П р е д ст авленные этапы развития психики ребенка являются во многом схематичными и
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

условными.Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут вносить значительные изменения в представленную схему. С другой стороны, за последнее время существенные поправки в закономерности созревания (как физического, так и психического) вносит феномен так наз. акцелерации — ускорение роста и развития современных детей и подростков. Установлен о, что за последние десятилетия существенно изменились основные показатели физич. развития детей — рост, вес, окружность грудной клетки и др. Так, за последние 30 лет средний вес новорожденных увеличился на 200— 400 г,а средний рост — на 1,5—2 см.

Современные дети школьного возраста на 10—15 см выше, чем их сверстники 30—40 лет назад. Наряду с этим за последние десятилетия отмечается более раннее наступление полового созревания подростков. Период полового созревания у девочек с 12—14 до 16—18, у мальчиков — с 13—15 до

18—20 лет. Акцелерация проявляется и в отношении сроков и темпа психич. созревания современных детей. Так, за последнее время у многих детей несколько раньше формируется речь (первые слова ребенок произносит уже в 10—11 мес); в более ранние сроки происходит формирование характера ребенка, раньше созревают способности детей к обобщению, абстрактному мышлению и т. д. Вместе с тем данные свидетельствуют о том, что физич. и психич. развитие не всегда происходит равномерно и гармонично. Нередко наблюдается известное несоответствие между ускоренным физическим (в т. ч. половым) развитием и темпом созревания личности ребенка и подростка. В результате подростки, зрелые в физич. и половом отношении, в течение некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психич. инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию, стремление к немедленному удовлетворению желаний и т. п.). Это может способствовать развитию тех или иных нарушений поведения у подростков, а при отсутствии необходимых условий воспитания и обучения явиться предпосылкой неправильного формирования личности подростка.

 

57. Соотношение мышления и речи в теории Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

В 1934 году вышла книга Л.С.Выготского «Мышление и речь». В центре – проблема соотношения мышления и речи. Выготский рассматривал 2 крайние точки зрения: бихевиористов и вюрцбургской школы, а также взгляды Ж.Пиаже и В.Штерна. Пиаже: речь появляется на определенном этапе развития мышления; речь без мышления невозможна. Но речь – не особенно важна для развития мышления. Речь — лишь одна из символических функций. Пиаже открыл феномен эгоцентрической речи. Это особенность детского мышления (я в центре мира). Эгоцентрическая речь – речь, при которой ребенок разговаривает сам с собой (2-5 лет).

Н аправление развития по Пиаже: аутистическое мышление -> эгоцентрическая речь -> логическое мышление -> внешняя речь

Н аправление развития по Выготскому:практическое мышление -> эгоцентрическая речь ->

логическое мышление -> внешняя речь -> внутренняя речь.

П и аже:

1) Аутистическое мышление не логично (алогично), не подвержено общим законам логики.

2) Аутистическое мышление не чувствительно к противоречиям.

3) Аутистическое мышление тесным образом связано с эмоциями, зависит от эмоций.

4) Субъект не придерживается идеи постоянства объекта, верит в неконтактность воздействия

( волшебство). Пиаже находит признаки аутистического мышления у детей.

5) Аутистическое мышление осуществляется по своим законам (сам себе господин).

Эгоцентрическая речь – это переходный этап.

В ы готский: ребенок не аутистичен, наоборот, он изначально социален. Вся его ранняя психика развернута во внешнем плане, находится в сфере практических действий с предметами. Ребенок – практик, его психика развернута в пространстве между ним и взрослым через общение.


Н а первом этапе мышление и речь существуют раздельно как две независимые функции. Эгоцентрическая речь играет важное значение в развитии мышления. Она появляется как некоторый феномен в процессе интериоризации: внешняя речь становится внутренней речью, а внутренняя речь неразрывно связана с логическим мышлением. На определенном этапе развития мышление и речь скрещиваются: речь становится осмысленной, а мышление – речевым, и они больше не существуют раздельно, а связаны друг с другом (2-3 года). Таким образом, В ыготский считает, что только до определенного момента речь не связана с мышлением (до 2-3 лет), а затем они скрещиваются. Появление речи – когда слово отрывается от объекта, когда используются 2-хсловные выражения. От

1 г. до 2 л. речь часто сопровождается жестами, т.е. речь без предмета не существует. По Выготскому

слово — плоть мысли. Речь переводит мышление на новый уровень. Это наиболее важная психическая функция. Речь перестраивает всю психику.

В ы готский не согласен с Пиаже относительно интеллектуального эгоцентризма ребенка, но он признает существование того, что я назвал эгоцентрической речью.

1) Эгоцентризм.Пиаже говорит, что термин «познавательный эгоцентризм» был выбран неудачно.

Им он лишь хотел выразить идею, что прогресс знаний никогда не происходит путем простого добавления познанных предметов или новых уровней, как если бы более богатое знание было только дополнением уже имеющегося более бедного. Прогресс знаний требует постоянного переформулирования предыдущих точек зрения с помощью процесса, постоянно корректирующего исходные систематические ошибки и таким образом медленно продвигающегося вперед. Этот коррекционный процесс подчиняется определенному закону развития, закону децентрации. «Я использовал термин «эгоцентризм», чтобы определить изначальную неспособность децентрировать, менять данную познавательную перспективу» (*Из словаря*: Децентрация - преодоление центрации (эгоцентризма); Эгоцентризм - видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других; например, ребенку, который имеет брата, требуется усилие, чтобы понять, что его брат также имеет брата).

П ознавательный эгоцентризм рассматривается как неосознанное предпочтительное

с осредоточение или как недостаток дифференцировки точек зрения. Пиаже говорит, что при исследовании выяснилось:

· Измерение эгоцентрической речи показало, что коэффициент варьируется в зависимости от ситуации и окружения, поэтому (в противоположность моим первоначальным надеждам) этот коэффициент не является мерой интеллектуального центризма.

· Феномен эгоцентрической речи все время рассматривался в рамках собственных действий индивида. Позднее исследователи Пиаже заметили, что в действии ребенка присутствует то же, что обнаружили и в исследованиях речи.

2) Эгоцентрическая речь. П иаже выделял «плюсы» позиции Выготского:

· наблюдения об усилении эгоцентрической речи у детей, когда их деятельность затрудняется, и об

у меньшении такой речи в период, когда начинает формироваться внутренняя речь

· он предложил новые гипотезы: эгоцентрическая речь является точкой отправления для развития

внутренней речи.

Расхождения мнений: Пиаже согласен с Выготским в том, что ранняя функция языка должна быть функцией глобальной коммуникации и что позднее речь дифференцируется на эгоцентрическую и коммуникативную. Но когда Выготский утверждает, что две эти формы равно

с оциализированы и отличаются только по функциям, Пиаже не согласен с ним. Так как если ребенок

н е пытается понять различие между двумя точками зрения (индивида А и индивида В), то такое поведение будет неадаптированным с точки зрения интеллектуальной кооперации.

П иаже считает эгоцентризм главным препятствием для координации точек зрения и для

к ооперации. (Выготский этого не говорил, и с точки зрения Пиаже в этом «он не прав»). До семи лет дети не знают, как координировать правила во время игры, поэтому каждый играет для себя. Кооперация с другими (в познавательном плане) учит говорить «соответственно другим», а не просто со своей точки зрения.

П иаже указывает на тоже, что они по-разному говорят о функциях эгоцентр речи. Пиаже никогда

н е говорил о речи, которая «не имеет в виду других». Поэтому всегда признавал, что ребенок думает и говорит для других и хочет, чтобы его поняли. Конец и вывод Пиаже:Единственно разумное значение эгоцентризма: недостаток децентрации, неумение изменять умственную перспективу как в социальных отношениях, так и а других. Однако существует кооперация с


opyZUMU (6 n03HaBame!lbHOM n!laHe), KOmopa5l y<um HaC ZOBOpumb  <<COOmBemcmBeHHO opyzUM!!, a He

npocmo c HaUleU co6cmaeHHoii motJKU 3peHU5l.


Вопросы по дисциплине «Социальная психология»

 

58. Объект, предмет и задачи социальной психологии.

Социальная психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности

возникновения и функционирования общественно-психологических явлений1, которые выступают результатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Предмет – социально – психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Объект – конкретные социальные общности(группы) или отдельные их представители(люди).

Задачи социальной психологии как науки.Социальная психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

изучение: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей; б)

соотношения между его компонентами; в) влияния последних на развитие и жизнь общества; всестороннее осмысление и обобщение данных об: а) источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов: б) воздействии этих факторов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей; исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;

выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных условиях;

социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятельность; всеобъемлющее изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее

социализации в различных общественных условиях;

осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов,

возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней; исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-пове- денческих особенностей людей, являющихся их членами;

выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-

психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;

всестороннее изучение социально-психологических особенностей политической жизни и политической деятельности людей, своеобразия трансформации психики человека и групп людей, оказавшихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе;

исследование массовидных социально-психологических явлений и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях; прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических законов и механизмов.

59. Вербальное и невербальное общение.

Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах

(словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека . Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час1.

Вербальные коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека. Невербальная коммуникация– это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система1.


Невербальная коммуникация выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики,жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Следует отметить, что невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных

средств. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как

известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.

 

60. Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов. Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях.

Под конфликтом (conflictus (лат.) – столкновение) в социальной психологии понимается столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия (Социальная психология. Словарь, 2005). Структура любой проблемной ситуации, как правило, рассматривается в плане статики и динамики ее конфликтного развития. Так, описывая структуру конфликта, Л.А.Петровская выделяет следующие основные понятия: конфликтующие стороны (конфликтанты, участники), условия его протекания, образы конфликтной ситуации, конфликтные действия сторон, возможные исходыэтих действий (Л.А.Петровская, с. 126). Часто конфликтные стороны называются оппонентами.

Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе

взаимодействия сторон (Анцупов, Шипилов).

Тр е х в е к т орная модель конфликта: Противоречие, появляющееся в процессе взаимодействия.

Противоборство – попытка изменить параметры объекта взаимодействия или сохранить свои (может быть неконфликтно). Острое негативное переживание – конфликт начинается, когда мы выходит из- под самоконтроля.

Среди причин конфликта выделяют субъективные и объективные. Интерес психологов привлекают субъективные причины.

С т р уктура конфликтной ситуации:

· объект конфликта – та или иная материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента.

· предмет конфликта – объективно существующая или мыслимая проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт

· оппоненты

· у каждого оппонента: мотив, стратегия и тактика поведения, группа поддержки

· третьи лица

· макро- и микросреда

Под внутриличностным конфликтом понимается острое негативное переживание, вызванное

затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи личности с внешней средой и задерживающее принятие решения.

Ф ункции конфликта- его влияние на внешнюю среду и свои подсистемы. Они характеризуют

динамику конфликта. По направленности выделяют конструктивные и деструктивные функции; по сфере действия - внешние и внутренние. Основные функции конфликта связаны с его влиянием на противоречие, конфликт породившее; настроения; взаимоотношения; эффективность индивидуальной деятельности оппонентов; эффективность совместной деятельности группы; взаимоотношения в группе; внешнюю микро- и макросреду и др.

Конструктивные функции(разрядка напряженной ситуации или антагонист, «коммуникативно- информационная», стимулятор социальных изменений, вскрытие противоположных интересов и как результат – развитие,содействие в переоценке прежних ценностей) и деструктивныефункции (плохое состояние духа, уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций, увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения


общения, рост взаимной неприязни и ненависти, придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы, закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем и т.д. ).

Тип ология конфликтов:Согласно общей теории конфликтов Боулдинга:

1. конфликты между индивидуумами;

2. пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;

3. экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами;

4. конфликты между гомогенными организациями (например, государствами);

5. конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью);

6. конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье);

7. конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и

государством);

8. конфликты между группой и организацией.

Критерии выделения конфликтов:

· по сфере действия: социальный, экономический, политический, культурный и т.п. конфликт;

· по характеру субъектности: внутриличностный, межличностный, межгрупповой,

межнациональный, межгосударственный конфликт;

· по степени напряженности: слабый, средний, сильный конфликт;

· по способу поведения или характеру протекания: пассивный, активный конфликт.

 

61. Социальное восприятия и социальное познание.

Типовые шаблоны человеческого восприятия и, в свою очередь, проявление субъективных суждений индивидуума представляют собой эффекты человеческого восприятия.

Стоит отметить, что особенности социального восприятия включает в себя структурность, осмысленность, предметность, целостность и избирательность.

Итак, социальное восприятие во многом зависит от личностных качеств самого человека. Его отношение к окружающему миру будет отражать его внутреннее отношение к самому себе. Социально-психологический «разрез» проблемы социального познания означает как минимум

д в а фокуса в ее исследовании. Во-первых, равномерное внимание как анализу социальной обусловленностипроцесса познания (что, как мы видели, было характерно для многих предшествующих теорий и концепций), так и анализу самого процесса познания социальных объектов (т.е. тому, как человек «работает» с социальной информацией).

Во-вторых, и это другая сторона социально-психологического подхода, — внимание тому, как познает социальный мир обыденный человек. Для последнего особенно актуальным становится, по мысли П. Бергераи Т. Лукмана, познание им повседневной жизни. Термин, уп отребляемый этими социологами, означает, что обыденное знание есть знание особого рода: авторы называют его дотеоретическим знанием. Оно включает в себя «совокупность правил поведения, моральных принципов и предписаний, пословицы и поговорки, ценности и ве рования и тому подобное, для теоретической интеграции которых нужны значительные интеллектуальные усилия...» [18, с. 109]. Иными словами, это сумма того, «что каждый знает о социальном мире», причем «рецепты» поведения, основанного на таком знании, передаются из поколения в поколение. Знания о повседневной жизни обладают двумя важными особенностями.

Во-первых, человек неизбежно оказывается как бы перед двумя реальностями: «Рядовые члены общества в их субъективном осмыслении поведения не только считают мир повседневной жизни само собой разумеющейся реальностью. Это мир, создающийся в их мыслях и действиях, который переживается ими в качестве Реального (выделено мной. —Г. А.).Специфика познания обыденным человеком этого реального мира и должна быть исследована особо.

Во-вторых, если речь идет о том, что и так «все знают», очевидно, что такое знание должно быть обязательно разделенным: не только каждый субъект обладает им, но и другие способны принять некоторый общий строй размышлений, представлений, соображений о предметах и процессах реальности повседневной жизни. Люди живут в общем мире, и поэтому реальность повседневной жизни неизбежно носит интерсубъективный характер. Отсюда вывод об огромной роли языка в познании повседневной реальности: ее элементы должны быть обозначены, притом так, чтобы, несмотря на субъективное происхождение знаков, значения их были бы доступны пониманию и других участников реальной жизни. Процесс, который может обеспечить такую ситуацию, это


процесс коммуникации, изучение которого и выступает одной из важнейших задач социальной психологии.

Таким образом, в отличие от анализа научного познания социального мира, что есть задача практически всех наук об обществе, здесь вопрос стоит не о том, как надо познавать окружающий человека социальный мир, а о том, как обыденный человек практически это делает в повседневной жизни. Конечно, важным при этом является и сопоставление научного и обыденного познания: такое сопоставление может быть полезно и тому и другому. Если верно утверждение когнитивной психологии о том, что новое знание о мире делает человека менее подверженным манипуляциям и контролю, позволяет увидеть больше альтернативных возможностей действия, то очевидна еще большая полезность таких знаний о мире социальном. Понятно, почему, несмот ря на «древность» проблемы, XX в. дал всплеск интереса к ней. Развитие массовых движений, бурный темп социальных изменений, развитие средств массовой информации требуют от человека не только лучшей

адаптации к социуму, оптимизации деятельности в нем, но и лучшего понимания того, как соотносятся наши знания о мире с изменениями в нем. Своеобразной «подготовкой» к такого рода анализу явилась разработка целого ряда проблем в социальной психологии. Можно выделить три предметные области социальной психологии, которые непосредственно предшествуют созданию особого предмета «психологии социального познания»: социальная перцепция (в частности, межличностное восприятие), теории когнитивного соответствия и исследования атрибутивных процессов. Рассмотрим каждую из этих областей подробно

 

62. Социальная установка (аттитюд): структура и функции.

У ст ановка (set с англ.) (по Узнадзе) является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. У. в контексте концепции Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

Для дальнейшего выяснений специфики социальной установки в системе соц.-психх.знания можно

осуществить, рассмотрев это понятие не в системе общей психологии, а соц.псих.

Традиция изучения соц.уст. сложилась в зап. Соц.псих. и социологии. И использовался для этого термин аттитюд («калька» с англ.). Это оговорка вводится потому, что для термина установка (Узнадзе) в англ.языке обозначается как set. Очень важно отметить, что изучение аттитюдов совершенно самостоятельная линия исследований, превратившихся в одну из самых разработанных областей соц.псих. Томас, Знанецкий впервые ввели в социально-психологическую терминологию понятие аттитюда, как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой соц.ценности».

После открытия аттитюда начался своеобразный бум в его исследовании. Было насчитано Олпортом

17 дефиниций этого понятия. В окончательном виде, аттитюд понимался как: 1 – определенное состояние сознания и нервной системы; 2 – выражающее готовность к реакции; 3 – организованное; 4

– на основе предшествующего опыта; 5 – оказывающее направляющее и динамическое влияние на

поведение.

Ф ункции аттитюда:

1. Приспособительская(инструментально-утилитарная). Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат удовлетворению его потребностей. Способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потерь, т.к. поддержка определенных социальных установок дает заслужить одобрение др.людей. Способствует идентификации человека с группой или наоборот приводят себя к противоположной группе.

2. Функция организации знаний. Аттитюд упрощает задачу изучения новой информации. С его помощью можно оценить поступающую информацию и соотнести с имеющимися у человека личностными образами (цели, мотивы, ценности)

3. Функция в ыражения ценности(самореализация). Аттитюды дают возможность выразить человеку то, что важнее для него и соответствующим образом организовать свое поведение. Действуя в соответствии с ат-ми, человек реализует себя в отношении социальных объектов, и это помогает ему самоопределиться.


4. Функция эго-защиты. Аттитюды способствуют разрешению внутренних конфликтов личности. Ат-ды защищают от неприятной информации о самих себе и др.значимых соц. объектов.

Все эти функции ат-д способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.

С т руктура аттитюда ( С мит, 1942):

1. Когнитивный компонент - это разнообразные знания субъекта о предмете его ат-да

2. Эмоциональный - эмоциональная оценка данного предмета

3. Поведенческий. Имеется в виду не только реализованное поведение, но и намеренное. Это программа действий, касающихся данного предмета.

Все компоненты связаны, образуют установочную систему.

 

63. Малая группа: типология, структура, условия образования, уровни развития.

М алая социальная группа это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Основные акты жизнедеятельности человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества. Психологическая общность.Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования, — психологическая общность (совместимость).

О с н о в ны ми критериями феномена психологической общности группы выступают:

· явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, ценностных ориентаций и социальных установок);

· идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, единства

с ней – чувство «мы»);

· осознание членами группы имеющегося сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий

(в том числе психологических) своей группы от других; наличие социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Количественные границы. За «нижнюю границу» размеров малой группы большинство специалистов принимают 3 человека (триада). Это связанно с тем, что в группе из двух человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены в случае отсутствия согласия, единства членов диады. Поэтому группу из 2 человек можно рассматривать как специфическую разновидность малой группы.

«Верхняя граница» малой группы определяется не столько количественными характеристиками, сколько качественными характеристиками, основной из которых является контактность, т.е. возможность каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими ее представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.

Тип ология.Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо.

Ф ормальными называются группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е определяются формальными или официальными предписаниями. К формальным малым группам относятся прежде всего первичные коллективы подразделений

социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.). Они создаются обществом для удовлетворения общественных потребностей.

Н е ф ормальные малые группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей, прежде всего – в общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются механизмами их образования и характером межличностных взаимоотношений. Деление на формальные и неформальные группы достаточно условно, т.к. могут возникать и функционировать в рамках друг друга.


П о времени существования. Принято выделять группы временные и постоянные. Этот признак важен с психологической точки зрения, т.к. устойчивость контактов в группе – важный фактор формирования ее психологических характеристик.

Р е ф е р е н т н ость малой группы – значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида.

Основными функциями референтной группы являются сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми их в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям). Основными параметрами малой группы являются композиция и структура группы. Композиция – это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее

характеристики как целого. Наиболее часто выделяют и указываются соотношения членов группы по таким особенностям, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.

С т руктура группы – это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.

У с л овия образования

Группообразование – это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую

группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий.

· Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи. Для организации обычно требуется специальное помещение, где возможно выполнение совместной работы.

· Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и

неофициальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности.

· Время взаимодействия. Установление прочных контактов и трудовых связей не происходит

мгновенно. Необходимо определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.

Чи с л е нн ость группы.Количество членов группы является важной переменной, оказывающей влияние на групповое поведение. В социальной психологии установлено, что эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть либо

слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы – 2-3 человека, максимальная – от 25 до 40 человек. Сложность вызывает определение оптимальной численности.

Ф а з ы развития малой группы.В процессе своего развития малая группа проходит ряд фаз, начиная от своего образования и оканчивая оформлением в зрелую социальную ячейку. В социальной психологии развитие малой группы ассоциируется с термином «Динамический процесс» или

«групповая динамика». Причем, если изначально (К. Левин, 1939. Эксперименты в социальном пространстве. «Гарвардское педагогическое обозрение») под групповой динамикой понимались исследования положительных и отрицательных сил, контролирующих поведение группы, то в современном толковании это развитие группы во времени с описанием изменений ее важнейших универсальных характеристик.

Будем исходить из классификации развития Л. И. Уманского:

· группа-конгломерат – часто случайное ассоциирование людей по формальным признакам. Такое

социальное образование еще не осознает единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы). Часто такое формальное объединение людей (например в сборную туристическую группу) распадается сразу после завершени я формального повода их объединения.

· группа-ассоциация, имеющая общую цель. При этом, все остальные признаки (иерархия –

организационная структура, подготовленность, эмоционально-психологическое единство) отсутствуют. Для этой фазы характерно формирование у членов группы чувства принадлежности к некой ассоциации людей, объединенных общей целью. Часто существование группы -ассоциации прекращается сразу после того, как цель достигнута (например объединение обманутых вкладчиков)

· группа-кооперация – характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта

и подготовленности. На этой фазе у членов группы возникает необходимость ориентации в групповых задачах и в распределении групповых ролей.


· Автономная группа это группа-корпорация, которую выше кооперации ставит наличие организационной структуры (иерархии) и психологического единства (такую группу также называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);

· к оллектив– группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем организованности, единством целей,

норм и принципов. Здесь для членов группы характерно возникновение желания устанавливать неформальные отношения с другими участниками коллектива

· гомфотерный («сбитый») коллектив – в котором ко всем прочим качествам добавляется

психофизиологическая совместимость его членов (например, экипаж космического корабля). Участники группы устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться, друг с другом, при этом (если это, например, производственный коллектив) ее непосредственные цели и задачи отступают на второй план.

 

64. Массовые психические явления: общественное мнение, массовое настроение, слухи, мода, паника.

 

М ассовые явления психики — это феномены, характеризующие большие социальные группы (массы и толпы) людей. Массовое (или общественное) мнение определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по какому-либо вопросу. Для его формирования требуется фаза осмысления, и создания социального стереотипа. Оно практически никогда не бывает единым. Является объектом социальной манипуляции на бытийном и бытовом уровнях.

М ассовое настроение определяется в отличие от мнения, как эмоционально-чувственная

компонента реакции масс на некое событие или явление. В этом смысле настроение более изменчиво и менее подчинено рациональным критериям. Может возникать почти мгновенно. Еще в бОльшей степени является объектом социальной манипуляции на бытийном и бытовом уровнях.

Сл ухи.Под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не

подтвержденную информацию, распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста, то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.

М одакак массовидное явление психики представляет собой то, что в данный момент времени

пользуется наибольшей популярностью среди масс людей (это касается и мыслей, идей, произведений литературы или искусства, всего того, что со временем изменяется и может на некоторое время стать популярным среди масс населения).

М ода как массовидное явление психики выполняла и продолжает выполнять важные социальные функции:

· выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей;

· дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям;

· облегчение поиска себе подобных среди масс людей;

· привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;

· повышение уровня самосознания и удовлетворенности собой;

· обновление и развитие культуры.

Всякая мода — это всегда новое и, как правило, более совершенное, чем старое. Соответственно,

переход от одной моды к другой может означать психологическое обновление и совершенствован ие. Появление новой моды в обществе — это, соответственно, признак его развития.

Влияние моды на психологию масс в большинстве случаев является положительным и может

проявляться в следующем: улучшение массового настроения; повышение удовлетворенности масс людей; возникновение в сознании масс людей представления о том, что они развиваются; облегчение общения людей; предупреждение и устранение возможных межличностных конфликтов.

Мода, как и слухи, непостоянна, имеет циклический характер. Здесь можно отметить моменты ее возникновения, признания массами, распространения и заката. На каждом из этих этапов проявляются определенные закономерности, и в движении моды по указанным этапам ее цикла могут принимать участие различные люди с закрепленными за ними специфическими функциями. Паника.Одним из наиболее заметных и политически важных видов массового поведения толпы является паника — эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо, напротив, как следствие ее


избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Соответственно, на основе паники возникают панические толпы со специфическим поведением.

В общепринятом смысле под «паникой» как раз и понимают массовое паническое поведение. Об этом напоминает и происхождение термина: слово «паника», почти идентичное во многих языках, происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад.

К условиям возникновения паники относятся следующие.

· Ситуационные условия. Вероятность развития массовых панических настроений и панических действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации. Когда люди ожидают каких-то событий, они становятся особенно восприимчивыми ко всякого рода пугающей информации.

· Физиологические условия. Усталость, голод, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание и т. п. ослабляют людей не только физически, но и психически, снижают их способность быстро и правильно оценить положение дел, делают их более восприимчивыми к эмоциональному заражению и, за счет этого, снижают пороги воздействия заразительности, повышая вероятность возникновения массовой паники.

· Психологические условия. К ним относятся неожиданность пугающего события, сильное психическое возбуждение, крайнее удивление, испуг.

· Идеологические и политика-психологические условия. Сюда относятся нечеткое осознание людьми общих целей, отсутствие эффективного управления и, как следствие, недостаточная сплоченность

группы. Реальная практика, а также многочисленные экспериментальные исследования показали, что

от этой группы условий в значительной мере зависит, сохранит ли общность целостность, единство действий в экстремальной ситуации или распадется на панический человеческий конгломерат, отличающийся необычным, вплоть до эксцентричного, поведением каждого, разрушением общих ценностей и норм деятельности ради индивидуального спасения. Многочисленные эксперименты американских исследователей показали, что в неосознающих общность целей, слабо сплоченных и структурированных группах паника провоцируется минимальной опасностью (например, даже опасностью потерять несколько долларов или получить слабый удар током). Напротив, ситуации естественного эксперимента (войны, боевые действия) демонстрируют высокие уровни сплоченности специально подготовленных, тренированных и объединенных общими ценностями (например, патриотизм) и нормами общностей людей.

Возникновение и развитие паники в большинстве описанных случаев связано с действием шокирующего стимула, отличающегося чем-то заведомо необычным (например, сирена, возвещающая начало воздушной тревоги). Частым поводом для паники являются слухи. Известно, например, что летом 1917 г. в России выдался один из самых обильных урожаев. Тем не менее уже осенью в стране разразился голод. Ему способствовала массовая паника, которую вызвали слухи о предстоящем голоде, она буквально опустошила прилавки, амбары и закрома.

 

65. Групповые эффекты: влияние меньшинства, подражание, групповой фаворитизм.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, через которые осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной деятельности.

В л и я ни е меньшинства стали предметом исследования С.Московичи и его сотрудников. В этих экспериментах испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определять цвет и интенсивность окраски проецируемых на экран диапозитивов. Двое членов группы («подставные лица») в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым. По результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки остальных членов группы, В группе «неосведомленных испытуемых» было зафиксировано 8% ответов, совпадающих с оценками «подставной группы» (в контрольных группах ошибок в оценке цвета практически не наблюдалось). Кроме того, в последующих тестах, когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, в экспериментальной группе испытуемые чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством. При этом наиболее часто отмечали зеленый цвет те испытуемые, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению меньшинства.

По мнению С. Московичи, полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не


осознаваться представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее. К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся:

· последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством,

· уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний,

· появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства, т.н. отступников.

М.Дойч и Г.Джерард, сравнивая психологические механизмы влияния большинства и меньшинства, обозначили их как два различных вида влияния: нормативное (когда мнение большинства воспринимается индивидом как групповая норма) и информационное (когда мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).

П одражание один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового

взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении

такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой

костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу,

согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

Знаменитый эксперимент Аша, проведенный в середине ХХ века и неоднократно воспроизводимый в последствии, доказал конформистскую природу большинства взрослого населения земного шара. Согласно этому эксперименту порядка 75% процентов вполне социализированных граждан, готовы изменить свое мнение, подражая большинству, осознавая при этом, что большинство заблуждается. Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

· эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень

значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;

· групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с

деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;

· членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;

· члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально- психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы

 

66. Проблема лидерства в социальной психологии.

Л и д е р ст в о — в психологии процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели. Объяснение лидерства нашло отражение в нескольких теориях: ситуациональной, функциональной, поведенческой и других, а также интегральной теории лидерства.

П р е д п осылки лидерства.Первые признаки лидерства наблюдаются в животном мире. Для социальных животных характерно выделение из общей среды лидера (вожака), функцией которого становится поддержание внутренней иерархии при собственном доминирующем положении. Вожак


получает преимущества — приоритетный доступ к ресурсам, но одновременно и несёт бремя неудобств, в первую очередь связанных с защитой своего статуса

Вопросы психологии руководства и лидерства с давних пор привлекают внимание людей. Что делает человека лидером? Как им стать? Эти вопросы не первое столетие интересуют ученых. Существует теория великих людей, которая заключается в том, что личность, которая обладает определенным комплектом характерных черт, будет отличным лидером, независимо от ситуации, в которой человек находится.

С т и л и лидерства.Кроме этого, в традиционной социальной психологии поднимается вопрос именно о стиле лидерства. В двадцатом веке ученый К. Левин провел классический эксперимент, который впоследствии позволил выделить три главных стиля лидерства.

Предлагаем вашему вниманию каждый из них:

· Директивный, он же авторитарный стиль. Он включает в себя короткие распоряжения делового характера, ограниченность, отсутствие снисхождения. Четкий язык и указания, требовательность. Отсутствие эмоций в рабочие моменты. План работы заранее определяется в полном объеме, при этом позиция лидера не обсуждается и находится вне группы. При составлении плана работы ставятся лишь непосредственные конкретные цели. В любом случае голос руководителя будет решающим.

· Коллегиальный (демократический) стиль. Он в корне отличается от авторитарного стиля. Инструкции поступают в форме предложений, общение носит преимущественно товарищеский тон. Использование метода «кнута и пряника» - похвала и порицание с советами. Лидер преподносит свою позицию внутри группы. Все мероприятия также планируются внутри группы, и все участники отвечают за реализацию проектов, все стороны работы выносятся на общее обсуждение.

· И, наконец, стиль попустительский. Говоря языком обывателя – разрешительный, либеральный. Позиция руководителя незаметно отстранена от всей группы, дела идут, словно само собой. От лидера участники группы не получают заданий и указаний, весь рабочий процесс состоит из интересов отдельных членов группы.

Демократический стиль работы считается наиболее эффективным из этих способов руководства. Такую позицию занимают многие специалисты, работающие в сфере управления. Задачей руководителя при использовании демократического стиля лидерства является совершенствование собственного стиля управления, чтобы сделать его как можно более коллегиальным.

П р облема лидерства в психологии.Интересной для изучения является проблема лидерства в

психологии. В любом коллективе, независимо от желания руководства, появляются неформальные небольшие группы. Если вдруг такой «коллектив в коллективе» начинает влиять на общественное мнение всего остального коллектива, то эта группа будет называться эталонной.

Необходимость в появлении цели и организации трудовой деятельности, в конечном итоге приводит к возникновению лидер. Это свойственно всем группам, которые состоят из трех и более человек. В психологии выявляется три типа лидеров - это лидер в узком смысле, вожак и ситуативный лидер. Вожак. Это член группы, обладающий наибольшим авторитетом, который умеет убеждать и внушать. На других членов своей группы он легко может повлиять взглядом, жестом или словом. Вожак должен обладать следующими качествами: это физическая активность, энергичность и

хорошее здоровье. Уверенность в себе и своих возможностях, авторитет, стремление добиться успеха

в любом начинании. Вожак должен быть умным, обладать хорошей интуицией и иметь творческое начало. Также важно обладание коммуникативными навыками, умение находить с людьми общий язык и идти на контакт.

Л и д е р в узком понимании. Он гораздо менее авторитетен, нежели вожак. Он часто ставит себя в пример, побуждает «делать, как я». Он оказывает влияние лишь на часть группы.

Ну и, наконец, с итуативный лидер. Такой человек обладает определенными личностными качествами, которые могут пригодиться в конкретной, определенной ситуации – например, организация какого-либо мероприятия.

 

67. Перспективы и направления развития современной социальной психологии.

Острота психологических проблем, вызванных развитием современного российского общества,

сопровождается возрастанием востребованности результатов социально-психологических исследований, что в целом побуждает развитие отечественной социальной психологии, причем по самым разным научным направлениям и проблемам.


Наряду с основными научными направлениями, ставшими широко известными и классическими, новые, формирующиеся в своей совокупности, составляют важнейший специфицирующий признак любой отрасли науки, в том числе и социальной психологии. Ниже будет приведен ряд становящихся научных направлений, по которому целесообразно сделать несколько объясняющих его комментариев. Во-первых, новые научные направления выделены лишь на примере современных социально-психологических исследований, ведущихся в лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН, не ставя при этом более общую задачу проанализировать состояние новых направлений во всей российской социальной психологии. Однако и данный конкретный пример развития исследований в академическом психологическом центре, по нашему мнению, является показательным для понимания движения современной социальной психологии как отрасли психологической науки в России. Во-вторых, предложенный ряд новых научных направлений

должен быть дополнен еще и теми, которые были сформулированы в последние пять-семь лет. К категории таких направлений относятся исследования социально-психологической зрелости, разных видов (экономического и нравственного) самоопределения личности и группы в новой социальной среде, экономической социализации личности в периоды интенсивного ее формирования, психологии больших социальных групп как субъектов и т. д. — все они как научные направления активно становятся в настоящее время. В-третьих, представленные ниже научные направления находятся в принципиально разных состояниях своей разработанности: от теоретического обоснования заявки на исследование до первых обобщений результатов уже выполненных конкретных исследований и т. п.

Таким образом, новыми научными направлениями социально-психологических исследований в

настоящее время являются следующие:

· социально-психологические процессы (механизмы) изменения культурных норм;

· исследование особенностей дистинк-тивного социального поведения личности и группы;

· социально-психологические аспекты изучения культурной травмы;

· исследование коллективной памяти с позиций конструкционизма;

· психологические исследования межличностного, межгруппового и организационного доверия и недоверия;

· нравственно-психологические детерминанты социального и экономического поведения личности и группы;

· исследование социально-психологического пространства личности и группы;

· социально-психологические проблемы управления, в том числе обмена знаниями в организации;

· социальная психология времени (отношение личности и группы к времени);

· социально-психологические исследования терроризма и др.

Этот ряд объединяет перспективность поставленных проблем и заявленных направлений исследования в социальной психологии.

Развитие представлений о месте СП в системе наук характерно для всей ее истории: возникнув на границах психологической науки и социологии, она и в настоящее время рассматривается как междисциплинарная отрасль знания, причем развивающаяся на разных уровнях ее интеграции с

другими отраслями психологии и смежными науками. При этом СП всегда представлялась в виде двухслойного образования, дошедшего до нашего времени. Примерами его обозначения могут служить следующие точки зрения:

· социологическая социальная психология и психологическая социальная психология (Г. М.

Андреева);

· социальная психология и социальная психология (Л. И. Уманский);

· психосоциология и социопсихология (А. К. Уледов);

· психологическая социология и социологическая психология (И. С. Кон).

За последние два десятилетия возникли и стали обсуждаться еще две пары обозначений

аналогичного двухслойного строения СП: микросоциальная и макросоциальная психология, а также социальная и социальная психология.

Наиболее интенсивно развиваются связи СП, составляющие ее внутрипсихологическую

междисциплинарность, с психологией личности, труда и управления, педагогической психологией, психолингвистикой и др. — это реализовавшиеся и ставшие традиционными связи в процессе развития СП, так как уже состоялись в качестве соответствующих отраслей социальная психология личности, социальная психология труда и управления, социально-педагогическая психология, социопсихолингвистика и др.


П е р с п е к т и в ы развития внутрипсихологических связей СП состоят прежде всего в связях с неочевидными отраслями, например с психофизикой (изучением восприятия естественной, в том числе социальной, среды должна заниматься социальная психофизика), психофизиологией (изучение состояний под воздействием социальных факторов — социальная психофизиология) и т. п.

Важно напомнить также, что СП обладает и внепсихологическим междисциплинарным статусом, являясь отраслью (и специальностью) в системе социологической науки, по аналогии с другими психологическими отраслями: клинической и инженерной психологией, а также психофизиологией. Дополнительно к перечисленным отраслям наблюдается выраженная тенденция приобретения внепсихологического статуса экономической психологией (в виде поведенческой экономики) в системе экономических наук. Фактически социальная психология сегодня входит в пятерку отраслей психологической науки с высокой междисциплинарной востребованностью (или релевантностью).

В настоящее время активно развиваются также связи СП с другими непсихологическими науками, составляющие ее внешнепсихологическую междисциплинарность. Во взаимодействии с социогуманитарными науками СП фактически представляет не только себя, но и психологическую науку в целом, а в результате такого взаимодействия интенсивно развиваются соответствующие отрасли психологии: этническая и кросс-культурная, политическая и юридическая, экономическая и организационная (включая психологию управления), историческая психология и психолингвистика (прежде всего психология дискурса), психология искусства и др. Особая роль СП в системе современного социогуманитарного знания состоит в выполнении интегрирующей (связующей, объединяющей, посреднической и т. п.) функции.

Этот процесс имеет выраженные перспективы, связанные с дальнейшим формированием этической

психологии (или психологии нравственности), региональной психологии и психологии культуры на соответствующих границах психологической науки с этикой, регионалистикой (или регио- новедением) и культурологией. В зонах пересечения предметных «полей» психологии и самых разных социогуманитарных наук реально развивается сложнейшая система психологических отраслей знания. Для ее обозначения целесообразно ввести новый термин, например психосоциальные отрасли. Это необходимо сделать еще и для того, чтобы за термином «социальная психология» сохранить его традиционное содержание, а за социальной психологией — привычное место в системе наук, пограничное между психологией и социологией. Однако это лишь один из возможных вариантов решения важнейшего теоретического вопроса, который пока остается явно дискуссионным.

 

68. Восприятие и понимание людьми друг друга.

в осприятие человека человеком (англ. interpersonal perception) — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Син. межличностное восприятие. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением.

С оциальная перцепция восприятие и понимание людьми друг друга, или процесс восприятия

социальных объектов. Термин введен Дж. Брунером в 1947 г.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание м/у участниками этого процесса. Само взаимопонимание м.б. здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако во всех случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, т.е. процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.

Основные отличия социальной перцепции от перцепции:

· Социальный объект активен, он сам влияет на субъект восприятия.

· Внимание в процессе С.П. концентрируется не на прохождении образа и его характеристиках, а на

смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.

· Большая слитность когнитивных эмоциональных компонентов и большая зависимость от мотивационно-целевого компонента Д.

С т р уктура механизмов социальной перцепции:

· идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним.

Процесс идентификации включает 3 области: объединение себя с другим или с группой на основе эмоциональной связи. (принятие норм, ценностей др. или группы как своих собственных), видение


д ругого человека как продолжение себя самого (проекция), постановка себя на место другого (погружение в его внутреннее пространство).;

· рефлексия процесс познания себя при общении с другим индивидуумом; глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя. Если индентификация позволяет встать на место другого, то рефлексия – это восприятие себя с его позиции.

· эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального «вчувствования» в его переживания.

2 Формы: сопереживание(переживание таких же чувств), сочувствие (испытывание своих чувств по

поводу чужих чувств), + содействие (отражение чувств).Виды: Когнитивная (понимание чувств без переживаний, сочувствие), эмотивная (сопереживание), предикативная или

волевая (предвосхищение дальнейших событий, содействие);

· аттракция – основана на устойчивом положительном отношении к человеку. Не только понимание, но и формирование эмоционального взаимоотношения.

· с тереотипизация – механизм распознавания, восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей социальной группы и пр.

· каузальная атрибуция процесс прогнозирования изменений в поведении партнера. Три типа атрибуции: личностнаяатрибуция (причина приписывается человеку, совершающему

действие); объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен

поступок); обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

Э фф е к т ы восприятия, они же могут вызывать ошибки:

Э фф е к т «первичности» (или «порядка) состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, восп ринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Э фф е к т новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается

более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Э фф е к т ореола (гало-эффект) – формирование специфической установки на наблюдаемого через

направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком -то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки (дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Э фф е к т или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.).

 

 

69. Методы социально-психологических исследований.

 

Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.

С уществует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:

1) методы эмпирического исследования;

2) методы моделирования;

3) управленческо-воспитательные методы.


Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.

Н аблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой

преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы

И з учение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен

анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый

прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.

О пр ос— представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).

Мет од анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой. Интервьюирование— метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов,

заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

Т ес т — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально- психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все

методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Э к с п е ри мент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной

психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и


ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.

Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.

 

70. Социализация как условие и процесс психического развития личности.

 

С оциализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

В системе отечественной психологии употребляется еще 2 термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "Социализация" (С.): "Развитие" и "воспитани е".

По объему понятия "развитие личности" и "С." в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации.

Термин "воспитание" употребляется в нашей литературе в двух значениях - в узком и широком

смысле слова. В узком смысле слова термин "воспитание" означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса В широком субъектом воспитательного процесса может выступать и все общество, и, "вся жизнь".

Если это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

В ы д е ля ю тс я 3 сферы социализации:деятельность, общение,самосознание.

Так же в социализации можно выделить 3 основные стадии (Андреенкова, Гилинский).:

· дотрудовую,

· трудовую

· послетрудовую


















Дата: 2019-07-24, просмотров: 328.