Тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тест позволяет оценить уровень общительности (коммуникабельности) респондента. В.Ф. Ряховский выделяет следующие уровни общительности:

1. Некоммуникабельный – на такого человека трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

2. Замкнутый – недоверчивый, предпочитает одиночество, у такого человека мало друзей. Новая работа и контакты могут надолго вывести из равновесия.

3. Низкий уровень общительности – человек чувствует себя уверенно в незнакомой обстановке, новые проблемы не пугают, однако, с новыми людьми сходится с оглядкой и недоверием, в спорах и диспутах участвует неохотно. В высказываниях такого человека слишком много сарказма, без всякого на то основания.

4. Средний уровень общительности – любопытный, разговорчивый, любит высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомится с новыми людьми, любит быть в центре внимания, никому не отказывает в просьбах, хотя не всегда может их выполнить. Бывает, вспылит, но быстро отходит. Не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами.

5. Высокий уровень общительности – «рубаха-парень», всегда в курсе всех дел, принимает участие во всех дискуссиях, всюду чувствует себя в своей тарелке. Берется за любое дело, хотя не всегда может его выполнить до конца.

6. Болезненный характер коммуникабельности – говорлив, многословен, вмешивается в дела, которые не имеют к нему никакого отношения. Берется судить о проблемах, в которых совершенно не компетентен. Часто бывает причиной всякого рода конфликтов в окружении. Вспыльчив, обидчив, нередко бывает необъективен. Серьезная работа не для него, людям с ним очень трудно.

Отношение респондента к тому или иному уровню общительности определяется по сумме набранных баллов. Тест включает в себя 16 вопросов.

 

На основе полученных в ходе наблюдения и тестирования данных делается анализ общительности, склонности к конфликтному поведению и отдельно по каждому респонденту. На основе данных, собранных в процессе интервью, проводится анализ конфликтных ситуаций, возникающих в транспортной компании.

Анализ результатов эмпирического исследования.

 

Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих особенностях. Применялся метод включенного наблюдения, так как исследователь является сотрудником данной организацией и коллегой по работе испытуемых.

Результаты наблюдения.

 

Испытуемые Личностные и поведенческие особенности
1 Добродушный, спокойный, открытый, общительный человек
2 Напористый, скрытный, общительный, склонен к конфликтному поведению                      
3 Общительный, немного суетливый, добродушный, веселый, с хорошим чувством юмора
4 Необщительный, упрямый, скрытный, хорошо знает свое дело, склонен к конфликтному поведению
5 Любознательный, открытый, всегда поддержит беседу по любому вопросу, в общении легок.
6 «Себе на уме», общительный, но скрытный, уходит от конфликтов, всегда находит компромисс или оправдание
7 Неуверенный, застенчивый, мягкотелый, пытается всем угодить
8 Мягкий, спокойный, общительный, дружелюбный
9 Резкий, необщительный, склонный к конфликтам
10 Суетливый, общительный, добродушный, бесконфликтный
11 Веселый, многословный, немного надоедливый, склонен к созданию конфликтных ситуаций
12 Не терпеливый, вспыльчивый, общительный, конфликтный
13 В общении настороженный, застенчивый, говорит только по существу, бесконфликтный
14 Развязный, говорит с сарказмом, неуместно шутит, склонен к конфликтам
15 Тихий, спокойный, добродушный, бесконфликтный

 

Данные наблюдения свидетельствуют о том, что 6 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций: 2 человека из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации; 2 человека из 6, склонных к конфликтам, также являются общительными людьми, но в тоже время они развязны, многословны, отпускают неуместные шутки - неприятны в общении, что является причиной создания ими конфликтных ситуаций; и двух человек в конфликтной группе отличает необщительность, скрытность, упрямость.

Составим диаграмму, наглядно отражающую типы людей в конфликтной группе:

Далее охарактеризуем бесконфликтную группу сотрудников транспортной компании, в эту группу в которую входят 9 человек, среди них можно выделить 4 человека, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью; 3 человека отличается спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием; 2 человека застенчивы, неуверенны в себе, стремящиеся всем угодить.

 

Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют о том, что в группе 40 % людей, способных создавать конфликтные ситуации и 60 % инженеров бесконфликтных в общении.

Составим общую диаграмму по группе.

Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников транспортной компании.

Задачи тестирования:

1) выявить уровень общительности;

2) определить уровень коммуникативного самоконтроля;

3) определить стиль конфликтного поведения сотрудников транспортной компании.

Результаты тестирования.

№№

Показатели

Общий вывод

Стиль конфликтного поведения Уровень общительности Самоконтроль в общении (коммуникативный контроль)
1 Сотрудничество Компромисс Высокий уровень Средний уровень Чрезмерно общителен, способен на сотрудничество, компромисс; искренен, но не сдержан в эмоциональных проявлениях
2 Соперничество Средний уровень Низкий уровень Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении»
3 Сотрудничество Нормальная коммуника-бельность Высокий уровень В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации
4 Избегание Низкий уровень Высокий уровень Необщителен, избегает конфликтов, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации
5 Сотрудничество Компромисс Нормальная коммуника-бельность Высокий уровень В меру общителен, способен к сотрудничеству и компромиссу, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации
6 Компромисс Избегание Средний уровень Средний уровень Весьма общителен, склонен к поиску компромисса или избегает конфликты, не всегда сдержен в эмоциональных проявлениях
7 Приспособление Низкий уровень Высокий уровень Необщительный в конфликтной ситуации старается приспособиться; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации
8 Сотрудничество Нормальная коммуника-бельность Высокий уровень В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации.
9 Соперничество Средний уровень Низкий уровень Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении»
10 Компромисс Избегание Высокий уровень Высокий уровень Чрезмерно общительный, находит компромисс или избегает конфликта, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации
11 Компромисс Избегание Высокий уровень Средний уровень Чрезмерно общителен, находит компромисс или избегает конфликта, не всегда сдержен в эмоциях
12 Соперничество Средний уровень Низкий уровень Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении»
13 Сотрудничество Низкий уровень Средний уровень Не общительный, способен к сотрудничеству в конфликтной ситуации; не сдержен в эмоциональных проявлениях
14 Соперничество Высокий уровень Низкий уровень Чрезмерно общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении»
15 Избегание компромисс Низкий уровень Высокий уровень Не общительный, избегает конфликтов или идет на компромисс; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

 

Анализируя полученные в результате диагностики показатели, мы приходим к выводу, что 4 респондента обладают высоким уровнем общительности – эти люди всюду чувствуют себя в своей тарелке, но не всегда доводят дело до конца. 7 человек обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. 4 человека отличатся низким уровнем общительности – они замкнуты, предпочитают одиночество.

 

Рассматривая уровень самоконтроля в общении, мы приходим к выводу, что большинство сотрудников компании (7 человек) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, в состоянии даже предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих. Четыре человека обладают средним уровнем коммуникативного контроля, их отличает искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях. У четырех инженеров выявлен низкий уровень самоконтроля в общении, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, некоторые считают их «неудобными в общении».

 

Анализируя показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников компании, мы выявили, что 7 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон. Три человека из них помимо сотрудничества также могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации.

Соперничество в конфликте характерно для трех сотрудников, а пять человек предпочитают избегать конфликтов, хотя если этого не удается, 4 человека из них способны пойти на компромисс.

 

Таким образом, в общем, для группы характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль и поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.

Последним этапом нашего исследования было интервью, цель которого выявить причины возникновения конфликтных ситуаций в транспортной компании, а также условия преодоления конфликтных ситуаций.

Вопросы интервью:

1. Возникали у Вас конфликты с коллегами по работе?

2. Возникали у Вас конфликты с клиентами?

3. Возникали у Вас конфликты с руководителями?

2. Какие были причины конфликтов?

3. В чем выражалась конфликтная ситуация?

4. Как она разрешилась?

5. Какие пути разрешения конфликтных ситуаций вы считаете оптимальными?

6. Каким образом, на Ваш взгляд, можно предотвратить конфликты в компании?

Результаты интервью

Данные интервью свидетельствуют о том, что 40 % конфликтных ситуаций в транспортной компании «Ньюпорт Трейдинг» возникают в общении с коллегами по работе, 35% конфликтных ситуаций в компании возникают в общении с руководителями, и, соответственно, 25 % конфликтных ситуаций возникают в общении с клиентами.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 273.