Тест позволяет оценить уровень общительности (коммуникабельности) респондента. В.Ф. Ряховский выделяет следующие уровни общительности:
1. Некоммуникабельный – на такого человека трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.
2. Замкнутый – недоверчивый, предпочитает одиночество, у такого человека мало друзей. Новая работа и контакты могут надолго вывести из равновесия.
3. Низкий уровень общительности – человек чувствует себя уверенно в незнакомой обстановке, новые проблемы не пугают, однако, с новыми людьми сходится с оглядкой и недоверием, в спорах и диспутах участвует неохотно. В высказываниях такого человека слишком много сарказма, без всякого на то основания.
4. Средний уровень общительности – любопытный, разговорчивый, любит высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомится с новыми людьми, любит быть в центре внимания, никому не отказывает в просьбах, хотя не всегда может их выполнить. Бывает, вспылит, но быстро отходит. Не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами.
5. Высокий уровень общительности – «рубаха-парень», всегда в курсе всех дел, принимает участие во всех дискуссиях, всюду чувствует себя в своей тарелке. Берется за любое дело, хотя не всегда может его выполнить до конца.
6. Болезненный характер коммуникабельности – говорлив, многословен, вмешивается в дела, которые не имеют к нему никакого отношения. Берется судить о проблемах, в которых совершенно не компетентен. Часто бывает причиной всякого рода конфликтов в окружении. Вспыльчив, обидчив, нередко бывает необъективен. Серьезная работа не для него, людям с ним очень трудно.
Отношение респондента к тому или иному уровню общительности определяется по сумме набранных баллов. Тест включает в себя 16 вопросов.
На основе полученных в ходе наблюдения и тестирования данных делается анализ общительности, склонности к конфликтному поведению и отдельно по каждому респонденту. На основе данных, собранных в процессе интервью, проводится анализ конфликтных ситуаций, возникающих в транспортной компании.
Анализ результатов эмпирического исследования.
Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих особенностях. Применялся метод включенного наблюдения, так как исследователь является сотрудником данной организацией и коллегой по работе испытуемых.
Результаты наблюдения.
Испытуемые | Личностные и поведенческие особенности |
1 | Добродушный, спокойный, открытый, общительный человек |
2 | Напористый, скрытный, общительный, склонен к конфликтному поведению |
3 | Общительный, немного суетливый, добродушный, веселый, с хорошим чувством юмора |
4 | Необщительный, упрямый, скрытный, хорошо знает свое дело, склонен к конфликтному поведению |
5 | Любознательный, открытый, всегда поддержит беседу по любому вопросу, в общении легок. |
6 | «Себе на уме», общительный, но скрытный, уходит от конфликтов, всегда находит компромисс или оправдание |
7 | Неуверенный, застенчивый, мягкотелый, пытается всем угодить |
8 | Мягкий, спокойный, общительный, дружелюбный |
9 | Резкий, необщительный, склонный к конфликтам |
10 | Суетливый, общительный, добродушный, бесконфликтный |
11 | Веселый, многословный, немного надоедливый, склонен к созданию конфликтных ситуаций |
12 | Не терпеливый, вспыльчивый, общительный, конфликтный |
13 | В общении настороженный, застенчивый, говорит только по существу, бесконфликтный |
14 | Развязный, говорит с сарказмом, неуместно шутит, склонен к конфликтам |
15 | Тихий, спокойный, добродушный, бесконфликтный |
Данные наблюдения свидетельствуют о том, что 6 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций: 2 человека из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации; 2 человека из 6, склонных к конфликтам, также являются общительными людьми, но в тоже время они развязны, многословны, отпускают неуместные шутки - неприятны в общении, что является причиной создания ими конфликтных ситуаций; и двух человек в конфликтной группе отличает необщительность, скрытность, упрямость.
Составим диаграмму, наглядно отражающую типы людей в конфликтной группе:
Далее охарактеризуем бесконфликтную группу сотрудников транспортной компании, в эту группу в которую входят 9 человек, среди них можно выделить 4 человека, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью; 3 человека отличается спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием; 2 человека застенчивы, неуверенны в себе, стремящиеся всем угодить.
Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют о том, что в группе 40 % людей, способных создавать конфликтные ситуации и 60 % инженеров бесконфликтных в общении.
Составим общую диаграмму по группе.
Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников транспортной компании.
Задачи тестирования:
1) выявить уровень общительности;
2) определить уровень коммуникативного самоконтроля;
3) определить стиль конфликтного поведения сотрудников транспортной компании.
Результаты тестирования.
№№ | Показатели | Общий вывод | ||
Стиль конфликтного поведения | Уровень общительности | Самоконтроль в общении (коммуникативный контроль) | ||
1 | Сотрудничество Компромисс | Высокий уровень | Средний уровень | Чрезмерно общителен, способен на сотрудничество, компромисс; искренен, но не сдержан в эмоциональных проявлениях |
2 | Соперничество | Средний уровень | Низкий уровень | Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
3 | Сотрудничество | Нормальная коммуника-бельность | Высокий уровень | В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
4 | Избегание | Низкий уровень | Высокий уровень | Необщителен, избегает конфликтов, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
5 | Сотрудничество Компромисс | Нормальная коммуника-бельность | Высокий уровень | В меру общителен, способен к сотрудничеству и компромиссу, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
6 | Компромисс Избегание | Средний уровень | Средний уровень | Весьма общителен, склонен к поиску компромисса или избегает конфликты, не всегда сдержен в эмоциональных проявлениях |
7 | Приспособление | Низкий уровень | Высокий уровень | Необщительный в конфликтной ситуации старается приспособиться; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
8 | Сотрудничество | Нормальная коммуника-бельность | Высокий уровень | В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации. |
9 | Соперничество | Средний уровень | Низкий уровень | Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
10 | Компромисс Избегание | Высокий уровень | Высокий уровень | Чрезмерно общительный, находит компромисс или избегает конфликта, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
11 | Компромисс Избегание | Высокий уровень | Средний уровень | Чрезмерно общителен, находит компромисс или избегает конфликта, не всегда сдержен в эмоциях |
12 | Соперничество | Средний уровень | Низкий уровень | Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
13 | Сотрудничество | Низкий уровень | Средний уровень | Не общительный, способен к сотрудничеству в конфликтной ситуации; не сдержен в эмоциональных проявлениях |
14 | Соперничество | Высокий уровень | Низкий уровень | Чрезмерно общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
15 | Избегание компромисс | Низкий уровень | Высокий уровень | Не общительный, избегает конфликтов или идет на компромисс; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
Анализируя полученные в результате диагностики показатели, мы приходим к выводу, что 4 респондента обладают высоким уровнем общительности – эти люди всюду чувствуют себя в своей тарелке, но не всегда доводят дело до конца. 7 человек обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. 4 человека отличатся низким уровнем общительности – они замкнуты, предпочитают одиночество.
Рассматривая уровень самоконтроля в общении, мы приходим к выводу, что большинство сотрудников компании (7 человек) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, в состоянии даже предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих. Четыре человека обладают средним уровнем коммуникативного контроля, их отличает искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях. У четырех инженеров выявлен низкий уровень самоконтроля в общении, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, некоторые считают их «неудобными в общении».
Анализируя показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников компании, мы выявили, что 7 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон. Три человека из них помимо сотрудничества также могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации.
Соперничество в конфликте характерно для трех сотрудников, а пять человек предпочитают избегать конфликтов, хотя если этого не удается, 4 человека из них способны пойти на компромисс.
Таким образом, в общем, для группы характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль и поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.
Последним этапом нашего исследования было интервью, цель которого выявить причины возникновения конфликтных ситуаций в транспортной компании, а также условия преодоления конфликтных ситуаций.
Вопросы интервью:
1. Возникали у Вас конфликты с коллегами по работе?
2. Возникали у Вас конфликты с клиентами?
3. Возникали у Вас конфликты с руководителями?
2. Какие были причины конфликтов?
3. В чем выражалась конфликтная ситуация?
4. Как она разрешилась?
5. Какие пути разрешения конфликтных ситуаций вы считаете оптимальными?
6. Каким образом, на Ваш взгляд, можно предотвратить конфликты в компании?
Результаты интервью
Данные интервью свидетельствуют о том, что 40 % конфликтных ситуаций в транспортной компании «Ньюпорт Трейдинг» возникают в общении с коллегами по работе, 35% конфликтных ситуаций в компании возникают в общении с руководителями, и, соответственно, 25 % конфликтных ситуаций возникают в общении с клиентами.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 273.