В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно - территориального образования денежного фонда, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.[1]
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использование государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами при образовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и части доходов населения.
Государственный бюджет,[2] является основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством и закрепляется законодательством страны.[3] По степени распределения власти между центром и административно - территориальными образованьями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство - эта форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами государства. Бюджетная система такого государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов,[4] (см. приложение 1, рис. 1).
Федеративное государство - это форма государственного устройства, при которой государственное образования или административно - территориальное образование входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система этих государств, к которым относится и Россия, трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.[5] (Приложение 1, рис. 1).
Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действует свои бюджетные и налоговые системы.[6]
За более чем тысячелетию России ее бюджетное устройство прошел путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве. Рассмотрим кратко ее историю.
Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.
Финансовая реформа в России конца 50-х – начала 60-х годов XIX века решила четыре главных вопроса.
1) Установление гласности государственной росписи доходов и расходов и других важных финансовых документов.
2) Введение единых правил составления смет и росписей, включение в них всех расходов и доходов государства и ведомств.
3) Введение организованного единства кассового дела.
4) Установление финансового контроля по первичным документам на всех стадиях перемещения государственных денег и во всех ведомствах.
Бюджетно-налоговая система того времени позволяет говорить «о предельной финансовой централизации», ведь еще в начале XX в. соотношение между местными бюджетами и государственным было 1:6,9.[7]
Таким образом, бюджеты формировались следующим образом:
Р=Д, [8]
где Р – размер расходов, Д – размер собственных доходов.
Эта система обеспечивала в значительной мере финансовую независимость территориальных органов власти всех уровней. Т. к. территориальные доходы формировались за счет собственных доходов. Однако, по мере роста бюджетных расходов на общегосударственные нужды (образование, здравоохранение и др.), собственные доходы территориальных бюджетов не могли обеспечить эти расходы. А механизмов оказания помощи из государственного бюджета не было установлено законом. В связи с этими недостатками в 1931 г. в ССР бюджеты союзов были включены в государственный бюджет СССР. Местные бюджеты стали формироваться следующим образом:
Р=Дс+Др,[9]
где, Р – размер расходов, Дс – собственные доходы, Др – регулирующие доходы.
К преимуществам этой модели относят: 1. достигается единство источников; 2. создание механизмов оказания финансовой помощи территориям; 3. правительство страны имело реальные рычаги для регулирования экономического и социального развития территорий. В месте с тем такой способ распределения средств между бюджетами имеет ряд недостатков: 1. низкая доля собственных доходов территориальных бюджетов; 2. велика зависимость территориальных бюджетов от верхних уровней власти; 3. велики встречные и неоправданные потоки движения финансовых ресурсов, сначала с территорий в вышестоящий бюджет, а затем снова в нижестоящий; 4. ведет и к централизации средств в вышестоящий бюджет, к уменьшению территориальных потребностей, и следовательно, к противоречию между центром и регионами; 5. такая система способствовала развитию иждивенчества отдельных территорий, стремление получить средства из вышестоящего бюджета, не прелагая усилий к развитию территориальной экономики.
Практически эта модель используется в России в настоящее время.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.