Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

 

Выполнила:

студентка ОЗО ПП 6 курс

Кипрова Валентина Викторовна

Научный руководитель:

Доцент кафедры психологии развития

акмеологии

Золотова О.П.

 

Астрахань – 2009



Содержание

 

Введение

1. Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

1.1 Полоролевая идентичность, ее формирование

1.2 Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности

1.3 Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте

2. Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

2.1 Организация и методы эмпирического исследования

2.2 Анализ результатов

2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям дошкольников

Заключение

Список литературы

Приложение № 1

Приложение № 2

 



Введение

 

Актуальность исследования. В последние годы в зарубежной и отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования полоролевой идентичности. Проблема полоролевой идентификации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психологических половых различий и полоролевой дифференциации - одна из важнейших и актуальных проблем в психологии. Изучение широкого круга вопросов, связанных, с различными аспектами данной проблемы имеет, несомненно, не только теоретическое, но и огромное практическое значение: особенно в области воспитания подрастающего поколения.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентичности на разных этапах онтогенеза, осуществляется анализ современных подходов к проблеме влияния полоролевых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентичности в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У.Липпман, Ш.Берн и др.

Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный – ребенок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный – половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Возраст и половая принадлежность, важнейшие индивидуальные особенности человека.

Институт семьи является важнейшим, но не единственным источником формирования полоролевой идентичности. Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне.

В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. Полоролевая идентификация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания и психолого-педагогического сопровождения.

Воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях с учетом половой дифференциации недостаточно эффективно, так как в основном опирается на устаревшие гендерные стереотипы, не учитывает реалий современной жизни, игнорирует или упрощает их, не реализует направления развития вариативности полоролевого поведения, не формирует у детей навыков овладения мужскими и женскими ролями. Таким образом, все вышесказанное определило актуальность темы дипломной работы: «Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте».

Цель дипломной работы: выявить влияние взаимодействия со сверстниками на формирование полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.

Объект исследования: полоролевая идентичность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологические особенности развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в контексте взаимодействия со сверстниками в образовательном учреждении.

Гипотеза: существует значимая связь между характером взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками, его статусом в группе, с одной стороны, и развитием полоролевой идентичности, с другой.

Цель и гипотеза дипломной работы предполагают постановку и решение следующих задач:

1. Провести анализ научной литературы и определить сущность понятия «полоролевая идентичность» в психологии.

2. Выявить механизмы и источники формирования полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.

3. Эмпирическим путем определить психологические особенности развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.

4. Выявить влияние особенностей взаимодействия дошкольника со сверстниками на формирование полоролевой идентичности.

В качестве методов исследования были использованы:

1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.

2. Методы эмпирического исследования:

§ наблюдение

§ опросные методы:

§ изучение гендерных установок (опросник В.Е. Кагана),

§ методика «Функционально – ролевая согласованность»

§ социометрическая методика «День рождения»

3. Методы качественного и количественного анализа данных.

Достоверность результатов: исследования обеспечивалась методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных и теоретических положений, использованием комплекса методов и методик, адекватных поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, корректной организацией работы, статистической обработкой данных.

База исследования : МОУ ДОУ № 28 г. Астрахани, дошкольники в количестве 40 человек (20 девочек и 20 мальчиков) в возрасте 6-7 лет.

Теоретическая значимость дипломной работы: состоит в анализе проблемы полоролевой идентичности и выявлении механизмов и источников формирования полоролевой идентичности в дошкольном возрасте, Охарактеризованы особенности развития полоролевой идентичности мальчиков и девочек, проанализирован вопрос о наличии влияния особенностей взаимодействия дошкольника со сверстниками на формирование полоролевой идентичности.

Практическая значимость. дипломной работы заключается в предоставлении педагогам дошкольных образовательных учреждений и другим специалистам, занимающимся работой с детьми дошкольного возраста и их родителями, рекомендаций по психолого_- педагогическому сопровождению развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.

Структура дипломной работы: дипломная работа содержит введение, 2 главы, заключение, приложения, список литературы из 47 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.


1. Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте


Методика «День рождения»

Ребенку предлагается на рисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать об раз праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места. Необходимо помнить, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», мы прикасаемся к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.

Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка).

— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки - это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой?

Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки — снежинку.

— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена детей записываются около кружка, а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос.

— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?

Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?

— Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют второй ряд.

Позиции, по которым идет оценка результатов методики:

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются новые — желает общаться в широком кругу сверстников;

б) стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает общаться, но только в ограниченном кругу;

в) претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»).

2. Эмоциональные предпочтения в общении:

а) другие дети располагаются рядом с ребенком - близкие, доверительные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количество выбранных детей;

б) половое преобладание в общении — мальчики или девочки;

в) статус в группе – количество полученных выборов (учитываются только первые четыре выбора).

«предпочитаемые» 6-7 выборов;

«принятые» 3-5 выбора;

«не принятые» 1-2 выбора;

«изолированные» ни одного выбора.

3. Сформированность половой идентификации: мальчики – «звездочка», девочки — «снежинка».

 

Выводы 2 главы

Соотнесение желаемых и ожидаемых родительских ролей различаются: мальчики реже девочек допускают и предпочитают возможность выступать в противоположных паспортному полу родительских ролях.

У мальчиков ролевые предпочтения одинаковы по всем изучавшимся аспектам половых ролей, тогда как у девочек имеется расхождение между общеродовыми, с одной стороны, и супружескими и родительскими предпочтениями с другой стороны. Мальчики плохо представляют себя в роли отца, девочки, напротив, ожидают роль матери в будущем, но затрудняются с выбором позиции «жена».

Девочки в большей степени, чем мальчики, считают, что домашние «бытовые» обязанности – только для женщин. Мальчики более склонны поделить обязанности по дому «пополам».

Около четверти всех детей характеризуется неопределенностью полоролевой идентичности. Таким детям свойственна высокая или средняя потребность в общении со сверстниками, но низкий статус в группе («непринятые», «изолированные»), они в основном выбирают в партнеры по играм детей противоположного пола (мальчик играет с девочками), конфликтуют со сверстниками своего пола. В большей степени такие характеристики свойственны мальчикам, чем девочкам.

Обнаружена тенденция к взаимосвязи между статусом в группе и сформированностью полоролевой идентичности. Положительная корреляция означает: чем выше статус ребенка в группе сверстников, тем определеннее его полоролевой выбор. Дети с сформированной полоролевой идентичностью имеет более высокий статус в группе и испытывают меньшие проблемы в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Обратно, дети с неопределенной идентичностью, испытывая потребность в общении со сверстниками и отвергаемые компаниями ровесников своего пола, играют с детьми противоположного пола, что не способствует становлению их полоролевой идентичности.

В детских дошкольных образовательных учреждениях необходимо вести психолого-педагогическое сопровождение процесса становления половой идентичности у детей.



Заключение

Дошкольный возраст – решающий для формирования половой идентификации, для осознания себя мальчиком или девочкой, для впитывания образов мужского и женского поведения.

Выделяются три составляющих, при взаимодействии которых формируется мужчина или женщина в человеческом понимании: эти три составляющих – биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм, социальный пол, или социально культурный половой диморфизм, и психический пол, или половой диморфизм личности, половое самосознание.

Наиболее зримы результаты взаимодействия наследственности и культуры прослеживаются в формировании у ребенка полоролевой идентичности. Хотя биологические основы половой идентичности закладываются еще до рождения, половые роли и половая идентичность претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека.

Основную роль в формировании психологического пола и половой роли играют, вероятно, социальные ожидания общества (в большей степени, родителей как представителей общества), которые возникают в соответствии с конкретной социально- культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.

В обществе имеются определенные представления о приемлемых половых ролях, и ребенку стараются навязать укоренившиеся половые стереотипы. Родители и воспитатели должны создавать вокруг детей среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения, объяснять детям «искусственность» гендерных стереотипов, навязываемых СМИ,тцов характерна недооценка способностей своего ребенка. рых в образах дочерей у отцов существенно больше, чем в образах сыновей поощрять совместные игры, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх обычно предпочитаемых каким-то одним гендером представителей другого пола.

В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне. Вместе с тем необходимым является поддержать в ребенке как радость бытия в своем поле, так и удовлетворенность по поводу существования противоположного пола.

 



Список литературы

1. Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. – Санкт-Петербург 2006 -с.144

2. Алёшина Ю.А.; Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии -1991- №4-с.74-82

3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М.: 1989-с.120

4. Андреев И.Л.. Игры, которых не знает Европа.// Мир психологии 1998 . №4

5. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебник для вузов. СПб.- 2005 с.430

6. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. М.- 1995-с.430

7. Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. – Прайм-ЕВРОЗНАК. Санкт-Петербург 2007 –с.320

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –Питер, 2000-с.400

9. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал 1991 № 6 статья 1

10. Выготский Л.С. Детская психология. – Том 4, Москва 1984 –с.224

11. Государев Н.А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах - М. - 2006-с.112

12. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.:1987-с.176

13. Городнова Н.Н. Гендерная идентификация как механизм формирования представлений подростков о будущей семье // Журнал практического психолога №5. 2005. с.166-174.

14. Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопросы психологии 1990 №3 с.9-17

15. Иванова Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни. // Проблемы формирования целостных ориентаций и социальный аспект личности. М.: 1984

16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: мужчин и женщин. М.: 2002 –с.544

17. Калина О.Г. «Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевая идентичности». // Вопросы психологии №1, 2007 - с.15-27

18. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. СПб. 2003 -с.480

19. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Москва, Просвещение 1988 –с.208

20. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.,1995 –с.143

21. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //Соотношение биологического и социального. — М., 1975 - 205 с.

22. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. – 1981 № 2. - С. 47-57.

23. Крайг. Г. Психология развития. М.: 2007 .- с.944

24. Корнеева Е.Н. Почему они такие разные? : характер и темперамент вашего ребенка. Ярославль 2005 -с. 157

25. Логинов А.А. Мужчины и женщины. Минск,1989 –с. 448

26. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии. //Психологический журнал 1980 № 1.

27. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Психология. Современный словарь – Санкт-Петербург 2007 – с.496

28. Пиз А, Пиз Б. Язык взаимоотношений. М.:2007- с.400

29. Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Москва 1984.

30. Равич-Щербо И.В. Системно-деятельностный подход в психологии личности. // Вопросы психологии 1988 № 1- с.177-180

31. Реан А.А. Психология человека: От рождения до смерти. – Санкт –Петербург 2007 - с.651

32. Репина Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии.// Вопросы психологии 1987 № 2 – с.158-166

33. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека. Психологический журнал. 1986 № 4.

34. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком. // Вопросы психологии. – 2000 №3 – с.67-82

35. Столяренко Л.Д.Основы психологии. Феникс, Ростов – на – Дону 2002 - с.672

36. Урунтаева Г.А. Личность. // Практикум по детской психологии Москва 1995 - с. 38-107

37. Фельдштейн Д.М. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 2005 - с.568

38. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1993 - с.511

39. Фрейд З. Психоанализ и теория сексуальности. – Москва, 2004 - с.443

40. Хасан В.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии 1997 № 3 с. 32-39

41. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1999 - с.360

42. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: 2001 -с.144

43. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. Психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2001 - с.416

44. Шнейдр Л.Б. Идентичность. Хрестоматия. - Москва 2003 - с.273

45. Якобсон С.Г. Формирование Я – потенциального. // Вопросы психологии 1997 №3-с.3-12

46. Психология. Словарь. / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1990 - с.239

47. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурная репрезентация гендерных отношений. Саратов,1998



Приложение №1

 

Таблица 1 - Данные по методике «День рождения»

№ п.п. Пол Возраст Статус Потребность в общении со сверстниками Выбирает Сформированность половой идентичности
1 Муж 6,5 Непринятые Средняя Д -
2 Муж 6,5 Предпочитаемые Большая М +
3 Муж 6,5 Принятые Средняя М/Д +
4 Муж 6,5 Принятые Большая М +
5 Муж 6,5 Непринятые Большая Д -
6 Муж 6,5 Непринятые Маленькая М +
7 Муж 6,5 Непринятые Маленькая М +
8 Муж 6,5 Принятые Маленькая М +
9 Муж 6,5 Непринятые Большая М -
10 Муж 6,5 Непринятые Средняя М +
11 Муж 7 Принятые Средняя М/Д +
12 Муж 6,5 Непринятые Средняя М/Д +
13 Муж 6,5 Принятые Средняя М/Д +
14 Муж 6,5 Принятые Средняя М +
15 Муж 6,5 Изолированные Средняя Д -
16 Муж 6,5 Изолированные Средняя М +
17 Муж 6,5 непринятые Большая Д -
18 Муж 6,5 непринятые Средняя М +
19 Муж 6,5 Принятые Средняя М +
20 Муж 6,5 Предпочитаемые Маленькая М +
21 жен 7 Предпочитаемые Средняя Д +
22 жен 6,5 Предпочитаемые Маленькая Д +
23 жен 6,5 Принятые Большая М +
24 жен 6,5 непринятые Средняя Д +
25 жен 7 Принятые Средняя Д +
26 жен 6 Изолированные Средняя Д +
27 жен 6 Непринятые Большая Д +
28 жен 6,5 Изолированные Маленькая М -
29 жен 6,5 Непринятые Большая М/Д -
30 жен 6 Принятые Большая М -
31 жен 6 Принятые Большая М/Д +
32 жен 6,5 Принятые Большая М +
33 Жен 6,5 Непринятые Средняя М -
34 жен 7 Принятые Средняя М/Д +
35 жен 6,5 Предпочитаемые Средняя М +
36 жен 6,5 Принятые Большая Д +
37 жен 6,5 Принятые Средняя Д +
38 жен 6,5 Предпочитаемые Большая М/Д +
39 жен 6,5 Принятые Большая Д +
40 жен 6,5 Принятые Большая Д +

 



Приложение №2

 

Таблица 2 - Функционально- ролевая согласованность

Роль КАК ДОЛ ЖНО БЫТЬ? (варианты – муж, жена)
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. (Данная роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния).  
2. Хозяин / хозяйка (реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой и т.д.).  
3. Ответственный за поддержание родственных связей (данная роль включает участие в семейных праздниках, организацию общения с родственниками и содействие социальному становлению членов семьи).  
4. Организатор досуга (роль включает инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга, исполнение этой роли направлено на формирование у членов семьи определённых культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений).  
5. Воспитатель (данная роль включает в себя выполнение обязанностей, связанных с уходом за ребенком, воспитание ребенка).  

 

Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

 

Выполнила:

студентка ОЗО ПП 6 курс

Кипрова Валентина Викторовна

Научный руководитель:

Доцент кафедры психологии развития

акмеологии

Золотова О.П.

 

Астрахань – 2009



Содержание

 

Введение

1. Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

1.1 Полоролевая идентичность, ее формирование

1.2 Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности

1.3 Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте

2. Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

2.1 Организация и методы эмпирического исследования

2.2 Анализ результатов

2.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям дошкольников

Заключение

Список литературы

Приложение № 1

Приложение № 2

 



Введение

 

Актуальность исследования. В последние годы в зарубежной и отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования полоролевой идентичности. Проблема полоролевой идентификации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психологических половых различий и полоролевой дифференциации - одна из важнейших и актуальных проблем в психологии. Изучение широкого круга вопросов, связанных, с различными аспектами данной проблемы имеет, несомненно, не только теоретическое, но и огромное практическое значение: особенно в области воспитания подрастающего поколения.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентичности на разных этапах онтогенеза, осуществляется анализ современных подходов к проблеме влияния полоролевых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентичности в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У.Липпман, Ш.Берн и др.

Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный – ребенок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный – половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Возраст и половая принадлежность, важнейшие индивидуальные особенности человека.

Институт семьи является важнейшим, но не единственным источником формирования полоролевой идентичности. Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне.

В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. Полоролевая идентификация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания и психолого-педагогического сопровождения.

Воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях с учетом половой дифференциации недостаточно эффективно, так как в основном опирается на устаревшие гендерные стереотипы, не учитывает реалий современной жизни, игнорирует или упрощает их, не реализует направления развития вариативности полоролевого поведения, не формирует у детей навыков овладения мужскими и женскими ролями. Таким образом, все вышесказанное определило актуальность темы дипломной работы: «Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте».

Цель дипломной работы: выявить влияние взаимодействия со сверстниками на формирование полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.

Объект исследования: полоролевая идентичность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологические особенности развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в контексте взаимодействия со сверстниками в образовательном учреждении.

Гипотеза: существует значимая связь между характером взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками, его статусом в группе, с одной стороны, и развитием полоролевой идентичности, с другой.

Цель и гипотеза дипломной работы предполагают постановку и решение следующих задач:

1. Провести анализ научной литературы и определить сущность понятия «полоролевая идентичность» в психологии.

2. Выявить механизмы и источники формирования полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.

3. Эмпирическим путем определить психологические особенности развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.

4. Выявить влияние особенностей взаимодействия дошкольника со сверстниками на формирование полоролевой идентичности.

В качестве методов исследования были использованы:

1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.

2. Методы эмпирического исследования:

§ наблюдение

§ опросные методы:

§ изучение гендерных установок (опросник В.Е. Кагана),

§ методика «Функционально – ролевая согласованность»

§ социометрическая методика «День рождения»

3. Методы качественного и количественного анализа данных.

Достоверность результатов: исследования обеспечивалась методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных и теоретических положений, использованием комплекса методов и методик, адекватных поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, корректной организацией работы, статистической обработкой данных.

База исследования : МОУ ДОУ № 28 г. Астрахани, дошкольники в количестве 40 человек (20 девочек и 20 мальчиков) в возрасте 6-7 лет.

Теоретическая значимость дипломной работы: состоит в анализе проблемы полоролевой идентичности и выявлении механизмов и источников формирования полоролевой идентичности в дошкольном возрасте, Охарактеризованы особенности развития полоролевой идентичности мальчиков и девочек, проанализирован вопрос о наличии влияния особенностей взаимодействия дошкольника со сверстниками на формирование полоролевой идентичности.

Практическая значимость. дипломной работы заключается в предоставлении педагогам дошкольных образовательных учреждений и другим специалистам, занимающимся работой с детьми дошкольного возраста и их родителями, рекомендаций по психолого_- педагогическому сопровождению развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.

Структура дипломной работы: дипломная работа содержит введение, 2 главы, заключение, приложения, список литературы из 47 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.


1. Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте


Дата: 2019-07-30, просмотров: 174.