Актуальные проблемы криминологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     В XX веке криминология доказала свою научную необходимость и состоятельность. Эффективная организация борьбы с преступностью уже не мыслится без использования криминологических знаний и участия специально подготовленных криминологов. Их помощь необходима при управлении социальными процессами в законотворческой и правоприменительной деятельности.

     Криминология, являясь общетеоретической наукой о преступности, имеет непосредственное практическое значение. Криминология весьма практичная наука. Она дает и понимание проблемы преступности в целом, и понимание того, что общество может сделать в борьбе с ней, какими средствами и методами оно обязано пользоваться с учетом состояния, характера, структуры преступности, какого место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, что первично в этой борьбе – закон и наказание или меры экономического, социального, воспитательного плана.

     Интерес к центральному вопросу предмета криминологии: что есть преступность, со стороны многих наук, а так же мировоззрения и научные традиции, которых придерживались ученые криминологи в разных странах, оказывали влияние на место криминологии в системе научного знания.

С момента зарождения криминологической мысли и в течение всей своей истории, проблемы криминологии связаны с изучением четырех основных элементов – преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности. Эти проблемы решаются учеными криминологами и практиками посредством реализации основных направлений криминологической политики.

Криминологическая политикаэто научно обоснованная, соот­ ветствующая международным стандартам и требованиям нацио­ нального законодательства, целеустремленная и системная дея­тельность государственных и муниципальных органов, политиче­ ских институтов, субъектов предпринимательской деятельности, общественных организаций, религиозных объединений и граждан по сокращению преступности и декриминализации общественных от­ ношений социальными и правовыми средствами, обеспечению защи­щенности жизненно важных интересов личности, общества и госу­ дарства от внутренних и внешних угроз криминального характера.

Целями криминологической политики являются, во-первых, сокращение реальной преступности. Сокращение масштабов реальной преступности может происходить на фоне увеличения объема регистрируемой преступности, поэтому важное значе­ние приобретает разработка критериев (индикаторов) состоя­ния криминологической обстановки и цены преступности. Без таких критериев статистические показатели преступности будут подгоняться под заданный результат.

Во-вторых, декриминализация общественных отношений. Действительное улучшение криминологической ситуации не­возможно без ее достижения, что означает прежде всего суже­ние социально-экономической и юридической базы активно­сти криминалитета.

В-третьих, обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз криминального характера. Формулирование та­кой цели позволяет, с одной стороны, учесть проблемы крими­нологической безопасности отдельного человека в конкретной жизненной ситуации (в том числе личной безопасности осуж­денного в данном исправительном учреждении), а с другой — увязать криминологическую политику с процессами глобально­го развития. Возрастание внешних угроз предполагает мобили­зацию внутригосударственных ресурсов за счет усиления борьбы с преступностью и, следовательно, повышение защищенности интересов личности и общества от преступных посягательств.

Криминологическая политика — это не только целеустрем­ленная, но и системная деятельность, т. е. упорядоченная, ком­плексная, последовательная и основанная на взаимодействии субъектов, принимающих участие в ее разработке и осуществле­нии: государственных и муниципальных органов, политических институтов, субъектов предпринимательской деятельности, об­щественных организаций, религиозных объединений и граждан.

Актуальными направлениями криминологической политики являются:

- предупреждение преступности;

- совершенствование законодательства;

- оптимизация правоприменительной деятельности;

- криминологический менеджмент, включая обеспечение безо­пасности;

- международное взаимодействие и сотрудничество.

Предупреждение преступности представляет собой антикри­миногенное воздействие на ее причины и условия. Это так назы­ваемое общее предупреждение (профилактика), которое основано на идее совершенствования общественных отношений, устране­нии или, по крайней мере, ограничении действия криминоген­ных факторов. Эти факторы известны человечеству с библейских времен, что не мешает современной неолиберальной цивилиза­ции их активно стимулировать.

Материалы мониторинга общественного мнения фиксируют высокую «ожидаемость» изменения политики в направлении согласования интересов государства, бизнеса и народа. Важ­ность ликвидации бедности, создания новых рабочих мест, по­вышения пенсий, противодействия безудержному росту цен, улучшения жилищных условий отмечается большей частью рес­пондентов во всех социологических опросах.

Понимая это, политическое руководство России определило ряд стратегических целей в виде национальных проектов: «Здо­ровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие аграрно-промышленного комплекса», «Образова­ние», главная цель которых — повышение качества жизни. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию сформу­лированы задачи, решение которых имеет важное значение для предупреждения преступности: формирование дееспособного гражданского общества; строительство эффективного государ­ства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь лю­дей; становление свободного и социально ответственного пред­принимательства; развитие русской культуры, национальных культур народов России; согласование права и морали, полити­ки и нравственности. В стране принят ряд важных концепту­альных документов и социальных программ: Концепция демо­графической политики на период до 2025 г., Концепция разви­тия телерадиовещания на 2008—2015 гг., федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Жили­ще» на 2002—2010 гг., «Культура России» на 2006—2010 гг., «Дети России» на 2007—2010 гг. и др. Вместе с тем следует по­нимать, что их реализация без усиления антикриминогенного потенциала вряд ли улучшит криминологическую обстановку в государстве. Так, увеличение рождаемости в условиях пропа­ганды культа насилия и жестокости, эротики и порнографии, стандартов «звездной жизни» будет множить число проституток и наркоманов, мошенников, воров и бандитов.

Общее предупреждение преступлений способно выполнить важную задачу интеграции человека советской цивилизации в капитализм, который в течение десятилетий обличали как не­справедливый, безжалостный строй, основанный на эксплуата­ции, несправедливости, преступности.

Следует выделить специальное предупреждение преступле­ний — целенаправленную деятельность компетентных органов по сокращению преступности и декриминализации обществен­ных отношений. Если общее» предупреждение преступлений в значительной степени выражает качество государственной со­циальной и экономической политики, то специальное предупре­ждение связано с реализацией правовой политики теми органа­ми, которым делегированы права и обязанности по противодей­ствию преступлениям и иным правонарушениям. В отличие от общего предупреждения, которое адресовано «всем», специальное предупреждение преступлений имеет целеустремленный ха­рактер, обеспеченный изучением определенного криминогенно­го механизма.

Необходимо назвать индивидуальное предупреждение преступ­лений — деятельность по недопущению совершения конкрет­ным лицом преступления (профилактика), предотвращению подготавливаемого преступления и пресечению покушения на преступление.

Индивидуальная профилактика представляет собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершения преступления или правонарушения, и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступления или правона­рушения и изменения поведения личности от антиобществен­ного к законопослушному.

В том, что совершенствование законодательства находится в русле криминологической политики, убеждают отдельные криминогенные законы, а также интерес к лоббированию опре­деленных законопроектов со стороны криминалитета. Для законов необходимо их криминологическое обоснование. Это предполагает проведе­ние мониторинга криминологической обстановки в соответст­вующей сфере общественной жизни, в отношении которой имеется потребность правового регулирования. С другой стороны необходима прогностическая оценка возможных криминологических последствий принятия нормативного правового акта и его реализации.

Вопрос о необходимости введения института криминологи­ческой экспертизы в законотворческом процессе обсуждается криминологами и ставится перед государственной властью, на­чиная с конца 80-х гг. Рекомендации направлялись в Верхов­ный Совет СССР, Президенту СССР, Президенту РФ, в Феде­ральное Собрание РФ.

Против криминологической экспертизы нет принципиаль­ных возражений. Более того, о целесообразности ее проведения говорилось в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996—1997 гг. и Федеральной целе­вой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999— 2000 гг. Ранее в Регламенте Верховного Совета РФ и Регламен­те Государственной Думы первого созыва предусматривалось представление проекта нормативного правового акта о крими­нологической экспертизе и составление прогноза социальных и экономических последствий его реализации (в последующем эти требования были сняты как излишние). Разработан проект Федерального закона «О криминологической экспертизе». Од­нако актуальное предложение до сих пор не реализовано.

Оптимизация правоприменительной деятельности предполагает следующее: конструируя норму, необходимо предвидеть механизм ее применения: кто будет реализовывать правовое предписание, контролировать соблюдение нормативного запре­та; кому адресована законодательная конструкция, какова структура (социально-демографическая, географическая, дина­мическая и проч.) ее адресатов; возможны ли коллизии в про­цессе правореализационной деятельности, в чем они могут за­ключаться, как их избежать; каковы предполагаемые издержки правоприменения (прежде всего экономические); какие средст­ва целесообразно использовать для внедрения законоположе­ния в практику.

Важным направлением оптимизации правоприменительной деятельности является совершенствование механизма подбора кадров для службы в правоохранительных органах по деловым характеристикам, а не по родственным, клановым или иным признакам. Следует исключить возможность занятия ответ­ственной должности лицом, имеющим судимость.

Оптимизация правоприменительной деятельности достигает­ся эффективным взаимодействием правоохранительных органов. При этом важно учитывать криминологический «фон» такого взаимодействия: возможность утечки конфиденциальной ин­формации, «близость» тех или иных конкретных служб к опре­деленным структурам, участвующим в незаконной деятельности.

Успешность криминологической политики во многом зави­сит от уровня менеджмента.

Криминологический менеджмент — это эффективное управ­ление в сфере борьбы с преступностью и обеспечения крими­нологической безопасности. В нем выделяются два вида: 1) го­сударственное и муниципальное управление и 2) управление в частном секторе. Первый вид криминологического менедж­мента связан преимущественно с решением задач в сфере борь­бы с преступностью, которое осуществляют компетентные го­сударственные либо муниципальные органы. Второй вид реали­зует задачи обеспечения криминологической безопасности корпораций, иных предпринимательских организаций.



Заключение

 

Итак, Многие отечественные криминологи характеризуют преступ­ность как всю совокупность конкретных преступлений, совершенных в определенный период времени в данном обществе или регионе. Тем самым в этом определении фиксируется основное внимание на нормативной стороне преступности. Ее нормативность состоит в том, что преступность, будучи объективной реальностью, имеет свои гра­ницы, поскольку понятие преступления и конкретные виды преступ­лений закреплены в их составах и описаны в уголовном законе.

Преступности, как всякому явлению объективного мира, можно дать количественную и качественную характеристики. Количественная и качественная стороны преступности в конечном счете характери­зуют состояние преступности. Состояние преступности является собирательным, обобщающим показателем для оценки преступности в целом.

Подводя итоги, можно отметить, что преступность является продуктом общества, пронизывает различные его сферы и общест­венные отношения. В то же время она обладает собственными спе­цифическими характеристиками и закономерностями развития как относительно самостоятельное целостное явление.

Характеристики преступности, во-первых, синхронно не из­меняются с происходящими в обществе изменениями, во-вто­рых, автоматически не повторяют такие изменения даже через определенный период. Новые характеристики всегда являются результатом взаимодействия преступности с обществом и пре­ломления влияния последнего через собственные специфические характеристики преступности.

 


Общий список литературы

1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.

3. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.

4. Кудрявцев, В.Н. Причины преступности в России: криминологический анализ / В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов. - М.: Норма, 2006. - 112 с.

5. Вдовина Т.В. Детерминация преступности: от уклоняющегося поведения к преступному // Следователь. 2005. №8.

6. Побегайло Э. Психологические детерминанты криминальной агрессии // Уголовное право. 2005. №1.

7. Антонян, Ю.М. Причины преступности в России / Ю. М. Антонян // Преступность в России: причины и перспективы. Вып. 2. - М.: ВНИИ МВД России. - 2005. - С.3-9.

8. Кудрявцев, В. Н.Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения): монография / В. Н. Кудрявцев. - М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007. - 176 с.

9.  Маркин А. В. Использование результатов социологических исследований при изучении преступности: управленческий аспект / А. В. Маркин // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 1. - С. 96-98.

10.  Новичков В. Особенности комплексного прогнозирования в сфере борьбы с преступностью // Уголовное право. 2005. №3.

11.  Гилинский Я.И. Криминологический анализ преступности в регионе. Методология, методика, техника. СПб., 2005.

12.  Кириллов Д.А. Криминологическое изучение и предупреждение преступности органами внутренних дел. М., 2004.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 274.