Общая характеристика современного российского федерализма.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеративное (союзное) государство – это сложное по внутренней структуре образование, которое состоит из ряда государств или государственных образований. Форма государственного устройства закреплена в Конституции РФ.

Федерация характеризуется:- территориальным единством;

- государственным суверенитетом в пределах своей территории;

- единым гражданством;

- единой федеральной конституционно-правовой системой;

- единой системой государственной власти;

- единой кредитно-денежной системой;

- едиными вооруженными силами;

- единой официальной государственной символикой.

Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России.

• Государственная целостность. Данный принцип означает, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т. п.

• Единство системы государственной власти. Это единство проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти и т. д.

• Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации и вытекающее отсюда равноправие субъектов РФ. Конституция прямо говорит о самоопределении народов в Российской Федерации, следовательно, народы, реализуя этот принцип, могут, в частности, изменить статус субъекта РФ, на территории которого они проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию и т. п., но, во-первых, в существующих границах РФ и, во-вторых, не посягая на основы конституционного строя России (форму правления, экономический строй, идеологические, духовные основы и т. д.). Принципиальной новеллой российского конституционализма является положение о том, что все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) являются равноправными, обладают одинаковым юридическим статусом.

• Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (между федеральными и региональными органами государственной власти). Мера разделения власти между центром и составными частями государства, как отмечалось, является одним из основных признаков федеративного устройства. Именно этот вопрос оказался ключевым в становлении российского федерализма, и его необходимо рассмотреть более подробно.

8.    Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации, на данный момент из 85 субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Административно-территориальное устройство - это разделение территории унитарного государства или территории субъекта федеративного государства на определенные части, в соответствии с которым строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.


Структурные части (элементы) административно-территориального устройства называют административно-территориальными единицами. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.
Административно-территориальное устройство имеет любое государство. В федеративном государстве на административно-территориальные единицы делятся только субъекты Федерации.
В Российской Федерации административно-территориальное деление ее субъектов осуществляется на основе ряда принципов.
Экономический, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономических интересов и состояния путей сообщения.
Национальный, предполагающий всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц. Реализация национального принципа направлена на социально-культурное развитие малочисленных наций и народностей
Конституция Российской Федерации не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Каждый из субъектов Федерации решает эти вопросы самостоятельно в своих конституциях и уставах.
Конституции и уставы субъектов Российской Федерации устанавливают базовые и первичные административно-территориальные единицы. К базовым относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения, к первичным - города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район - это административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. Как экономическая единица район представляет собой сложный хозяйственный комплекс, включающий сельскохозяйственные, промышленные, коммунально-бытовые предприятия и торговозакупочные организации.
Город - это место сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительских и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, устанавливаемой в зависимости от значения города, численности населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и других условий, все города подразделяются: на города республиканского (республики в составе РФ) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения. Крупные города с их сложным хозяйством делятся на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы.
Городские районы образованы во многих городах республиканского, краевого и областного значения с населением свыше 100 тыс. человек.
Городские поселения как один из видов административно-территориальных единиц отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения. К городским поселениям относятся также поселки, которые делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.
Рабочие поселки - это населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

Наиболее многочисленной административно-территориальной единицей являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством.
В отдельных субъектах Российской Федерации созданы и другие административно-территориальные единицы. Например, территория Москвы делится на административные округа, которые, в свою очередь, делятся на муниципальные районы.
Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица Москвы, система органов власти которой строится на основе централизованного управления. Управление в административном округе осуществляется префектом, назначаемым мэром Москвы.
Муниципальный район - административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.
Муниципальный район делится на микрорайоны - поселения, в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и названия микрорайонов определяются органами местного самоуправления муниципального района.
На территории некоторых субъектов Российской Федерации созданы национальные районы для компактно проживающих численно небольших групп лиц определенной национальности.
Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.
Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти и управления по вопросам:
а) установления административной подчиненности, границ образования и земель, отведенных предприятиям и (или) объектам;
б) определения полномочий органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей в отношении этого образования;
в) введения и обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан.
Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичных административно-территориальных единиц - органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы.
Решение о создании закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства России в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприятий и объектов.

























Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.