Особенности тактики производства отдельных следственных действий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие положения. Приступая к планированию и производству следственных действий по делу в отношении несовершеннолетнего, следователь должен помнить, что по делам данной категории особенно важно выполнить требования закона о разумных сроках уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ), а также обеспечить всесторонность, полноту и объективность расследования, имея ввиду, что обеспечение законных интересов подростка предполагает необходимость глубокого воспитательного и профилактического воздействия на него самого и его окружение, сверстников, выявления обстоятельств, связанных с условиями его жизни и воспитания, состоянием здоровья, причинами и условиями, способствовавшими преступлению. В связи с этим важно тщательно готовится к каждому следственному действию с участием несовершеннолетнего.

Так, в вопросе о месте производства следственных действий с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, следователь должен учесть, что вызов его в следственное подразделение, как правило, осуществляется через родителей или других законных представителей. А если он содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения (ст. 424 УПК РФ).

Если имеются данные о неустойчивости психики несовершеннолетнего, находящегося на свободе, о его робости, сильном, неадекватном волнении в связи с вызовом в кабинет следователя, то при прочих равных условиях следует запланировать производство допросов, иных следственных действий в привычной для него обстановке, например, дома или по месту учебы. Этот тактический прием может обеспечить установление более продуктивного психологического контакта. Хотя зачастую это может вызвать сложности, связанные с вызовом туда же защитника, законного представителя, а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 425 УПК РФ – педагога, психолога.

Время для проведения следственного действия подбирается так, чтобы повозможности не отвлекать подростка в часы учебы, работы, спортивных тренировок, а если он содержится под стражей - во время приема пищи, прогулок, лечения. Следственные действия с участием несовершеннолетнего не должны быть излишне длительными. Уголовно-процессуальный закон для времени его допроса устанавливает ограничение – не более 4 часов в день и не более 2 часов без перерыва (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Но это максимум. С точки зрения криминалистической тактики следователю желательно планировать так, чтобы продолжительность любого следственного действия была не более 45-60 минут, иначе несовершеннолетний теряет внимание, становится рассеянным, что может сказаться на точности и последовательности его показаний, пояснений, иных действий.

К первоначальным следственным действиям по делам данной категории следует отнести: осмотр места происшествия, задержание несовершеннолетнего, допрос подозреваемого, его личный обыск, обыск по месту жительства, работы, регулярного проведения досуга, допрос потерпевших и, по необходимости, их освидетельствование, допрос свидетелей, очные ставки, проверка показаний на месте и следственный эксперимент.

Осмотр места происшествия (ОМП). В рамках данного следственного действия необходимо глубоко проанализировать способ совершения преступлений, указывающий на личностные качества несовершеннолетнего преступника (преступников), так как он обусловлен, прежде всего, описанными личными качествами подростка, подлежащими тщательному изучению в рамках всех стадий уголовного процесса.

Если к началу ОМП несовершеннолетний подозреваемый задержан или по крайней мере установлена его личность (ситуации № 2 и 4), то следователь принимает меры к установлению сведений, подтверждающих или опровергающих его причастность и роль в преступном событии. Если подозреваемый не отрицает своего участия в преступлении, он может быть привлечен к участию в ОМП.

В ходе следственного действия в следственных ситуациях, когда по делу (материалу) пока не установлено или только предполагается участие в преступлении несовершеннолетнего (ситуация № 1), необходимо обратить внимание на особенности материальных следов.

Так, по размерам следов рук и ног с применением специальных знаний можно установить примерный возраст преступника. Присутствующий на следственном действии специалист-криминалист поможет, например, установить возраст по количеству папиллярных линий на единицу длины. При выявлении дорожки следов ног можно по длине шага и стопы определить примерный рост человека, особенности его походки. У несовершеннолетних чаще всего угол шага менее открыт, ширина шага несколько больше, чем у взрослых. Тип обуви, например, спортивная обувь, модная в молодежной среде, так же указывает на примерный возраст ее хозяина. При обнаружении следов зубов на продуктах питания (шоколад, конфеты, сыр и т.п.) можно выдвинуть и проверить версию о том, что они оставлены подростком.

В ходе ОМП могут быть обнаружены характерные личные вещи несовершеннолетнего преступника, выявлены следы, указывающие на некоторую нелогичность, хаотичность его действий, отсутствие тщательной подготовки к совершению преступления: вещи раскиданы, мебель, иные предметы повреждены без особой на то необходимости; потерпевшему при грабеже (разбое, вымогательстве) причинено множество телесных повреждений, не оправданных целью завладения его имуществом; при краже в жилище похищены продукты питания и алкоголь, электроника, одежда, иные перечисленные выше вещи, ценные в молодежной среде, но не тронуты более ценные предметы (дорогие картины, антиквариат), не было попыток отыскать и взломать сейф, иное тайное хранилище и т.п.

На совершение кражи (грабежа, умышленного уничтожения, повреждения чужого имущества) несовершеннолетними может указывать сам объект преступного посягательства, где, например, заведомо не может быть ничего особо ценного: раздевалки в спортивных секциях и учебных заведениях, школьные буфеты, торговые ларьки, газетные киоски и т.п. На то же могут указывать специфические следы преодоления, повреждения преград: проникновение через вентиляционные шахты, форточки, раздвинутые решетки, сломанные окна, проломы в ограждениях, по размерам явно не подходящие взрослому человеку.

Задержание несовершеннолетнего подозреваемого и последующее избрание в отношении него меры пресечения – заключение под стражу, применяется лишь в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ). При прочих равных обстоятельствах в качестве исключительного случая можно рассматривать поведение подростка, характерное для третьего из обозначенных выше типов личности – злостный, характеризующийся крайней формой пренебрежения нравственными ценностями, общественным мнением. Может также учитываться степень общественной опасности совершенного деяния, возможность продолжения преступной деятельности, дерзость и агрессивность преступного и постпреступного поведения, совокупность или рецидив преступлений, наличие связей в преступном мире и другие данные. Однако как требует закон, при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 УПК РФ.

Если решение о задержании несовершеннолетнего все-таки принято, то необходимо тщательно подготовиться к его производству, по возможности использовать фактор внезапности. Дело в том, что, узнав о предстоящем задержании, подросток может попытаться скрыться от уголовного преследования, оказать активное сопротивление, в том числе вооруженное, совершить попытку самоубийства, членовредительства, угона транспортного средства. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители (ч. 2 и 3 ст. 423 УПК РФ).

Как правило, задержание проводится в утренние или дневные часы, в малолюдных местах или по месту жительства, в присутствии родителей или иных законных представителей. В протоколе задержания делается пометка о необходимости содержать несовершеннолетнего отдельно от взрослых.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, очная ставка. В соответствии с ч. 4 ст. 188 УПК РФ лицо, не достигшее 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Как уже отмечалось, длительность этого следственного действия ограничена законом, а с учетом необходимости участия в нем защитника и в ряде случаев – педагога или психолога (ч. 3 ст. 425 УПК РФ), это следственное действие становится достаточно сложным в организационном плане.

Педагог - это лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой, имеющий педагогическое образование, желательно – достаточный опыт работы по профессии. В качестве психолога должно быть приглашено лицо с профильным образованием, работающее именно по этой специальности, в любой организации. Хотя законом это и не запрещено, но все же не рекомендуется приглашать для участия в допросе в качестве психолога лицо, работающее в правоохранительных органах. В дальнейшем суд и сторона защиты могут поставить под сомнение допустимость соответствующего доказательства. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 5 ст. 425 УПК РФ).

В рамках допроса и иных вербальных следственных действий следователь, специализирующийся на расследовании дел в отношении несовершеннолетних, наряду с другими, должен проявлять такие позитивные личностные качества как гуманность, терпимость, уважительное, внимательное отношение к личности подростка, веру в возможность его перевоспитания и дальнейшего развития. Как известно, несовершеннолетние остро переживают несправедливость и особенно ценят справедливое отношение к себе. Поэтому, проявляя необходимую твердость и принципиальность, требуя соблюдения процесссуальной дисциплины (ч. 2 ст. 1 УПК РФ) в равной мере от всех участников процесса, следователь должен оставаться в глазах подростка человеком строгим, профессиональным и, вместе с тем, справедливым, уделяющим ему необходимое внимание, стремящимся установить истину и восстановить справедливость. Основным методом, на основе которого строятся все тактические приемы вербальных следственных действий в отношении несовершеннолетнего, должен быть метод убеждения.

В начале допроса, с помощью педагога или психолога, необходимо установить психологический контакт с подростком. Этому может способствовать доброжелательный тон беседы, в ее начале - без составления протокола, умение следователя корректно проявить осведомленность о различных сторонах жизни несовершеннолетнего, обратить внимание на позитивные его установки и интересы (хобби, спорт, предпочтения в музыке, кино и т.д.). Все это можно заранее узнать от родителей, учителей, друзей, учащихся, соседей, а также от сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних.

На первом допросе, как на неотложном следственном действии, следователь должен установить не только обстоятельства, относящиеся к общественно опасному деянию, но и к условиям его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей.

По делам о групповых преступлениях в ходе допроса решается сложная тактическая задача - установление роли каждого, нейтрализация попыток противодействовать уголовному преследованию путем сокрытия сведений о соучастниках. В этом плане важно установить конструктивные отношения с защитником несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, убедится, что тот не оказывает юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам данного лица, честно, разумно и добросовестно отстаивает права и законные интересы несовершеннолетнего всеми не запрещенными законодательством средствами.

В ходе допроса применяются тактические приемы детализации показаний, «допущения легенды» с последующим опровержением лжи объективными данными и т.п. Необходимо продемонстрировать подростку истинное значение чувства дружбы и взаимовыручки, например, показав отличия этих положительных качеств от низменного по своей сути манипулирования одним членом преступной группы со стороны другого, других. Можно также использовать возможности проведения после допроса других следственных действий: проверки показаний на месте, следственного эксперимента, опознания. Допрашиваемому подробно разъясняется значение и правовые последствия признания вины, активного содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников, розыске имущества, добытого в результате преступления и возмещения причиненного ущерба.

Принимая решение о проведении очной ставки, следователь должен учесть, что несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый может изменить ранее данные показания как под влиянием правдивых показаний другого лица, участвующего в следственном действии, так и из-за повышенной внушаемости, в результате сильного психического давления со стороны последнего, особенно если это взрослый, либо лидер, более активный участник преступного формирования.

Для нейтрализации негативного влияния второго участника очной ставки необходимо строго контролировать последнего. Первым, как правило, нужно допросить несовершеннолетнего, вне зависимости от его позиции. Исключение составляют случаи дачи им заведомо ложных показаний либо когда уровень его антисоциальной направленности выше, чем у второго участника.

При проведении допросов и иных следственных действий с участием несовершеннолетних применять фиксацию с помощью звуко- или видеозаписи рекомендуется в следующих случаях: если лицо склонно к изменению показаний; при необходимости оглашения этих показаний другому соучастнику, если по каким-то причинам проведение очной ставки не представляется возможным; для фиксации особенностей речи и поведения несовершеннолетнего (особенно если эти особенности в дальнейшем пригодятся в рамках экспертных исследований); в ходе очных ставок, если это поможет нейтрализовать возможное нежелательное давление на подростка со стороны взрослого соучастника.

Однако, принимая решение о применении технических средств, следователь должен сделать прогноз по поводу того, не помешает ли это установлению психологического контакта и не вызовет ли отказ допрашиваемого от дачи показаний.

Обыск по делам в отношении несовершеннолетних производится для обнаружения и изъятия похищенного, средств и орудий преступления, денежных средств, наркотиков, одежды и обуви подростка, в которой он совершил преступление. Важно в ходе обыска обнаружить и изъять мобильный телефон (планшет, ноутбук) подозреваемого с имеющимся в нем списком вызовов, смс (ммс), часто используемых контактов, записной книжкой, календарем с «задачами», фото и видеозаписями, учетными записями в социальных сетях и иным цифровым контентом.

Несовершеннолетние наиболее активно используют все функции имеющихся у них мобильных устройств, что может стать важным источником получения доказательств, ориентирующей информации. Тщательное ее изучение следователем, в сочетании с получением данных о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст.186.1 УПК РФ), поможет установить интересы подростка, его окружение, связи, многие иные обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Обыск также является важным источником информации об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Как уже отмечалось, для несовершеннолетних преступников в целом несвойственно тщательное сокрытие преступления, в том числе, использование сложных, замаскированных тайников. Чаще они прячут похищенное, иные предметы в места, кажущиеся им укромными, о которых могут знать их друзья, родные: сараи, заброшенные здания, строящиеся объекты, места сбора молодежи его круга. В квартире это может быть балкон, гардеробная, щели за мебелью, в доме – подвал, чердак и т.п. Таким образом, при подготовке к обыску желательно собрать данные о местах постоянного проведения досуга подростка и его компании, наличии своей комнаты в жилище, любимых укромных местах и т.п. Эти сведения можно получить от его родителей, друзей, одноклассников, классного руководителя и др.

Тактика допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей, от отношения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому.

Следует выделить следующие типы несовершеннолетних свидетелей:

· очевидцы и иные свидетели;

· друзья подозреваемого, обвиняемого;

· иные подростки, знающие его по учебе, работе, месту жительства, увлечениям;

· несовершеннолетние, дела в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности.

Следует отдельно выделить и малолетних свидетелей.

Вновь необходимо отметить, что на законодательном уровне регулярно вносятся изменения и дополнения, призванные обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе потерпевших и свидетелей. Так, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 191 УПК РФ при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием лица, достигшего возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 7 лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более 1 часа, в возрасте от 7 до 14 лет - более 1 часа, а в общей сложности - более 2 часов, в возрасте старше 14 лет - более 2 часов, а в общей сложности - более 4 часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 191 УПК РФ при проведении указанных выше следственных действий (допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний) с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

Уголовно-процессуальный закон выдвигает особые требования и к фиксации результатов следственных действий с участием несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Так, применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных главой 26 УПК РФ («Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний») с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если они либо их законные представители против этого возражают. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле (ч. 5 ст. 191 УПК РФ).

В рамках подготовки к допросу несовершеннолетнего, малолетнего, прежде всего, нужно учитывать психологический фактор. Необходимо по возможности смягчить, нейтрализовать напряжение, скованность, стремление смолчать, сообщить минимум информации и т.п., что присуще любому подростку в официальной обстановке допроса. Это особенно важно учесть в ходе расследования по делам о преступлениях против жизни, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступлений, связанных с причинением тяжкого и средней тяжести вреда здоровью. Недопустимо травмировать психику подростка, и без того испытавшего сильный стресс, еще и непрофессиональными действиями: некорректными, грубыми высказываниями, демонстрацией циничного или равнодушного отношения к чужим страданиям и т.п.

Например, в одном из приказов Следственного комитета РФ на его сотрудников возложена обязанность проявлять чуткость и внимание к участникам досудебного производства, особенно к детям, равно как и к людям преклонного возраста, женщинам, лицам с физическими недостатками, делая их участие в производстве следственных действий максимально удобным.

Можно запланировать и реализовать следующие тактические приемы:

· предшествующая допросу встреча (или хотя бы разговор по телефону) с законным представителем, педагогом, для определения целей и задач, организационных вопросов будущего допроса. Так, законный представитель, как правило, пользуется определенным авторитетом в глазах подростка, а значит от его отношения к допросу, к расследованию в целом, во многом зависит ход и результаты следственного действия;

· установление психологического контакта с несовершеннолетним, малолетним, а также его законным представителем;

· по возможности, перед вопросами, непосредственно касающимися расследуемого события, провести беседу об интересах, успехах допрашиваемого, затем перейти к вопросам об истории и характере взаимоотношений с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым;

· максимальная детализация известных допрашиваемому обстоятельств;

· оказание помощи в припоминании забытого;

· акцентирование внимания на возможных противоречиях, стимулирование дальнейшей детализации показаний;

· использование помощи педагога в интерпретации показаний несовершеннолетнего, имеющего индивидуальные особенности восприятия и передачи информации.

Последнее особенно актуально для тактики допроса малолетних свидетелей. Их рекомендуется допрашивать в привычной для них обстановке с участием педагога (учителя, воспитателя детсада) и родителей, иных законных представителей. Малолетние бывают очень восприимчивы и наблюдательны. При условии установления с ними надлежащего психологического контакта они могут сообщить объективные и полные показания. Но их рассказ необходимо тщательно изучать и интерпретировать, задавая законному представителю, педагогу вопросы типа: «Что мог иметь в виду ваш подопечный, говоря о том, что…».

Допрос в качестве свидетелей лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних обвиняемых, характерен тем, что родители, учителя, воспитатели неравнодушны к их судьбе, глубоко заинтересованы в исходе дела (родители – в судьбе их ребенка, учителя – в репутации школы и т.п.).

Задачами допроса этих лиц являются установление:

· условий жизни и воспитания, характеристики личности подростка;

· особенностей его поведения до, во время и после общественно опасного деяния;

· обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

· характера ответственности родителей, иных законных представителей (например, как гражданских ответчиков), педагогов, за ненадлежащее воспитание несовершеннолетнего, а также за последствия совершенного им деяния.

Допросу подлежат оба родителя или иные законные представители (с учетом требований ст. 51 Конституции РФ), классный руководитель, другие учителя, преподаватели, тренеры, которые могут дать наиболее объективную информацию о своем воспитаннике. Они могут оказать большую помощь в расследовании и в то же время – быть не объективными в оценке личности подростка и его поступков. Так, для родителей типичной является позиция, что их ребенок во всем хорош и не мог совершить преступление, в котором обвиняется, а если как-то и причастен к нему, то лишь как ведомый, в результате сильного негативного влияния третьих лиц.

С учетом того, что совершению подростком преступления, как правило, способствует неблагополучная обстановка в семье, а также в учебном заведении, по месту его работы, просчеты в воспитании, ненадлежащий контроль и т.п., в рамках допросов перечисленных лиц следователь целенаправленно собирает информацию для последующего внесения представления в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ (о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона), для последующего выступления в коллективе, применения иных профилактических мер.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 198.