Путем наблюдения нами было выявлено, что игровые взаимодействия детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны и при этом меньше возникает конфликтных ситуации. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. Мальчики в свои игры тоже приглашают девочек, но не любят, когда их много.
Различия в отношениях детей к сверстникам противоположного пола сказываются на выборе ими партнеров по общению и играм. Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на умении организовать деятельность, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношении с девочками, привлекает, прежде всего, личностные качества, внешность.
С помощью опросника Кагана были получены следующие результаты:
· при определении пола и половых ролей 100 % детей правильно назвали свой пол (мужской/женский) и свои половые роли («мальчик», «сын», «внук», «девочка», «дочь»);
· 100 % детей предпочитают свои половые роли;
· 12, 5 % детей (5 человек, из них 4 – девочки) допускали возможность или хотели изменения своего пола;
Исходя из этого, можно говорить о том, что к 5-7 годам ребенок осознает себя мальчиком и девочкой.
Согласно нашим данным роли «дядя» и «тетя » осваиваются детьми 5-7 лет более успешно (67 % мальчиков и 75 % девочек правильно определили свою ролевую позицию в будущем), по сравнению с супружескими ролями «муж» и «жена»(83 % мальчиков и 57 % девочек) и родительскими ролями «папа» и «мама»(50 % мальчиков и 75 % девочек). Как видно из полученных данных, мальчики плохо представляют себя в роли отца, девочки, напротив, ожидают роль матери в будущем, но затрудняются с выбором позиции «жена».
Соотнесение желаемых и ожидаемых родительских ролей различаются: мальчики реже девочек допускают и предпочитают возможность выступать в противоположных паспортному полу родительских ролях. У мальчиков ролевые предпочтения одинаковы по всем изучавшимся аспектам половых ролей, тогда как у девочек имеется расхождение между общеродовыми, с одной стороны, и супружескими и родительскими предпочтениями с другой стороны. Представления о возможности изменения пола и желательности этого – чаще отмечалось у девочек, чем у мальчиков.
Данные по методике «Функционально – ролевая согласованность» мы представили в виде таблицы.
Как видно из полученных данных (Таблица 1), и мальчики и девочки считают, что «кормильцем семьи» должен быть мужчина, а воспитывать детей – женщина, что отражает традиционные консервативные взгляды, несмотря на то, что в современных семьях все не так определенно. Девочки в большей степени, чем мальчики, считают, что домашние «бытовые» обязанности – только для женщин. Характерно, что девочки определяют четыре из пяти обязанностей, как женские. Мальчики более склонны поделить обязанности «пополам».
Таблица 1 - Понимание детьми семейных ролей
Шкалы методики | Проценты | |
Мальчики | Девочки | |
Зарабатывает деньги – муж | 75 % | 85 % |
Зарабатывает деньги – жена | 25% | 15 % |
Хозяин в доме – муж | 55% | 15 % |
Хозяйка в доме – жена | 45 % | 85 % |
Поддерживает отношения с родственниками - муж | 35 % | 45 % |
Поддерживает отношения с родственниками - жена | 65 % | 55 % |
Организует досуг – муж | 60 % | 25 % |
Организует досуг – жена | 40 % | 75 % |
Воспитывает детей - муж | 25 % | 2 5 % |
Воспитывает детей – жена | 75 % | 75 % |
По данным социометрической методики «День рождения»
Мы определили, что 32,5% (13 человек) большая потребность в общении, у 15 % (6 человек ) маленькая и 21% (52 человека) средняя.
25 % (10 мальчиков) и 20 % (8 девочек) характеризуются неопределенностью полоролевой идентичности. Таким детям свойственна высокая или средняя потребность в общении со сверстниками, но низкий статус в группе «непринятые»: 4,8 % (6 мальчиков и 6 девочек); «изолированные»: 1,6% (2мальчика и 2 девочки), они в основном выбирают в партнеры по играм детей противоположного пола (мальчик играет с девочками), конфликтуют со сверстниками своего пола. В большей степени такие характеристики свойственны мальчикам, чем девочкам.
Для выявления взаимосвязи между статусом в группе и переменными: «потребность в общении со сверстниками», «сформированность полоролевой идентичности» мы рассчитали коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Обнаружена тенденция к взаимосвязи между статусом в группе и сформированностью полоролевой идентичности: r = 0,4002, p = 0,072. Положительная корреляция означает: чем выше статус ребенка в группе сверстников, тем определеннее его полоролевой выбор. Других достоверных связей нами не обнаружено.
2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям дошкольников
В дошкольном возрасте первичное осознание себя ребенком определенного пола становится сложной и относительно устойчивой системой: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным ролями, присущими полу, воспринимает себя членом социальной группы.
Одной из основных частей общей системы воспитания является половое воспитание. Оно имеет важное значение. От того, как было поставлено половое воспитание, часто зависит очень многое в формировании личности ребенка. Основной задачей здесь является поддержать в ребенке радость бытия в своем поле и удовлетворенность по поводу существования противоположного пола.
Распределение ролей в семье между мужем и женой играют важную роль в становлении полоролевой идентичности ребенка. Усиление традиционной полоролевой дифференциации наблюдается после рождения ребенка. Уход и забота о нем ложится на мать; кроме того, она начинает отвечать за все, что происходит в доме, а потребность в профессиональной деятельности отходит на второй план; муж же больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна.
Однако родители как, как мы уже отмечали, не являются единственными агентами гендерной социализации. Источниками формирования гендерных установок являются СМИ, детская художественная литература, общение с педагогами, сверстниками и т.д.
В детском саду необходимо психологическое сопровождение становления полоролевой идентичности. Психологи и воспитатели могут организовать работу по следующим темам и направлениям:
1.Как хорошо быть девочкой.
2. Как здорово быть мальчиком.
3. В чем счастье жены и матери.
4. В чем счастье мужа и отца.
5. Мальчик и девочка: сходство и различия в поведении.
Родители и воспитатели должны создавать вокруг детей среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения и объяснять детям «искусственность» некоторых гендерных стереотипов, навязываемых СМИ тцов характерна недооценка способностей своего ребенка в образах дочерей у отцов существенно больше, чем в образах сыновей Поощрять совместные игры, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх обычно предпочитаемых каким-то одним гендером представителей другого пола (например, девочки могут играть в футбол, а мальчики в «классики»).
Выводы 2 главы
Соотнесение желаемых и ожидаемых родительских ролей различаются: мальчики реже девочек допускают и предпочитают возможность выступать в противоположных паспортному полу родительских ролях.
У мальчиков ролевые предпочтения одинаковы по всем изучавшимся аспектам половых ролей, тогда как у девочек имеется расхождение между общеродовыми, с одной стороны, и супружескими и родительскими предпочтениями с другой стороны. Мальчики плохо представляют себя в роли отца, девочки, напротив, ожидают роль матери в будущем, но затрудняются с выбором позиции «жена».
Девочки в большей степени, чем мальчики, считают, что домашние «бытовые» обязанности – только для женщин. Мальчики более склонны поделить обязанности по дому «пополам».
Около четверти всех детей характеризуется неопределенностью полоролевой идентичности. Таким детям свойственна высокая или средняя потребность в общении со сверстниками, но низкий статус в группе («непринятые», «изолированные»), они в основном выбирают в партнеры по играм детей противоположного пола (мальчик играет с девочками), конфликтуют со сверстниками своего пола. В большей степени такие характеристики свойственны мальчикам, чем девочкам.
Обнаружена тенденция к взаимосвязи между статусом в группе и сформированностью полоролевой идентичности. Положительная корреляция означает: чем выше статус ребенка в группе сверстников, тем определеннее его полоролевой выбор. Дети с сформированной полоролевой идентичностью имеет более высокий статус в группе и испытывают меньшие проблемы в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Обратно, дети с неопределенной идентичностью, испытывая потребность в общении со сверстниками и отвергаемые компаниями ровесников своего пола, играют с детьми противоположного пола, что не способствует становлению их полоролевой идентичности.
В детских дошкольных образовательных учреждениях необходимо вести психолого-педагогическое сопровождение процесса становления половой идентичности у детей.
Заключение
Дошкольный возраст – решающий для формирования половой идентификации, для осознания себя мальчиком или девочкой, для впитывания образов мужского и женского поведения.
Выделяются три составляющих, при взаимодействии которых формируется мужчина или женщина в человеческом понимании: эти три составляющих – биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм, социальный пол, или социально культурный половой диморфизм, и психический пол, или половой диморфизм личности, половое самосознание.
Наиболее зримы результаты взаимодействия наследственности и культуры прослеживаются в формировании у ребенка полоролевой идентичности. Хотя биологические основы половой идентичности закладываются еще до рождения, половые роли и половая идентичность претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека.
Основную роль в формировании психологического пола и половой роли играют, вероятно, социальные ожидания общества (в большей степени, родителей как представителей общества), которые возникают в соответствии с конкретной социально- культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.
В обществе имеются определенные представления о приемлемых половых ролях, и ребенку стараются навязать укоренившиеся половые стереотипы. Родители и воспитатели должны создавать вокруг детей среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения, объяснять детям «искусственность» гендерных стереотипов, навязываемых СМИ,тцов характерна недооценка способностей своего ребенка. рых в образах дочерей у отцов существенно больше, чем в образах сыновей поощрять совместные игры, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх обычно предпочитаемых каким-то одним гендером представителей другого пола.
В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне. Вместе с тем необходимым является поддержать в ребенке как радость бытия в своем поле, так и удовлетворенность по поводу существования противоположного пола.
Список литературы
1. Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. – Санкт-Петербург 2006 -с.144
2. Алёшина Ю.А.; Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии -1991- №4-с.74-82
3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М.: 1989-с.120
4. Андреев И.Л.. Игры, которых не знает Европа.// Мир психологии 1998 . №4
5. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебник для вузов. СПб.- 2005 с.430
6. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. М.- 1995-с.430
7. Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. – Прайм-ЕВРОЗНАК. Санкт-Петербург 2007 –с.320
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –Питер, 2000-с.400
9. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал 1991 № 6 статья 1
10. Выготский Л.С. Детская психология. – Том 4, Москва 1984 –с.224
11. Государев Н.А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах - М. - 2006-с.112
12. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.:1987-с.176
13. Городнова Н.Н. Гендерная идентификация как механизм формирования представлений подростков о будущей семье // Журнал практического психолога №5. 2005. с.166-174.
14. Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопросы психологии 1990 №3 с.9-17
15. Иванова Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни. // Проблемы формирования целостных ориентаций и социальный аспект личности. М.: 1984
16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: мужчин и женщин. М.: 2002 –с.544
17. Калина О.Г. «Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевая идентичности». // Вопросы психологии №1, 2007 - с.15-27
18. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. СПб. 2003 -с.480
19. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Москва, Просвещение 1988 –с.208
20. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.,1995 –с.143
21. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //Соотношение биологического и социального. — М., 1975 - 205 с.
22. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. – 1981 № 2. - С. 47-57.
23. Крайг. Г. Психология развития. М.: 2007 .- с.944
24. Корнеева Е.Н. Почему они такие разные? : характер и темперамент вашего ребенка. Ярославль 2005 -с. 157
25. Логинов А.А. Мужчины и женщины. Минск,1989 –с. 448
26. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии. //Психологический журнал 1980 № 1.
27. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Психология. Современный словарь – Санкт-Петербург 2007 – с.496
28. Пиз А, Пиз Б. Язык взаимоотношений. М.:2007- с.400
29. Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Москва 1984.
30. Равич-Щербо И.В. Системно-деятельностный подход в психологии личности. // Вопросы психологии 1988 № 1- с.177-180
31. Реан А.А. Психология человека: От рождения до смерти. – Санкт –Петербург 2007 - с.651
32. Репина Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии.// Вопросы психологии 1987 № 2 – с.158-166
33. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека. Психологический журнал. 1986 № 4.
34. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком. // Вопросы психологии. – 2000 №3 – с.67-82
35. Столяренко Л.Д.Основы психологии. Феникс, Ростов – на – Дону 2002 - с.672
36. Урунтаева Г.А. Личность. // Практикум по детской психологии Москва 1995 - с. 38-107
37. Фельдштейн Д.М. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 2005 - с.568
38. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1993 - с.511
39. Фрейд З. Психоанализ и теория сексуальности. – Москва, 2004 - с.443
40. Хасан В.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии 1997 № 3 с. 32-39
41. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1999 - с.360
42. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: 2001 -с.144
43. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. Психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2001 - с.416
44. Шнейдр Л.Б. Идентичность. Хрестоматия. - Москва 2003 - с.273
45. Якобсон С.Г. Формирование Я – потенциального. // Вопросы психологии 1997 №3-с.3-12
46. Психология. Словарь. / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1990 - с.239
47. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурная репрезентация гендерных отношений. Саратов,1998
Приложение №1
Таблица 1 - Данные по методике «День рождения»
№ п.п. | Пол | Возраст | Статус | Потребность в общении со сверстниками | Выбирает | Сформированность половой идентичности |
1 | Муж | 6,5 | Непринятые | Средняя | Д | - |
2 | Муж | 6,5 | Предпочитаемые | Большая | М | + |
3 | Муж | 6,5 | Принятые | Средняя | М/Д | + |
4 | Муж | 6,5 | Принятые | Большая | М | + |
5 | Муж | 6,5 | Непринятые | Большая | Д | - |
6 | Муж | 6,5 | Непринятые | Маленькая | М | + |
7 | Муж | 6,5 | Непринятые | Маленькая | М | + |
8 | Муж | 6,5 | Принятые | Маленькая | М | + |
9 | Муж | 6,5 | Непринятые | Большая | М | - |
10 | Муж | 6,5 | Непринятые | Средняя | М | + |
11 | Муж | 7 | Принятые | Средняя | М/Д | + |
12 | Муж | 6,5 | Непринятые | Средняя | М/Д | + |
13 | Муж | 6,5 | Принятые | Средняя | М/Д | + |
14 | Муж | 6,5 | Принятые | Средняя | М | + |
15 | Муж | 6,5 | Изолированные | Средняя | Д | - |
16 | Муж | 6,5 | Изолированные | Средняя | М | + |
17 | Муж | 6,5 | непринятые | Большая | Д | - |
18 | Муж | 6,5 | непринятые | Средняя | М | + |
19 | Муж | 6,5 | Принятые | Средняя | М | + |
20 | Муж | 6,5 | Предпочитаемые | Маленькая | М | + |
21 | жен | 7 | Предпочитаемые | Средняя | Д | + |
22 | жен | 6,5 | Предпочитаемые | Маленькая | Д | + |
23 | жен | 6,5 | Принятые | Большая | М | + |
24 | жен | 6,5 | непринятые | Средняя | Д | + |
25 | жен | 7 | Принятые | Средняя | Д | + |
26 | жен | 6 | Изолированные | Средняя | Д | + |
27 | жен | 6 | Непринятые | Большая | Д | + |
28 | жен | 6,5 | Изолированные | Маленькая | М | - |
29 | жен | 6,5 | Непринятые | Большая | М/Д | - |
30 | жен | 6 | Принятые | Большая | М | - |
31 | жен | 6 | Принятые | Большая | М/Д | + |
32 | жен | 6,5 | Принятые | Большая | М | + |
33 | Жен | 6,5 | Непринятые | Средняя | М | - |
34 | жен | 7 | Принятые | Средняя | М/Д | + |
35 | жен | 6,5 | Предпочитаемые | Средняя | М | + |
36 | жен | 6,5 | Принятые | Большая | Д | + |
37 | жен | 6,5 | Принятые | Средняя | Д | + |
38 | жен | 6,5 | Предпочитаемые | Большая | М/Д | + |
39 | жен | 6,5 | Принятые | Большая | Д | + |
40 | жен | 6,5 | Принятые | Большая | Д | + |
Приложение №2
Таблица 2 - Функционально- ролевая согласованность
Роль | КАК ДОЛ ЖНО БЫТЬ? (варианты – муж, жена) |
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. (Данная роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния). | |
2. Хозяин / хозяйка (реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой и т.д.). | |
3. Ответственный за поддержание родственных связей (данная роль включает участие в семейных праздниках, организацию общения с родственниками и содействие социальному становлению членов семьи). | |
4. Организатор досуга (роль включает инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга, исполнение этой роли направлено на формирование у членов семьи определённых культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений). | |
5. Воспитатель (данная роль включает в себя выполнение обязанностей, связанных с уходом за ребенком, воспитание ребенка). |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.