Бюджетные организации, финансируемые за счет федеральных средств, в настоящее время переведены на обслуживание в федеральное казначейство, через которое они и получают все названные выше расчетные услуги. Эти организации не имеют права самостоятельно заключать с банками договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования. Указанные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно и работают банки.
Бюджетные организации представляют платежные документы в федеральное казначейство, которое после их проверки передает их банкам (в основном ЦБ РФ) для исполнения. Следовательно, прием расчетных документов банк осуществляет от федерального казначейства; оно же получает от банка подтверждение о приеме расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.
Несколько иначе дело обстоит с кассовым обслуживанием. Наличные средства бюджетные организации получают непосредственно в банке, но по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства. Оставшиеся неиспользованными средства федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре федерального казначейства, которой открыт счет, но с учетом лимитов кассы всех бюджетных организаций, находящихся на обслуживании в данной структуре федерального казначейства.
Банк не контролирует соблюдение лимита кассы бюджетными организациями, находящимися на обслуживании в казначейской системе. Порядок ведения кассовых операций распорядителей бюджетных средств, открывших лицевые счета в органах казначейства, контролируют сами органы казначейства. [29, с.274-345]
Существует специфика и в приеме расчетных документов. Если любая не бюджетная организация может использовать свои средства, как в конце года, так и в самом его начале, то для средств бюджета такая свобода неприемлема - и в конце года все расчеты должны быть завершены.
Что касается субъектов РФ, то здесь возможно несколько вариантов.
1. Субъект РФ создал собственное казначейство. В этом случае взаимоотношения с банком будет строиться в зависимости от того, перешла ли данная организация на обслуживание в казначейство. Если перешла, то взаимоотношения складываются описанным выше путем при одном исключении. Расчеты будут вестись для бюджетной организации не структурами федерального казначейства, а органами субфедерального казначейства.
2. Субъект РФ находится на обслуживании в федеральном казначействе. Отношения складываются как и при финансировании организации из федерального бюджета.
3. Субъект РФ не находится на обслуживании в федеральном казначействе и не создал собственного казначейства. В этом случае обычно руководство субъекта РФ выбирает один или несколько банков с достаточно разветвленной филиальной сетью, в котором и открываются счета бюджетным организациям. Само обслуживание принципиально не отличается от обслуживания любых других организаций. Этот же вариант имеет место, если бюджетная организация еще не перешла на обслуживание в то или другое казначейство.
Финансирование бюджетных организаций, созданных муниципалитетами, обычно осуществляется не через счета казначейства, а через счета этих организаций в банках.
Кроме осуществления расчетного обслуживания через счета казначейства взаимоотношения бюджетных организаций по этому виду услуг имеют еще одно важную особенность. В отличие от всех других организаций, которые могут открывать счета только в коммерческих банках, бюджетные организации могут вступать в отношения с Центральным банком РФ. [24, с.42-65]
Счета по учету самостоятельно заработанных доходов.
Доходы, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, до недавнего времени учитывались на собственных счетах этих организаций в банках. Однако в конце 1990-х годов начался перевод и этих средств на счета в казначействе.
Размещение временно свободных денежных средств и кредитование.
Как уже отмечалось ранее, бюджетные организации имеют значительно меньше самостоятельности, чем прочие хозяйствующие субъекты. В соответствии со ст. 236 БК РФ размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
Предоставление банком кредитов бюджетным организациям запрещено в законодательном порядке и не имеет места на практике.
Факторинговые операции: пока на практике в РФ отсутствуют примеры предоставления факторинговых услуг бюджетным организациям.
Валютные операции по отношению к бюджетным организациям не имеют особой специцифики с позиций банка. [29, с.320-328]
Взаимоотношения бюджетных организаций с налоговой системой.
С введением в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) с 1 января 2005 г. практически все бюджетные учреждения, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, получившие даже разовый доход, а, следовательно, и прибыль (в случае превышения дохода над связанным с ним расходом, за исключением целевых поступлений и связанных с ними расходов), вовлекаются в круг плательщиков налога на прибыль.
Согласно ст. 247 и 249 главы 25 части второй НК РФ, бюджетные организации должны уплачивать налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами от любой деятельности, иной, чем деятельность, связанная с получением и расходованием целевых поступлений.
В случае если бюджетные организации занимаются предпринимательской деятельностью, налогообложению подлежит прибыль, полученная в результате как превышения доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав над соответствующими им расходами, так и вероятного (при его наличии) превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами.
При отсутствии у бюджетной организации предпринимательской деятельности налог должен быть уплачен с возможной прибыли, полученной в результате превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами.
В ст. 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, в том числе бюджетных учреждений. Поименованный в статье перечень средств целевого финансирования и целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы, является исчерпывающим. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования и целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений. [24, с.72-85]
В НК РФ введена ст. 321 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями», в которой отражены особенности определения налоговой базы этих учреждений — порядок распределения расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала в бюджетных учреждениях, у которых в сметах доходов и расходов указанные расходы покрываются за счет двух источников — средств целевого финансирования и расходов от предпринимательской деятельности.
С введением в действие главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ все бюджетные организации, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, так же как и по налогу на прибыль, вовлекаются в круг плательщиков налога на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 143 части второй НК РФ плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные частные предприниматели. Исключений для признания организаций плательщиками НДС в отношении бюджетных учреждений не предусмотрено. При осуществлении бюджетными учреждениями операций, облагаемых НДС, на основании заключенных гражданско-правовых договоров они обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующие суммы НДС.
Помимо реализации товаров, работ и услуг, НДС облагаются также денежные средства, получаемые организацией и связанные с расчетами по оплате, а также полученные штрафы, пени и неустойки по исполнению договоров с нарушением установленных договоренностей.
Следовательно, если бюджетное учреждение ведет предпринимательскую деятельность и в счет оказания какой-либо услуги получает денежные средства в качестве аванса, то данные денежные средства также являются объектом обложения НДС.
Вместе с тем по платным услугам, оказываемым организациями бюджетной сферы, в законодательном порядке предоставлен режим наибольшего благоприятствования, которым охвачены социально значимые для экономики Российской Федерации отрасли народного хозяйства.
Анализируя перечень освобождаемых от НДС операций, предусмотренный ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод, что льготный режим налогообложения охватывает значительное количество платных услуг, оказываемых бюджетным учреждениями, в частности, в сферах образования, науки, здравоохранения, санаторно-курортного и социального секторов, культуры, кинопроизводства, архивного дела, при осуществлении реставрации и охраны памятников культуры и искусства, охраняемых государством и др.
Статьей 39 части первой НК РФ не признаются реализацией товаров, работ и услуг в целях исчисления НДС операции при передаче основных средств, нематериальных активов или иного имущества некоммерческим (в том числе и бюджетным) организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Следует учитывать, что в соответствии со ст. 161 НК при реализации на территории РФ конфискованного имущества, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговыми агентами, производящими начисление и уплату сумм НДС с указанных операций, признаются органы, организации, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. При этом налоговые агенты, осуществляющие уплату налога по таким операциям, не имеют права включать в налоговые вычеты уплаченные суммы НДС. [6, с.12-19]
НК РФ установил особый порядок исчисления НДС при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, предоставленного органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. При реализации таких услуг плательщиками НДС являются арендаторы — налоговые агенты. Объектом налогообложения выступает сумма арендной платы с учетом НДС. Налогообложение производится по расчетной налоговой ставке. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, подлежащих перечислению в соответствии с договором аренды по итогам налогового периода, в котором произошла реализация товаров, работ и услуг.
Суммы НДС, удержанные из арендной платы, подлежат вычету или относятся на соответствующие источники финансирования. Удержанные суммы НДС подлежат вычету при выполнении общих условий установленных для других операций, например, уплата, использование на производственные цели. [23, с.42-65]
Что касается других налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, то в соответствии с частью первой НК РФ по федеральным налогам льготы могут быть предоставлены федеральными законами по различным элементам, но не вследствие специфического определения бюджетных учреждений, а лишь, поскольку, и в том объеме, постольку и в каком эти льготы предусмотрены в налоговом законодательстве. При установлении регионального или местного налога законодательные органы субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления могут предусматривать дополнительные налоговые льготы, в том числе и для бюджетных организаций.
В настоящее время федеральным законодательством предусматривается полное освобождение от налогообложения бюджетных организаций только по налогу на имущество организаций. [23, с.62-65]
1.3. Смета доходов и расходов – основа функционирования деятельности бюджетного учреждения
Эффективность работы учреждения во многом зависит от того, насколько грамотно составлена смета доходов и расходов и расходов на отчетный год.
Смета доходов и расходов - документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.
В смете указываются: реквизиты бюджетной организации и финансирующего бюджета, перечень и объемы расходов, перечень и объемы доходов, показатели деятельности учреждения, обоснование сумм расходов и расходов. В обязательном порядке к смете прикладываются расчеты с обоснованием планируемых затрат.
Формируется смета бюджетного учреждения на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств. На сегодняшний день какого-либо общего нормативного документа Минфина России, регламентирующего порядок составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, не существует.
В настоящее время с точки зрения исполнения бюджетов значение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения существенно изменилось.
Дело в том, что средства, выделяемые из бюджета на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Кассовое расходование (финансирование) бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет, может осуществляться исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, независимо от наличия (отсутствия) сметных назначений. В то же время необходимость составления сметы диктуется наличием у бюджетного учреждения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов и расходов бюджетного учреждения выступает единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств.
Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций и трансфертов) при составлении смет самостоятельно рассчитываются бюджетными учреждениями с учетом местных цен и тарифов. К примеру, расходы на коммунальные услуги определялись на основе технологических норм для данного типа помещения, исходя из реально сложившегося уровня цен. Хотя существуют нормы обеспеченности работников площадью помещения, для расчета коммунальных расходов они не применяются из-за невозможности их соблюдения.
Статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов, обеспечивая тем самым действенный механизм контроля целевого назначения расходов. Одновременно изменчивость и нестабильность экономических условий зачастую требуют внесения изменений в утвержденные планы (лимиты) на год, перераспределения средств между статьями. Решение о таком перераспределения принимает Минфин РФ. Невысокая оперативность механизма перераспределения затрудняла эффективное управление краткосрочным планированием и расходованием средств на уровне учреждения.
При формировании бюджета на 2006 год проводился эксперимент по выделению ассигнований, подлежащих распределению между главными распорядителями, на конкурсной основе по результатам рассмотрения заявок и материалов, позволяющих определить результаты бюджетных расходов.
Можно предположить, что практически любое бюджетное учреждение может оказаться в ситуации, когда свою потребность в финансировании придется доказывать на конкретных цифрах и в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, грамотное планирование может сыграть решающую роль в деятельности учреждения.
На первом этапе составления возникнет необходимость в группировке расходов (расходных обязательств) в зависимости от их характера на действующие и принимаемые.
Практика показывает, что состав значительной части расходов учреждения предопределен ранее принятыми нормативными актами, заключенными договорами, сложившимся фондом оплаты труда. Эти расходные обязательства (расходы) называют действующими. Такие расходы подлежат обязательному включению в планируемый бюджет и их легко обосновать с использованием достаточно простых правил пересчета (прямой счет, индексация). Для существенной корректировки объема действующих обязательств необходимо внесение изменений в действующие нормативные акты.
В то же время существуют расходные обязательства, возникающие многократно или однократно, причем одновременно с принятием соответствующего нормативного акта. Примером может служить решение об увеличении пособий, денежного довольствия, заработной платы в бюджетной сфере, осуществление инвестиционных проектов. Такие расходные обязательства называются принимаемыми. Их обоснование требует тщательной проработки.
Исходя из этого, принятие плана действующих обязательств будет предельно упрощено и ускорено. Главное внимание уделяется рассмотрению плана принимаемых расходных обязательств, причем данный план будет рассматриваться после принятия плана действующих обязательств либо после заблаговременного их сокращения (при наличии экономии).
В обоснование для каждой подстатьи экономической классификации присутствует информация о методике планирования объема расходов на 2007-2008 годы в виде кода методики оценки объема расходов.
Предусмотрены следующие значения первого знака кода:
1. Нормативный метод, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется исходя из удельных нормативов и числа физических или юридических лиц, органов государственной власти или учреждений, имеющих право на получение бюджетных средств – подразумевает определение объема расходов по формуле: РО=n1*К1 + n2*К 2 + …., где:
РО – объем расходов;
n1 , n2 …– нормативы расходов на одного условного носителя расходного обязательства(части расходного обязательства)(тыс.руб.);
К1, К2 … - планируемое (прогнозируемое) число условных носителей расходного обязательства (ед.) в соответствующем году (число получателей установленного норматива).
В пояснительной записке раскрывается порядок расчета нормативов.
2. Метод индексации расходов, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции) – подразумевает определение объема расходов по формуле: РО = t1*R1 + t2*R2 + ….., где
РО – объем расходов;
t1, t2…… - коэффициенты увеличения (индексации) объема расходов в соответствующем году планового периода по сравнению с базовым годом;
R1 , R2 , …. – объем расходов, представленный в 2006 году.
3. Формульный метод , при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов.
В письме Минфина отсутствует формулировка сути данного метода, но можно предположить, что он предусматривает использование в расчетах объемных (натуральных) показателей, пошаговое планирование, основанное на детальной проработке всех сторон деятельности учреждения.
4. иной метод, для которого должно быть приведено краткое описание применяемого метода оценки.
Несмотря на то, что письмо Минфина РФ от 27.06.05г №02-02-14/2010 касается главных распорядителей бюджетных средств, которые в 2005г должны обосновать свои действующие обязательства, в 2006 году подобный порядок был доведен и до получателей средств бюджета. А в последующие при составлении сметы расходов бюджетное учреждение должно будет обосновать действующие и принимаемые им расходные обязательства в целях достижения определенных результатов.
Ниже предлагается схема расчета расходов в разрезе наиболее часто используемых подстатей бюджетной классификации, перечень документов, необходимых в расчетах и применяемый метод планирования объема расходов:
КБК 211 «Заработная плата» - штатное расписание, утвержденное главным распорядителем, нормативные акты, регламентирующие систему оплаты труда, справки о районных коэффициентах и северных надбавках в регионе. Метод – нормативный.
КБК 212 «Прочие выплаты» - штатное расписание, нормативные акты, регламентирующие выплату компенсаций, план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (для части расчета суточных при командировках). Метод – нормативный.
КБК 213 «Начисления на оплату труда» - Глава 24 НК РФ «ЕСН». Метод – нормативный.
КБК 221 «Услуги связи» - размер абонентской платы телефона, за пользование Интернетом, стоимость радиоточки, стоимость одного почтового отправления, стоимость конвертов и знаков почтовой оплаты; количество телефонных точек, радиоточек, среднегодовое количество почтовых отправлений; данные о сложившихся расходах по услугам телефонной связи, почтовых услугах. Метод – индексации.
КБК 222 «Транспортные услуги» - план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (для части расчета проезда в командировки); стоимость проезда до пункта командировки (г.Москва) и средняя по области или региону; данные о среднегодовых расходах по найму транспорта; стоимость проездных билетов, количество экспедиторов. Метод – индексации.
КБК 223 «Коммунальные услуги» - сведения о потребности в энергетических ресурсах (теплоэнергия, газ, уголь, мазут) и воде в натуральном выражении; сведения о количестве приборов учета воды; данные о тарифах на коммунальные услуги. Метод – индексации.
КБК 224 «Арендная плата за пользование имуществом» - количество арендуемых зданий и сооружений; площадь арендуемых помещений, ставки арендной платы. Метод – индексации.
КБК 225 «Услуги по содержанию имущества» - план капитального, текущего ремонта зданий и сооружений; план ремонта коммунальных сетей; количество легковых автомобилей; расчет стоимости техобслуживания одного автомобиля. Перечень работ по текущему ремонту автомобиля (усредненный по данным прошлых лет), стоимость текущего ремонта одного автомобиля в год; данные по среднегодовым расходам на профилактику и заправку оргтехники; данные о количестве договоров на техническое и аварийное обслуживание помещений, на техническое обслуживание газопроводов, дератизацию, дезинсекцию и т.п., сведения о тарифах на данные виды услуг и др. Метод – индексации.
КБК 226 «Прочие услуги» - план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (для расчета оплаты проживания в командировках); данные о количестве автомобилей, мощности двигателя для расчета платежей ОСАГО. План информатизации учреждения; сведения о заключенных договорах на вневедомственную охрану, план подписки на периодические издания. Метод – индексации.
КБК 290 «Прочие расходы» - НК РФ, иные нормативные документы, регламентирующие уплату налогов, сборов, пошлин, лицензий в бюджеты всех уровней. Метод – нормативный.
КБК 310 «Увеличение стоимости основных средств» - нормы обеспеченности основными средствами (утверждены главным распорядителем); сведения о фактической обеспеченности основными средствами; сведения о ценах на объекты основных средств. Метод – плановый.
КБК 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» - сведения о потребности в объектах нематериальных активов; сведения о ценах на объекты нематериальных активов. Метод – плановый.
КБК 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» - нормы обеспеченности материальными запасами (утверждены главными распорядителями); данные о количестве автотранспорта, утвержденных нормах пробега и расхода ГСМ; данные о стоимости ГСМ; средние данные о количестве и цене запчастей, используемые в год на один автомобиль; данные о годовой потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозтоварах и т.п, стоимости единицы материалов. Сведения о потребности в котельно-печном топливе, стоимость топлива и др.
До внесения изменений в Бюджетный Кодекс РФ выделение планов (бюджетов) действующих и принимаемых обязательств предлагается осуществлять на этапе составления проекта перспективного финансового плана и проекта бюджета.
Весной 2005 года вышел нормативный документ, на который придется ориентироваться бюджетным учреждениям при организации планирования. В Постановлении Правительства «Об утверждении положения о разработке перспективного финансового плана РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» от 06.03.2005г №118 даны четкие определения понятий, используемых при составлении финансовых планов.
План на очередной финансовый год будет являться составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед финансового документа, например, если 2006 год – первый год трехлетнего плана на 2006-2009 года, 2007 год – на 2007-2010 годы. Сметы расходов и доходов учреждения будут составлять подобным образом. То есть составленная на год смета бюджетного учреждения – часть сметы, составленной на 3 года. Причем ежегодно будут составляться сметы не только на год, но и на два последующих года.
В достаточно высокой степени неопределенности в прогнозировании на первых порах не должно быть каких-либо ограничений по изменению ранее утвержденных параметров. Одновременно рассматривается возможность сокращения финансирования в случае несоответствия заранее установленным показателям эффективности. Нормативная база показателей эффективности будет показываться в каждой сфере деятельности в зависимости от целей и специфики. Показатели могут предусматривать оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом; отсутствие непроизводительных затрат; достижение определенной цели с минимальными затратами и достижение максимального результата с помощью строго определенного объема ресурсов.
Реформирование бюджетного процесса направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Эта цель сформулирована в Постановлении Правительства РФ от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». В этом документе отмечается, что целью производимой реформы является смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств».
В рамках концепции «управления ресурсами» бюджет формировался путем индексации сложившихся расходов с детальной их разбивкой по статьям бюджетной классификации РФ. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивал лишь сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновывались; управление бюджетом сводилось главным образом к внешнему контролю за соответствием кассовых расходов плановым показателям. Отсутствовали включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов; процедуры и методология внутреннего и внешнего контроля обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств.
На уровне главного бухгалтера бюджетного учреждения следование этой концепции приводило к решению задачи обеспечения целевого использования бюджетных средств и мониторингу соответствия расходов плановым показателям сметы. Причем особенно важно было произвести расходы в пределах утвержденных показателей сметы в четвертом квартале, когда подводились итоги финансового года, тратились последние бюджетные средства и формировались показатели отчетности. Получалось, что значительные суммы денежных средств уходили с лицевых счетов бюджетополучателей в четвертом квартале, даже в последние дни декабря, что негативно сказывалось на ходе выполнения бюджета по кассовым расходам и на экономике страны в целом.
Нередко руководители бюджетных учреждений подписывали расчетно-денежные документы, не считаясь с финансовыми возможностями учреждения. То есть принимали на себя обязательства сверх утвержденной сметы, представляя главному бухгалтеру уже подписанные документы и требуя их выполнения. Это часто приводило к тому, что при составлении годового отчета главный бухгалтер был вынужден сторнировать некоторые операции отчетного периода, чтобы не выйти за рамки утвержденной сметы. При этом оплата сверхлимитных расходов переносилась на следующий отчетный период. Вследствие этого расчеты за проделанную работу с поставщиками и подрядчиками откладывались на неопределенный срок в нарушение договорных обязательств. Поэтому среди поставщиков и подрядчиков сформировался образ бюджетного учреждения как ненадежного партнера.
Подобные ситуации возникают не только по вине бюджетополучателей. Одна из причин – отсутствие внутренней системы планирования в учреждении и контроля за использованием бюджетных средств.
В рамках принятой Правительством РФ концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования привязываются к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов. Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире модель бюджетирования, ориентированного на результаты.
Для решения этой задачи был разработан механизм финансового контроля использования бюджетных средств, который позволяет одновременно осуществлять предварительный контроль за результатами использования бюджетных средств и соответствием кассовых расходов утвержденным плановым показателям. Этот механизм был реализован в рамках раздела 5 «Санкционирование расходов» Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 года №70н.
Учет полученных лимитов бюджетных обязательств и принятых бюджетных обязательств – одна из важнейших задач бюджетного учета. Процедура санкционирования расходов действует как своеобразный гарант недопущения нецелевых расходов, нежелательной кредиторской задолженности и инструмент планирования и своевременной корректировки смет доходов и расходов.
В основе механизма финансового контроля в рамках бюджетного учета использована процедура санкционирования при исполнении расходов бюджетов. Включенный в инструкцию №70н раздел 5 «Санкционирование расходов» дал участникам бюджетного процесса новый инструмент бюджетирования. Счета этого раздела помогают грамотно учитывать, планировать, распределять и учитывать бюджетные средства.
Отражение на счетах бюджетного учета процедуры санкционирования расходов дает возможность лучше контролировать весь процесс расходования бюджетных средств, сделав его прозрачным: прогнозировать необходимость наличия денежных средств на счетах бюджетов для осуществления финансирования бюджетополучателей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.