ПРИРОДА СВЯТОГО ДУХА. БИБЛЕЙСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    Ветхий Завет

    Намеки на три ипостасность Божества

    Если не набраться смелости и не сказать, что Ветхий Завет прямо говорит о троичности Божества, то нельзя отрицать то, что Ветхий Завет дает совершенно ясные намеки на это. И эти намеки можно увидеть через следующие моменты:

    Местоимения, использующиеся по отношению к Богу, в форме множественного числа. Ни один раз в Ветхом Завете местоимения, стоящие вместо имени Бога, имеют форму множественного числа. Так, например, в Бытие 1:26 мы читаем: «И сказал Бог (Элохим): сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...» если интерпретировать это место в свете Новозаветнего откровения учения о Троицы, местоимение «нашему», стоящее в таком несогласование чисел кажется ничем иным, как совершенно определенным намеком на три ипостасность Божества. Нечто похожее мы находим и у пророка Исаи 6:8: «И услышал я голос Господа (Адонай), говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас

    Глаголы, использующиеся по отношению к Богу, в форме множественного числа. В том же тексте Быт. 1:26, после слова Бог (Элохим) идет глагол множественного числа «сотворим» (hf,[]n:). В другом месте имеется похожий отрывок. «И сказал Господь (Яхве)... Сойдем  же (hd'r>nE), и смещаем (hl'b.n"w>) язык их, так чтобы один не понимал речи другого». Быт.11:6,7. Эти отрывки так же дают нам право предположить о некой множественности Божества. И если в случае с Быт.1:26, кто-то может возразить, сказав, что в данном случае местоимения во множественном числе - это лишь согласование со словом Элохим (~yhil{a/), так по своей форме Элохим тоже множественное число. Но как в этом случае объяснить Быт.11:6,7 и Ис.6:8? Притом Элохим употребляется и с глаголом в единственном числе. Тот же стих - Быт. 1:26: “и сказал (rm,aYOw:,,; 3-е лицо, ед. число) Бог (Элохим).

    Господа следует отличать от Господа, или от Бога. В Бытие 19:24 мы встречаем следующее выражение: «И пролил Господь (Яхве) на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа (Яхве) с неба...» Притом под первым Господом в данном тексте подразумеваются не кто иные, как те два ангела, пришедшие в дом Лота (см. Быт.19:1-23), они находились на земле и проливали огонь от Господа с неба.

Похожий случай мы встречаем в видении пророка Захария о великом иерее и сатане. Зах.3:2 «И сказал Господь (Яхве) сатане: Господь (Яхве) да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь (Яхве), избавивший Иерусалим!» (см. также в Новом Завете 2Тим.1:18).

 «Сына» следует отличать от «Отца» или от «Господа». Знакомясь с учением Ветхого Завета, мы встречаем и эту идею. Так, например, в пророческом изречении Давида: «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; я ныне родил Тебя» Пс.2:7. Сыны Кареевы высказывали подобную мысль: «Остры стрелы Твои; Престол Твой Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости, более соучастников Твоих» Пс.44:6-8. Так же пророк Михей, передовая слова Божии говорит: «И ты Вифлеем - Ефрафа ... из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала от дней вечных» Мих.5:2.

    Духа следует отличать от Бога или Господа. С первых строк Библии мы встречаем это различие: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Быт.1:12. «Сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками». Быт.6:3 (см. Числ.11:29; Числ.27:18; Пс.50:12,13; Ис.40:13; Аггей 4,5).

    А пророк Исая в 48 главе прямо говорит о троичности Божества. «Послушай Меня, Иаков и Израиль... Я первый и я последний... Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» Ис.48:12-16.

    Рассмотрев все эти отрывки, действительно становится очевидным тот факт, что Ветхий Завет содержит определённые свидетельства в пользу троичности Божества. Но, несмотря на это Бог Ветхого Завета один и един, а не три бога. Этим то и отличалась монотеистическая религия Израиля от языческих религий.

        

Указание на единство Бога

    О единстве Бога в учении Ветхого Завета можно заключить из того, что хотя мы и встречаем намеки на троичность, мы так же встречаем и то, что Бог только один. «И молился Езекия пред лицом Господним, и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты Один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю». 4Цар.19:15. Иов говорит, что «Он (Бог) один распростирает небеса, и ходит по высотам моря» Иов.9:8. Давид призывает славить «Того, Который один творит чудеса великие...» Пс.135:4.

   

Природа Святого Духа. Учение Ветхого Завета

Действия Святого Духа

    Действия Святого Духа, о которых нам повествует Ветхий Завет, очень разнообразны. Причина, по которой мы намереваемся рассмотреть действия Святого Духа, изучая вопрос о Его природе, заключается в том, что некоторые действия Святого Духа раскрывают Его природу.

    С первой страницы Библии мы находим, что Святой Дух участвует в творении (Быт.1:2). Книга Иова прямо свидетельствует о том, что Святой Дух совершает творческую деятельность. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь». Иов.33:4 (см.Пс.138:13; Иов.26:11-13).

Святой Дух, может быть, огорчаем и пренебрегаем. Пророк Исая, повествуя о народе Божьем, пишет: «но они возмутились и огорчили Святого Духа Его» Ис.63:10 (см. Быт.6:3).

Святой Дух пребывает в человеке, или почивает на человеке. О Давиде сказано, как и о многих других: «и почивал Дух Господень на Давиде» 1Царств16:13 (см. Быт.41:38; Числ.1:17,25,26; Числ.23:6; Числ.24:2; Числ.27:18; Суд.3:10; Суд.11:29; 4Цар.2:9,15,16; Пс.103:30; Ис.11:2; Ис.59:21; Ис.61:1; Ис.63:11; Дан.4:5,6,15; Дан.5:11,14). А пророк Аггей говорит, что Святой Дух пребывает не только в отдельный личностях, но и среди народа. «Завет Мой, - говорит Господь вышедшим из плена Вавилонского, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь». Аг.2:5.

Святой Дух исполняет человека «Господь исполнил его (Веселиила) духом Божиим» Ис.35:31 (см. Мих.3:8). Объемлет или облекает человека «Дух Господень объял Гедеона» Суд.6:34 (см. 1Пар.12:18; 1Пар.24:20).

Святой Дух действует в человеке. О Самсоне сказано: «И начал Дух Господень действовать в нем...» Суд.13:25.

Дух Святой сходит на человека: «и сошел на него (на Самсона) Дух Господень» Суд.14:6 (см. Суд.14:19; Суд.15:14; 1Цар.10:6,10; 1Цар.11:6; 1Цар.19:20; 2Пар.15:1; 2Пар.20:14; Ис.42:1).

Святой Дух также и отступает или отходит от человека. После того, как Саул ослушался Бога, о нем сказано: «от Саула отступил Дух Господень» 1Цар.16:14 (см. 3Цар.22:24; 2Пар.18:23; Пс.50:13).

Дух Святой говорит в человеке. В песне хвалы Давида, которая названа «последние слова Давида», мы находим такое высказывание: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» 2Цар.23:2 (см. 3Царств22:24).

Святой Дух руководит человеком. Бог говорит через пророка Иезекииля: «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» Иез.36:27 (см. 3Царств18:13; Пс.142:10; ср. Ис.30:1).

Святой Дух наставляет. В книге Неемии записана молитва, и в ней мы встречаем такие слова: «Ты (Бог) дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» Неем.9:20.

Дух Святой напоминает. В той же молитве встречается и такое высказывание: «Ожидая их обращения (обращения народа Божьего), Ты медлил, многие годы и напоминал им Духом Твоим, через пророков Твоих». Неем.9:30.

Святой Дух участвует в передачи вести через видения. Иезекииль так описывает свой опыт: «и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим» Иез.8:3 (см. Иов.4:15; Иез.2:2; Иез.3:12,14,24; Иез.11:1,5,24; Иез.13:3; Иез.37:1; Иез.43:5; Зах.7:12).

Святой Дух утверждает. Давид молился и взывал к Господу: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня». Пс.50:14.

Дух Святой изливается. «Изолью от Духа Моего на всякую плоть (говорит Господь), и будут пророчествовать Сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И так же на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего». Иоиль 2:28,29 (см. Ис.32:15; Ис.44:3; Иез.39:29; Зах.12:10).

Прежде чем закончить говорить о действиях Святой Духа, следует отметить тот факт, что многие действия, которые совершает Святой Дух, совершает и Бог. Святой Дух творит, Бог тоже творит (см. Быт.1:1; Быт.2:2). Святого Духа можно огорчить, огорчить можно и Бога (см.Пс.77:56; ср. Иер.7:19). Бог, как и Дух Святой, действует (см. Екл.7:13; Пс.118:126). О Сауле сказано, что Дух Господень отступил от него (см. 1Царств 16:14), две главы ниже о том же Сауле сказано, что «Господь (Яхве)... от Саула отступил...» (1Цар.18:12). Бог, как и Дух Святой, говорит в человеке, или чрез человека (см. Вт.18:18,19). Бог, так же как и Дух Святой руководит человеком (Пс.72:23,24), наставляет человека (см. Вт.31:14). Подобно Святому Духу, Бог напоминает (Неем.9:29), участвует в передачи вести через видения (см. Числ.24:4; Иез.1:1), утверждает (см. Пс.39:2,3; 2Цар.5:12).

После такого сравнения нельзя не увидеть, что во многом действия Бога и действия Святого Духа схожи. Следует отметить, что речь идет не только о таких действиях, которые способен совершить и человек, но которые совершает только Бог. На основании этого можно предположить, что существует равенство между Святым Духом и Богом. Хотя нужно сказать, что это лишь предположение.

 

Имена Святого Духа в Ветхом Завете

Как мы уже упоминали выше, имена во времена Ветхого Завета не просто называли человека, но и охарактеризовывали его. Поэтому нам необходимо будет рассмотреть те имена, которыми Святой Духа называется в Ветхом Завете, т.к. они характеризуют и Его природу.

В Ветхом Завете Святой Дух называется следующими именами:

Дух (см. Числ.11:17,25,26; 4Цар.2:9; 1Пар.12:18; Иов.4:15; Ис.31:3; Иез.1:20,21; Иез.2:2; Иез.3:12,14,24; Иез.8:3; Иез.11:1,24; Иез.43:5);

Дух Господень (Яхве) (см. Суд.3:10; Суд.6:34; Суд.11:29; Суд.13:25; Суд.14:6,19; Суд.15:14; 1Цар.10:6; 1Цар.16:13,14; 2Цар.23:2; 3Цар.18:12; 3Цар 22:24; 4Цар.2:16; 2Пар.18:23; 2Пар.20:14; Ис.11:2; Ис.40:13; Ис.61:1; Ис.63:14; Иез.11:5; Мих.2:7; Мих.3:8);

Дух Божий (см. Быт.1:2; Быт.41:38; Исх.31:3; Исх.35:31; Числ.23:6; Числ.24:2; 1Цар.10:10; 1Цар.11:6; 1Цар.19:20,23; 2Пар.15:1; 2Пар.24:20; Дан.5:14);

Дух с личным местоимением, стоящим вместо имени Бога (см. Быт.6:3; Числ.11:29; Неем.9:20; Иов26:13; Пс.103:30; Пс.138:7; Пс.142:10; Ис.30:1; Ис.34:16; Ис.42:1; Ис.44:3; Ис.48:16; Ис.59:21; Иез.36:27; Иез.39:29; Иоиль 2:28,29; Агг.2:5; Зах.4:6; Зах.7:12);

Дух Святой с личным местоимением, стоящим вместо имени Бога (Пс.50:13; Ис.63:10,11).

Дух премудрости (см. Исх.28:3; Вт.34:9; Исх.11:2); Дух Илии (см. 4Цар.2:15)[102].

Дух Владычественный (см. Пс.50:14);

Дух свыше (см. Ис.32:15).

В описании славы Божией - Дух животных[103] (см. Иез.10:17).

Дух Святого Бога (см. Дан.4:5,6,15; Дан.5:11).

Высокий Дух (см. Дан.5:12; Дан.6:3).

Превосходный Дух (Мал.2:15).

Дух благодати и умиления (см. Зах.12:10).

Дух ведения и благочестия (Ис.11:2).

Следует отметить, что многие имена, которыми называется Святой Дух, схожи с именами, которыми называется Бог. Дух называется Святым, и Бог Свят (см. Ис.6:3). Дух называется Духом Яхвы и Духом Элохим, но Яхве и Элохим - это также и имена Бога. Дух назван Духом премудрости и Бог премудр (см. Езд.7:25; Ис.28:29). Давид говорит о Духе, как о Владычественном, и Бог есть Владыка (см. Вт.10:17 ср. Дан.2:47). В Данииле пребывал высокий Дух. А Исая говорит о том дне, когда лишь «один Господь будет высок» Ис.2:11.

Подобно действиям, имена Святого Духа в своем большинстве схожи с именами Бога. На основании сходств имён мы снова можем предположить о равенстве Святого Духа и Бога, но этого далеко ещё не достаточно, что бы утверждать о равенстве природы Святого Духа и Бога.

Атрибуты Святого Духа в Ветхом Завете

Когда мы говорим об атрибутах Святого Духа, описанных в Ветхом Завете, мы встречаем, как и присущей природе Бога, непередаваемые атрибуты и передаваемые.

Непередаваемые атрибуты

Вездесущность. Когда мы говорим, что Святой Дух вездесущ, то подразумеваем, что Он пребывает в одно и то же время повсюду. Давид, используя параллелизм, сопоставляет Духа Святого лицу Божьему: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; Сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там поведёт меня, и удержит меня десница твоя. Скажу ли: «Может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день, как тьма, так и свет». (Пс.138:7-12.)

Намёк на всеведение и всемогущество. Пророк Исая спрашивает: «Кто исчерпал воды горстью своею, и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40:12 ст.). Далее пророк задаёт следующий вопрос: «Кто уразумел дух Господа и был советником у Него и учил Его» (40:13 ст.). «С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости» (Ис.40:14 ст. / Ис.40:12-14).

Вопрос: «Кто уразумел дух Господа?»(13 ст.), как бы подразумевает, что нет того, кто мог бы уразуметь Его, что естественно побуждает нас предположить о всеведении Духа Господня. В пользу этого предположения свидетельствует и тот факт, что Святой Дух назван Духом премудрости (Исх.28:3; Вт.34:9). А о всемогуществе Духа Господня говорят 12 ст. и 14 ст.

Может показаться, что слова: «Кто уразумел дух Господа и был советником у Него и учил Его. С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости» относятся не к Духу Господню, а к Господу. Но трудно согласиться с этим по следующим причинам: Китель в Библии Hebraica Stuttgartersia выделяет сороковую глав, как поэтический отрывок. Тексты, прочитанные нами выше, это часть большего отрывка c 12 по 17 ст.[104]. Данный отрывок повествует о всемогуществе Того, о Ком речь идёт в 13 ст. А 13 стих - это синонимический параллелизм, в котором вторая строчка повторяет по смыслу первую. По этому вообще трудно говорить о том, что Исая в данном отрывке разделяет Дух Господень от Господа.

Передаваемые атрибуты

Сила. О силе Святого Духа свидетельствуют действия, которые Он совершает. Так же Михей свидетельствовал, что «исполнен силы Духа Господня» (Мих.3:8).

Святость. О том, что Дух обладает святостью, дает нам право предположить тот факт, что Он назван Духом Святым.

Мудрость. Дух Святой так же назван Духом премудрости.

Благость. «Дух Твой благий да ведёт меня в землю правды...» - молился Давид. (Пс.142:10).

Святой Дух и Божество

А свидетельствует ли Ветхий Завет достаточно прямо о Божественности Святого Духа? Хотелось бы привести несколько мест из Ветхого Завета, которые дают нам право ответить положительно на заданный вопрос.

Мы уже дважды упоминали, что имена в Ветхом Завете играют огромное значение т.к. характеризуют своего обладателя. И одно из имён Святого Духа, которое мы встречаем в Ветхом Завете - это Дух Божий (Элохим). Это является свидетельством в пользу Божественности Святого Духа. Ещё одно свидетельство - это участие Духа в описании славы Божией, которую мы встречаем у пророка Иезекииля. (Иез.1:12,20,21; Иез.16:17).[105]

Основным свидетельством в пользу Божественности мы находим у пророка Исаи: «Египтяне люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух». Ис.31:3. Китель в Библии Hebraica Stuttgartensia выделяет тридцать первую главу, как поэтический отрывок. Известно, что еврейской поэзии присущ параллелизм. И этот текст именно таковым и является. Данный текст книги пророка Исаи написан в форме синонимического параллелизма, в котором как мы уже говорили, вторая строчка повторяет смысл первой:

lae-al{w> ~d'a' ~yIr;c.miW; Египтяне - люди, а не Бог,

прямое дополнение подлежащие подлежащее прямое дополнение

x;Wr-al{w> rf'B' ~h,yseWsw>; и кони их - плоть, а не Дух

прямое дополнение подлежащие подлежащее прямое дополнение

 

Из этого мы можем увидеть, что в данном параллелизме Бог (la) сопоставлен Духу (x;Wr). Мы видим, что прямое дополнение второй строчки повторяет по смыслу прямое дополнение первой строчки. На основании этого параллелизма мы можем заключить о том, что в Ветхом Завете Дух Святой назван Богом.

Новозаветное понимание природы Бога, открывающегося в Ветхом Завете

Нам необходимо будет обратить внимание на тот факт, что Того, Кого авторы Ветхого Завета называли Богом или Господом, авторы Нового Завета не раз называют Духом Святым. Так, например, пророк Исая пишет: «И услышал я голос Господа (Адонай), говорящего: кого мне послать? И кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете...» Ис.2:8-10. Апостол Павел, ссылаясь на этот текст, говорит: «хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаю: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете...» Деян.28:25-27. Ещё один похожий отрывок: «Зачем метутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли...» Пс.2:1-2. Лука, при описании единодушного возгласа церкви после того, как им запретили проповедовать, говорит: «Владыка Боже, сотворивший небо и землю... Ты устами... Давида, раба твоего, сказал Духом Святым: «что метутся язычники и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные...» Деян.4:24-26. И хотя в данном случае Ветхозаветний текст не называет имени Бога, Новозаветний текст говорит, что эти слова были сказаны Богом, через () Святого Духа (Ср. Мк.12:36).

 

Новый Завет

Указание на триипостасность Божества

В отличие от Ветхого Завета Новый Завет содержит более прямые свидетельства о троичности Божества. Эти свидетельства мы можем увидеть в следующем:

При крещении Иисуса. Все Евангелисты, описывая крещение Иисуса Христа, определённо говорят о Трёх, т.е. об Отце, Сыне и Святом Духе. Так Матфей пишет: «И крестившись, Иисус тот час вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Мф.3: 16-17 (См. Мк.1:10-11; Лк.3:21-22; ср. Ин.1:32-34). 

Петр, проповедуя в доме Корнилия, говорил «БогДухом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя..., потому что Бог был с Ним». Деян.10:38.

В обетовании Христа об Утешителе и в исполнении этого обетования. Иисус Христос, когда обещал послать Святого Духа после Своего вознесения, говорил ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да прибудет с вами во век». Ин.14:16 (См. Ин.14:26; Ин.15:26; Ин.16:13-15).

В день пятидесятницы, когда на язычников сошёл Дух Святой в огненных языках, и народ подумал, что эти люди, говорящие разными языками в результате такого сошествия, пьяны, Петр в своей проповеди сказал: «Итак, Он (Христос), быв вознесён десницею Божьей и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». Деян.2:33.

В формуле крещения. Иисус, после Своего воскресения, и ещё перед вознесением к Отцу, дал вечное поручение своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Мф.28:19.

В апостольских приветствиях и благословениях. Апостол Петр в своем приветствии к церквям обращается к ним, как к «избранным по предведению Бога Отца, при освещении от Духа Святого, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа...» 1Петр.1:2. А апостол Павел заканчивает своё второе послание к Коринфянам, следующим благословением: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Духа Святого со всеми вами. Аминь». 2Кор.13:3.

В учении о духовных дарах. Излагая учение о духовных дарах, Павел говорит: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». 1Кор.12:4-6. Хотя здесь и не говорится прямо об Отце и Сыне, но, скорее всего именно Сына подразумевает Павел, когда говорит о Господе, и именно Отца подразумевает Павел, когда говорит о Боге.[106]

В учении апостолов. Апостолы в своих посланиях и увещеваниях не раз свидетельствуют в пользу троичности Божества, когда повествуют об Отце, Сыне и Святом, Духе. Так, например Павел, прощаясь с Ефесскими пресвитерами, говорил: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Деян.20:28 (см. Рим.1:4; 2Кор.1:21-22; Еф.2:17-19; 2Фес.2:13-14; Тит.3:4-6; Ев.9:14).

Итак, Новый Завет действительно полон свидетельствами в пользу троичности Божества, и эта троичность открывается в Отце, Сыне и Святом Духе. Но, как и в Ветхом Завете, Бог един, а не три не зависимых Бога.

Указание на единство Божие

В пользу единства Бога в Новом Завете можно найти следующие свидетельства: Бог прямо назван единым. И о Боге говорится, хотя Он и открывается, как Отец, Сын и Дух Святой, что Он один. Так Павел свидетельствует: «блаженный и единый, сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь». 1Тим.6:15-16. И тот же Павел утверждает, что не три Бога, но один Бог: «Один Бог, который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Рим.3:30.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 181.