После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксперименте, профессионально-личностные качества развиты недостаточно, поэтому для решения проблем профессионального роста, нами были подобраны специальные упражнения по повышению профессионально-личностных качеств учителя начальной школы.
Упражнение 1. Гуманистическое представление о человеке
Подумайте о том, что все люди разные, но каждый человек прекрасен, потому что он уникален; не следует смешивать человека и его поведение; у каждого имеется способность к росту и изменению.
Упражнение 2. Утверждение самоценности
В состоянии покоя и расслабления попытайтесь дать несколько ответов на вопрос "Кто я?". Затем в монологе для себя и других расскажите о своей уникальности. Начните со слов: "Я - это я. Все, чего я достиг сегодня, принадлежит мне: все мои печали и радости, победы и поражения..." Говорите далее все, что придет вам в голову для декларации вашей самоценности. Постарайтесь закончить монолог словами: "Я - это я. Я хочу быть только собой". После монолога проанализируйте, что вы почувствовали, как изменилось ваше самоощущение.
Упражнение 3. Контраргументы
Попробуйте немного разобраться в себе, своих достоинствах и ограничениях. Запишите их на одном листе бумаги. Старайтесь выразить то, что вы чувствуете "здесь и теперь", поставьте год, число, час заполнения листка и сохраните его. Подумайте о том, что вы принимаете в себе, чем вы лично недовольны. Периодически возвращайтесь к этому упражнению. Анализируйте изменение ваших оценок и ваших чувств (принятие себя - недовольство собой).
Упражнение 4. Части моего "Я"
Наше "Я" - это наше тело, наши мысли, чувства, ощущения, отношения, наша духовность. Мы существуем в определенном пространстве, питаемся определенной пищей. Каждая часть нашего "Я" играет свою роль, но все они взаимодействуют друг с другом, создавая магический узор этого "Я". Живем ли мы полноценной жизнью? Прислушиваемся ли мы к своему организму? Своим ощущениям? Даем пи мы волю нашим чувствам и интеллекту? Довольны ли мы своими отношениями с окружающими?
Подумав над этими вопросами, прислушавшись к каждому "Я", спросите себя о его самочувствии и нарисуйте условный узор вашего "Я":
нарисуйте узор "Я";
прислушайтесь к каждому своему "Я";
спросите его о самочувствии, роли и месте в этом условном узоре;
окрасьте в желательный для вас цвет;
задумайтесь над своим "Я", чувствами, которые он вызывает;
6) сохраните узор и сравните с другими узорами, которые вы нарисуете позже.
А теперь несколько советов, которые вы должны обдумать. Для того чтобы быть здоровым и чувствовать полноту жизни, мы должны:
оказывать внимание своему телу, любить его, заботиться о нем, развивать его;
развивать свой интеллект, обучаться новому, окружая себя тем, что стимулирует мыслительную деятельность: книгами, работой, общением, посещением специальных курсов;
учиться управлять своими чувствами;
развивать наши ощущения, научиться тому, как заботиться об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соединяющую наш внутренний и внешний мир;
научиться гармонично решать всевозможные проблемы;
изучить наши физические потребности и научиться их удовлетворять;
создать себе комфортное пространство из звуков, цвета, тепла, воздуха, чтобы чувствовать себя в нем уютно;
развивать в себе способность чувствовать биение пульса жизни, полностью раскрываться и проявлять себя.
Упражнение 5. Мои внутренние голоса, или круг субличностей.
1. Перечислите все свои желания. Запишите их (все, что придет в голову). Включите в этот список все, чем вы обладаете и что хотели бы иметь, но не более 20 желаний. Например: не болеть... и т.п.
2. Прочитайте список, сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Выберите из двадцати 5-6 самых существенных (не включайте те, которые вызывают вопрос "А что подумают люди?").
На листе нарисуйте два круга и разместите 5-6 желаний (субличностей).
Нарисуйте символы субличностей и дайте им имена, имеющие для вас смысл.
Раскрасьте свое "Я".
Повторяйте это упражнение периодически и сравнивайте ваши рисунки, представления и чувства.
Упражнение 6. Встреча с "саботажником".
Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно сделать. Представьте, что ваш план осуществлен.
Подумайте, что может помешать осуществлению вашего плана.
Вообразите эту картину.
Мысленно нарисуйте образ "саботажника" - силу, которая про тиводействует задуманному. Назовите его (депрессия, тревога, страх, неуверенность, застенчивость и т.п.).
Побудьте в роли "саботажника" и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта; расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.
С точки зрения "Я" представьте встречу с "саботажником". Проведите с ним переговоры.
Упражнение 7. Оживление приятных воспоминаний.
Вспомните то время жизни, когда вы были счастливы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его (вы были счастливы... были охвачены творчеством... были влюблены... были на вершине подъема.).
Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые существенные особенности этого переживания?
Что мешает вам испытать эти чувства сейчас?
Повторяйте это упражнение, когда вы ощущаете, что вам нужна психологическая поддержка.
Упражнение 8. Передача энергии.
Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
Поместите энергию справа (слева). Ощутите ее воздействие на левую (правую) половину тела.
Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.
6. Представьте, что вы посылаете энергию кому-то из ваших близких. Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии.
Упражнение 9. Маяк
1. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова маяк.
2. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скале.
Ваши стены толстые, прочные, даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут вас покачнуть. Из окон верхнего этажа вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните об энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего света, являющегося символом безопасности.
Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет.
Это упражнение хорошо помогает, когда вы чувствуете себя беззащитным и покинутым.
Упражнение 10. Уровень счастья.
Сядьте удобно. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.
Спросите себя, каков ваш уровень счастья сейчас? Как обычно - 100%? Если да - примите мои поздравления.
3. Если нет - скажите, что вам мешает его иметь?
Вы тревожитесь о будущем?
Вас беспокоит что-то в прошлом?
Вы сравниваете себя с кем-то?
Вы чувствуете, что вас кто-то обидел?
Вы хотите кому-то отомстить?
Вы чувствуете, что все бесполезно, безнадежно?
4. Если вы ответили утвердительно на какие-то из вопросов, составь те список того, за что вы благодарите судьбу в данный момент (все, что стоит благодарности). Каков ваш уровень счастья сейчас?
Делайте это упражнение, если хотите повысить в себе ощущение счастья, особенно в те моменты, когда чувствуете себя несчастным человеком.
Представленная серия из десяти упражнений предназначена для развития адекватной самооценки, снятия тревожности, создания устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний. Упражнения могут выполняться как самостоятельно, так и в группе. Более подробно с системой самопомощи можно познакомиться в работах М. Аргайла "Психология счастья", Р. Бернса "Я-концепция и воспитание", Д. Рейнуотер "Как стать собственным психотерапевтом", А.С. Прутченкова "Тренинг личностного роста" и многих других.
Вторая серия упражнений способствует формированию коммуникативной компетентности учителя, демократического стиля общения на основе развития социальной рефлексии. Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-педагогического общения, включает два цикла:
I. Упражнения, направленные на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.
II. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.
I ЦИКЛ
Выработка умения действовать органично и последовательно в публичной обстановке (проигрывание любого этапа, элемента урока в разном темпе с разными вводными заданиями: опоздавший ученик, невыполненное задание, конфликт с учеником и др.).
Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности (упражнения на освобождение и зажатие мускулатуры, задержание и снятие напряжения в процессе покоя, ходьбы и выполнения педагогической деятельности).
Достижение эмоционального благополучия учителя в классе (пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения).
Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания - малый, средний, большой).
Развитие простейших навыков общения (обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение внимания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональных состояний).
Овладение техникой интонирования, мимикой и пантомимикой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: "Здравствуй", "Приступим к работе", "До свидания" - громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно, торжественно, торжествующе и т.п.; б) войти как неопытный учитель в незнакомый класс; уверенный в себе учитель-мастер; глубокий старик; артист балета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим; подчиненный своему начальству; начальник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т.п.
Преодоление внушаемых характеристик по предъявляемым фотографиям (выбор и характеристика людей, изображенных на фотографиях, из которых только один положительный человек, веселый, ласковый, умный, злой и т.п.).
Изучение эмоциональных реакций детей по фотографиям и эмоциональная идентификация себя с ними.
Словесное педагогическое воздействие (логика, выразительность, эмоциональность речи, образная передача информации в педагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности.
II ЦИКЛ
1. Выявление эмоционально-психологического состояния учителя на уроке и способности к саморегуляции (самоанализ уроков коллег на основе наблюдения, рефлексия собственного состояния на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения видеозаписи).
2. Выявление и решение педагогической задачи (умение выделять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя, оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными задачами, прогнозировать действия в предполагаемых обстоятельствах и с вводимыми требованиями - доверие, одобрение, совет, игра, намек, условие, недоверие, осуждение).
3. Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации в общении (анализ педагогической ситуации - прогнозирование межличностных отношений, разработка педагогических инвариантов решения одной и той же задачи).
В обобщенном виде методы самосовершенствования учителя можно представить в таблице, выделив в ней основные проблемы учителей начальных классов и предназначенные для их решения педагогические и психологические методы.
Методы личностного и профессионального самосовершенствования педагога
Проблема учителя | Методы самообразования, самовоспитания и педагогической коррекции | Методы психокоррекции |
Дисбаланс культурного и социального развития | Самоанализ Самокритика Самоочищение | Релаксация Эмоциональная децентрация |
Малодифференци-рованный образ "Я", неадекватная самооценка | Самовоспитание Самообучение Самообладание Самоограничение | Интроспекция Идентификация Расширение средств самовыражения |
Личностная тре- вожность и сверх- контроль | Самоконтроль Самостимулирование Педагогический анализ деятельности и отношений с детьми | Расширение педагоги- ческого репертуара Эмпатическое слуша- ние Социальная рефлексия Моделирование поведения |
Эмоциональная холодность, фор- мализм в отноше- ниях к ребенку | Педагогические этюды Педагогическая импровизация Педагогическое про- гнозирование | Развитие позитивного восприятия детей Стимулирование личностного роста в условиях тренинга |
Авторитарность и гиперсоциали- зированность | Педагогический анализ конкретных ситуаций | Тренировка коммуника*- тивных умений и навы- ков Эмоциональное погру- жение |
Недостаточная профессиональная компетентность в отдельных аспек- тах деятельности | Психолого-педаго- гический консилиум Анализ психолого- педагогической инфор- мации специального назначения | Я-высказывание в пе- дагогических ситуациях Тренировка рефлексив- ного поведения Самодиагностика личностно-профессиональных достоинств и ограниче - ний |
Учителю гораздо сложнее разобраться в своих личностных проблемах и справиться с ними, чем совершенствовать свою подготовку в той или иной профессиональной области. Однако все, чем владеет учитель как профессионал, реализуется и проецируется на детей через его личность. Лишь справившись с личностными проблемами, учитель сможет адекватно рефлексировать любую ситуацию, всю свою деятельность и менять ее в нужном направлении.
Выводы по главе II
Итак, значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система. Системный характер учительского мастерства отражается в новом интегрированном понятии - профессиональный потенциал педагога (ППП), преимущество которого в том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.
Профессиональный потенциал - обобщенная способность, возможность, сила) - главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал педагога можно определить и как спроектированную на цель способность педагога ее реализовать: при этом соответственно речь идет о соотношении намерений и достижений. Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.
Целью экспериментальной работы является: самодиагностика профессионально-личностных качеств учителя начальных классов
В опытно-экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: методика "Оценка профессиональной направленности личности учителя", методика "Стиль педагогического общения".
Данные диагностические методики были проведены с целью выявления оценки профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы.
Таким образом, нами было выявлено, что характер общения педагога с воспитанниками в значительной степени зависит от стиля педагогического руководства. Различные особенности стиля руководства учителя оказывают неодинаковое воздействие на характер эмоциональных переживаний учащихся, на их поведение на уроке и в школе. У учителей в данной школе преобладает демократический стиль общения.
С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы по повышению профессионального самосовершенствования педагога
Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала являются интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операционный или профессиональный, творческий. Культурный, гуманистический, деятельностный и другие компоненты, обычно выделяемые в педагогических пособиях, должны рассматриваться как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность педагога.
Заключение
Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности ее развития. Важное профессиональное качество учителя - уверенность в себе, обеспечивающая ему оптимальную мобилизованность и стабильность поведения.
В структуре личности выделяются три группы основных качеств педагога:
социальные и обще личностные (идейность, гражданственность, нравственность; педагогическая направленность и эстетическая культура);
профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности; психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая); развитость практических педагогических умений и способностей);
индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.); эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья.
Уровень профессиональной компетентности специалиста в любой сфере деятельности во многом определяется его способностью развивать творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием. Особенные критерии отражают специфику профессии: способы обучения самообразованию, самоорганизации и самоконтроль.
Единичные связаны с индивидуальными особенностями учителя. К ним мы относим: организационно-управленческие, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, характер отношения к профессиональному труду; владение педагогическими технологиями на уровне режиссерского, а педагогической техникой - актерского искусства; интерес к работе, удовлетворенность ею, умение преодолевать трудности, способность к импровизации; теоретические и методические поиски, этико-эстетический аспект деятельности учителя.
Ценностное отношение к профессионализму педагогической деятельности - это сознательное, индивидуальное, общественно обусловленное положительно-эмоциональное реагирование на его компоненты (профессионализм знаний, общения и самосовершенствования), проявляющееся в потребности глубокого их осмысления, трансформирования в соответствии с заданными общественными эталонами и реализации на практике.
Профессионализм является высшей ступенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности. Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых к нему государством и обществом, видением цели своей деятельности, знанием путей и средств ее достижения, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, практики обучения и воспитания учащихся, методов исследования педагогической деятельности, технологии их применения и др.
Профессионализм знаний характеризуется и умением преподавателя на основе имеющихся сведений об учащихся, знании педагогической психологии и методики преподавания предмета своевременно перестраивать свою деятельность в целях достижения наибольшей продуктивности работы Разносторонность знаний и интересов - необходимое качество современного преподавателя
Таким образом, профессионализм знаний включает в себя представления, понятия, суждения об общих целях педагогического процесса, о конкретных людях, на которых направлено воздействие, о лучших средствах, формах и методах этого воздействия в целях формирования у воспитуемых системы знаний, качеств личности, позволяющих им самостоятельно решать поставленные задачи
Профессионализм знаний - это основа, фундамент для формирования целостной системы "профессионализм педагогической деятельности", в структуре которой существенную роль играет педагогическое общение
Общение - это взаимодействие людей, направленное на взаимное познание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций в целях установления взаимоотношений, благоприятных для совместной деятельности. Самая обширная сфера деятельности людей, где их общение приобретает особый смысл и значение, - учебная и трудовая деятельность. Здесь методы общения превращаются в арсенал средств, способствующих повышению эффективности труда
Личность преподавателя имеет решающее значение в создании благоприятного психологического климата на уроке и вне его, в создании необходимой мотивации в учении и поведении
Когда учитель воспринимает внутренний мир ученика (его мысли, чувства, состояния), он видит и то, как ребенок воспринимает его мысли, чувства и воздействие, как реагирует на них. Иными словами, взаимопонимание предполагает единство исходных целей участников совместной деятельности
В опытно-экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: методика "Оценка профессиональной направленности личности учителя", методика "Стиль педагогического общения".
Данные диагностические методики были проведены с целью выявления оценки профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы.
Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала являются интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, профессиональный, творческий. Культурный, гуманистический, деятельностный и другие компоненты, обычно выделяемые в педагогических пособиях, должны рассматриваться как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность педагога.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Чтобы жизнь учителя состоялась // Педагогика наших дней. Краснодар, 2007. - 516 с.
2. Джуринский А.Н. "История педагогики" - М.: ВЛАДОС, 2007. - 416 с.
3. История педагогики" Ч.2 - с XVII в. до сер. XX в. /под ред. ак. Пискунова А.И. - М.: Т.Ц. "Сфера", 2007. - 350 с.
4. История педагогики в России. Хрестоматия /сост. Егоров С.Ф. - М: "Академия", 2007. - 375 с.
5. Кроль Т. Г.А.С. Макаренко - М.: "Просвещение", 2005. - 565 с.
6. Макаренко А.С. "О воспитании" /сост. И авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик - М: Политиздат, 2007. - 615 с.
7. Научно-теоретические основы личностно ориентированного образования // Личностно ориентированное образование: сущность, содержание, технологии. Ростов н/Д., 2005. - С.5
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 2006. - 240 с.
9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 400 с:
10. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Издательство: Высшее образование, 2006. - 544 с.
11. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания. Под ред. Кротова В.М. - М: Педагогика, 2007. - 560 с.
12. Рогов Е.М. Личность учителя: теория и практика. - 2006. - 512 c.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн.1. Система работы с детьми разного возраста. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 383 с.
14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 576 с.
15. Ушинский КД Человек как предмет воспитания Собр соч В 8 т Т 8 М, 2003. - 575 с.
16. Что должны знать учителя. Сборник статей под редакцией Д. Дилла / Пер. с англ.; Предисл.Н. Н. Михайлова. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 336 с
17. Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. - 1999 - № 1. - C.63-68
18. Щербаков Е.Ю. Учитель глазами учащихся // Педагогика. - 1999 - № 1. - C.60-63
Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.