Глава 1. Историко-правовой аспект развития уголовной ответственности несовершеннолетних
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Введение

Глава 1. Историко-правовой аспект развития уголовной ответственности несовершеннолетних

1.1 Уголовная ответственность несовершеннолетних в уголовном праве России 18 в. - нач.20 века

1.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних в уголовном праве советской России

Глава 2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

2.1 Влияние норм международного права на осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних

2.2 Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних

2.3 Содержание наказания несовершеннолетних и их виды.

2.4 Судопроизвоство по делам о преступлениях несовершеннолетних

Глава III. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания

3.1 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного воздействия

3.2 Освобождение несовершеннолетних от наказания, условно-досрочное освобождение

Заключение

Библиография



Введение

 

В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы. Так, за период с 1999-2005 г. увеличилась судимость учащихся и студентов с 48, 6 до 61, 1 тысяч человек, на 25, 8 % по сравнению с 1999 годом, а применение лишение свободы (а в соответствующих случаях и смертной казни) в 2005 году составило в отношении несовершеннолетних - 27, %.[1] Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации. По данным областного суда Калужской области районными (городскими) судами области и мировыми судьями области было осуждено 496 несовершеннолетних, что составило 8,7% от общего количества лиц, осужденных по приговорам районных (городских) судов и мировых судей[2].

Взаимоотношения государства и гражданина регламентированы в Основном Законе / Конституция РФ/. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст.15), но к сожалению, это не всегда применяется в реальной жизни. Основные права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения (ст. 17)[3] ; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства и т.д.(ст. 19), но по возрасту гарантирует только социальное обеспечение (ст. 39). Конституция Российской Федерации допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55), а также устанавливает, что гражданин РФ может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 61).

Особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние). Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только законом.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости контроля за преступностью несовершеннолетних. Несмотря на предпринимаемые в 2000-2006 годы попытки решения социально-экономических проблем, нашедшие воплощение в принятии федеральных целевых программ, направленных на поддержание семьи, здоровья нации, мы все равно наблюдаем идейно-нравственный кризис, начавшийся в начале 90-х годов 20 века. В молодежной среде, в том числе подростковой, культивируются негативные стереотипы поведения, наблюдаются явления наркомании и алкоголизма, особенно пивного, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Мировоззрение молодежи вызревает в эпоху бурных перемен, с массой негативных общественных элементов (коррупции, проституции, наркомании и т.д.), поэтому сегодня мы и наблюдаем большое количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, которым необходимо правильно давать правовую оценку.

Современное российское судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом отвечает нормам международного права, но до идеала еще далеко. В настоящее время остро стоит вопрос о ювенальной юстиции, на политической арене, на страницах научных журналах, научных конференциях, симпозиумах, семинарах, круглых столах ведутся острые дискуссии о проблемах преступности уголовной ответственности несовершеннолетних. Для современного российского уголовного права актуальны вопросы возраста привлечения к уголовной ответственности, назначения наказания несовершеннолетним, правильной оценки действиям несовершеннолетним. Уголовные дела с участием несовершеннолетних рассматриваются самыми опытными судьями, так как иногда наблюдаются явления неправильной трактовки норм материального и уголовно-процессуального характера, в результате которого страдают несовершеннолетние. Все вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой проблемы.

Целью дипломной работы является обобщение результатов правового исследования в результате обработки нормативно-правовых актов и монографий, публикаций по проблеме уголовной ответственности несовершеннолетних.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

1) обобщить результаты исследования нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере уголовной ответственности несовершеннолетних;

2) найти общие закономерности правоприменительной деятельности в области уголовной ответственности несовершеннолетних;

3) исследовать развитие проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних в историко-правовом аспекте;

4) определить возможности решения проблем правового плана в сфере уголовной ответственности несовершеннолетних;

5) определить пробелы в российском законодательстве, необходимые устранить для совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних;

6) изучить механизмы, обеспечивающие становление ювенальной юстиции в России.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в области уголовной ответственности несовершеннолетних.

Предметом исследования является правовая конструкция уголовно-правового института ответственности несовершеннолетних, зафиксированная в нормах уголовного законодательства, а также судебные источники, осуществляющие толкование уголовно-правовых норм.

В проведенном исследовании применялись следующие научные методы: при написании теоретической части в большей мере использовались всеобщие (метод диалектического материализма) и общенаучные методы, в частности логический (использованы индуктивный и дедуктивные приемы, суждение от обратного), генетический метод применялся при определении дефиниций основных терминов анализируемого правового института, в проведении правового анализа использовались формально-юридический и сравнительно-правовые методы.

Нормативно-правовую основу исследования составляют международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, судебная практика.

При написании работы использовались работы ведущих отечественных ученых, юристов-практиков, а именно: Журавлева А.В., Астемирова З.А., Ермакова В.А., Резника Н.И., Крюковой Н.П., Кудрявцева В.Н., Мельниковой Э.Б. и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на страницах машинописного текста.

 



Содержание наказания несовершеннолетних и их виды

 

Наказание как по отношению к взрослым, так и по отношению к несовершеннолетним преступникам имеет единые основания, единую юридическую природу, общие отличительные признаки.

Как следует из ч. 2 ст. 43 УК РФ[30], целями применения наказания являются впервые и в первую очередь восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Данная статья содержит в себе ряд новых предписаний по сравнению с УК РСФСР, основанных на действующей Конституции РФ. Кроме нового понятия и содержания наказания новым является указание на применение наказания в целях восстановления социальной справедливости. Устранено положение о "перевоспитании осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения правил социалистического общежития". Предупреждение совершения новых преступлений сформулировано в общем виде, без разделения на общее и специальное (частное) предупреждение.

Положения ч. 2 ст. 20 УК РСФСР о том, что наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, возведены в ранг уголовно-правового принципа и закреплены в ст. 7 УК РФ. Поэтому они обоснованно отсутствуют в ст. 43 УК РФ, так как принцип гуманизма распространяется на все уголовное законодательство.

На наш взгляд, правильно снято упоминание о целях наказания как каре за совершенное преступление (ст. 20 УК РСФСР). В случае признания кары целью наказания, трудно говорить о принципе справедливости наказания, который предполагает необходимость применения к лицу, совершившему преступление, справедливого наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ст. 6 УК РФ).

В действующем уголовном законодательстве восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами являются ведущими, наказание определяется с учетом максимальных возможностей их достижения.

К сожалению, законодателем одновременно снята цель наказания - перевоспитание осужденных. До этого гуманизм уголовного права определялся исправлением и перевоспитанием лиц как целью уголовного наказания. Соглашаясь с авторами, ставящими перевоспитание несовершеннолетних в качестве цели наказания, полагаем, что исключение цели наказания - перевоспитания осужденных, особенно несовершеннолетних, представляется не совсем правильным [31].

В вопросе, является ли перевоспитание целью наказания и можно ли вообще говорить о воспитании наказанием, трудно согласиться с точкой зрения авторов, которые ограничивают цели наказания ресоциализацией осужденных, их юридическим исправлением, выработкой у них навыков или осознанности необходимости жить по законам государства, членами которого они являются. Ряд исследователей не соглашаются с тем, что воспитание сознательного гражданина является задачей уголовного права и наказания, не ставят в качестве цели наказания перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам общежития. Так, М.Д. Шаргородский, не соглашаясь с теми авторами, которые требуют изменения сознания виновного в нравственном отношении - так называемое нравственное исправление, указывает, что оно выходит за рамки тех задач, которые должны стоять перед наказанием в уголовном праве. Воспитание является значительно более трудным и сложным средством достижения основной цели наказания [32]. Этой же позиции придерживается законодатель.

Полагаем, что на данном этапе развития общества и государства эта позиция заслуживает внимания с точки зрения воспитания личности в его широком смысле. Действительно, наказание нельзя рассматривать как панацею, оно не может решить задачу воспитания в полном объеме, так как для создания определенных убеждений, взглядов необходимо длительное и целенаправленное воздействие. Для его эффективности требуется большое количество дополнительных условий и обстоятельств - микросреда, в которой находится преступник, моральные качества людей, которые осуществляют в жизни воспитательную сторону наказания, социально-экономические условия и другие. Наказанием невозможно достичь такого перевоспитания (убеждения) осужденного, чтобы его мотивы стимулировали полезное, а не вредное для общества поведение, а нежелательные стимулы вообще не возникали. Нельзя ожидать от наказания того, что оно дать не может.

Задачу воспитания сознательного гражданина должны решать нормальная семья, коллектив, многочисленные органы просвещения. Исправительные органы Министерства юстиции не в состоянии выполнить эту задачу. Состояние мест лишения свободы даже при большом желании не может обеспечить выполнение таких высоких задач. Моральное исправление осужденного - это задача даже не ближайшего будущего.

Вместе с тем если с помощью наказания нельзя добиться полного нравственного перевоспитания человека, то это еще не основание отнимать у него имеющиеся воспитательные функции, не признавать за наказанием специфических воспитательных функций, возможности воспитания наказанием независимо от его вида. Совершенно правильно писал И.И. Карпец, что "без подчеркивания воспитательной черты наказания невозможно говорить о его гуманности. Тогда оно должно быть голой карой. Сказать же, что оно преследует цель предупреждения преступности, не будучи специфическим средством воспитания, нельзя"[33] .

Как же наказание может воспитывать, не ставя перед собой цели воспитания? Воспитательная роль наказания связана с тем, что наказание выражает отрицательную оценку преступления и преступника от имени государства, сам процесс применения наказания оказывает определенное воспитательное воздействие, особенно на несовершеннолетних. "Этические основы судебного разбирательства также тесно связаны с процессом исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей" [34].

По мнению самих осужденных несовершеннолетних, наказание оказало на них определенное воспитательное воздействие в 68,9% случаев [35].

При этом воспитательная функция относится к каждому виду наказания, а не только к лишению свободы. Иначе становится беспредметной дискуссия о целях наказания, ибо либо цели наказания едины для всех видов, либо для каждого отдельного вида наказания должны существовать самостоятельные цели, что неправильно. Если воспитательные функции имеют только вид наказания - лишение свободы, то зачем имеются другие виды? На наш взгляд, каждое наказание воспитывает, однако объем воспитательной функции в одних видах наказания прослеживается более четко, в других воспитательный эффект проявляется отдаленнее и не так ярко. Тем не менее любое наказание - средство воспитания специфической категории людей - преступников - несет в себе значительную долю принуждения наряду с убеждением, значит, им можно воспитывать и само наказание имеет воспитательные цели. Воспитательная сторона наказания неотрывна от его принудительной стороны, поскольку наказание неизбежно связано со страданием, страх перед применением наказания предупреждает преступление. В отношении лиц, совершивших преступление, воспитательная сторона наказания предупреждает рецидив. Таким образом, имеется диалектическая зависимость и взаимообусловленность такого признака наказания, как кара и воспитание. "...Само по себе воспитательное воздействие, - правильно пишет А.И. Марцев, - в чистом виде, не подкрепленное карой (карательным воздействием), не может принести в современных условиях желаемого результата в предупреждении преступлений. К тому же нужно и в каре видеть элементы воспитания. Карательное воздействие осуществляется не ради причинения тягот и лишений, оно выступает для определенных правонарушителей мощным средством воспитания, иногда более сильным, чем воспитательное воздействие, так сказать, в "чистом виде"[36] .

Следует отметить, что несовершеннолетние более восприимчивы к воспитательному воздействию, нежели взрослые. Недостаточная зрелость в социальном, психологическом и нравственном отношениях несовершеннолетних накладывает свой отпечаток на характер их исправления и перевоспитания. Несовершеннолетний, попав в сферу уголовно-правового и исправительного воздействия, не просто исправляется, а воспитывается в широком плане, но эта специфика укладывается в рамки наказания и его исправительно-воспитательные возможности, за которые нет необходимости выходить. В связи с этим З.А. Астемиров указывает: "Если в содержании исправительно-воспитательной цели наказания взрослых преступников, которые характеризуются сформировавшейся личностью, исправительный аспект занимает основное место, то в отношении несовершеннолетних наряду с ним входят общевоспитательные цели, и исправление здесь происходит в единстве с этими целями" [37].

Поэтому и в настоящее время исследователи и судьи при назначении наказания продолжают оперировать понятием перевоспитания личности несовершеннолетнего.

Соглашаясь с К.А. Бузановым, считаем, что нельзя полностью отрицать воспитательное воздействие наказания на осужденных, особенно несовершеннолетних, и исключать воспитание как специфическую цель или же средство достижения конечной цели наказания

Достижение целей исправления и воспитания в узком смысле делает наказание полезным социальным институтом. "Как социальный институт наказание не может не преследовать цели воспитания, ибо руководство всеми процессами в обществе осуществляется путем сочетания убеждения и принуждения при ведущей роли убеждения" [38]

В отношении несовершеннолетнего, учитывая мобильность сознания, в отличие от взрослых полагаем допустимым и необходимым рассматривать процесс воспитания как одну из целей уголовного наказания в узком специальном смысле как процесс формирования у несовершеннолетнего осужденного образцов правомерного социального поведения, соответствующего нормам закона. Для сферы уголовного права важно, чтобы осужденный несовершеннолетний в дальнейшем не допускал противоправных деяний, не вступал в конфликт с законом, поэтому и цель воспитания направлена лишь на конкретную узкую сферу взаимодействия несовершеннолетнего с уголовным законом, заключается в том, чтобы стимулировать если не полезное, то социально безопасное поведение в обществе. Как конечный результат не должно преследоваться создание новой системы ценностей и взглядов у несовершеннолетнего, так как воспитание осуществляется через организацию всей жизнедеятельности воспитуемого, взаимодействия его с различными социальными институтами на протяжении длительного периода времени, что не присуще сфере наказания.

Законодатель, отказываясь от воспитания как цели наказания в отношении несовершеннолетних, облегчил себе задачу. Наказание - одна из форм реализации уголовной ответственности, а другими формами являются: освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. ст. 90, 92 УК РФ). Содержанием их является воспитательное воздействие на несовершеннолетнего и контроль за его поведением, применяемые при условии возможности исправления несовершеннолетнего без уголовного наказания или если эта цель уже достигнута. Здесь в уголовном законодательстве допускается непоследовательность, когда исключается воспитание из целей наказания, и одновременно указывается на возможность применения в отношении несовершеннолетних принудительных мер именно воспитательного воздействия, а не исправительного.

Законодатель употребляет термины "исправление" и "воспитательное воздействие" с учетом известной между ними разницы: исправление всегда выражает желаемый или достигнутый результат, а воспитание - процесс воздействия и достигаемый в ходе этого процесса результат. Указанное свидетельствует, что уголовный закон не исключает возможность использования любых законных и разумных средств позитивного изменения несовершеннолетней личности и социальных связей подростков, в том числе воспитательных. В противном случае законодателю следовало бы освобождать несовершеннолетних от уголовной ответственности и от наказания без указания на применение принудительных мер воспитательного воздействия.

Поскольку любое исправление предполагает минимум карательного воздействия, а частная превенция не достигается только устрашением, лишь комплекс социальных мер воздействия, к которым мы относим меры воспитательного воздействия, наряду с устрашением способствует ресоциализации осужденного.

"Очевидно, что исправление преступника возможно в первую очередь не в результате самого факта отбывания наказания, а посредством повышения эффективности иных воспитательных институтов общества"[39] .

Поэтому представляется обоснованной позиция о закреплении в законе в качестве специфической цели наказания - воспитание несовершеннолетних, которая соответствует положениям Конституции РФ о том, что детство находится под защитой государства (ст. 38), и нормам международного права, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, о чем уже говорилось в разделе 2.1. дипломной работы.

Как следует из ст. ст. 43, 89 УК РФ, такой категорией, как "благополучие" юного правонарушителя, наш Закон не оперирует.

Правосудие не стремится к этой цели наказания и решает только три задачи уголовного правосудия: восстановление социальной справедливости, исправление, предупреждение совершения новых преступлений. На практике фактически наблюдается уклон в сторону карательных санкций в отношении несовершеннолетних. Международное требование о "соблюдении принципа содействия благополучию несовершеннолетнего" в ст. ст. 43, 89 УК не закреплено. Поэтому, полагаем, благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое внимание и в российской правовой системе, что поможет избежать чисто карательных санкций. Для обеспечения этого считаем необходимым в качестве первоочередных целей наказания несовершеннолетних включить воспитание и содействие благополучию несовершеннолетних.

Определяющее значение в специализации ответственности несовершеннолетних имеет градация наказаний применяемых к этой категории субъектов преступлений.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: и) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; В лишение свободы на определенный срок.

Данный перечень является исчерпывающим, никакие другие виды наказаний к несовершеннолетним не могут быть применены. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Уголовный кодекс предусматривает возможность назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью (профессиональной или иной, например, управлять транспортным средством), не распространяя на таких осужденных лишения права занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления или в других организациях (ст. 47 УК РФ).

Во всех случаях этого наказания (в качестве основного или дополнительного) суды должны выносить решения, исходя из данных о личности виновного, обстоятельств дела, а также условий жизни подростка.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденными несовершеннолетними в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ сроком от сорока до ста шестидесяти часов и продолжительностью для лиц в возрасте до пятнадцати лет - не более двух часов в день; до шестнадцати лет - не более трех часов в день; от 16 до 18 лет - не свыше четырех часов в день. Вид обязательных работ определяется органами местного самоуправления с учетом личности виновных и данных судом рекомендаций.

В случае злостного уклонения несовершеннолетнего осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются арестом. При этом время, в течение которого несовершеннолетний отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ареста из расчета один день ареста за восемь часов обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК РФ).

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным, имеющим постоянную работу, на срок до одного года (минимальный - до 2 месяцев) и отбываются по месту работы.

Пределы удержаний из заработной платы осужденных к данной мере наказания от 5 до 20% (ч. 1 и 2 ст. 50 УК РФ). Особенности исполнения исправительных работ несовершеннолетними определяются уголовно-исполнительным законодательством (гл. 7 УИК РФ).

В случае злостного уклонения от отбывания наказания несовершеннолетним, осужденным к принудительным работам, суд может заменить неотбытое наказание арестом или лишением свободы им расчета один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Арест заключается в содержании несовершеннолетнего осужденного в условиях строгой изоляции от общества и применяется к несовершеннолетним, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев (ч. 5 ст. 88 УК РФ). В случае замены обязательных работ арестом он может быть назначен на срок не менее одного месяца.

Краткосрочное лишение свободы несовершеннолетних (арест) назначается им за преступления небольшой и средней тяжести в случаях, если ранее лицо уже подвергалось лишению свободы условно, или другим мерам уголовно-правового воздействия, не связанным с изоляцией общества.

Лишение свободы является самым строгим видом наказания для несовершеннолетних, хотя условия отбывания этого наказания для них являются льготными. Подлежит применению в тех случаях, когда суд приходит к выводу, что другая мера не даст положительного результата.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 настоящего Кодекса.

В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме несовершеннолетних, осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы отбывают наказание в строгих условиях. В этих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания.

Важным является положение (ч. 7 ст. 88 УК РФ), в соответствии с которым суд может дать указание органу, исполняющему наказание, учитывать при обращении с несовершеннолетним осужденным определенные особенности его личности, которые стали известны при расследовании и рассмотрении уголовного дела (степень социализации, уровень интеллектуального и физического развития, тип темперамента, свойства характера, взаимоотношения с родными и близкими и т.п.), а также влияние на него старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 89 УК РФ). При прочих условиях несовершеннолетний, попавший под влияние взрослых или превосходящих его по возрасту, либо обделенный родительским воспитанием и заботой, испытывающий на себе насилие со стороны опекуна, заслуживает менее сурового наказания. Необходимо стремиться к тому, чтобы в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних принимали участие специалисты-психологи, медицинские работники, представители социальных служб.

В Уголовном кодексе РФ отражено значение несовершеннолетнего возраста виновного как обстоятельства, смягчающего ответственность (ч. 2 ст. 89 УК РФ). Однако данное обстоятельство не является исключительным, а учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими наказание. Поскольку особенности уголовной ответственности несовершеннолетних четко очерчены УК, сам по себе несовершеннолетний возраст не может иметь «сверхсмягчающего» влияния при назначении наказания, а учитывается, в совокупности с другими обстоятельствами, смягчающими наказание. Суд устанавливает: а) в какой мере выявленные обстоятельства обусловливают смягчение наказания несовершеннолетнему, с тем, чтобы оно не было чрезмерно строгим; б) каким образом эти обстоятельства влияют на возможность исправления несовершеннолетних.

В ряде случаев одним из обстоятельств, смягчающих наказание, может быть признано совершение подростком преступления в результате физического или психического принуждения со стороны взрослого лица (п. «е» ст. 61 УК РФ). При определенных условиях в таких случаях может быть поставлен вопрос о наличии крайней необходимости в действиях подростка, как обстоятельства, исключающего преступность деяния (ч. 2 ст. 40 УК РФ.

 

Заключение

 

Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, чётко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач. Говоря о структуре и динамике преступности среди несовершеннолетних, необходимо отметить, что за последние пять лет в значительной мере увеличилось число правонарушений, совершённых несовершеннолетними: если несколько лет назад коэффициент преступности несовершеннолетних составил 12% к общему числу совершённых в стране преступлений, то в настоящее время он составляет 25%.

При этом совершается большое количество тяжких преступлений: умышленные убийства, бандитские налёты, разбойные нападения и грабежи. Около 80% всех преступлений совершено несовершеннолетними группами.

К тому же следует учесть проявление новых, неизвестных ранее черт криминогенного характера, характеризующих преступность среди несовершеннолетних:

- более широкое применение холодного и огнестрельного оружия;

- неоправданная жестокость, даже садизм при совершении преступлений против личности;

- рост числа заранее организованных, групповых преступлений;

- стремление создать для себя материальные выгоды путём совершения корыстных преступлений.

Во всём этом содержится потенциальная возможность совершения этими лицами в будущем ещё более опасных преступлений, если их преступное поведение не будет своевременно пресечено.

В то же время следователи органов внутренних дел, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, должны учитывать особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних. К числу таких особенностей необходимо отнести:

- установление возрастного предела в определении уголовной ответственности;

- определение более узких пределов уголовной ответственности;

- ограничения срока наказания в виде лишения свободы независимо от тяжести совершённого преступления;

- установление иных видов уголовного наказания в сопоставлении с ответственностью взрослых правонарушителей;

- установление единого во всех случаях производства следствия - предварительного, с исключением различных форм дознания;

- определение специфики при исполнении наказания и некоторые другие существенные особенности при судебном рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних.

Несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности за некоторые преступления, субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста. Речь идёт о воинских и должностных преступлениях, а также о некоторых преступлениях против порядка управления и правосудия.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних определяются не только возрастными и социально-психологическими условиями формирования личности, но и криминологическими её предпосылками и оценкой личности несовершеннолетнего как преступника.

В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности возложения на них уголовной ответственности. Во-первых, эта ответственность устанавливается при наличии социально-психологических предпосылок. Во-вторых, она сама как социальный и правовой институт призвана выступать в качестве объективного фактора, противоборствующего преступным проявлениям и способствующего воспитанию подрастающего поколения, привитию ему необходимого правосознания.

Вместе с тем криминологическая сторона вопроса влияет и не может не влиять на характер и объём уголовной ответственности несовершеннолетних. Поскольку главными детерминантами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и влияние среды, общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать её на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное воспитание или оказавших прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей.

Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодёжи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает улучшение трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодёжи.

В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодёжи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление.

Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном воспитании молодого поколения. Успех нравственного воспитания зависит от многого:

- от создания здоровой моральной атмосферы как в масштабах общества, так и в отдельных коллективах, а также в семье;

- от органического сочетания массовой и индивидуальной работы с людьми;

- создания атмосферы непримиримости к любым отклонениям от нормы нравственности.

Задача эта тем более важна, когда речь идёт о формировании граждан правового государства, которые сами призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.

 



Список используемой литературы

Правовые акты и материалы судебной практики:

 

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998.

2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, №237, 25.12.1993.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 05 июня 1996г. Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» от 13.06.1996г. № 63-ФЗ., с изменениями на 18.04.2010г. // в ред.от 07.04.2010.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 05 декабря 2001года. Федеральный закон «О введении в действие Уголовно - процессуального кодекса РФ» от 18.12.2001г. № 177-ФЗ., с изменениями на 11.004.2010г. // в ред.от 07.04.2010.

5. Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999,№26, ст. 3177.

6. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991, N 30.

7. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000 №7 ( в ред Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7) «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Вестник Верховного Суда РФ.-2007.-№3.

8. Постановление Пленума Верховного Суда СССР “О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность” от 3 декабря 1976 г. “С последующими изменениями” // БВС СССР. 1977 г. №1.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декабря 1990 г. №5 “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность” // БВС РФ. 1991. №3.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 в редакции от 21 декабря 1993 г. “О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободы” // Бюллетень ВС РФ. № 21.

11. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР по уголовным делам - М., 1996.

12. Бюллетень Верховного Суда РСФСР: 1974, №12; 1987, №2; 1986, №3; 1989, №№3, 4.

13. Бюллетень Верховного Суда РФ: 1994, №2; 1996, №6; 1997, №№4, 6.

14. Обзор кассационной практики СК по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2004г. М., 2005.

15. Обзор кассационной практики СК по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2005г. М., 2006.

16. Обзор кассационной практики СК по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2006г. М., 2007.

17. Обзор кассационной практики СК по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2007г. М., 2008.

18. Обзор кассационной и надзорной практики судебной коллегии по гражданским и уголовным делам Калужского областного суда по результатам рассмотрения районными (городскими) судами и мировыми судьями Калужской области уголовных дел за 2006 год // Калужский судебный вестник .-2006.-№2.

19. Обзор статистических сведений о состоянии судимости и работе судов по рассмотрению уголовных дел за 1999-2000 гг. //Российская юстиция.-2001.- № 2.

20. Судебная практика по уголовным делам / Сост. Ю.А. Данилов.-М., 2006.

21. Обзор кассационной и надзорной практики судебной коллегии по гражданским и уголовным делам Калужского областного суда по результатам рассмотрения районными (городскими) судами и мировыми судьями Калужской области уголовных дел за 2007 год // Калужский судебный вестник .-2007.-№3.

 

Научная и учебная литература:

 

22. Астемиров З.А. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.- М., 2002г.

23. Боровиков В.Б. Вина и уголовная ответственность несовершеннолетних. «Российская юстиция», № 5 май 2006г.

24. Волошин В.М. Неотвратимость и целесообразность уголовной ответственности несовершеннолетних. «Российская юстиция», № 3 март 2007г.

25. Гуль Н.В. Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. «Журнал российского права», №3 март 2005г.

26. Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в СССР и Российской Федерации.- М., 1996.

27. Журавлев А.В. О необходимости изменения законодательства о рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних с учетом общепризнанных норм международного права.//Российский судья.-2006.-№8.

28. Заряева А.В., Малкова В.Д. Ювенальное право. Учебник для вузов, - «Юстициформ», 2005г.

29. История государства и права России. Хрестоматия/ Под ред. проф. Ю.А. Титова. –М., 1996г.

30. Кадников Н.Г. Классификация преступлений по уголовному праву России.- М., 2000.

31. Карпец И.И. Наказание: Социальные, правовые и криминологические проблемы. -М.,1973г.

32. Кругликов Л.Л. Не обошлось без ошибок. «Российская юстиция», № 6 2006г.

33. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Учебное пособие.- М., 2001г.

34. Модельный уголовный кодекс для стран СНГ // Правоведение. -1996.- N 1.

35. Марцев А.И. Специальное предупреждение преступлений. -Омск, 1977г.

36. Маркс К., Энгельс Ф. “Сочинения” - М., 2-е издание, Т8.

37. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. – «Волтерс Клувер», 2005г.

38. Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и право. -1995.- N 6.

39. Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве. -М., 1995г.

40. Нерсесян А. Личность преступника и наказуемость // Советская юстиция. -1990. -N 13.

41. Никитин А.Ф. “Ответственность несовершеннолетних” - М., 1980.

42. Роль Н.С. Таганцева в развитии русского уголовного права.// История государства и права.-2006-. №3.

43. Российская юстиция. -2006. -N 1.

44. Сафуанов Ф. “Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого” // Российская юстиция, 1997, №7.

45. Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. -Казань,1988г.

46. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Общая часть: В 2 т. – М. ,1994.- Т. 1.

47. Таганцев Н.С. и дореволюционная школа русского уголовного права.// История государства и права.-2005-. №6.

48. Петрова О.Н. Назначение уголовного наказания несовершеннолетним. -М. , -2004г.

49. Хисматуллин Р.С. Проблемы судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних.- Уфа, 2001г.

50. Фефелов П.А. “Механизм уголовно-правовой охраны. Основные методологические проблемы” - М., 1992г.

51. Щепельков В.Ф. Уголовный закон: преодоление противоречий и неполноты. -М., 2003г.

52. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность.- Л., 1973г.

53. Шибков О.Н. Принципы и нормы международного права как источники уголовного права. -М., 2000г.


[1] Обзор статистических сведений о состоянии судимости и работе судов по рассмотрению уголовных дел за 1999-2000 гг // Российская юстиция. 2007. № 2. С. 49-52.

[2]Обзор кассационной и надзорной практики судебной коллегии по гражданским и уголовным делам Калужского областного суда по результатам рассмотрения районными (городскими) судами и мировыми судьями Калужской области уголовных дел за 2006 год // Калужский судебный вестник .-2006.-№2.-С.6-12.

[3] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // «Российская газета». № 237, от 25.12.1993 (в ред. по сост. на 10.04.08).

[4] Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Общая часть: В 2 т. –М. ,1994.- Т. 1.-С.155.

[5] Там же. С.156.

[6] Роль Н.С. Таганцева в развитии русского уголовного права.// История государства и права.-2006-. №3. –С.23

[7] Н.С.  Таганцев и дореволюционная школа русского уголовного права.// История государства и права.-2005-. №6. –С.33.

[8] Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Общая часть: В 2 т. –М. ,1994.- Т. 1.- С. 162-164.

[9] Астемиров З.А. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.- М., 2002.-С.87.

[10] Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в СССР и Российской Федерации.- М., 1996. –С.139.

[11] История государства и права России. Хрестоматия/ Под ред. проф. Ю.А. Титова. –М., 1996.-С.203.

[12] Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в СССР и Российской Федерации.- М., 1996. –С.149.

[13] Судебная практика по уголовным делам // Сост. Ю.А. Данилов.-М., 2006.-с.159.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации // Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 05 июня 1996г. Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» от 13.06.1996г. № 63-ФЗ., с изменениями на 08.04.2008г.

[14] Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве. -М., 1995.- С. 23 - 24.

[15] Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и право. -1995.- N 6.- С. 55.

[16] Судебная практика по уголовным делам / Сост. Ю.А. Данилов.-М., 2006.-с.159.

[17] Шибков О.Н. Принципы и нормы международного права как источники уголовного права. -М., 2000.- С. 9.

[18] Там же. С. 147.

[19] Журавлев А.В. О необходимости изменения законодательства о рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних с учетом общепризнанных норм международного права.//Российский судья.-2006.-№8.-С.34.

[20] Там же.

[21] Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Учебное пособие.- М.,  2001. -С. 91.

[22] Щепельков В.Ф. Уголовный закон: преодоление противоречий и неполноты. -М., 2003. -С. 142 - 143.

[23] Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Общая часть: В 2 т. –М. ,1994.- Т. 1. -С. 59.

[24] Модельный уголовный кодекс для стран СНГ // Правоведение. -1996.- N 1.-С.56.

[25] Журавлев А.В. О необходимости изменения законодательства о рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних с учетом общепризнанных норм международного права.//Российский судья.-2006.-№8.-С.34.

[26]  Уголовный кодекс Российской Федерации // Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 05 июня 1996г. Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» от 13.06.1996г. № 63-ФЗ., с изменениями на 08.04.2008г.

[27] Российская юстиция. -2006. -N 1. -С. 32.

[28] Кадников Н.Г. Классификация преступлений по уголовному праву России.- М., 2000. -С. 13.

[29] Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. N 30.

[30]  Уголовный кодекс Российской Федерации // Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 05 июня 1996г. Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» от 13.06.1996г. № 63-ФЗ., с изменениями на 08.04.2008г.

[31] Петрова О.Н. Назначение уголовного наказания несовершеннолетним. -М. , -2004.- С. 56.

[32] Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность.- Л., 1973.- С. 32.

[33] Карпец И.И. Наказание: Социальные, правовые и криминологические проблемы. -М.,1973. -С. 150.

[34] Хисматуллин Р.С. Проблемы судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних.- Уфа, 2001. -С. 55

[35] Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. -Казань,1988. -С. 24.

[36] Марцев А.И. Специальное предупреждение преступлений. -Омск, 1977. - С. 9 - 10.

[37] Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. -М., 1970.- С. 83.

[38] Карпец И.И. Указ. соч. С. 152.

[39] Нерсесян А. Личность преступника и наказуемость // Советская юстиция. -1990. -N 13.- С. 6.

[40] См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000 №7 ( в ред Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7)  «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» //Вестник Верховного Суда РФ.-2007.-№3.-С.59-63.

[41]  Уголовный кодекс Российской Федерации // Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 05 июня 1996г. Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» от 13.06.1996г. № 63-ФЗ., с изменениями на 08.04.2008г.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации // Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 05 июня 1996г. Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» от 13.06.1996г. № 63-ФЗ., с изменениями на 08.04.2008г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Историко-правовой аспект развития уголовной ответственности несовершеннолетних

1.1 Уголовная ответственность несовершеннолетних в уголовном праве России 18 в. - нач.20 века

1.2 Уголовная ответственность несовершеннолетних в уголовном праве советской России

Глава 2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

2.1 Влияние норм международного права на осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних

2.2 Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних

2.3 Содержание наказания несовершеннолетних и их виды.

2.4 Судопроизвоство по делам о преступлениях несовершеннолетних

Глава III. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания

3.1 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного воздействия

3.2 Освобождение несовершеннолетних от наказания, условно-досрочное освобождение

Заключение

Библиография



Введение

 

В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы. Так, за период с 1999-2005 г. увеличилась судимость учащихся и студентов с 48, 6 до 61, 1 тысяч человек, на 25, 8 % по сравнению с 1999 годом, а применение лишение свободы (а в соответствующих случаях и смертной казни) в 2005 году составило в отношении несовершеннолетних - 27, %.[1] Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации. По данным областного суда Калужской области районными (городскими) судами области и мировыми судьями области было осуждено 496 несовершеннолетних, что составило 8,7% от общего количества лиц, осужденных по приговорам районных (городских) судов и мировых судей[2].

Взаимоотношения государства и гражданина регламентированы в Основном Законе / Конституция РФ/. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст.15), но к сожалению, это не всегда применяется в реальной жизни. Основные права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения (ст. 17)[3] ; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства и т.д.(ст. 19), но по возрасту гарантирует только социальное обеспечение (ст. 39). Конституция Российской Федерации допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55), а также устанавливает, что гражданин РФ может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 61).

Особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние). Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только законом.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости контроля за преступностью несовершеннолетних. Несмотря на предпринимаемые в 2000-2006 годы попытки решения социально-экономических проблем, нашедшие воплощение в принятии федеральных целевых программ, направленных на поддержание семьи, здоровья нации, мы все равно наблюдаем идейно-нравственный кризис, начавшийся в начале 90-х годов 20 века. В молодежной среде, в том числе подростковой, культивируются негативные стереотипы поведения, наблюдаются явления наркомании и алкоголизма, особенно пивного, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Мировоззрение молодежи вызревает в эпоху бурных перемен, с массой негативных общественных элементов (коррупции, проституции, наркомании и т.д.), поэтому сегодня мы и наблюдаем большое количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, которым необходимо правильно давать правовую оценку.

Современное российское судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом отвечает нормам международного права, но до идеала еще далеко. В настоящее время остро стоит вопрос о ювенальной юстиции, на политической арене, на страницах научных журналах, научных конференциях, симпозиумах, семинарах, круглых столах ведутся острые дискуссии о проблемах преступности уголовной ответственности несовершеннолетних. Для современного российского уголовного права актуальны вопросы возраста привлечения к уголовной ответственности, назначения наказания несовершеннолетним, правильной оценки действиям несовершеннолетним. Уголовные дела с участием несовершеннолетних рассматриваются самыми опытными судьями, так как иногда наблюдаются явления неправильной трактовки норм материального и уголовно-процессуального характера, в результате которого страдают несовершеннолетние. Все вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой проблемы.

Целью дипломной работы является обобщение результатов правового исследования в результате обработки нормативно-правовых актов и монографий, публикаций по проблеме уголовной ответственности несовершеннолетних.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

1) обобщить результаты исследования нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере уголовной ответственности несовершеннолетних;

2) найти общие закономерности правоприменительной деятельности в области уголовной ответственности несовершеннолетних;

3) исследовать развитие проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних в историко-правовом аспекте;

4) определить возможности решения проблем правового плана в сфере уголовной ответственности несовершеннолетних;

5) определить пробелы в российском законодательстве, необходимые устранить для совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних;

6) изучить механизмы, обеспечивающие становление ювенальной юстиции в России.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в области уголовной ответственности несовершеннолетних.

Предметом исследования является правовая конструкция уголовно-правового института ответственности несовершеннолетних, зафиксированная в нормах уголовного законодательства, а также судебные источники, осуществляющие толкование уголовно-правовых норм.

В проведенном исследовании применялись следующие научные методы: при написании теоретической части в большей мере использовались всеобщие (метод диалектического материализма) и общенаучные методы, в частности логический (использованы индуктивный и дедуктивные приемы, суждение от обратного), генетический метод применялся при определении дефиниций основных терминов анализируемого правового института, в проведении правового анализа использовались формально-юридический и сравнительно-правовые методы.

Нормативно-правовую основу исследования составляют международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, судебная практика.

При написании работы использовались работы ведущих отечественных ученых, юристов-практиков, а именно: Журавлева А.В., Астемирова З.А., Ермакова В.А., Резника Н.И., Крюковой Н.П., Кудрявцева В.Н., Мельниковой Э.Б. и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на страницах машинописного текста.

 



Глава 1. Историко-правовой аспект развития уголовной ответственности несовершеннолетних

Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.