Общее устройство и работа контактно-транзисторной системы зажигания автомобиля ГАЗ-3102 «Волга». Назначение каждого прибора системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Система зажигания батарейная, контактно-транзисторная с напряжением в первичной цепи 12В. Она состоит из источников электрического тока, катушки зажигания, добавочного резистора, коммутатора, распределителя зажигания, свечей зажигания, наконечников свечей, выключателя зажигания и проводов низкого и высокого напряжений.

Надёжная и экономичная работа двигателя зависит от бесперебойной работы системы зажигания. Для устранения радиопомех, вызываемых системой зажигания, провода высокого напряжения имеют распределённое сопротивление, а наконечники свечей – подавательные резисторы. Схема системы зажигания показана на рис. 18.

 

Техническая характеристика системы зажигания

Порядок зажигания 1 – 2 – 4 – 3
тип распределителя Р147-Б
чередование искр через, град 45° ± 1°
зазор между контактами прерывателя, мм 0,4 – 0,5
угол замкнутого состояния контактов, град 47,5 – 52,5
сила натяжения пружины прерывателя, кгс 0,5 – 0,6
максимальный угол опережения зажигания по кулачку прерывателя, обеспечиваемый центробежным регулятором, град 9,5 – 11,5
частота вращения валика распределителя с бесперебойным искрообразованием при работе с катушкой зажигания Б114-Б на трёхэлектродный разрядник при искровом промежутке 7 мм (проверяется на стенде при 20 °С), об/мин 2500
катушка зажигания Б114-Б
свечи зажигания А14-Д
величина искрового промежутка в свечах, мм 0,7–0,85
добавочный резистор СЭ107
коммутатор ТК102
наконечник свечи 35.3707


Катушка зажигания

Катушка зажигания Б11-Б служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Она представляет собой трансформатор, на железном сердечнике которого намотана вторичная, а сверху неё первичная обмотка. Сердечник с обмотками установлен в герметичном стальном корпусе, наполненном маслом и закрытом высоковольтной пластмассовой крышкой.

Для предохранения от возможного пробоя пластмассовой крышки катушку регулярно очищать от грязи, пыли и масла, проверять надёжность крепления проводов высокого и низкого напряжения.

При неработающем двигателе не оставлять включённым зажигание во избежание перегрева катушки, приводящего к выходу её из строя. Ввиду того, что один конец вторичной обмотки соединён с корпусом катушки, при её установке на автомобиль обеспечить надёжный электрический контакт между кронштейном катушки и кузовом автомобиля.

Применение других типов катушек зажигания недопустимо.

Причины неисправностей катушки зажигания:

пробой изоляции;

межвитковое замыкание;

сколы и трещины пластмассовой крышки;

прогар крышки катушки зажигания из-за недосыла высоковольтного провода в гнездо.

В обмотках катушки дефекты чаще всего появляются из-за их перегрева и работы с увеличенными зазорами свечей. Перегрев происходит главным образом при включённом зажигании и незаведённом двигателе.

Прежде чем снять катушку для замены, убедитесь в исправности и надёжности присоединения проводов к клеммам катушки и проверить её на специальном стенде СПЗ-8 совместно с транзисторным коммутатором, добавочным резистором и распределителем.

Исправная катушка должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на трёхэлектродном игольчатом разряднике с искровым зазором в 7 мм при 2500 об/мин валика распределителя и окружающей температуре 20 °С. Катушку, не удовлетворяющую эти требованиям, заменить.

Добавочный резистор

Добавочный резистор СЭ107 работает в комплекте с катушкой зажигания Б114-Б. он состоит из двух секций, каждая из которых имеет сопротивление по 0,52 ± 0,05 Ом, выполненное из константановой проволоки диаметром 0,7 мм.

Причинами неисправности обычно являются: перегорание спирали, увеличение переходного сопротивления в месте закрепления её к шине и ослабление крепления клемм.

При перегорании спираль следует заменить.

Распределитель зажигания

Распределитель зажигания Р147-Б (рис. 19) служит для прерывания тока цепи низкого напряжения катушки зажигания (через коммутатор), распределения импульсов тока высокого напряжения по свечам зажигания и для автоматического регулирования момента зажигания в зависимости от оборотов двигателя. Автоматическая регулировка момента зажигания осуществляется центробежным регулятором.

В корпусе 12 на двух подшипниках установлен вал 18. На верхней части вала смонтирован центробежный регулятор с кулачком 8, на который установлен ротор 3. В корпусе расположены панель 20, которая крепится к корпусу, и контактная панель 22, на которой размещены контакты прерывателя. Сверху корпус закрыт крышкой 1, в которой имеются клеммы для проводов высокого напряжения от свечей и катушки зажигания.

Вал распределителя приводится во вращение от шестерни распределительного вала.

Центробежный регулятор опережения зажигания автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения распредвала двигателя:

 

Частота вращения вала распределителя, об/мин 450 750 1500 2250 и выше
Угол опережения по кулачку прерывателя, град 0 – 2 4,5 – 6,5 7 – 9 9,5 – 11,5

 

Несоответствие углов опережения зажигания числу оборотов обычно бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора или с ослаблением их пружин и вызывает детонацию, снижение мощности двигателя, а также увеличение расхода топлива.

 

Транзисторный коммутатор

Транзисторный коммутатор ТК102 введён в систему зажигания в целях исключения подгара и увеличения срока службы контактов прерывателя в эксплуатации. Это достигается путём включения в цепь первичной обмотки катушки зажигания мощного транзистора, который коммутирует силовой ток порядка 6 – 8А.

Контакты прерывателя включены в цепь базы транзистора и коммутируют ток управления транзистором порядка 0,5 – 0,8А.

При замыкании контактов транзистор открывается и пропускает первичный ток в катушку зажигания. При размыкании контактов транзистор запирается и ток цепи катушки прерывается. Остальные элементы схемы служат для защиты транзистора от перенапряжений, возникающих в процессе работы, и для ускорения запирания транзистора. При работе транзисторный коммутатор выделяет много тепла, поэтому в эксплуатации необходимо оберегать его от перегрева (не загромождать посторонними предметами, мешающими отводу тепла). Для обеспечения теплоотвода очищать корпус от пыли и грязи, проверять надёжность крепления проводов.

Свечи зажигания

Для двигателя применять свечи зажигания типа А14Д.

При ТО свечей зажигания проверить их состояние, очистить от нагара и отрегулировать зазор между электродами. Регулярно протирать изоляторы свечей. Периодически вывёртывать свечи для осмотра и регулировки искрового зазора. Перед вывёртыванием свечи обязательно удалить грязь щёткой или сжатым воздухом из гнезда свечи в головке цилиндров.

При осмотре свечи особенно внимательно проверить, нет ли трещин на изоляторе, обратить внимание на характер нагара, а также на состояние электродов и зазор между ними. Конусная часть изолятора свечи (юбка) не должна иметь нагара и трещин. Свечи, имеющие трещины изолятора, заменить.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 249.