И н ст и т уты социализации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

На дотрудовой стадии С. такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в т.ч. половые роли, освоение черт маскулинности и феминности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа -Я". Во второмпериоде ранней стадии С. основным институтом является школа. Школа обеспечивает

систематическое образование - важнейший элемент социализации. Очень важен акцент на проблеме

старших возрастов (юности). С точки зрения С. это чрезвычайно важный период в становлении личности, период "ролевого моратория", т.к. он связан с постоянным осуществлением выбора (профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д.). Что касается институтов на трудовой стадии социализации, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии с. является вопрос о ее институтах. Согласно классификации, предложенной А.В. Мудриком, выделяются три группы факторов социализации: 1) макрофакторы (Космос, планета, мир, страна, общество, государство); 2) мезофакторы (этнос; место и тип поселения - регион, село, город, поселок; средства массовой


коммуникации - радио, телевидение, газеты и др.); 3) микрофакторы, (семья, группы сверстников, учебные, профессиональные).

В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью.

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное п отребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах.

Интеграция - т ретья стадияразвития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.

 

71. Социально-психологические феномены: феномены конформизма и нонконформизма.

Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы

на мнения и поведение человека.

Н ормативное влияние характеризуется: принятием мнения большинства в качестве групповой

нормы; зависимостью от группы; стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы.

Ин ф ормационному влиянию присуще влияние других членов группы как источника информации,

важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Феномен группового давления получил в социальной психологии название «феномена

к онформизма».

К онформизм (от лат. conformis — "подобный") — это изменение мнений, установок и/или поведения в результате реального или мнимого давления группы. Считается, что конформизм обусловлен двумя основными причинами:

· Социальным воздействием – конформизм вызван чувством принадлежности к группе или

обществу, а также потребностью в одобрении окружающих;

· Личностным влиянием – конформизм вызван неуверенностью человека и его желанием поступать

«правильно».

М одель конформности была продемонстрирована в эксперементах Аша, которым предшествовало выявление такого явления как внушаемость (Шериф).

В классических экспериментах С. Аша было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой "подставной группой"), значительная часть участников эксперимента изменяла свои

первоначальные суждения, оценки и поведение.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша,

проведенных еще в 1951г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике.

Группе студентов предлагалось определить, какому из трех отрезков, изображенных на правой

к арточке, равен по длине отрезок, изображенный на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу правильно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом "подставной группы". В результате более одной трети (37%) дали ошибочные ответы, т. е. продемонстрировали конформное поведение.


С у щ ес т вуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р. Крачфилда), но суть ее остается неизменной - это метод "подставной группы", причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объяснение как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы.

С у б ъ ек т ивно причина податливости усматривалась испытуемыми в их личных особенностях

( н изкая самооценка, дефекты собственного восприятия), в большинстве объяснений исследователями было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида.Было установлено, что на степень К. влияет и менее развитый интеллект и и более низкий уровень развития самосознания. Столь же определенным был и др. вывод: степень К. зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперемента и состав группы. Роль именно этих характеристик до конца не была выяснена.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм, а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом

Н онконформизм ( от лат. non — «не» и поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Часто считается синонимом понятия «негативизм» и антонимом понятия «конформизм». В некоторых случаях нонконформизмом называют просто готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она противоречит позиции большинства. В таких случаях описанное в данной статье явление выделяют под названием «антиконформизм» (от греч. anti- —

«противо-»).

Н онконформизму конформизм часто противопоставляется, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе.

От мечается также, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах

н изкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.

Широко известны следующие экспериментальные исследования нонконформизма:

· 1951 год — «Эксперимент Аша», в котором около 8 % испытуемых проявили нонконформную реакцию.

· 1963 год — «Эксперимент Милграма». Имеется в виду та его модификация, в которой подсадным испытуемым предписывалось отказываться участвовать в «эксперименте». В этой модификации большинство настоящих испытуемых отказывалось от участия в «эксперименте» вслед за

подсадными, но 10 % испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора, несмотря на условия эксперимента.

· 1980 год — Эксперименты Чарльза Ричарда Снайдера и Говарда Л. Фромкина на студентах

У ни ве рситета Пердью, где студентам сначала предлагалось оценить то, насколько, по их мнению,

10 их наиболее значимых установок совпадают с аналогичными установками других студентов, а

потом участвовать в экспериментальном исследовании конформизма. Была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее у них проявлялась тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе.

 

72. Социально-психологические феномены: феномен социальной фасилитации и ингибиции.

73. Социально-психологические феномены: феномен групповой поляризации.


Групповая поляризация (от лат. polarisatia — сдвиг к краю, смещение к полюсу) — социально- психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе которой разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются к концу дискуссии в две полярно противоположные позиции, исключающие любые компромиссы. Под групповой поляризацией понимается также усиление в результате дискуссии экстремальности групповых решений (см. Групповое принятие решений) или суждений по сравнению с усредненными решениями или суждениями. Величина групповой поляризации тем больше, чем более смещены первоначальные предпочтения членов группы от средних значений. Частным случаем групповой поляризации является сдвиг к риску. Термин "групповая поляризация" был введен С. Московиси. В

американской традиции применяется термин "общий сдвиг в выборе". Групповая поляризация может возникнуть и вне открытой дискуссии, будучи результатом систематического обмена мнениями между участниками совместной деятельности и порождая группировки с полярными позициями. В крайней своей форме групповая поляризация выражает состояние внутригруппового конфликта. Феномен, противоположный описанному, называется групповой нормализацией.

Явлением, противоположным групповой поляризации, представляется феномен коллективизации мышления. Он проявляется в том, что члены некоторой социальной группы, стремясь добиться группового согласия, сохранить групповую сплоченность, сознательно выбирают такие решения, которых придерживаются все или большинство членов данной группы. При этом они не обращают внимания на правильность или объективность данного решения, так как главное дл я них — во что бы то ни стало прийти к общему согласию и сделать это как можно быстрее.

С явлением коллективизации мышления, с процессом его возникновения и сохранения связана

следующая типичная симптоматика.

· Иллюзия неуязвимости и излишний оптимизм. Это проявляется в том, что свою группу се члены считают непогрешимой и свято верят в правильность всех принимаемых ею решений.

· Безусловная в ера в моральную справедливость принимаемых решений. Это связано с убежденностью членов данной группы в том, что они в принципе не могут поступать аморально.

· Рационализация. Это явление проявляется в том, что любые решения, принимаемые группой, впоследствии находят какие-либо разумные оправдания, даже если они по существу оказались неправильными. Практически рационализация проявляется в том, что люди, принявшие или

поддерживающие данное решение, приводят в его защиту только положительные аргументы, игнорируя все недостатки или замечания, высказываемые другими людьми в адрес этого решения.

· Стереотипизация. Данный феномен проявляется в том, что всякое другие решение, отличающееся от того, которое приняла группа, заведомо и безоговорочно рассматривается как неправильное. Более

того, тех людей, которые придерживаются другого мнения, рассматривают как вредителей или врагов и всеми способами стараются их дискредитировать или избавиться от них (исключить из состава своей группы).

· Конформизм. Этот феномен проявляется в том, что члены группы, которые не имеют в ней авторитета или власти, конформно ведут себя по отношению к тем, кто обладает авторитетом и наделен властью в данной группе. Поэтому безвластные и неавторитетные члены группы сознательно или бессознательно придерживаются коллективного мнения с расчетом на то, чтобы не противопоставлять себя другим членам группы, в особенности влиятельным, и не вызывать на себя гаев с их стороны. Эта тенденция усугубляется тем, что авторами принимаемых групповых решений часто являются как раз самые авторитетные и наиболее влиятельные ее участники,

· Самоцензура. По разным причинам многие члены группы могут быть заинтересованы в том, чтобы не противопоставлять себя другим членам группы, не обострять отношения с ними. Поэтому они сознательно и тщательно следят за тем, что они сами говорят и как себя ведут. Соответственно они будут стремиться к тому, чтобы не выставлять себя, не отличаться в своих мнениях от остальных членов группы.

· Иллюзия единомыслия. Членам группы доставляет удовольствие тот факт, что все они думают одинаково. Для того чтобы не нарушить эту иллюзию единомыслия, сохранить благоприятный психологический климат в группе, они начинают вести себя соответствующим образом: не высказывают мнения, отличающегося от мнения других членов группы, или оказывают сопротивление всем тенденциям, разобщающим группу.

· Групповая психологическая самозащита. Этот феномен проявляется в том, что некоторые члены группы сознательно или бессознательно защищают ее от неприятной информации, например от разного рода моральных или этических переживаний по поводу принимаемых группой решений.


Д л я группового единомыслия (коллективизации мышления), кроме того, характерно следующее:

· снижение общего (группового) интеллекта, то есть среднего уровня разумности принимаемых группой решений, по сравнению с теми решениями, которые способны принять отдельные, наибол ее интеллектуально развитые члены группы;

· наличие "образа врага" группы и стереотипных, в основном негативных, взглядов на него;

· давление со стороны большинства, принуждающее отдельных членов группы вести себя

конформно;

· внешний контроль мышления других членов группы, побуждающий их одинаково думать. Коллективизация мышления нередко приводит к принятию и реализации ущербных решений. Этот феномен обычно сопровождается следующими типичными недостатками в принятии групповых решений:

· при обсуждении в группе различных проблем не рассматриваются все возможные, альтернативные их решения, принимается и главным образом обсуждается только то решение, которое предлагает лидер;

· возражения отдельных членов группы против предлагаемого единого группового решения большинством членов группы не принимаются во внимание;

· принимаемое группой решение не анализируется и не оценивается с точки зрения его возможных недостатков;

· информация, связанная с принимаемым решением, представляется и рассматривается односторонне

и предвзято;

· заранее не разрабатывается план действий на тот случай, если принятое групповое решение

окажется неудачным или его не удастся выполнить.

Ф е н омен коллективизации мышления нередко наблюдается в обществах и социальных группах, основанных на авторитарной системе, а также в группах людей, наделенных при данной системе реальной властью, особенно если эти люди не были избраны с помощью процедуры свободных выборов, зависимы от власти или назначены ею.

Кроме того, замечено, что склонность к коллективизации мышления иногда демонстрируют и люди, получившие власть демократическим путем в результате выборов. Став избранными, они невольно начинают думать о себе как о непогрешимых, превозносить себя над другими, рассматривать себя как наделенных особыми полномочиями. Если, кроме того, они пользуются поддержкой со стороны масс людей и если массы одобряют их действия, то такие люди со временем начинают считать себя непогрешимыми. Так было, например, во времена Сталина в бывшем Советском Союзе, когда все

решения в стране принимались или им самим, или окружающей его небольшой группой избранных и

зависящих лично от него людей.

Ученые, изучавшие феномен коллективизации мышления, исследовали и обсуждали также вопрос о том, как предотвратить данное нежелательное явление. Они пришли к следующим выводам, которые касаются действий, препятствующих возникновению коллективизации мышления и его отрицательных социально-психологических последствий.

· Члены группы должны знать, что такое коллективизация мышления, и сознательно ст ремиться ее избегать.

· В обсуждении разнообразных вопросов они должны стараться занимать беспристрастную и

непредвзятую позицию.

· К обсуждаемой проблеме и к предлагаемым се решениям необходимо подходить критически.

· В группе должны поощряться возражения и сомнения в правильности предлагаемых и принимаемых группой решений.

· Некоторые члены группы обязательно должны исполнять в ней не роль генераторов идей, а роль

арбитров.

· В процессе групповой дискуссии желательно разделять группу на подгруппы и каждой такой

подгруппе предлагать выработать собственное решение по обсуждаемому вопросу.

· Целесообразно обращаться к независимым экспертам, которые не входят в состав данной группы, не зависят от ее участников или лидера и в состоянии объективно оценить принимаемые данной группой решения.

· Предлагать вырабатывать решения по одному и тому же вопросу нескольким независимым друг от

друга группам, чтобы иметь возможность затем сопоставить полученные ими выводы.

В социальной психологии открыто и описано явление, в каком-то отношении противоположное коллективизации мышления. Это — феномен групповой поляризации.


Групповой поляризацией называется явление, в соответствии с которым групповое взаимодействие или групповая дискуссия приводят не к психологическому сближению членов группы или принятию единого решения, а, напротив, к расхождению или размежеванию мнений и разделению группы на две противостоящие друг другу половины. Иными словами, данный феномен проявляется в том, что в результате взаимодействия членов группы их разногласия не устраняются, а обостряются или

усиливаются. Это, в частности, может проявляться в разделении группы на две противоборствующие

группировки. Так понимаемая групповая поляризация зачастую порождает трудноразрешимые противоречия и конфликты между членами соответствующей группы.

Феномен групповой поляризации впервые был открыт и описан французским социальным

психологом С. Московичи (1969). Существование данного феномена впоследствии подтвердили десятки экспериментов.

В ходе исследований явления групповой поляризации были предложены несколько вероятных его объяснений. Наиболее популярными из них стали две теории, объясняющие данный феномен. Первая

из теорий, объясняющих явление групповой поляризации, носит название информационной, вторая

обозначается как нормативная.

Информационная теория объясняет феномен групповой поляризации следующим образом. Во время

групповой дискуссии члены группы обмениваются друг с другом разнообразной информации. Из этой информации они выбирают прежде всего то, что соответствует уже сложившимся у них убеждениям. В результате их убеждения усиливаются, и если они изначально были несогласованными, то рассогласование между ними увеличивается.

Нормативная теория предполагает, что члены группы, обсуждая какой-либо дискуссионный вопрос,

в своих суждениях и мнениях стараются соответствовать тем, с кем они в данной группе себя идентифицируют. Иными словами, стремясь к одобрению со стороны "своих", они в собственных суждениях и мнениях целенаправленно и сознательно подчеркивают изначально имеющиеся разногласия и стараются усилить их. "Желая понравиться другим, мы можем начать выражать более жесткие мнения, когда обнаруживаем, что другие разделяют наши взгляды".

 

74. Социально-психологические феномены: феномен социального влияния.

В л и я ние - поведение какого-либо человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей. Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого, чем с собственным первоначальным, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует различать понятия конформности и внушаемости. Социальное влияние: внушаемость, конформизм, подчинение

Конформность — это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения

под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

В н ушаемость(или суггестия) — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Р азличают:

· Внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция): мнение человека

действительно меняется под воздействием группы, он соглашается, что та права, и изменяет свою первоначальную позицию в соответствии с групповой, впоследствии демонстрируя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы.

· Внешняя, публичная конформность: демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей при сохранении собственного мнения в глубине души).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

· Прежде всего влияют особенности самого человека: в подростковом, юношеском возрасте

конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не


уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, он высок у музыкантов из оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.

· Влияют характеристики самой проблемы стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее,

тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность сопротивляться давлению группы.

· Влияет и масштаб группы. Вначале предполагали, что увеличение его приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого

конформность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3—5—7 человек), после чего не растет, да и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как не зависимые друг от друга, т. е. на нее действует количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется его давлению.

· Влияют взаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ею, то смелее сопротивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены их давлению индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности?С точки зрения информационного подхода (Фестингер)

современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния» он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санкций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой. Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное. Тогда человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих

руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует», в угоду

«сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

Н онконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, протест против подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм

— родственные свойства личности: положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность со стороны группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение. Это —

избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, целям и задачам групповой деятельности группы, т.е. решение принимается человеком самостоятельно со всей

личной ответственностью за его последствия.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность

существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индивидов, входящих в нее, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений


других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку индивид не только адаптируется к социальной среде, но и наоборот: адаптирует среду к своим взглядам. Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится минимизировать неприятности и наказания для себя, выбирая стратегию подчинения), то следует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога Милгрэма испытуемые в роли «учителей» наказывали

током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему они не отказались от эксперимента? При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

· Автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит.

· Человек представляет себя занимающим определенную ступень в иерархической лестнице,

включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека,

который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное положение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

 

75. Феномен групповой сплоченности. Подходы к изучению сплоченности.

Групповая сплоченность — это показатель единства группы. Сплоченность — это групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы(как личностная аттракция -Котт). Сплоченность — итоговая сумма сил и мотивов, побуждающая индивидов к сохранению членства в данной группе (силы: привлекательность, сходство между членами группами, соответствие групповых потребностей потребностям индивида, удовлетворение групповой деятельностью, психологический климат). Сплоченность как ценностно- ориентационное единство (Петровский). Сплоченность — характер системы внутренних связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к наиболее значимым объектам.

Групповая сплоченность (ГС)- один из процессов групповой динамики, характеризующий степень

приверженности к группе ее членов. Ее показатели: 1) уровень взаимной симпатии 2) степень привлекательности (полезности).

Факторы ГС чаще: 1) сходство базовых ценностных ориентаций членов группы; 2) ясность и определенность групповой цели; 3) демократический стиль лидерства (руководства); 4) кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности; 5)

относительно небольшой объем группы; 6) престиж группы.

Социометрический подход сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития

межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов.

Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». Другой подход был предложен Т. Ньюкомом, который вводит особое понятие «согласия» и при его помощи пытается интерпретировать сплоченность. Он выдвигает новую идею по сравнению с теми, которые содержались в подходах Морено и Фестингера, а именно, идею необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностями.

 

76. Общая характеристика больших социальных групп, их классификация.


Под большими социальными группами в социальной психологии понимают “…группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. В социальной психологии общепринято деление больших социальных групп на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. В первом случае люди объединяются в группы на основе общности объективных связей, существующих независимо от их сознания и воли (формальные объединения). Во втором — это группы, появляющиеся в результате сознательного выбора в объединении людей. Первый вид групп называется объективными макрогруппами, второй — субъективно-психологическими. Для уяснения соотношения между этими видами вводится понятие

«психологическая общность». Для понимания сущности психологической общности большое

значение имеет концепция Б. Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития общества. В первом случае процессы, явления и состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективное положение, связи и отношения людей в об- ществе и являются вторичными по отношению к объективным связям. Во втором случае сами психологические явления в группе являются первичными и составляют ее основу, т. е. психологическая общность группы является первичным основанием ее выделения.

О с н овными признаками классификации больших социальных групп (и соответствующими видами групп) принято считать:  время существования больших групп и их разделение на длительно существующие группы (классы, нации) и кратковременные (митинги, аудитории, толпы , массовые скопления людей, забастовки); характер организованности — неорганизованности формирования групп и их деление на организованные группы (партии, союзы, ассоциации) и стихийные или диффузные (толпа, посетители зрелищных мероприятий, «фанаты» и т. д.).

Б ольшие группы в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: 1)

стихийно возникшие, достаточно кратковременные существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория; 2) социальные группы в точном значении слова, то есть группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании - социальные классы, различные этнические группы, нации, профессиональные группы, половозрастные группы.

О бщие признаки, отличающие большие группы от малых:

· нравы, обычаи, традиции - специфические регуляторы поведения, их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики;

· образ жизни - особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения, его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов между людьми;

· интересы, ценности, потребности - приобретают особое значение в рамках образа жизни;

· специфический язык (например, в проф. или возрастной группе это жаргон).

Мет оды исследования общественной психологии больших социальных групп: методыэтнографии - анализ некоторых продуктов культуры, в которых закреплены нравы, традиции и обычаи; методы социологии - описывают некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции; методы языкознания - анализ знаковых систем; Менталитет - представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения, такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Стихийные группы:Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших соц групп: классов, наций, профессий, возрастов и т. д. такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Т олпа - длительность ее существования определяется значимостью инцидента; когда это связано с

выражением недовольства каким-либо социальным явлением толпа может все более и более возбуждаться, и переходить к действиям. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если


находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

М асса - может выступать не обязательно как сиюминутное образование, может оказаться в

значительно большей степени организованной. Когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. Организаторы выдвигаются не непосредственно в момент начала действия, а известны заранее. В действиях массы более четко продуманы как конечные цели. так и тактика поведения. Масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

П ублика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-

то зрелищем. В более замкнутых помещениях, например, в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Есть общая и определенная цель, поэтому она более управляема. В ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой (болельщика футбола).

С п особы воздействия, реализуемые в стихийных группах:

З аражениес давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить, как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин, 1971. С.

10). Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного

взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

В н ушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное,

неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.

П одражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Если в животном

мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания.

 

77. Понятие малой группы, ее границы и классификация малых групп.


Существует множество определений малой группы. А.В. Сидоренков предлагает разделение всех определений на группы: общеописательные, концептуализированные, методологизированные.

 М ал ая  группа  – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (Г.М. Андреева).

 М ал ая  группа  – относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами (Л.А. Карпенко).

Довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем  пре де л ах мал ой гру ппы . В американской (в основном) соц. психологии нижней границей малой группой считается «диада» - группа из двух человек. Критика: в диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма

общения – число эмоциональный контакт; в ней неразрешим конфликт, возникший по оводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, что добавляет новый момент к возникающей системе взаимоотношений - поэтому нижней границей должна стать «триада». Минусы «диады»:

· сужаются процессы межличностного взаимодействия;

· не может быть соц.-пси. структуры, неформальных подгрупп

· нет коммуникативно сети

· не может быть влияния большинства или меньшинства

· неразрешим конфликт по поводу деятельности

· упрощена статусно-ролевая композиция.

Верхний предел малой группы – так же спорный вопрос. Вначале было представление на основе

открытия Дж. Миллером 7+-2 (т.к. группа контактна, необходимо, чтобы индивид удерживал в поле своих контактов всех членов группы). Но при этом в исследованиях встречаются самые разнообразные числа. Андреева: «Если группа задана в системе общественные отношений в каком- то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследование как верхний».

 К л асс иф икация  мал ы х гру пп:

· Первичные и вторичные (Ч. Кули). Первичные группы – непосредственность контактов. Сейчас

к л ассификация утратила смысл, т.к. непосредственность контактов – по сути, и есть малая группа.

· Реальные и условные. Условная группа объединенная по определенному признаку общность

л юдей, которые не имеют прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. Реальные группы представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

· Естественные и лабораторные. Естественными называют группы, которые складываются сами

по себе. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого- либо научного исследования. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.

· Членства и референтные (Г. Хаймен, М, Шериф, Г. Келли). Референтная – общность, с которой

индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении. 2 функции: нормативная (в качестве источника норм поведения, соц. ориентация индивида) и сравнительная (перцептивные процессы: группа как эталон, с помощью которой индивид может оценить себя и других). отдельно выделяют «положительные» реф. группы – с которыми человек себя идентифицирует или членом которой хочет стать, и «отрицательные» - вызывающие у индивида неприятие или протест. Группа членства - группа, члены которой могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения.

· Формальные и неформальные (впервые предложил Э. Мейо). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, их норм, неформальные возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (к примеру, школьный класс как формальная и неформальное молодежное объединение как неформальная группа). Цели, преследуемые формальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую


д анная группа включена. Цели неформальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

· Закрытая и открытая. Закрытая группа – жизнедеятельность которой протекает в относительной обособленности от широкого социального окружения, закрыты для входа новых членов (либо жестких отбор). В свою очередь они разделяются на: группы, «закрытость» которых обусловлена вынужденной изоляцией (напр., попавшая на необитаемый остров команда);

«закрытость» которых обусловлена принудительной изоляцией (напр., осужденные, солдаты);

«закрытость» которых обусловлена добровольной изоляцией (напр., монахи, отшельники, сектанты); группы на основе общих интересов, а так же воспитанники спец. учреждений (напр., суворовцы).

 

78. Основные социально-психологические феномены межэтнических отношений.












Ме жэтнические отношения

Дата: 2019-07-24, просмотров: 288.