЕРМАНИЯ

 

http://www.landtourismus.de/lt01_liste_englisch.jsp?STARTWERT=0 -подробный, обстоятельный сайт на немецком языке, посвященный агротуризму. Фермы разбиты по районам, каждая сопровождается фотографией, адресом, телефоном и т.д. Возможно он-лайн бронирование.

Несколько примеров:

Анита и Герхард Зак (Anita, Gerhard Sack) приглашают отдохнуть на своей ферме, которая находится недалеко от Плассенбургского замка (Plassenburg Castle), главной достопримечательности города Кюльмбах (Kulmbach). Здесь наличествуют все составляющие настоящего деревенского отдыха, помноженные на немецкую аккуратность и чистоплюйство. Итак, в вашем распоряжении: коровы, пони, парное молоко, комнаты со спутниковым телевидением, прачечная, горные велосипеды… Если хотите подробностей - можно заказать брошюру.

Цена: 33.23-46 евро

Адрес: Maierhof 1 95361 -Kulmbach

Тел: ++49(0)9221-5157 Факс: ++49(0)9221-5147

E-Mail: maierhof1@web.de

http://www.maierhof.tv

На ферме "Mullner", у Маргаретт Дюрр (Margarete Durr), основное внимание - детям. Для них здесь сооружена специальная игровая площадка, есть множество средств передвижения (типа трактора с педалями). Также здесь готовы встретить и разместить ваших кошечек-собачек. Действительно, одним больше, одним меньше - какая разница? Ведь на ферме уже есть и коровы, и телята, и гуси, и кролики…

Максимально возможное количество гостей - 5 человек. Цены - от 38 евро.

Адрес: Vierbruckmuhle 1 92546 -Schmidgaden

Тел: ++49(0)9435-8830 Факс: Fax: ++49(0)9435-502580

E-Mail: m-duerr@gmx.de

http://www.angel-bauernhof.de

 

ГРЕЦИЯ

 

"В Греции есть все" - гласит известное выражение. К агротуризму это относится в полной мере, тем более, что климатические условия и знаменитое греческое гостеприимство этому только способствуют.

Греческий город Авду (Avdou) находится на острове Крит, в 30-ти километрах от аэропорта Ираклиона и в 32-х километрах от порта.

Сама ферма расположилась на площади в 2.2 гектара. Жить можно в одном из трех домов или в одном из двух бунгало. Всего же одновременно Авду может принять 15-20 человек.

Главная изюминка фермы (по крайней мере, для туристов северных широт) - огромное количество фруктовых деревьев. Апельсины, мандарины, абрикосовые деревья, киви… Если гости захотят приобщиться к греческой деревенской жизни, то именно за этими деревьями им придется ухаживать. Но, на самом деле, здесь есть и множество других способов хорошо провести время: катание на лошадях, прогулки по старым горным тропам, исследование пещер, катание на горных велосипедах…

www.avdou.com

Еще одна ферма, Levendi's, находится на о. Итака, который входит в состав Ионических островов. Ее четыре дома готовы принять тех, кто соскучился по размеренной, неторопливой, спокойной жизни. По свидетельству владельцев, сюда любят приезжать целыми семьями - сочетать приятное с полезным. В роли "полезного" здесь выступает небольшое предприятие по производству оливкового масла.

www.levendisetate.com

Вот еще несколько греческих ферм (с описанием и фотографиями):

http://www.logothetisfarm.gr/

http://www.epirus.com/koukouli/

http://www.naxos-filoxenia.com

 

ДАНИЯ

"Обеспечьте вашему ребенку настоящий культурный шок!" - именно так рекламируют свой бизнес представители датского агротуризма. Действительно, для многих маленьких датчан (равно как и для остальных детей Западной Европы) увидеть живого теленка, подоить корову или покормить кур - это действительно почти экстрим.

Выбрать подходящую ферму можно по следующим адресам:

http://www. bondegaardsferie.dk/ engstart.htm

http://www.skovhave.dk

http://www.stensbaek.dk/

http://www .hestlundbondegaardsferie. dk/

http://www.bredegaard.dk

ЗИМБАБВЕ

Зимбабвийская семья Секива Маданхайе (Sekiwa Madanhire) оборудовала свой дом для приема туристов со всех концов света. За $25 в день (напитки, транспорт и личные средства гигиены оплачиваются отдельно) в вашем распоряжении - все прелести настоящей, подлинной жизни Африки. Здесь вам и разговоры с местными старожилами (английский в ходу, поэтому общение пройдет как по маслу), и посещение пещер. Здесь свои рисунки оставили еще представители племени бушменов. Ну и, конечно же, национальная еда, которую готовят на открытом огне.

Если хочется поучаствовать в ведении домашнего хозяйства - пожалуйста! Свиньи, гуси, цыплята и ослы только и ждут, чтобы их кто-нибудь накормил. Живность - она и в Африке живность.

http://www.earthfoot.org/places/zw001.htm

 

ИРЛАНДИЯ

 

Ирландия входит в число европейских стран с наиболее развитой отраслью агротуризма. Поэтому к деревенскому отдыху здесь подошли со всей основательностью и создали очень подробный сайт www.irishfarmholidays.com/index.html на эту тему. Зайдя на сайт, вы тут же обнаруживаете карту Ирландии со всеми графствами. Кликнув на графство, вы тут же получаете список ферм, всегда готовых радушно принять вас. Вот лишь несколько примеров.

"Garrycloyne Lodge" в графстве Корк - это ферма, в которой живет уже четвертое поколение ее хозяев. Ферма молочная, поэтому тесное общение с природой и сельским хозяйством вам гарантировано.

Ферма открыта для посещения с 20 апреля по 30 октября. К услугам гостей - 4 комнаты. Цены - от 12 до 30 евро в зависимости от размещения. Детям скидка 33%.

Тел: 00353 (0) 21 4886214

E-mail: garrycloynelodge@eircom.net

Еще фермы:

http://www.travel-ireland.com/cottages/refreshframe.htm

 

ИСЛАНДИЯ

 

На первый взгляд это может показаться странным, но агротуризм в холодной Исландии развит довольно хорошо. Практически все поездки оформляются через Icelandic Farm Holidays. На своем сайте www.farmholidays.is эта компания предлагает на выбор 120 ферм по всей стране. Что удобно - в аннотации к той или иной ферме есть схема проезда.

Тел: +354 570 2700

Факс: +354 570 2799

E-mail: ifh@farmholidays.is

 

ИСПАНИЯ

 

Сайт о деревенском туризме в Испании - http://www.ecoturismorural.com/index_fr.htm . Сайт очень красивый и подробный - с ценами и объяснениями, со статистикой и общей информацией по каждому конкретному региону.

Еще пример испанского гостеприимства - поместье Sant Joan de Binissaida , построенное еще в XIII веке. Оно расположено на о. Минорка и занимает площадь в 30 000 акров. Стоимость проживания: номер на одного от 80 евро, номер на двоих - от 150 евро в день. http://www.baleares.com /fincas/sjbinissaidaing.htm

 

ИТАЛИЯ

 

http://www.hitvoyage.ru/italy/zamki/city.htmlИталия прочно занимает ведущие позиции в сфере агротуризма. Подробно о классификации крестьянских дворов, о ценах и сезонах рассказывается на http://www.tourbus.ru /arhiv/08_99/news/tourism /1.htm

В России сельским отдыхом в Италии занимается только агентство "Хит вояж" (www.hitvoyage.ru ). Специализация - знаменитая провинция Тоскана. Вот несколько вариантов для отдыха:

Поместье Fattoria degli Usignoli находится в 27 километрах от Флоренции. Классический деревенский интерьер, с каминами и деревянной мебелью. На территории Фаттории до сих пор производят вино, граппу и оливковое масло.

Тел: +39 055/8652018

E-mail: info@usignoli.it

www.usignoli.it

Оказываясь в Relais Gello Mattaccino , чувствуешь себя так, словно попал в XIII век. Графский замок в центре, церковь… Сейчас в "Лимонном доме" на территории поместья гостей угощают блюдами по старинным рецептам. В поместье производят свое оливковое масло, мед, джемы и кьянское мясо.

Тел: +39 0587/649091

E-mail: info@relaisgellomattaccino.it

www.relaisgellomattaccino.it

Еще варианты деревенских домов:

http://www.agricamping.it/en-Agricamping.htm - подробно, по провинциям, на итальянском языке

http://www.agrisport.com/itagint.htm - по провинциям, подробно.

http://www.regione.emilia-romagna.it/ ass_turismo/ricettivita /agrit.asp ?lingua= &Tipo= AG&Nome= &Prov= &Localita - список деревенских домов

http://www.agriturismoitaly.it/english/trentino.htm - на английском языке

 

КРИТ

 

Много предложений деревенских домов, вариации по ценам:

http://www.cyprus-villas.com/eden.htm ;

http://www.agrotourism. net /agrotourism _ accommodation .htm

НИДЕРЛАНДЫ

Основной голландский ресурс по агротуризму

- http://www.dutch-farmholidays.com /hvfrkaartuk.htm

Ферма "Lockershof"

В доме семь спален (всего на двадцать человек), причем вас готовы принять даже с вашими домашними любимцами. В стоимость входит завтрак, постельное белье, уборка комнаты, а также трава и стойло для лошади. Если не знаете голландского языка - не беда. Здесь говорят и по-английски, и по-немецки.

Стоимость проживания: 25-32,50 евро в высокий сезон

20-32,50 евро - в низкий сезон.

Тел: (0111) 46 23 47

Факс: (0111) 46 23 42

E-mail: info@lockershof.nl

http://www.lockershof.nl

Ферма "De Bouverie"

Известные своей предприимчивостью, голландцы пытаются извлечь пользу из всего. Кажется, они единственные, кто придумал сдавать внаем пустующие, нежилые здания.

Как "De Bouverie", например. Правда, и в этой развалюхе есть свет, центральное отопление, душ, туалет, телевизор, радио и магнитофон. Проживание само по себе бесплатно.

При этом - еду надо готовить самому; за постельное белье, уборку помещения придется платить (белье можно привести с собой). Собаку или попугая привезти с собой нельзя. Вдруг попортит антиквариат.

Тел: (043) 457 80 37 (06 200 34229)

Факс: (043) 457 80 37

E-mail: debouverie@freeler.nl

http://www.debouverie.nl

 

ПОЛЬША

 

http://link.polska.ru /tour/katalog.php?kat=ag

- ссылки по польскому агротуризму. Для тех, кто в ладах с польским языком.

Отдельные фермы (на польском языке):

http://wypoczynek. chodel.com/

http://www.sfo.pl

http://deicka.w.interia.pl

 

РОССИЯ

 

В нашей стране агротуризм находится на начальной стадии своего развития. Централизованной и упорядоченной системы бронирования домов или комнат в деревенской местности у нас еще не создано. Часто в Интернете можно встретить предложения фермеров-"одиночек", которые с обезоруживающей простотой рассказывают о том, что ждет туриста в их деревенском хозяйстве.

Но есть и еще одна причина отставания России в этой области. С одной стороны, у подавляющего большинства российского населения есть пресловутые "шесть соток", поэтому каждые выходные какой-никакой агротуризм нам обеспечен. Иностранцев же чаще всего отпугивает отсутствие приемлемой инфраструктуры.

Московская область, Крым, Алтай, Калининградская область - вот те районы, где деревенский туризм постепенно набирает обороты.

"Меняю "all inclusive" на "exclusive" - это девиз туристического агентства "Четвертая власть". (http://www.s-tur.ru /big_image/img50n0.html). Под "эксклюзивным" понимается как раз отдых в деревне, причем вариантов на сайте предложено несколько. В рубрикаторе отдельно выделены хутора, фермерские хозяйства, большие деревни, малые деревни, лесные заимки, конные хозяйства, коттеджи, крупные водоемы. И не беда, что в некоторых категориях предложения повторяются - это лишь вопрос времени.

Итак, что же предлагает "Четвертая власть"? Несколько примеров.

В разделе "Хутора" представлен охотничий дом на озере Войхра, что во Владимирской области. Дом находится в сосновом лесу, всего сдается 4 гостевые комнаты на 2-3 человека каждая. По вашему желанию могут организовать рыбалку или охоту.

Цена одного номера без питания - от 550 рублей в сутки.

Еще один вариант - хутор в д.Нестерево, Переяславский район Ярославской области. Дом находится в 100 м. от речки, есть баня и молочная ферма. Сдаются 2 комнаты, есть ванна, душ, горячая вода. Трехразовое питание.

Хозяева предлагают широкий выбор возможностей для отдыха: охота, рыбалка, грибы-ягоды, экскурсии в Никитский монастырь, Углич, Мышкин… Также здесь можно "попробовать всевозможные сорта самогона или домашнего пива".

Стоимость проживания с трехразовым питанием - от 20 у.е. в сутки с человека.

Если же вы хотите отправиться в глубь России - вам прямая дорога на Алтай. Турфирма "Зеленый дом" занимается организацией круглогодичного отдыха в этих красивейших местах. Сайт компании - www.zeldom.ru - дает возможность выбрать наиболее приемлемый по цене и расположению дом, определиться с экскурсиями и т.д. Правда, и здесь российская действительность напоминает о себе. Создатели сайта честно предупреждают: "Если вы, сделав заявку по электронной почте, не получаете от нас ответа в течение двух суток, значит, в нашем селе неполадки со связью".

Стоимость проживания - до 500 руб. в сутки с одного человека, в зависимости от категории домов.

Тел.: (388-41) 29-431

zeldom@mail.ru

http://agrotourism.narod.ru/news.htm - сельский туризм в калининградской области: в Зеленоградском, Полесском, Неманском, Гурьевском, Нестеровском, Озерском районах, на Куршской косе.

e-mail: viktor.kr@baltnet.ru, тел.(0112)551746, факс (0112)212048

Для тех, кто хотел бы провести несколько дней в тишине и спокойствии на Валдае, Елена Алексеевна и Юрий Владимирович предлагают несколько комнат в своем доме.

На их страничке http://agrotour.h1.ru/prise.shtml можно узнать все подробности уклад жизни хозяев и возможности местных развлечений. Набор стандартный - баня, рыбалка, экологически чистые продукты, экскурсии "По монастырям и церквям Валдайского района", в Старую Руссу, где находится музей Достоевского.

 

ФРАНЦИЯ

 

Французская ассоциация "Vacances Accueil Paysan" (www.accueil-paysan.com) объединяет 448 деревенских хозяйств в самой Франции и ее заморских департаментах (Гваделупа, Мартиника, Гвинея, Реюньон, Сен-Пьер, Микелон). Классический агротуризм - вот что можно сказать об этих деревенских домах. Запах свежего сена, парного молока, домашние яства и вино… Прямо на сайте можно выбрать именно тот регион страны, который вы хотели бы посетить. Кроме того, здесь же рассказывается о деревенских хозяйствах и других стран (Грузия, Норвегия, Испания и т.д.)

ACCUEIL PAYSAN

Federation Nationale 9, rue de la poste 38000 Grenoble

Tel 04 76 43 44 83 Fax 04 76 17 01 78

info@accueil-paysan.com

На сайте http://www.alsace-info.com /francais/ tourisme/hebergement /fermes/ index.html есть карта и список фермерских владений провинции Эльзас. Каждое название фермы сопровождается адресом, телефоном и краткой характеристикой. Например, "конное хозяйство", "блюда местной кухни", "копченое мясо", "фруктовый пирог"

Джеан и Джозеф Ле Марлек предлагают всем желающим отдохнуть на их ферме в Бретани. На своей страничке http://www.eurobandb. com/gites/kerpuns-e.htm они рассказывают о своем доме и о тех удобствах, которые ждут гостя. В качестве "особого предложения" - деревенская еда, оладьи, жареный поросенок (если гостей порядка 20 человек), домашние десерты… Ferme-Auberge Creperie de Kerpuns

Jeanne et Joseph LE MARLEC

1 Kerpuns Quemper - Guezennec

22260 PONTRIEUX

Тел: +33 296 95 66 47

Вот еще несколько ссылок по теме:

http://relier.info/rubrique.php3?id_rubrique=27 - серьезный сайт об агротуризме во Франции, со статьями и научными выкладками

http://www.corsica-online.com/menus/FR/themes/t_tourisme_rural.asp - агротуризм на Корсике

http://www.villedieu.com/ - ферма в Лимузене

http://trephy.free.fr - конное хозяйство

 

ШВЕЙЦАРИЯ

 

В Швейцарии существуют несколько организаций, которые объединяют фермерские хозяйства и сельские дома. Здесь все строится на пресловутой швейцарской основательности и серьезности. Примерно раз в один или в два года хозяева каждого дома сдают тест на профпригодность, в некоторые ассоциации вообще не принимают фермеров, чей стаж в роли радушных хозяев не превышает двух лет.

На http://www.tourisme-rural.ch рассказывается об основных агротуристических районах страны, а также о том, чем они могут быть интересны для туристов.

Например, в Юре (Jura) гостей ждет великое множество развлечений: велосипедные поездки, катание на лошадях и на собачьих упряжках и т.д. А Женева является третьим в стране кантоном-производителем вина, хотя под виноградники отдано лишь 12% сельхозугодий района.

На сайте есть и описания предлагаемых ферм. Правда, чтобы ознакомиться со списком, вам необходима программа "Adobe Acrobat".

Еще одна ассоциация агротуризма носит романтическое название "Aventure sur paille", что в дословном переводе означает "Приключение на ферме".

В эту ассоциацию 240 швейцарских ферм, которые предлагают ночлег в амбаре (хочется верить, специально оборудованном!) или в деревенском доме, но на тюфяке, набитом соломой. Также в стоимость входит деревенский завтрак.

На фермах ассоциации можно проводить не только личные каникулы, но и дни рожденья, и даже корпоративные вечеринки! В качестве развлечения - индюшачьи бега, олимпийски игры деревенского масштаба и тому подобные радости жизни.

Цены рассчитываются по формуле 1евро=1.50 швейцарских франка

Стоимость проживания:

взрослый (старше 16 лет) - 13.33-20 евро (20-30 франков)

ребенок (до 15 лет) - 6.66-13.33 евро (10-20 франков)

Стоимость всех остальных услуг (организация пикников, прогулки на лошадях, дополнительная еда) оговаривается на месте.

E-mail: info@abenteuer-stroh.ch

www.aventure-sur-la-paille.com

В ассоциацию "Swiss Holiday Farms" ("Каникулы на швейцарской ферме") входят более 260 фермерских хозяйств Швейцарии. На сайте можно найти фотографию каждой фермы с описанием и указанием цен в высокий (HS) и низкий (VNS) сезон. Кроме особо оговоренных случаев, в стоимость проживания входит электричество, чистое постельное белье. Кроме того, дети до двух лет размещаются бесплатно.

Если вы резервируете место менее чем за 10 дней до прибытия, к общей стоимости прибавляется 25 франков.

Некоторые фермы (об этом свидетельствует специальный значок у фотографии) размещают у себя детей в возрасте от 6 до 16 лет. В этом случае дети полностью вливаются в жизнь фермы, ухаживают за животными и играют с местными детьми.

Адрес: Neuengasse 15, 3000 Берн

Тел: 0041 31 329 66 33

www.bauernhof-ferien.ch

E-mail: info@bauernhof-ferien.ch

r.barth@tele-net.ch

Интересные ссылки:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

Глава 1. Развитие агротуризма в мире............................................................. 6

1.1. Классификация средств размещения туристов.......................................... 6

1.2. Агротуризм – сектор современной туриндустрии.................................. 12

1.3. Российский агротуристический рынок как часть мирового рынка агротуризма.......................................................................................................................... 28

Глава 2. Развитие агротуризма в России........................................................ 38

2.1. История развития агротуризма в России................................................ 38

2.2. Факторы и условия развития сельского туризма в Калининградской области.......................................................................................................................... 42

2.3. Потенциал развития агротуризма в Курской области........................... 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 59

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................. 64

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................... 67

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Структуру рынка размещения определяют, наряду с предприятиями гостиничного хозяйства, так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и стремительно развиваются в течение последних 30-40 лет, успешно конкурируют с традиционным гостиничным хозяйством и даже создают определенную угрозу его существованию.

Основным отличительным признаком предприятий традиционного гостиничного бизнеса является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению, питанию гостей, обслуживанию их пребывания в гостинице.

Дополнительные (нетрадиционные) средства размещения предполагают, как правило, только возможность размещения. Питание, обслуживание по пребыванию туриста (уборка номеров, дополнительные услуги) или полностью отсутствуют и обеспечиваются туристом самостоятельно или могут быть заказаны за дополнительную плату.

Существенно отличаются оба эти сектора дополнительных средств и по форме правовых отношений с клиентом. В предприятиях гостиничного хозяйства турист является гостем, заказчиком услуг, в отношении дополнительных средств размещения турист выступает либо как собственник, либо как арендатор.

Быстрое развитие сектора дополнительных средств размещения в первую очередь обусловлено такими факторами как:

- рост благосостояния и увеличение дохода отдельных слоев общества;

- вложение гражданами свободных средств;

- повышение степени мобильности общества, особенно в странах Европы;

- изменение в психологии и поведении потребителя туристских услуг;

- индивидуализация туристского спроса и углубление его сегментации и т.д.

Таким образом, мы видим, что проблема дополнительных (нетрадиционных) средств размещения достаточно актуально.

Агротуризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и её специфики для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки).

Неправильно рассматривать агротуризм исключительно как фермерский и связывать его с наличием фермерского слоя: это занятие фермеров в тех странах, где они есть и хотят заниматься туристическим бизнесом. Где их нет или мало, агротуризмом занимаются владельцы средств размещения – сельских усадеб, пансионов, небольших гостиниц. Есть ещё один вариант, когда частные дома не имеют возможности принимать туристов, но имеется исключительный турпотенциал, практикуют иной подход – в сельской местности вне курортных зон создаются крупные туристские центры (культурные центры, «национальная деревня», «дома охотника/ рыбака).

Целью выпускной квалификационной работы является выявить тенденции мирового развития агротуризма и возможности его развития в регионе.

Задачи исследования:

1. Дать описание дополнительных (нетрадиционных) средств размещения.

2. Выявить мировые тенденции развития агротуризма.

3. Провести анализ развития агротуризма в России на примере Калининградской области.

4. Выявить возможности развития агротуризма в Курской области.

Объект исследования: агротуризм как сектор современной туриндустрии.

Предмет исследования: основные тенденции агротуризма.

Методы исследования: анализ экономической и страноведческой литературы и Интернет-ресурсов; аналитический, картографический, моделирования; сравнительного анализа и т.д.

Практическая значимость работы состоит в том, что сделана попытка анализа возможностей развития агротуризма в Курской области.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1 Развитие агротуризма в мире

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 174.