Исторические аспекты возникновения системы исполнительного производства. Необходимость и цели реформирования системы исполнительного производства. Нет в наличии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исторические аспекты возникновения системы исполнительного производства. Необходимость и цели реформирования системы исполнительного производства. Нет в наличии

 

Законодательство об исполнительном производстве. Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве Нет в наличии

Главный судебный пристав РФ

· осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;

· издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками службы судебных приставов;

· в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

· осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;

· рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

· несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

В составе Министерства юстиции РФ действует Департамент судебных приставов, который обеспечивает организационное и методическое руководство нижестоящими структурными подразделениями Службы судебных приставов. В состав Департамента входят отделы, организующие работу по отдельным направлениям деятельности Службы судебных приставов. Возглавляет департамент руководитель Департамента, который по занимаемой должности является заместителем Главного судебного пристава РФ

Организация Службы судебных приставов на уровне субъектов Российской Федерации.

В субъектах РФ (республиках, краях, областях) образованы Службы судебных приставов субъектов РФ.

В составе Служб судебных приставов субъектов РФ действуют районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами. Данные подразделения являются основным звеном Службы судебных приставов и включают в себя должности приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В настоящее время соответствующие структурные подразделения Службы судебных приставов созданы по всей территории РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что во исполнение Указа Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О Полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» в федеральных округах учреждены Федеральные управления Министерства Юстиции РФ.

В структуре указанных Федеральных управлений в числе иных подразделений предусмотрены специальные отделы по контролю за исполнением судебных актов и актов иных уполномоченных законом органов.

 

Вопрос 7-8) Судебный пристав-исполнитель – государственный служащий. Принципы и порядок прохождения государственной службы судебными приставами-исполнителями. 8. Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего.

7)8) Судебный пристав-исполнитель – государственный служащий. Принципы и порядок прохождения государственной службы судебными приставами-исполнителями.

Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего.

Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как "часть суда"1. При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти - ФССП России, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.

Законодательство, определяющее статус судебного пристава-исполнителя, весьма разнообразно как по видам актов, так и по кругу регулируемых им вопросов. Прежде всего, судебный пристав-исполнитель по своему статусу является государственным служащим и для решения стоящих перед судебным приставом задач он должен руководствоваться нормативными правовыми актами только федерального уровня, особое место среди которых занимает Конституция РФ.

Должность судебного пристава-исполнителя относится к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти1.

Для замещения должности судебного пристава кандидат должен во-первых, быть гражданином Российской Федерации, во-вторых, достигнуть возраста 20 лет, в третьих быть способным по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности судебного пристава и, наконец, обладать состоянием здоровья, позволяющим лицу замещать должность судебного пристава.

Кроме того Федеральным законом от 06.12.2011 года №410 ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнены требования предъявляемые к лицу назначаемые на должность судебного пристава-исполнителя. В частности на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда вступившему в законную силу, имеет или имел судимость которая снята или погашен, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон , в следствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Кроме того на должность будут назначаться лица имеющие только высшее юридическое или экономическое образование.2

Судебный пристав-исполнитель, выступая как государственный служащий, имеет следующие права:

Право на ознакомление с должностным регламентом и документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей.

Чёткое письменное закрепление функций государственного служащего исключает возложение на него заданий, выходящих за пределы его полномочий, позволяет в максимальной мере избежать субъективных неточностей в оценке качества его работы и в то же время выявить как отличившегося работника, так и виновника служебных упущений, если таковые будут иметь место.

Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Указанное право имеет важнейшее значение для судебного пристава-исполнителя, поскольку предоставляет ему возможность доступа практически к любой информации – требовать предоставления различных документов (выписок из них либо копий), сведений, материалов, доступа к базам данных, хранящимся в памяти компьютеров, и т.д. Это требование может быть направлено в адрес любых лиц – государственных и местных органов, граждан, организаций любых организационно-правовых форм.

Право на доступ в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. Данное право непосредственно связано с вышеназванным правом государственного служащего на получение информации. Оно обеспечивает осуществление судебным приставом-исполнителем всех основных его служебных функций, особенно в случаях принудительного исполнения. Он может требовать пропуска в любое помещение (на территорию), если это необходимо для осуществления его должностных обязанностей; и охрана, в том числе вооружённая, не является препятствием для проникновения пристава в помещение (например, банка) или на территорию.

Право на продвижение по службе, увеличение денежного содержание с учётом результатов и стажа работы и уровня квалификации.

При наличии соответствующих условий государственный служащий вправе ставить перед своими руководителями вопрос о присвоении ему квалификационного разряда (звания), увеличения денежного содержания, продвижении по службе и т.д. Такими условиями являются, например, общая выслуга лет, длительность работы по специальности, получение профессионального образования или повышение квалификации, которая соответствует более высокой, чем занимаемая, должности.

Право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и не рабочих праздничных дней, а так же ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений.

Личное дело государственного служащего является важнейшим источником документов, подтверждающих его служебную биографию. Право знакомиться с ним даёт возможность контролировать объективность заносимых сведений (до помещения документов в дело), требовать изменения их содержания, обжаловать в суд либо в вышестоящий орган. Но нельзя требовать изъятия документов из личного дела, поэтому все перипетии спора получат своё отражение в личном деле. Государственный служащий может ознакомиться с материалами дела и снимать с них копии не только лично, но также через иное доверенное лицо (адвоката и т.п.). Вместе с тем, личное дело государственного служащего без его согласия не может быть направлено в другое ведомство (министерство).

Право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке установленном Федеральным законом.

Профессиональная подготовка – важнейший показатель квалификации государственного служащего и непременное условие надлежащего качества исполнения должностных функций. Анализируемое право закрепляет за государственным служащим возможность получить профессиональную подготовку в процессе прохождения службы (подготовиться к занятию более высокой должности, к участию в конкурсе либо к сдаче профессиональных экзаменов и т.д.).

Гражданский служащий обладает правом доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений. Данное право не является абсолютным. Для его реализации предусмотрен определенный порядок. Доступ гражданских служащих к государственной тайне устанавливается, как и для других граждан и должностных лиц, в соответствии с положениями РФ "О государственной тайне".

Право на проведение по требованию государственного служащего служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его часть и достоинство.

Служебная деятельность многих государственных служащих, в том числе и судебных приставов-исполнителей, связана с разрешением конфликтов, что зачастую вызывает со стороны участников конфликта обвинения, затрагивающие честь и достоинство государственного служащего. Право требовать проведения служебного расследования для их опровержения является важнейшей правовой гарантией, предохраняющей от необоснованных обвинений, и привлечения виновных к ответственности. Порядок проведения такого расследования определяется, как правило, непосредственным руководителем. Расследование обычно длится не более тридцати дней. На любом его этапе государственный служащий имеет право знакомиться с материалами расследования и представлять свои объяснения, а при несогласии с решением, принятым по результатам расследования, обжаловать его содержание и мотивировку.

Данное расследование не является процедурой наложения дисциплинарного взыскания на государственного служащего за совершение должностного проступка, поскольку оно имеет другую цель – опровержение сведений, порочащих честь и достоинство.

Так же судебный пристав-исполнитель имеет право на медицинское страхование и государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а так же принадлежащего ему имущества.

Право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов.

"Каждый, - гласит ст.30 Конституции РФ, - имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов"1. Государственные служащие, как и все граждане, могут создать профсоюз либо вступить или, наоборот, не вступать в него.

Пристава-исполнителя

 

4.1. Судебный пристав-исполнитель по возбужденному исполнительному производству имеет право обращаться с запросом о предоставлении информации в следующие подразделения ГУВД (УВД): ГИБДД (МРЭО) о зарегистрированных за должниками автотранспортных средствах; адресно-справочное бюро (АСБ) о регистрации граждан по месту жительства или по месту пребывания; территориальные органы внутренних дел о результатах розыска гражданина или ребенка.

4.2. Запросы в ГИБДД (МРЭО), АСБ направляются на бланках территориальных подразделений службы судебных приставов, оформленных в соответствии с установленными нормами делопроизводства с указанием исходящего номера, почтового адреса, должности подписавшего лица, номера контактного телефона и заверенных печатью подразделения.

4.3. Запросы судебного пристава-исполнителя исполняются в следующие сроки со дня их поступления в подразделения ГУВД (УВД):

- в ГИБДД (МРЭО) - в течение 72 часов;

- в АСБ - в течение 48 часов.

 

Привод граждан в суд

 

6.1. Принудительный привод граждан, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляется органом внутренних дел в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

6.2. Принудительный привод лиц, уклоняющихся от добровольной явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, производится судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС), за исключением:

- сотрудников органов внутренних дел, проходящих по уголовным делам и гражданскому делопроизводству в качестве свидетелей, должников и ответчиков;

- обвиняемых по уголовным делам в связи с изменением им меры пресечения с подписки о невыезде на арест.

6.3. Принудительный привод в суд вышеназванных двух категорий граждан производится органами внутренних дел на основании пункта 14 статьи 10 Федерального закона "О милиции".

6.4. Содействие судебному приставу по ОУПДС, осуществляющему принудительный привод граждан в суд, оказывается органами внутренних дел в случаях воспрепятствования судебному приставу в допуске в установленное законом время в жилое или иное помещение, а также оказания ему физического (вооруженного) сопротивления исполнению решения, постановления суда о приводе.

6.5. В случае оказания активного сопротивления или неповиновения со стороны лиц, подлежащих приводу, решается вопрос о привлечении указанных лиц к ответственности в установленном законом порядке.

6.6. В целях реализации пункта 6.4 настоящего порядка старший судебный пристав подразделения судебных приставов обращается к начальнику соответствующего органа внутренних дел с письменным мотивированным запросо

 

Значение принудительного исполнения судебных актов. Своевременное и полное исполнение судебных актов – гарантия реального обеспечения конституционного права российских граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции Российской Федерации). Нет в наличии

 

22) Нормативная основа исполнительного производства. Общая характеристика источников исполнительного производства: Федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве»; ГПК; АПК; другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе нормативные акты Правительства Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации; Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ нет в наличии

Лица, содействующие процессу исполнения судебных актов и актов иных органов. Участие переводчика. Участие понятых. Участие органов внутренних дел. Участие хранителей. Участие специализированных организаций. Участие специалистов.

37) Переводчик.

В целях соблюдения правил, уч. в ис производстве, не владеющих русским языком при совершении исп. действий и применению мер принудительного исполнения им может предоставляться переводчик, т.к. ИП осущ-ся на русском языке.

Решение о назначении переводчика оформляется постановлением суд пристава. Если кому-либо из лиц, уч в ИП, требуется переводчик, то судебный пристав – исполнитель предоставляет им срок для приглашения переводчика. Если взыскатель или должник не обеспечивают участие переводчика в установленный приставом срок, то переводчик приглашается СПИ.

Переводчиком мб: дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода. Знания никак не подтверждаются, главное, фактическое владение.

СПИ обязан разъяснить под роспись, что переводчик несет уголовную отв-ть за заведомо неправильный перевод.

Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу; вознаграждение относится к расходам за исполнение ИП, и относится к расходам должника.

ПОНЯТЫЕ:

Участие понятых может носить обязательный или факультативный характер.

Обязательное участие понятых:

- при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных со вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами, или принадлежащие должнику или другим лицам, вскрытие жил помещений, занимаемых должником,

- осмотр имущества должника

- наложение на него ареста

- изъятие и передача такого имущества.

Т.о, все, что связано с имуществом.

Количество понятых должно быть не менее 2.

Понятыми мб: полностью дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, незаинтересованные в исходе исполнительного производства, не состоящее с участниками ИП в родстве или свойстве, а также не подчиненные и неподконтрольные участникам исполнительного производства.

Перед началом исполнения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения судебный пристав –исполнитель разъясняет понятым их права и обязанности, о чем делается отметка в акте о соотв действии. Напр., акт о наложении ареста на имущества должника.

Понятой обязан удостоверить своей подписью в акте совершения исп действий или применение мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий или мер, при которых он присутствует. Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и мер он приглашен, на основании какого исп документа совершаются действия или применяются меры, а также делать замечания. Все его замечания заносятся в соотв акт (заносятся в акт, который составляется при совершении исп действия), по желанию понятого – замечания могут вноситься им собственноручно. В акте совершаемого исполнительного действия должно быть указаны реквизиты, документы, удостоверяющие личность понятого.

Имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с выполнением обязанностей понятого, а также на возмещение неполученной з/п или ден компенсации, полученной за потерю времени. данные суммы отн-ся к расходам по совершению исп действий и далее взыскиваются с должника.

Размер компенсации расходов, понесенных в связи с расходами понятого, устанавливается Правительством РФ.

Специалист:

Привлекается по инициативе СПИ или ход-ву сторон с целью дать консультацию СПИ. Специалист должен быть не заинтересован в исходе исполнительного производства, и должен обладать спец знаниями. Специалист должен явиться по вызову СПИ, отвечать на поставленные им вопросы, давать в устной или письм форме консультации или пояснения, при необходимости оказывать техн помощь.

О привлечении специалиста СПИ выносит постановление. Специалист предупреждается об уголовной отв-ти за отказ или уклонение от исполнения обязанностей специалиста в ИП, а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения. Под роспись!

Специалист имеет право на выплату вознаграждения, которая относится к расходам на совершение Исп. действий и отн-ся к расходам должника

Хранитель имущества.

Недвижимое имущ-во должника, на которое наложен арест, передается под охрану под роспись в акте о наложении ареста, должнику или членам его семьи либо лицам, с которым территориальным органом ФССП заключен договор.

Движимое имущество должника, на которое наложен арест, передается на хранение под роспись в акте о наложении ареста должнику или членам его семьи, взыскателюлибо лицу, с которым терр органом ФССП заключен договор.

Хранение документа, подтверждающего наличие и объем имущ. прав должника, может осущ-ся подразделением службы суд приставов при условии обеспечения их сохранности (дек.2011).

Лицо, которому передано по охрану (недвижимое) имущество должника, не вправе пользоваться этим имуществом, за исключением случаев, когда СПИ дал письменное разрешение на пользование имуществом.

СПИ не вправе давать такое разрешение в отношении:

- ценных бумаг

- когда пользование имущества в силу его свойств приведет к снижению его стоимости либо к уничтожению имущества.

Согласия СПИ не требуется, если использование имущества обеспечивает его сохранность (П.: корова)

Лицо – хранитель имеет право на вознаграждение и компенсацию за вычетами фактической выгоды на использование имущества. Если хранителем явл-ся должник, член его семьи или взыскатель, то они не имеют право на указанные выплаты.

Если в ходе исполнительного производства возникают ситуации, когда необходима смена хранителей арестованного имущества, СПИ производит его замену путем вынесения постановления и составления акта приема- передачи имущества.

Реализация имущества должника в исполнительном производстве производится спец организациями, привлекаемые в порядке установленном Правительством РФ. В частности, ПП ОТ 5.06.2008 №432 «о ФА по управлению гос. имуществом»

ФА по упр гос. имуществом – ФОИВ, осущ функции ….по реализации имущества, арестованного во исполнение суд. решений или актов органа, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущ-во. Рос имущество выступает продавцом имущества, в том числе имущ прав, арестованных во исполнение суд. актов и актов иных органов.

РОСИмущество осущ. реализацию арестованного имущ-ва через свои территориальные органы или поверенных лиц.

Органы внутренних дел:

Оказывают содействие в пределах своей компетенции при розыске должника,

Требования, предъявляемые к исполнительным документам.

39) В арбитражном процессе немедленному исполнению подлежат следующие документы:

- определение арбитражного суда об обеспечении иска (ч. 1 ст. 96);

- определение о наложении судебного штрафа (ч. 5 ст. 120);

- определение об утверждении мирового соглашения (ч. 8 ст. 141);

- решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов (ч. 2 ст. 182);

- решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (п. 7 ст. 201);

- решение арбитражного суда о понуждении юридического лица созвать общее собрание участников (ч. 3 ст. 225.7).

2) судебные приказы. Судебный приказ - постановление судьи, выданное по заявлению кредитора о взыскании денежных средств или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 ГПК РФ. В судебном приказе, в отличие от судебного решения, практически нет описательной и мотивировочной части, его содержание включает в себя:

номер производства и дату вынесения приказа;

название суда, фамилию и инициалы судьи, вынесшего приказ;

наименование и адрес взыскателя;

наименование и адрес должника;

закон, на основании которого удовлетворено требование;

размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;

размер неустойки (пени), если таковая причитается;

сумму государственной пошлины, подлежащей взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета;

реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в случае, если обращение взыскания производится на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии. Порядок заключения, исполнения, изменения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов, а также другие, связанные с этим соглашением вопросы, регулируются гл. 16 Семейного кодекса РФ. Соглашению об уплате алиментов ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации придает силу лишь в том случае, если оно было заключено в письменной форме и удостоверено в нотариальном порядке.

В нем может быть предусмотрено, что алименты должны уплачиваться в долях к заработку и (или) иному доходу должника; в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически; в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества или иными способами, относительно которых достигнуто соглашение; также возможны различные сочетания этих способов (ст. 104 СК РФ).

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам. Выдача такого исполнительного документа регламентирована в норме ч. 2 ст. 389 ТК РФ, согласно которой в случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Там же предусмотрено, что удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

Согласно ч. 3 указанной статьи на основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного к исполнению, судебный пристав-исполнитель будет приводить в исполнение решение комиссии по трудовым спорам.

Удостоверение подписывается председателем (заместителем председателя) комиссии по трудовым спорам и заверяется печатью комиссии, а при ее отсутствии - печатью организации, в которой создана эта комиссия.

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Примером исполнительных документов данного вида могут быть постановления:

- налоговых органов, вынесенные в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации;

- таможенных органов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника;

- Фонда социального страхования.

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя. К таким постановлениям относятся: постановление о взыскании исполнительского сбора, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и о наложении штрафа

8) исполнительная надпись нотариуса - это распоряжение нотариуса о принудительном взыскании с должника денежных сумм или какого-либо имущества.

9) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Примером таких исполнительных документов являются решения территориальных органов ПФР о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей - страхователей. Вынесение и исполнение указанных решений регламентировано положениями п. п. 5 - 15 ст. 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает следующие требования к составлению исполнительных документов:

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно);

б) для организаций - наименование и юридический адрес;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

Оценка права аренды

Оценка имущественного права, принадлежащего должнику, производится специализированной организацией (ст. 85 Закона об исполнительном производстве), однако ч. 5 ст. 80 Закона об исполнительном производстве предусматривает необходимость указания судебным приставом-исполнителем предварительной оценки в акте о наложении ареста. Методы определения рыночной стоимости для определения в данных случаях цены продажи права аренды достаточно сложны, поэтому можно посоветовать при определении предварительной цены судебным приставом-исполнителем построить оценку на разнице между рыночной стоимостью аналогичного права аренды и фактической ценой, указанной в договоре.

Реализация права аренды

Статьей 89 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что при передаче для реализации права долгосрочной аренды недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя о передаче на реализацию указанного имущественного права прилагается:

§ копия акта о наложении ареста на имущество должника;

§ правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости;

§ копии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае продажи права аренды на отдельно стоящее здание;

§ копия договора аренды;

§ копия документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо документа, предоставляющего возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя.

Как видно из последнего пункта, для реализации права долгосрочной аренды недвижимого имущества необходима либо копия документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо это может быть копия документа, предоставляющего возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя.

Документом, подтверждающим согласие арендодателя, может являться документ, составленный в произвольный форме и подписанный уполномоченным лицом (например, генеральным директором) от имени арендодателя о том, что он не возражает против обращения взыскания на право предоставляемой им аренды.

Документом, предоставляющим возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя, может быть сам договор, если в нем прописано, что за арендатором закрепляется право передавать права и обязанности в перенаем без получения дополнительного разрешения арендодателя.

67. Особенности обращения взыскания на объект незавершенного строительства.

Общие положения.

Объектами незавершенного строительства считаются здания и сооружения, которые находятся на стадии строительства (возведения) и не могут быть использованы по своему целевому назначению. Внешним признаком такого рода объектов является отсутствие в их отношении подписанного заказчиком и (или) органами государственной власти и местного самоуправления акта ввода объекта в эксплуатацию. Объекты незавершенного строительства, прочно связанные с землей, относятся к недвижимости и могут быть объектом гражданского оборота только при условии государственной регистрации соответствующего права на них (ст. 219 ГК РФ). Объекты незавершенного строительства, не имеющие прочной связи с землей, рассматриваются как движимое имущество - совокупность строительных материалов.

Как правило, объект незавершенного строительства принадлежит лицу, которому принадлежит земельный участок или находится на ином праве, чем право собственности (например, на праве аренды), соответственно, право собственности и право долгосрочной аренды на земельный участок регистрируются в Росреестре, куда и направляется запрос судебным приставом-исполнителем. Незавершенное строительство также может быть выявлено путем запроса о его наличии у должника и, кроме того, просмотром бухгалтерского баланса должника-организации по строке "незавершенное строительство".

Арест объектов незавершенного строительства.

Для наложения ареста судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении ареста и акт о наложении ареста (описи имущества).

Как и все недвижимое имущество, незавершенное строительство передается под охрану должнику или членам его семьи, назначенным судебным приставом-исполнителем, либо лицам, с которыми территориальным органом ФССП России заключен договор.

Оценка объектов незавершенного строительства.

Для оценки незавершенного строительства в соответствии со ст. 85 Закона об исполнительном производстве в обязательном порядке привлекается специалист. За основу в качестве предварительной оценки, которая указывается в акте о наложении ареста, судебный пристав-исполнитель может взять стоимость участка, на котором находится объект незавершенного строительства.

Реализация объектов незавершенного строительства.

При этом если с объектом незавершенного строительства не совершались сделки, то он, как правило, не зарегистрирован и в Росреестре. Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Поэтому судебному приставу-исполнителю необходимо зарегистрировать права на объект незавершенного строительства. Данное положение подтверждается судебной практикой, в частности п. 17 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>. При регистрации объекта незавершенного строительства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о проведении государственной регистрации права собственности на имущество должника, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Регистрация объекта незавершенного строительства осуществляется в соответствии со ст. 66 Закона об исполнительном производстве, что уже было рассмотрено выше.

68. Особенности совершения исполнительных действий по имущественным взысканиям в отношении государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, финансируемых из бюджета.

1. Исполнительные листы судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства для учета бюджетных средств, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предъявляются в соответствующую службу (подразделение, отдел) судебных приставов-исполнителей в порядке, установленном законом по месту нахождения должника либо его имущества.

3. При поступлении на принудительное исполнение исполнительного документа в отношении должника-получателя средств федерального бюджета, судебный пристав исполнитель проводит исполнительные действия по установлению счетов должника, открытых в банках и иных кредитных организациях, а также выявлению имущества, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно (имущество, приобретенное на доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности в порядке установленном законодательством).

4. При обнаружении у должника-получателя средств федерального бюджета денежных средств на счетах, открытых в банках и иных кредитных организациях, или выявлении имущества, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно, судебный пристав исполнитель принимает меры к обращению на них взыскания в порядке, установленном настоящим Кодексом.

5. В случае, когда у должника-получателя средств федерального бюджета отсутствуют денежные средства на счетах, открытых в банках и иных кредитных организациях, или имущество, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно, исполнительное производство оканчивается, исполнительный лист возвращается взыскателю, при этом взыскателю разъясняется его право предъявить исполнительный лист в органы федерального казначейства.

6. Окончание исполнительного производства по инициативе судебного пристава исполнителя до истечения срока установленного для осуществления исполнительных действий настоящим Кодексом не допускаются.

7. Исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника в установленном порядке.

8. При нарушении сроков предъявления исполнительного листа к исполнению, несоответствии его требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к исполнительным листам, либо несоответствии наименования должника по исполнительному листу, имеющего соответствующий лицевой счет, наименованию получателя средств федерального бюджета орган федерального казначейства возвращает исполнительный лист взыскателю без исполнения в течение 3 рабочих дней со дня его поступления с указанием причины возврата.

9. Орган федерального казначейства в течение 3 рабочих дней со дня получения исполнительного листа исполняет требование о взыскании средств должника в пределах остатков объемов финансирования, полученных от вышестоящего распорядителя средств федерального бюджета, в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации. 10. При отсутствии или недостаточности средств, необходимых для удовлетворения требований, предъявленных к должнику, выплата по исполнительному листу производится в порядке субсидиарной ответственности за счет средств, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности должника. 11. Исполнение исполнительных документов о взыскании средств с органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется службой (отделом, подразделением) судебных приставов-исполнителей по месту нахождения должника либо его имущества. 12. Принудительное исполнение исполнительных документов о взыскании средств с органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных действующим законодательством для учреждений. Статья 230. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника-государства Исполнительные листы судебных органов по искам к Российской Федерации о возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, направляются в Министерство финансов Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исполнение судебных решений по искам к Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом.

69. Особенности обращения взыскания на доли участников в обществе с ограниченной ответственностью.

1. Обращение взыскания на долю должника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (далее — общество) производится по решению или определению суда при отсутствии или недостаточности иного имущества должника для полного удовлетворения предъявленных ему требований.

2. В случае если стоимость доли должника в уставном капитале общества заведомо превышает размер предъявленных ему требований, взыскание может быть обращено на соответствующую часть указанной доли. Статья 205. Порядок обращения взыскания на долю должника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. На основании исполнительного листа, содержащего требования об обращении взыскания на долю (часть доли) должника в уставном капитале общества, орган принудительного исполнения выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, которое помимо общих реквизитов должно содержать: 1) предложение обществу выплатить действительную стоимость доли (части доли) должника в уставном капитале общества путем перечисления соответствующих сумм на банковский счет подразделения судебных приставов; 2) указание на то, что действительная стоимость доли (части доли) должника в уставном капитале общества может быть выплачена остальными участниками общества; 3) общий размер предъявленных должнику требований, в пределах которого должны быть произведены указанные выплаты; 4) решение о наложении ареста на долю (часть доли) должника в уставном капитале общества. 2. Копии постановления о возбуждении исполнительного производства направляются сторонам исполнительного производства, обществу в лице его исполнительных органов, а также в суд, выдавший исполнительный лист.

3. По требованию органа принудительного исполнения должник и общество обязаны предоставить документы, удостоверяющие принадлежность должнику доли (части доли) в уставном капитале общества, а также позволяющие установить ее номинальную и действительную стоимость.

4. Арест доли (части доли) в уставном капитале общества производится незамедлительно после возбуждения исполнительного производства путем описи документов, подтверждающих ее принадлежность должнику (в случае необходимости — их изъятия и передачи на хранение), а также объявления должнику запрета распоряжения указанной долей (частью доли).

5. Действительная стоимость доли (части доли) должника в уставном капитале общества, подлежащая выплате обществом или его участниками, определяется органом принудительного исполнения на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате получения обществом копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Для определения действительной стоимости доли (части доли) должника в уставном капитале общества может быть назначен специалист-оценщик.

6. В случае если в течение трех месяцев с момента получения обществом копии постановления о возбуждении исполнительного производства общество или его участники не выплатят действительную стоимость доли (части доли) должника в уставном капитале общества, судебный пристав-исполнитель приступает к оценке и принудительной реализации указанной доли (части доли).

7. Орган принудительного исполнения поручает определение рыночной стоимости доли (части доли) должника в уставном капитале общества специалисту-оценщику.

8. Принудительная реализация доли (части доли) должника в уставном капитале общества осуществляется путем ее продажи с публичных торгов.

70. Особенности совершения исполнительных действий при признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным. (НЕТ В НАЛИЧИИ)

 

71. Особенности совершения исполнительных действий с участием Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве).

В целом процедура банкротства урегулирована Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и АПК, положения которых косвенным образом должны учитываться судебным приставом-исполнителем в своей деятельности. Непосредственные же его действия заключаются в следующем. Получив копию решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (аналогично, если должник находится в процессе ликвидации), судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.

Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом. При этом следует учитывать, что Федеральный закон об исполнительном производстве не знает такой терминологии, как "отмена" ареста самим судебным приставом-исполнителем, хотя, как показывает судебная практика, в этом имеется потребность в связи с некоторыми обстоятельствами, которые возникают еще задолго до окончания исполнительного производства (см. постановление ФАС Центрального округа от 09.06.2011 по делу № А08-5148/2010-6). Поэтому на практике должностные лица ФССП России выносят постановления не только о снятии, но и об отмене ранее наложенного ареста на денежные средства или имущество, например при добровольном погашении задолженности, поскольку действие не противоречит Федеральному закону об исполнительном производстве (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.09.2006 по делу № А38-1497-15/198-2006). Однако это не согласуется со ст. 144 ГПК, указывающей, что обеспечение иска отменяется тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. Такое несогласование может быть снято только за счет разграничения ареста как промежуточной стадии, возникающей после судебного решения и перед реализацией имущества (либо его передачей взыскателю), и как обособленной меры по обеспечению иска, которая применяется в ходе гражданского судопроизводства и во всяком положении дела (ст. 139 ГПК).

Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.

Тождественные действия совершаются судебным приставом-исполнителем при обращении взыскания на имущество должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения исполнительного документа, выданного судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина.

К сожалению, ст. 96 Федерального закона об исполнительном производстве не отвечает на многие вопросы практического характера, связанные с особенностями обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства. Поэтому следует принимать во внимание постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве". В нем подчеркивается, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с ч. 5 ст. 96 Федерального закона об исполнительном производстве не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются исполнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании п. 1 ст. 142 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве). Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов, он должен незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим. В том случае, если взыскатели не обращаются с заявлениями о включении их требований в реестр требований кредиторов, конкурсный управляющий по их заявлениям передает им исполнительные документы.

72. Особенности совершения исполнительных действий при ликвидации организации-должника.

УПК РФ Статья 113. Привод

1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу.

2. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд.

3. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лица, указанные в части первой настоящей статьи, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались.

4. Постановление дознавателя, следователя, судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

5. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

6. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

7. Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов - на основании постановления суда.

 

93. Очередность взысканий в исполнительном производстве.

Статья 111. Очередность удовлетворения требований взыскателей

1. В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

2. При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

3. Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

4. В случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, банком или иной кредитной организацией очередность списания денежных средств со счетов должника определяется статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

94. Очередность списания денежных средств при осуществлении безналичных расчетов (ст. 855 ГК).

Исторические аспекты возникновения системы исполнительного производства. Необходимость и цели реформирования системы исполнительного производства. Нет в наличии

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 339.