В номинации «Научно-исследовательская работа»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящих рекомендациях сделана попытка рассмотреть некоторые ключевые аспекты подготовки учебной исследовательской работы, начиная с выбора темы исследования до его публичной защиты. Несмотря на своеобразие тематической направленности номинации в рамках конкурса, при написании исследовательской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика построения. Поэтому рекомендации с учетом специфики предмета, отражают общие подходы к подготовке учебного исследования в гуманитарных науках, прежде всего в искусствоведении, культурологии, педагогике, истории и др.

Все же, не ставя задачи подробно описать уже хорошо известные правила написания и оформления исследовательской работы, мы уделяем внимание лишь особенностям представления учебных исследовательских работ в номинации данного конкурса, имеющей достаточно узкую тематическую направленность. В номинации предполагается участие работ, посвященных истории моды, теории дизайна одежды, традициям в костюме, истории появления аксессуаров и т.п. Все представленные на конкурс работы пройдут процедуру проверки на плагиат.

Не смотря на то, что перед участниками номинации ставилась задача не открытия новых научных истин, а лишь творческого усвоения их, юные исследователи почувствовали радость познания и ощутили собственную значимость. Своими работами они показали, что самостоятельное проведение исследований является разновидностью познавательного процесса протекающего в специфических условиях и вызывающего у его участников искренний интерес. Основным критерием эффективности учебных исследований, выполненных участниками творческими коллективов, является не столько получение нового научного результата, сколько приращение теоретического знания, которое непосредственно, либо опосредовано через последующие разработки будет содействовать процессу воспитания, образования и развития детей.

Следует признать, что среди представленных на конкурсе детских работ достаточно часто подтверждаются самоочевидные гипотезы. Вместе с тем, структура и оформление работ вполне соответствует научным требованиям. Авторам удалось охарактеризовать такие важнейшие элементы процедуры научного поиска, как выбор объекта, предмета, проблемы исследования, формулировка его задач и гипотезы, выбор методов научного поиска. Несомненно, этому способствовали консультации педагогов, являющихся высоквалифицированными специалистами в области швейного дела, и, как правило, научными руководителями.

Заслуживают внимания работы, выполненные в области краеведения и экологии. Их содержание имеет непосредственное значение для практического решения актуальных проблем и улучшения жизни россиян.

Вместе с тем, мы вынуждены напомнить научным руководителям о необходимости дозированной помощи юным исследователям. Необходимо предоставлять больше самостоятельности, ограничиваясь методической, и организационной помощью.

1. Типичные ошибки и проблемы при подготовке исследования

Опыт проведения номинации показал ряд общих типичных проблем и ошибок:

· замена исследовательской работы некритичным обзором различных научных текстов, т.е. рефератом;

· представление вместо исследовательской работы модели одежды, мини-коллекции, куклы и т.п., социального/педагогического проекта, мини-выставки и т.п.; участники пытаются представить свои творческие работы как вариант решения актуальных проблем экологии, образования и т.д.;

· замещение исследования текстом компилятивного характера, т.е. соединением выстроенных в определённой структуре и логике фрагментов из разных научных текстов других авторов;

· отсутствие завершенности в работе, что обусловливается отсутствием системного подхода к исследовательской деятельности в творческом объединении, школе или театре моды. Вместо органично появившейся из общей сферы интересов педагога и участника работы иногда  пишутся конъюнктурные работы, созданные авральными методами для участия в конкретном конкурсе;

· отсутствие у участника навыков ведения дискуссии по защите результатов своего исследования перед жюри и аудиторией, что часто является признаком отсутствия опыта ведения дискуссии, защиты исследовательских работ на уровне объединения, образовательной организации и др.

При проведении учебного исследования важную роль играет общая установка, которую дает педагог участнику и единое понимание специфики учебного исследования для участников, педагогов и жюри номинации. Для этого определим основные понятия, связанные с созданием и представлением учебного исследования.

Большинство затруднений обусловлены прежде всего непониманием природы исследовательского и реферативного текста.

Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но не как ее заменитель. Реферат не должен отражать субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в выделении ключевых, смысловых моментов текста и определении целесообразность обращения к нему в дальнейшем. Реферирование решает прежде всего учебные задачи, такие как обучение навыкам анализа литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме.

Уточним понятие «учебно-исследовательская деятельность».

Важно, что при любой исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников или материалов, на основании которых выполнена работа. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В этом состоит принципиально важное отличие исследовательской деятельности (пусть и в учебном формате) от проектов, когда результат не просто прогнозируется, но и четко определяется, а на достижение объявленного результата нацелены все практические действия.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Научный аппарат.

2. Наличный экспериментальный материал.

3. Интерпретация полученных данных исследования и основные выводы.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение юных исследователей, развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Это не отрицает ценность получения юными исследователями новых знаний в избранной тематической сфере, тем более если работа проводится под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основным все же остается выполнение обучающей задачи.

Также важным является понимание того, что в номинации оценивается исследование, представленное в текстовой части. Модели одежды, выставки, элементы костюма, текстиль и другие материалы, иллюстрирующие текстовую часть являются дополнением, наглядным представлением результатов учебного исследования, но не определяющей, в главном, ее качество частью. Даже если исследование является прикладным (экспериментальным), не следует надеяться на то, что эффектная визуализация позволит не заметить нелогичность выводов, отсутствие научного аппарата и невнимание к актуальным научным работам в этой области.

Подготовка к учебному исследованию

Этот этап включает в себя определение содержания процесса исследования - от выбора темы до подведения предварительных итогов работы. На этом этапе необходимо опередить структуру научного сочинения, роль каждого из его разделов для достижения цели.

Работа должна быть построена по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист; оглавление; введение; основная часть; заключение; библиографический список; приложения.

Работа над любым исследованием начинается с определения объекта и предмета исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Пренебрегать этими формулировка нельзя, т.к. они являются принципиальными и определяют весь дальнейший успех работы. Здесь помощь участнику должен оказать педагог.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы. Таким образом, объект исследования – категория более общего порядка, а предмет – более узкий аспект объекта исследования.

Примеры формулировки объекта и предмета исследованиях:

Объект исследования – мужской костюм в истории становления и развития культуры Западной Европы 18 века; предмет исследования – искусство придворного и делового мужского костюма в западноевропейской моде 18 века.

Объектом исследования – сценография современного театра; предмет – театральный костюм в современном театральном искусстве.

Объект исследования – женский традиционный костюм …..; предмет исследования – художественные приемы стилизации женского костюма …. в современный костюм.

Тема, по сути, узкая сфера исследования в рамках предмета, ракурс, в котором рассматривается проблема. Выбор темы для многих является трудным этапом. Зачастую участники выбирают масштабные или сложные темы, которые могут оказаться непосильными для раскрытия в рамках учебного исследования. Выбор темы станет значительно легче, если:

· тема представляет интерес для участника не только на данный момент, но и вписывается в общую перспективу профессионального развития обучающегося школы или театра моды;

· выбор темы интересен как участнику, так и педагогу, определяется содержанием, спецификой дополнительной общеобразовательной программы, региональными особенностями образовательного материала, который использует педагог на занятиях и т.д.;

· по выбранной теме для участника доступны источники и литература. Примером реализуемой темы может служить тема «Особенности формы и декора головных уборов традиционного народного костюма …. области (края)». Эта тема не требует обращения к центральным музеям и архивам (попасть в которые может не каждый участник по организационным и финансовым условиям) и может быть обеспечена научным и архивным материалом из региональных библиотек, местных музеев и т.д.

Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны и понятны участнику. Кратко подготовка и ход учебной исследовательской работы представлены в памятке (приложение 1).

В теоретических работах, имеющих уклон в область искусствоведения, краеведения и т.д. гипотезу формулировать не следует. В работах экспериментального плана она вполне уместна.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 159.