Организация фестивальной деятельности в новых экономически условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация фестивальной деятельности в новых экономически условиях

(На примере фестиваля "Родники")

Исполнитель:

Студентка группы___заочного отделения

Научный руководитель:

кандидат филол. наук, доцент ______

Зав. кафедрой:

канд. филол. наук, доцент кафедры ЭУСКС____

Научный руководитель:____________________

 

Рецензент: _________________________________________________________

 

 

Работа защищена «____» _______________________________ 2009 г.

 

 

С оценкой _________________

 

Члены государственной аттестационной комиссии:

 

                     ______________________________

(подпись)

 

                     ______________________________

                                        (подпись)

 

                     ______________________________

(подпись)

 

2009

 

 

2009


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Государственная академия культуры и искусств

 

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра Экономики и управления социально-культурной сферы

 

 


Организация фестивальной деятельности в новых экономически условиях

(на примере фестиваля «РОДНИКИ»)

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

        

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. Фестиваль как особая художественная форма…………………7

1.1 Общее понятие о фестивале…………………………………………............7

1.2 Современные принципы мирового фестивального движения……………10

ГЛАВА 2. Фестиваль как социальный проект……………………………..22

2.1 Понятие о социальном проектировании…………………………………...22

2.2 Социальное проектирование и технологии реализации проектов………..24

2.3 Социально-культурное проектирование...................………………………28

2.4. Источники финансирования социально-культурных проектов………….36

ГЛАВА 3. Проектирование фольклорного фестиваля «Родники»………53

3.1 Общая характеристика проекта…………………………………………….53

3.2 Исполнительно-внедренческий этап реализации проекта………………..58

3.3 Контрольно-коррекционный этап…………………………………………62 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….72

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...81

Введение

Актуальность исследования. Проведение больших и малых фестивалей исполнительских искусств в последние десять лет прочно вошло в повседневный обиход современной художественной жизни Российской Федерации, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. Можно также наблюдать процесс формирования неповторимой фестивальной аудитории, в состав которой входят слушатели с высокой степенью избирательности.

Проведение фестивалей имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства страны в условиях массового сокращения гастрольной деятельности в нашей стране. Для сельских музыкальных коллективов, учреждений дополнительного образования, в том числе и для музыкальных школ – это в настоящее время едва ли не единственная возможность выступить за пределами своего города, района, села.

Организационно-художественные формы проведения фестивалей исполнительских искусств в Российской Федерации продолжают находиться в процессе формирования. Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия функционирования театров и концертных организаций, периодически возникающий кризис бюджетного финансирования отрасли культуры являются факторами, существенно сдерживающими развитие фестивалей. Многое в этой области держится на самоотверженном энтузиазме и авторитете их конкретных организаторов, хотя хочется верить, что по мере стабилизации экономики нашей страны фестивальная деятельность прочно займет достойное место в приоритетах общегосударственной и региональной культурной политики.

Анализ фестиваля как организационно-художественной формы функционирования исполнительских искусств является чрезвычайно сложной задачей, эта сфера художественной деятельности, несмотря на многочисленность газетных и журнальных публикаций, систематические обзоры фестивальных событий в электронных средствах массовой информации, остается за пределами интересов не только специалистов в области менеджмента, но даже театроведов, музыковедов, историков искусств.

В течение последних тридцати-сорока лет сформировались устойчивые художественно-организационные формы проведения фестивалей, многообразие источников финансирования, накоплен опыт эффективной репертуарной и маркетинговой политики, определены важнейшие механизмы взаимодействия с органами государственного и местного управления, корпоративными спонсорами, средствами массовой информации.

Изучение апробированных крупнейшими зарубежными фестивалями методов формирования репертуарного предложения, опыта использования комплексной системы мероприятий маркетинга и фандрейзинга позволит внедрять лучшие достижения в этой области в организацию фестивальной деятельности в Российской Федерации для достижения максимального художественного эффекта и общественного резонанса.[56, c.196]

Фестиваль как организационно-художественная форма получил распространение в области зрелищных искусств - театра, музыки, цирка, кинематографа и даже телевидения. Однако в данной работе мы ограничимся рассмотрением фестивальной деятельности применительно к сфере исполнительских искусств, в частности, речь пойдет об опыте проектирования фольклорного фестиваля «Родники».

Объектом исследования, таким образом, является проектирование фестивальной деятельности.

Предмет исследования - организационно-экономические основы проектирования фестивальной деятельности

Целью выпускной квалификационной работы является обоснование модели разработки социально-культурного проекта фольклорного фестиваля. Цель работы определяет задачи:

· Изучить литературу по теме исследования;

· проанализировать фестиваль как особую художественную форму организации музыкальной жизни;

· выявить основные организационные этапы подготовки и проведения фестиваля как социального – культурного проекта;

· провести подготовленный эксперимент и проанализировать результаты его реализации.

Методы исследования: аналитический, экспериментальный.

База исследования : Областной дом творчества «Дружба».

Методологической основой исследования являются труды: Вороновой Е.Н, Гурьевой Г.Л, Медушевского В.В, Некрыловой А.Ф, Тульчинского Т.Л.  

Цель и задачи выпускной квалификационной работы определили её структуру.

1 глава «Фестиваль как особая организационно-художественная форма» посвящена анализу фестиваля с точки зрения его истории, структуры, современного состояния фестивального движения.

2. глава посвящена анализу основных терминов и понятий социально-культурного проектирования как основы организации проекта фестиваля

В 3 главе мы анализируем процесс организации, подготовки и проведения социально-культурного проекта - фольклорного фестиваля «Родники».

 


 


Общее понятие о фестивале

Ни в одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в области исполнительских искусств нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы театральной или музыкальной деятельности. Единственное определение этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова: «Фестиваль - широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств»[65, c.374]. Безусловно, это определение несет в себе отпечаток понимания значения фестиваля, прежде всего, как общественно-политической, а не художественной акции, характерной для культурной политики советского времени.

Художественный контекст, который является для любого фестиваля доминирующим, во времена нормативного, идеологизированного управления художественными процессами, оказывался едва ли не второстепенным и вспомогательным по отношению к политическим установкам на создание видимости реальности, интернациональности, народности и партийности советской многонациональной культуры. Современные художественные задачи фестивальной практики значительно более многообразны, чем банальное обрамление тех или иных партийно-политических задач, и приведенное определение для современной культурной жизни является совершенно недостаточным .

Попробуем более внимательно рассмотреть особенности фестиваля как формы организации художественной жизни в области исполнительских искусств. Любой, даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.

Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Основная задача фестиваля - внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей.

Учитывая перечисленные выше особенности, представляется возможным ввести следующее рабочее определение фестиваля как организационно-художественной формы: фестиваль представляет собой серию музыкальных концертов, подчиненных сквозной художественной идее или концепции, локализованных в ограниченный календарный период в определенном географическом и культурном пространстве .

Внимательный анализ организационных форм античного театра позволяет сделать предположение, что фестивальный принцип широко применялся в древнегреческом театре. Античность не знала стационарного, постоянно действующего театра. Театральные представления в древней Греции проводились один раз в году в период Дионисийских празднеств. В древнем Риме они проводились в ходе сатурналий. Античная трагедия, составлявшая основу театральных представлений, подчинялась общей религиозно-художественной идее и была локализована в едином времени и пространстве[23, c. 7].

Эта традиция получила свое развитие и в главенствующих театрализованных формах средневековья - мистериях и карнавалах. Мистерии - театрализованные действия на евангельские сюжеты разыгрывались только в периоды религиозных праздников и также подчинялись строгим религиозным канонам. Карнавалы, по определению М.М.Бахтина, были формой народной смеховой культуры, где доминировали театрализация, смена масок, костюмов [7,c.143]. Карнавалы представляли собой как бы антитезу мистериям, когда один раз в году можно сбросить с себя благочестие и окунуться в празднество плоти и низменных страстей, осмеивая все авторитеты, включая церковные. И мистерия и карнавал, будучи антиподами по своей сущности, разительно отличались от повседневности и не были столь регламентированы в отличие от других форм средневекового искусства, таких, как книжная миниатюра, иконопись или рыцарские романы.

Секуляризация повседневной жизни, появление нового буржуазного сословия, бурное развитие искусств в эпоху Ренессанса привели к профессионализации творческой деятельности не только в области литературы, изобразительных и пластических искусств, но в театре и музыке. Появляются стационарные и передвижные театры, потребность в зрелищных развлечениях формирует их в сферу профессиональной деятельности. Возможно, именно это и обусловило постепенное умирание синкретических театральных форм средневековой культуры. А вместе с ними прервалась и традиция фестиваля как формы организации художественной жизни [24, с. 101].

Возрождение фестиваля как явления культурной жизни произошло на рубеже XIX и XX столетий. Явилось это следствием появления новой городской культуры, развитие которой стали определять средства массовой коммуникации - газеты, журналы, радио, звукозапись, кино, а в послевоенный период телевидение. Бурное развитие новых информационных технологий радикальным образом отразилось на организационных формах функционирования исполнительских искусств. Благодаря радио, телевидению, грамзаписи стремительными темпами происходила интернационализация международного артистического рынка. Формируется новый тип аудитории исполнительских искусств, обладающий высокими критериями избирательности и значительно большей степенью информированности о художественных процессах. Гастроли лучших театральных, музыкальных коллективов, солистов-инструменталистов, вокалистов становятся практически повседневным явлением[69,с. 29].

Возрождение фестиваля с подчеркнуто праздничной ритуальной атмосферой, желанием сделать каждый спектакль или концерт уникальным событием, выходящим за рамки привычной художественной практики, отвечало новой общественной потребности в обновлении коммуникативных процессов.

Критерии оценок.

Особого внимания при проведении конкурсных мероприятий требует использование критериев оценки, отражающих специфику исполнения.

В качестве критериев оценки предлагалось использовать степень исполнительского мастерства участников, т.е. конечный "сценический" результат работы фольклорного коллектива, но и качество его повседневной работы, "стабильность состава, уровень решения в коллективе учебно-воспитательных задач.

Критерии оценок художественной самодеятельности:

1. Идейно-художественный уровень выступлений.

2. Степень исполнительского мастерства.

3. Качество повседневной работы коллектива, конкурсанта.

4. Стабильность состава, выступления.

5. Уровень решения в коллективе учебно-воспитательных задач.

При оценке конкурсных выступлений фольклорных коллективов общие критерии должны быть дополнены специфическими:

1. Отражение в репертуаре местного материала.

2. Соответствие стиля исполнения народной традиции;

3. Степень владения импровизационными приемами народного исполнительства;

4. Степень профессиональной отработанности фольклорного материала;

5. Этническая чистота воспроизведения;

6. Качество.

7. Сценическое воплощение фольклора

Функции оргкомитета, жюри:

Функции оргкомитета:

1. Участники.

2. Задания.

3.  Критерии.

4. Жюри.

5. Призы.

6. Ведущий.

7. Реквизит.

8. Техника.

9. Помещение.

10. Зрители.

11. Придумать конкурсу яркое название;

12. Сформулировать конкурсные задания;

13. Разработать условия и критерии конкурса.

14. Издать информационные и инструктивные материалы.

15. Заранее составить план провидения

16. Принять соответствующие постановление.

Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После того как «Положение» составлено, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, стенды, радио, телевидение выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной школы. Главное сделать так, чтобы желающих было много.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса. Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:

1. Никогда не доверять судействовать конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.

2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в дея тельности, которую предстоит оценить.

3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате. Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки.

4. Организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей. Организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных проблем:

— как пригласить зрителей,

— когда провести предварительный просмотр,

— кого пригласить ведущим,

— как оформить помещение,

— где посадить жюри,

— на чем расположить экспонаты,

— как организовать церемонию открытия,

— какую подобрать музыку,

— во что будут одеты участники,

— где жюри будет обсуждать итоги,

— кто будет вручать призы,

— как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.

    Для проведения фольклорного фестиваля должна быть составлена смета, управлением культуры.


 

Смета расходов на организацию и проведение фольклорного фестиваля

Наименование статьи расходов   Код Сумма Руб.
-Оплата по договору режиссёрско-постановочной группе 4000 -звуковое оформление 12776 226 16776
Начисление ЕСН (23,1%) 226 924
Увеличение стоимости материальных Запасов 1000 340 1000
Транспортные услуги 2000 222 2000
Приобретение материалов для художественного оформления плакаты с народным орнаментом 1500 шары 200шт *10=2000 340 3500
Приобретение подарков сувенир с символикой Пензенского края 20шт*560=11200 290 11200
Итого:   35400

 

Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации, есть определенная последовательность действий. Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта. Можно возразить, что всего не предусмотришь. Но если исходить из этой жизненной позиции, тогда вообще ничего не стоит делать, а пустить все на самотек.


Заключение

Фестивальная практика, как в Российской Федерации, так и в Пензе и в Пензенской области в последние годы получает все более широкое распространение. Несмотря на трудности бюджетного финансирования фестивальных мероприятий их устроители, благодаря своим титаническим усилиям, находят необходимые средства для того, чтобы художественный уровень и разнообразие репертуарного предложения постоянно возрастали. Фестивали искусств в России выполняют свою главную социально-культурную функцию, интегрируя распадающееся культурное пространство страны.

Анализ фестивальной практики в Пензе позволяет сделать несколько важных выводов. Прежде всего, фестивали играют важную роль в качестве своеобразного катализатора развития музыкального творчества (народное пение, фольклор), как для творческих работников, так и для зрителей, которые сегодня могут быть в значительной степени не удовлетворены существующим репертуарным предложением ведущих коллективов города.

Деятельность центра «Областного дома творчества» свидетельствует о том, что его организационно-правовая модель является эффективной и прекрасно соответствует его уставным целям и задачам. Механизм программно-целевого финансирования фестивальных проектов представляется перспективным не только для деятельности фонда, но и для других учреждений культуры и искусства города. Финансирование конкретных программ, а не деятельности музыкального коллектива вообще, позволит, в конечном итоге, более эффективно и рационально использовать выделяемые на сферу культуры субсидии из местного бюджета.

Сравнение практики организации и проведения фольклорных фестивалей на городском уровне позволяет сделать несколько выводов:

1. Фестивальная практика в Пензе продолжает находиться в стадии формирования. Этот динамичный процесс пока еще не получил своих завершенных форм.

2. Необходимо развивать маркетинговую стратегию фестиваля по повышению его доходов. Высокий художественный уровень коллективов, участвующих в его программе, позволяет надеяться, что такого рода усилия окажутся эффективными.

3. Целесообразно подумать о возможности применения к фестивалю Плодотворным для фестиваля может стать широкое сотрудничество с телерадиовещательными компаниями и провайдерами не только Пензы, но и соседних регионов «Родники» модели культурного туризма.

4. В практической деятельности отмечено расхождение между теоретическими положениями и практикой социально-культурного проектирования. В частности, «выпадают» сразу несколько этапов проектирования: нормативно-прогнозный, концептуальный и проектно-прогнозный. Возможно, это связано с тем, что проект фестиваля изначально был ориентирован на уровень города и лишь позднее стал областным. Кроме того, проект был начат в 2001 году, когда ещё не было современной нормативно-правовой базы в сфере культуры. Вопрос о том, насколько для «частных» проектов характерно наличие всех стадий требует проведения дополнительного исследования.

5. Практика показывает, что в реализации проекта обязательно участие бюджетного финансирования, что позволяет сохранить возможность участия в фестивале детских фольклорных коллективов и музыкальных школ.



Список литературы

1. Закон РФ от (октября 1992г. № 3612 – I «Основы законодательства 27 Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999г., 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 24 декабря 2002., 23 декабря 2003г., 22 августа 2004г.)

2. Айдашева, Г.А. Русские обряды. Весна [Текст] : учебно-методическое издание / Айдашева, Г.А. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2004. – 80с.

2. Апфельбаум, Ф. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств [Текст] / М.: Классика –XXI, 2003.-140с.

4. Ариарский, М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики [Текст] : учеб. пособие / Ариарский, М.А. – СПб.: Олимп, 1999. – 275с.

5. Бабич, А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы [Текст] : учеб. пособие / А.М. Бабич, Е.В. Егоров. – Казань, 2000.-323с.

6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом [Текст] : учеб. пособие / Базаров, А.М. – М.: «Академия», 2003.-97с.

7.           Бахтин, М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса: [Текст] / - М.: 1995. - С. 393.

8. Белоблоцкий, Н. Маркетинг музыкальных фестивалей //. Art-менеджер – М., 2003. – № 2. c.20-25.

9. Березин, И. Маркетинговое исследование посетителей детских спектаклей [Текст] / Практический маркетинг. – М., 2001. – № 4. http://www.cfin.ru/press/practical/2001-04/04.shtml

10. Бетехтин, А. В. Современная концертная организация: Формы деятельности и пути развития : [Текст] / Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 6. – С. 31-37.

11. Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. [Текст] : монография / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. - СПБ.: 1999.-128С.

12. Боумэн, К.Т Основы стратегического менеджмента [Текст] : учеб. пособие / Боумэн, К.Т. – М.: Наука, 2003.-211с.

13. Бояков, Э. Главное для театрального менеджера – это универсальность [Текст] Интервью // ART- менеджер. – М., 2002. – № 3.с.18-25.

14. Бутенко, И.А. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему [Текст] : учеб. пособие / И.А. Бутенко, К.Э. Разногов. – М.: 2003.-251с.  

15. Володина, Т. Е. Отдельные вопросы по ведению билетного хозяйства в театрах и концертных организациях // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 6. – С. 43-54.

16. Воронова, Е.Н. Экономика культуры [Текст] : учеб. Пособие / Воронова, Е.Н. – Рязань : Узорочье, 1997. – 177с.

17. Врублевская , М.В. Бюджетная системе Российской федерации [Текст] : учеб. пособие / Врублевская, М.В. – 3-е изд., испр., и перераб. - М.: Юрайт, 2004.-838с.

18. Галуцкий, Г.М. Экономика культуры [Текст] : учеб. пособие / Галуцкий, Г.М. – М.: «Финансы и статистика», 2001.-177с.

19. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] : учебник / Герчикова, И.Н. – 3-е изд., - М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2005.-367с.

20. Гурвич, М. А. Аренда как сфера театрального менеджмента / Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2002. – № 6. c14-21.

21. Гурьева, И. П., Рогачева А. Ю. Современное фестивальное движение в Архангельской области: взгляд со страниц местной прессы // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 130-148.

22. Дадамян, Г. Г. Культура и хозрасчет: соблазны аукциона // Театр между прошлым и будущим. – М.: ГИТИС, 1989.

23. Дадамян Г. Г. Условия рынка и театральный менеджмент // Сцена. – М., 1994. – № 6. c.7-11.

24. Дмитриева, Н.А. Краткая истории искусств [Текст] : учеб. Пособие / Дмитриева, Н.А. – М.: «Искусство», 2000.-173с.

25. Донова, Д. А. Маркетинг в театре: понятия и проблемы // Ориентиры культурной политики: Инф. сб. – М.: ГИВЦ МК РФ, 2004. – № 4.c.26-29, №5.c.11-19, №7.c.21-27c.

26. Друкер, П. Эффективное управление [Текст] : учеб. пособие / Друкер, П. – М.: Дрофа, 1998.-234с.

27. Дункан, Д. Основополагающие идеи в менеджменте [Текст] : учеб. пособие / Дункан, Д. – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2006 

28. Егошин, А.П. Управление персоналом [Текст] : Учеб. пособие / Егошин, А.П. – Н.Новгород, НИМБ, 2006.-142с.

29. Ерофеевская, Г. И. Творческие индустрии в культурной политике Котласского района: Фестиваль юмора Козьмы Пруткова в г. Сольвычегодске // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2004. – № 2. – С. 103-112.

30. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] : учеб. Пособие / Жарков, А.Д. – М.: МГУК ЦПО : «Профиздат», 2002.-155с.

31. Зверев, А.М. Генеральная репетиция [Текст] : монография / А.М. Зверев, А.Т. Галич, А.Н. Шаталова. – М.: Сов Писатель, 1991.-46с.

32. Иванов, Г.П. Экономика культуры [Текст] : монография / Г.П. Иванов, М.А. Шустров. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2001.- 337с.

33. Иванова, В. Н. Социальный менеджмент [Текст] : учеб. Пособие / В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Высшая школа, 2001.- 255с.

34. Иксанов, А.Г. Как спросить деньги на культуру [Текст] : методическое пособие / А.Г. Иксанова, А.И. Дымникова. – СПб.: 2005.-89с.

35. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе [Текст] : учеб. Пособие / Каргин, А.С. – М.: Наука, 2004.- 103с.

36. Келли, Т. Сценический менеджер // Art-менеджер. – М., 2003. – № 2. с.12-20

37. Кинси, Л. История одного театра (Театр Маккартера) / Пер. с англ. В. Бабкова // Как продавать искусство: Сб. ст. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – С. 142-149.

38. Киселёва, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии [Текст] : учебная программа / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2001.- 35с.

39. Кланч, Д. Будущее репертуарного театра в Центральной и Восточной Европе: реформа или трансформация // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – №1. – С. 128-152.

40. Кланч, Д. Будущее фестивальной формулы // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 74-84.

41. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии [Текст] : методическое пособие / Козырева, А.Ю. - Пенза: ПГПУ,2001.-184с.

42. Колотурский, А. Н. Концертное дело: формы существования в новой реальности // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 2. – С. 13-21.

43. Концепция развития и поддержки театральной деятельности в Республике Казахстан / Горобец Н. Г. и др. // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии (обзор прессы): Инф. сб. – М.: РГБ; Информкультура, 1999. – Вып. 2. – С. 43-54.

44. Корнеева, В.П. Финансирование культуры из федерального бюджета в 2005 году [Текст] : учебник / Корнеева, В.П. – М.: Юрайт, 2004.- 254с.

45. Корчагина, З.А. Рынок и план в современной экономике [Текст]/                    З.А.Корчагина // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6 , Экономика. 2005. № 2. – с.110-120.

46. Котлер, Ф. Все билеты проданы: Стратегии маркетинга исполнительских искусств: [Текст] /Ф. Котлер, Дж. Шефф.- Пер. с англ. – М.: Классика-XXI, 2004. – 688 с.

47. Круглый год. Русский земледельческий календарь [Текст] : методическое пособие / авт. – сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Культура, 1999.- 512с.

48. Курс для администраторов театров во Франции: Алан Герцог. «Случай с театром Ля Кольин» / Пер. В. Д. Хан-Магомедова // Культура в современом мире: Опыт, проблемы, решения: Науч.-инф. сб. . – М.: РГБ; Информкультура, 2002. – Вып. 3. – С. 105-113.

49. Лаптева, Г. Я. Фестивальная практика в Архангельской области: беглый взгляд на эволюцию // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 5-23.

50. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России [Текст] : учеб. пособие / Лисовский, В.Т. – СПб.: СПбГУП, 2000.-174с.

51. Лэнгли, С. Идея для театра. Менеджер для идеи [американская модель] / Пер. с англ. И. Вальковой // Art-менеджер. – М., 2003. – № 1.

52. Лэтроп, Т., Петтигрю Д. Промоушн музыкальных проектов:[Текст] Art- менеджер / Т. Лэтроп, Д. Петтигрю. – М., 2004. – № 1.с.38-42, №3.с50-58.

53. Марков, А.П. Основы социально-культурного проектирования [Текст] : учеб. пособие / А.П Марков, Г.М. Бирженю. – СПб.:2001.-344с.

54. Межуев, М. А. Фестивальная практика на юго-востоке Архангельской области // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 110-129.

55. Мескон, М.Т. Основы менеджмента [Текст] : учеб. пособие / М.Т. Мескон, М.А. Альберт, Ф.П. Фадаури. - М.: 2001.-132с.

56. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере [Текст] : учеб. пособие / Н.А. Михеева, Л.Н. Галенская. – СПб.:2000.- 351с.

57. Морозова, И.А. Проблемы управления социально-экономическими процессами региона [Текст] / И.А. Морозова, А.П. Соколов // Регионология. – 2005. - №3. – С. 27-35.

58. Мосалёв, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований [Текст] : учеб. пособие / Москалёв Б.Г. – М.:2001.- 235с.

59. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст] : энцикл. / гл. ред.Г.В. Келдыш. - М.: «Советская энциклопедия». 1991.- 523с.

60. Муравьёва, Н.Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры [Текст] : учебник / Муравьёв, Н.Я. - М.: Юрайт, 2004ю-154с.

61. Мустафина, Н.Я. Система платных услуг в сфере культуры [Текст] : учеб. пособие / Мустафина, Н.Я. – М.: Культура, 2004.- 237с.

62. Неретина, Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору [Текст] : методическое пособие / Неретина, Л.В. – 1 кл. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.- 224с.

63. Новицкий, Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства: Задачи и лабораторные работы [Текст] : учеб. пособие / Новицкий, Н.И. – М.: 2000.-245с.

64. Новотный, Н.Р. Экономика культуры [Текст] : учеб. пособие / Новотный Н.Р. – М.: Полымя, 2001.- 372с.

  65. Ожегов С. Словарь русского языка. М.: 1990. - С. 848.

66. Парыгин, Б.Д. Социальная психология [Текст] : учебник / Парыгин, Б.Д. – СПб.: СПбГУП, 2003.-596с.

67. Пашина, О.А. Народное музыкальное творчество [Текст]: монография / О.А. Пашина, Е.Е. Васильева, Н.Ю. Данченко, Е.А. Дорохова. – СПб.: Композитор, 2005.-568с.

68. Периль, Б. В. Фестивальная практика: опыт case-study // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 24-73.

69. Плахин, Г.В. Организация фестивально-конкурсных форм самодеятельного творчества [Текст] : Культура и социум: Материалы Всерос. Конф. «Культура. Литература. Искусство. Регион (13-14 апр. 2000 года)». Тюмень: ТГУ,2000.- 23-25с.

70. Роджерс, Ф.Д. Путь успеха: Как работает корпорация IBM [Текст] : учеб. пособие / Роджерс Ф.Д. – М.: ВЛАДОС, 1997.-224С.

71. Ропо, А. Менеджмент театральной постановки: конфликт, коммуникации и компетентность (один пример из Финляндии): [Текст]: Экология культуры: Инф. Бюллетень/ А. Ропо, М. Эдиксон – Архангельск, 2002 – № 1 (26). – С. 153-173.

72. Рыбаков, Ф.Ф. Культура и рыночные отношения [Текст] : учеб. пособие / Рыбаков, Ф.Ф. – Российский экономический журнал, 2002, № 12. – 18-22с.

74. Рыжкова, З. П. Фестиваль как форма коммуникации: Результаты культурного проекта, поддержанного региональной администрацией // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 6. – С. 88-96.

75. Санкина, Л.В. Справочник по кадровому делопроизводству [Текст] : справочник / Санкина, Л.В. – М.: МУФЕР, 2002. – 465с.

76. Сирополис, Н.К. Управление малым бизнесом [Текст] : учеб. пособие / Сирополис, Н.К. – М.: Наука, 2000. – 86с.

77. Смольникова, Л.В. Финансовое обеспечение стратегического развития города [Текст] : Л.В. Смольникова, А.Л. Шушарин / Томский Гос. Ун –т. – Томск, 2003. – 260с. 

78. Современный словарь-справочник по искусству [Текст] : словарь-справочник / Науч. Ред. и сост. Мелик-Пашев, А.А. – М.: Олимп, 2001. – 528с.

79. Соловьёв, Б.Л. Потребительский эффект – основа оценки качества товара. Стандарты и качество [Текст] : учеб. пособие / Соловьёв, Б.Л. – М.: ФЛИНТ, 2004. – 223с.

80. Сорочкин, Б. Ю., Шах-Азизова Т. К. Театральное искусство и театральная деятельность // Культура и культурная политика в России. – М., 2000. http://www.auditorium.ru/books/11/r5.pdf

81. Социальная педагогика [Текст] : курс лекций / под. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ЭКСМО, 2002. – 87с.

82. Танкус, Ц. Экономические аспекты исполнительского искусства // Art-менеджер. – М., 2002. – № 1. с.40-51.

83. Технологии социальной работы [Текст] : курс лекций / под. ред. Е.И Холостовой. – М.: ВЛАДОС, 2002, - 95с. 

84. Траппей, Дж. Р. Особенности управления частным оркестром [Текст]: Art-менеджер/ Дж. Траппей, Д. Чонг. – М., 2003. – № 3.

85. Третьяков, И. А. Презентация театра в Интернете // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 5. – С. 79-82

86. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры [Текст] : учеб. пособие / Тульчинский, Г.Л. – СПб.: Лань, 2001. – 201с.

87. Тульчинский, Т.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры [Текст] учеб. пособие / Тульчинский, Т.Л. – СПб.: Культура, 2000. – 265с.

88. Хайдеггер, К. Когда театры отправляются в путь: знакомство с региональными театрами Германии // Сайт Посольства Германии в Москве. http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/inter-nationes/theater/

89. Хренов, Н. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. - М.: 1981.-С. 197.

90. Чудова, Е.В. Вертея [Текст] учебно-методическое пособие по народно-бытовой хореографии и её сценическому воплощению / Чудова, Е.В. – Пенза, ПУКиИ, 2006. – 96с.

91. Шалашов, А. А. Новая система управления концертной деятельностью // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2004. – № 6. с.28-34.

92. Шейган, Р. Гастроли / Пер. с англ. В. Бабкова // Как продавать искусство: Сб. ст. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – С. 176-183.

93. Штернин, С. Л. Информационные технологии для театров: современные методы работы с профессиональной информацией [Текст]// Справочник учреждения культуры. – М., 2003. – № 11. – С. 74-82.

94. Экономика предприятия [Текст] : учеб. пособие / под ред. О.И. Волкова. – М.: 2003. – 315с.

95. Энциклопедический словарь юного музыканта [Текст] : энциклопедический словарь / авт. – сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 2000. – 512с.

96. Юрьева, Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление [Текст] учеб. пособие / Юрьева, Т.В. – М.: МУФЕР, 2002. – 107с.

97. Якобсон, Л.Г. Культура и рынок [Текст] : журнал / Якобсон, Л.Г. – М.: «Коммунист», 1991. - № 8.

98. Янчевский, В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес, Деловым людям о предпринимательстве [Текст] : учебник / Янчевский, В.Г. – Минск: Полымя, 2003. – 255с.

99. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория [Текст] : учеб. пособие / Ярошенко, Н.Н. – М.: ВЛАДОС, 2000, - 315с.              

 

Приложение 1

Экспертная оценка проекта

Перед экспертами ставится задача оценить проекты в баллах (от 1 до 5) по следующим критериям, зафиксированным в карте экспертной оценки:

№ критерия   Объект экспертной оценки  

 

Оценки

1. Соответствие приоритетному направлению, сформулированному как на уровне концепции, так и региональной программы   1   2   3   4   5
2. Ориентация на социальную категорию, культурный минимум который должен обеспечиваться из бюджетных источников   1   2   3   4   5
3. Учет и использование регионального социокультурного потенциала (наличие социальных групп – носителей традиций, историко-культурных ценностей, социально-политических идей и т.п.).   1   2   3   4   5
4. Степень предполагаемого участия в программе общественности (самодеятельных объединений, инициативных групп, отдельных народных мастеров)   1   2   3   4   5
5. Реалистичность программы с точки зрения: а) материально-технических; б) финансовых; в) кадровых возможностей региона Ожидаемая результативность программы в решении: а) социально-культурных проблем в масштабах региона; б) проблем определенной социальной группы   1   2   3   4   5
6. Степень гармоничности ориентаций программы на проблемы региона, с одной стороны, и проблемы конкретной социальной группы, с другой стороны   1   2   3   4   5
7. Полнота раскрытия и аргументированность основных разделов программы   1   2   3   4   5
8. Опора на действующие в регионе социальные институты (общественные организации, добровольные общества, отделения различных фондов, учебные заведения, учреждения профессионального искусства и т., п.)   1   2   3   4   5
9. Мера реализации проекта до принятия программы (т.е. в какой мере предлагаемый проект или отдельные его компоненты уже освоены, включены в работу)   1   2   3   4   5
10. Оптимальность программы (т.е. достижение поставленных целей с минимальными затратами ресурсов)   1   2   3   4   5

Структура программы обеспечения финансирования

1. Характеристика донорского рынка.

а) Состав: фирмы, фонды, частные лица, гос. организации.

б) Возможные мотивы финансирования

2. Обоснование формы субсидий (общая, под проект, на капитальные вложения, субсидия в специальный фонд, приносящий дивиденды ("эндаумент"), долевая субсидия, субсидия вызова).

3. Разработка плана кампании.

4. Формирование пакета предложений.

5. Определение состава сопроводительных материалов.


Приложение 3

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство из 153 тыс. сельских поселений имеют только 10 тыс. Выборочно обустроены примерно 50 тыс. поселений, а более 90 тыс. не вовлечены в этот процесс.
В среднем по России на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30 учреждений здравоохранения. Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10-20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Водопровод имеется в 39 процентах сельских жилых домов, центральное отопление - в 37 процентах, канализация - в 30 процентах, горячее водоснабжение - в 17 процентах сельских жилых домов.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 1533 единицы (32 процента), фельдшерско-акушерских пунктов - на 1901 единицу (4 процента). На 10 тыс.человек в сельской местности приходится только 60,1 врачебной больничной койки (в городе - 134,5), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,4 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 60 процентов, их единовременная пропускная способность составляет 17 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого населения и 8-10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60 процентов.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 40 процентов. Из имеющихся на начало 2001 года 24,3 тыс. детских дошкольных учреждений 85 процентов являются малокомплектными (на 1-3 группы).
Количество детей, занимающихся в общественных дошкольных учреждениях, снизилось с 56 до 36 процентов, тогда как в городе оно составляет 64 процента.
Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 3 тыс. ученических мест при увеличении численности учащихся на 218 тыс. человек.
В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составил 228 тыс. человек, то в 2001 году - только 102 тыс. человек.
За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось на 23 процента, киноустановок - на 7 процентов, библиотек - на 6 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 53 млн. экземпляров (13 процентов).
В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 66 процентов. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год.
К началу 2001 года более 12,7 тыс. км воздушных электрических линий и 3,9 тыс. трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.
В сельской местности эксплуатируется 258 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 13 млн. домов (квартир), из них 4,2 млн. природным газом, а остальные - сжиженным.
Централизованное водоснабжение существует в 73 тыс. сельских поселений с населением 25,4 млн. человек, или 64,8 процента сельского населения страны.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10 процентов - в полном восстановлении. В результате 75 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины имеющихся учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизировано.
Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена. Только 28 процентов абонентов имеет автоматический выход на междугородные телефонные станции.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
Из-за бездорожья свыше 40 тыс. сельских поселений остаются без автобусного сообщения.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9,3 раза (с 30 до 278 тыс. человек). Коэффициент смертности на селе в расчете на 1 тыс. человек составляет 17 промилле, что на 16 процентов выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 года против 65,7 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.
Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2000 году уменьшилась на 285 тыс. человек (5,9 процента) и на начало 2001 года составила 4,6 млн. человек.
Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 процента до 56 процентов.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее именуется - Программа) обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства страны необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.
Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.
Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.








































III. Мероприятия Программы

Программа призвана способствовать реализации задач, определенных Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N910-р, и включает мероприятия по научному, организационному и финансовому обеспечению реализации Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Мероприятия по научному обеспечению реализации Программы включают разработку новых технических подходов и технологий жилищно-гражданского строительства, инженерного обустройства сельских муниципальных образований, новых проектных решений по объектам жилищного, социально-культурного назначения с учетом развития фермерства и малого предпринимательства несельскохозяйственного характера, мониторинг процессов, происходящих в различных отраслях социальной сферы сельских поселений, и подготовку предложений и рекомендаций по их регулированию.
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство.
Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий федерального, регионального и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
Необходимые для выполнения Программы нормативно-правовые акты разрабатываются и принимаются в установленном порядке.
1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе субъектам Российской Федерации на условиях долевого финансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений, в виде субсидий сельским гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечивают формирование соответствующей федеральной нормативно-правовой базы для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности, оказывают методологическую и консультативную помощь субъектам Российской Федерации в вопросах разработки и внедрения механизмов ипотечного жилищного кредитования, обеспечивают проведение мониторинга преобразований жилищной сферы с целью анализа ситуации и обобщения положительного и отрицательного опыта регионов, распространения эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 1 позволит:
улучшить жилищные условия более 141 тыс. сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.
2. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования осуществляются следующие мероприятия:
всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;
реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения;
создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся;
стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие образования на селе;
более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений села в квалифицированных кадрах.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 2 позволит повысить уровень обеспеченности села образовательными учреждениями.
В сфере образования будет сохранено 22,6 тыс. рабочих мест и создано 18,3 тыс. рабочих мест.
3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности
Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики;
совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики;
обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения;
совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;
укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики;
развитие института врача общей практики (семейный врач).
В результате реализации мероприятий согласно приложению N 3 количество койкомест повысится до 69,3 койкоместа на 10 тыс. жителей, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями - до 144,4 тыс. посещений в смену на 10 тыс. жителей, будет восстановлена сеть фельдшерско-акушерских пунктов.
В области физической культуры и спорта Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий:
разработка региональных, муниципальных программ развития физической культуры и спорта, предусматривающих создание условий для занятий физической культурой, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий;
создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения на 8-10 процентов, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы средств Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату больничных листов.
В сфере сельского здравоохранения, физкультуры и спорта будет сохранено 26,9 тыс. рабочих мест и создано 13,3 тыс. рабочих мест.
4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
В области развития культурно-досуговых учреждений предусмотрены следующие мероприятия:
проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработка территориальных схем их размещения;
повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры в сельской местности;
создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности;
привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры;
возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований;
сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;
сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях;
сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;
улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.
Реализация мероприятий согласно приложению N4 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию.
В результате развития сельских учреждений культуры будет сохранено 8,5 тыс. рабочих мест и создано 3,8 тыс. рабочих мест.
5. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности
В разделе предусматриваются мероприятия, направленные на комплексное развитие сферы торговли и бытового обслуживания населения в сельских муниципальных образованиях и обеспечение возможности приобретения товаров и услуг по месту жительства.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности:
развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;
организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений;
расширение сети предприятий общественного питания.
Реализация мероприятий согласно приложению N 5 позволит обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров (услуг), реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени на приобретение товаров и услуг.
6. Развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности
Целью Программы является развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания сельского населения по следующим направлениям:
организация сельскохозяйственного производства;
правовое, производственное и техническое консультирование, оказание практической помощи в области маркетинга, менеджмента и других областях, связанных с рыночными преобразованиями в экономике.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития информационно-консультационного обслуживания в сельской местности:
создание сельских информационно-консультационных центров;
предоставление информации о новых методах хозяйствования и технологиях и рекомендации по их применению;
организация правового, производственного и технического консультирования;
проведение семинаров и курсов по организации несельскохозяйственных видов деятельности.
Реализация мероприятий согласно приложению N 6 позволит:
создать условия для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания;
повысить образовательный уровень сельского населения и информированность по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов;
создать условия для расширения рынка труда в сельской местности и обеспечения занятости сельского населения.
В сфере информационно-консультационного обслуживания сельского населения будет создано 5 тыс. рабочих мест.
7. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основной задачей развития электрических сетей в сельской местности является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
повышение качества потребляемой на селе электроэнергии.
Реализация мероприятий согласно приложению N 7 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения в сельской местности и сохранить 6,3 тыс. рабочих мест.
8. Развитие газификации в сельской местности
Основной целью Программы в области развития газификации в сельской местности является повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
осуществить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей в сельских муниципальных образованиях;
повысить уровень газификации жилого фонда в сельской местности;
внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
повысить эффективность использования природного газа.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 8 позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Уровень газификации домов (квартир) повысится с 28,8 до 48,6 процента.
Реализация мероприятий позволит сохранить в системе газификации села 31,2 тыс. рабочих мест и создать дополнительно 22,8 тыс. рабочих мест.
9. Развитие водоснабжения в сельской местности
Главными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению сельских населенных пунктов:
строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения;
монтаж и ввод в эксплуатацию установок и станций опреснения и обезжелезивания воды;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию отечественных технологий и оборудования нового поколения.
Выполнение мероприятий согласно приложению N 9 позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 47 процентов.
10. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности
Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами.
Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:
внедрение предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий проектирования;
поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные;
улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи;
осуществление проектирования, разработки, испытания и внедрения новых средств телекоммуникаций и информационных услуг.
Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности согласно приложению N 10 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта и создать новые рабочие места.
Государственным заказчиком по реализации мероприятий в области развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является Министерство Российской Федерации по связи и информатизации.
11. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности согласно приложению N 11, включая приведение в нормативно-техническое состояние дорог общего пользования, находящихся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработаны с учетом федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".












































































































Организация фестивальной деятельности в новых экономически условиях

(На примере фестиваля "Родники")

Исполнитель:

Студентка группы___заочного отделения

Научный руководитель:

кандидат филол. наук, доцент ______

Зав. кафедрой:

канд. филол. наук, доцент кафедры ЭУСКС____

Научный руководитель:____________________

 

Рецензент: _________________________________________________________

 

 

Работа защищена «____» _______________________________ 2009 г.

 

 

С оценкой _________________

 

Члены государственной аттестационной комиссии:

 

                     ______________________________

(подпись)

 

                     ______________________________

                                        (подпись)

 

                     ______________________________

(подпись)

 

2009

 

 

2009


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Государственная академия культуры и искусств

 

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра Экономики и управления социально-культурной сферы

 

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.