В XX веке криминология доказала свою научную необходимость и состоятельность. Эффективная организация борьбы с преступностью уже не мыслится без использования криминологических знаний и участия специально подготовленных криминологов. Их помощь необходима при управлении социальными процессами в законотворческой и правоприменительной деятельности.
Криминология, являясь общетеоретической наукой о преступности, имеет непосредственное практическое значение. Криминология весьма практичная наука. Она дает и понимание проблемы преступности в целом, и понимание того, что общество может сделать в борьбе с ней, какими средствами и методами оно обязано пользоваться с учетом состояния, характера, структуры преступности, какого место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, что первично в этой борьбе – закон и наказание или меры экономического, социального, воспитательного плана.
Интерес к центральному вопросу предмета криминологии: что есть преступность, со стороны многих наук, а так же мировоззрения и научные традиции, которых придерживались ученые криминологи в разных странах, оказывали влияние на место криминологии в системе научного знания.
С момента зарождения криминологической мысли и в течение всей своей истории, проблемы криминологии связаны с изучением четырех основных элементов – преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности. Эти проблемы решаются учеными криминологами и практиками посредством реализации основных направлений криминологической политики.
Криминологическая политика — это научно обоснованная, соот ветствующая международным стандартам и требованиям нацио нального законодательства, целеустремленная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, политиче ских институтов, субъектов предпринимательской деятельности, общественных организаций, религиозных объединений и граждан по сокращению преступности и декриминализации общественных от ношений социальными и правовыми средствами, обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и госу дарства от внутренних и внешних угроз криминального характера.
Целями криминологической политики являются, во-первых, сокращение реальной преступности. Сокращение масштабов реальной преступности может происходить на фоне увеличения объема регистрируемой преступности, поэтому важное значение приобретает разработка критериев (индикаторов) состояния криминологической обстановки и цены преступности. Без таких критериев статистические показатели преступности будут подгоняться под заданный результат.
Во-вторых, декриминализация общественных отношений. Действительное улучшение криминологической ситуации невозможно без ее достижения, что означает прежде всего сужение социально-экономической и юридической базы активности криминалитета.
В-третьих, обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз криминального характера. Формулирование такой цели позволяет, с одной стороны, учесть проблемы криминологической безопасности отдельного человека в конкретной жизненной ситуации (в том числе личной безопасности осужденного в данном исправительном учреждении), а с другой — увязать криминологическую политику с процессами глобального развития. Возрастание внешних угроз предполагает мобилизацию внутригосударственных ресурсов за счет усиления борьбы с преступностью и, следовательно, повышение защищенности интересов личности и общества от преступных посягательств.
Криминологическая политика — это не только целеустремленная, но и системная деятельность, т. е. упорядоченная, комплексная, последовательная и основанная на взаимодействии субъектов, принимающих участие в ее разработке и осуществлении: государственных и муниципальных органов, политических институтов, субъектов предпринимательской деятельности, общественных организаций, религиозных объединений и граждан.
Актуальными направлениями криминологической политики являются:
- предупреждение преступности;
- совершенствование законодательства;
- оптимизация правоприменительной деятельности;
- криминологический менеджмент, включая обеспечение безопасности;
- международное взаимодействие и сотрудничество.
Предупреждение преступности представляет собой антикриминогенное воздействие на ее причины и условия. Это так называемое общее предупреждение (профилактика), которое основано на идее совершенствования общественных отношений, устранении или, по крайней мере, ограничении действия криминогенных факторов. Эти факторы известны человечеству с библейских времен, что не мешает современной неолиберальной цивилизации их активно стимулировать.
Материалы мониторинга общественного мнения фиксируют высокую «ожидаемость» изменения политики в направлении согласования интересов государства, бизнеса и народа. Важность ликвидации бедности, создания новых рабочих мест, повышения пенсий, противодействия безудержному росту цен, улучшения жилищных условий отмечается большей частью респондентов во всех социологических опросах.
Понимая это, политическое руководство России определило ряд стратегических целей в виде национальных проектов: «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие аграрно-промышленного комплекса», «Образование», главная цель которых — повышение качества жизни. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию сформулированы задачи, решение которых имеет важное значение для предупреждения преступности: формирование дееспособного гражданского общества; строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей; становление свободного и социально ответственного предпринимательства; развитие русской культуры, национальных культур народов России; согласование права и морали, политики и нравственности. В стране принят ряд важных концептуальных документов и социальных программ: Концепция демографической политики на период до 2025 г., Концепция развития телерадиовещания на 2008—2015 гг., федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Жилище» на 2002—2010 гг., «Культура России» на 2006—2010 гг., «Дети России» на 2007—2010 гг. и др. Вместе с тем следует понимать, что их реализация без усиления антикриминогенного потенциала вряд ли улучшит криминологическую обстановку в государстве. Так, увеличение рождаемости в условиях пропаганды культа насилия и жестокости, эротики и порнографии, стандартов «звездной жизни» будет множить число проституток и наркоманов, мошенников, воров и бандитов.
Общее предупреждение преступлений способно выполнить важную задачу интеграции человека советской цивилизации в капитализм, который в течение десятилетий обличали как несправедливый, безжалостный строй, основанный на эксплуатации, несправедливости, преступности.
Следует выделить специальное предупреждение преступлений — целенаправленную деятельность компетентных органов по сокращению преступности и декриминализации общественных отношений. Если общее» предупреждение преступлений в значительной степени выражает качество государственной социальной и экономической политики, то специальное предупреждение связано с реализацией правовой политики теми органами, которым делегированы права и обязанности по противодействию преступлениям и иным правонарушениям. В отличие от общего предупреждения, которое адресовано «всем», специальное предупреждение преступлений имеет целеустремленный характер, обеспеченный изучением определенного криминогенного механизма.
Необходимо назвать индивидуальное предупреждение преступлений — деятельность по недопущению совершения конкретным лицом преступления (профилактика), предотвращению подготавливаемого преступления и пресечению покушения на преступление.
Индивидуальная профилактика представляет собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершения преступления или правонарушения, и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступления или правонарушения и изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному.
В том, что совершенствование законодательства находится в русле криминологической политики, убеждают отдельные криминогенные законы, а также интерес к лоббированию определенных законопроектов со стороны криминалитета. Для законов необходимо их криминологическое обоснование. Это предполагает проведение мониторинга криминологической обстановки в соответствующей сфере общественной жизни, в отношении которой имеется потребность правового регулирования. С другой стороны необходима прогностическая оценка возможных криминологических последствий принятия нормативного правового акта и его реализации.
Вопрос о необходимости введения института криминологической экспертизы в законотворческом процессе обсуждается криминологами и ставится перед государственной властью, начиная с конца 80-х гг. Рекомендации направлялись в Верховный Совет СССР, Президенту СССР, Президенту РФ, в Федеральное Собрание РФ.
Против криминологической экспертизы нет принципиальных возражений. Более того, о целесообразности ее проведения говорилось в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996—1997 гг. и Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999— 2000 гг. Ранее в Регламенте Верховного Совета РФ и Регламенте Государственной Думы первого созыва предусматривалось представление проекта нормативного правового акта о криминологической экспертизе и составление прогноза социальных и экономических последствий его реализации (в последующем эти требования были сняты как излишние). Разработан проект Федерального закона «О криминологической экспертизе». Однако актуальное предложение до сих пор не реализовано.
Оптимизация правоприменительной деятельности предполагает следующее: конструируя норму, необходимо предвидеть механизм ее применения: кто будет реализовывать правовое предписание, контролировать соблюдение нормативного запрета; кому адресована законодательная конструкция, какова структура (социально-демографическая, географическая, динамическая и проч.) ее адресатов; возможны ли коллизии в процессе правореализационной деятельности, в чем они могут заключаться, как их избежать; каковы предполагаемые издержки правоприменения (прежде всего экономические); какие средства целесообразно использовать для внедрения законоположения в практику.
Важным направлением оптимизации правоприменительной деятельности является совершенствование механизма подбора кадров для службы в правоохранительных органах по деловым характеристикам, а не по родственным, клановым или иным признакам. Следует исключить возможность занятия ответственной должности лицом, имеющим судимость.
Оптимизация правоприменительной деятельности достигается эффективным взаимодействием правоохранительных органов. При этом важно учитывать криминологический «фон» такого взаимодействия: возможность утечки конфиденциальной информации, «близость» тех или иных конкретных служб к определенным структурам, участвующим в незаконной деятельности.
Успешность криминологической политики во многом зависит от уровня менеджмента.
Криминологический менеджмент — это эффективное управление в сфере борьбы с преступностью и обеспечения криминологической безопасности. В нем выделяются два вида: 1) государственное и муниципальное управление и 2) управление в частном секторе. Первый вид криминологического менеджмента связан преимущественно с решением задач в сфере борьбы с преступностью, которое осуществляют компетентные государственные либо муниципальные органы. Второй вид реализует задачи обеспечения криминологической безопасности корпораций, иных предпринимательских организаций.
Заключение
Итак, Многие отечественные криминологи характеризуют преступность как всю совокупность конкретных преступлений, совершенных в определенный период времени в данном обществе или регионе. Тем самым в этом определении фиксируется основное внимание на нормативной стороне преступности. Ее нормативность состоит в том, что преступность, будучи объективной реальностью, имеет свои границы, поскольку понятие преступления и конкретные виды преступлений закреплены в их составах и описаны в уголовном законе.
Преступности, как всякому явлению объективного мира, можно дать количественную и качественную характеристики. Количественная и качественная стороны преступности в конечном счете характеризуют состояние преступности. Состояние преступности является собирательным, обобщающим показателем для оценки преступности в целом.
Подводя итоги, можно отметить, что преступность является продуктом общества, пронизывает различные его сферы и общественные отношения. В то же время она обладает собственными специфическими характеристиками и закономерностями развития как относительно самостоятельное целостное явление.
Характеристики преступности, во-первых, синхронно не изменяются с происходящими в обществе изменениями, во-вторых, автоматически не повторяют такие изменения даже через определенный период. Новые характеристики всегда являются результатом взаимодействия преступности с обществом и преломления влияния последнего через собственные специфические характеристики преступности.
Общий список литературы
1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.
2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.
3. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.
4. Кудрявцев, В.Н. Причины преступности в России: криминологический анализ / В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов. - М.: Норма, 2006. - 112 с.
5. Вдовина Т.В. Детерминация преступности: от уклоняющегося поведения к преступному // Следователь. 2005. №8.
6. Побегайло Э. Психологические детерминанты криминальной агрессии // Уголовное право. 2005. №1.
7. Антонян, Ю.М. Причины преступности в России / Ю. М. Антонян // Преступность в России: причины и перспективы. Вып. 2. - М.: ВНИИ МВД России. - 2005. - С.3-9.
8. Кудрявцев, В. Н.Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения): монография / В. Н. Кудрявцев. - М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007. - 176 с.
9. Маркин А. В. Использование результатов социологических исследований при изучении преступности: управленческий аспект / А. В. Маркин // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 1. - С. 96-98.
10. Новичков В. Особенности комплексного прогнозирования в сфере борьбы с преступностью // Уголовное право. 2005. №3.
11. Гилинский Я.И. Криминологический анализ преступности в регионе. Методология, методика, техника. СПб., 2005.
12. Кириллов Д.А. Криминологическое изучение и предупреждение преступности органами внутренних дел. М., 2004.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 324.