Политика и механизмы привлечения ПИИ на 2000-2005 гг.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже говорилось ранее, первым шагом на пути активизации ПИИ является разработка стратегической концепции на основе результатов исследований и специфических задач, в число которых входят ожидаемые ПИИ-притоки, основные ПИИ-соотношения, типы целевых ТНК, приоритетные отрасли и регионы.

Успех этой стратегии будет зависеть от выбора эффективных инструментов и проведения соответствующих действий. Конкретные ПИИ-мероприятия и политические инструменты; должны утверждаться на высшем политическом уровне. Их поддержка окажет влияние на региональные, государственные и международные организации и учреждения и придаст позитивный импульс. Другими словами, видение современной российской промышленности должно быть "переведено на язык" реалистичной ПИИ-политики.

В период 1995-1996 гг. российские власти разработали национальную программу по поднятию общего инвестиционного уровня, акцентируя внимание на развитии отдельных отраслей и регионов. По этой программе первоочередной задачей является подъем уровня и иностранных инвестиций в России. Однако значительное падение прибылей в частном секторе негативно отразилось на государственных доходах и выразилось в радикальных изменениях в фискальной политике. Проведение большей части мер, предусмотренных в программе, было отложено.

В 1997 г. Министерство экономики предложило новый план развития, который должен быть внедрен к 2000 г. По сравнению с планом 1995 г., где также предусматривалось поощрение национального и иностранного инвестирования, в новой программе делается акцент на роль государства в мобилизации и размещении ресурсов. Центральным элементом данной программы является создание внебюджетного фонда развития, который должен пополняться посредством займов у Мирового Банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Это предусматривает, что государственные гарантии и кредиты для промышленности будут подняты до уровня 50-60 трлн. руб. ежегодных ($8-10 млрд. в ценах 1997 г.).

Планом предполагалось, что в течение 1997-2000 гг. уровень ПИИ поднимется с $6 млрд. до $10 млрд., но уже сейчас очевидно, что это довольно амбициозная цель (с 1996 г. ПИИ стагнируют на уровне и $2-3 млрд. в год). Более того, не видно ясной стратегии; систематического подхода к ведущим ТНК, включая технологических лидеров среднего размера. Фонды на национальные инвестиции, закладывающие промышленную конкуренцию, за последнее время были освоены менее чем на 10%, опять-таки вследствие сокращения государственного бюджета и финансовых трудностей предприятий, оказавшихся не в состоянии выполнить свои со-инвестиционные обязательства[27]. Сказалось и то, что в начале 1998 г. цены на акции упали до беспрецедентно низкого уровня (более чем на 10%[28]) и Центральный банк был вынужден ограничить объем денежной массы и поднять ставку I рефинансирования. Крах фондового рынка в августе-сентябре 1998 г. еще более усугубил, положение. Рефинансирование становится для правительства все более дорогим, и, наряду с жесткими рекомендациями МВФ, оставляет мало перспектив для проведения плана. Тенденция снижения цен на нефть делает ситуацию с государственными доходами еще более напряженной.

По мнению экспертов, проведение этой программы ограничено бюджетными затруднениями. Программа не разделяет национальное инвестирование и ПИИ, направляемые на промышленную реструктуризацию. Разработка и внедрение независимой ПИИ-политики, способствующей развитию международного сотрудничества и обмену ноу-хау, позволит значительно улучшить финансовое положение российских предприятий. В свою очередь они смогут более эффективно содействовать правительственным планам технологического и социального развития.

Улучшение социально-экономического климата является предпосылкой разработки конкретных политических инструментов в рамках ПИИ. Наиболее важной задачей становится определение оптимальной комбинации макроэкономических и ПИИ-механизмов, необходимых для достижения желаемых результатов при минимальных ресурсах и сроках. Временной фактор является ключевым условием при разработке и внедрении политики, поскольку он определит успех или провал российского руководства в процессе подъема национального благосостояния. В свете развала национальной банковской системы будет очень важно продемонстрировать сообществу иностранных инвесторов сдвиги в области создания благоприятного инвестиционного климата.

Создание ПИИ-политики должно охватывать семь основных областей:

 

Ø Улучшение социально-экономического климата, что затрагивает законодательство, налогообложение, госуправление и экономику в целом

Ø Развитие специфических побудительных механизмов для важных проектов

Ø Определение ключевых отраслей и создание зон экономического и технологического развития

Ø Проведение проактивных тренинговых, информационных, промоутерских кампаний и мероприятий по созданию имиджа дома и за рубежом

Ø Создание консультативной ПИИ-сети

Ø Финансовый инжиниринг для важнейших промышленных проектов

Ø Создание всемирно признанного ПИИ-агентства.

Эффективное использование с самого начала ограниченных бюджетных ресурсов как на федеральном, так и на региональном уровнях позволит замкнуть виртуальный круг общеэкономического улучшения и увеличить притоки ПИИ. Как в замкнутой цепи, власти получат в свое распоряжение дополнительные фонды для увеличения темпов экономического роста и инвестирования. Рентабельные предприятия будут обеспечивать занятость и способствовать расширению налогооблагаемой базы.

Для того чтобы достичь прогресса в производстве, политикам необходимо вести постоянный и активный диалог с менеджментом ведущих промышленных компаний. Управляющий персонал из собственного опыта имеет представление о перспективных путях развития своих предприятий. Подобный опыт позволяет предотвращать закрытие заводов, способствующее росту безработицы. Таким образом политики будут иметь возможность получать квалифицированные советы в процессе создания промышленной политики, что позволит оптимизировать цепочку ценностей вокруг важных "кластеров"* и поднять общую конкурентоспособность российской промышленности.

Мероприятия, описанные здесь, скорее оголяют проблемы и предлагают общие рекомендации, нежели предлагают рецепты "на все случаи жизни". Окончательное решение о приемлемом миксе политических инструментов и последовательности шагов, направленных на стимулирование национального инвестирования и ПИИ, принадлежит исключительно России. Государственная программа интенсификации инвестирования должна заключать в себе взвешенный портфель, состоящий из культурных, политических, социальных и экономических факторов. Не должны упускаться из виду бюджетные трудности и другие социально-экономические проблемы (индексация пенсий, пособия по безработице, совершенствование системы здравоохранения, образования, контроль за состоянием окружающей среды). Одновременно с этим полезно изучать уроки других стран на предмет того, как ПИИ-политика может способствовать экономическому прогрессу, позитивно воздействуя на национальный бюджет и международное положение страны.

Несмотря на то, что многие проблемы, поднимаемые здесь, уже изучаются, а отдельные инструменты уже внедрены, настоящий анализ может предложить новые альтернативы и концепции дополнительных мер, направленных на увеличение числа инвесторов. Путь экономического развития посредством ПИИ, предложенный здесь, является дополнительной возможностью достижения экономической стабильности и роста.

Внутрироссийские ПИИ-инструменты (т.е. макроэкономическая модернизация, льготное налогообложение и прочие побудительные механизмы, создание особых зон свободной торговли и парков высоких технологий, обучение местных кадров) должны сопровождаться пакетом скоординированных механизмов, ориентированных на общественных деятелей и ТНК (включая презентации, семинары, рекламные кампании в СМИ и публикации).

 

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что ПИИ благоприятно воздействуют как на экономический рост, так и на политическую стабильность. Как и другие ведущие страны с переходной экономикой, Россия уже внедрила ряд мер, направленных на улучшение общего инвестиционного климата. Но многие инвесторы обеспокоены трудностями, сопровождающими планирование и проведение инвестиционных проектов. Прежде всего это относится к:

Ø Общему состоянию экономики и инфраструктуры;

Ø Высоким ценам на энергоносители[29];

Ø Неоправданно высоким налогам[30];

Ø Все еще не решенному вопросу собственности на землю[31].

 

В попытках облегчить ситуацию для иностранных инвесторов сменяющие друг друга правительства в недавнем прошлом разработали серии проектов и реформ, которые в настоящее время ожидают своего рассмотрения в Государственной думе. В ближайшие годы их воздействие на экономическую модернизацию и координацию макроэкономической политики может оказаться решающим. Их несовершенство негативно отражается на процессе привлечения иностранных инвестиций.

 Долгосрочный успех российской ПИИ-политики будет определяться реформаторскими преобразованиями в следующих структурах:

 

Ø правовая система;

Ø политическая система;

Ø административная система;

Ø финансовая система (включая банковское дело, лизинг, рисковый капитал);

Ø социально-экономическая система (включая развитие СМБ и промышленный капитал);

Ø система образования (включая развитие НИОКР и инноваций);

Ø культура.

 

Это национальные приоритеты требуют принятия макроинструментов, представленных в следующем разделе.

В попытках создания более благоприятной окружающей среды для иностранных инвесторов, начиная с 90-ых годов правительства практически всех КРР стали вводить новую макроэкономическую политику. Они последовали основным политическим рекомендациям Мирового Банка, который ранее провел исследования среди 3 600 предпринимателей из 69 стран и разработал перечень основных задач для правительств в свете привлечения ПИИ:

 

Ø Создание ясной правовой базы;

Ø Обеспечение макроэкономической стабильности;

Ø Инвестирование в сферу услуг и инфраструктуру;

Ø Защита неимущих и окружающей среды[32];

 

Действия конкурирующих КРР и влияние этих факторов на национальные экономики дает российским политикам полезные уроки. Анализ, предложенный ниже, может быть использован как руководство для лучшей координации и мониторинга обстановки в тех областях, где Россия проигрывает другим КРР. Оценки, приведенные далее, базируются в основном на результатах обследования и большого числа интервью, проведенных автором в Германии. Предварительный анализ показывает, что в некоторых областях Россия является конкурентоспособной. Информационные и маркетинговые кампании могут улучшить позицию

Список литературы.

 

1. Пауль Фишер «Прямые иностранные инвестиции для России», Москва, «Финансы и статистика», 2000.

2. Астапович А. «Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции». Москва, 1996.

3. Уткин Е.А., Эскиндаров М.А. «Финансово-промышленные группы», Москва, 1998

4. Горбанев В.А. «Экономическая и социальная география России и стран СНГ», Москва, 1997.

5. The Moscow Times. Д. Поликарпов. Крах фондового рынка рассматривается как долгосрочный кризис. 30 января 1998.

6. The Moscow Times, Регионы объявляют войну тарифам на электроэнергию. November 1999

7. М.М. Богуславский. Иностранные инвестиции. Москва. 1999.

8. Госкомстат. Россия в цифрах 1997.

9. Госкомстат. Российский статистический ежегодник. 1999.

10. Российский статистический ежегодник. 2000.

11. Я. Уринсон. Перспективы инвестиционной активности. Экономист. №2. Москва, 2000.

12. Свод законов об иностранных инветициях и предприятиях с иностранным участием, 1990-1992 гг..

13. The Moscow Times. Д. Поликарпов. Крах фондового рынка рассматривается как долгосрочный кризис. 30 января 1998.

14. The Moscow Times, Регионы объявляют войну тарифам на электроэнергию. November 1999

15. Ozava in UNCTAD. World Investment Report, 2000

16. OЕСD. Economic Survey. Russian Federation. 1997.

17. OECD. Economic Survey. Russian Federation. 1999

18. ОЕСD. Economic Survey. Russian Federation. 2000.

19. BfAI. Info Osteuropa 11/99.

20. World Bank. World Development Report. 1997. The Economist. 28 June 1999.


[1] Ozava in UNCTAD. World Investment Report, 2000

[2] См. М.М. Богуславский. Иностранные инвестиции. Москва. 1999. стр. 1-12.

[3] Общие капиталообразующие инвестиции в отличие от валовых капитальных вложений, которые не учитывают капитальный ремонт и инвестиции в нематериальные и оборотные средства. См. Госкомстат. Россия в цифрах 1997. стр. 229. Российский статистический ежегодник. 2000. стр 405.

 

[4] Федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов федерации (регионы) и местные бюджеты.

[5] Строительство и строительные материалы обеспечили в 1996 г. 225,8 трлн. руб., или 1}8$41 млрд., т.е. практически 60% фондов капитальных инвестиций.

[6] По данным официальной статистики в 1996 г. иностранные компании инвестировали в сельское хозяйство России менее 115$2 млн. См. Госкомстат. Российский статистический ежегодник. 1999. стр.415.

[7] См. Госкомстат. Российский статистический ежегодник. 1999. стр. 530.

[8] См. также OЕСD. Russia Federation Econmic Survey. 1997. Paris. Pp. 113-123.

[9] См. BfAI. Russland, fast duerchwegs Kuerzungen bei staatlichen Investitionen (Russia, almost everywhere cuts in public-sector investment). Info Osteuropa 11/99. pp. 8-9

[10] Эти кредиты известны как системная программа трансформации или СПТ.

[11] Выражаемый в ППС, ВВП ($625 млрд.) составил $440 млрд. (1996).

[12] Ежегодные трансферты в экономику бывшей ГДР, население которой составляет менее 10% от российского, составляли с момента воссоединения Германии (1990) ОМ120-150 млрд. или 1) 70-90 млрд.

[13] OECD. Economic Survey. Russian Federation. 1999

[14] См. Госкомстат. Российский статистический ежегодник. 1999. стр. 406-409

[15] Госкомстат. Российский статистический ежегодник. 1999. стр. 406-415, 594-595.

[16] По данным ЦМСТАО приток ПИИ был еще большим и составил и $6,2 млрд. Учитывая ужасное состояние государственного сектора, эти данные (как Госкомстата, так и ЦМСТАО) кажутся завышенными. Во избежание разночтений и для учета реальных притоков Россия должна разделять публикуемые данные на утвержденные инвестиции и реальные ПИИ, как это делается в Китае или Индии.

[17] Включая портфельное инвестирование.

[18] Эти доли остаются вполне стабильными в течение нескольких лет, что подразумевает сходный вклад этих стран в накопленные Россией объемы ПИИ

[19] См. ОЕСD. Economic Survey. Russian Federation. 2000. рр.69-70.

[20] См. Госкомстат. Россия в цифрах. 1999. стр. 252.

[21] Экономические проблемы Нидерландов, с которыми страна столкнулась в то время, еще известны как "голландская болезнь»

[22] Единственными КРР, столкнувшимися с подобными проблемами, касающимися сырьевой зависимости, являются Индонезия и Нигерия.

[23] Хотя данная монография посвящена необходимости ПИИ для промышленной реструктуризации, эти инвестиции также окажут позитивное влияние на основные сектора сферы услуг и первичные отрасли экономики (сельское хозяйство, лесной сектор).

[24] Транс-национальные корпорации

[25] Крупные растущие рынки

[26] Г5- Франция, Германия, Япония, США, Великобритания

[27] См. также Я. Уринсон. Перспективы инвестиционной активности. Экономист. №2. стр. 3-9. Москва, 2000.

[28] См. Д. Поликарпов. Крах фондового рынка рассматривается как долгосрочный кризис. The Moscow Times. 30 января 1998. стр. 1-2.

[29] В настоящее время отрасли-олигополисты, к числу которых относятся энергообеспечители (электроэнергетика, нефтегазовая отрасли), компенсируют низкие расценки на энергоресурсы для населения повышенными ценами для предприятий. Уже долгое время идет война между региональными властями и центром за снижение тарифов для промышленных предприятий, являющихся основными поставщиками государственных доходов и провайдерами занятости. См. также Регионы объявляют войну тарифам на электроэнергию. The Moscow Times, November 1999.

[30] Несмотря на новый налоговый кодекс, иностранные инвесторы сетуют на чрезвычайное многообразие правил и форм налогообложения, отличающихся в каждом конкретном регионе.

[31] Свод законов об иностранных инветициях и предприятиях с иностранным участием, 1990-1992 гг..

[32] World Bank. World Development Report. 1997. The Economist. The World Bank says that successful economies need effective administration. 28 June 1999. pp 93-95


Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.