Ме жэтнические отношения – это не только отношения между группами (соперничество либо сотрудничество). В эту область нужно включить и отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них – от позитивных образов до предрассудков. Отношения между группами могут возникать и без непосредственного взаимодействия между ними (этнический стереотип, распространение информации посредством СМИ). Степень влияния межгрупповых отношений на отношения межличностные зависит от того, насколько
В к л ю ч е нны е в них люди воспринимают себя и других (и/или воспринимаются другими) прежде
В се го как членов какой-либо группы.
Э т ни ч ес к ая идентичность
Это составная часть с оциальной идентичности , которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической группе.
Компоненты этнической идентичности
В когнитивный компонент этнической идентичности группы входят самоназвание,
Этнодифференцирующие признаки (внешность, происхождение, язык, территория), знания о культуре группы.
А фф е к т и в ны й компонент – это отношение к собственной общности, оценка качества
С обственной группы, своего места, значимость членства в группе. Он состоит из этнических аттитюдов – эмоционально – оценочных установок (нравиться/не нравится).
Э т н оцентризм – это тенденция оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров. Формами этноцентризма является противопоставление и сопоставление.
Э т ни ч ес ки е стереотипы – упрощенные этнические образы (категории), отличающиеся высокой
С огласованностью в группе.
Ур овни и характер межэтнических отношений
В ы д е ля ю тс я два уровня межэтнических отношений — личностный и групповой. Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный, конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он в решающей степени зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности в семье, учебных заведениях, коллективах, в ходе соседского и дружеского общения.
Чр е зв ы ч айно важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные
Ин те р ес ы , осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии.
Ф е н оменологически различаются феномены межэтнической напряженности (крайняя форма –
К онфликт) терпимости и толерантности.
Ме жэтническая напряженность рассматривается как характеристика нарушения гомеостаза (равновесия) социальных систем. В соответствии с те орией социальных изменений Т.Парсонса, межгрупповая напряженность возникает в случаях изменения установившегося равновесия в балансе обмена между группами как элементами социальной системы. Это происходит сразу
же, как только одна из сторон организуется по какому-либо новому социальному признаку, например, этническому. Происходят внутрисистемные изменения и начинаются новые отношения, которым с самого начала не суждено обойтись без противоречий. В соответствии с этим положением межэтническая напряженность – это итоговое нарушение баланса взаимоотношений на всех уровнях поликультурного общества, в результате которого происходит раскол массового сознания на множество этнических идентичностей, и межэтнические отношения переструктурируются согласно новым социальным условиям. От того, насколько тесно связаны между собой подсистемы общества, зависит скорость иррадиации напряженности внутри него.
79. Место социальной психологии в системе психологического знания.
Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из
«родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая
неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.
Можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Не было четкости и относительно предмета социальной психологии: по существу были смешаны две
проблемы, или два различных понимания предмета социальной психологии. С одной стороны, социальная психология отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов; с другой стороны, предполагалось исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей и прежде всего явлений, связанных с коллективом. Те, которые принимали первую трактовку (и только ее), справедливо утверждали, что результатом перестройки всей психологии на марксистской материалистической основе должно быть превращение всей психологии в социальную. Тогда никакая особая социальная психология не требуется. Это решение хорошо согласовывалось и с критикой позиции Челпанова. Те же, кто видели вторую задачу социальной психологии — исследование поведения личности в коллективе и самих коллективов, — не смогли предложить адекватное решение проблем, используя в качестве методологических основ марксистскую философию.
Имел место перерыв в самостоятельном существовании социальной психологии в нашей стране, что не исключало реального существования отдельных исследований, являющихся по своему предмету строго социально-психологическими. Эти исследования были продиктованы потребностями об- щественной практики, прежде всего педагогической.Так, изучение вопросов коллектива было сконцентрировано в сфере педагогической науки, где работы А.С. Макаренко, А.С. Залужного имели отнюдь не только чисто педагогическое значение. Точно так же ряд проблем социальной психологии
продолжал разрабатываться в рамкахфилософии,в частности проблемы общественной психологии классов и групп.
С одной стороны, это учение Выготского о высших психических функциях, которое в значительной степени решало задачу выявления социальной детерминации психики (т.е., выражаясь языком дискуссии 20-х гг., «делало всю психологию социальной»). Доказав, что высшие психические функции (произвольное запоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волев ое действие) нельзя понять как непосредственные функции мозга, Л.С. Выготский пришел к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать корни их в общественных условиях жизни. Усвоение обществен ного опыта изменяет не
только содержаниепсихической жизни, но и создаетновые формыпсихических процессов, которые принимают вид высших психических функций, отличающих человека от животных. Таким образом, конкретные формы общественно-исторической деятельности становятся решающими для научного понимания формирования психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые свойства, включаясь в систему общественно-исторических отношений. Начав с идеи об историческомпроисхождениивысших психических функций, Выготский развил далее мысль о культурно-исторической детерминации самогопроцесса развитиявсех психических процессов. Две известные гипотезы Выготского (об опосредованном характере психических функций человека и о происхождении внутренних психических процессов их деятельности, первоначально
«интерпсихической») (Выготский, 1983. С. 145) позволяли сделать вывод, что главный механизм
развития психики — это механизм усвоения социально-исторических форм деятельности. Такая трактовка проблем общей психологии давала солидную основу для решения собственно социально- психологических проблем.
Выготский не соглашается с той точкой зрения, что дело социальной психологии - изучение психики собирательной личности. Психика отдельного лица тоже социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В этом смысле социальная психология отличается от коллективной психологии: «предмет социальной психологии — психика отдельного человека, а коллективной - личная психология в условиях коллективного проявления (например, войска, церкви)».
вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная
психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте социальной психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свести к двум
подходам: интрадисциплинарномуиинтердисциплинарному.Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскатьвнутриодной из «родительских» дисциплин илина границахмежду ними.
Как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах — вот проблема социальной психологии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует и т.д.
80. Основные социально-психологические характеристики малой группы. Психологическая теория коллектива в отечественной социальной психологии.
П од малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых
процессов.Основные характеристики малой группы:
· состав группы,
· групповая совместимость,
· социально-психологический климат,
· ценностно-личностные ориентации,
· коэффициент групповой сплоченности,
· групповые нормы
· и ценности.
Можно добавить групповую динамику, групповые структуры отношений.
Идея коллектива была разработана М акаре нко. По нему коллектив – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Наиболее полно теория представленна в статометрической концепции (деятельностном подходе) А .В .
Пе т ров с кого (в основе 2 критерия –вектор развития группы и степень опосредованности отношений внутри группы совместной деятельностью, ее целями и задачами; выд. следующие уровни развития группы:диффузная группа, просоциальная и асоциальная, корпорация, коллектив). Так же
ииследовал Уманский (параметрическая модель), идея стадий сочетается с параметрами группы:
направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическую коммуникативность.
Организационно-управленческий подход – Гришина Н.В., Пригожин А.И., Свеницкий А.Л,
Ш орохова Е.В. Тренингово-терапевтическое направление – Петровская Л.А., Емельянов Ю.Н. Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода, как это уже отмечалось, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским(стратометрическая концепция). Она выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественную значимость деятельности. Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.
В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
Параметрическая концепция, предложенная Л.И. Уманским, основанная на представлении о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями – отличительными признаками развития группы как коллектива.
В типологии Л.И. Уманского континуум групп имеет не только нулевую точку (момент создания группы), но и отрезок «отрицательной протяженности», соответствующий группам антисоциального характера. С его точки зрения, это не обязательно фиксированные антиобщественные группы (например, шайки преступников, группы тунеядцев}, но своеобразные модификации социально- позитивных групп, «угроза» для последних переродиться в социально-негативные образования. В предложенной типологии обозначены условия, при которых это может произойти (т.е. группа может уклониться от пути развития к коллективу): к этому ведут дезинтегративные процессы, возникновение особого группового эгоизма и т.д. Вторая координата в типологии Л.И. Уманского предназначена для определения меры влияния группы на личность. Типы групп:
- номинальная группа (нет межличностных отношений, совместной деятельности)
- ассоциативная группа (второй уровень развития – есть первичные межличностные отношения)
-уровень кооперации (деловые факторы на 1ом плане; уже появилась структура ролей)
- автономизация (в результате процесса автономизации – процесса сплочения группы вокруг какого- либо ядра, члена группы, где все осознают себя как «мы», имеются четкие границы – группа может стать коллективом или лжеколлективом. Лжеколлектив похож на нормальный коллектив, но он закрыт от окружающих, от общества, туда нельзя пройти.
81. Природа и структура общения. Общение как обмен информацией.
Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися
индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и
действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S S) (взаимного обмена). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек,
направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительнаяинформация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Модель коммуникативного процесса по Лассуэллу включает 5 элементов:
· Кто? (передает сообщение) – коммуникатор
· Что? (передается) – сообщение
· Как? (осуществляется передача) – канал
· Кому? (направлено сообщение) – Аудитория
· С каким эффектом? – эффективность
С уществуют три позиции коммуникатора:
· открытая– коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения;
· отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;
· закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. При
грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации.
В е р бальная коммуникацияиспользует в качестве знаковой системы человеческую речь,
естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую 2 принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачах информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
82. Природа и структура общения. Общение как взаимодействие.
О б щение - сложный процесс взаимодействия между людьми, обмене информацией, а также в
восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее -
реципиентом. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия
объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Виды взаимодействия Все виды разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают. Три основные формы взаимодействия: 1)кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи; 2) конкуренция — индивидуальная или
групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами); 3) конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
83. Природа и структура общения. Общение как восприятие людьми друг друга.
Общение –это взаимодействие между людьми, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств общения для установления взаимоотношения (Бодалев).
Общение –это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга (из
словаря под ред. Петровского). По своему назначению общение многофункционально. Рассмотрим его основные функции (Куницина, Казаринова, Погольша):
· контактная— установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
· информационная— обмен сообщениями, мнениями, решениями;
· побудительная— стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
· координационная— взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
· функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, и взаимное
понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;
· эмотивная — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а так же изменение с
его помощью своих переживаний и состояний;
· функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
· функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
Социальная перцепция– восприятие и понимание людьми друг друга, или процесс восприятия социальных объектов. Термин введен Дж. Брунером в 1947 г.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание м/у участниками этого процесса. Само взаимопонимание м.б. здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение
этих целей, мотивов, установок. Однако во всех случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, т.е. процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.
Основные отличия социальной перцепции от перцепции:
· Социальный объект активен, он сам влияет на субъект восприятия.
· Внимание в процессе С.П. концентрируется не на прохождении образа и его характеристиках, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.
· Большая слитность когнитивных эмоциональных компонентов и большая зависимость от мотивационно-целевого компонента Д.
Структура механизмов социальной перцепции:
· идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Процесс идентификации включает 3 области: объединение себя с другим или с группой на основе эмоциональной связи. (принятие норм, ценностей др. или группы как своих собственных), видение другого человека как продолжение себя самого (проекция), постановка себя на место другого (погружение в его внутреннее пространство).;
· рефлексия – процесс познания себя при общении с другим индивидуумом; глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очере дь отражается внутренний мир первого исследователя. Если индентификация позволяет встать на место другого, то рефлексия – это восприятие себя с его позиции.
· эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального «вчувствования» в его переживания.
2 Формы: сопереживание (переживание таких же чувств), сочувствие (испытывание своих чувств по
поводу чужих чувств), + содействие (отражение чувств).Виды: Когнитивная (понимание чувств без переживаний, сочувствие), эмотивная (сопереживание), предикативная или волевая (предвосхищение дальнейших событий, содействие);
· аттракция – основана на устойчивом положительном отношении к человеку. Не только понимание, но и формирование эмоционального взаимоотношения.
· стереотипизация – механизм распознавания, восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей социальной группы и пр.
· каузальная атрибуция – процесс прогнозирования изменений в поведении партнера. Три типа атрибуции: личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие); объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);
обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам). Эффекты восприятия, они же могут вызывать ошибки:
Эффект «первичности» (или «порядка) состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в
случае восприятия незнакомого человека.
Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается
более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Эффект ореола (гало-эффект) – формирование специфической установки на наблюдаемого через
направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком -то человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки (дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.
Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 205.