В российском законодательстве понятие " жилище" раскрывается не полно, что вызывает на практике различные споры. Термин " жилище"Означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт, иное инженерное оборудование). [6]
Жилое помещение должно отвечать определенным требованиям, чтобы выступать в качестве такового. Однако критерии, предъявляемые к жилому помещению, не всегда были четко обозначены в законодательстве, что на практике являлось причиной многочисленных злоупотреблений.
Способствовало таким злоупотреблениям и отсутствие в законодательстве понятия жилого помещения. Так, в Жилищном кодексе РСФСР 1983 г. (далее, ЖК РСФСР) отсутствовало такое понятие. Лишь в ст.7 ЖК РСФСР[7] говорилось о назначении жилых домов и жилых помещений, которые должны были предназначаться для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений. Однако уже 24 декабря 1992 г. в законе РФ № 4218 - 1 "Об основах федеральной жилищной политики" при определении помещения в качестве жилого говорилось о предназначении его для постоянного и временного проживания.
Аналогичное определение появилось в п.2 ст.288 Гражданского кодекса РФ (далее, ГК РФ) [8]. Только, как выделяет Н.В. Корнилова, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования " Хабаровская государственная академия экономики и права", кандидат юридических наук, в п.2 указанной статьи утрачен такой признак жилого помещения как предназначенность для постоянного проживания[9].
Таким образом, нельзя не констатировать, что нормативно - правовыми актами предъявлялись разные требования к жилому помещению.
Понятие жилища, согласно ст.673 "Объект договора найма жилого помещения" ГК РФ, определяется как изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Еремичев И.А. и Страунинг Э.Л. В своем издании дают краткое определение жилому помещению, говоря, что оно представляет собой помещение, предназначенное для проживания граждан и отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям. В свою очередь, продолжают они, жилые помещения образуют жилищный фонд. Под жилищным фондом в свою очередь понимается совокупность всех жилых помещений, независимо от формы собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные помещения в других строениях, которые пригодны для проживания. [10]
В ст.15 ЖК РФ п.2 дается более полное определение понятия жилого помещения, которым признается изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом, пригодным для постоянного проживания граждан (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). [11] В п.2 указанной статьи дается легальное определение жилого помещения как объекта гражданских прав, содержащее его существенные признаки.
Во - первых, жилое помещение относится к недвижимому имуществу, для которого свойственна прочная связь с землей и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (ст.130 ГК РФ).
Во - вторых, данное помещение является изолированным, т.е. оно индивидуализировано и обособлено в пространстве как жилой дом, квартира, комната, имеющие отдельный выход на улицу, лестничную клетку или в общий коридор.
В - третьих, жилое помещение предназначено и пригодно для постоянного проживания граждан (п.2 ст.288 ГК РФ, п.1 ст.17 ЖК РФ). Данное помещение должно быть юридически признано жилым уполномоченным органом только при условии его соответствия нормативным санитарным, техническим и иным требованиям, например, противопожарным, экологическим и др.
Порядок признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. [12]
Сфера жилищного законодательства, включающая регулирование обширного круга отношений, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами жилищных прав, безопасность жилища, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (деле, жилищные отношения), связанных с обеспечением граждан (физических лиц) жилыми помещениями, распределением, учетом жилья и лиц, нуждающихся в его получении, непосредственной реализацией права пользования жилым помещением, обслуживанием и ремонтом жилья, обеспечение его сохранности[13].
Обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, как мы уже говорили, приняло на себя государство. Государство обязано выполнять целый комплекс мероприятий для удовлетворения потребностей граждан: осуществлять программу строительства благоустроенного жилья; обеспечивать справедливое распределение жилой площади, охрану жилищного фонда и т.п.
Обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления по обеспечению права граждан на жилище закреплены З РФ "Об основах федеральной жилищной политики"От 24 декабря 1992 г. № 4218 - 1 (ст.3). Выделим некоторые обязанности государственных органов:
порядок учета жилищного фонда, распределение и предоставление гражданам жилых помещений;
доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья;
содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере и т.д.);
сохранение права пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на условиях, установленных законодательством;
контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере и др. [14]
Право граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. [15]
Из права на жилище вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто - то сможет лишить его этого помещения по каким - либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. [16]
Заведующий кафедрой гражданского права и процесса Белгородского госуниверситета, доктор юридических наук, профессор Богданов Е.В. делает вывод и кратко излагает, что в право на жилище в качестве составляющих элементов входят следующие правомочия граждан[17]:
право пользования имеющимся жилым помещением;
право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного и муниципального фондов и право на удовлетворение жилищной потребности путем приобретения жилого помещения в собственность по гражданско-правовым сделкам или в результате строительства.
Теоретическое осмысление проблем правовой природы и сущности права на жилище продолжается. Этот процесс важен не только для юридической науки, но и для разработки правовых основ современной государственной жилищной политики в условиях развивающихся рыночных отношений, одной из основных целей которой является решение жилищной проблемы, создание механизмов (в том числе правовых) для реального осуществления гражданами права на жилище. Проблема доктринального определения права граждан на жилище существует. Это вызывает необходимость дальнейшего осуществления научного исследования различных аспектов конституционного права граждан РФ на жилище, включая формы и гарантии его реализации.
Несомненно, практическая реализация нормы о праве каждого на жилище тесно связана с экономическими возможностями государства, политической и правовой ситуацией в стране. [18] Тем не менее это право является подлинным, а не правовым стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. Речь может лишь идти о достижении разумного баланса между экономическими возможностями государства и объемом, формами реализации социальных прав граждан, в том числе и конституционного права граждан на жилище.
Богданов Е.В. в своих работах справедливо обращает внимание на то, что государство приняло на себя обязанности по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права. Богданов Е.В. приходит к выводу о том, что граждане и государство находятся в правовой связи, то есть в правоотношениях.
Как мы уже говорили, право граждан на жилище закреплено в основополагающем Законе - Конституции РФ. Далее в нашей работе мы рассмотрим непосредственное " конституционное право граждан на жилище". Определим исторический путь нынешнего права, основные возможности, вытекающие из данного права.
Содержание конституционного права граждан на жилище в РФ
Нормы ст.2 и 15 Конституции РФ являются во многом определяющими и для понимания сущности права граждан РФ на жилище, установленного ст.40 Конституции РФ. Право на жилище провозглашено в числе основных прав и свобод человека и гражданина. Провозглашенное право не стало новеллой в истории отечественного конституционного права. Право на жилище, как одно из важнейших социально - экономических прав граждан России, затрагивающее основы жизни людей, закреплялось в ст.44 Конституции СССР 1977 г. [19], принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва и ст.42 Конституции РСФСР 1978 г. [20] Принципиально иная форма трактовки данного права в действующей на сегодняшний день Конституции РФ выражается в том, что оно в соответствии с ч.2 ст.17 провозглашено правом основным, неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения. Ч.2 с.40 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 г. (ст.44), а затем нашло отражение в Конституции РСФСР (ст.42) и Конституции РФ, а также в кодифицированных жилищных законах - Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ЖК РСФСР[21] и др.
Нормы ст.2 и 15 Конституции РФ являются во многом определяющими и для понимания сущности права граждан РФ на жилище, установленного ст.40 Конституции РФ. Право на жилище провозглашено в числе основных прав и свобод человека и гражданина. Провозглашенное право не стало новеллой в истории отечественного конституционного права. Право на жилище, как одно из важнейших социально - экономических прав граждан России, затрагивающее основы жизни людей, закреплялось в ст.44 Конституции СССР 1977 г., принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва и ст.42 Конституции РСФСР 1978 г. Принципиально иная форма трактовки данного права в действующей на сегодняшний день Конституции РФ выражается в том, что оно в соответствии с ч.2 ст.17 провозглашено правом основным, неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения. Ч.2 с.40 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Право граждан на жилище и составляющие этого права раскрываются в отдельных международных договорах, участниками которых является и Российская Федерация[22]. В соответствии со ст.25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 (III) от 10 декабря 1948 г. [23], каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых документах о правах человека, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст.10). [24]
Согласно ст. II Рекомендаций Международной Организации Труда от 28 июня 1961 г. № 115 о жилищном строительстве для трудящихся с целью национальной политики должно быть содействие в рамках общей политики жилищного строительства строительству жилых домов и введению соответствующего коммунального обслуживания с целью обеспечения всех трудящихся и их семей соответствующим удовлетворительным жилищем и подходящими для жизни условиями. Должна предоставляться известная степень первоочередности обеспечению лиц, наиболее срочно нуждающихся в жилом помещении. Должно также уделяться внимание ремонту, улучшению и модернизации существующих жилищ и средств коммунального обслуживания. Цель должна заключаться в том, чтобы стоимость соответствующего и удовлетворительного жилища не превышала разумной части дохода трудящегося, выплачиваемой либо в виде квартирной платы, либо в виде платежей с целью покупки такого жилища.
Ч.1 ст.40 Конституции РФ гласит: " Каждый имеет право на жилище". Из права на жилище вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто - то сможет лишить его этого помещения по каким - либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч.2 ст.40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. [25]
Право на жилище входит в состав конституционно - правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользование ими этими помещениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с обеспечением правильного распределения жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем. Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище.
Как же должны быть истолкованы суть и содержание формулировки " каждый имеет право на жилище"? Прежде всего, ограничительно, исключая из её содержания " реальную возможность". Действительно, в последнее время в юридической литературе довольно сдержано говорится о смысле этого выражения. [26]
Выделим основные точки зрения и высказывания. Во - первых, как и прежде, конституционное право на жилище сводят гарантированной государством возможности получения жилья. Так, В.Р. Скрипко отмечает: " Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жильем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого". [27] Во - вторых, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. [28] Корнеев С.М. в первую очередь обращает внимание на "постоянное", " устойчивое" пользование имеющимся жилым помещением, т.е. на то, что " жилье неприкосновенно".
Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из ст.40 Конституции РФ:
возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли - продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;
возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами;
возможность другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;
возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина - собственника этого жилого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);
обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;
обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.
С обеспечением конституционного права граждан на жилище тесно связаны и нормы Конституции РФ о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст.25 Конституции РФ), неприкосновенности частной жизни (ст.23 Конституции РФ), право на судебную защиту (ст.46 Конституции РФ) и др. [29]
Право на жилище согласно ст.17 Конституции РФ принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в ст.40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст.17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст.56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.
Научно - практические комментарии конституционных положений ст.17 Конституции РФ не имеют принципиальных теоретических расхождений в определении сущности понятия " неотчуждаемость права" и исходят из естественно - правовой доктрины возникновения прав человека. [30]
"Неотчуждаемость права"Означает, что:
во - первых, не допускается и не представляется возможность лишить человека этого права;
во - вторых, провозглашенное в Конституции право не может быть изъято государством произвольно, то есть без соответствующего закона и указания на него;
в - третьих, гражданин не может дать обязательство перед кем - либо не реализовывать предоставленное ему право.
В соответствии с положениями ч.3 ст.56 Конституции РФ[31] право на жилище не подлежит ограничению в условиях чрезвычайных положений.
Основное содержание научно - практического толкования права на жилище, изложенное в комментариях к Конституции РФ, не отличается многообразием трактовок и может быть сведено к следующим тезисам.
Право на жилище - это совокупность юридических возможностей.
При этом состав и количество этих возможностей у различных авторов несколько различался.
Л.А. Окуньков выделяет триаду возможностей: стабильное, постоянное пользование жильем, независимо от категории жилищного фонда; улучшение условий проживания во всех категориях жилищного фонда; обеспечение уровня проживания, достойного цивилизованного человека.
Б.Н. Топорнин, помимо юридических возможностей постоянного пользования жильем и улучшения жилищных условий, делает акцент на обеспеченность гражданина РФ постоянным жилищем, его неприкосновенности, недопустимости лишения жилища без законных оснований. [32]
Конституционное право на жилище непосредственно связано с другим конституционным правом, закрепленным в ст.27 Основного Закона. Согласно ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. [33] При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:
защиты основ конституционного строя;
защиты нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц;
обеспечение обороны и безопасности государства.
Рассматривая содержание конституционного права граждан на жилище, необходимо отметить, что право на жилище является субъективным правом граждан и с учётом его сложности и многоаспектности реализуется в различных по юридической природе правоотношениях:
общих конституционных правоотношениях, организационных (административных);
имущественных (гражданских) правоотношениях и др.
В этой связи данное право граждан на жилище регулируется разнообразными по содержанию юридическими нормами, а не только той, в которой данное субъективное право сформулировано в общем виде. По этому поводу высказывается весьма характерное соображение, отражающее, по мнению Пчелинцевой Л.М., кандидата юридических наук, профессора (г. Москва), специфику правовой природы права граждан на жилище: " Использование субъективного права на деле означает осуществление положений целой системы разных по своей юридической природе норм, в которых могут конкретизироваться содержание данного права, условия, порядок его использования и прочие аспекты". [34]
Кроме того, в процессе реализации права на жилище на практике граждане сталкиваются не только с необходимостью применения совокупности норм различных отраслей права, но и с необходимостью учета собственных финансовых возможностей.
Однако в предусмотренных законодательством случаях они вправе рассчитывать на помощь со стороны государства, которое обязано создавать благоприятные условия гражданам для реализации гражданами права на жилище. Речь может идти лишь о степени (объеме) и формах участия государства в реализации этого права различными слоями населения.
Позиция отдельных авторов, основанная на фактическом отрицании прямого действия права на жилище, не может быть поддержана, как не соответствующая положениям ст.40 Конституции РФ, устанавливающей, повторимся, что " каждый имеет право на жилище". Полагаем, что на её формировании не в последнюю очередь могло сказаться толкование некоторых норм международного права о праве граждан на жилище и решений Европейского Суда по правам человека, отличающихся в некоторой степени непоследовательностью.
Теоретическое осмысление проблем правовой природы и содержания права на жилище в настоящее время продолжается. Этот процесс важен не только для юридической науки, но и для разработки правовых основ современной государственной жилищной политики в условиях развивающихся рыночных отношений, одной из основных целей которой является решение жилищной проблемы, создание механизмов (в том числе правовых) для реального осуществления гражданами права на жилище. Проблема доктринального определения права граждан на жилище существует. Это вызывает необходимость дальнейшего осуществления научного исследования различных аспектов конституционного права граждан РФ на жилище, включая формы и гарантии его реализации.
Приведенные выше суждения специалистов в области жилищного права о содержании права на жилище заслуживают внимания, но необходимой ясности и определенности в вопрос о содержании права на жилище не вносят. По нашему мнению, исследование содержания права на жилище предполагает обязательное уточнение - о какой именно правовой категории идет речь. Право граждан на жилище - ёмкая и разноаспектная категория (элемент правоспособности; составная часть правового статуса граждан; субъективное конституционное право граждан; государственно - правовой институт).
Следовательно, выяснять содержание права граждан на жилище нужно с учетом этого обстоятельства применительно к каждому из смысловых значений категории права на жилище. Такой подход к определению содержания права на жилище демонстрирует Е.В. Богданов. Исходя из посыла, что право на жилище является конституционным субъективным правом, он делает вывод, что " в содержание права на жилище в качестве элементов входят следующие правомочия граждан: право пользоваться имеющимся жилым помещением; право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного и муниципального фондов и право на удовлетворение жилищной потребности путем приобретения жилого помещения в собственность по гражданско-правовым сделкам или в результате участия в жилищном строительстве".
Таким образом, осмысление правовой природы и сущности права граждан РФ на жилище представляется возможным только на основе комплексного и системного анализа не только норм, закрепленных в ст.40 Конституции РФ, но также и в ст.25, 27 и 42 Конституции РФ, с учетом их несомненной общности и взаимосвязи. Такой метод научного исследования категории права на жилище позволяет понять его сущность, особенности и механизм реализации. На современном этапе развития учения о праве на жилище его придерживается целый ряд исследователей, занимающихся проблемами права граждан на жилище и жилищного права в целом (Е.В. Богданов, П.В. Крашенинников, А.Н. Кичихин, С.М. Корнеев, И.Л. Корнеева, Э.Б. Лыков, И.Б. Марткович, П.И. Седугин, В.Р. Скрипко, Н.А. Щербакова, А.А. Титов и др.).
В то же время следует констатировать, что за прошедшее десятилетие после принятия Конституции РФ в юридической науке (прежде всего в теории жилищного права) единого понимания сущности и содержания права граждан на жилище пока достигнуть не удалось.
На наш взгляд, наиболее значимая для теории жилищного права характеристика сущности права граждан на жилище была дана П.И. Седугиным. [35] На основе анализа положений Конституции РФ и высказанных в юридической литературе точек зрения по проблеме права граждан на жилище П.И. Седугин, творчески развивая ранее выработанные им же положения, отмечал, что право на жилище:
а) по своей юридической природе является государственно - правовым институтом;
б) имеет многоаспектный характер;
в) принадлежит каждому от рождения и является неотчуждаемым, поскольку относится к числу основных конституционных прав граждан. Право на жилище не может быть изъято государством у гражданина или ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в федеральных законах.
Таки образом, конституционное право на жилище входит в систему прав и свобод человека и гражданина, а именно - в систему социальных прав. В системе социальных прав, при признании его самостоятельности, право на жилище является элементом комплексного права на достойную жизнь. Указанное обстоятельство определяет наличие у конституционного права на жилище свойств, присущих как комплексному праву на достойную жизнь, так и всей системе социальных прав, а также общей системе прав и свобод человека и гражданина. В силу чего конституционное право на жилище является также и элементом правового статуса личности.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 212.