Во времена Советского союза все важнейшие инвестиционные программы предпринимались государством. На основе согласованных производственных целей государственные плановые органы централизовано направляли финансовые ресурсы на строительство новых заводов и их модернизацию. Большинство промышленных предприятий были крупными и чрезвычайно диверсифицированными. привилегиями были наделены предприятия, принадлежащие стратегическим секторам, которых было занято большое число рабочих и служащих. Цели определяли исключительно в физических объемах выпуска, контроля качества практически не проводилось, взаимодействие с иностранными партнерами было минимальным. В конце 80-х годов гласность и перестройка привлекли в СССР первых частных инвесторов, но до 1989 года доля частного капитала не превышала 10-15% от совокупного капиталовложений.
Реформы 1991-1992 гг. привели к снижению влияния федеральных и региональных органов на процессы размещения ресурсов. В 1996 г. только 20% капитальных Ц инвестиций было осуществлено из государственного бюджета[4] (по сравнению с 37% в 1999). Основными источниками инвестиций стали прибыль предприятий, амортизационные отчисления и портфельное инвестирование. Эта тенденция стала показательной почти для всех отраслей промышленности, исключениями являлись лишь крупные инфраструктурные и строительные проекты, которые, как и в других странах, остаются подконтролен государства. Так как процентные ставки по краткосрочным и долгосрочным кредитам еще достаточно высоки, банковские кредиты редко используются как источник инвестиций. Большинство компаний вынуждены сами финансировать модернизацию и расширение производства. На фоне снижения объемов государственного субсидирования они все чаще ищут партнеров среда западных компаний, которые рассматриваются как важный источник финансирования для инвестиционных проектов в промышленности.
В 1996 г. валовые капиталовложения в основные фонды упали до 21% от ВВП, т.е. оказались на 10% меньше, чем в начале реформ. Промышленность сгенерировала лишь 35% капитальных вложений - это на 6% меньше, чем в 1990 г. Несмотря на то, что в 1997 г. в промышленности наметилось некоторое улучшение, предприятия сферы услуг продолжают оставаться крупнейшими инвесторами в России. К примеру, в течение 1992-1997 гг. транспортные компании увеличили свою долю с 8% до 15%. Подобные тенденции имеют место в сфере оптовой и розничной торговли, а также в финансовом секторе. Строительство жилья[5] - один из наиболее прогрессирующих частных секторов. Еще одной жертвой переходного периода стало сельское хозяйство, чья доля в формировании капитальных инвестиций уменьшилась с почти 11% в 1992 до 2,5% в 1997 гг. В ближайшие годы Правительство должно будет заниматься восстановлением определенного баланса путем создания особых условий для развития промышленного и сельскохозяйственного секторов. Например, модернизация и развитие пищевой промышленности является для России приоритетной задачей, но ее будущее в значительной мере зависит от существования эффективной аграрной базы[6].
Объемы инвестируемого капитала связаны с финансовым состоянием предприятий. По данным на начало 1997 г. уже около 50% частных компаний (43% в промышленности)[7] сообщили о финансовых убытках, по сравнению с 14% в 1993. В целом по промышленности убыточными уже являются более половины компаний: лесной сектор, включая производство бумаги (63%), цветная металлургия (61%), угледобыча (60%), транспорт (58%), текстиль/одежда (56%)[8]. Эти предприятия находятся в порочном круге невозможности уплаты налогов, банкротства и сокращения персонала. И поскольку для большинства операторов банковские кредиты стали недоступны, единственным выходом для этих компаний остается добиваться поддержки государства. Но, борясь с бюджетным дефицитом, государство постоянно уменьшает объемы субсидий на капитальное строительство, программы повышения квалификации рабочих и служащих и НИОКР.
Федеральным бюджетом, утвержденным 26 марта 1998 г., предусматривалось выделение незначительных фондов на ключевые отрасли[9]:
Ø Аэрокосмическая (636 млн. руб. или и8$104 млн.),
Ø Электротехническая/электронная (246 млн. руб. или и5$40,3 млн.),
Ø Кораблестроение (154 млн. руб. или 118$25,2 млн.),
Ø Телекоммуникации (113 млн. руб. или 115$ 18,5 млн.),
Ø Металлургия (23 млн. руб. или 118$3,8 млн.),
Ø Биотехнологии (5,9 млн. руб. или и8$970 000),
Ø Машиностроение (4,7 млн. руб. или и8$780 000).
Только стратегические отрасли получают небольшую поддержку: оборонная, инфраструктура, сельское хозяйство и добывающая. В то же время доходы от корпоративных налогов не могут увеличиваться, раз предприятия не имеют возможности поправить свое финансовое положение. Финансовый кризис, поразивший Россию в августе 1998 г., еще больше усложнил ситуацию.
Выполнение жестких требований международных организаций не может разрушить этот замкнутый круг. Например, МВФ, являющийся крупнейшим международным донором, связывает предоставление кредитов[10] с ростом собираемости налогов. Это возможно лишь путем сочетания более эффективной системы сбора налогов и резкого сокращения государственных расходов, в том числе на важные социальные программы (образование, здравоохранение, культура). Необходимость стабилизации бюджета - одна из причин сокращения расходной его части и расширения налогооблагаемой базы, что и предпринимается российским правительством. При отсутствии широкомасштабной программы системной модернизации промышленного комплекса России эти меры одинаково воздействуют как на российские, так и на иностранные компании.
Фонды, выделяемые МВФ или другими международными программами помощи, расходуются непосредственно на латание финансовых дыр в административно-политической сфере (выплаты зарплаты в государственном секторе и финансирование государственного аппарата) и редко достигают общественных организаций (школы, больницы) и приватизированных промышленных предприятий. Исключениями являются специальные финансовые программы, проводимые фондами TRANSFORM (Германия) и Know-How (Великобритания), а также венчурные капитальные фонды (в том числе для меньшего акционерного участия), предоставляемые ЕБРР. Но эти фонды едва ли компенсируют реальные финансовые потребности российской промышленности. Более того, государственные программы наделены раздутым административным аппаратом, который абсорбирует значительную часть целевых средств. По этим программам российские предприятия редко получают новые технологии и ноу-хау. В течение переходного периода основным катализатором промышленного развития России будут являться ПИИ и сотрудничество с иностранными партнерами.
В период до 2010-2015 гг. ежегодные потребности России в ПИИ составят и $100-150 млрд. или 15-20% от ВВП[11] Но даже это не в состоянии полностью разрешить труднейшую задачу развития отечественной инфраструктуры и модернизации российской промышленности, которая 70 лет действовала в условиях плановой экономики[12]. Только для конверсии оборонных предприятий необходимо и $25-30 млрд[13]. В 1996 г. российские предприятия сгенерировали 300 трлн. руб. (или и $55 млрд.). Под воздействием продолжающегося спада госбюджет (федеральный и региональные) сможет предложить сегодня лишь 75 трлн. руб. (около $14 млрд.)[14], что явно недостаточно для воссоздания национальной промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.