1.Повторение артикуляции и характеристики звуков [б],[д], написания букв б, д
— Наше занятие посвящено двум звукам. Это звуки [б], [д].
— Что общего у звуков [б], [д]? (это звонкие согласные, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твердыми или мягкими)
— Чем различаются звуки [б], [д]? (при произнесении звука [б] воздух встречает на своем пути преграду — губы, а при произнесении звука [д] — язык, поднимающийся к твердому нёбу)
— Чем похожи буквы б, д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов)
— Чем различается написание этих букв? (у буквы «б» второй элемент смотрит вверх, а у буквы «д» — вниз. У буквы «б» второй элемент — «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» — «палка с длинной петлей внизу»)
2. Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки Логопед раздает карточки со словами (рис. 13).
— Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте слова. Обведите те слова, в состав которых входит буква б. Куда смотрит второй элемент у буквы б (вверх)
Формирование навыков слогового анализа
На доске находится таблица с рукописными слогами (рис. 14).
— Что написано в таблице? (слоги с буквами «б», «д»)
— Что такое слог? (часть слова, в которой обязательно присутствует гласная) Дети хором читают слоги, определяют в каком из них находятся буквы б, д. Логопед выставляет на стенд карточку «Предметные картинки» (рис. 15).
— Назовите картинки (рыба, бабочка, жеребенок, шуба, звезда, арбуз, автобус, карандаш, дерево, удочка).
— Выделите в названиях этих слов слоги с буквами б, д. (дети называют).
— Разделите тетрадный лист пополам. В первый столбик запишите слоги, а во второй — слова.
Ба
боч
бё
ба
да
буз
бус
даш
де
доч
рыба
бабочка
жеребёнок
шуба
звезда
арбуз
автобус
карандаш
дерево
удочка
— Подчеркните буквы б, д. Букву, у которой второй элемент смотрит вверх, — одной чертой, букву, у которой второй элемент смотрит вниз, — двумя чертами.
— Сколько черточек будет под буквой б (1) Под буквой д? (2)
Развитие звукобуквенного анализа
Логопед выставляет на стенд карточку с игрой «Алфавит» (рис. 16).
— Атеперь поиграем. Перед вами игра «Алфавит». Посмотрите, каждой букве алфавита соответствует какая-то цифра или число. Назовите цифру, которая соответствует букве а (1), букве б (2), букве д (5) и т. д.
— Разгадайте слово, ориентируясь на числа в таблице «Алфавита». Например:
2, 1, 18, 19 (барс)
5, 16, 4 (дог)
5, 33, 20, 6, 13 (дятел)
2, 21, 19, 29 (бусы)
5, 33, 5, 33 (дядя)
2, 16, 18 (бор)
18, 29, 2, 1 (рыба)
5, 16, 14 (дом)
21, 5, 1, 3 (удав)
5, 29, 15, 33 (дыня)
~ А теперь вы сами загадайте слова. Помните, что в них обязательно должны быть звуки [б], [д] или [б'], [д'] (варианты ответов детей).
VI . Лексико-грамматическая часть занятия
Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями с ориентацией на координаты
Логопед раздает детям таблицы (рис. 17), обращает внимание на координаты слева и сверху таблицы.
— Сейчас мы отправимся в путешествие по предложениям, вам будут названы координаты, на месте их пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова, составьте из них предложение.
Например.
1. Г 1, Б 6, В 6, Б 2, В 5, А 5 — Бурый медведь осенью ходит по лесу.
2. Г 2, А 1, В 2, В1, БЗ, Б 5, Г 6 — Еще рано ложиться спать в теплую берлогу.
3. В 3, А 3, Б 1, В 4, А 6, Г 3 — Медведь хочет запасти под шкурой жир.
4. Г 4, А 4, Г 5, А 2, Б 4 — Косолапый ест ягоды, ищет корешки.
Анализ предложений
— Играя в «Путешествие по предложениям», про кого мы узнали? (про медведя) Что делал медведь? Почему он не ложился спать? Как называется место, где зимует медведь?
— Попробуйте на слух определить количество предложений.
Например.
Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки. Мишке необходимо подкопить жиру. Всю зиму будет спать медведь в теплой берлоге. Без запаса жира он проснется. Голодный медведь опасен и для человека, и для зверей.
— Сколько предложений в тексте? (7)
— Сделайте схемы для каждого предложения.
— Впишите буквы б, д в те слова, в которых они встречаются. Помните, что у буквы б второй элемент смотрит вверх, а у буквы д — вниз.
Уточняется наличие буквы д в слове поздняя. Уточняется правописание буквы д в конце слова.
2 Рис
V. Развитие мелкой моторики
Логопед раздает листы с игрой «Лабиринт» (рис. 18).
— У каждого из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зрительно определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью маркера.
VI . Итог занятия
— Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Какие задания мы сегодня выполняли?
Дифференциация звуков (о), (а)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 225.