Первоначальные и последующие следственные и иные действия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В первых двух вышеописанных ситуациях, возникающих в начале расследования, в комплекс первоначальных следственных и иных действий целесообразно включать: осмотр места происшествия, осмотр агрегатов, установок, очистных сооружений, коллекторов и других производственных объектов и сооружений, изъятие, осмотр и изучение необходимой технической документации, экологических норм, санитарных, технологических и иных правил, приказов, инструкций, положений, лабораторных журналов, имеющихся указаний и заключений контрольных органов; допрос свидетелей, а иногда и назначение экспертиз, изучение технологических циклов очистки.

К определению очередности проведения указанных действий желательно подходить с учетом всех особенностей следственной ситуации. Как правило, расследование должно начинаться с осмотра места происшествия и очистных и иных сооружений и особенно, когда место происшествия изменялось лишь частично. Последующие за осмотром допрос очевидцев происшествия или лиц, первыми обнаруживших факт загрязнения водоема, воздуха или почвы, ознакомление с экологическими и санитарно-техническими нормами и технологией соответствующего производства, позволят следователю быстрее войти в курс дела и целенаправленнее провести дальнейшие действия. При полностью изменившейся обстановке места происшествия его осмотру с учетом конкретных условий может предшествовать изучение нарушенных правил, технической документации, а иногда и допрос свидетелей.

Третья первичная следственная ситуация имеет много общего с начальными ситуациями по таким уголовным делам, в информационной базе которых имеются данные о характере преступных последствий, а все остальное пока неизвестно. В данных случаях осмотр места загрязнения, допрос лиц, первыми обнаруживших факт проникновения в ту или иную среду вредных веществ или пострадавшие от них, экспертиза веществ, загрязнивших воду, воздух или почву, и истребование информации о круге предприятий региона, использующих эти вещества, обычно бывают основными источниками получения первичных фактических данных по делу. Именно указанные следственные действия и проводятся в первую очередь. В целом же в комплекс следственных действий, характерных для данной ситуации, обычно включаются сле­дующие следственные действия: осмотр места происшествия, осмотр отдельных производственных территорий, установок, очистных сооружений, следственный эксперимент, допрос свидетелей, потерпевших, назначение и проведение экспертиз естественно-технического профиля, изъятие, осмотр и изучение необходимой нормативно-экологической, санитарно-технической и управленческой документации. Иногда одним из важных первоначальных следственных действий становится следственный эксперимент, например, для проверки возможности попадания в водную или воздушную среду загрязняющих веществ.

Своеобразие дальнейшего этапа расследования с методической точки зрения в значительной мере зависит от объема и качества фактического материала, который собирается в результате первоначальных следственных действий, а также от того, насколько далеко удалось продвинуться в проверке выдвинутых в начале расследования следственных версий. Наиболее часто он сводится к продолжению собирания, проверке и анализу доказательств путем последующих следственных действий, предъявлению обвинения, допросу обвиняемого, дальнейшему собиранию и анализу фактических данных до окончания следствия. Иногда указанный этап начинается с предъявления обвинения и допроса обвиняемого. К числу основных следственных действий, проводимых на последующей за первоначальной стадией расследования, обычно относятся допросы свидетелей и обвиняемых, очная ставка, выемка, осмотр и изучение новой документации, назначение и проведение экспертиз.

К расследованию этих преступлений следователь, как правило, должен приступать, предварительно вооружившись необходимыми знаниями о нормативных требованиях по экологической охране той среды, которая была загрязнена (повреждена), о технологических процессах ее защиты. В тех случаях, когда расследование начинается не сразу после обнаружения факта загрязнения, эти знания следователь может получить до осмотра места происшествия, в ходе него и после него. При начале расследования сразу после выявления факта загряз­нения части такой информации он может получить в ходе осмотра, а остальное — до и после него.

Осмотр места происшествия и других объектов.

Осмотр места происшествия и иных объектов при возбуждении дела сразу после выявления факта загрязнения окружающей среды и в иных случаях, когда сохраняются следы содеянного, целесообразно приводить как можно быстрее. Именно это позволяет собрать важные сведения по делу, к числу которых можно отнести данные об обстановке, механизме, особенностях и масштабе загрязнения. Кроме того, осмотр позволяет обнаружить и зафиксировать различные материальные следы преступления.

Осмотру по этим делам обычно подвергаются следующие объекты:

· участки окружающей среды, подвергшиеся загрязнению и порче (водоемы, реки, их берега, примыкающая территория, участки территории в зоне загрязнения атмосферы, почвы и др.);

· приведенные в негодность объекты (погибшая рыба, животные, отравленная сельскохозяйственная продукция и др.);

· очистные сооружения, отстойники, пруды-накопители и иные средства утилизации, обеззараживания и очистки вредных выбросов и отходов различных предприятий, сети трубопроводов, водостоки;

· производственная территория (вместе с помещениями);

· свалки, места вывоза отходов (хранения вредных веществ);

· транспортные средства, предназначенные для вывоза производственных отходов.

Осмотр указанных объектов целесообразнее всего производить с участием соответствующих специалистов. Чаще всего таковыми могут быть не проводившие проверку по данному случаю работники органов Госкомэкологии и министерства природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического надзора, Госгортехнадзора, Госатомнадзора. Осмотр места происшествия по этим делам целесообразнее проводить по отдельным узлам, в числе которых могут быть места загрязнения, трубопроводы и водостоки, ведущие к нему, очистные сооружения, отстойные колодцы и т.д. Начинать осмотр лучше всего с места обнаружения следов загрязнения с последующим расширением границ осмотра с учетом сложившихся ситуаций, важности и взаимозависимости выделенных узлов осмотра. Специфическими для данного вида осмотра является отбор проб (с помощью специалиста) в той или иной среде (воде, грунте, воздухе) в зависимости от сферы загрязнения.

Результаты осмотра необходимо дополнить путем составления планов и схем исследуемого участка и объектов. Особенно важно графически изобразить загрязненный участок и все технологические элементы (очистные сооружения, канализацию, трубопроводы, путь прохождения вредных веществ, места выхода в окружающую среду и т.д.). Помимо этого крайне важно зафиксировать осматриваемые территории и объекты с помощью фото- и киносъемки или видеозаписи. Пробы воды, грунта и атмосферного воздуха, а также экземпляры животного и растительного мира, подвергшиеся загрязнению (во избежание их порчи), сразу же после осмотра должны быть немедленно отправлены на исследование в соответствующие лаборатории органов, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды. Любое запаздывание в таких случаях может привести к порче образцов и невозможности их дальнейшего использования. Проведение первоначальных исследований отмеченных проб и образцов не препятствует их последующему экспертному изучению.

Основные сведения о порядке технологических, производственных и иных процессах, о способах и системах защиты окружающей среды от вредных отходов производства и быта, о техническом состоянии очистных средств, круге лиц, ответственных за безвредность производственных и иных процессов, могут быть получены из различных документов, имеющихся на изучаемых предприятиях, материалах органов, осуществляющих надзор за соблюдением законов об охране природы.

Собирание и осмотр — изучение документов. Все необходимые следователю документы могут быть получены с помощью выемки, обыска и других следственных действий, а также путем их истребовании из предприятий (организаций). Основные документы, в которых может содержаться важная для расследования данных дел информация, можно разбить на несколько групп:

1. Нормативные акты, в которых может содержаться важная для расследования информация по вопросам экологической охраны (Закон РФ об охране окружающей природной среды от 19.12.91 г. и другие нормативные акты, разрабатываемые на основе этого закона применительно к данной отрасли производства).

2. Нормативы, устанавливающие предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водоемах, реках, атмосфере и почве, а также предельный уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух и другие среды.

3. Документы, регулирующие нормальную деятельность конкретных предприятий, организаций, учреждений и обеспечивающие решение производственных задач, в том числе и в области экологической охраны природы (положения, инструкции, указания, распоряжения, приказы, материалы государственной отчетности).

4. Документы, характеризующие организационно-технический режим работы и техническое состояние очистных сооружений и связанных с ними систем на конкретном предприятии (оперативно-производ­ственные и санитарно-лабораторные журналы, акты обследования предприятий, паспорта очистных сооружений, справки, указания, предписания органов надзора, накладные, путевые листы транспортных организаций, обеспечивающих перевозку отходов, иные документы, отражающие сведения с выработке, хранении, переработке токсичного сырья и вредных отходов).

5. Ведомственные документы, фиксирующие обстоятельства и при­чины расследуемого происшествия (материалы проверки обстоятельств загрязнения органами экологического контроля, акты судебно-меди­цинского освидетельствования потерпевших, заключения о количестве и стоимости погибшей рыбы, сельскохозяйственной продукции, исковые заявления, документы по затратам и др.)

Круг перечисленных документов не исчерпывающий. В каждом конкретном случае расследования может возникнуть необходимость в получении и изучении и других документов. Например, справок о состоянии погоды, гидрометеорологических материалов. Нормативы по химическим веществам утверждаются Госкомэкологией, а по микроорганизмам и биологическим веществам — органами санитарно-эпидемиологического надзора и др.

Осмотр и изучение указанных документов целесообразно осущест­влять по правилам, характерным для дел о нарушении правил охраны труда и техники безопасности.

Допросы. В ходе расследования анализируемых уголовных дел ча­ще всего приходится допрашивать свидетелей и обвиняемых, а иногда и потерпевших. При этом наиболее обширный круг допрашиваемых составляют свидетели. В качестве свидетелей могут допрашиваться очевидцы загрязнения, лица, первыми обнаружившие факт загрязнения, работники контрольных органов в сфере экологической охраны окружающей среды, работники государственных органов, должностные лица и рядовые работники предприятий (организаций), деятельность которых привела к загрязнению окружающей среды, работники проектных и монтажных организаций, а также вышестоящих ведомст­венных организаций и другие лица.

Основной задачей допроса свидетелей является собирание необходимой информации о следующем: об обстоятельствах и признаках самого загрязнения воды, воздуха, почвы и иных природных объектов; в чем конкретно выразилось ухудшение состояния природных объектов (снижение качества воздуха, воды, непригодность к использованию); о механизме и причинах загрязнения; основных технологических вопросах соответствующего производственного или иного процесса и лицах, ответственных за технологическую чистоту соответствующих процессов; лицах, ответственных за случившееся; организационных, технических и иных недостатках в производственной деятельности, способствовавших содеянному, а также о состоянии дел с нейтрализацией вредного влияния на людей и окружающую природную среду токсичных материалов и продуктов отхода на данном предприятии и другие об­стоятельства.

Допрос указанных лиц проводится по общим тактическим прави­лам для дел, связанных с ненадлежащим исполнением профессиональных функций в области безопасного использования техники.

Назначение судебных экспертиз. На любой стадии расследования преступных нарушений указанных правил обычно возникает необходимость в специальных познаниях для решения, возникающих в ходе следствия вопросов. При этом могут потребоваться ветеринарные, биологические (ихтиологические), химические, технические, медицинские, гидрометеорологические и иные специальные знания, а также комплекс специальных знаний из области специальных нормативных требований в природоохранительной области. Такие экспертизы получили название экологических экспертиз

1. Для начальной стадии расследования весьма характерно назначение эколого-химических, ихтиологических, ветеринарных, а иногда и судебно-медицинских экспертиз. При этом назначаются они чаще всего в целях установления химического состава загрязненной природной среды, выявление характера вредных веществ, попавших в эту среду, степени ее загрязненности и уровня превышения предельно допустимых концентраций указанных веществ, причин смерти и заболеваний или возможности наступления указанных последствий, гибели или заболевания рыбы и животных, а также уничтожения кормовой базы водоемов и выпасов.

Для последующей стадии типичны различные виды эколого-технических экспертиз (строительно-техническая, технологическая, промышленно-техническая, агротехническая, гидротехническая, санитарно-техническая, гидрометеорологическая и др.), назначаемых для решения вопросов проектного, технического и технологического характера.

В целях наиболее продуманного назначения судебных экспертиз и наилучшей подготовки материалов для их производства целесообразно следователю до их назначения проконсультироваться со специалистами, проводившими ведомственные, межведомственные и вневедомственные проверки. В качестве экспертов желательно приглашать специалистов соответствующих научно-исследовательских и учебных институтов, средних специальных учебных заведений, родственных промышленных предприятий и органов контроля за соблюдением законов об экологической охране природы (при условии, что выбранные спе­циалисты не участвовали в проверке обстоятельств расследуемого события и не заинтересованы в исходе дела).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.