В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю-профессионалу, учителю. Педагог оказывает большое влияние на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной компетентности, авторитетности и многих других параметров.
Учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один как друг и советчик молодежи, другой способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то, устраняя причины недостатков у слабых учащихся. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой: все они необходимы.
В первой главе мы обосновали важность профессионально-личностных качеств учителя. Исходя из этого нами была проведена диагностика, цель которой оценить профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы.
Основными диагностическими методиками стали: методика Овчаровой Р.В. "Стиль педагогического общения и опросник Рогова Е.И. "Оценка профессиональной направленности личности учителя".
Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 293 г. Москвы.
В исследовании принимало участие 20 учителей по различным предметам и с различным стажем работы.
Для исследования профессионально-личностных качеств учителя нами были использованы следующие методики.
Методика 1. Тест-опросник "Оценка профессиональной направленности личности учителя"
Методика разработана Е.И. Роговым и направлена на оценку и сравнение между собой различных типов педагогов.
Для исследования оценки профессиональной направленности личности учителя. Учителям был предложен Тест-опросник, целью которого оценить и сравнить между собой различные типы педагогов. После проведения теста были выявлены следующие результаты (см. Приложение 2).
Таблица 1
Результаты методики "Оценка профессиональной направленности личности учителя"
№ п/п | ФИО учителя | Предмет | В баллах | ||||
Общитель ность | Организованность | Направ ленность | Интеллигентность | Мотивация одобрения | |||
1 | Шершукова Т.А. | Уч-ль нач. кл. | 4 | 2 | 6 | 9 | 7 |
2 | Биккулова А.Д. | Уч-ль нач. кл. | 7 | 4 | 3 | 6 | 5 |
3 | Ахтямова А.Н. | Уч-ль нач. кл. | 4 | 9 | 10 | 5 | 7 |
4 | Красильникова Е.П. | Уч-ль нач. кл. | 9 | 9 | 5 | 7 | 8 |
5 | Малкова И.Б. | Уч-ль нач. кл. | 2 | 7 | 9 | 7 | 7 |
6 | Соронина Г.И. | Уч-ль нач. кл. | 7 | 7 | 8 | 7 | 6 |
7 | Мазитова М.К. | Уч-ль нач. кл. | 5 | 7 | 6 | 6 | 5 |
8 | Соловьева О.А. | Уч-ль нач. кл. | 3 | 6 | 4 | 8 | 7 |
9 | Матиева С.К. | Уч-ль нач. кл. | 7 | 4 | 7 | 5 | 5 |
10 | Чернейкина Т.Л. | ИЗО | 5 | 7 | 7 | 8 | 7 |
11 | Красюков Д.В. | Английский язык | 5 | 8 | 8 | 6 | 7 |
12 | Чегодаева Ю.А. | Английский язык | 6 | 5 | 8 | 9 | 8 |
13 | Кошкина Л.К. | Музыка | 7 | 8 | 9 | 9 | 5 |
14 | Зайцева С.Н. | Хореография | 4 | 4 | 6 | 7 | 7 |
15 | Сергеева Н.М. | Физкультура | 3 | 3 | 7 | 5 | 5 |
Проанализировав результаты данного теста можно сделать вывод, что в школе работают учителя, у которых ярко выражена оценка профессиональной направленности личности:
1. Общительность - 2 учителя (10%);
2. Организованность - 5 учителей (25%)
3. Направленность - 3 учителя (40%);
4. Интеллигентность - 6 учителей (30%)
Также в школе работают учителя, у которых развита оценка профессиональной направленности личности:
1. Общительность - 18 учителей (90%);
2. Организованность - 15 учителей (25%)
3. Направленность - 12 учителей (40%);
4. Интеллигентность - 14 учителей (30%)
Для большей наглядности полученные результаты отобразим с помощью диаграммы:
Анализ табличных и графических показал, что в школе работают учителя, у которых хорошо развита оценка профессиональной направленности личности.
Характер общения педагога с воспитанниками в значительной степени зависит от стиля педагогического руководства. Стиль руководства характеризуется такими параметрами как тон речевого обращения к школьникам: доброжелательный, безразличный или официальный и форма обращения: приказ, требование, совет, просьба. Он проявляется и в особенностях использования педагогом поощрений и наказаний к своим воспитанникам и ученикам, установлении с ними определенной дистанции общения.
Различные особенности стиля руководства учителя оказывают неодинаковое воздействие на характер эмоциональных переживаний учащихся, на их поведение на уроке и в школе. Выделим три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для исследования стиля педагогического общения, с учителями был проведен тест по методике Р.В. Овчаровой "Стиль педагогического общения", который показал следующие результаты:
Методика 2. "Стиль педагогического общения"
Методика разработана А.Б. Майским и Е.Г. Ковалевой под руководством Р.В. Овчаровой и направлена на выявление стиля педагогического общения (см. Приложение 2).
Таблица 2
Результаты методики "Стиль педагогического общения"
№ п/п | ФИО учителя | Демократический | Авторитарный | Либеральный |
1 | Шершукова Т.А. | + | ||
2 | Биккулова А.Д. | + | ||
3 | Ахтямова А.Н. | + | ||
4 | Красильникова Е.П. | + | ||
5 | Малкова И.Б. | + | ||
6 | Соронина Г.И. | + | ||
7 | Мазитова М.К. | + | ||
8 | Соловьева О.А. | + | ||
9 | Матиева С.К. | + | ||
10 | Чернейкина Т.Л. | + | ||
11 | Красюков Д.В. | + | ||
12 | Чегодаева Ю.А. | + | ||
13 | Кошкина Л.К. | + | ||
14 | Зайцева С.Н. | + | ||
15 | Сергеева Н.М. | + |
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод о том что:
Демократическим стилем общения обладают - 12 учителей (60%); авторитарным - 8 учителей (40%), а либеральный стиль общения отсутствует.
Для наглядного сравнения данных построим график.
Графический анализ данных показывает, что у учителей в данной школе преобладает демократический стиль общения.
Таким образом, было выявлено, что качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 246.