Исследование предложения на исследуемых рынках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перечень обследованных фирм

 

На начальном этапе исследования мы проводили опрос покупателей для выявления потребительских предпочтений в выборе колбасы. Для этого мы в новосибирском магазине «Альянс» мы задавали покупателям вопрос: “Как называлась купленная Вами в последний раз колбаса?”.

Нами были опрошены 50 покупателей, результаты исследования представлены в табл. 7.

 

Таблица 7

Результаты исследования потребительских предпочтений колбас

Марки колбасы

 

Проценты от всего взрослого населения (ежедневная доля покупателей)

 

Проценты от покупавших колбасу в течение последних двух дней от момента опроса

 

Доверительные границы для процентов от покупавших колбасу в течение последних двух дней

нижняя верхняя
Докторская 2.8 24.5 21.15 28.10
Таллинская 0.9 7.7 5.72 10.12
Краковская 0.6 5.5 3.83 7.63
Молочная 0.5 4.1 2.68 6.01
Телячья 0.4 3.9 2.51 5.77
Сервелат 0.4 3.6 2.27 5.42
Любительская 0.3 3.0 1.80 4.70
Диабетическая 0.3 2.7 1.57 4.34
Одесская 0.3 2.7 1.42 4.09
Русская 0.3 2.7 1.05 3.47
Ветчинная 0.3 2.5 0.90 3.22
Зернистая 0.3 2.5 0.90 3.22
Салями 0.2 2.0 1.05 3.47
Чайная 0.2 1.8 0.90 3.22
Диетическая 0.2 1.6 0.76 2.97
Московская 0.2 1.6 0.76 2.97
Полтавская 0.2 1.6 0.76 2.97
Богородская 0.2 1.4 0.63 2.71
Венская 0.1 1.1 0.44 2.31
Ветчинно-свиная 0.1 1.1 0.44 2.31
Для завтрака 0.1 1.1 0.44 2.31
Польская 0.1 1.1 0.44 2.31
Степная 0.1 1.1 0.44 2.31
Хлебец 0.1 0.9 0.32 2.04
Салями «Золотая» 0.1 0.9 0.32 2.04
Пикантная 0.1 0.9 0.32 2.04
Майкопская 0.1 0.9 0.32 2.04
другие марки 1.4 12.5 9.99 15.39
не помнят название марки 2.5 11.1 8.73 13.87

 

Итак, из результатов видно, что лидером потребительских предпочтений является колбаса «Докторская».

На втором этапе исследования мы пытались выяснить, как относятся потребители к ООО «Сибирская Продовольственная компания». Для этого мы задавали потребителям вопрос: «Почему Вы выбираете ООО «СПК»»? Из 50 опрошенных нами человек продукцию ООО «СПК» выбирают 19 человек.

На вопрос «почему» нами были получены следующие ответы:

7 человек из 19 отметили, что ООО «СПК» предлагает потребителям большой ассортимент и невысокие цены.

5 человек из 19 отметили, что продукция ООО «СПК» качественная и недорогая.

Остальные семь человек отметили и ассортимент, и подходящие цены, и качество. Кроме того, был назван такой фактор, как приверженство этой компании (постоянный покупатель)

На следующем этапе мы исследовали конкурентоспособность некоторых видов продукции ООО «СПК», для чего привлекали экспертов компании - ведущих производителей колбасных изделий г. Новосибирска.

Полученные результаты представлены в табл.

1. "Докторская" вареная

"На ковер" представлена "Докторская" колбаса в искусственной оболочке, хотя предприятие выпускает и в натуральной. Точно следуя ГОСТу, как, впрочем, и при изготовлении других колбасных изделий, производители получают классическую колбасу. Настоящий "докторский" вкус! Колбасная масса однородная, без жил и прочих неприятных вкраплений. На срезе колбаса ровного естественного светло-розового цвета. Очень хороший образец "Докторской" колбасы.

Оценки:

Цена 6 (94 руб./кг)

Вкус 8

Внешний вид 7

Промоушн 5

Итого 26

2. "Молочная" вареная

По вкусу несколько похожа на "Докторскую". Хотя имеет более нежный, диетический вкус, малосоленая, что также добавляет ей баллы. На срезе более светлая, чем предыдущая.

Оценки: Цена 6 (86 руб./кг)

Внешний вид 7

Вкус 9

Промоушн 4

Итого 26

3. "Любительская" вареная

Для любителей продукции пожирнее. На самом деле, это довольно редкий случай, когда колбаса "с жирком", но очень приятна на вкус и не "отдает" жиром. Нежно-розовый окрас среза возбуждает даже аппетит.

Оценки: Цена 6 (90 руб./кг)

Внешний вид 7

Вкус 8

Промоушн 5

Итого 26 (ЭКСТРА)

4. "Краковская" полукопченая

По мнению экспертов, это лучший образец "Краковской" колбасы. Почти не чувствуется копченый вкус, очень мясная и совсем не жирная, как может показаться на первый взгляд. Натуральная оболочка и естественная форма "кольца" придают продукту праздничный вид.

Оценки: Цена 6 (112 руб./кг)

Внешний вид 8

Вкус 9

Промоушн 5

Итого 28 (ЭКСТРА)

5. "Московская" твердокопченая

Оценки: Цена 6 (166 руб./кг)

Внешний вид 8

Вкус 8

Промоушн 5

Итого 27

6. "Рождественская" полукопченая

Так же, как и другие полукопченые колбасы, представленные экспертам, "Рождественская" на срезе темно-розовая, с аккуратными белыми кружочками жира. По вкусу напоминает колбасу домашнего копчения. Что касается цены, нам она показалась несколько завышенной. Хотя на фоне конкурентов, в области соотношения цены и качества, "Рождественская" выглядит достойно.

Оценки: Цена 6 (110 руб./кг)

Внешний вид 8

Вкус 8

Промоушн 4

Итого 26

7. "Сервелат" твердокопченая

Как и в других вышеописанных колбасах, здесь также заметен так называемый фирменный стиль – все очень мясное, настоящее. И выглядит, и пахнет вкусно.

Оценки: Цена 6 (155 руб. /кг)

Внешний вид 7

Вкус 8

Промоушн 5

Итого 26

8. Мясной деликатес «Буженина»

Плотный, темно- бордовый, подлинного "говяжьего" цвета на срезе, балычок на вкус нежный с легкой приятной остринкой.

Оценки: Цена 7 (168 руб./кг)

Внешний вид 8

Вкус 9

Промоушн 5

Итого 29

Результаты представлены в табл. 8

Таким образом, из табл. видно, что наиболее конкурентоспособными являются буженина, «краковская», «московская».

Объем продаж ООО «СПК» по видам продукции и месяцам приведен в табл. 9.

 

Таблица 9

Объем продаж ООО «СПК» по видам продукции и месяцам, кг

  Вареные колбасы Сосиски Сардельки П/к колбасы В/к колбасы С/к колбасы Всего колбас Прирост к 2003, % Прирост к январю, %

Г.

январь 40523 32300 5567 3026 2935 1313 102441   0 февраль 40224 29942 6145 3571 3185 1723 101237   -1,18 март 43596 30976 6967 3493 3630 1963 106302   3,77 апрель 44646 31463 7325 3591 4245 2120 108981   6,38 май 51963 34544 8382 4072 4219 1812 119474   16,63 июнь 58663 37784 8950 4911 4335 2118 132379   29,22 июль 49922 34668 8166 3723 3899 1951 115978   13,21 август 44161 34002 8656 3055 3972 2146 110229   7,60 сентябрь 52639 37368 9442 3076 4120 1917 123379   20,44 октябрь 57572 38979 9996 3070 4122 1995 130499   27,39 ноябрь 67291 43726 10598 3417 4278 2150 146057   42,58 декабрь 73820 43043 10086 4249 6358 3567 158043   54,28

Г.

январь 59013 37779 9038 3317 4417 1782 125857 22,86 0 февраль 60764 37751 8835 3219 4992 1923 129432 27,85 2,84 март 74985 39920 9501 4670 6349 1886 151741 42,75 20,57 апрель прогноз 75400 39200 11000 6300 7500 1850 154400 41,63 22,64

 

Для того чтобы провести анализ продуктового портфеля предприятия на основе краткосрочной динамики (по отношению к предыдущему месяцу), простроим таблицу 10, в которой приведены данные на конец марта 2004 г.

 

Таблица 10

Таблица показателей продуктового портфеля для метода BCG

Наименование продукции Объем реализации на отчетную дату (март), тонн Темп роста к предыд. месяцу, % Относительная доля в сбыте
Вареные 75 23 1,88
Сосиски 40 6 0,53
Сардельки 10 8 0,13
П/к 5 45 0,06
В/к 6 27 0,08
С/к 2 -2 0,03
Всего: 152    

 

По данным таблицы построим модель BCG (рис. 9).

 

Рис.9. Модель продуктового портфеля предприятия (BCG)

 

Таблица 8

Оценка конкурентоспособности продукции ООО «Сибирская Продовольственная Компания»

Критерии Докторская Молочная Любительская Краковская Московская Рождественская Сервелат Буженина
Цена 6 6 6 6 6 6 6 7
Внешний вид 8 7 7 8 8 8 7 8
Вкус 7 9 8 9 8 8 8 9
Промоушн 5 4 5 5 5 4 5 5
Итого 26 26 26 28 27 26 26 29

Далее мы проводили исследование двух видов колбас ООО «СПК» в натуральной и искусственной оболочке марок «Сервелат» и «Докторская».

При исследовании рынка и анализе спроса покупателя необходимо определить соотношение спроса и изменения действующей цены товара, для чего на основе полученной информации составим следующую таблицу и график (табл.11,12, рис. 10,11).

 

Таблица 11

Анализ спроса на колбасу «Докторская» на рынке г. Новосибирска в день

Цена за единицу товара А («докторская») в денежном выражении (Р), руб. Спрос Q на товар, т.е. количество проданного товара А (Докторская) по цене Р, т
135,0 8,3
136,0 7,5
138,0 7,4

 

Рис. 10. Кривая спроса на колбасу «Докторская»


Таблица 12

Анализ спроса на колбасу «Сервелат» на рынке г. Новосибирска

Цена за единицу товара А («Сервелат») в денежном выражении (Р) Спрос Q на товар, т.е. количество проданного товара А («Сервелат») по цене Р
165,0 5,7
173,0 4,9
188,5 4,7

 

Кривая спроса на колбасу «Сервелат» приведена на рис. 7.

Рис. 11. Кривая спроса на колбасу «Сервелат»

 

Как видно из рис. 10 и 11, спрос на колбасы «докторская» и «сервелат» является эластичным, т.е. величина спроса зависит от изменения цены на продукцию.

Наряду с величиной спроса на уровень цены влияют и такие факторы, как изменение уровня доходов покупателей.

Определение величины спроса возможно несколькими методами:

А) изменение объема продаж данного товара на данном рынке за определенный период;

Б) опрос оптовых торговцев о величине заказов на данный товар на предстоящий период;

В) опрос покупателей о совершенных и предполагаемых покупках данного товара.

На основе полученной информации составим таблицу и график движения спроса (рис. 12).

 

Таблица 13

Динамика спроса на колбасы «Докторская» и «Сервелат» по Новосибирской области

Товары

Предшествующие периоды, тыс. т

Среднее значение

Прогноз на 2006-2007 гг.

2000 2001 2002 2003 2004
«Докторская» 5,262 5,884 7,216 8,080 9,003 7,089 10-12
«Сервелат» 1,8417 2,061 2,525 2,829 3,1605 2,483 3-4

 

Рис. 12. Динамика спроса на колбасы «докторская» и «сервелат» за последние годы

 

Величина прогнозируемого спроса может быть определена одним или несколькими методами (методом простого тренда, методом ПЕРТ и др.).

На рис. 13 и 14 приведен прогноз на 2006-2007 годы методом простого тренда.

Рис. 13. Динамика спрос на колбасу «Докторская» и прогноз на 2006-2007 гг.

 

Рис. 14. Динамика спрос на колбасу «Сервелат и прогноз на 2006-2007 гг.

 

Как видно из рис. 13 и 14, спрос на рассматриваемые виды колбас увеличивается. К 2006-2007 гг. потребление колбасы «Докторская» может достичь 12 тыс. т. в год, а потребление колбасы «Сервелат» - 4,2 тыс. т.

Для прогнозной оценки степени эластичности спроса на рассматриваемую продукцию представим в табл. 13 и 14 результаты опроса потребителей, проводимого нами в одном из новосибирских магазинов («Альянс», ул.Линейная, 29). Было опрошено 50 потребителей.

 

Таблица 14

Опрос потребителей для изучения спроса на колбасу «докторская»

Вопросы анкеты

Ответы, %

Да Нет Не знаю
На рынке имеется большое количество товаров-заменителей по отношению к колбасе «Докторская» 90 7 3
Колбаса «Докторская» удовлетворяет важную и неотложную потребность 80 10 10
Объем сбыта и потребления колбасы «Докторская» в новосибирской области значительный 75 15 10
Уровень дохода потребителя достаточно высок для приобретения колбасы «Докторская» 30 60 10
На рынке колбасы «докторская» значительное количество продавцов- конкурентов 90 5 5
Продавцы колбасы «докторская» интенсивно используют разнообразные мероприятия по стимулированию сбыта 50 10 40

 

Так как большинство полученных ответов – положительные, спрос можно характеризовать как достаточно эластичный.


Таблица 14

Опрос потребителей для изучения спроса на колбасу «докторская»

Вопросы анкеты

Ответы, %

Да Нет Не знаю
На рынке имеется большое количество товаров-заменителей по отношению к колбасе «Сервелат» 40 40 20
Колбаса «Сервелат» удовлетворяет важную и неотложную потребность 80 10 10
Объем сбыта и потребления колбасы «Сервелат» в новосибирской области значительный 60 45 5
Уровень дохода потребителя достаточно высок для приобретения колбасы «Сервелат» 90 10 0
На рынке колбасы «Сервелат» значительное количество продавцов- конкурентов 70 20 10
Продавцы колбасы «Сервелат» интенсивно используют разнообразные мероприятия по стимулированию сбыта 50 10 40

 

Из табл. 10 видно, что спрос на колбасу «Сервелат» менее эластичен, чем на колбасу «Докторская».

Одним из важнейших вопросов сегментации рынка, оценки сформированных фирмой ООО «Сибирская Продовольственная компания» сегментов является определение критериев сегментации. Для определения критериев сегментации составим аналитические таблицы (15, 16,17).

Для оценки потенциала (емкости) сегмента составим табл. 15.

 

Таблица 15

Оценка потенциала (емкости) сегмента

Сегмент Количество потребителей (возможных покупателей), тыс. чел. Цена, приемлемая для данного сегмента, руб./кг Количество продукции, предполагаемой к реализации в планируемый период, тыс. т (в месяц) Фактический объем продаж за период, равный планируемому (за месяц). тыс. т.
Колбаса «Докторская» 200 136-138 руб. 0,25 0,096
Колбаса «Сервелат» 100 180-200 руб. 0,15 0,019

 

Для оценки (доступности) сегмента составляем табл. 16.

 

Таблица 16

Оценка (доступности) сегмента

Сегмент

Факторы, определяющие доступность сегмента

  Законы и нормативы, определяющие вхождение в сегмент Наличие или создание сбытовой сети Уровень конкуренции Известность фирмы
«Докторская» Федеральный закон о регулировании розничной торговли, общественного питания, Закон о защите прав потребителей, (ТУ 9213-010-40155161-2002)   + Высокий +
«Сервелат» Федеральный закон о регулировании розничной торговли, общественного питания, Закон о защите прав потребителей, (ТУ 9213-010-40155161-2002)   + Высокий +

 

Для оценки существенности (устойчивости) сегмента составляем табл. 17

 

Таблица17

Оценка существенности (устойчивости) сегмента

Сегмент

Факторы, определяющие устойчивость

Конкурентоспособность товара Соответствие товара запросам потребителей Уровень конкуренции Количество потребителей Известность фирмы
«Докторская» высокая Соответствует высокий большое большая
«Сервелат» высокая Соответствует высокий Не слишком большое большая

 

Возможная доля ООО «Сибирская продовольственная компания» в объеме продаж определяется по формуле:

 

Ва = 1/(∑bi/ba) +1)m/Ka

 

Где Ва – доля товара в объеме продаж;

bi – показатель конкурентоспособности фирм-конкурентов;

n – число конкурентов;

ba – показатель конкурентоспособности фирмы производителя (ООО «СПК»)

m – соотношение спроса и предложения по товару

Ka – показатель конкурентоспособности товара

Вдокторс = 1/ ((3,9/4,7 + 1) )2 / 0,4 = 2,73

Всервелат = 1/ ((3,9/4,7 + 1))2 / 0,63 = 1,73

 

Таблица 18

Оценка конкурентоспособности продукции ООО «Сибирская продовольственная компания»

Критерии привлекательности

Веса

«Докторская» «Сервелат»
Вкус 0,53 0,8
Внешний вид 0,22 0,8
Натуральность 0,25 0,95
Критерии доступности    
Цена 0,6 0,3
Распространенность в торговой сети 0,4 0,3
Суммарный балл 0,4 0,63

 

Таблица 19

Оценка конкурентоспособности ООО «Сибирская продовольственная компания»

Критерии привлекательности

Оценка покупателей

ООО «СПК» НМКК Торговая площадь
Вкус 4,1 4,3 4,4
Внешний вид 3,9 3,7 4,7
Натуральность сырья 4,0 4,0 4,3
Суммарный балл 4,0 4,1 4,4
Критерии доступности      
Цена 2,5 4,0 3,2
Распространенность в торговой сети 2,5 2,0 2,2
Суммарный балл 4,7 3,7 4,1

Таким образом, можно заключить, что ООО «СПК» занимает достаточно высокую долю на рынке, ее основные конкуренты – НМКК и «Торговая площадь». Доля колбасы «докторская» в общем объеме продаж составляет 2,73, а доля колбасы «сервелат» в общем объеме продаж составляет 1,73.

Для оценки состояния (уровня) конкуренции могут быть использованы следующие методы:

а) определение индекса Херфиндаля;

б) определение показателя рыночной власти Лернера;

в) определение показателя уровня концентрации производства в отрасли.

В данном случае определим состояние уровня конкуренции с помощью индекса Херфинадаля.

 

Uk = 1 – Ih

 

Где Uk – уровень конкуренции в сегменте рынка;

I – индекс Херфиндаля

 

Ih = ∑аi2

аi = ОРi / ОР

 

ОРi – объем реализации данного товара на данном рынке

ОР – объем реализации продукции i-го предприятия

n – количество предприятий, реализующих данную продукцию

 

адокт = ОРi / ОР = 0,02*0,096 / 0,75*0,3= 0,0085

 

где 0,096 – объем реализации данной продукции в Новосибирской области за 2004 год ООО «СПК», тыс.т;

0,75 – объем реализации продукции за месяц по Новосибирской области, тыс. т

0,3 - доля продукции колбаса «Докторская» в общем объеме реализации

0,02 – доля продукции колбаса «Докторская» в объеме реализации ООО «СПК»

40 – приблизительное число крупных компаний, реализующую колбасу на территории Новосибирской области.

 

Ih = ∑аi2 = (0,0085*40)2 = 0,116

Uk = 1 – Ih = 1-0,116 = 0,88

 

Т.к. 0,4≤ Uk≤0.99 – можно говорить о монополистической конкуренции на данном рынке.

 

асерв = ОРi / ОР = 0,004*0,096 / 0,75*0,0080 = 0,0064

 

0,004 - доля продукции колбаса «Сервелат» в общем объеме реализации

Ih = ∑аi2 = (0,0064*40)2 = 0,163

Uk = 1 – Ih = 1-0,163 = 0,84

 

Т.к. 0,4≤ Uk≤0.99 – можно говорить о монополистической конкуренции на данном рынке.

Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции. Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Поскольку вход на рынок свободен, то до тех пор, пока существует возможность получать экономическую прибыль, фирмы, производящие похожую продукцию, будут входить в отрасль. Появление новых фирм в отрасли приводит к тому, что кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы отрасли не станет равной нулю в долгосрочном периоде.

Для оценки основных конкурентов, выявления их сильных и слабых сторон используем SWOT-анализ, составим табл. 20

 

Таблица 20

Аналитическая таблица SWOT-анализа для оценки основных конкурентов

Показатели

Конкуренты

НМКК Торговая площадь Продсиб Велес Гурман
Рынок: объем продаж 1,5-1,7 тыс. т 2,0 тыс. т. 1,0-1,5 1,0 1,0-1,5
Доля в общем объеме рынка, % 30 30 10 10 5
Количество используемых сегментов 50 100 небольшое небольшое небольшое
Приоритеты на данном рынке Низкие цены Низкие цены, ассортимент Невысокие цены Элитные колбасы Элитные колбасы
Насколько гибкой является рыночная стратегия Гибкая Гибкая Гибкая Гибкая Гибкая
Возможности рыночной диверсификации Невысокие Есть Есть Малые Нет
Реакция на изменение рыночной ситуации Слабая Сильная Слабая Слабая Слабая
Продукт: Качество товара (коэффициент конкурентоспособности) 3,7 4,1 3,0 3,5 3,0
Ассортимент товаров широкий широкий средний малый малый
Исключительность товаров нет нет нет + +
Соответствие запросам потребителей + + + + +
Гибкость производственных систем + + + + +
Наличие научно-конструкторских подразделений + + + + +
Частота выпуска новых изделий + + + + +
Цены: уровень цен низкий средний низкий высокий высокий
Соответствие уровню средних доходов + + + + -
Методы ценообразования затратный затратный затратный На конкурента На конкурента
Товародвижении: форма сбыта Оптово- На местном рынке розничная сеть На местном рынке, розничная сеть На местном рынке, розничная сеть На местном рынке, розничная сеть На местном рынке, розничная сеть
Каналы товародвижения развиты развиты развиты развиты развиты
Торговые посредники и контроль над ними + + + + +
Условия доставки товара - - - - -
Коммуникации: Виды коммуникаций - - - - -
Предпочтительные формы рекламы телевидение пресса пресса пресса пресса
Методы стимулирования сбыта Скидки Подарки, акции Подарки, акции Подарки, акции -
Предлагаемые гарантии - -- - -  
Организация всех форм сервисного обслуживания - - - - -
Полнота информации для потребителя + + + + +
Фирма. Расположение фирмы Неудобное Удобное Удобное Удобное Удобное
Количество филиалов (производственных и торговых) Не большое Большое Не большое Не большое Не большое
Местоположение фирмы Неудобное Удобное Удобное Удобное Удобное
Взаимоотношения с клиентурой хорошие хорошие хорошие хорошие хорошие

Итак, как видно из табл., основные конкуренты ООО «СПК» - НММК и «Торговая площадь».

Для определения этапов жизненного цикла продукции приведем рис.11.

 

 


Рис. 15. Жизненный цикл продукции

 

Таким образом, из рис. 15 видно, что продукция ООО «СПК» находится в стадии зрелости.

Ассортимент продукции представлен в табл. (Приложение)

Из табл. можно увидеть, что ассортимент ООО «Сибирская продовольственная компания представлен» достаточно полный, представлен

колбасными изделиями, сосисками, сардельками, мясными деликатесами, мясными полуфабрикатами. В ассортименте присутствуют колбасы как в натуральной, так и в искусственной оболочке, вареные, копченые, полукопченые.

Краткосрочная ценовая политика компании – максимизация текущей прибыли, долгосрочная – завоевание рынка по доле.

 






Дата: 2019-07-24, просмотров: 185.