Развитие фонематического слуха.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятие 1. ЗВУК И БУКВА У

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— формировать и расширять у детей семантическое поле слом «Осень»;

— познакомить детей с механизмом образования звука У;

Коррекционно-развивающие

— развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица; силу голоса;

— формировать навыки звукового анализа и синтеза;

коррекционно-воспитательная:

— расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: зеркала, наборы фишек для составления звуковых схем, кассы букв, тетради, карандаши, предметные картинки со звуком «У» в начале, середине и конце слова, сюжетная картина «Осень».

Ход занятия

/. Организационный момент.

Разграничение понятий: звук и буква. Практическое закрепление.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной
моторики. Работа по развитию дыхания


Общее расслабление

Утром мы во двор идем, Шаги на месте.
Листья сыплются дождем, Взмахи руками перед собой.
И летят, летят, летят... Взмахи руками, разве- денными в стороны.
Все уж спать они хотят. Имитация сна.

Развитие общей моторики.

Дует, дует ветер, Дует, задувает. Энергичные взмахи руками. Желтые листочки С дерева срывает. Имитация срывания лис- тьев. Падают листочки Прямо нам под ножки. (И. Планида) Наклон вперед, руки касаются ног.

Развитие мелкой моторики.

Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Плавные, волнообразные движения ладонями. Вот дубовый. Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Загибают по одно- му пальчику на обеих руках. Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. (Н. Нищева) Спокойно укладывают ладони на стол.

Массаж лица.

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцами) и сном струйками
(поглаживание).


Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались. Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились,
огорчились, Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

для челюсти: рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременно открывать и закрыватьрот;

для губ: губы в улыбке - «трубочка»;

для языка: «лопаточка» (удерживать под счет до Ю).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

-   постановка нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме:

шумный выдох

стоя голосовые упражнения: изобразить завывание осеннего ветра: у-у-у-у-у... громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер),

/// Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.



Объявление темы.

Логопед: «Сегодня мы с вами поговорим об осени и осенних приметах. А также познакомимся со звуком У, но прежде нам нужно вспомнить какие
бывают звуки? (Гласные и согласные.) Гласные — это..., согласные — это...»

2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произношение изолированного звука У с подключением артикуляционного, тактильно-вибрационного и акустического контроля детей (губы
— вытянуты трубочкой; язык — за нижними зубами, отодвигается назад).

Характеристика звука У. Звук гласный — воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, обозначается фишкой красного цвета.




Развитие фонематического слуха.

На доске картинки, детям предлагается отобрать те, названия которых начинаются со звука У.

Соотношение звука с буквой.

Буква У
Совсем проста
Тянет рожки

Из... хвоста. (Г. Ванюхина)
Логопед предлагает детям найти букву У в разрезной азбуке среди других букв и выложить ее из счетных палочек.




Физкультминутка

К нам на длинной тонкой ножка Прыжки на одной ноге по mm
Скачет дождик по дорожив. Прыжки на другой ноге.
В лужица - смотри, смотри! - Он пускает пузыри. Покалывают руками на воображаемые пузыри.

Занятие 2. Звук и буква А

Цели:

коррекционно-образовательные:

— познакомить детей с механизмом образования звука А;

— формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»; учить различать периоды осени;

коррекционно-развивающие:

— учить детей выделять звук А из состава слогов, слов и предложений;

— развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

— учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

Корреционно-воспитательная

-   воспитывать у детей бережно* отношение к
окружающей среде.

Оборудование; зеркала, Наборы цветных фишек для составления звуковых схем, предметные картинки со звуком А в начале, середине и конце слова;

сюжетные картины: ранняя и поздняя осень, разрезные азбуки, счетные палочки, карандаши, тетради.


ХОД ЗАНЯТИЯ

/. Организационный момент

Логопед предлагает датам выделить начальный

звук в словах; утка, УДОЧКа, УТЮГ И Т.Д. Вспомнить, какие звуки называют гласными, а какие согласными.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной
моторики. Работа по развитию дыхания


Объявление темы.

Логопед: «Сегодня мы с вами узнаем, какая бывает осень и познакомимся со звуком А».

Соотношение звука с буквой.

Буква А, буква А —
Алфавиту голова
Знает Вова,
Знает Света,

А похожа на ракету. (В. Степанов)
Логопед предлагает детям найти букву А в разрезной азбуке среди других букв и выложить ее из счетных палочек.





Фонетические игры.

Звуковой анализ слое суп, сад с выкладыванием графической схемы.

Игра «Хлопай, не зевай» - хлопать на слово, в котором присутствует мук У, звук А.

Поделить на слоги слова: утка, утю*, кубик, труба, дача, ipyuia, Определить ударный слог, а затем определить место звуков У и А в этих словах.

Занятие 3. Звуки У — А

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей различать звуки У — А с опорой на различные виды контроля;,

— формировать навыки словоизменения;
коррекционно-развивающие:

— учить дифференциации звуков У — А в слогах, словах и предложениях;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие;

— воспитывать самоконтроль детей за речью;
коррекционно-воспитательные:

— воспитывать чувство любви к природе;

— развивать наблюдательность.
Оборудование: предметные картинки со звуками У —А в начале, середине и конце слов и деревьями, наборы для составления схем, тетради, карандаши, зеркала, счетные палочки, профили артикуляции звуков.




Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит слом со звуками У - А.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной
моторики. Работа по развитию дыхания
голоса.
1. Общее расслабление,

Мы хлопаем руками: хло - хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами; топ-топ-топ.
Машем мы руками, киваем головой.





Развитие общей моторики

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся, Приседают.
И под ногами шуршат, ишелестят, Движения руками вправо, влево,
Будто опять закружиться котят. Поднимаются, кружатся.

Развитие мелкой моторики,

На березе, на осина Догорели листья... Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках, Дунул ветер, и рябина Уронила кисти... Разжать и тихонько поло- жите но стол руки. Дождик моет желтый луг Ржавый и шершавый И земля вздыхает: Положи кисти пра- вой, а затем левой руки. — Vipl... Отдохну, пожалуй- Спокойно положить руки ся Фетисов) на стол.

4. Массаж лица:

— поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;

— поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;

поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);

поглаживание носа от кончика к переносице;

поглаживание от уголков губ к ушам;

«пальцевой душ» (постукивание двумя иличетырьмя пальцами).

Развитие мимических мышц.

Улыбнулись.

Огорчились.

Удивились.

Рассердились.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;

для губ: «бублик» — «трубочка», «воздушный поцелуй», беззвучнчая артикуляция звуков А, У;

для языка: самомассаж языка (покусывание — дя-дя-дя, расслабление — тя-тя-тя).

Объявление темы.

Сегодня мы побываем в гостях у осенних листоч-
ков и научимся различать звуки А, У.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Изолированное произношение звуков А, У хором и индивидуально. Анализ артикуляции звуков с подключением орального, тактильно-вибрационного и
акустического контроля. Сравнительная характеристика:

звук А - рот широко открыт; звук У - губы трубочкой; язык у нижних зубов;

воздух проходит свободно; голосовые связки работают.

Звуки А, У - гласные (воздух выходит свободно, не встречая преграды), обозначаются фишками красного цвета.

3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поменяй звук».

На звук А логопед предлагает детям хлопать, а на звук У — топать. Логопед произносит ряд изолированных звуков.

Ап-ап-ап — уп-уп-уп

Уп-уп-уп — ап-ап-ап

Ак-ак-ак — ук-ук-ук

Ук-ук-ук — ак-ак-ак и т.д.





Занятие 4. Звук и буква И

Цели:;

коррекционно-образовательные:

— дать понятие о механизме образования звука И;

— формировать умение образовывать прилагательные от существительных;

корекционно-развивающие:

— работать над развитием фонематических процессов;

— работать над развитием дыхания, голоса;

— учить детей выделять звук И из состава слогов, слов, предложений;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать бережное отношения к деревьям и природе в целом.

Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, профили артикуляции звука, предметные картинки со звуком И (в начале, середине и конце слова) и деревьями, пособие «Домик».

Ход занятия

/. Организационный момент.

Отобрать картинки с лиственными деревьями.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком И.

2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Изолированное произношение звука И с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Характеристика звука И (с опорой на схему). Звук И гласный' — воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется, обозначается
фишкой красного цвета.



Соотношение звука с буквой.

Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? — Три! А какая буква? — И.

Отыскивание буквы И в разрезной азбуке.


IV. Физкультминутка.

Логопед предлагает детям изобразить деревья и листочки, которые качает ветерок.

«Дует легкий ветер—листочки едва шевелятся»,— говорит он.

Дети имитируют легко* дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

«Сильный ветер - качаются деревья», - говорит логопед, а дети выполняют наклоны туловища.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: a-a-al Рябиновый: и-и-и.
Дубовый: о-о-о1 Березовый: у-у-у.





Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит названия лиственных деревьев.

//. Развитие общей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Общее расслабление

Приходите в огород Шаги на месте.
Посмотреть, как все растет, Руки поднимать вверх.
Все растет, все цветет Потряхивание руками.
Никому не тесно. Руки разведены в стороны.
Приходите в огород! Толчкообразные движения.
Очень интересно. Наклон вперед, перекрест- ные движения перед собой.

Развитие общей моторики

В огород пойдем, Урожай соберем. Шаги на месте.
Мы моркови натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный! (Н. Нищева) Показывают круг руками три раза.

Развитие мелкой моторики.

У Лариски — Две редиски. У Алешки — Две картошки. У Сережки сорванца — Два зеленых огурца. А у Вовки — Две морковки. Да еще у Петьки — Две хвостатых редьки. (В. Волина) По очереди разгибают пальчики из кулачков, начи- ная с большого на обеих руках.

4. Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, кругообразные
движения, поглаживание.

5. Развитие мимических мышц. Выполнение дейс-
твий по тексту.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.

Развитие артикуляционной моторики.

для челюсти: сомкнуть зубы, открыть - закрыть
рот;

для губ: «почмокать» губами; «пошлепать» губами;

для языка: удерживать язык у нижних зубов под
счет от 1 до 5; покусать язык зубками.

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

См. занятие «Звук и буква И».

Голосовые упражнения: повышение и пониже-
ние голоса при произнесении гласных звуков.

 

у

У/\ У У

///. Упражнения по развитию произношения и оби-
чению грамоте.

1. Объявление темы.

Логопед: «Сегодня мы с вами познакомимся со
звуками П, Пь, а также узнаем, как собирают уро-
жай овощей».

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети хором, а затем индивидуально (вслед за
логопедом) проговаривают звуки П, Пь.

Характеристика звуков. Звук П - согласный
(воздух не выходит свободно, встречает преграду -
губы), твердый, глухой (рука на горлышке - горлыш-
ко не дрожит), губной (активно участвуют губы),
обозначается синим цветом.

Звук Пь — мягкий. Это младший «братец» звука П. Он обозначается зеленым цветом.

4. Развитие фонематического слуха.
Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П поднимаем синий флажок.
На звук Пь — зеленый.



















Связь звуков и букв.

Звуки П, Пь живут в одном домике и этот домик — буква П.

На хоккее, на футболе Буква П — ворота в поле. (В. Степанов)
Рисование буквы П пальчиком: в воздухе и на столе. Отыскивание в разрезной азбуке.


IV. Физкультминутка.

Поищите куклу Полю1 Где она? Дети ладонями прикрывают влага и выполняют повороты туловища вправо-влево.
Сидит в песке. Приседают.
Суп готовит, кашу варит, Встают, Повороты тулови- щам вправо - влево.
Держит палочку в руке. Вытягивают руки вперед и держат воображаемую палочку.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Вспомнить картинки со звуками П, Пь.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуками К, Кь и научимся работать в огороде.

Акустико-артикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков К, Кь хором, индивиду ально. Характеристика звуков.

— Звук К — согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду), твердый, глухой (тактиль- но-вибрационный контроль), заднеязычный. Звук Кь — мягкий. Звук К обозначается синим цветом, а

— звук Кь — зеленым.


Связь звуков и букв.

Буква К — домик для звуков К, Кь.

Два столбика стояли рядом, Вдруг один переломился,
И к другому прислонился.

Выкладывание буквы К из ореховых скорлупок.


Фонетические игры.

— Игра «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречаются и не встречаются заданные звуки П, Пь, а затем К, Кь. Задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает
тот, кто первым правильно выполнил задание.

— Подобрать слова с заданным звуком.

— Поделить на слоги слова: капуста, пень, кино, ковер — и выложить (начертить) схему с ударением.

— Составить предложения со словами предыдущего задания, поделить на слова и выложить (начертить) схему.


Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Скажи наоборот».

Ка-ка — кя-кя   Ко-ко — кё-кё
Ку-ку — кю-кю  и т.д.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.
Ножками затопали, Там, там, там —

Зашагали по полу.  Тихо сели по местам.



Развитие общей моторики.

Как румян осенний сад! Легкие хлопки по щекам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощеки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх.
Точно солнышки горят! Соединить в круг («солныш- ко»).

Развитие мимических мышц

Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! Удивление.
А какие сочные груши! Восхищение.
А как их много! Радость.
Откусили кусочек яблока, а там червячок. Разочарование.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

для челюсти: покашливание, имитация голубиного воркования;

для губ: «вкусное варенье»; «почистим зубки» (верхние зубы изнутри).

Объявление темы.

Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а так-же познакомимся со звуками Т, Ть.

IV. Физкультминутка.

Ти-ти-ти — куда же нам пойти?

Ать-ать-ать — пойдем на улицу гулять.

Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать.

(Выполняются движения, соответствующие тек-
сту).


К занятию 7 (альбом 1, с. 9).

 

 

Занятие 8. Звуки К - Т

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать сравнительную характеристику звуков;

расширять словарь по теме «Фрукты»;
коррекционно-развивающие:

— развивать звуковой анализ и синтез;

— развивать фонематические процессы;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать мыслительную деятельность;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей аккуратность и развивать
любознательность.

Оборудование: макет плодового дерева, картинки с изображением фруктов, картинки, в названии которых есть звуки К — Т, тетради, карандаши, раз- резные азбуки, наборы для составления схем.




Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто выберет себе картинку с фруктами. (Предлагаются картинки, изображающие овощи и фрукты.)

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки К - Т.

Связь звуков и букв.

На доске выставляются буквы К, Т. Дети находят их в разрезных азбуках и прописывают в тетрадях.

IV. Физкультминутка.

— Тики-так, тики-так, — Так ходики стучат. Наклонять голову вправо — влево.
— Туки-так, туки-так, — Так колеса стучат. Поочередно правой и левой рукой описывать перед собой круги.
Туки-ток, туки-ток, Так стучит каблучок. Стучать каблучками.

Фонетические игры.

— Назвать первые звуки в словак: книга, тесьма, кнопка, табурет, телевизор, тарелка и т.д.

— Подобрать слова на звуки: К, Кь, Т, Ть.

— Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком Т — хлопаем, а со звуком Ть — топаем.

— Звуковой анализ слов: кот, тень.

— Игра «Рыболовы». Дети по очереди удочкой с
привязанным магнитом «вылавливают» из аквариума предметные картинки, называют их и
определяют место звуков К, Кь, Т, Ть.



Занятие 9. Звуки П - Т - К

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим и артикуляционным признакам;

— расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умение употреблять имена существительные в родительном падеже;

коррекционно-развивающие:

— развивать у детей дыхание и голос;

— развивать мимическую мускулатуру лица;

— развивать звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов;

— развивать мелкую моторику;

— учить ориентироваться на тетрадном листе;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к маленьким обитателям природы.

Оборудование: картинки с изображением насекомых, картина с изображением частей тела насекомых, картинки со звуками П, Т, К, зеркала, карандаши, тетради.


Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто превратит твердые слоги в мягкие.

Па-па-па — пя-пя-пя Ка-ка-ка — кя-кя-кя

Та-та-та — тя-тя-тя и т. д.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление

Туки-туки-туки-тук — Рубим, рубим во весь дух. Дети стоят и энергично машут руками.
Потихонечку садитесь Спящими вы притворитесь. Садятся на свои места и «засыпают».
Хорошо нам отдыхать, Встают.
Но пора уже вставать!  

Слова этого упражнения могут использоваться каждый раз при переходе к упражнению по развитию общей моторики.


Общая моторика

Пчелы гудят, в поле летят. Кружатся на месте и машут руками, как крыльями.
С поля идут, медок несут. (Народная песенка) Шаги на месте. Две руки закинуты на правое плечо («несут мед»).

Развитие мелкой моторики.

Божья коровушка, Полети на облачко. Рукой изображают «брюш- ко» божьей коровки. Принеси нам к осени Мы тебя попросим: Сверху «брюшка» погла- живающие движения дру- гой рукой. В огород — бобы, В лес — ягоды, грибы, В родник — водицу, В поле — пшеницу. Поочередно загибают паль- цы на руке.

Массаж лица.

Бабочка крылышками ма- шет. Поглаживающие движения. Вдруг комарик покусал. Постукивание, кругообраз- ные движения.

Развитие мимических мышц

Какая красивая стрекоза! Улыбнулись.
Как сверкают ее крылышки! Обрадовались.
Сильный осенний ветер сдул стрекозу с цветочка. Огорчились.
Но стрекоза вспорхнула и улетела. Восхищение.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

для челюсти: имитация жевания;

для губ: удержать губами витаминку;

для языка: «иголочка»; «киска лакает молоко».

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

Упражнение «На турнике». Исходная позиция — стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх — вдох, опустить палку на лопатки — длительный выдох с произнесением звука «фффф» (3—4 раза).

Голосовые упражнения.

Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков:

ау. выдох
ау.
ау вдох а



Объявление темы.

На прошлом занятии мы с вами различали два звука — П и Т — а сегодня к ним присоединился еще один звук — К.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков. Характеристика звуков П, К, Т.

3. Развитие фонематического слуха.
Воспроизведение слоговых рядов,
ту-ку-пу  то-ко-по пу-ту-ку
по-то-ко  ку-ту-пу ко-то-по и т.д.





Связь звуков и букв.

Отыскивание букв П, К, Т в разрезных азбуках (с
опорой на образец). Прописывание их в тетрадях.


IV. Физкультминутка.

Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом,
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.

(3. Александрова








Занятие 10. Звук и буква О

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать характеристику звука О с опорой на различные виды контроля;

— уточнять и расширять словарный запас по теме «Насекомые»; формировать предикативный словарь;

коррекционно-развивающие:

— автоматизировать звук О в слогах, словах, предложениях и тексте;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать общую моторику и координацию движений;

— развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей нравственные качества.
Оборудование: картина с изображением частей тела насекомых, картинки со звуком О (в начале, середине и конце слова) и насекомыми, наборы для составления схем, карандаши, тетради, разрезные азбуки.



Ход занятия

/. Организационный момент.

Вспомнить насекомых, с которыми познакомились на прошлом занятии.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Объявление темы.

Вы узнаете, с каким звуком мы познакомимся сегодня, если определите 1-й звук в словах: ослик, обруч, осы. Дети определяют звук О.

Соотношение звука с буквой.

В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О. (В. Степанов)
Отыскивание буквы О в разрезной азбуке (с опорой на образец).



Ход занятия

/. Организационный момент.

Как питаются насекомые? Назвать слова-действия.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Выполнение движений по тексту.

Гуси серые летели. На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали, Потом быстро убежали
Гуси серые летели, На лужайке тихо сели.



Развитие мелкой моторики.

Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей, Эта птичка - совушка, Сонная головушка. Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель. Дети загибают по одному пальчику на обеих руках. Эта птичка — злой орлан. Машут сложенными накрест ладонями. Птички, птички, по домам! (И. Нищева Машут обеими руками, как крыльями.  

Массаж лица.

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

Развитие мимических мышц.

Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много! Удивление.
Надолго хватит! Радость.
Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды. Огорчение.
Но ведь это мои друзья! Улыбка.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

—для челюсти: открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опускать челюсть вниз;

—для губ: «трубочка»; «рупор» (5раз);

—для языка: «лопатка»; «иголочка».

7. Работа по развитию дыхания и голоса;

—вдох носом, выдох носом (5 раз, контроль — зеркало);

—голосовые упражнения — произносить на одном
выдохе звуки ИУ:

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.


Объявление темы.

Сегодня мы с вами побываем в гостях у перелетных птиц и познакомимся со звуками X, Хь.

Фонетические игры.

— Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков К, X или Хь.

—Звуковой анализ слов с выкладыванием звуковой схемы: мак, хна.

—Игра «Скажи наоборот». Замени X на Хь, а К на X:

ха-ха-ха-ха — ка-ка-ка-ка хо-хо-хо-хо — ко-ко-ко-ко
хы-хы-хы-хы — кы-кы-кы-кы


Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки К и X.

Занятие 13. Звук и буква Ы

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Ы;

— формировать умение согласовывать имена числительные и имена существительные;

коррекционно-развивающие:

— развивать дыхание и голос;

— развивать мимическую мускулатуру лица;

— автоматизировать звук Ы в слогах, словах, предложениях и тексте;

— развивать звукобуквенный анализ слогов и слов;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей чувство любви к лесу и
бережное отношение к нему.

Оборудование: зеркала, тетради, наборы для составления схем, разрезные азбуки, картинки, в названии которых есть звук Ы, набор предметов для игры в «Лото», картинки с изображением грибов.


Ход занятия

/. Организационный момент.

Разложить в два столбика картинки: перелетные птицы, водоплавающие птицы.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Смотрим глазками опять.






Развитие мимических мышц.

Ребята! Представьте, что вы в лесу и Удивление.
вдруг... Какой большой гриб боро-  
вик!  
А рядом красная шапочка! Радость.
Но это оказался мухомор... Огорчение.     >
Да их здесь не один, а множество! Сердите лицо.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

— для челюсти: рот открыть, движение нижней челюсти вправо—влево;

— для губ: оттянуть нижнюю губу книзу (передние нижние зубы видны), удержать под счёт от 1 до
6—8, вернуть в исходное положение; поднять верхнюю губу (передние верхние зубы видны), удержать под счёт от 1 до 6—8, вернуть в исходное положение;

— для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); «пароход гудит» (ы-ы-ы).

7. Работа по развитию дыхания и голоса:

подышим лесным воздухом: вдох ртом, выдох носом (3—4 раза);

голосовые упражнения: произносить на одном выдохе звук Ы.

вдох |    ы      

_w ы      

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.


Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой Ы.

Связь звуков и букв.

Логопед демонстрирует букву Ы.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны. (В. Степанов)

Дети находят букву Ы среди других букв разрез-
ной азбуки.






Фонетические игры.

— Игра «Домик». Определить место звука Ы в словах: рыжик, зубы, синицы, грибы, дым.

— Игра «Дом, замок, избушка». Поделить слова на слоги и «расселить» в зависимости от количества слогов. (Слова со звуками Ы, А,
О, У, И).

— Игра «Разложи по рядам». Воспитатель раскладывает буквы, а дети определяют первый звук в названии картинок и кладут в ряд к соответствующей букве.

— Из ряда букв вычеркнуть те, которые написаны
неправильно.

2. Лексико-грамматические игры:

— Игра «Один — много». Лисичка — лисички — нет лисичек и т.д.

— Игра «Сосчитай». Один опенок, два опенка..., пять опят и т.д.

— Игра «Съедобный — несъедобный». Дети идут по кругу, воспитатель называет грибы, при назывании несъедобного дети останавливаются. То же с мячом.

 



Ход занятия

/, Организационный момент.

Дать характеристику гласным звукам.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Объявление темы.

Логопед: «Мы с вами уже познакомились с таки- ми гласными звуками: А, У, И, Ы, О. Сегодня они все вместе пришли к нам в гости».

Связь звуков и букв.

— Логопед называет звуки, а дети ищут соответствующие буквы в разрезных азбуках. 5. Дифференциация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Работа с разрезными азбуками. К каждой букве
(А, О, У, И, Ы) дети присоединяют букву К, читают получившиеся слоги. (АК, ОК и т.д.). Затем
меняют буквы местами и читают: КА, КО и т.д.

— Рассматривание предметных картинок. Определение, какой именно из заданных звуков присутствует в их названии.

— Определение места звука в словах.

— Игра «Домик». Деление слов на
слоги. Знакомство с правилом: сколько в слове
гласных, столько и слогов.

— Выкладывание слов из букв разрезной азбуки:
тик — ток — так — тук — тык.

IV. Физкультминутка. Изображение гласных букв с помощью движений, поз.






Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет гласные звуки и слоги с ними.

//, Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Выполнение действий по
тексту.

Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена, а расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Раз, два, три — ты кругом смотри.





Развитие мелкой моторики.

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. Указательный палец и мизинец изображают рога. За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит. Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванива- ние колокольчиком).

Массаж лица.

Ласковая кошечка облизывает язычком. Поглаживающие движения. Козочка маленькими рожками бодает.      Постукивание подушечками пальцев. Кошка когти точит. Растирающие движения по массажным линиям.   Ласковая кошечка ластится.    Поглаживающие движения.  

 

Развитие мимических мышц.

Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

—для челюсти: открыть рот (подержать под счет до пяти); движение челюстью вправо—влево;

—для губ: почмокать губами, пошлепать губами;

—для языка: почистить нижние зубки (с внутренней стороны), почистить верхние зубки.

Связь звуков и буквы.

Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали. (В. Степанов)
Двое детей изображают букву М, а остальные
выкладывают ее из счетных палочек.




Связь звуков и букв.

Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа.
Отыскивание буквы в разрезных азбуках, печатание в тетрадях.


Фонетические игры.

—Игра «Разложи в два ряда». Дети делятся на две команды — одна команда раскладывает картин ки со звуками М, Мь в названии, а вторая — со звуками Н, Нь.

—Игра «Повтори правильно» (повторение слоговых рядов):

Ми-ма-му-ме
На-ну-ни-ны и т.д.

— Игра «Домик». Определить место звуков Н, Нь, М, Мь в названии картинок: нос, банан, комар; миска и т.д.

— Игра «Дом, замок, избушка». Поделить слова на слоги и «расселить» в зависимости от количества слогов (слова со звуками Н, Нь, М, Мь).

— Игра «Восстанови слоги». Предлагается дописать недостающие элементы букв в слогах.


Коррекционно-развивающие:

—учить детей дифференцировать звуки Н — М в слогах, словах и предложениях;

—развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

—развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать навыки словоизменения;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.

Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детенышей, картинки со звуками Н, М, зеркала, тетради, карандаши, куклы, наборы
для составления схем, разрезные азбуки.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет жилища домашних животных.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. Дети сидят на стульчиках в свободной расслабленной позе.                                                          ',

Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно —
Расслабление приятно.








Развитие мелкой моторики.

У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. (В. Пальчинскайте Дом — ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.  

Массаж лица.

По общим правилам.

Развитие мимических мышц.

В лесу бегает злой волк. Нахмурить брови.
Вдруг не стало волка! Поднять брови (удивление).
Это мишка косолапый про- гнал злого волка. Подмигнуть правым глазом (радость).

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

—для губ: оскал, «трубочка» (чередование);

—для языка: язык «маляр», «почисти верхние зубки»;

—для щек: помидоры-толстячки, огурцы-худышки.

Связь звуков и букв.

На что похожа буква М? А буква Н? Выкладывание букв из счетных палочек.

IV. Физкультминутка.

Я как белка в колесе   Дети совершают прыжки Прыгаю на месте, \\   на месте. Чтобы было веселей,   Поскакали вместе.  

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей навыки словообразования;

— уточнять и расширять словарь по теме «Дики животные»;

—автоматизировать звук Б в слогах, словах предложениях;

—развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать чувство любви к окружающему.

Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, наборы для составления схем, разрезные азбуки, картинки с изображением жилищ диких животных,
предметные картинки со звуком Б в начале, середине и конце слова.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Назвать детенышей диких животных во множественном числе.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.



Фонетические игры.

—Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков Н, М, или Б.

—Звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы: бак, нос, мука.

—Игра «Скажи наоборот». Логопед предлагает детям заменить Н на М и М на Н.

На-на-на-на — му-му-му-му
Но-но-но-но — мэ-мэ-мэ-мэ
Ны-ны-ны-ны — ма-ма-ма-ма

—Составление предложений со словами: бак, нос, мука, деление их на слова и выкладывание
схемы.

—Работа в тетрадях с буквами и слогами.

2. Лексико-грамматические игры.

—Игра «Назови ласково». Белка — белочка и т.д.

—Образование сложных прилагательных. Напри-
мер: У лисы длинный хвост. Какая лиса? —
Длиннохвостая. У зайца: короткий хвост —...тонкие лапы —... короткие лапы —... толстые лапы —... длинные уши —... ) острые уши —.короткие усы —....

— Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? — Лисья.

Берлога медведя. — ...
Дупло белки. — ...
Логово волка. — ...
Морда лисы. — ...
Хвост зайца. — ...

— Образование существительных с помощью суффикса -ищ-. Например: нос — носище {лапы,хвост, усы, глаза, зубы и т.д.).

— Подбор слов-антонимов. Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы... и т.д.

— Игра «Сосчитай».

— Закрепление употребления предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

 

 

Занятие 19. Звуки Б, Бь. Буква Б

Цели:

коррекционно-образовательные:

— научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Б, Бь;

— формировать словарь и учить дифференцировать предметы одежды по сезонам;










Коррекционно-развивающие:

— учить детей дифференцировать звуки Б, Бь в слогах, словах, предложениях и тексте;

— развивать фонематические процессы;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

—  развивать память и мышление;
коррекционно-воспитательная:

—  расширять кругозор детей.
Оборудование: наборы для составления схем, карандаши, тетради, картинки со звуками Б, Бь в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно образует слова-признаки (притяжательные прилагательные, тема «Дикие животные»).

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.



Развитие общей моторики.

Я умею обуваться, Если только захочу. Топают ногами.
Я и маленького братца Обуваться научу. Руки перед грудью — «малень- кий братец».
Вот они, сапожки. Наклоняются вперед.
Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ногой.
Гели дождичек пойдет, Наденем калошки. (Е Благинина)   Топают ногами.  

Массаж лица.

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

Развитие мимических мышц.

Однажды купила мама Тане новые ботинки. Радость.
Ботинки оказались маленькими. Огорчение.
Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки! Удивление.
Ботинки как раз впору! Восхищение.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: имитация жевания;

—для губ: почмокать губами, пошлепать губами;

—для языка: мы прижмем язык губами (пя-пя-пя);
а потом прижмем зубами (тя-тя-тя).



Объявление темы.

Выделение четвертого лишнего.
Плащ, ботинки, пальто, куртка.Кроссовки, сапоги, берет, туфли.
Какие первые звуки в этих словах? С ними мы сегодня и познакомимся.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков Б, Бь с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звуков.

Звук Б — согласный, твердый, звонкий, губной. Звук Бь — согласный, мягкий, звонкий, губной.

3. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в ряду согласных.
На звук Б — хлопаем, на звук Бь — топаем.

4. Связь звуков и букв.

Логопед выставляет на доску букву Б — домик для звуков. Дети печатают букву в тетрадях по образцу.




Развитие мимических мышц.

Надел Павел новые кроссовки. Радость.
«Какие красивые кроссовки», — восхищались дети во дворе. Восхищение.
Побегал Павел по лужам — смотрит, а кроссовки грязные! Огорчение.
Испугался Павел, что мама будет ругать его. Испуг.
Быстро почистил кроссовки, и они стали как новенькие! Улыбка.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

—для челюсти: движение челюстью вправо—влево;

—для губ: покусать нижнюю губу; покусать верхнюю губу, почмокать губами;

——    для языка: покусать язык зубами, расслабит язычок (пя-пя-пя).

7. Работа по развитию дыхания и голоса:

——    вдох через нос — выдох через рот (5 раз);

——    голосовые упражнения: произносить на одно:

—выдохе.

—вдох а               иыа---

—иыа-----

—выдох      иыа.

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Связь звуков и букв.

На что похожа буква Б? А буква П? Печатание букв на доске.

К занятию 20 (альбом 1, с. 31—32).

VIII. Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 1. с. 22: ноябрь. 4 неделя).


Фонетические игры.

—Подобрать слова, которые начинаются со звуков Б, Бь, П.

—Игра «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречаются заданные звуки Б, Бь, а затем П, Б. Дается
задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

—Игра «Дом, замок, избушка». Поделить слова на слоги и «поселить» в зависимости от количества слогов (слова со звуками Б, Бь, П).

—Составить предложение, проанализировать и выложить схему.

—Работа в тетрадях с буквами и слогами.


Занятие 1. ЗВУК И БУКВА У

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— формировать и расширять у детей семантическое поле слом «Осень»;

— познакомить детей с механизмом образования звука У;

Коррекционно-развивающие

— развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица; силу голоса;

— формировать навыки звукового анализа и синтеза;

коррекционно-воспитательная:

— расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: зеркала, наборы фишек для составления звуковых схем, кассы букв, тетради, карандаши, предметные картинки со звуком «У» в начале, середине и конце слова, сюжетная картина «Осень».

Ход занятия

/. Организационный момент.

Разграничение понятий: звук и буква. Практическое закрепление.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной
моторики. Работа по развитию дыхания


Общее расслабление

Утром мы во двор идем, Шаги на месте.
Листья сыплются дождем, Взмахи руками перед собой.
И летят, летят, летят... Взмахи руками, разве- денными в стороны.
Все уж спать они хотят. Имитация сна.

Развитие общей моторики.

Дует, дует ветер, Дует, задувает. Энергичные взмахи руками. Желтые листочки С дерева срывает. Имитация срывания лис- тьев. Падают листочки Прямо нам под ножки. (И. Планида) Наклон вперед, руки касаются ног.

Развитие мелкой моторики.

Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Плавные, волнообразные движения ладонями. Вот дубовый. Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Загибают по одно- му пальчику на обеих руках. Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. (Н. Нищева) Спокойно укладывают ладони на стол.

Массаж лица.

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцами) и сном струйками
(поглаживание).


Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались. Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились,
огорчились, Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

для челюсти: рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременно открывать и закрыватьрот;

для губ: губы в улыбке - «трубочка»;

для языка: «лопаточка» (удерживать под счет до Ю).

7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:

-   постановка нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме:

шумный выдох

стоя голосовые упражнения: изобразить завывание осеннего ветра: у-у-у-у-у... громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер),

/// Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.



Объявление темы.

Логопед: «Сегодня мы с вами поговорим об осени и осенних приметах. А также познакомимся со звуком У, но прежде нам нужно вспомнить какие
бывают звуки? (Гласные и согласные.) Гласные — это..., согласные — это...»

2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произношение изолированного звука У с подключением артикуляционного, тактильно-вибрационного и акустического контроля детей (губы
— вытянуты трубочкой; язык — за нижними зубами, отодвигается назад).

Характеристика звука У. Звук гласный — воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, обозначается фишкой красного цвета.




Развитие фонематического слуха.

На доске картинки, детям предлагается отобрать те, названия которых начинаются со звука У.

Соотношение звука с буквой.

Буква У
Совсем проста
Тянет рожки

Из... хвоста. (Г. Ванюхина)
Логопед предлагает детям найти букву У в разрезной азбуке среди других букв и выложить ее из счетных палочек.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.