Институционально-правовые методы снижения административных барьеров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Значительные потери общества от расширения институциональных ограничений на рынках, как явные в виде неполученных налогов, так и неявные в форме снижения объемов производства и благосостояния населения, страдающего от административных барьеров, требуют разработки мер по дерегулированию российской экономики. В первую очередь это выражается в институциональной инженерии формальных, правовых норм, направленных на деблокирование бизнеса.

Наиболее серьезной положительной тенденцией в преодолении барьерного характера экономики можно считать законодательные инициативы Правительства РФ, выработанные по результатам переговоров с бизнесом в федеральных округах и учитывающие пожелания действующих хозяйствующих субъектов.

Необходимость снижения административного регулирования хозяйственной деятельности заложена в проекте «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу 2002-2010 гг.». Основной задачей дерегулирования экономики признается «ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности.

Решение этой задачи предполагает принятие следующих ключевых мер:

- снижение барьеров входа на рынок;

- устранение излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности;

- обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов власти[24].

Проблема снижения административных барьеров является также предметом рассмотрения региональных и местных властей. В ряде регионов в этих целях созданы межведомственные комиссии по устранению административных барьеров. Правовой основой для создания таких комиссий послужил Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». Нормативно-правовыми актами субъектов федерации определяются цели, задачи, функции, основные права, процедура деятельности межведомственных комиссий. Сравнительный анализ региональных положений о деятельности межведомственных комиссий по устранению административных барьеров показывает, что цели деятельности этих комиссий определяются субъектами федерации неоднозначно. К примеру, Нижегородская, Саратовская и Ярославская области в качестве цели определили «формирование благоприятных условий для развития предпринимательства». В Республике Коми целью комиссии является реализация «государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, устранения административных барьеров на пути его развития и ускорения рыночных преобразований». В городах Москве и Новосибирске цель комиссии определяется как содействие «преодолению неблагоприятных тенденций при развитии предпринимательства».

Другие субъекты Российской Федерации детализировали цель деятельности комиссии, определив ее следующим образом:

- оказание «содействия развитию и поддержке предпринимательства и координации деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих функции по лицензированию, контролю и государственному регулированию предпринимательской деятельности» - Кемеровская область; Ф выявление и разработка «предложений по устранению административных барьеров, возникающих перед хозяйствующими субъектами, связанных с деятельностью органов контроля и надзора, лицензирования, сертификации, регистрации и иных органов государственного регулирования и координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» - Костромская область;

- осуществление «координации и обеспечения четкого взаимодействия лицензирующих, налоговых, контрольных, надзорных органов, а также структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, выполняющих контролирующие функции на территории области по отношению к хозяйствующим субъектам» -Ростовская область;

- устранение «административных барьеров, возникающих перед хозяйствующими субъектами, связанных с деятельностью органов надзора и контроля, лицензирования, сертификации, регистрации и иных органов государственного регулирования и координации деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления» - Томская область;

- устранение «административных барьеров, возникающих как во взаимоотношениях различных подразделений администрации города между собой, так и во взаимоотношениях различных подразделений администрации города с гражданами, организациями, предприятиями и учреждениями, а также координация деятельности различных подразделений администрации города» - г. Томск;

- организация и совершенствование «системы контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства (СМП) на территории г. Казани, а также координация деятельности контролирующих органов по вопросам проведения проверок СМП» -г. Казань.

Специализированные межведомственные комиссии в период с 1997 по 2000 г. создавались при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как правило, со статусом координационного или совещательного органа (табл. 3.). В Ростовской области в соответствии, с Постановлением главы администрации области № 349 от 24.09.99 г. в целях координации деятельности и взаимодействия контрольных органов, упорядочения проведения проверок хозяйствующих субъектов на территории области, обеспечения благоприятного предпринимательского климата и устранения различных административных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию предпринимательства, была создана Межведомственная комиссия при Правительстве Ростовской области по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства.

Одним из результатов деятельности комиссии, направленной на устранение необоснованных административных препятствий, координацию вопросов исследования проблем субъектов малого предпринимательства, сокращение количества проверок, стало принятие закона Ростовской области «О проверках хозяйствующих субъектов на территории Ростовской области» № 73-ЗС от 10.05.2000 г[25].

 

Таблица 1

Статус межведомственных комиссий по преодолению административных барьеров[26]

Субъект федерации Орган, при котором учреждена комиссия Статус
Вологодская область При администрации области
Кемеровская область При губернаторе области Совещательный орган
Костромская область При главе администрации области Координационный и совещательный орган
Томская область При главе администрации (губернаторе) области Координационный и совещательный орган
Москва При Правительстве Москвы
Новосибирск При мэрии Новосибирска
Томск При мэре Координационный и совещательный орган

 

В рамках реализации «Муниципальной комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Ростове-на-Дону на 2000-2002 годы», утвержденной Решением Ростовской городской Думы от 20.04.2000 г. № 265, одной из мер по поддержке предпринимательства была законодательно закреплена реализация «Программы по ликвидации административных барьеров», включающей:

- устранение излишних административных барьеров, определение единых критериев предоставления поддержки малому предпринимательству на территории города, что улучшит климат доверия между представителями малого бизнеса и поддерживающими структурами, привлечет к активной работе с предпринимателями крупные предприятия и финансовые организации;

- исключение дублирования функций, обеспечение взаимодействия на горизонтальном уровне элементов инфраструктуры.

На заседании городской комиссии утвержден проект «Разработка механизма сокращения административных барьеров при развитии малого предпринимательства», который включает в себя следующие направления:

- исследование, обобщение и анализ проблем предпринимателей, связанных с разрешительной практикой, лицензированием, сертификацией, регистрацией, трудностями в сфере аренды помещений и землеотвода для предпринимательской деятельности, дублированием функций контролирующих органов;

- изучение опыта других городов и регионов в вопросах преодоления административных барьеров при развитии предпринимательства;

- разработка комплекса мер и нормативных документов, определяющих действия органов местного самоуправления в целях сокращения административных барьеров. Информация о вышеназванных документах, а также о нормативных актах администрации Ростовской области регулярно передается в пресс-службу администрации г. Ростова-на-Дону, представляется в Интернете на сайте администрации и публикуется в СМИ города. С указанными документами были ознакомлены главы районов г. Ростова-на-Дону, которые, в свою очередь, представили свои замечания, предложения и дополнения по механизму работы комиссии[27].

Как уже отмечалось, существуют разнообразные формы барьеров: непредусмотренные действующим законодательством запреты на создание новых предприятий, на осуществление отдельных видов деятельности; введение дополнительного сертифицирования (обязательного или добровольного), проведение всевозможных согласований и экспертиз, не предусмотренных действующим законодательством; введение в практику непредусмотренной отчетности; создание неравных условий деятельности конкурирующих хозяйствующих субъектов; отказ в выделении материальных и иных ресурсов при их наличии; недопущение к пользованию бюджетными средствами при существовании такой возможности.

Для развития предпринимательства в г. Ростове-на-Дону необходима реструктуризация системы аренды муниципальных помещений, которая может стать реальным методом поддержки и развития малого предпринимательства. Из 9 тыс. действующих малых предприятий города (при 25,3 тыс. зарегистрированных в Ростовской области)[28] только 35 % имеют собственные площади, остальные вынуждены арендовать их у различных организаций, часто по договорам о совместной деятельности. В результате арендная плата и соответствующие налоги выпадают из доходов бюджета города.

Одним из вариантов решения данной проблемы является создание деловых центров, в которых малые предприятия получат более комфортные условия, чем при аренде площадей у крупных фирм, не приспособленных для размещения малого бизнеса. Второй возможный вариант решения проблемы обеспечения помещениями малых предприятий по доступным ценам определен Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 16.01.2001 г. № 70, в соответствии с которым для субъектов малого предпринимательства, производство собственной продукции которых составляет не менее 75 % общего объема реализуемых ими товаров и услуг, применяются льготные ставки при расчете арендной платы за использование нежилого фонда муниципальной собственности г. Ростова-на-Дону.

Серьезным институциональным барьером является несовершенство налоговой системы, проявляющееся в том, что переход к новым, казалось бы, более эффективным формам налогообложения малого предпринимательства порождает новые ограничения[29]. Например, при переходе к платежам налога на вмененный доход вновь возрождаются авансовые платежи, которые отменены даже для крупного бизнеса (авансовые платежи налога на прибыль) как антирыночные инструменты налогообложения. Взимание этого налога в начале квартала снижает оборотные средства малых предприятий и увеличивает вероятность банкротства.

Следующим институциональным барьером является дублирование контрольно-ревизионных функций, выполняемых десятками контролирующих органов. Проведенный анализ их деятельности позволяет сделать вывод о том, что в число организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций, плановых и других видов проверок деятельности субъектов малого предпринимательства, как правило, входят те, в ведении которых находятся вопросы:

- лицензирования;

- регистрации;

- землепользования;

- стандартизации, метрологии и сертификации;

- санитарно-эпидемиологического надзора;

- охраны природы;

- налогообложения;

- охраны правопорядка;

- противопожарной безопасности;

- жилищно-коммунального хозяйства;

- градостроительства и архитектуры;

- безопасности дорожного движения;

- торговой деятельности и т.д[30].

Как видно ил этого далеко не полного перечня, одно среднестатистическое предприятие может проверяться различными контролирующими органами в течение года чаще, чем раз в месяц.

Все вышеперечисленные проблемы подлежат анализу созданной в соответствии с Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 24.10.2000 г. № 2955. Межведомственной комиссией при администрации г. Ростова-на-Дону по устранению и ликвидации административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития предпринимательства.

Основными задачами организованной Комиссии являются:

1. Сбор и анализ информации об административных барьерах и разработка предложений для их устранения:

- анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность контролирующих органов, действующих на территории города, выработка предложений по оптимизации их деятельности;

- информационно-аналитическое обеспечение деятельности администрации города по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений с контролирующими органами, независимо от их правового статуса и отраслевой принадлежности;

- разработка предложений о разграничении функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти.

2. Сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности:

- устранение дублирования контрольных функций различных органов исполнительной власти в отношении субъектов предпринимательской деятельности;

- обеспечение и защита прав граждан в сфере предпринимательства, предоставленных нормативными и законодательными актами РФ.

3. Координация и обеспечение взаимодействия контролирующих организаций для проведения совместных плановых проверок хозяйствующих субъектов на территории города.

4. Подготовка предложений по развитию приоритетных направлений и форм поддержки малого предпринимательства в рамках реализации региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства[31].

В рамках работы данной Комиссии в 2001 г. разработаны и утверждены мэром г. Ростова-на-Дону «Мероприятия по упрощению и ликвидации административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства города». В настоящее время ведется активная работа по реализации указанных мероприятий, в которых нашли свое отражение многие из представленных в данном исследовании проблем.

В силу этого до принятия мер на федеральном уровне необходимо на местном уровне осуществлять конкретные действия по упорядочению проверок, устранению административных барьеров для развития и поддержки предпринимательства с соблюдением прав и интересов как предпринимателей и потребителей, с одной стороны, так и государства в целом - с другой.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития экономической системы России преодоление административных барьеров не является четко выделенной задачей какого-либо органа федеральной исполнительной власти. Указанная задача была «утеряна» в связи с прекращением деятельности Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 180.