Полоролевая идентичность, ее формирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Пол генетически обусловлен, и некоторые полагает, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертами личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отличия между мужчинами и женщинами имеют внешние причины и определяются главным образом тем, что на протяжении всей жизни представители мужского и женского пола испытывают различное отношение к себе со стороны родителей, друзей и общества.

Наследственность и культура могут устанавливать какие-то внешние рамки полоролевой идентичности, но при формировании личности или психосексуальной идентичности они взаимодействуют, переплетенные между собой, как две нити одной веревки.

Полоролевая идентичность и устанавливается в раннем детстве, процесс полоролевой идентификации продолжается еще долгие годы. Полоролевая идентичность, возможно, образует самую важную часть нашей «Я» - концепции, но это вовсе не какая-то постоянная, раз и навсегда ускорившаяся особенность личности.

Прежде чем рассмотреть полоролевую идентичность, рассмотрим понятия «идентичности» и «идентификации». В психологическом словаре термин «идентичность» раскрывается следующим образом « идентичность – согласно Э. Эриксону - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью «собственным «Я» независимо от изменений последнего и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».[43]

В «Психологической энциклопедии» Р. Корсини и А.Ауэрбаха идентичность определяется как «…чувство тождественности или преемственности «Я», сохраняющееся, несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Личные воспоминания о прошлом и устремления свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем».

Идентификация – психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, групп, образцом или идеалом. Термин «идентификация» берет начало в психоанализе, в котором интерпретируется главным образом как бессознательный процесс, подражание поведению или определенным качествам того лица, с которым индивид себя отождествляет. Введено З. Фрейдом, понимается как один из существенных механизмов формирования личности – моральной – инстанции супер – Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок часто отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами. В работе А. Фрейд идентификация толкуется как один из механизмов защиты своего «Я». Этот механизм включает более частные механизмы интроекции и проекции.

Описанный впервые З.Фрейдом феномен идентификации интенсивно изучался в последующие десятилетия представителями самых разных областей психологической науки: детскими и медицинскими психологами, социальными психологами. Выполненные исследовательские и научные работы можно условно разделить на две не равные между собой группы. К первой из них, включающей громадное большинство исследований идентификации, относятся работы, касающиеся тех или иных аспектов проблемы социализации личности. Другая часть исследований идентификации связана с анализом процессов межличностного влияния, оказываемого друг на друга непосредственно общающимися индивидами, членами тех или иных человеческих групп.

В психологии понятие «идентичность» используется относительно недавно. С появлением и распространением психоанализа происходит в высшей степени любопытный поворот в осмыслении феномена «идентичность». Если прежде вопрос состоял, в том, как ее обнаружить, вывести на свет сознания, то теперь проблема смещается в другую плоскость: наше «истинное Я» т.е. идентичность, ускользает от осознания, не хочет быть обнаруженной. Если до Фрейда вели речь о том, как отделить подлинное содержание личности от неподлинного, то в психоанализе ситуация принципиально меняется: речь идет не о скрытой, а о скрывающейся идентичности. Причем скрывающейся не только от других, но и от себя. Наше «Я» строится из иллюзии относительно себя самого.

Психологические аспекты проблематики идентичности интенсивно разрабатываются в постфрейдовском психоанализе и, в частности, в революционных исследованиях Лакана. Речь здесь идет о складывании индивидуальности как возможного целого. То, что философы обозначают в качестве «самости» или «субъективности», отнюдь не представляет собой не какой естественной данности или само собой разумеющейся сущности. Эту мысль можно проследить в наблюдении за развитием младенца, человеческого детеныша в возрасте до 6 мес. вообще не является психическим целым. Он представляет собой «фрагментарное тело». Периодом между полугодом и полутора годами Лакан называет «зеркальной» стадией. Формирование «Я» или личности, или персональной идентичности, и в возрасте 18 мес. до 3 лет ребенок проходит «эдипальную стадию».

И наконец, широкое распространение «идентичности» и главное его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Эрика Эриксона. Более того, если встреча философского и социологического словоупотребления и произошло, то случилось это именно благодаря Эриксону, активно работающему в 60-е годы. Приблизительно с середины- конца 70-х годов термин «Идентичность» прочно входит в словарь социально-гуманистических наук. Под идентичностью Эриксон понимал – чувство самотождественности, собственной эстетичности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, стабильности владения личностью собственного « независимо от изменений последнего и ситуации: способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».[15, с 135 – 137]

Следует развести два таких понятия как половая идентичность и гендерная идентичность. До последнего времени в роботах отечественных исследователей: В.С.Агеева, И.С.Кона, Т.А.Репиной, Я.Л.Коломинского и др. использовались термины «психологический пол», «половая идентичность», «полоролевые стереотипы», «полоролевые отношения».

Термин «половая роль» соотносится интериоризацией норм, определяющих мужское и женское поведение в данной культуре. Начиная с раннего детства человек быстро идентифицирует свойственные и не свойственные каждому полу варианты поведения; подобная ассимиляция не является результатом намеренного обучения, она скорее продукт постепенного усвоения ряда норм, определяющих адекватное поведение.

Современная социально-психологическая наука различает понятия пол и гендер. Понятие «пол» использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей мужчины или женщины, то есть биологическими особенностями человека. Понятие «гендер» обозначает сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат - социальный конструкт гендера.

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации.

2) гендер конструируется и самими индивидами на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.) Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности.

Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями, которые подчас отличаются друг от друга.

Теория социального научения, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подрожать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка.

Гендерная индентификация подростков формируется в условиях, где нормы и стандарты жизни стремительно меняются. Изменяются в обществе и представления о женских и мужских образах. В большинстве этнокультур на протяжении столетий, маскулинность - феминность как полярные предписания социального полового поведения служили ведущим, жестким ориентиром усвоения половой роли.

Половые роли - вид социальных ролей, они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), появляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства его поведения.

Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным ими на основании многих наблюдений.

А.Бандура, основываясь на материалах большого числа работ, полагает, что идентификация относится к процессу копирования субъектом мыслей, чувств или действий другого лица, служащего моделью. В его работах идентификация рассматривается как процесс научения посредством наблюдения, включающий многообразие результатов моделирования и основывающийся на прямых действиях с актуальными и символическими моделями.

Теория когнитивного развития главным считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Гендерная константность, полагают Дж. Сметана и К. Летурно побуждает детей искать социальные контакты для сбора информации о поведении, соответствующему их полу. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. [20, с. 57-59]

Основы половых установок непосредственно формируется не биологическими инстинктами и непроизвольными нормами культуры, а организацией познавательной сферы ребенка в соответствии с его половой ролью. Представление ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения. Они возникают в результате активного отражения в сознании ребенка.

Согласно теории гендерных схем, разработанной С. Бем, усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации. Предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно - схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское».

Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определений «Я» только те, которые применимы к его полу. Воспринимая новую информацию, ребенок кодирует и организует ее в соответствии с заданными извне гендерными схемами, то есть доминирующими культурными представлениями о мужественности и женственности и ролях мужчины и женщины в обществе. Следовательно, поведение и самооценка ребенка определяются содержательным компонентом гендерной схемы.

Автор теории социальных ролей А. Игли утверждает, что многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды, и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. [42, с. 6-12]

Важную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей. Не следует забывать и об активности самого ребенка в освоении своей половой роли, идентифицируя себе с родителями определенного пола и подражая ему. Отмечают, что мальчики более склонны подражать поведению других, нежели девочки. Немаловажную роль, играет и эмоциональная, интимная связь между ребёнком и родителем.

Под половой идентичностью понимают переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологической, психологической и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. [5]

Половая идентификация – это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий не одинаково. Я.К. Коломинский и М.Х. Мелтас, что полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

1. половая идентичность – понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящегося себя к тому или иному полу. (З. Старовия.)

2. собственно полоролевая идентичность – значение и усвоение ролей мужчин и женщин.

С. Томпсон выделяет в раннем развитии половой роли три этапа:

1) ребенок узнает, что существует два пола.

2) он включает себя в одну из этих категорий.

3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения.

Три этапа выделяют и другие авторы, правда, их содержание расходится с этапами выделенными С.Томпсоном: ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем убеждается в необратимости пола во времени, и наконец у него возникает понимание того, что пол является константной характеристикой человека. [7, с 103- 104]

Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности:

1. Гендерную идентификацию.

2. Гендерную константность.

3.Дифференциальное подражание.

4.Гендерную саморегуляцию.

Исходя из этого, следует раскрыть понятия гендерная идентичность. В плане гендерной психологии словосочетание гендерная идентичность означает и отождествляет себя с определенным полом и отношением к себе как к представителю определенного пола и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик. [8, c 124-131]

В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет, себя с определенным полом у него возникает субъективной «чувства пола» и развиваются определенные характеристики личности – маскулинности и феминости.

В представлениях о гендерной идентичности можно выделить четыре этапа (хотя этот термин появляется только в 1970-х гг. ранее существовали его аналогии: половая или полоролевая идентификация, отождествление себя с определенным полом и т.д.).

Рассмотрим в краткой форме данные этапы:

Первый дофрейдовский, этап относится к началу 20-х гг. В ранних исследованиях посвященных психологии женщин, отражалось наивное житейское представления о том, что женщина должна соответствовать некому идеалу (женственности).

Второй этап связан с деятельностью З.Фрейда, позднее его последователей и охватывает период с 1920 – 1970-х гг. В своей работе «Женственность» Фрейд изобразил женщин завидующим мужской анатомии и заключил, что «феминными» чертами является пассивной, зависимостью и склонность к подчинению.

К третьему этапу относятся период с 70-80 х-гг (Сандра Бем и Джудит Спенс). Для объяснения различных вариаций гендерной идентичности они привлекли идею андрогености. Термин «андрогиния» вводится в качестве ярлыка для обозначения индивидуумом, чья оценка высока относительно как инструментальных, так и экспериментальных черт, которые определяются именно их методикой. В этом смысле авторы связывают значение андрогинии с определениями, даваемыми этому термину в словарях (например, в словаре Вебстера андрогинными называются лица, «имеющие характеристики или природу как мужчин, так и женщин»).

Четвертый этап характеризует разочарования после одушевления. [19, с. 97-102]

Как отмечалось выше, до начала 1990-х гг. гендерная проблематика как таковая в отечественной психологии не развивалась, исследования были сосредоточены главным образом в области психологии пола, психологии половых различий, психологии семьи и брака.

Одна из первых кто отметила, увеличение количества научных работ в которых представлены результаты эмпирического изучения психологических различий между людьми разного пола, была И.С. Клецина. Однако, по ее мнению, не следует рассматривать, эти работы как гендерно ориентированы даже в тех случаях, когда в познании присутствует слово «гендер». В настоящее время граница между психологией пола и гендерными исследованиями в психологии проведена: «теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминиская парадигма, а гендерные исследования в психологии базируются на социально – конструктивной парадигме». [18]

Методологические основы гендерных исследований в отечественной психологии находят адекватное основание – это и теоретико-экспериментальная психология учения Б.Г. Ананьева о человеке (изучения половых характеристик как индивидуальных свойств человека и их связь с особенностями его социального поведения) и культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (зависимость развития личности от социально-культурных ситуаций).

Констатируя выше сказанное изучения, гендерной идентичности, следует отметить, что в конце 20 в. наряду с психологией половых различий сформировалась смежная наука, но не тождественная ей область психологической науки – гендерной психологии. Для психологии проводящих гендерные исследования, основной оказывается другая пара понятий – «маскулиность» и «феминость». Представители гендерного подхода склонны рассматривать психологические характеристики таким образам, как будто в ничтожно малой степени подвержены влиянию такой независимой переменной как «пол». Гораздо более значимой для раскрытия психологических механизмов познания и общения специалисты гендерной психологии, считают определение таких характеристик, как маскулиность- развитие мужских половых признаков, и фемининность – развитие женских половых признаков. [1. с.5-10]

Традиционная система дифференциации половых pолей и связанных с ними стереотипов маскулинности - феминности отличается следующими хаpактеpными чертами:

1) мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;

2) эти различия освящались религией или ссылками на пpиpоду и представлялись ненарушимыми;

3) мужские и женские функции была не просто взаимодополнительными, но и иеpаpхическими - женщине отводилась зависимая, подчиненная pоль, так что даже идеальный образ женщины констpуиpовался с точки зрения мужских интересов.

Эти необратимые и в целом пpогpессивные социальные сдвиги вызывают перемены и в культурных стереотипах маскулинности-феминности, котоpые стали сегодня менее отчетливыми и полярными. Hекотоpая неопределенность pолевых ожиданий (женщина ждет от мужчины pыцаpского отношения в быту и в то же время не без успеха соперничает с ним на работе) вызывает у многих людей дискомфорт и тревогу. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - об угрозе маскулинизации женщин. Фактически же происходит лишь ломка традиционной системы половых pолей и соответствующих ей культурных стереотипов. [25]

Идеалы маскулинности и феминности сегодня, как никогда, пpотивоpечивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу «вечной женственности», буржуазной морали XIX в., женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания женственности. Hо в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, пpедпpиимчивой, т. е. обладать некоторыми свойствами, которые раньше составляли монополию мужчин (только в принципе). [3]

Эти взгляды являются следствиями исторически сложившейся дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда в зависимости от пола, различий в содержании и способах воспитания мальчиков и девочек, культурных стереотипов мужественности и женственности. По мере обеспечения реального социального равенства мужчин и женщин взаимоотношения полов, основанные на подчинении женщин, утрачивают свой прежний характер, сфера их совместной деятельности расширяется, в результате чего исчезают или уменьшаются многие психологические различия между ними, ранее считавшиеся незыблемыми. Степень и содержание половых различий неодинаковы в разных сферах жизнедеятельности. Наиболее значимые различия зафиксированы в области психофизиологии (включая разные темпы физического развития и созревания). Ряд психологических особенностей женщины связан с ее специфическими функциями матери, что проявляется как в направленности интересов, так и в соотношении общественно-производственных и семейно-бытовых функций. [18]

Научно доказано, что женщины имеют больший словарный запас, более открыты для общения, также у женщин гораздо более развита интуиция, они склонны просчитывать каждый шаг и «примерять ситуации». Все это определяется исторически и биологически сложившейся ролью женщины-матери, хранительницы очага.

С древних времен обязанностью женщины было воспитывать детей, контактировать с остальными членами общества, узнавать новую информацию (ведь мужчины занимались охотой и собирательством, им было не до этого), зато женщина должна была строить планы, все просчитывать и ориентироваться, следуя расчетам. Мужчина же издавна выполнял роль добытчика, кормильца, охотника. Ему не присущи излишняя сентиментальность и чувствительность, мужчина должен быстро ориентироваться в ситуации, мгновенно принимать решения, хорошо представлять местность, дабы не заблудиться. Твердо установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально - пpостpанственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агрессивны. Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки. [5]

В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости. [25]

Еще одно отличие связано с отношением к окружающему миру. Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми.

Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальные признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся стереотипов оценок мужчины и женщины. Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная личность. [2]

Сегодня общественное мнение обеспокоено тем фактом, что происходит сближение и слияние норм морали и поведения мужчин и женщин, сопровождающиеся «гибридизацией» внешности. Мужское и женское начала в человеке утратили самодержавную власть. Как относиться к происходящему на наших глазах нарастающему процессу «феминизации» мужчин и обратному этому процессу «маскулинизации» женщин? Для того , чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить содержание феноменов «маскулинности» и «феминности». [29]

Под маскулинностью и феминностью в предельно широком смысле следует понимать вариант парных свойств элементов, которые константно проявляются на разных уровнях Универсума. Маскулинность - относительно активное начало, вектор творчества которого направлен вовне. Феминность - относительно пассивное начало, вектор творчества которого обращён внутрь. Причём активность маскулинности не реализуется без присутствия феминности. Женское начало не проявляет себя без мужского влияния. Существуют разные подходы объяснения различий между маскулинностью и феминностью: морфолого-анатомический (Э.Эриксона), индивидуально-психологический (К.Юнга) и гендерный. Э.Эриксон предлагает рассматривать мужественность и женственность – как два способа организации пространства, соответствующие мужскому и женскому принципу устройства человеческого тела, благодаря чему мужчины и женщины по разному воспринимают мир. Мужественности соответствует внешнее пространство, а женственности внутреннее. Опыты показывают, что дети изображая увлекательные эпизоды из кинофильмов, если это девочки изображают, в большей части, события не на открытом пространстве, а внутри чего-то изолированного или ограждённого – добродетельную жизнь внутри дома. Мальчики изображали динамичную жизнь в открытом пространстве. В социуме «маскулинность» и «феминность» находят воплощение в мужских и женских социальных статусах и ролях, т.е. в гендерных отношениях. [22]

Понятие «гендер» отражает особенности социального взаимодействия мужчин и женщин и используется исключительно с целью разграничения биологического и социального в отношениях между людьми мужского и женского пола. Предмет гендерного исследования не ограничивается исследованием статуса женщин в обществе, последнее ведёт к их феминизации, т.е. они превращаются в идеологизированное социологическое исследование. Мужская роль также заслуживает не меньшего внимания, а тем более спектр взаимоотношений между мужчинами и женщинами. «Взаимосвязанная природа женских и мужских ролей подразумевает, что изменения в одной из них непременно должны сопровождаться изменениями в другой». [5]

Методология гендерных исследований должна руководствоваться прежде всего принципами нравственной целесообразности, т.е. интересами общества в целом. Мужская гендерная роль заслуживает внимания, главным образом, потому что мужчины зачастую не могут реализовать весь компонент мужского поведения. Последнее представляет угрозу их мужскому началу, и даже в худшем случае может привести при определённых условиях к патологической сексуальности, которая находит выражение в сексуальной агрессии. Структура мужской традиционной роли основывается на общепринятых в европейской культуре принципах патриархальности. Во-первых, мужчина, прежде всего, глава семьи и он главное ответственное лицо. Ценность мужчины определяется, прежде всего его личными успехами, в то время как для женщины может быть достаточно успехов её мужа. Во-вторых, от мужчины требуется физическая выносливость и здоровье, что также способствует его успешной социальной адаптации. Часто, если мужчина по каким-то обстоятельствам не вписывается, в традиционную мужскую роль у него развивается чувство дискомфорта, перерастающее в стресс. Берн использует понятие «мужской гендерно-ролевой стресс», под которым понимается «стресс», возникший, когда мужчине трудно поддерживать стандарт традиционной мужской роли или он вынужден проявлять поведение, характерное для женской роли «Гендерное давление» - это одобрение женских социокультурных стереотипов поведения обществом со стороны женщин, и неодобрение их со стороны мужчин. Со стороны мужчин приветствуются только мужские социокультурные стереотипы. «Гендерное давление» человек ощущает на себе с момента рождения, когда он ещё не в состоянии опираться на собственный опыт. Да и впоследствии человеку не всегда бывает достаточно своего собственного опыта, и чтобы расширять свои знания он зачастую опирается на чужой опыт или традицию, а также информацию, пришедшую из окружающей действительности. В силу всех этих фактов человек не всегда следует той модели гендерного поведения, какой ему хочется. Детская литература выпячивает добродетельную сторону женственности, которая состоит в стремлении к организации покоя и уюта в доме, наведению чистоты, заботе о мужчинах, младших братьях и сёстрах. («Белоснежка и семь гномов», «Гуси-лебеди», Царевна-лягушка». Каждый из трёх подходов: морфолого-анатомический, индивидуально-психологический и гендерный отражают особенности разных уровней бытия мужского и женского и удачно дополняют друг друга в понимании феноменов «маскулинности» и «феминности». [44]

Представители гендерного подхода основное внимание уделяют психологическому анализу гендерной идентичности субъекта: осознание и переживанию себя как представителя мужского и женского пола. Подчеркивается, что социально-культурный гендр и биологический пол человека далеко не всегда совпадает.

В современной психологии одной из наиболее известных концепций, в которой дается когнитивное объяснение результатов половой типизации, является теория гендерных схем С.Л. Бема. Она полагает, что в процессе онтогенеза в сознание людей постепенно формируется когнитивно -категориальная структура, активно связанная с принятием в современном обществе представлений маскулинности и фемининности. По этому признаку, Бем выделяет четыре типа гендерной идентичности:

1. маскулиные

2. фемининные

3. андрогенные

4. субъекты с недифференцированной гендерной идентичностью.

Итак, вопрос о половых и гендерных различиях в психологии оказывается очень непростым и не имеющим однозначного ответа. Однако в психологической науке есть область, в которой ответ на него ясен и конкретен – это экспериментальная психология. Сегодня можно и нужно говорить о двух не тождественных типах психологических исследований – направленных на анализ половых и гендерных различий.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 161.