Взаимодействие с органами прокуратуры и особенности прокурорского надзора в сфере принудительного исполнения. Нет в наличии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

18. Исполнительное производство как объект регулирования российского права. 19. Особенности исполнительного права как самостоятельной отрасли российского права. 20. Место исполнительного права в системе российского права.

 

18)19)20) Исполнительное производство как объект регулирования российского права.

Особенности исполнительного права как самостоятельной отрасли российского права.

Место исполнительного права в системе российского права.

 

В современной процессуальной науке высказаны различные позиции о месте исполнительного права в системе права РФ, их можно подразделить на 2 основные группы:

1) ИП является заключительной стадией гражданского или арбитражного судопроизводства (Шакарян)

2) ИП является самостоятельным производством, а регулирующие его нормы образуют самостоятельную отрасль права – исполнительное право

Первая позиция связана с тем, что до вступления в 1997 г. в действие ФЗ «Об ИП» (новый – от 2 октября 2007г.) и « О судебных приставах» ИП регулировалось ГПК РСФСР и являлось частью гражданского судопроизводства, т.е. его заключительной стадией. Отличие ИП от иных стадий заключалось в том, что оно возбуждалось не только в связи с производством гражданского дела в суде. В нём исполнялись также приговоры в части имущественных взысканий, исполнительной надписи, нотариусов, решения арбитражных и третейских судов. Новые законы изменили устоявшиеся взгляды на ИП как заключительную стадию гражданского судопроизводства. В связи с этим служба была переименована и была выведена из под ведения судов. В связи с этим в современной процессуальной литературе появилось мнение о необходимости выделения самостоятельной отрасли права. Т.о. исполнительное право – это самостоятельная процессуальная отрасль российского права, представляющая собой системную целостную совокупность норм, регулирующих исполнение юрисдикционных актов неуголовного характера.

Предметом правового регулирования исполнительного права выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе ИП. Основу предмета правового регулирования исполнительного права составляют совокупность отношений, складывающихся между органами принудительного исполнения с одной стороны и взыскателем, должником и иными участниками ИП с другой стороны.

Исполнительные процедуры различаются в зависимости от: вида исполняемого акта, от обязанного субъекта (физические лица) организации, органы МСУ, должностного лица и т.д. Характеристика действий, которые должны быть совершены должником и системы действий, характерный для конкретного вида исполнения. Это означает разнородность правоотношений, составляющих предмет исполнительного права.

Метод правового регулирования отрасли исполнительного права – это совокупность юридических средств, правовых приёмов и способов, посредством которых государство регламентирует общественные отношения, возникающие в связи с исполнением общественного отношения, возникающие в связи с исполнением юрисдикционного актов, указанных в ст.12 ФЗ «Об ИП». Метод правового регулирования характеризуется сочетанием диспозитивных и императивных начал. Диспозитивность метода проявляется в том, что уставом ИП существует определённая свобода распоряжения собственными правами. Диспозитивность определяется тем, что основу прав и обязанностей взыскателя и должника составляют применённые судом для разрешения спора нормы материальных отраслей права, в которых стороны юридически равны и где предполагается свобода их распорядительных действий. С каждым этапом процесса защиты права объём диспозитивных полномочий обязанного лица уменьшается, т.е. после вынесения решения ответчик приобретает статус должника, т.е. носителя обязанности, поэтому круг его диспозитивных полномочий достаточно узок по сравнению с взыскателем. Т.о. диспозитивность в исполнительном праве носит ограниченный характер.

Отношение власти и подчинения, составляющее содержание императивного метода правового регулирования возникают в ИП в процессе осуществления приставами-исполнителями своих полномочий. Между ними как субъектами власти и лицами, участвующими в ИП, как субъектами подчинения.

Невыполнение законных требований приставом и действия, препятствующие исполнению возложенных на них обязанностей влекут ответственность (ст. 6 ФЗ «Об ИП» и ст. 17.8 КоАП РФ)

Властные полномочия судебного пристава ограничены возможностью их обжалования вышестоящим должностным лицам или в суд. Кроме того надзор за исполнением законов в сфере ИП осуществляет прокуратура.

Система исполнительного права состоит из 2 частей: общей и особенной.

Общая часть исполнительного права включает основополагающие положения и институты, относящиеся ко всему ИП: задачи ИП, принципы, органы принудительного исполнения, лица, участвующие в ИП, представительства, сроки исполнения юрисдикционных актов, расходы, ответственность и т.д.

Особенная часть состоит совокупность норм, регламентирующих движение ИП по стадиям от возбуждения до прекращения, а также особенности реализации отдельных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов.

Т.о. самостоятельность исполнительного права проявляется в следующем: ИП не состязательно по своему характеру, диспозитивность носит ограниченный характер, принудительное исполнение – это система определённых производств. Стадии ИП носят особый характер по сравнению со стадиями гражданского судопроизводства

Значение принудительного исполнения судебных актов. Своевременное и полное исполнение судебных актов – гарантия реального обеспечения конституционного права российских граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции Российской Федерации). Нет в наличии

 

22) Нормативная основа исполнительного производства. Общая характеристика источников исполнительного производства: Федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве»; ГПК; АПК; другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе нормативные акты Правительства Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации; Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ нет в наличии

Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.