Правовой статус судебных приставов. Финансирование деятельности Службы судебных приставов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

время, прошедшее с момента вступления в силу Закона «О судебных приставах» практически с "чистого листа" создана служба судебных приставов, входящая в систему юстиции. Она состоит из двух органически дополняющих друг друга "ветвей": судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы) и судебных приставов-исполнителей. За этот период был решен комплекс вопросов по организационному, кадровому, материально-техническому, правовому и учебно-методическому обеспечению службы.

Закон о судебных приставах предоставляет судебным приставам - исполнителям обширные полномочия (ст.12). В их числе

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверки исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать поручения гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве и др.

Обязанности судебных приставов - исполнителей определены в ст. 12 Закона о судебных приставах. К этим обязанностям отнесены:

- принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

- предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

- рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

- взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Требования судебного пристава - исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Вместе с тем, Закон обязывает судебного пристава использовать предоставленные ему права строго в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Ст. 85 Закона об исполнительном производстве предусматривает ответственность за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения без уважительных причин в срок, установленный судебным приставом - исполнителем. Судебный пристав - исполнитель, обладает правом наложить на должника штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда и назначить ему новый срок для исполнения. При последующих нарушениях должником без уважительных причин новых сроков исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается. При повторном неисполнении без уважительных причин исполнительного документа судебный пристав - исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении к административной или уголовной ответственности, предусмотренной законодательством РФ, гражданина или должностного лица, которые в силу своих служебных обязанностей должны исполнить исполнительный документ. Постановление судебного пристава - исполнителя о наложении штрафа утверждается старшим судебным приставом. Оно может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Согласно ст. 3 Закона о судебных исполнителях судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему. Им присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду. Судебные приставы - исполнители бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) на все территории РФ, а также любым попутным транспортом в сельской местности за счет средств федерального бюджета.

Служба судебных приставов финансируется за счет средств федерального бюджета

Исполнительный сбор взыскивается с должника в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, и составляет семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника - гражданина в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, с должников - организаций - 50 минимальных размеров оплаты труда. При этом 70% от суммы исполнительного сбора поступает во внебюджетный фонд развития исполнительного производства, а остальная сумма отчисляется в федеральный бюджет.

Статьей 89 Закона об исполнительном производстве предусматривается также вознаграждение судебного пристава - исполнителя в случае реального и своевременного исполнения им исполнительного документа в размере пяти процентов от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера - пяти минимальных размеров оплаты труда. Указанная сумма выплачивается судебному приставу - исполнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного производства.

Как известно, именно судейское сообщество инициировало принятие данного Закона. Его проект был внесен в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Поскольку на момент принятия Закона организационное обеспечение судов общей юрисдикции продолжало осуществлять Министерство юстиции Российской Федерации, то подчинение судебных приставов, поддерживающих порядок в судах, этому органу являлось формально оправданным.

Судейское сообщество не одобряет этого подчинения, в особенности, в отношении судебных приставов, по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Основные доводы за передачу Службы судебных приставов в подчинение Судебному Департаменту при Верховном суде РФ следующие. По мнению сторонников этой позиции (П.Серков)[1] , Служба судебных приставов полностью не укомплектована, не достаточно финансируется и потому не может должным образом исполнять свои функции. Поскольку во многих регионах службы судебных приставов находятся вне помещений судов, то судебные приставы не могут должным образом обеспечивать порядок в суде и судебном заседании, охранять жизнь судей.

Кроме того, Федеральный закон "О судебных приставах" устанавливает, что одной из основных задач службы судебных приставов является обеспечение установленного порядка деятельности судов. Положения Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" определяют Судебный департамент как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) и принимающий во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей.

 

Вопрос 7-8) Судебный пристав-исполнитель – государственный служащий. Принципы и порядок прохождения государственной службы судебными приставами-исполнителями. 8. Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего.

7)8) Судебный пристав-исполнитель – государственный служащий. Принципы и порядок прохождения государственной службы судебными приставами-исполнителями.

Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего.

Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как "часть суда"1. При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти - ФССП России, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.

Законодательство, определяющее статус судебного пристава-исполнителя, весьма разнообразно как по видам актов, так и по кругу регулируемых им вопросов. Прежде всего, судебный пристав-исполнитель по своему статусу является государственным служащим и для решения стоящих перед судебным приставом задач он должен руководствоваться нормативными правовыми актами только федерального уровня, особое место среди которых занимает Конституция РФ.

Должность судебного пристава-исполнителя относится к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти1.

Для замещения должности судебного пристава кандидат должен во-первых, быть гражданином Российской Федерации, во-вторых, достигнуть возраста 20 лет, в третьих быть способным по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности судебного пристава и, наконец, обладать состоянием здоровья, позволяющим лицу замещать должность судебного пристава.

Кроме того Федеральным законом от 06.12.2011 года №410 ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнены требования предъявляемые к лицу назначаемые на должность судебного пристава-исполнителя. В частности на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда вступившему в законную силу, имеет или имел судимость которая снята или погашен, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон , в следствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Кроме того на должность будут назначаться лица имеющие только высшее юридическое или экономическое образование.2

Судебный пристав-исполнитель, выступая как государственный служащий, имеет следующие права:

Право на ознакомление с должностным регламентом и документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей.

Чёткое письменное закрепление функций государственного служащего исключает возложение на него заданий, выходящих за пределы его полномочий, позволяет в максимальной мере избежать субъективных неточностей в оценке качества его работы и в то же время выявить как отличившегося работника, так и виновника служебных упущений, если таковые будут иметь место.

Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Указанное право имеет важнейшее значение для судебного пристава-исполнителя, поскольку предоставляет ему возможность доступа практически к любой информации – требовать предоставления различных документов (выписок из них либо копий), сведений, материалов, доступа к базам данных, хранящимся в памяти компьютеров, и т.д. Это требование может быть направлено в адрес любых лиц – государственных и местных органов, граждан, организаций любых организационно-правовых форм.

Право на доступ в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. Данное право непосредственно связано с вышеназванным правом государственного служащего на получение информации. Оно обеспечивает осуществление судебным приставом-исполнителем всех основных его служебных функций, особенно в случаях принудительного исполнения. Он может требовать пропуска в любое помещение (на территорию), если это необходимо для осуществления его должностных обязанностей; и охрана, в том числе вооружённая, не является препятствием для проникновения пристава в помещение (например, банка) или на территорию.

Право на продвижение по службе, увеличение денежного содержание с учётом результатов и стажа работы и уровня квалификации.

При наличии соответствующих условий государственный служащий вправе ставить перед своими руководителями вопрос о присвоении ему квалификационного разряда (звания), увеличения денежного содержания, продвижении по службе и т.д. Такими условиями являются, например, общая выслуга лет, длительность работы по специальности, получение профессионального образования или повышение квалификации, которая соответствует более высокой, чем занимаемая, должности.

Право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и не рабочих праздничных дней, а так же ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений.

Личное дело государственного служащего является важнейшим источником документов, подтверждающих его служебную биографию. Право знакомиться с ним даёт возможность контролировать объективность заносимых сведений (до помещения документов в дело), требовать изменения их содержания, обжаловать в суд либо в вышестоящий орган. Но нельзя требовать изъятия документов из личного дела, поэтому все перипетии спора получат своё отражение в личном деле. Государственный служащий может ознакомиться с материалами дела и снимать с них копии не только лично, но также через иное доверенное лицо (адвоката и т.п.). Вместе с тем, личное дело государственного служащего без его согласия не может быть направлено в другое ведомство (министерство).

Право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке установленном Федеральным законом.

Профессиональная подготовка – важнейший показатель квалификации государственного служащего и непременное условие надлежащего качества исполнения должностных функций. Анализируемое право закрепляет за государственным служащим возможность получить профессиональную подготовку в процессе прохождения службы (подготовиться к занятию более высокой должности, к участию в конкурсе либо к сдаче профессиональных экзаменов и т.д.).

Гражданский служащий обладает правом доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений. Данное право не является абсолютным. Для его реализации предусмотрен определенный порядок. Доступ гражданских служащих к государственной тайне устанавливается, как и для других граждан и должностных лиц, в соответствии с положениями РФ "О государственной тайне".

Право на проведение по требованию государственного служащего служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его часть и достоинство.

Служебная деятельность многих государственных служащих, в том числе и судебных приставов-исполнителей, связана с разрешением конфликтов, что зачастую вызывает со стороны участников конфликта обвинения, затрагивающие честь и достоинство государственного служащего. Право требовать проведения служебного расследования для их опровержения является важнейшей правовой гарантией, предохраняющей от необоснованных обвинений, и привлечения виновных к ответственности. Порядок проведения такого расследования определяется, как правило, непосредственным руководителем. Расследование обычно длится не более тридцати дней. На любом его этапе государственный служащий имеет право знакомиться с материалами расследования и представлять свои объяснения, а при несогласии с решением, принятым по результатам расследования, обжаловать его содержание и мотивировку.

Данное расследование не является процедурой наложения дисциплинарного взыскания на государственного служащего за совершение должностного проступка, поскольку оно имеет другую цель – опровержение сведений, порочащих честь и достоинство.

Так же судебный пристав-исполнитель имеет право на медицинское страхование и государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а так же принадлежащего ему имущества.

Право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов.

"Каждый, - гласит ст.30 Конституции РФ, - имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов"1. Государственные служащие, как и все граждане, могут создать профсоюз либо вступить или, наоборот, не вступать в него.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 232.